УДК 37.014 UDC 37.014
DOI: 10.24412/2712-827X-2020-4-31-38
Гитман Елена Константиновна
Доктор педагогических наук, профессор, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15, тел.: +7 (342) 2151968 (доб. 418), e-mail: [email protected]
Колышкина Вера Андреевна
Магистрант, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 24, тел.: +7 9223121512, e-mail: [email protected]
Gitman Elena Konstantinovna
Grand Ph.D. (Education), Perm State University, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia
Kolyshkina Vera Andreevna
Master Student, Perm State Humanitarian Pedagogical University,
Perm, Russia
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
PROBLEMS OF ORGANIZING THE PROCESS OF LEGAL EDUCATION IN THE MODERN SYSTEM OF RUSSIAN EDUCATION
Аннотация
Вопросы правового просвещения не теряют своей актуальности в современном информационном мире. Анализ дефиниций правового просвещения, проведенный в данном исследовании, позволил акцентировать внимание на ключевом вопросе - отсутствии единого понимания категории «правовое просвещение». Позиции ученых, исследователей, юристов сходятся в одном - правовое просвещение - это ключевая позиция в успешной социализации личности, реализация которой происходит через систему образования. Политика российского государства по реализации процесса правового просвещения в образовании сводится на данный момент к тому, что правовые категории рассматриваются фрагментарно: в рамках специальных уроков, в рамках отдельных внеурочных мероприятий, в рамках дополнительных образовательных курсов и т.п. Большинство из реализованных правопросветительских мероприятий нацелено на минимизацию проблем, которые возникают в среде несовершеннолетних - насилие, жестокость, унижение человеческого достоинства и иные преступления и правонарушения. В рассматриваемой статье авторами поднимаются актуальные вопросы реализации процесса правового просвещения, обобщается практика использования правовых категорий в образовательном процессе общеобразовательных организаций, а также формулируются необходимые варианты ликвидации обозначенных проблем. Позиция авторов статьи сводится к тому, что правовое просвещение в сфере
образования должно представлять собой системный, единый, всеохватывающий процесс, начинающийся с фактического «посвящения» в право, знакомства с правами и обязанностями ребенка, с правовыми ценностями и установками. Самым важным акцентом, на который стоит обратить особое внимание, является ориентация всего образовательного процесса образовательной организации на вопросы правового просвещения, включая внеучебную деятельность, а также межличностные отношения.
Abstract
Legal education issues do not lose their relevance in the modern information world. The analysis of the definitions of legal education, carried out in this study, made it possible to focus on the key problematic issue - the lack of a common understanding of the category of "legal education". The positions of scientists, researchers, lawyers agree on one thing - legal education is a key position in the successful socialization of a person, the implementation of which occurs through the education system. The policy of the Russian state to implement the process of legal education in education is currently reduced to the fact that legal categories are considered fragmentarily: within the framework of special lessons, within the framework of individual extracurricular activities, within the framework of additional educational courses, etc. Most of the implemented advocacy activities are aimed at minimizing the problems that arise among minors - violence, cruelty, humiliation of human dignity and other crimes and offe^es. In this article, the authors raise topical issues of the implementation of the process of legal education, generalize the practice of using legal categories in the educational process of general educational organizations, and formulate the necessary options for eliminating the identified problems. The authors of the article emphasize the fact that legal education should be a systemic unified all-encompassing process, starting with the "introduction" to law, acquaintance with the rights and obligations of the child, with legal values and attitudes. The most important emphasis that deserves special attention is the orientation of the entire educational process of an educational organization towards the issues of legal education, including extracurricular activities, as well as interpersonal relations.
Ключевые слова: система образования, правовое просвещение, правовая социализация, правовое образование, правовые категории.
Key words: education system, legal education, legal socialization, legal education, legal categories.
Введение
Развитие и стабильное функционирование в Российской Федерации правового государства и гражданского общества, укрепление государственного единства диктуют условия необходимости поддержания высокого уровня правовых знаний, правовой культуры, благодаря которым могут реализовываться основополагающие принципы жизни общества и государства - верховенство закона, приоритет прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Сфера образования является одним из важнейших факторов (условий) обеспечения стабильности общества и государства. Благодаря системе образования личностью усваиваются основные нормы функционирования общества, укореняются установленные законами условия взаимодействия общества и личности, запреты и ограничения, формальные и неформальные санкции. Таким образом, мы можем говорить о влиянии института образования на процесс правовой социализации личности.
Согласно позиции З. Н. Каландаришвили, правовую социализацию можно определить «как процесс вхождения индивида в правовую систему через усвоение правовых норм и ценностей, приобщение к правовой культуре общества, формирование правовой убежденности и навыков правомерного поведения» [Каландаришвили 2010: 16-123]. Также понятие правовой социализации можно раскрыть через такие составляющие как правовое воспитание и правовое просвещение.
Основная часть
Специфику понятия «правовое просвещение» можно рассматривать с различных позиций, например, указанное понятие означает «целенаправленную и систематическую деятельность государства и общества по формированию и повышению правового сознания и правовой грамотности в целях противодействия правовому нигилизму и обеспечении процесса духовного формирования личности» [Атагимова, Фёдоров 2016: 70-71]. Е. В. Горбачева определяет правовое просвещение как целенаправленную деятельность определенного круга субъектов и распространению знаний о гражданских правах, свободах, обязанностях человека, систематическому воздействию на сознание и поведение подрастающего поколения в целях представлений, взглядов, ценностней, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм
[Атагимова, Горбачева 2016: 8].
В работе Е. Г. Долининой «Правовое просвещение: концептуальные основы» рассматриваемое понятие обозначено через «интегративный процесс взаимно обусловленных видов деятельности - образовательной и просветительской, в основе которых заложены системы воспитания и образования в области права <...>» [Долинина, Шакирова 2013: 49-52].
Соответствующий уровень правового сознания и правовой культуры можно измерить такими показателями как: наличие системы убеждений; система знаний о праве, умений и навыков реализации права; трансформация правовых знаний в личные убеждения; сформированность внутренней потребности и привычки соблюдать законы, проявлять правовую активность [Певцова, Соколов 2013: 41].
На сегодняшний день понятие правового просвещения законодательно не закреплено, однако нормативные документы, принятые Российской Федерацией в данной области, позволяют выделить особенности этой категории. Воплощая идеи правого государства, обозначенные Конституцией Российской Федерации 1993 г., органами государственной власти принимаются соответствующие программы, концепции развития российского государства и общества, определяющие ключевые показатели, к которым необходимо стремиться.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2020 гг. определила цели и задачи, в том числе: нацеленность на гражданское образование и патриотическое воспитание подрастающего поколения; активное содействие, формирование и развитие правовых, культурных и нравственных ценностей; обеспечение, охрана и защита базовых прав граждан; создание целенаправленной деятельности по борьбе с правовым нигилизмом, повышая качество и четкость законодательных норм и обеспечение максимального их исполнения, а также устранение существенного разрыва между формальными нормами (законами) и неформальными нормами (реальным поведением экономических субъектов) [О Концепции ... Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р].
Исходя из обозначенных целей, определение правового просвещения раскрывается как деятельность государства по устранению явлений правового нигилизма путем создания институтов гражданского общества и укреплению базовых ценностей. Немаловажным для развития системы правового просвещения и, в частности, определения его понятия стало принятие в 2011 г. Основ государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Основы были призваны сформировать и повысить уровень правовой культуры населения, заложить традицию безусловного уважения к закону, суду и правопорядку, добропорядочности и добросовестности как превалирующей модели общественного поведения, а также на преодоление правового нигилизма, препятствующего
активному развитию России как современного цивилизованного государства [Конституция 1995; Об образовании 2012].
Цели государственной политики по правовому просвещению, определенные Основами, - формирование уважительного отношения к законам государства и преодоление правового нигилизма; становление и развитие правовой культуры граждан, включая правовую осведомленность и правовую грамотность и т. д. Среди приоритетных направлений государственной политики, Основами в частности обозначено развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различных уровней, посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, факультативов, обеспечивающих получение знаний в области права [Основы государственной политики РФ от 28.04.2011 № ПР-1168].
Обобщая различные подходы к определению понятия «правовое просвещение» следует отметить, что единого мнения и единого подхода к обозначению данной категории до сих пор не сложилось. В результате исследования мнений ученых, юристов, педагогов правовое просвещение следует определить как систематический процесс, целью которого является формирование правовой грамотности и устойчивых правовых представлений, знаний и убеждений для устранения явлений правового нигилизма.
Отметим сущностные признаки правового просвещения, которые позволяют в полном объеме охарактеризовать рассматриваемую категорию. Во-первых, правовое просвещение -это одно из направлений государственной политики, реализуемое широким кругом субъектов; во-вторых, в реализации процесса правового просвещения активную роль играют институты гражданского общества; в-третьих, мероприятия, реализуемые в рамках процесса правового просвещения, направлены на стимулирование активного правомерного поведения субъектов; в-четвертых, правовое просвещение - это инструмент формирования правовой культуры; в-пятых, цель правового просвещения - социализация личности; в-шестых, итог (результат) правового просвещения - становление высокой правовой культуры и закрепление внутренних установок правомерного поведения.
В Российской Федерации ответственность за реализацию процесса правового просвещения, как правило, разделяется между обществом, семьей и образовательными организациями. Сфера образования является основным институтом общества, позволяющим целенаправленно и системно организовать процесс правового просвещения. Традиционно правовое просвещение реализуется в образовательных организациях и учреждениях культуры как процесс информирования детей, подростков, молодежи и взрослого населения, нацеленный на повышение их правовой грамотности.
Современная школа нацелена на выполнение социального заказа общества и реализацию федеральных государственных стандартов, а деятельность педагогов, классных руководителей, психолога, социального педагога подчиняются единой психолого-социально-педагогического развития личности. В области правового просвещения эти общие цели и задачи реализуются в учебной и внеучебной деятельности.
Правовое образование в общеобразовательной организации начинается еще в начальных классах в рамках интегрированного курса «Окружающий мир». На данном этапе правового образования используется теоретико-ориентированный подход, позволяющий сформировать у обучающихся минимальные представления о правах человека и ребенка [Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; Реестр эл. р.; Об обучении страшеклассников 2007; Единыйурок.рф эл.р.].
В рамках основного общего образования (5-9 классы) вопросы права изучаются в курсе «Обществознание». При этом непосредственно вопросам права отводится минимальный объем часов (17 %) [Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897].
В 10-11 классах право изучается более подробно. Кроме того, в отдельных образовательных организациях право преподается в рамках специального курса. Однако процент усвоения полученных правовых знаний остается минимальным, поскольку обучающиеся в старших классах нацелены на сдачу ЕГЭ и механическое запоминание, а не на понимание содержания правовой информации [Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413].
Внеучебная деятельность имеет по большей части информационный характер. Так, например, организуются классные часы на темы «Я и мои права», «Я и закон» и т. д., встречи с представителями правоохранительных органов (сотрудники комиссии по делам несовершеннолетних, полиции, прокуратуры), различного рода акции и деловые игры, информационные стенды, листовки, памятки для обучающихся и их родителей. Отдельные вопросы правового характера могут затрагиваться на родительских собраниях, семинарах и конференциях педагогов.
На практике правовое просвещение обучающихся сводится к изучению основ законодательства, основных категорий права и в целом к выработке системы правовых знаний. Однако подобный подход не способствует и не гарантирует формирования правового сознания и приобщения к правовой культуре общества. Поскольку правовое просвещение является важной составляющей правового воспитания, необходимо в практической деятельности выстраивать его с точки зрения процесса вхождения подрастающего поколения в правовую культуру общества, то есть через выработку морально-нравственных ориентиров.
Анализ проведенных исследований в области правового воспитания, просвещения, статистики правонарушений несовершеннолетних, в том числе в образовательных организациях, позволяют говорить о недостаточности информационной составляющей процесса правового просвещения. Правовое просвещение должно быть нацелено на формирование морально-нравственных установок на нормативно-одобряемое поведение и образ жизни.
Полученные сведения определили необходимость серьезного обновления учебно-методических комплексов, поскольку они не отвечают требованиям и условиям современной системы образования. В учебно-методических комплексах и системе правового школьного образования отсутствует системный подход к построению содержания - начальная школа практически не затрагивает правовой блок, фактически изучение права начинается с 7 класса, а 9-11 классы не ориентированы на предметное изучение права, но на высокие баллы ЕГЭ. Внеучебная деятельность по правопросвещению также носит бессистемный характер, как правило, проводятся разовые правопросветительские мероприятия.
Ключевой проблемой правового просвещения в современной системе образования на сегодняшний день становится отсутствие целенаправленной системной деятельности субъектов образования по правовому просвещению, включая образование и воспитание. Отдельным проблемным аспектом является полное отсутствие вопросов правового просвещения в предметах неправового профиля, что препятствует реализации всесторонней социализации личности обучающегося и приобщения его к правовой культуре.
Решение указанных ранее проблемных моментов видится, прежде всего, в необходимости обеспечения комплексной реализации правового просвещения в образовании. Важно выстроить единую, логичную систему получения правовых знаний, навыков и умений с 1 по 11 классы и не только в рамках специальных дисциплин. Кроме этого, необходимо привести в соответствие с ФГОС учебно-методические комплексы, содержание учебных дисциплин и направить их на реализацию целей правового просвещения.
Помимо выстраивания единой системы просвещения, огромным шагом во всей системе образования будет использование скрытого потенциала неправовых дисциплин. Вариант изложения материала учебной дисциплины через призму правовых категорий позволит не только обозначить межпредметную связь, но и будет работать на системное представление обучающихся о правовых категориях, а также повысит интерес к самой дисциплине.
Важно отметить, что работа по выстраиванию системы правового просвещения в российском государстве на протяжении последних лет ведется достаточно активно в разных направлениях и на различных уровнях. В системе современного образования множество проектов посвящено правам человека, правам ребенка. Институт уполномоченных по правам человека (ребенка) активно пропагандирует защиту основных прав и свобод человека и гражданина, проводит различного рода мероприятия в образовательных организациях в рамках данного направления. Совместно с органами государственной власти разрабатываются методические рекомендации по включению в образовательный процесс темы «Права человека».
Так, например, на портале «Единыйурок.рф» размещены «Методические рекомендации для образовательных организаций по организации правового просвещения в сфере прав человека», разработанные Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества совместно с аппаратом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2019 г.
Важность глубокого исследования вышеназванных вопросов обусловливает, во-первых, в подготовке образовательных организаций по правовому просвещению в области прав человека; во-вторых, в реализации тем и вопросов по правовому просвещению в области прав человека не только в рамках специализированного учебного предмета, но и в нескольких дисциплинах на основе междисциплинарного подхода, реализация указанных вопросов во внеучебной деятельности, в дополнительном образовании; в-третьих, во включении в правопросветительский процесс ключевых субъектов образовательного процесса - обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей); в-четвертых, в адаптировании учебных программ, учебно-методических комплексов и иной учебной документации к новым требованиям, а именно включение в учебную документацию тем правопросветительского характера.
Заключение
Система российского образования стремительно развивается, приобретая новые интересные грани, обеспечивая тем самым потребности современного общества. Одним из ключевых векторов развития является процесс правового просвещения и правовой социализации обучающихся. Проведенное исследование показало, что для получения истинных продуктивных результатов этих процессов система образования должна пересмотреть подходы к традиционному преподаванию содержания учебных дисциплин и возможным вариантам взаимодействия с обучающимися. Реализация процесса правового просвещение в сфере образования не должна носить односторонний характер, мы не должны забывать об обязанностях и условиях, в которых реализуются эти права.
Список литературы
Атагимова Э. И., Фёдоров И. Н. Нравственно-правовое воспитание и правовое просвещение в современной школе: проблемы и пути решения // Мониторинг правоприменения. 2016. № 3 (20). C.70-76.
Атагимова Э. И., Горбачева Е. В. Право знать право: методические рекомендации по организации правового просвещения участников образовательного процесса. М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2016. 88 с.
Долинина И. Г., Шакирова Е. А. Правовое просвещение: концептуальные основы // Высшее образование сегодня. 2013. № 3. C. 49-52.
Единыйурок.рф. Методическое сопровождение единых уроков [Электронный ресурс]. URL: https://www.единыйурок.рф (дата обращения: 10.10.2020).
Каландаришвили З. Н. Влияние правовой социализации на процесс конструирования правовой культуры личности в современном российском обществе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2010. № 137. C. 116-123.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 25.12.1993. № 237.
О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) // Собрание законодательства Рос. Федерации. 24.11.2008. № 47. Ст. 5489.
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 // Российская газета. 31.12.2012. № 303.
Об обучении старшеклассников правам человека в образовательных учреждениях Российской Федерации: письмо Министерства образования и науки Рос. Федерации от 15.03.2007. № 03-519 // Официальные документы в образовании. 2007. № 10.
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 22.03.2010. № 12.
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства образования и науки Рос. Федерации от 17.12.2010 № 1897 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 28.02.2011. № 9.
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: приказ Министерства образования и науки Рос. Федерации от 17.05.2012 № 413 // Российская газета. 21.06.2012. № 139.
Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан: утв. президентом Российской Федерации от 28.04.2011 № ПР-1168 // Российская газета. 14.07.2011. № 151.
Певцова Е. А., Соколов Н. Я. Правовое просвещение в России: состояние и проблемы. М.: Канцлер, 2013. 240 с.
Реестр примерных основных общеобразовательных программ [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru (дата обращения: 10.10.2020).
References
Atagimova E. I., Fedorov I. N. Nravstvenno-pravovoe vospitanie i pravovoe prosveshchenie v sovremennoi shkole: problemy i puti resheniia [Moral and legal education and legal education in the modern school: problems and solutions].Monitoringpravoprimeneniia, 2016, no. 3 (20), pp. 70-76. (In Russ.)
Atagimova E. I., Gorbacheva E. V. Pravo znat' pravo: metodicheskie rekomendatsii po organizatsii pravovogo prosveshcheniia uchastnikov obrazovatel'nogo protsessa [The right to know the right: guidelines for organizing legal education of participants in the educational process]. Moscow, FBU NTsPI pri Miniuste Rossii, 2016, 88 p. (In Russ.)
Dolinina I. G., Shakirova E. A. Pravovoe prosveshchenie: kontseptual'nye osnovy [Legal education: conceptual framework]. Vysshee obrazovanie segodnia, 2013, no. 3, pp. 49-52. (In Russ.)
Edinyiurok.rf. Metodicheskoe soprovozhdenie edinykh urokov [Methodological support of common lessons], available at: https://www.единыйурок.рф (accessed: 10 October 2020). (In Russ.)
Kalandarishvili Z. N. Vliianie pravovoi sotsializatsii na protsess konstruirovaniia pravovoi kul'tury lichnosti v sovremennom rossiiskom obshchestve [The influence of legal socialization on the process of constructing the legal culture of an individual in modern Russian society]. Izvestiia Rossiiskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena, 2010, no. 137, pp. 116-123. (In Russ.)
Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii ((prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g. s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) [Constitution of the Russian Federation (approved by peoples vote in December 12, 1993)]. Rossiiskaia gazeta, 25 December 1993, no. 237. (In Russ.)
O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 g. [On the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020]. Rasporiazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 17.11.2008 no. 1662-p (red. ot 28.09.2018). Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 24 November 2008, no. 47, st. 5489. (In Russ.)
Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii [About education in the Russian Federation]. Federal'nyi zakon ot 29.12.2012 no. 273-03. Rossiiskaia gazeta, 31 December 2012, no. 303. (In Russ.)
Ob obuchenii starsheklassnikov pravam cheloveka v obrazovatel'nykh uchrezhdeniiakh Rossiiskoi Federatsii [Teaching high school students in human rights in educational institutions of the Russian Federation]. Pis'mo Ministerstva obrazovaniia i nauki Rossiiskoi Federatsii ot 15.03.2007 no. 03-519. Ofitsial'nye dokumenty v obrazovanii, 2007, no. 10. (In Russ.)
Ob utverzhdenii i vvedenii v deistvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniia [On approval and implementation of the federal state educational standard for primary general education]. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 06.10.2009 no. 373 (red. ot 31.12.2015). Biulleten' normativnykh aktov federal'nykh organov ispolnitel'noi vlasti, 22 March 2010, no. 12. (In Russ.)
Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniia [On the approval of the federal state educational standard of basic general education]. Prikaz Ministerstva obrazovaniia i nauki Rossiiskoi Federatsii ot 17.12.2010 no. 1897. Biulleten' normativnykh aktov federal'nykh organov ispolnitel'noi vlasti, 28 February 2011, no. 9. (In Russ.)
Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego obshchego obrazovaniia [On approval of the federal state educational standard of secondary general education]. Prikaz Ministerstva obrazovaniia i nauki Rossiiskoi Federatsii ot 17.05.2012 no. 413. Rossiiskaia gazeta, 21 June 2012, no. 139. (In Russ.)
Osnovy gosudarstvennoi politiki Rossiiskoi Federatsii v sfere razvitiia pravovoi gramotnosti i pravosoznaniia grazhdan [Fundamentals of the state policy of the Russian Federation in the development of legal literacy and legal awareness of citizens]. Utverzhdeny prezidentom Rossiiskoi Federatsii 28.04.2011 no. PR-1168. Rossiiskaia gazeta, 14 July 2011, no. 151. (In Russ.)
Pevtsova E. A., Sokolov N. Ia. Pravovoe prosveshchenie v Rossii: sostoianie i problemy [Legal education in Russia: state and problems]. Moscow, Kantsler, 2013, 240 p. (In Russ.)
Reestr primernykh osnovnykh obshcheobrazovatel'nykh programm [Register of approximate basic general education programs], available at: https://fgosreestr.ru (accessed: 10 October 2020). (In Russ.)