Научная статья на тему 'Яхтенный туризм на черном море: возможности и ограничения развития'

Яхтенный туризм на черном море: возможности и ограничения развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
650
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМИССИЯ / СУДОВОЙ АГЕНТ / СУДОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ / СУДОВАЯ РОЛЬ / СУДОВОЙ БИЛЕТ / ТРАНЗИТНЫЙ ЛОГ / ЯХТА / ЯХТИНГ / COMMISSION / THE SHIP''S AGENT / SHIP''S DOCUMENTS / CREW LIST / SHIP TICKET / TRANSIT LOG / YACHT / YACHTING

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Селиванов Виктор Вениаминович

В статье рассмотрена международная практика оформления яхт загранплавания в Черноморских портах РФ с целью выявления возможностей развития яхтенного туризма. Также, в работе показано, что развитию яхтенного туризма в Республике Крым уделяется особое внимание. Правительством РФ разрабатывается программа по созданию благоприятных условий развития яхтинга в прибрежных зонах Российской федерации. На основе анализа показано, что законодательство РФ, регулирующее пропуск яхт через государственную границу РФ еще не соответствует международным нормам, что является ограничением развития данного вида туризма. Поэтому рассмотрение вопросов международной практики оформления яхт загранплавания является актуальным для обеспечения устойчивого развития яхтенного туризма в Крыму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Селиванов Виктор Вениаминович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BLACK SEAYAHTING: POSSIBILITES AND LIMITATIONS OF DEVELOPMENT

The article discusses some of the issues associated with the international practice of registration of foreign-yacht in the Black Sea ports of Russia. The development of nautical tourism in the Republic of the Crimea is given special attention. Russian Government is developing a program of creation of favorable conditions for development of yachting in the coastal areas of the Russian Federation. However, the legislation of the Russian Federation governing the yachts passing through the state border of the Russian Federation has not yet fully in line with international standards. Therefore, consideration of international practice, foreign-design yacht is relevant for the sustainable development of nautical tourism in the Crimea.

Текст научной работы на тему «Яхтенный туризм на черном море: возможности и ограничения развития»

УДК 338.465.4

Селиванов Виктор Вениаминович

Кандидат экономических наук, и.о. заведующего кафедры менеджмента и туристского бизнеса, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялта

ЯХТЕННЫЙ ТУРИЗМ НА ЧЕРНОМ МОРЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ

В статье рассмотрена международная практика оформления яхт загранплавания в Черноморских портах РФ с целью выявления возможностей развития яхтенного туризма. Также, в работе показано, что развитию яхтенного туризма в Республике Крым уделяется особое внимание. Правительством РФ разрабатывается программа по созданию благоприятных условий развития яхтинга в прибрежных зонах Российской федерации. На основе анализа показано, что законодательство РФ, регулирующее пропуск яхт через государственную границу РФ еще не соответствует международным нормам, что является ограничением развития данного вида туризма. Поэтому рассмотрение вопросов международной практики оформления яхт загранплавания является актуальным для обеспечения устойчивого развития яхтенного туризма в Крыму.

Ключевые слова: комиссия, судовой агент, судовые документы, судовая роль, судовой билет, транзитный лог, яхта, яхтинг.

Jel classification code: L 830, L 920, O 290

Viktor Selivanov

Ph.D.(economics) Chair of management and tourism business, Humanitarian Pedagogicalacademy (branch) V.I. Vernadsky Crimean Federal University

BLACK SEAYAHTING: POSSIBILITES AND LIMITATIONS

OF DEVELOPMENT

The article discusses some of the issues associated with the international practice

of registration of foreign-yacht in the Black Sea ports of Russia. The development of

225

nautical tourism in the Republic of the Crimea is given special attention. Russian Government is developing a program of creation of favorable conditions for development of yachting in the coastal areas of the Russian Federation. However, the legislation of the Russian Federation governing the yachts passing through the state border of the Russian Federation has not yet fully in line with international standards. Therefore, consideration of international practice, foreign-design yacht is relevant for the sustainable development of nautical tourism in the Crimea.

Keywords: commission, the ship's agent, ship's documents, crew list, ship ticket, transit log, yacht, yachting.

Jel classification code: L 830, L 920, O 290

Понятие яхтенного туризма (яхтинга) можно определить, как различные виды морской туристской деятельности, включающие отдых, путешествия или спортивные мероприятия для отечественных или иностранных туристов, организованные на частных или коммерческих яхтах, взятых в аренду.

В этой связи представляется немаловажным принятия комплекса мер по развитию яхтенного туризма в Республике Крым и в Черном море в целом [1]. Крым по своему географическому положению имеет наибольшие перспективы развития данного направления туризма. Поэтому необходимо развитие инфраструктуры и своей ресурсной базы. Необходимо также осуществить комплекс мероприятий по составлению навигационных карт акваторий, решить вопрос о безопасности и надлежащем обустройстве яхтенных стоянок, составить карту предполагаемого размещения марин, принять меры к урегулированию вопросов пограничного и таможенного контроля, привести в порядок предполагаемые места стоянок. Также необходимо решить ряд проблем по урегулированию нормативно-правового поля, регулирующего яхтинг в РФ.

На уровнях различных органов власти неоднократно рассматривался вопрос об упрощении таможенного и пограничного оформления круизных судов и яхт, заходящих в отечественные порты. Однако в практической деятельности по оформлению круизных и прогулочных яхт существует еще много излишнего

формализма, что ни в коей мере не способствует повышению авторитета нашего государства на международной арене [2].

Мировой рынок круизного судоходства постоянно растет и в настоящее время составляет 39,6 миллиарда долларов.

50

2008 2009 2010 2011* 2012 2013 2014 2015*

Рис. 1

Динамика роста выручки мирового судоходства [7]

В международном круизном судоходстве достаточно большую долю в сегменте этой сферы бизнеса начинает занимать яхтенный туризм. Так, в России в настоящее время зарегистрировано более 1,5 миллиона маломерных судов и из количество увеличивается более чем на 100 тысяч в год ежегодно, при этом, для сравнения, в США количество коммерческих и личных яхт по данным 2014 года составляет 11,5 миллионов [7]. Однако, на Черноморском побережье РФ, кроме яхтенных марин на сочинском морвокзале и в бухте Балаклава (Республика Крым), хорошо оборудованных мест для приема современных круизных яхт не существует. А ведь яхтенный туризм — очень перспективный вид развития круизного бизнеса. Казалось бы, за неимением в достаточном количестве оборудованных мест для приема круизных яхт в морских портах,

необходимо создать условия наибольшего благоприятствования при приеме и обслуживании гостей регионов. В этом случае, можно было бы рассчитывать на приток инвестиционного капитала для дальнейшего развития системы яхтенных стоянок.

По сложившимся современным международным нормам, для оформления яхтенного захода в иностранный порт, капитан предоставляет представителям органов власти три основных документа:

- судовую роль;

- судовой билет;

- транзитный лог, в котором отражаются отметки иммиграционной, таможенной и др. контролирующих служб.

В зарубежных портах оформлением яхт занимается самостоятельно судовой агент, при этом на борт яхты не поднимается никто, кроме агента.

Рассмотрим порядок оформления яхт загранплавания в портах Российской Федерации. В портах РФ оформление яхт регламентируется Приказом ФСБ РФ от 15.10.2012 г. №2515 «Об утверждении правил пограничного режима» [6].

Как следует из требований этого нормативного документа, в состав комиссии по контролю яхт, их экипажа и пассажиров входят представители пограничного и таможенного контроля, а также — ветеринарного, экологического, санитарно-карантинного, фитосанитарного контроля и контроля над перемещением культурных ценностей. Капитан яхты должен предоставить этой контролирующей группе чиновников:

- судовую роль (4 экз.);

- документы, дающие право въезда в РФ членам экипажа и пассажирам;

- список пассажиров (4 экз.);

- декларации о наличии на борту яхты наркотических средств, оружия и боеприпасов (2 экз.);

- декларацию о судовой кассе (2 экз.);

- список яхтенных запасов (2 экз.);

- таможенные декларации членов экипажа (2 экз.);

- таможенные декларации пассажиров (2 экз.);

- морскую медико-санитарную декларацию;

- свидетельства о профилактических прививках членам экипажа и пассажирам (по мере необходимости);

- свидетельство о праве плавания под флагом государства;

- документы, подтверждающие право собственности на яхту и др.

Фактически от яхты, заходящей в российские порты, требуется подготовка

значительного количества документов. Во всяком случае, не менее чем от крупных круизных судов, имеющих на борту в качестве специального подразделения пассажирскую службу.

Естественно, что после сложных процедур оформления многие зарубежные яхтенные туристы более не планируют повторного возвращения в наши черноморские порты, да и своим визави не советуют прокладывать курсы в этом направлении. Морские путешественники прекрасно понимают, что любое государство должно организовывать таможенный, иммиграционный и другие виды пограничного контроля. Однако, этот контроль должен все же соответствовать общепринятым международным нормам, не выходя за рамки разумной необходимости.

Существующие процедуры оформления яхт, заходящих в порты восточного и северного Причерноморья, свидетельствуют о том, что в РФ пока не принимается действенных мер по созданию привлекательного бизнес-продукта в такой перспективной сфере круизного судоходства, как яхтенный туризм. Затронутая нами проблема оформления яхт составляет лишь небольшую часть комплекса сложно решаемых вопросов: неприспособленность причалов; недостатки в обеспечении безопасности стоянки круизных яхт; сложности с бункеровкой пресной водой и топливом, подключением яхт к береговому электропитанию и др. Необходимо создать не только институциональную, но и инфраструктурную среды развития яхтенного туризма.

Поэтому для развития яхтенного туризма в Республике Крым и в других Черноморских портах РФ крайне важно разработать систему мер по обеспечению режима наибольшего благоприятствования при заходе круизных яхт загранплавания в отечественные порты. В противном случае большой туристский потенциал Черноморских портов Российской Федерациив области яхтенного туризма останется невостребованным еще на долгие годы.

Литература

1. План мероприятий по реализации первого этапа (2012-2013 годы) концепции «Развитие яхтенного туризма в Автономной республике Крым» до 2020 года.- http://ark.gov.ua/

2. Селиванов В.В. Международный морской туризм: основыорганизации и методология: учебное пособие / В.В. Селиванов.-Симферополь: ИТ «Ариал», 2015.- 296 с.

3. Селиванов В. В. Экономический механизм рынка аренды яхт: применение международной практики при развитии туристской отрасли Крыма //Крымский научный вестник. — С. 46.

4. Селиванов В. В. Круизное судоходство на черном море: от кризисной ситуации к устойчивому развитию //Крымский научный вестник. — С. 66.

5. Селиванов В. В. Исследование некоторых особенностей круизного туризма: источники заблуждений //Таврический научный обозреватель. — С. 83.

6. Приказ ФСБ РФ от 15.10.2012 г. №515 «Об утверждении правил пограничного режима».-http://base.garant.ru/70278052/

7. Портал международной статистики http://www.statista.com/statistics/204572/revenue-of-the-cruise-line-industry-worldwide-since-2008/

References

1. Plan meroprijatijporealizaciipervogojetapa (2012-2013 gody) koncepcii «Razvitiejahtennogoturizma v AvtonomnojrespublikeKrym» do 2020 goda. — http://ark.gov.ua/ (in Russian)

2. Selivanov V. V. Mezhdunarodnyjmorskojturizm: osnovyorganizaciiimetodologija: uchebnoeposobie / V.V. Selivanov.- Simferopol': IT «Arial», 2015.- 296 p. (in Russian)

3. Prikaz FSB RF ot 15.10.2012 g. №515 «Ob utverzhdeniipravil pogranichnogorezhima». — http://base.garant.ru/70278052/_(in Russian)

4. Selivanov V. V. Jekonomicheskijmehanizmrynkaarendyjaht: primeneniemezhdunarodnojpraktikiprirazvitiituristskojotrasliKryma//Krymskijnauch nyjvestnik. — p. 46. (in Russian)

5. Selivanov V. V. Kruiznoesudohodstvonachernom more: otkrizisnojsituacii k ustojchivomurazvitiju//Krymskijnauchnyjvestnik. — p. 66. (in Russian)

6. Selivanov V. V. Issledovanienekotoryhosobennostejkruiznogoturizma: istochnikizabluzhdenij //Tavricheskijnauchnyjobozrevatel'. — p. 83.(in Russian)

7. http://www.statista.com/statistics/204572/revenue-of-the-cruise-line-industry-worldwide-since-2008/ (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.