Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ'

ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
131
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / УРОКИ ИСТОРИИ / ОСНОВНАЯ ШКОЛА / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдуллина Е.Д.

В данной статье рассмотрены актуальные аспекты правового просвещения школьников на уроках истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL EDUCATION IN HISTORY LESSONS

This article discusses the current aspects of legal education of schoolchildren in history lessons

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»

УДК 433.94

Абдуллина Е.Д.

магистрант исторического факультета Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

(г. Пермь, Россия)

ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Аннотация: в данной статье рассмотрены актуальные аспекты правового просвещения школьников на уроках истории.

Ключевые слова: правовое воспитание, демократическое общество, уроки истории, основная школа, подрастающее поколение.

«Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление государственного единства в России требуют значительно высокого уровня правовых знаний, в отсутствии которых не могут быть реализованы такие принципы жизни общества и ценности, как верховенство закона, приоритет прав и свобод человека» [4].

Правовое просвещение школьников необходимо для того, чтобы повысить уровень правовых знаний учащихся, помочь ребенку осознать важность права в его жизни, обеспечить защиту его прав. Правовые знания учащихся должны основываться не только в контексте прав и свобод, но и его обязанностей. Понятие защиты прав ребенка сегодня прочно вошло в нашу жизнь. Настолько прочно, что мы порой забываем, что конкретно понимается под этой защитой.

В понятии «правовое просвещение», для начала разберем слово «просвещение». Одно из его толкований - это разновидность образовательной деятельности. Основной функцией «просвещения», можно считать распространение знаний и достижений культуры, «отвечающих запросам

времени и способствующих правильному пониманию жизни в целом или ее отдельных сторон» [2]. Обращаясь к толкованиям термина «просвещение» можно сделать вывод, что результатом этого процесса является культура и грамотность.

Просвещение осуществляется посредством лекций, бесед, диспутов, выступлений в средствах массовой информации. Просвещение может осуществляться в разных областях. В рамках нашего исследования интерес представляет правовое просвещение на уроках истории.

В исследованиях Э. И. Атагимовой [1], понятие «правовое просвещение» означает целенаправленную и систематическую деятельность государства и общества по формированию и повышению правового сознания и правовой грамотности в целях противодействия правовому нигилизму и обеспечении процесса духовного формирования личности.

В педагогике понятие «просвещение» обозначается как распространение знаний. «Просвещение» является одним из видов образовательной деятельности, рассчитанный на устойчивые учебные группы или на неформальную аудиторию внеурочного образования. В нашем исследовании мы возьмем группу учащихся основного общего образования, а конкретно 5 и 6 классы. Возрастная категория учащихся этой группы - 11-13 лет, и многие из них хорошо знакомы со своими правами, но мало задумываются об обязанностях.

Через правовое просвещение, нашей задачей является правовое обучение и правовое воспитание, как система мер, которые будут направленны на объединение в сознании учащихся политико-правовых норм, принципов, идей, представляющих ценности национальной и мировой правовой культуры.

Согласно ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 выделяется две группы субъектов:

1. Участники образовательных отношений.

2. Участники отношений в сфере образования.

Участниками образовательных отношений являются учащиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность. В статье мы представим некоторые аспекты правового просвещения для педагогов, родителей и учащихся.

Целью правового просвещения педагогов в школе мы понимаем в развитии правовых знаний, законопослушного поведения и гражданской ответственности, а также в росте правового самопознания и оптимизации познавательной деятельности. Эффективными формами методической работы педагогов в направлении правового просвещения могут стать консультации, семинары, деловые игры, анализ различных ситуаций, затрагивающих права педагога, родителей (законных представителей), учащихся с выявлением причин их возникновения.

Для правовой и педагогической культуры родителей необходимо повышение правовых знаний родителей, ориентированных не только на обеспечение прав ребенка, но и его обязанностей. В основном родители знают о существовании Семейного кодекса, но не многие способны назвать свои и права, и обязанности.

Правовое просвещение детей особенно актуально в подростковом и юношеском возрасте, когда формируются личностные установки человека. Ранее мы обозначили возрастную категорию учащихся, взятых в основу нашего исследования. Дети в 11-13 лет находятся, как правило, на стадии изменения и формирования новых личностных качеств и ориентиров. «Правовое просвещение способствует формированию социальной активности обучающихся, дают возможность правильно ориентироваться в жизни. Знание своих прав дает возможность детям чувствовать себя увереннее, помогает отстаивать свои интересы в образовании и личной жизни» [8].

В нашей статье, мы предлагаем рассмотреть ключевые аспекты в преподавании истории по вопросам правового воспитания школьников.

Правовое воспитание подрастающего поколения может быть ориентированно на становление личности обучающегося как сознательного носителя правовой свободы и обязанностей гражданина, творческого соучастника развития демократического гражданского общества. Для того, чтобы стать творческим соучастником данного процесса - развития демократического гражданского общества, нужно детально проанализировать историю зарождения и появления демократического общества.

Первой классической формой демократического государства явилась Афинская республика. Она возникла в V в. до н.э. Данная тема освещается в 5 классе в ходе изучения Всеобщей истории. Развитие жизнедеятельности человека в Греции приводит к возникновению самостоятельных государств -полисов. На этом этапе следует акцентировать внимание учащихся на важности развития личностных и профессиональных качеств. Ведь именно благодаря усовершенствованию своих профессиональных качеств, таких как кузнечное дело, кораблестроение и другие ремесла, человек смог построить самостоятельное государство. Государство, стоящее на защите прав человека, и регламентирующее его обязанности.

В VII веке до н.э. власть в Афинах принадлежала знати. Простой народ, по-гречески «демос», в управлении не участвовал. Лучшими землями владели знатные люди, простому земледельцу доставались каменистые участки, требующие большого ухода и не приносящие хорошего урожая. Так историю права можно связать с развитием земледелия. Люди, имевшие во владении землю, получали право на ее использование, а в дальнейшем и на приобретение. В процессе развития земледелия, появляется долговая зависимость, когда бедному человеку приходится брать зерно или серебро в долг у соседа. Долговая зависимость стала первоисточником развития рабовладения. Так человек начинает понимать о своих обязанностях. И только с установлением демократии осознавать свои права.

Развитие демократии начинается с 594 года до н.э., когда простой народ - демос, смог противостоять знати. Неравенство бедных и богатых приводит к восстанию демоса. На этом этапе изучения мы можем увидеть историю развития правового просвещения человека, отстаивавшего свои права. В качестве закрепления знаний в данном аспекте, можно предложить учащимся создать собственные «деревянные», в нашем случае картонные, таблички «законов Солона». Работая с параграфом, ребенок должен в правильной последовательности сгруппировать на табличке новые права и обязанности демократического общества в начале его развития. Подойти к выполнению задания можно творчески и в домашних условиях вместе с родителями, что значительно улучшит понимание темы ребенком и вовлечет родителей в процесс получения правовых знаний.

Следующим ярким этапом развития правового просвещения общества становится период становления феодализма. Данное направление изучается в курсе истории 6 класса. Поэтому начинать работу в этом направлении можно с повторения изученного материала в прошлом учебном году.

Падение Западной Римской империи - начало эпохи средних веков, которая продолжалась с V по XVII в. На смену рабовладельческому государству и праву пришло феодальное государство и право.

Переход к феодализму связан с развитием феодальной собственности на землю. «Именно поземельные отношения определяли характер политического строя и сущность государства и права. Земля - основное условие производства -не была собственностью тех, кто на ней трудился, но феодально-зависимый крестьянин в отличие от раба располагал собственным хозяйством и орудиями труда. Для феодализма характерно сочетание частной и государственной собственности с мелким крестьянским хозяйством. Сущность феодализма: феодал владеет землей, а крестьянин в зависимости и платит за пользование землей ренту (виды: отработочная, продуктовая, денежная)» [5]. На этом этапе учащимся следует определить на какие общественные слои начинает делится

человек. История развития общества делит его на владельца земли, зависимого крестьянина и раба. В рамках изучения правового просвещения, учащиеся выполняют работу в определении прав разных слоев общества (владельца земли, зависимого крестьянина и раба). Организация такой работы заключается в групповом творческом проекте. Используя учебник и интернет-источники, учащиеся готовят доклад с последующим выступлением на тему «Средневековая деревня».

В статье мы рассмотрели некоторые актуальные аспекты правового просвещения на конкретных темах курса истории в основной общеобразовательной школе. За основу взяли темы, отображающие появление, развитие и становления права.

В применении на практике учебно-правовых ситуаций на уроках истории не исключено возникновение трудностей. Проблемы могут носить как знаниевый, так и моральный характер. К знаниевому характеру можно отнести несформированность или слабая сформированность правовых и историко-правовых понятий, отсюда непонимание поставленных проблем и вопросов. К моральному относятся низкий уровень правосознания и гражданственности, непринятие законов, асоциальное поведение, лояльное отношение к правовым вопросам, отсутствие интереса как к истории, так и к праву. Что и подтверждает значимость правового просвещения учащихся на уроках истории. Проведение уроков истории с элементами учебно-правовых ситуаций будет способствовать росту правосознания среди учащихся.

Предложенные нами темы и формы работы в области правового просвещения на уроках истории, способствуют усилению практической направленности деятельности учащихся, повышению уровня личностных, предметных и метапредметных результатов. Правовые знания обеспечат способность учащихся самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, применять знания и порождать новые.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Атагимова Э.И. Право знать право: методические рекомендации по организации правового просвещения участников образовательного процесса / Э. И. Атагимова, Е.В. Горбачева. М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2016, 8 с. Васильев Ф. П., Булатова Л. А. Современное правовое воспитание как необходимый фактор в образовательной политике России / Ф.П. Васильев, Л.А. Булатова //Административное право и процесс.2013. № 4. С. 36-38. Графский В.Г. Всеобщая история государства и права зарубежных стран. М., 2010. - 816 с.

Детская правовая школа: актуальные вопросы правового воспитания несовершеннолетних: методические рекомендации / сост.: Ю. А. Якушева, Г. Х. Батынова. Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2013. 52 с.

История государства и права зарубежных стран / Под ред. Батыра К.И. 5-е изд. М., 2014. - 576 c.

Правовое просвещение в современной образовательной организации: инструктивно - методический сборник сост. Е.А Кнышева. Орёл: Бюджетное учреждение Орловской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования», 2016. 122c. Ратинов А.Р. Структура правосознания и некоторые методы ее исследования // Методология и методы социальной психологии. М.: Юр. лит.,1997. - 216 с.

Abdullina E.D.

Master's student of the Faculty of History Perm State Humanitarian Pedagogical University (Perm, Russia)

LEGAL EDUCATION IN HISTORY LESSONS

Abstract: this article discusses the current aspects of legal education of schoolchildren in history lessons.

Keywords: legal education, democratic society, history lessons, primary school, younger generation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.