Н. Н. Иванов Н. В. Ковалев
N. N. Ivanov N. V. Kovalev
Развитие яхтенного туризма в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Development of Yacht Tourism in Saint-Petersburg and Leningrad Region
Иванов Николай Николаевич
Санкт-Петербургский государственный
экономический университет
Профессор кафедры экономики и управления
социальной сферой
Ковалев Николай Васильевич
EY
Санкт-Петербургский государственный экономического университета Соискатель кафедры экономики и управления социальной сферой [email protected]
Ivanov Nikolay Nikolaevich
Saint-Petersburg State Economic University Professor of the Chair of Social Sphere Economics and Managment [email protected]
Kovalev Nikolay Vasilyevich
EY
Saint-Petersburg State Economic University Candidate for the degree in economics of the Chair of Social Sphere Economics and Managment [email protected]
РЕФЕРАТ
В статье рассматриваются особенности и специфика яхтенного туризма. Исследуется возможность применения сетевой концепции для развития яхтенного туризма в Санкт-Петербурге и Ленинградской области и обосновывается целесообразность ее использования, определяются наиболее пригодные для реализации сетевой концепции объекты.
ABSTRACT
The article is focused on the features and peculiarities of yacht tourism. Author explores the possibility of applying the network concept to the yacht tourism development in St. Petersburg and the Leningrad region, and proves the feasibility of its use. The most suitable objects for the network concept are also identified by the author.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
туризм, развитие туризма, яхтенный туризм, яхтенные порты, концепция развития KEY WORDS
tourism, tourism development, yacht tourism, yacht ports, development concept
Яхтенный туризм является одним из перспективных и широко распространенных в мире видов туризма, в том числе в бассейне Балтийского моря. В частности, количество яхтенных туристов в Финляндии, Швеции и Эстонии составляет десятки тысяч человек1 [2]. При этом многие
из них, оставляя яхту в порту Таллина или Турку, доезжают до Санкт-Петербурга наземным путем. Основной причиной, по которой туристы не решаются дойти на яхте до Санкт-Петербурга, является отсутствие соответствующей инфраструктуры. Данное обстоятельство определяет
1 Франчук С. Развитию яхтенного туризма мешают законодательные, инфраструктурные и финансовые барьеры // Деловой Петербург:
[Электронный ресурс] URL: http://www.dp. ru/a/2012/04/03/Peterburg_i_Lenoblast_so/ (дата обращения 06.04.2012).
необходимость развития инфраструктуры яхтенно-катерного туризма.
Эффективное развитие и эксплуатация инфраструктуры яхтенно-катерного туризма возможны лишь при развитии сети яхтенных стоянок и портов различного уровня с различным набором услуг, позволяющих яхтсменам осуществлять комфортные дневные плавания (не более 20-40 миль между портами). Сетевая концепция позволяет развивать гостевой яхтенный туризм в двух направлениях: обеспечивает безопасность мореплавания и благоприятно влияет на туристское развитие региона. Понятие сетевой концепции имеет отношение не только к морским прибрежным регионам, но и к внутренним водным путям, которыми богат Северо-Запад России.
При разработке и реализации концепции развития сети яхтенных портов принципиальное значение имеет та роль, которую играют в этом процессе администрации местного и регионального уровней. Отсутствие активного участия государства в регулировании и непосредственном развитии инфраструктуры для яхтенно-катерного туризма может привести к следующим негативным последствиям:
• замедление темпов развития яхтен-но-катерного туризма;
• изоляция Северо-Запада России от потоков гостевых яхт и катеров и, как следствие, неполучение потенциального дохода от иностранного въездного туризма;
• вытеснение самодеятельных водно-моторных и яхтенных клубов с занимаемой ими территории, ставящее под угрозу само их существование и в связи с этим возможные негативные последствия социального характера;
• угасание детского и молодежного парусного и водно-моторного спорта в Санкт-Петербурге и Ленинградской области;
• ухудшение экологического состояния прибрежных территорий вследствие отсутствия надлежащего обслуживания их состояния.
Таким образом, регулирование про-
цесса развития инфраструктуры, определение территориального размещения, финансовое участие в приоритетных проектах развития яхтенных портов, а также информационная и организационная поддержка — все это задачи региональной и местной администрации в рамках программ поддержки развития туризма в регионе.
Ниже сформулированы некоторые выводы и рекомендации, которые должны быть, на взгляд авторов, учтены при реализации концепции развития инфраструктуры яхтенно-катерного туризма на Северо-Западе РФ.
• Расширение существующих портов должно быть приоритетным по сравнению со строительством новых.
• Строительство новых яхтенных портов или расширение существующих не должно вестись на территориях, определенных как природоохранные зоны.
• Сбалансированное развитие яхтенных портов с разным уровнем насыщения услугами (от портов-убежищ с минимальным набором только самых необходимых услуг до современных марин с полным комплексом услуг).
• Статистика и история развития стран Балтийского региона показывают, что темпы роста отрасли яхтенно-катерно-го туризма очень высоки, и в потенциале эта отрасль может стать одной из важных для малых приморских городов Балтийского моря.
• Особое внимание должно быть уделено удовлетворению экологических норм и требований при реконструкции и строительстве яхтенных портов. Является целесообразным присоединение России к экологическому движению «Голубой флаг» (экологические стандарты для строительства и эксплуатации яхтенных портов и пляжей).
• Включение в обязательные экологические требования для яхтенного порта минимального набора сервисных услуг (туалеты, подача воды, сбор отходов).
• Разработка системы классификации яхтенных портов на основе европейского опыта, а также сертификации
качества услуг в яхтенных портах и маринах Северо-Запада РФ.
• Повышение роли муниципальных властей в развитии инфраструктуры яхтенно-катерного туризма. Прямое участие муниципальных образований в финансировании и поиске дополнительного финансирования для развития гостевых стоянок.
• Включение российских яхтенных портов и стоянок в информационную сеть яхтенных портов Балтийского моря.
• Привлечение благотворительных и донорских грантов мeждyнародных организаций на развитие инфраструктуры яхтенно-катерного туризма в регионе.
• Применение лизинговых схем при строительстве и оборудовании яхтенных портов при участии местных властей.
• Повышение межрегионального сотрудничества на Северо-Западе РФ (Санкт-Петербург, Ленинградская область и Республика Карелия) в вопросах развития яхтенно-катерного туризма в целом и инфраструктуры в частности1. В настоящее время в России, в том
числе в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, не существует системы классификации яхтенных портов, стоянок и гаваней яхт-клубов. Отсутствуют и официально подтвержденные требования к оборудованию яхтенных портов, системе их функционирования и контролю за полнотой и правильностью выполнения основных функций. Основными целями создания и внедрения сетевой концепции развития яхтенных портов являются интенсификация развития ях-тенно-катерного туризма, создание максимально привлекательных и комфортных условий для путешествий на моторных или парусных яхтах.
Большинство таких яхт являются частными, и во время путешествий они управляются семейными экипажами. Наиболее комфортным и привлекатель-
1 Материалы IV Международного форума «Санкт-Петербург — морская столица России. Морской туризм»: [Электронный ресурс]. URL: http://global-port.ru/ru/conferences/20. html.
ным режимом путешествия такого семейного экипажа является переход из одного места стоянки в другое продолжительностью от 3 до 5 часов, т. е. на расстояние от 20 до 40 морских миль. После дневного перехода — отдых и ночевка, на следующий день стоянка может быть продолжена или начат переход в новое место посещения.
В связи с тем что обычно яхтенные порты принадлежат разным владельцам, а менеджмент осуществляют различные операторы, координация сетевого функционирования яхтенных портов может осуществляться соответствующей ассоциацией владельцев (операторов) яхтенных портов или администрацией соответствующего региона (регионов).
Помимо оптимального расстояния между ближайшими яхтенными портами сети (требование к функционированию сети) важными являются другие два типа требований:
• требования к размещению яхтенных
портов (хорошие подходы с моря:
♦ легкая навигация, недлинный подходной фарватер — и со стороны побережья;
♦ навигационная безопасность — порт должен быть легко доступен с моря в дневное и ночное время;
♦ гавань должна быть хорошо защищена от ветра и волнения, в том числе от проходящих судов;
♦ желательно, чтобы в гавани не было сильного течения;
♦ туристская привлекательность — достопримечательности, природные объекты, объекты отдыха, культуры и развлечения в месте расположения яхтенного порта);
• услуги и технический сервис в яхтенном порту [1].
Наиболее сложным представляется обеспечение хорошего подхода с моря и навигационной безопасности, что может оказаться очень капиталоемким процессом. Для обеспечения хорошего подхода с моря часто требуются дноуглубительные работы на фарватере, а для навигационной безопасности — создание волноломов. Именно с этими фак-
торами связан длительный срок окупаемости проектов создания водно-спортивных и портовых сооружений, который в среднем составляет более 12 лет [Там же]. Для решения этого вопроса целесообразным представляется в том числе применение принципов государственно-частного партнерства, в рамках которого государство, заинтересованное в увеличении туристического потока, инвестирует в создание капиталоемкой инфраструктуры яхтенных портов.
Рассматривая существующие яхтенные порты, а также необорудованные в настоящее время гавани и бухты, пригодные по своим техническим возможностям для стоянки яхт и катеров по критерию оптимального расстояния между ближайшими яхтенными портами, приходим к выводу, что сетевая концепция в российской акватории восточной части Финского залива может быть реализована, если в этой сети яхтенных стоянок будут созданы и использоваться стоянки на островах Гогланд, Мощный, Соммерс, Западный Березовый, Большой Березовый, Вихревой, а также стоянки в Приморске, в бухте Песочная, в Зеленогорске, на фортах Обручев и Тотлебен. С точки зрения размещения новых объектов базирования и стоянки маломерного флота наиболее предпочтительным является развитие яхтинга в Кронштадте и близлежащих фортах.
Основой всей программы развития водных видов спорта и яхтенного туризма можгут стать Кронштадт и прилегающие форты Кроншлот, 1-я и 2-я Северные батареи, Обручев. Основные преимущества развития яхтенного туризма в Кронштадте:
• гавани Кронштадта созданы и приспособлены для обслуживания парусных судов;
• Кронштадт является первой территорией Санкт-Петербурга и России на пути прибывающих яхтенных тури-
стов, поэтому развитие здесь инфраструктуры яхтенного туризма и отдыха станет важным элементом формирования морского фасада Санкт-Петербурга;
• в связи с изменением военно-стратегической ситуации и сокращением активности ВМФ на о. Котлин Крон-штадский административный район нуждается в новой стратегии развития, которой может стать ориентация на развитие водных видов спорта, яхтенного туризма, образования по морским специальностям как военного, так и гражданского направления, места активного отдыха жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
• Кронштадт является самой западной из оборудованных яхтенных стоянок Санкт-Петербурга, что позволяет рационально организовать таможенный и паспортный контроль для яхтенных туристов [2].
• в связи с предполагаемым строительством западного скоростного диаметра, Кронштадт становится единственным местом стоянки без ограничения по высоте мачт;
• с навигационной точки зрения заход и стоянка в Кронштадте более предпочтительны;
• организация мест швартовки в исторической части города станет дополнительным фактором привлекательности для яхтенных туристов (при создании соответствующей береговой инфраструктуры).
Таким образом, можно констатировать, что Санкт-Петербург и Ленинградская область располагают всеми необходимыми предпосылками для комплексного развития яхтенного туризма. При этом данное направление развития туризма, основанное на сетевой концепции, будет иметь значительное положительное влияние на туристический поток.
Литература
1. Ковалев Н. В., Ковалев С. Н. Государственно-частное партнерство в развитии социальной инфраструктуры: экономические аспекты в развитии инфраструктуры туризма, спорта,
образования // Опыт и перспективы развития туризма в крупных приморских городах: Сб. < мат-лов II междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2011. С. 38. г
2. Ковалев Н. В., Ковалев С. Н. Развитие водных видов туризма в Санкт-Петербурге // Актуальные проблемы развития сферы услуг: Сб. науч. тр. кафедры экономики и управления соц. сферой Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. СПб., 2009. Вып. VII. С. 120.
References
1. KovalevN. V., KovalevS. N. Public-private partnership in the development of social infrastructure: economic aspects of tourism, sports and education infrastructure // Experience and prospects of tourism development in the major coastal cities: Materials of the II International Scientific and Practical Conference. SPb., 2011. P. 38.
2. Kovalev N. V., Kovalev S. N. Water tourism development in St. Petersburg // Actual problems of social sphere development. 2009. Issue VII. P. 120.