Научная статья на тему 'Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений на потребительском рынке'

Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений на потребительском рынке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
709
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ / СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / LEGAL REGULATION / PREVENTION OF ECONOMIC CRIMES IN THE CONSUMER MARKET / NATIONAL SECURITY STRATEGY / CONCEPT OF LONG-TERM SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / ECONOMIC ACTIVITIES / PREVENTION OF CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шишкин Р.В.

В статье рассматривается правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений на потребительском рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of the police activities for the prevention of crimes in the consumer market

The article considers the legal regulation of the interior bodies activities for the prevention of crimes in the consumer market for the prevention of crimes in the consumer market.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений на потребительском рынке»

Труды Академии управления МВД России. 2014. № 4 (32)

Р. В. ШИШКИН,

старший преподаватель кафедры уголовной политики и организации предупреждения преступлений

(Академия управления МВД России)

R. V. SHISHKIN,

senior lecturer of the department of criminal policy and the organization

of the prevention of crime (Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia)

УДК 351.741

Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений на потребительском рынке

Legal regulation of the police activities for the prevention of crimes in the consumer market

В статье рассматривается правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений на потребительском рынке.

Правовое регулирование, предупреждение преступлений экономической направленности на потребительском рынке, стратегия национальной безопасности, концепция долгосрочного социально-экономического развития, экономическая деятельность, предупреждение преступлений.

The article considers the legal regulation of the interior bodies activities for the prevention of crimes in the consumer market for the prevention of crimes in the consumer market.

Legal regulation, prevention of economic crimes in the consumer market, national security strategy, the concept of long-term socio-economic development, economic activities, the prevention of crimes.

Правовое регулирование — это процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права), основывающихся на предмете и методе правового регулирования [13].

Поспешные шаги реформирования экономики государства и изменения принципов государственно-правового регулирования отношений, складывающихся в процессе осуществления хозяйственной деятельности на потребительском рынке, некоторым образом повлияли на криминализацию стратегически важной для страны сферы экономики.

По мнению С. А. Павловой, потребительский рынок — это сфера обращения товаров и услуг между организациями, а также индивидуальными предпринимателями, реализующими товары по договору купли-продажи и оказывающими услуги или выполняющими работы по возмездному договору, и граждана-

ми, приобретающими товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли [13, с. 3].

На наш взгляд, потребительский рынок — это элемент экономики внутри страны, основа социально-экономического развития и стабильности жизнедеятельности общества, производство продукции, товаров и услуг высокого качества, регулируемая государством структура хозяйствующих субъектов, складывающихся разных правоотношений между субъектами и объектами в сфере экономической деятельности.

Экономическая деятельность — это совокупность действий на разных уровнях хозяйствования, в результате которых люди удовлетворяют свои потребности посредством производства и обмена материальными благами и услугами [14].

На современном этапе органами государственной власти, в том числе руководством

69

к н и

0

1

л

<

ы н

к

^

0

1

л

<

ы н к

I

<

а

X О

о

са <

а С

ы <

ш о а С ц.

й

и ы

У

к

и-

О <

0

1

к

§

к

а

70

Министерства внутренних дел России, уделяется особое внимание предупреждению преступлений путем концептуального закрепления основных направлений противодействия экономической преступности, которые являются стратегическими национальными приоритетами, в соответствии с чем определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований.

Тем самым создаются безопасные условия для реализации конституционных прав и свобод граждан, социального развития, развития малого и среднего бизнеса, экономического благополучия общества на современном этапе становления рынка [1]. Непременным условием рынка является обособленность и самостоятельность предприятий и других хозяйственных звеньев, что должно позволить участникам рыночных отношений выбирать оптимальные варианты хозяйственных решений, осуществлять режим рационального, экономного хозяйствования [10, с. 134].

Концепция данной стратегии имеет фундаментальную связь со Стратегией национальной безопасности и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития [6, 7]. Кроме того, МВД России директивно определены приоритетные направления деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, в том числе экономической направленности, совершаемых на потребительском рынке.

Органы внутренних дел в своей деятельности по предупреждению преступлений руководствуются Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами России, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства России, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и другими нормативными актами [5].

Деятельность органов внутренних дел регулируется нормами различных отраслей права (уголовного, уголовно-процессуального, административного и др.) и осуществляется на основании Федерального закона «О полиции», в котором определяется предназначение полиции, направленное на «защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействие преступности...», выявление причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, принятие в пределах своих полномочий мер по их устранению [4].

Предупреждение преступлений — это деятельность государственных органов, должностных лиц и иных субъектов предупреждения преступлений по выявлению, устранению причин преступлений и условий, способствующих

их совершению, а также факторов, влияющих на формирование противоправного поведения (общее предупреждение преступлений); профилактическое воздействие на лиц с устойчивым противоправным поведением с целью недопущения с их стороны преступных деяний и оказание позитивного воздействия на ближайшее окружение таких лиц (индивидуальное предупреждение преступлений) [12, с. 16—17].

В приказе МВД России «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» от 17 января 2006 г. № 19 дано определение предупреждения преступлений, которое непосредственно связанно со спецификой деятельности полиции [9]. Это деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением, а также оказание содействия представителям государственных контролирующих органов и сотрудникам подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции в проведении проверок, установлении и задержании лиц, осуществляющих противоправную деятельность в сфере экономики [15]. Применительно к преступлениям на потребительском рынке органами внутренних дел осуществляется анализ состояния преступности экономической направленности и принимаются в соответствии с законодательством меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих совершению указанных преступлений [7].

Действующие правовые нормы предусматривают меры воздействия на отдельных лиц, совершающих преступления, в том числе преступления в сфере экономической деятельности, с помощью профилактического влияния на начальном этапе.

Объединив преступления, совершаемые в экономической деятельности, в том числе на потребительском рынке, в самостоятельную главу Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), ориентируясь на защиту прав и свобод граждан (потребителей), УК РФ исходит из общности видового объекта посягательства, то есть общественных отношений, возникающих на потребительском рынке. Непосредственными объектами данных преступлений выступают конкретные общественные отношения, складывающиеся в процессе функционирования определенной сферы экономической деятельности [11, 14]. Совершенные преступления на потребительском рынке причиняют материальный вред в первую очередь потребителям.

Труды Академии управления МВД России. 2014. № 4 (32)

В Российской Федерации до настоящего времени не принят Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [12]. На период отсутствия такого закона все субъекты профилактики осуществляют свою деятельность в соответствии с ведомственными нормативно-правовыми актами, а также законодательными актами, принимаемыми субъектами Российской Федерации. При этом взаимодействие по предупреждению преступлений между ведомствами и отраслями, службами и подразделениями осуществляется путем подписания межведомственных приказов и планов проведения оперативно-профилактических мероприятий на всех уровнях [8]. Например, проведение оперативно-профилактических мероприятий под условным названием «Налог», «Табак», «Алкоголь» и др.

Задачами профилактики преступлений являются:

— предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в сфере экономической деятельности на потребительском рынке;

— выявление причинного комплекса и условий, способствующих совершению преступлений, в том числе хозяйствующими субъектами в сфере экономической деятельности;

— мониторинг и анализ правоприменительной практики субъектов профилактики;

— мониторинг нормативных правовых актов, т. е. выявление правового нигилизма, пробелов, недоработок и т. д.;

— внесение изменений, дополнений в законодательные акты, что создаст возможность оперативно влиять на лиц, склонных к совершению преступлений.

Анализ норм правового регулирования деятельности по предупреждению преступлений экономической направленности показывает, что среди основополагающих мер предупредительного характера по профилактике преступлений экономической направленности, совершаемых на потребительском рынке, выявлен ряд нерешенных правовых проблем:

— отсутствие в Федеральном законе «О полиции» от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ понятия или определения «предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности», которое позволило бы эффективно влиять на противоправные деяния, совершаемые в сфере экономики, и ее безопасность [4];

— отсутствие определения «потребительский рынок» и Федерального закона, например, «О потребительских рынках», в котором такое определение было бы закреплено;

— отсутствие Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».

На сегодняшний день законодательство не всегда успевает за реалиями жизнедеятельности общества, а иногда позволяет слишком широко трактовать противоправное деяние (криминализировать) или смягчить его (декриминализиро-вать), что может негативно отразиться на правах граждан, физических и юридических лиц хозяйствующих субъектов. Примером тому может послужить декриминализация отдельных видов преступлений в сфере экономической деятельности, вследствие чего уголовное законодательство смягчило санкции к лицам, совершившим или совершающим преступления в данной сфере [3]. Уголовным законодательством в настоящее время предусмотрено освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях, совершенных в сфере экономической деятельности, в том числе на потребительском рынке. Например, ч.ч. 1, 2 ст. 76.1. УК РФ лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 198—199.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме. Лицо, которое впервые совершило преступление, предусмотренное ч.1 ст. 171, ч. 1 ст. 171.1, ч. 1 ст. 172, ч. 2 ст. 176, ст. 177, ч.ч. 1, 2 ст. 180, ч.ч. 3, 4 ст. 184 УК РФ и др., освобождается от уголовной ответственности, если оно возместило ущерб в размере пятикратной суммы ущерба, причиненного гражданину, организации или государству в результате совершения преступления [2].

В заключение можно отметить, что одними только мерами уголовного преследования или санкциями административных репрессий противостоять финансово-экономическим правонарушениям невозможно. Предупреждение преступлений экономической направленности — это не только правовая проблема, но и ее решение в реализации комплекса взаимосвязанных государственных мер. Например, социально-политических, социально-экономических, правовых и организационно-предупредительных и др., направленных на непосредственное установление причин совершаемых деяний и изменение условий, способствующих формированию криминальных структур и их функционированию в экономической деятельности.

На наш взгляд, на период отсутствия Федерального закона об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации необходимо создать координирующий орган по налаживанию механизма взаимодействия всех субъектов профилактики, который обеспечит системный подход к противодействию общественно опасным проявлениям, в том числе в сфере экономической деятельности потребительского рынка на ранней стадии.

71

Список литературы

Б н и

0

1

л

<

и н к

0

1

л

<

и н к

I

<

а

X О

о

са <

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а С

и <

ш о а С

и

ЬЙ

и и

У

к

I—

о <

0

1

к

§

к

а

1. Конституция Российской Федерации.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации.

3. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

4. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

5. Об участии граждан в охране общественного порядка: Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44 // СПС КонсультантПлюс.

6. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // СПС КонсультантПлюс.

7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // СПС КонсультантПлюс.

8. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: паспорт проекта Федерального закона от 20 января 2014 г. № 421465-6 // СПС КонсультантПлюс.

9. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19.

10. Об утверждении порядка взаимодействия ОВД и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений: приказ МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347 // СПС Кон-сультантПлюс.

11. Большой юридический словарь. М., 2003.

12. Организация деятельности ОВД по предупреждению преступлений: учебник / под ред. В. Д. Малкова, А. Ф. Токарева. М., 2000.

13. Павлова С.А. Потребительский рынок: защита от преступной экономической деятельности: учеб. пособ. Красноярск, 2002.

14. Словарь терминов и схем по курсу «Уголовная политика и ее реализация в деятельности ОВД» и «Организация профилактической деятельности ОВД». М., 2000.

15. Экономический словарь. М., 2006.

Тел.: 8 (499) 745-82-61

72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.