А.А. Косенко,
Могилевский высший колледж МВД Республики Беларусь
РЕФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИЦИИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
В 1862—1917 ГОДАХ
THE REFORMING OF THE RUSSIAN EMPIRE,S POLICE
IN 1862—1917
В статье рассматривается реформирование полиции в России в 1862—1917 годах. Особое внимание уделено созданию городских и уездных полицейских управлений и функциям их сотрудников.
The article consider the reforming of the police 1862—1917 in Russian Empire. Special attention was given to the creation of the municipal and region police departments and functions of their officers.
Реформирование полиции Российской империи тщательно готовилось на протяжении нескольких лет параллельно с подготовкой иных реформ.
25 декабря 1962 года были утверждены «Временные правила об устройстве полиции в городе и уездах губерний». Впоследствии «Временные правила» дополнялись новыми нормативными правовыми документами и фактически превратились в законодательный акт, который регулировал устройство и деятельность полиции до февраля 1917 года.
При этом следует заметить, что реформирование распространялось только на 3 генерал -губернаторства: Московское, Киевское и Вилен -ское, 43 губернии и Бессарабскую область Российской империи «по общему учреждению управляемых». Полицейское управление Царства Польского, Восточной и Западной Сибири, Закавказского края и некоторых иных территорий строилось на основе особых законодательных актов. Свои особенности имела полиция в округах войска Донского, система, структура и компетенция которой определялись специально при -нятыми 5 декабря 1867 года «Временными правилами об устройстве полиции в округах войска Донского», а также полиция земель Астрахан-ского казачьего войска [4. — С .10].
С момента реформы в Российской империи получает распространение административно -территориальный принцип построения правоох-ранительных органов. Основными административными единицами оставались губернии. Губернскую администрацию возглавлял губернатор, который одновременно являлся представи-телем высшей власти и официальным представи -телем Министерства внутренних дел. Он обладал широким кругом властных полномочий, отвечал за безопасность и спокойствие в губернии. Вместе с тем губернатору были неподконтрольны суды и жандармское управление.
Согласно «Временным правилам» во всех губернских городах образовывались городские
полицейские управления. Также городские по -лицейские управления создавались в отдельных городах, посадах и местечках, имеющих особое социально-экономическое и стратегическое зна -чение. Таким образом, отдельная от уездной го -родская полиция была образована в городах, подведомственных Одесскому, Таганрогскому и Керчь-Еникольскому градоначальствам, в 19 уездных городах: Аккермане, Балте, Бердичеве, Бердянске, Болхове, Бобруйске, Брест-Литовске, Вольске, Динабурге, Ельце, Кременчуге, Козло -ве, Моршанске, Мценске, Нежине, Ростове-на-Дону, Рыбинске, Сызрани, Феодосии, а также в следующих безуездных населенных пунктах: Бахчисарае, Дубовке, Карасубазаре, Сергиевом Посаде, Радзивилове, Севастополе, Полоцке, Белостоке и Пинске [4. — С. 10-11; 103].
Городская полиция действовала самостоя-тельно и независимо от уездного полицейского управления.
В состав городского полицейского управления входили полицмейстер, его помощник и общее присутствие городского полицейского управления, а в состав общего присутствия вхо -дили полицмейстер в качестве председателя, его помощник и два заседателя от городских сосло -вий. Полицмейстер и его помощник назначались на должность губернатором. Заседатели общего присутствия городского полицейского управле-ния избирались путем многостепенных выборов из числа представителей городских магистратов (ратуш). Полицмейстеру подчинялись все поли -цейские чины и учреждения города, с помощью которых он осуществлял «благочиние, добронравие и порядок», исполнение распоряжений выс -ших властей, судебных приговоров.
Г орода делились на участки, возглавляемые участковыми (полицейскими) приставами. У пристава в прямом подчинении находились его помощник и 2-3 рассыльных. В оперативном подчинении у пристава находились околоточные надзиратели и городовые.
Каждый участок делился на несколько околотков, в каждый из которых назначался около -точный надзиратель. Городовые находились в прямом подчинении околоточных надзирателей.
Функции полиции в городах были достаточно широки. В частности, сотрудники полиции обеспечивали общественную безопасность, осуществляли охрану общественного порядка, над -зор за режимом работы «питейных трактирных заведений и других публичных мест», санитарными нормами и соблюдением правил благоуст -ройства населенных пунктов, соблюдением пас -портного режима, оказывали содействие «пожарной прислуге», осуществляли реагирование и проводили дознание по уголовным делам и др. [2. — С .110—113, 115].
Особое устройство имела городская полиция Санкт-Петербурга, Москвы и губернских городов, изъятых из общего управления.
В остальных городах городская полиция объединялась с уездной в единый полицейский орган — уез дно е полицейс ко е упр авление.
Руководил деятельностью уездного полицей -ского управления уездный исправник, назначаемый на должность губернатором. К руководству уездного полицейского управления также отно-сились помощник уездного исправника и члены уездного полицейского управления — заседате -ли, которых путем прямых выборов избирали из представителей сословий дворянства, сельских обывателей и горожан. Все вместе они являлись членами коллегиального органа — общего присутствия уездного полицейского управления. Кроме того, при каждом уездном полицейском управлении учреждалась канцелярия, возглав-ляемая секретарем [4. — С. 9].
Уезды делились на более мелкие админист-ративно-полицейские единицы: станы, участки (сотни) и селения.
В каждый стан по представлению уездного исправника губернатором назначался становой пристав. В обязанности станового пристава входило обнародование по предписанию уездного полицейского управления Высочайших манифестов, указов Сената и постановлений правительства; собирание справок и прочих сведений от лиц, проживающих в стане; обеспечение безопасного прохождения через стан войск, арестантских партий и вообще казенных транспортов; наблюдение за выполнением натуральных повинностей; обеспечение исправности дорог и мостов и многое другое, касавшееся жизни стана. Кроме этих обязанностей на станового пристава возлагалось проведение дознаний по уголовным преступлениям и пресечение любых нарушений закона [1. — С. 57].
21 марта 1879 года был образован институт полицейских урядников в губерниях, управляе -мых в соответствии с «Общим учреждением». Полицейские урядники предназначались в по -мощь становым приставам «для исполнения по -лицейских обязанностей, а также для надзора за сотскими и десятскими». Полицейский урядник
подчинялся становому приставу и ведал опреде -ленной частью стана [4. — С .25—26].
В соответствии с инструкцией 1878 года урядникам предписывалось «охранять общест-венное спокойствие и следить за проявлением каких бы то ни было действий и толков, направ -ленных против правительства, власти и общест -венного порядка, равно подрыву в обществе доброй нравственности и прав собственности». Кроме того, полицейский урядник следил за соблюдением санитарных и противопожарных норм. До 1887 г. полицейские урядники имели полномочия по ведению следствия, поддержке обвинения по уголовным делам, ведению дело -производства [3. — С. 57—58].
Становому приставу подчинялись «нижние чины» — сотские и десятские, которые ежегодно выбирались самим населением на сельских схо -дах по одному от 100—200 дворов и 10—20 дво -ров соответственно.
В их должностные обязанности входили: надзор «за благочинием»; контроль за чистотой воды в водоемах; надзор за порядком в торгов -ле; осуществление противопожарных мер. Сот -ские и десятские были обязаны доносить начальству обо всех чрезвычайных происшестви -ях на подведомственной территории. С 1878 года сотские и десятские стали подчиняться полицейским урядникам, а с 1903 года — заме -няться вольнонаемными уездными полицей -скими стражниками.
Полицейские стражники закреплялись за ад -министративно-территориальной единицей. На -значались из расчета 1 сотрудник на 2500 чело -век местного сельского населения (с 30 октября 1916 г. — на 2000 чел.).
На сотрудников уездной полиции возлага-лись в основном функции по охране обществен -ного порядка, обеспечению общественной безопасности, соблюдению правил охоты, правил содержания населенных пунктов, санитарных норм, правил торговли [2. — С. 121—124].
В городах, подведомственных уездному полицейскому управлению, несли службу го -родские и участковые приставы и полицейские надзиратели.
В соответствии с законом от 6 июля 1908 года в городских и уездных полицейских управле -ниях были созданы сыскные отделения, в компетенцию которых входило проведение оператив -но-розыскных мероприятий и производство доз -нания по уголовным делам [3. — С. 58].
К системе государственной полиции также относились и губернские жандармские управления, хотя организационно данные подразделения представляли собой воинские части, финансировались Военным министерством и в своей деятельности были независимы от губернаторов. В функции жандармерии входило производство дознаний по государственным и тяжким уголовным преступлениям, а также политический сыск. Вместе с тем жандармерия обеспечивала конвоирова-
ние «важных преступников и арестантов», охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, пресечение групповых нарушений общественного порядка, «приведение в исполнение правительственных распоряжений и приговоров суда в случае надобности» [2. — С. 108—110].
9 сентября 1867 года было принято «Положение о Корпусе жандармов», по которому упразднялись окружные управления жандармских округов и образовывался Корпус жандармов.
По данному положению Корпус жандармов принимал довольно стройную структуру. Главное управление корпуса возглавлял шеф жандармов, назначаемый императором и подотчетный ему. Корпус составляли: Наблюдательный состав корпуса, управления Варшавского, Кавказкого и Сибирского округов, управление Московской губернии, губернские управления 10 губерний 1-й категории, 43 губерний 2-й категории, Бессарабской области и Астраханской губернии, 50 уездных жандармских управлений 6 губерний СевероЗападного края, Санкт -Петербургский и Московский жандармские дивизионы, 15 военных команд с дислокацией в Вильно, Г ельсингфорсе, Иркутске, Казани, Киеве, Кронштадте, Нижнем Новгороде, Одессе, Риге, Саратове, Харькове и Царском Селе, а также полицейские управления железных дорог [2. — С. 108].
Однако эффективность деятельности корпуса в части выявления политических преступников оказалась недостаточной, что повлекло создание 6 августа 1880 года Департамента государствен -ной полиции, глава которого с 1882 года одно -временно являлся командиром Отдельного корпуса жандармов.
Дальнейшее развитие органы политического сыска получили с принятием «Положения об устройстве Секретной полиции в Империи» от 3 декабря 1883 года и «Положения о начальниках розыскных отделений» от 12 августа 1902 года [3. — С. 61]. Вместе с тем стоит отметить, что розыскные отделения в строевом отношении подчинялись управлениям жандармов, а в оперативном — Департаменту полиции, что, безусловно, не могло не влиять на эффективность их деятельности.
В результате проведения реформирования изменилась компетенция полиции.
Предварительное следствие по уголовным делам, осуществлявшееся ранее полицией, было передано указом от 8 июня 1860 года специально учрежденным судебным следователям, находя -щимся при судах. Полиция должна была оказы -вать содействие судебным органам, руководствуясь только Судебными уставами. Таким образом, полиция производила дознание, в ис-ключительных случаях — неотложные следст-венные действия, оказывала в пределах закона определенную помощь судам (по их указанию) и участвовала в исполнении приговоров. Послед -ние функции полиции были несколько ограниче-
ны. Что же касается судебных функций, то они были полностью изъяты из ведения полиции с принятием Судебных уставов 20 ноября 1864 года.
В результате проведения в жизнь земской реформы 1864 года хозяйственные вопросы изымались из ведения полиции и передавались земским учреждениям.
Таким образом, реформирование органов полиции Российской империи заключалось в суже -нии компетенции полиции и разграничении функций между ее отдельными структурными звеньями. Изменился принцип комплектования органов полиции, методы, приемы и формы ее деятельности, а также повысилась роль полиции в системе государственной власти. Сложившаяся система, несмотря на многочисленные попытки ее дальнейшего реформирования, просуществовала до февраля 1917 года.
С середины XIX века в соответствии с возложенными функциями окончательно разграничиваются уголовная «сыскная» и «наружная» полиция.
Нельзя не отметить зарождение системы четкой централизации и иерархичности управле -ния правоохранительными органами, закрепления в качестве основного для «наружной» полиции зонального принципа организации деятель -ности.
Вместе с тем попытка выстроить четкую систему полиции оказалась незаконченной в связи с особенностями управления отдельными территориями, несовершенством нормативно-
правовой базы и общей политической обстанов -кой, сложившейся в государстве.
ЛИТЕРАТУРА
1. История органов внутренних дел Беларуси: курс лекций/ А.Ф. Вишневский [и др.]; под ред. А.Ф. Вишневского. — Минск: Акад. МВД, 2010. — 218 с.
2. История полиции России: краткий исторический очерк и основные документы. — М.: Щит -М, 1998. — 200 с.
3. Органы и войска МВД России: краткий исторический очерк / Некрасов В.Ф. [и др.]. — М.: Объединенная редакция МВД России. — 1996. — 462 с.
4. Шелкопляс В.А. Карательный аппарат России во второй половине XIX века: учебное пособие. — Минск: АМ МВД РБ, 1994. — 129 с.