Научная статья на тему 'Правовое регулирование деятельности полицейских органов Российской империи по обеспечению правопорядка в 60 - 80-х годах XIX века'

Правовое регулирование деятельности полицейских органов Российской империи по обеспечению правопорядка в 60 - 80-х годах XIX века Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
656
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОПОРЯДОК / ЖАНДАРМСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИЦИЯ / НАДЗОР / ДОЗНАНИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никитин А. А.

В настоящей статье рассмотрены вопросы правового регулирования деятельности исполнительной полиции и жандармских подразделений по обеспечению правопорядка в 60 80-х годах XIX века. Исследованы процессы реорганизации правоохранительных органов, описаны и проанализированы основные полномочия сотрудников государственных институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование деятельности полицейских органов Российской империи по обеспечению правопорядка в 60 - 80-х годах XIX века»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №02-2/2017 ISSN 2410-700Х

Список использованной литературы:

1. Кобец П.Н. О проблеме испытательного срока в механизме условного осуждения. Российская юстиция. М., 2009 № 9.

2. Кобец П.Н. О необходимости совершенствования законодательства Российской Федерации за преступления, совершаемые в сфере водных биоресурсов. Российский следователь. М., 2011. № 24.

3. Кобец П.Н. О современной уголовной политике Российской Федерации как сложном социальном феномене. Современная уголовная политика: поиск оптимальной модели: материалы VII Российского конгресса уголовного права (31 мая- 1 июня 2012 года). - Москва: Проспект, 2012.

© Кобец П.Н., 2017

УДК 340

А.А. Никитин

к.и.н., доцент кафедры теории государства и права,

образовательного права «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, РФ E-mail: [email protected]

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦЕЙСКИХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВОПОРЯДКА В 60 - 80-Х ГОДАХ XIX ВЕКА

Аннотация

В настоящей статье рассмотрены вопросы правового регулирования деятельности исполнительной полиции и жандармских подразделений по обеспечению правопорядка в 60 - 80-х годах XIX века. Исследованы процессы реорганизации правоохранительных органов, описаны и проанализированы основные полномочия сотрудников государственных институтов.

Ключевые слова

Правопорядок, жандармское управление, исполнительная полиция, надзор, дознание, преступление.

С созданием принципиально новой социально-политической ситуации в Российской империи, в результате начавшихся коренных изменений во внутриполитическом курсе развития страны и перехода на новые капиталистические отношения, во второй половине XIX в. возникла острая необходимость в реформировании правоохранительных органов и правового обеспечения их деятельности.

Реорганизация полицейских структур началась с введения 25 декабря 1862 г. «Временных правилах об устройстве полиции в городах и уездах губерний, по общему учреждению управляемых» [1]. В результате реформирования произошло объединение городской и уездной полиции в единое полицейское управление, во главе которого находился исправник, назначаемый губернатором. Отдельная городская полиция, возглавляемая полицмейстером, сохранялась только в крупных уездных городах и губернских центрах. Полицейские управления состояли из начальника (исправника, полицмейстера), его помощников, секретарей, рассыльных. Подведомственными управлению чинами полиции в уездах являлись становые приставы, а непосредственно на местах находились сотские и десятские, кадровый состав которых формировался путем выборов лиц из крестьянской среды селений. В городах, посадах и местечках полиция состояла из участковых приставов, городских приставов, их помощников и полицейских надзирателей [Там же].

Введение «Временных правил» привело к реорганизации структуры органов МВД в России и увеличило в некоторой степени штат полиции, не внося при этом существенных изменений в правовую

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №02-2/2017 ISSN 2410-700Х_

базу обеспечения деятельности по поддержанию правопорядка. Но, тем не менее, на органы исполнительной полиции возлагался широкий круг обязанностей, в том числе противодействие противоправным проявлениям: охрана общественного спокойствия; осуществление мер безопасности от воров и разбойников, розыск и поимка преступных групп; поимка беглых, бродяг и беспаспортных; меры по прекращению нищенства и «праздношатательства» [2, с. 82]. Что включало в себя мероприятия как по предупреждение, так и по раскрытию преступлений.

В период реализации реформ Александра II происходило нарастание антиправительственных настроений и вовлечение широких слоев либеральной интеллигенции и студенчества в революционное движение, что требовало создания сети территориальных органов жандармерии для наблюдения и контролирования деятельности революционеров. Поводом и ответной реакцией, подтолкнувшей правительство к реорганизации жандармского аппарата, явились события 4 апреля 1866 г. - покушение Д. В. Каракозова на императора Александра II, а также посягательство на жизнь главы российского государства и Наполеона III польским эмигрантом А. Березовским в Булонском лесу Парижа 25 мая 1867 г. В результате 9 сентября 1867 г. было принято «Положение о корпусе жандармов» [3], на основании которого организовывались 56 (позже 73) губернских жандармских управлений (ГЖУ), 50 уездных управлений северо-западного края, столичные жандармские дивизионы, полицейские управления на железных дорогах и 13 конных жандармских команд, выполнявших в основном функции политического сыска и надзора. В соответствии с § 34 Положения в обязанность столичных дивизионов и конных городских команд входило в случае необходимости приведение в исполнение правительственных распоряжений и приговоров суда; преследование преступников и пресечение деятельности запрещенных «скопищ»; восстановление порядка; преследование и поимка лиц с запрещенными и контрабандными товарами; сопровождение важных преступников и конвоирование арестантов; поддержание порядка на общественных мероприятиях (народных гуляниях, ярмарках) и т. д. Начальники ГЖУ являлись также инспекторами исполнительной полиции. В результате общая полиция ставилась под определенный контроль жандармерии.

Принятая в том же 1867 г. «Инструкция околоточным надзирателям» [4] увеличивала контроль со стороны общей исполнительной полиции за городскими обывателями, предписывала надзирателям производство дознаний (п. 8), задержание подозреваемых в совершении преступления (п. 10), при этом надзиратели в ходе поимки виновных имели право проникновения в жилище, помещение (п. 11). Инструкция обязывала назначение двух надзирателей на каждый околоток (участок), в результате на одного возлагалось, главным образом, наблюдение за наружным порядком, благоустройством, на другого - внутренний надзор за населением, предупреждение правонарушений и преследование преступников (п. 12). В целях поддержания правопорядка на околоточных надзирателей возлагался обход вверенных территорий в дневное и ночное время, присутствие на собраниях народа на улицах и площадях для пресечения возможных противоправных действий. В ходе осуществления надзора за населением полицейские должны были ознакомиться с особенностями населения каждого дома, знать хозяев и управляющих домами, швейцаров, дворников и т. д.

Таким образом, на сотрудников городской полиции, ведавших околотком, было возложено большое количество дел по обеспечению правопорядка, что, естественно, способствовало бы уменьшению количества противоправных деяний. Однако именно многочисленность функций не позволяла эффективно исполнять сотрудникам должностные обязанности. В целом же функциональные обязанности околоточных надзирателей были аналогичны кругу деятельности института уполномоченных участковых в настоящее время.

Особое положение офицеров жандармских управлений стало проявляться в дознании государственных преступлений. В 1871 г. Министерством юстиции была написана записка, в которой указывались недостатки в законодательстве, в частности оставалась не ясной степень участия административной и судебной власти в расследовании государственных преступлений. Руководитель жандармов П. А. Шувалов ходатайствовал перед Министерством юстиции с просьбой о возможном расширении полномочий жандармов в ходе расследования преступлений и предоставлении им права

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №02-2/2017 ISSN 2410-700Х_

оказания содействия сотрудникам прокуратуры в предварительном следствии государственных и особо важных уголовных преступлений [5, с. 45]. Данное предложение получило одобрение министра юстиции К. И. Палена и, в итоге, «Правила о порядке действий чинов корпуса жандармов по исследованию преступлений» [6] были утверждены императором 19 мая 1871 г. В соответствии с данными правилами дознание по государственным преступлениям производили офицеры корпуса жандармов, руководствуясь статьями 253, 254, 256 и 257 Устава уголовного судопроизводства (УУС). Кроме того, полицейские обладали правом производства предварительного следствия, то есть проведения осмотров, освидетельствований, обысков (с опечатыванием бумаг) и выемок (ст. 258, 1038 и 1039 УУС). Судебные следователи отстранялись от производства предварительного следствия по озвученному виду преступлений. По мнению Р. С. Мулукаева, А. Я. Малыгина и А. Е. Епифанова, изложенные в законе положения стали по существу первыми проявлениями судебной контрреформы, так как отступали от главного принципа производства предварительных расследований - следствие должно быть отделено от полиции [7, с. 52].

Наряду со сказанным, на сотрудников губернских и уездных жандармских управлений возлагалась обязанность сообщать обо всех происшествиях, содержащих признаки преступления, общей полиции и органам прокуратуры. По решению прокурора или его товарища (помощника) на сотрудников жандармских управлений могло быть возложено производство дознаний и по общеуголовным преступлениям. По нашему мнению, данное положение было введено в связи с определенным ростом количества совершаемых преступлений общеуголовного характера и вследствие этого невозможностью исполнительной полиции эффективно противостоять им ввиду малочисленности её штата и отсутствия профессиональной подготовки низших чинов.

Однако практическая реализация норм указанного правового акта в первые годы своего действия свидетельствовала, что производство формального дознания по политическим делам находилось не на высоком уровне. Начальник Московского ГЖУ генерал-лейтенант И. Л. Слезкин, контролировавший производство дознаний по государственным преступлениям на территории всей империи, сообщал: «Доставленные ко мне дознания, заключая в себе одни только поверхностные показания, не удовлетворяют своей цели... не могут считаться оконченными» [8]. В циркулярном распоряжении за № 294 от 2 сентября 1874 г. И. Л. Слезкин предписывал жандармам производить расспросы самым тщательным образом, обращать внимание на воспитание, образование и образ жизни привлеченных к дознанию, а в случае уклонения от дачи показания - находить другие средства для раскрытия истины и т. д. [Там же, Л. 12 об]

Протоколы всех дознаний направлялись прокурору, а затем передавались министру юстиции, который совместно с шефом корпуса жандармов отдавал распоряжение о начале предварительного следствия. В ином случае производство по делам полностью прекращалось с одобрения императора или разрешалось в административном порядке.

Таким образом, законодатели Российской империи, увеличивая функциональные обязанности сотрудникам политической полиции, определили вектор в реформировании правоохранительной системы, делая ставку на жандармские управления. Не иначе как сосредотачивая в руках политической полиции предварительное следствие по государственным преступлениям с правом проведения процессуальных действий, властные структуры пыталась сохранить незыблемость основ государственного строя.

Между тем государственная власть не только обращала свое внимание на вопросы, касающиеся правового обеспечения деятельности по выявлению и раскрытию совершающихся преступных деяний, но также проводила правовое регулирование мер, направленных на предупреждение преступных проявлений. Так, в 1876 г. вступил в законную силу новый Устав о пресечении и предупреждении преступлений, в соответствии с которым полицейским органам вменялось в обязанность предупреждать и пресекать различные действия, которые могли привести к нарушению общественного спокойствия, порядка и благочиния, личной безопасности и безопасности имущества, а также «неуважению веры» [9].

К мерам предупреждения и пресечения преступлений относились: отдача под надзор полиции, запрет на жительство в столицах или иных местах, высылка иностранцев за границу, а также кратковременный арест. Данные меры могли быть определены, в некоторых особенных случаях, без формального

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №02-2/2017 ISSN 2410-700Х_

производства суда.

При анализе отдельных глав и статей Устава предстает картина, при которой жизнь и поведение подданных Российской империи до мельчайших подробностей регламентировалась положениями Устава. Что естественно не могло контролироваться полицейскими органами в полной мере. Однако некоторые статьи имели вполне здравый смысл и предписывали решительные меры по пресечению пьянства, нищенства и других девиантных форм поведения. Например, ст. 186 обязывала полицию «смотреть, чтобы по улицам и переулкам пьяных не было, и чтобы те, которые по улицам и переулкам кричат и песни поют, ночью в неуказанные часы ходят и в пьяном виде шатаются, были забираемы и отсылаемы под стражу». Но правоприменение указанных норм фактически на практике не осуществлялось.

Для успешной борьбы с противоправными проявлениями законодателями было принято решение об увеличении численности уездной полиции путем апробации новой должности. 9 июля 1878 г. с утверждением «Временного положения» в 46 губерниях России вводится институт полицейских урядников [10] в помощь становым приставам и для надзора за действиями сотских и десятских на местах, а также для руководства ими [11]. Как отмечал А. Д. Градовский, с введения института урядников произошло «усиление физической силы местной полиции» посредством увеличения ее численности [12, с. 426].

Свою деятельность урядники должны были осуществлять на основе Инструкции полицейским урядникам [13]. В широкий список функциональных обязанностей входили действия по предупреждению и пресечению преступлений. Урядники обязаны были сами или через наиболее благонадежных сотских и десятских тайно следить за людьми, занимающимися совершением преступлений или состоящими под надзором полиции, предписывалось собирать «необходимые сведения негласно пользуясь близким знанием жителей своего участка и местности, стараясь не возбудить никакого подозрения или недоверия» [7, с. 55]. В случае появления в участке преступной группы воров или грабителей, полицейские урядники должны были донести об этом становому приставу, выяснить месторасположение злоумышленников и при содействии сотских и десятских, местных обывателей, а в некоторых случаях и лесной стражи произвести задержку членов преступной группы. Когда в подведомственном участке происходило преступление, то полицейский урядник, не позже суток с момента получения сведений, обязан был донести о произошедшем судебному следователю, товарищу прокурора и становому приставу. Урядник также приступал к производству формального дознания и иным оперативно-розыскным мероприятиям в соответствии с нормами, отраженными в УУС.

Таким образом, проведенная реформа уездного административного аппарата способствовала определенному усилению местных полицейских подразделений в деле поддержания правопорядка. Появление нового звена между уездной полицией в лице станового пристава и сельскими полицейскими -сотских и десятских - привело к улучшению координации действий последних и в значительной степени освободило первого от многочисленных разъездов по территории стана, что давало больше время на выполнение иных обязанностей.

Утвержденные в начале 1882 г. «Положение о полицейском надзоре» [14] и секретное «Положение о негласном полицейском надзоре» [15] устанавливали гласный и негласный полицейский надзор за некоторыми подданными Российской империи. Исполнительная полиция при реализации гласного надзора имела право входить в жилища поднадзорных «во всякое время», производить обыски и выемки, просматривать корреспонденцию и выдавать свидетельства на временные отъезды (отлучки). Негласный надзор за «политически неблагонадежными» лицами осуществляли сотрудники политической полиции при соблюдении мер конспирации. При этом служащие исполнительной полиции оказывали полное содействие чинам корпуса жандармов [16]. Ю. Л. Дудченко считала, что введение «Положения о негласном полицейском надзоре» положительно отразилось на деятельности Департамента полиции, и его функционирование стало намного эффективнее [17, с. 27]. Но, по сути, данные законодательные новеллы являлись своего рода дополнениями к Уставу о предупреждении и пресечении преступлений и были направлены в большей степени на осуществление контроля за лицами, имевшими революционный настрой.

Более 20 лет полицейские органы руководствовались нормами Положения о негласном надзоре. Но возрастающее с каждым годом число негласно-поднадзорных и развитие организаций с преступными

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №02-2/2017 ISSN 2410-700Х_

целями в начале XX в. выявили, что предупредительная борьба с ними путем негласного надзора являлась недостаточной. В итоге 10 января 1904 г. министр внутренних дел В. К. Плеве циркулярным предписанием отменил действие «Положения о негласном полицейском надзоре», а также все изданные разъяснительные циркуляры [18].

Только на организации полицейского надзора в деле поддержания правопорядка правительственные органы не остановились. 3 декабря 1882 г. было узаконено положение «Об устройстве секретной полиции в Империи». Общее руководство деятельностью институтов секретной полиции принадлежало инспектору секретной полиции, назначенному на эту должность товарищем министра. В тех же местностях, где особые отделения не были открыты, розыском по государственным преступлениям занимались чины жандармских управлений [19, с. 377].

Таким образом, правовая регламентация деятельности полицейских органов по обеспечению правопорядка имела разностороннюю направленность. С одной стороны, это способствовало в достаточной степени продуктивному функционированию государственных институтов; с другой стороны, излишняя загруженность обязанностями не позволяла сосредоточиться на основных направлениях своей деятельности. Последнее касалось, прежде всего, местных органов внутренних дел - общей полиции. Список использованной литературы:

1. Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах губерний, по общему учреждению управляемых // ПСЗ. Собр. II. Т. 37. № 39087.

2. Свод Законов Российской Империи. Кн. 1. Т. II. 1912.

3. Положение о корпусе жандармов // ПСЗ. Собр. II. Т. 42. № 44956.

4. Инструкция околоточным надзирателям. СПб., 1867; Справочная книга для чинов полиции на 1900 год. С. 235-240.

5. Александров О.Г. Чрезвычайное законодательство в России во второй половине XIX - начале XX в.: дис. ... канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 2000.

6. Правила о порядке действий чинов корпуса жандармов по исследованию преступлений // ПСЗ. Собр. II. Т. 46. № 49615.

7. Мулукаев Р.С., Малыгин А.Я., Епифанов А.Е. История отечественных органов внутренних дел: учебник для вузов. М.: NOTA BENE Медиа Трейд Компания, 2005.

8. Государственный архив Ульяновской области (ГАУО) Ф. 855. Оп. 1. Д. 24. Л. 12.

9. Устав о пресечении и предупреждении преступлений. СПб., 1876.

10. Временное положение о полицейских урядниках в сорока шести губерниях, по общему учреждению управляемых // ПСЗ. Собр. II. Т. 53. № 58610.

11. ГАУО. Ф. 76. Оп. 8. Д. 652. Л. 1.

12. Градовский А.Д. Начало русского государственного права. - М.: Зерцало, 2006.

13. Инструкция полицейским урядникам от 19 июля 1878 г. // Сборник циркуляров и инструкций МВД за 1878 г. № 130/

14. Положение о полицейском надзоре // ПСЗ. Собр. III. Т. 2. № 730.

15. Положение о негласном полицейском надзоре // История полиции России: краткий исторический очерк и основные документы. М., 1998.

16. ГАУО. Ф. 76. Оп. 8. Д. 446. Л. 75.

17. Дудченко Ю.Л. Организационно-правовые основы деятельности специальных служб России по борьбе с терроризмом во второй половине XIX - начале XX веков: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2008.

18. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ) Ф. 102. Оп. 260. Д. 116. Л. 442-442 об.

19. Перегудова З. И. Политический сыск России (1880-1917 гг.). - М.: Российская политическая энциклопедия, 2000.

© Никитин А.А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.