ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1865-1905 гг.
© А. П. Пашенко
Пашенко
Алексей Павлович
соискатель кафедры теории и истории государства и права
институт права ГОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет»
Статья посвяшена анализу организации леятельности органов полиции на территории Самарской губернии в по-слереформенный периол (1865-1905 гг.). Анализируется порялок формирования органов полиции, их структура и полномочия, взаимолействие с иными органами власти.
Ключевые слова: история отечественного государства и права, полиция, уездная полиция, городская полиция, губернское правление, пристав, полицмейстер, полицейский участок, урядник, полицейский надзиратель.
Реформы 1861 года внесли существенные изменения в экономическую жизнь Российского государства и вызвали необходимость реорганизации системы управления, в том числе и полиции. 25 декабря 1862 г. были приняты Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах. В соответствии с этими правилами начался процесс объединения уездной и городской полиции, в результате были созданы уездные полицейские управления, возглавляемые уездными исправниками. Глава уездной полиции теперь не избирался дворянством уезда, а назначался правительством.
Уезды делились на станы, где полицейские обязанности несли становые приставы. Нижними полицейскими чинами в уездах оставались сотские и десятские, избиравшиеся из крестьян. В городах, подведомственных теперь уездному полицейскому управлению, полицейскую службу несли городские и участковые приставы, а также полицейские надзиратели.
Организация полицейского аппарата Российской Империи и общей полиции в частности была сложной и не отличалась стройностью и единоо-
бразием. Полиция в России делилась на общую и жандармскую, наружную и политическую, конную и пешую, городскую и уездную, сыскную, фабричную, железнодорожную, портовую, речную и горную [1].
Главой полиции губернии был губернатор. 2-й стол губернского правления занимался охраной порядка [2]. В справочных изданиях с него начинался перечень местных чиновников МВД, официальным сотрудником которого губернатор являлся, подчиняясь Департаменту полиции исполнительной. Вице-губернатор получал задания на ревизии самарской городской полиции и ее частей.
Формирование полицейской команды в основном шло за счет бывших военных. На руководящие должности поступали бывшие армейские офицеры, получившие ранение и уволенные с военной службы по инвалидности. Нижние чины полиции также состояли сплошь из бывших солдат, «не способных к несению воинской службы». Случалось, что среди направляемых на службу в полицию оказывалось немало проштрафившихся солдат, от которых таким образом избавлялось армейское начальство [3].
Вплоть до очередной реорганизации полицейской службы в середине 70-х гг. XIX века армия оставалась главным кадровым источником полицейских команд в губернии. Так в 1865 году Департамент исполнительной полиции МВД направил в Самарскую губернию для усиления полицейских команд по надзору за политическими преступниками 7 бывших унтер-офицеров и 92 рядовых. В Бугульму, Новый Узень и Сергеевск было послано 39 нижних чинов, а оставшихся 60 солдат направили в губернскую столицу [4].
Формально государство предъявляло достаточно жесткие требования к чинам полиции, что нашло свое отражение в официальных документах. С 1873 г. был введен принцип вольного найма на службу в полицию. Претендент, желающий служить в полиции, обязан был представить положительные («благожелательные») отзывы со всех мест, где он работал или служил, а также иметь положительную характеристику по месту жительства. Имелись и другие особенности при приеме на службу в полицию. Например, на должность околоточных надзирателей стремились принимать лишь лиц, уже служивших «в военной или гражданской службе, не моложе 21 и не старше 40 лет, хорошо грамотных, развитых и видной наружности». Все, подавшие рапорт о поступлении на службу в полицию, подвергались особой комиссией экзамену на знание обязанностей полицейского.
Несмотря на принцип вольного найма, в полицию, как и прежде, стремились в первую очередь принимать отставных солдат, унтер-офицеров и офицеров [5].
В 1876 г. «в целях моральной стимуляции»была учреждена медаль «За беспорочную службу в полиции». Офицерский состав награждался орденами Российской Империи (орденом Снятого Станислава 1-й, 2-й и 3-й степеней, орденом Святой Анны 1-й, 2-й и 3-й степеней, орденом Святого Владимира 4-х степеней).
В 60-80-е гг. XIX в. была продолжена реорганизация полицейского аппарата. Произошло объединение уездной полиции с полицией уездных городов и создание единых полицейских управлений во главе с исправником и кардинальное изменение принципов комплектования полицейских команд. Начался процесс сужения ряда функций полиции, усилилось низовое звено полицейского аппарата.
Следующим шагом в реформировании полиции стала реорганизация Министерства внутренних дел. Суть этой реформы сводилась к упразднению III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии (орган политического сыска) и возложению общего руководства политической полиции на министра внутренних дел. В ведение МВД также был передан и Корпус жандармов
(с 1871 г. являвшийся органом дознания по политическим преступлениям). Теперь в Министерстве было сосредоточено управление всей полицией (политической, уголовной и общей). В МВД был образован Департамент полиции, который возглавил один из заместителей министра. Он же стал и «заведующим полицией и Корпусом жандармов». Однако, как и прежде, объединение полицейских сил не было осуществлено до конца. Особенно это проявилось на местном уровне: губернаторы руководили всей полицией на вверенной им территории, но жандармерия и политическая полиция были изъяты из их подчинения.
Власть и обязанности полицейского управления и подчиненных ему лиц ограничиваются наблюдением за скорым и точным исполнением законов, а равно предписаний начальства, и в определенных законом случаях — судебных приговоров, во всем пространстве уезда или городского поселения, по принадлежности и с теми ограничениями, которые поставлены в некоторых особых учреждениях и уставах [6].
Предметы ведения полицейских управлений и подчиненных им лиц касались: 1) наблюдения за исполнением законов, охранения безопасности и дел общественного благоустройства; 2) исполнения обязанности по делам казенного управления и общественного хозяйства; 3) исполнения обязанностей по делам судебного ведомства; 4) исполнения обязанностей по делам военного ведомства.
1. Пределы ведения полиции по наблюдению за исполнением законов, охранению безопасности и делам общественного благоустройства ограничивались следующим: обнародование указов и постановлений правительства; охранение неприкосновенности прав и спокойного совершения обрядов церкви; охранение общественного спокойствия, благочиния, добрых нравов, порядка и должного властям повиновения, усмирение всякого действия, противного верноподданническому долгу и послушанию; меры безопасности от воров и разбойников, их поимка и истребление их шаек; осмотр мертвых тел, находимых на дорогах и в других местах, исследование случаев насильственной и нечаянной смерти; сведения о происшествиях и дознание, от того происходящее, равно представления установленных по делам сего рода донесений и ведомостей в одном экземпляре прямо губернатору; охранение безопасности от пожаров и наводнений в городах и селениях, наблюдение за устройством нужных к сему заведений и меры пособия.
Власть полиции по наблюдению за исполнением законов и постановлений распространялась и на пребывающих в «ведомстве оной»иногородних и иностранцев.
Полиция в случае нарушения благочиния и порядка в округе ее ведомства должна была приводить, по мере власти ей предоставленной, предписанное законом или постановлением к точному и непременному исполнению не смотря ни на какое лицо, оказывавших же явное и насильственное сопротивление требованиям полиции обязана была брать в определенных законом случаях под стражу.
Никто из чинов, принадлежащих полиции, сам собою не мог ни на кого наложить уголовного наказания, «сие предоставляется суду по законам».
Статистика того времени свидетельствует, что в 1860-1863 гг. в Самарской губернии было совершено лишь 47 убийств (в среднем по 16 убийств в год), 11 грабежей, 63 случая нанесения тяжких телесных ран и увечий. Основным преступлением в губернии и губернской столице были кражи. За три года (с 1860 по 1863 гг.) было зафиксировано 1284 случая воровства. Кроме краж, полиции часто приходилось сталкиваться и с распространившимся в губернии конокрадством [7].
В обязанности полиции также входило и наблюдение за чистотой на улицах и площадях городов губернии. Полицейские обязаны были требовать от всех со-
владельцев сколки льда с тротуаров, очистки крыш домов от снега, поддержания дворов и близлежащих территорий в чистоте и порядке. За неисполнение требований полиции на домовладельцев накладывался штраф. Часть собранных штрафов шла в бюджет полицейского управления. Из этих денег полицейским чинам доплачивалась прибавка к жалованию — т. н. «наградные».
2. Предметы ведения полиции по делам казенного управления и общественного хозяйства составляли: взыскание недоимок и всяких вообще казенных и общественных сборов, начетов и платежей, по предписаниям высших и сообщениям равных мест. Рассылка окладных листов по земским сборам в сельские управления и к владельцам недвижимых имуществ и принятие установленных в законах мер по возмещению недоимок по земским сборам. Отвращение и пресечение всяких злоупотреблений к уменьшению веса и достоинства монеты. Наблюдение за верностью весов и мер, введение новых мер. Содействие всем лицам торгового надзора при производстве проверки торговли и других промыслов на основании правил, в Уставе о прямых налогах изложенных. Обязанности по акцизным сборам, указанные в Уставе Таможенном и Уставе уголовного судопроизводства. Производство в уездах торгов на отдаваемое в оброк или отчуждаемое казенное имущество, на основании правил, изложенных в Уставах Оброчном и Казенных имений.
В Самаре и уездных городах губернии полицейские стремились выявить места сбыта безакцизной водки. Обнаруженная водка конфисковывалась, а организаторы подпольных «водочных вертепов» подвергались аресту. Одновременно полиции было предоставлено право «возбуждать преследование по делам о нарушениях Устава о питейном сборе» и временно, до судебного решения, закрывать питейные заведения [8].
В городах губернии, в том числе и в Самаре, полиция обязана была следить за санитарным состоянием бакалейных лавок, магазинов, гостиниц, постоялых дворов, трактиров и питейных заведений. Те владельцы, которые не желали приводить в надлежащий порядок свои торговые места, подвергались денежному штрафу, либо аресту на несколько дней. В одном из архивных дел имеется распоряжение Самарского полицмейстера, согласно которому владельца постоялого двора Скоробогатова «за грязное состояние двора ... подвергнуть штрафу на 25 рублей», а хозяина колониальной лавки Иванова «за неопрятное содержание и неприкрытые от мух пищевые продукты ...оштрафовать на 100 рублей» [9].
Торговцы с неохотой соглашались платить денежный штраф, стремясь заменить его на содержание под стражей (административный арест).
Администрация уездных городов и губернской столицы активно привлекала полицию и для сбора местных налогов. Фактически полицейские в Самаре, Ставрополе-на-Волге и других городах губернии выполняли обязанности, которые ныне несут налоговые инспекции и судебные приставы. Основные средства, наполнявшие городской бюджет, шли от налогов на недвижимость и промыслы, значительные суммы составляла и плата за аренду городской земли. Но находились предприниматели и частные лица, которые пытались избежать уплаты городских налогов и сборов. Тогда в дело была вынуждена вступать городская полиция. Самарский полицмейстер часто издавал приказы и распоряжения, предписывающие принять самые энергичные меры к скорейшему взысканию недоимок, особенно государственного поземельного налога и городских и земских сборов.
При неуплате земских сборов полиция имела полное право описать имущество должника и, распродав его с аукциона, покрыть недоимки.
3. Предметы ведения полиции по делам судебного ведомства заключались
в следующем: прекращение всякого насилия, обид и самоуправства, производство дознаний и участие в предварительном следствии по делам уголовным, на основании законов уголовного судопроизводства; представление суду обвиняемых и прикосновенных к делам лиц, по требованиям оного, и взятие их под стражу, когда сие предписано будет; вызов к явке в суд для ответов, выслушивания решений и т. п., участие в приведении в исполнение судебных приговоров и определений, на основании законов судопроизводства; обязанности по наблюдению за благоустройством в местах заключения и за исполнением всех постановлений закона о порядке содержания и пересылке арестантов, указанные в Уставах о Содержащихся под стражею и о ссыльных.
Согласно Циркуляру МВД 17 сентября 1878 г. для предупреждения арестантских побегов и разных беспорядков в тюрьмах было предложено уездным исправникам и полицмейстерам губерний ежедневно осматривать тюремные замки и иметь неослабное наблюдение за точным выполнением смотрителями возложенных на них обязанностей [10].
4. Предметы ведения полиции по делам военного ведомства суть: содействие и надзор за порядком в препровождении полков и разных воинских команд, наблюдение за выполнением по сему предмету повинностей натуральных, сами меры исполнения оных и другие меры по делам военного ведомства, на основании Устава о Земских повинностях; обязанности по учету и призыву на действительную службу нижних чинов запаса армии и флота, выдача свидетельств и удостоверений и исполнение других обязанностей, изложенных в Уставе о воинской повинности; высылка просрочивших нижних воинских чинов к местам их служения и побуждение просрочивших военных лиц о возвращении к своим должностям, и другие обязанности, изложенные в Своде военных постановлений.
В первом же году существования губернии была сформирована самарская городская полиция.
С 11 января 1851 г. начальником полиции города стал полицмейстер (у него был чин VI класса Табели о рангах), он назначался губернатором и ему лично подчинялся, возглавлял городское полицейское управление, арендовавшее дома цц 112 и 116 по Саратовской улице (ныне Фрунзе). В функции полицмейстера, помимо прочего, входил и сбор сведений по иностранцам, жившим в Самаре.
Помощник полицмейстера в управлении заведовал канцелярией и осуществлял непосредственный надзор за делопроизводством. Канцелярия состояла из секретаря, столоначальника, двух помощников столоначальника, бухгалтера, регистратора и архивариуса.
«Временные правила» от 25 декабря 1862 г. не изменили принципиально эту схему. В Санкт-Петербурге, Москве, столицах губерний и ряде крупных городов были сохранены городские полицейские управления во главе с полицмейстерами. В Самаре как губернской столице также продолжало действовать городское полицейское управление. Оно делилось на три полицейских части, во главе которых стояли приставы. Руководил городской полицией полицмейстер.
В штат городской полиции Самары, кроме полицмейстера и трех частных приставов, входили три ратмана, канцелярия, состоявшая из шести служащих, управление городской полиции (квартальныенадзиратели и шесть письмоводителей — всего десять человек), и собственно полицейская команда, общей численностью в 68 нижних чинов [11].
Возможности городской полиции были значительно ограничены скудностью бюджета полицейского управления. На содержание полиции в Самаре тратилось всего лишь 19 тысяч рублей, но и через десять лет (к 1885 г.) эта сумма возрос-
ла незначительно (до 21 тысячи рублей). Основной причиной увеличения стало «усиление содержания полицейских чинов и увеличение числа полицейских служителей». В 1878 г. распоряжением Императора Александра II штаты Самарской городской полиции были увеличены до 120 полицейских. Первопричины этого решения были указаны в одном из архивных документов: «Увеличение городского населения и вообще развитие города с его торговлей и промышленностью» [12].
В делопроизводство, кроме оформления и ведения всех бумаг, входила пересылка всех судебных повесток, оформление журнальных постановлений общих присутствий Самарского городского и уездных управлений.
Основным звеном в структуре Самарской городской полиции была полицейская часть во главе с приставом. В полицейскую часть, кроме пристава, входили два его помощника, прикомандированный офицер и письмоводитель. Полицейские части делились на околотки, возглавляемые околоточными надзирателями. Околоточные надзиратели руководили городовыми постовой службы, дворниками, наблюдали за внешним порядком на улицах города, освещением улиц и дворов, проверкой паспортов и другими вопросами, касающимися жизни околотка. Каждый из околоточных надзирателей обязан был достичь главной цели полиции, а именно — «охранения общественной и частной безопасности имущества и жизни обывателей, предупреждения преступлений и обнаружения виновных в свершении преступлений».
Город делился на три части, каждая из которых разделялась на 2 полицейских участка (по 3 000-4 ООО человек населения) во главе с приставами (с чином IX класса Табели о рангах). В участке числились 2 помощника, прикомандированный офицер и письмоводитель.
Территория полицейского участка делилась на 10 околотков, за каждым из которых присматривал околоточный надзиратель (всего в Самаре их было 60). Околоточные руководили городовыми и дворниками, наблюдали за внешним порядком, освещением, паспортным режимом. Ежедневно в 9:00 околоточные докладывали в участке о происшествиях за ночь, получали к исполнению задания. Основной силой полиции были городовые. Пеший городовой имел постоянный участок, за состоянием порядка в котором нес полную ответственность. Посты городовых были постоянные и подвижные, суточные, дневные или ночные. В Самаре не было конно-полицейской стражи по образцу столиц, функции которой исполняли команды конных городовых, участка у них не было, они предназначались для содействия пешим городовым и поддержания порядка и при проведении различных полицейских операций. Конные и пешие городовые входили в единую службу внешней полиции, имели одинаковые права и обязанности. Пеший городовой получал жалование в размере 400 руб., квартирных - 100 руб., конный - на 50 руб. больше. Всем самарским городовым выдавали памятные книжки на текущий год с самыми важными данными, необходимыми на службе: пожарные сигналы, названия и месторасположение улиц, площадей и т.д., находящихся в пределах поста и ближайших к нему; сведения о членах императорского дома, адреса и телефоны служащих МВД и других учреждений [13].
Помимо регулярной полиции, была иррегулярная. На каждой улице полиции помогали старосты, ночные караульщики, десятские, сотские.
В 1888 г. полицейские части были подключены к телефонной сети города на первые 10 абонентов. В конце XIX в. Самара делилась уже на 4 полицейские части. Ввиду усиления деятельности революционных организаций полицейские подразделения продолжали «набирать силу», часто изменялась их структура и
компетенция. Образовывались новые полицейские органы, готовилось множество проектов по реорганизации всей полицейской системы. Правительство провело централизацию полицейского аппарата: полагали, что это, усилив карательную систему, позволит сбить волну революционного террора. Однако 19 ноября 1904 г. в Самаре состоялась 1-я демонстрация, организованная самарским комитетом РСДРП(б). Демонстранты двигались с пением «Марсельезы» и «Варшавянки», других революционных песен и возгласами «Долой царя, долой самодержавие» с улицы Москательной (ныне Л. Толстого) на Дворянскую (ныне Куйбышева). Демонстрацию рассеяла конная полиция, арестованы были 9 человек и привлечены к дознанию 17 человек [14].
Губернские власти стремились строго контролировать деятельность местной полиции. Руководство Самарского городского управления, обнаружив, что «члены полиции позволяют себе обращаться грубо и невежливо» с местными обывателями, требовало «не допускать этого на будущее время, ...при повторении жалоб па грубое обращение чинов полиции к просителям на виновных будет наложено самое строгое взыскание» [15]. Самым строгим наказанием для полицейских было увольнение со службы без пенсионного содержания.
В Самарском полицейском управлении активно практиковали т.н. «экономические меры воздействия», то есть наложение денежных штрафов на полицейских, стражников и ночных караульщиков. Следует отметить, что подобная практика была довольно частым явлением. Так, к примеру, городовые Плетнев и Власов «за нетрезвое поведение, за грубое обращение» были подвергнуты штрафу по 2 рубля каждый. Ночного сторожа Трофимова, найденного ночью спящим на тротуаре, оштрафовали на 1 рубль.
Действенным было и назначение на внеочередное дежурство. Так, околоточный надзиратель Соболевский за небрежное отношение к своим служебным обязанностям был назначен «не в очередь на три дежурства при Управлении части» [16].
В Самарской полиции пытались бороться с практикой «тихого вымогательства» денег у местных обывателей, имевшей распространение среди всей российской полиции. Полицмейстер, его помощники и приставы строго следили за тем, чтобы городовые в праздники не ходили по домам богатых жителей с поздравлениями. Полицейское руководство требовало от своих подчиненных «особо блюсти» за исполнением этого распоряжения и обещало, что всякий из городовых, кто будет замечен в нарушении приказа, будет подвергнут взысканию. Такие запретительные приказы издавались Самарским полицмейстером каждый год, но извести эту привычку среди городовых так и не удалось.
В состав Самарского уездного полицейского управления входило три стана (участка), позднее (в 1870 году) число станов возросло. Они располагались в селах Екатериновка, Красный Яр и Кошки [17].
В уездах полицию возглавляли исправники и их помощники. В Самарской губернии было 7 уездов, исправников и их помощников также было по 7. Исправник и подчиненный ему штат осуществляли полицейские функции как в уездном городе, так и в самом уезде. Исправник был одной из центральных фигур уездного управления, входил практически во все важные комитеты и присутствия, а уездное присутствие по питейным делам и распорядительный комитет возглавлял лично.
В уездах, центрами которых были уездные города, работали по 2 полицейских надзирателя. В Самарской губернии таких уездов было 6, надзирателей - 12. В Самарском губернском уезде функции обоих надзирателей выполнял 1 полицейский пристав. В каждом уезде работала полицейская управа.
Уезды с 1837 г. разделили на станы, за спокойствие в которых отвечали приставы. В Самарской губернии работали 27 становых приставов. Становые приставы рекомендовались на должность уездным дворянским собранием из имевших «достойную репутацию» и опыт военной или гражданской службы.
Должности исправников, их помощников, полицейских и становых приставов занимали выходцы из потомственных и личных дворян и духовного звания (по воспитанию - выпускники духовных семинарий, уездных и духовных училищ). Служили в полиции в основном только мужчины от 25 до 45 лет.
В 1878 г. в штат полиции ввели должность урядника с участком. Величина каждого участка определялась по числу селений, волостей, количеству населения и протяженности. Постоянно менялось население, менялось количество урядников и их участков в Самарской губернии (в конце XIX в. от 122 до 133). Полицейские урядники по происхождению и образованию в основном были из военных нижних чинов и из духовного звания, окончившие приходские, сельские и народные школы, полковые и разные низшие военные школы. Принимались на эту службу и не окончившие учебного заведения, но умеющие бегло писать и читать, т.е. вполне грамотные люди. Различно в каждом уезде было и квартирное довольствие полицейских урядников, получающих содержание из казны через уездных исправников и полицейские управления.
Сельская полиция Самарской губернии к 1880 г. состояла из 306 волостных старшин (на 306 волостей) и 2 181 сельских старост (на 2 237 сельских обществ), десятских, пятидесятских и сотских.
Сумма содержания выдавалась сотским только по 4-м уездам: Самарскому, Ставропольскому, Николаевскому и Новоузенскому. По Бузулукскому, Бугурус-ланскому и Бугульминскому уездам сотские жалованья не получали.
Таким образом, конструкция полиции для городов и уездов губернии была однородна и состояла из трех степеней. В нее входили: полицейское управление с полицмейстером или уездным исправником, исполнительные чиновники и другие полицейские чины. Исполнительными чиновниками являлись: в городе - приставы и полицейские надзиратели, а в уезде - становые приставы. «Другие полицейские чины» - околоточные надзиратели и городовые в городах; урядники, стражники и сельские десятские в уезде. Все же существовавшие как в городах, так и в уездах полицейские организации были подчинены губернатору и губернскому правлению, которым принадлежало руководство их деятельностью.
Установленный законом предмет ведения полиции изначально был дан в виде общих определений, а затем его содержание конкретизировалось с мелочной предусмотрительностью. В итоге получалось, что полиция должна была выполнять столько обязанностей, сколько ей было не по силам ввиду слабого материального обеспечения и уровня организации.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Лопухин,А. А. Настоящее и будущее русской полиции. Из итогов служебного опыта. Москва, 1907. С. 10.
2. Алексу шин, Г. В. Развитие полицейской губернаторской власти // Общество и безопасность. 2004. N2 1. С. 57.
3. Тумшис,М. Из истории российского сыска / М. Тумшис, П. Алексеев // Общество и безопасность. 2003. N2 10. С. 6.
4. Государственный архив Самарской области (ГАСО). Ф. 1, оп. 3, д. 3140, л.
5. ГАСО. Ф. 465, оп. 2, д. 17, л. 13.
6. ПСЗ РИ. Книга 1. Т. І-УШ. Гл. 4. Отд. 2. С-П. 1911. С. 598.
7. ГАСО. Ф. 1, оп. 1, д. 3368, л. 5.
8. Полиция России. Документы и материалы. С. 227.
9. ГАСО. Ф. 465, оп. 2., д. 78, л. 92.
10. Полиция России 1718-1917 гг. Циркуляр МВД от 17.09.1878 г. М., 2003. С.
203.
11. Самарская летопись. Очерки истории Самарского края с древнейших
времен до начала ХХ века / под общ. ред. П.С. Кабытова и Л.В. Храмкова. Книга
2. 1993. Т. 1. С. 123.
12. ГАСО. Ф. 1, оп. 3, д. 3140, л. 7, 7 об.
13. Алексушин,Г. В. Между революционным террором и доморощенным мздоимством //Самара. Журнал столицы региона. 2002. С. 52.
14. Там же. С. 53.
15. ГАСО. Ф.470, оп. 2, д. 13, л. 67.
16. ГАСО. Ф.465, оп. 2, д. 70, л. 16.
17. Тумшис, М. Полиция и милиция Самарской губернии (имена, события, факты 1802-1967 гг.) / М. Тумшис, П. Алексеев, И. Карпов. Самара, 2003. С. 16.