ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ПРАВА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
П.С. Самыгин
Ростовский государственный экономический
университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону Л.В. Самыгина Ростовский государственный медицинский
университет (РостГМУ), г. Ростов-на-Дону
Аннотация. В статье рассматривается сущность и основное содержание правового просвещения в контексте формирования правовой культуры студенческой молодежи в современной России. Авторы отмечают, что правовое просвещение студенчества необходимо рассматривать в качестве целенаправленной деятельности, направленной на распространение правовых знаний, представлений об основополагающих правах, свободах и обязанностях граждан и законных способах их реализации и защиты, а также систематического воздействия на сознание студентов с целью формирования устойчивых позитивных правовых ценностей и представлений, установок на правомерное поведение, следование предписаниям закона.
Цель статьи - раскрыть сущность и содержание просветительской деятельности в области права как фактора формирования правовой культуры студенческой молодежи в современном российском обществе.
Ключевые слова: правовое просвещение; правосознание; правовая культура; правовое воспитание; правовое знание; правовая социализация; студенческая молодежь.
Становление правовой государственности выступает в качестве
основополагающей цели системных преобразований в постсоветской России. В процессе осуществления реформ в современном российском обществе, трансформации его политико-правовой системы была сформирована и закреплена в текстах базовых нормативно-правовых актов так называемая институциональная основа правового государства.
В то же время институциональные преобразования сами по себе являются необходимым, но не достаточным условием для достижения рассматриваемой цели. Для этого также необходимо формирование соответствующих установок общественного правового сознания, изменения в правовом менталитете населения страны, развитие правовой культуры гражданского типа, а также комплексная деятельность, направленная на правовоспитательную работу с молодежью с целью привития ей установок на законопослушное поведение.
Подобные изменения, в отличие от формирования институциональных правовых основ правовой государственности не могут быть осуществлены за короткий временной промежуток и требуют целенаправленных долговременных усилий общества и государства, связанных с правовым просвещением представителей различных социально-демографических групп в российском обществе. Особую значимость приобретает формирование правовой культуры студенческой молодежи, которая потенциально является интеллектуальной и духовной элитой будущего общества [1, 5].
В нашей стране важнейшим документом, определяющим основные направления повышения правовой культуры общества и личности, являются утвержденные Президентом России «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» [2]. Как следует из содержания указанного документа, главная цель Основ заключается в создании системы качественного правового просвещения и юридического образования, основанной на единых стандартах, индивидуальном подходе, позволяющей повысить правовую культуру и максимально снизить
правовой нигилизм. В Основах сформулированы такие направления правового просвещения, как правовое образование и воспитание всех членов общества, совершенствование законодательства, охрана правопорядка, обеспечение доступности правовой помощи населению и др.
Правовое просвещение в целом необходимо рассматривать в качестве целенаправленной деятельности общества и государства, направленную на распространение правовых знаний, представлений об основополагающих правах, свободах и обязанностях граждан и законных способах их реализации и защиты, а также систематическое воздействие на сознание представителей молодого поколения с целью формирования у него устойчивых позитивных правовых ценностей и представлений, установок на правомерное поведение, следование предписаниям закона [3].
Правовое просвещение представляет собой сложную и многоаспектную систему деятельности, особая роль в которой принадлежит образовательной системе [4,8]. В качестве основной цели правового просвещения молодежи выступает формирование теоретических основ правового сознания, правовой культуры, развитие правовых интересов и чувства правового мышления, а также формирование научного правового миропонимания.
К числу основных задач правового просвещения можно отнести: достижение прочных знаний людей о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности, в первую очередь, тех норм, которые непосредственно касаются человека; повышение авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему, решительная борьба с правовым нигилизмом; формирование у студентов устойчивой ориентации на правомерное поведение, установок и привычек законопослушания, навыков и умения участвовать в правосудии и иных формах юридической деятельности, а также создание атмосферы протеста и нетерпимости ко всем случаям его нарушения, неотвратимости ответственности.
Как уже отмечалось выше, правовая просвещенность студенческой молодежи является системным образованием, каждый компонент которого взаимосвязан с другими, и, вместе с тем, является самостоятельной характеристикой, выполняющей свои функции [5]. Так, когнитивный компонент включает правовые знания, правовую осведомленность и информированность. Данный компонент направлен на обогащение студентов знаниями и представлениями о праве, общечеловеческих ценностях, понятиях и категориях права. Аксиологический компонент представлен духовными, правовыми ценностями, идеалами, нормами. Аксиологический компонент связан с постижением смысловых ценностей права, культуры, правовыми установками, ценностными ориентациями, правосознанием. И, наконец, деятельностный компонент правовой просвещенности включает знания, умения и опыт осуществления профессиональной деятельности на основе соблюдения правовой культуры, правовых норм и законов
В настоящее время, как показывают данные специальных исследований, правовое образование в учебных заведениях различного уровня, в том числе, и в высшей школе направлено в первую очередь на формирование правовых знаний как компонента правовой культуры учащейся молодежи, в то время как на другие компоненты правовой культуры, эмоционально-ценностный и деятельностно-практический, учебный процесс значительного воздействия не оказывает.
С одной стороны, знания как таковые выступают в качестве необходимой предпосылки любой, в том числе, и правовой формы сознания. В то же время, с другой стороны, знание закона еще не является его осознанием: на практике довольно часто встречаются случаи, когда высокий уровень правовых знаний конкретного человека сопровождается игнорированием предписаний закона со стороны последнего, совершением данным лицом тех или иных противоправных деяний. Именно отношение к закону необходимо рассматривать в качестве важнейшего компонента правового сознания или своеобразного индикатора,
который иллюстрирует уровень развития правовой культуры представителей студенческой молодежи. Показателем правового сознания гражданского или активистского типа следует считать уважение к закону, понимание его как абсолютной нормы, единой для всех и при всех обстоятельствах [6].
В то же время, как свидетельствуют результаты прикладных социологических исследований, в течение последних лет не произошло каких -либо существенных изменений в позиции различных групп отечественной молодежи по отношению к закону, что проявляется, в частности, в крайне незначительном росте доли законопослушных молодых людей в общем массиве представителей рассматриваемой социально-демографической группы.
Так, обобщение эмпирических данных, полученных такими крупными российскими исследовательскими организациями как Центр социологических исследований при Министерстве образования и науки РФ и Институт социологии РАН, позволяет сделать вывод, согласно которому установка на «полное законопослушание» характерна для достаточно небольшой части молодых россиян (не более двадцати процентов молодых респондентов), в то время как половина молодых россиян готова соблюдать закон лишь в том случае, если это делают и представители власти, а четверть склонна игнорировать закон и не соблюдать требования правовых предписаний в повседневной жизни [7].
Достаточно интересным выглядит то обстоятельство, что правосознание представителей российской молодежи не характеризуется сколько-нибудь существенными отличиями от правосознания старшего поколения: доля законопослушных индивидов среди молодежи примерно соответствует аналогичной доле пожилых россиян, ориентированных на безусловное соблюдение закона. Это указывает на то, что отрицание закона или правовой нигилизм является традиционной правовой ценностей, характерной особенностью общественного правосознания населения нашей страны, которая воспроизводится в сознании современной российской молодежи, становится
неотъемлемым компонентом правовой культуры достаточно значительной части представителей рассматриваемой социально-демографической группы.
Интересно также, что отношение к закону различных категорий молодежи, и, в том числе, студенчества вузов практически не зависит от уровня их правовой компетентности, глубины правовых знаний и осведомленности о содержании действующего законодательства. Все это однозначно свидетельствует в пользу необходимости усиления деятельности по правовому просвещению молодежи, в том числе, правового воспитания, направленного на формирование позитивного отношения к закону, установок на законопослушное поведение.
В течение последних лет наблюдается рост правовой компетентности студенческой молодежи, проявляющийся в достаточно высокой осведомленности студентов о содержании базовых нормативно-правовых актов Российской Федерации, в частности, Конституции РФ, различных кодексов и т.д. В высших учебных заведений, в целом, научились готовить достаточно грамотных и компетентных в правовом плане специалистов, которые, в то же время, далеко не всегда становятся законопослушными гражданами. Необходимо отметить, что в соответствии с «Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», одной из основных целей государственной политики в рассматриваемой сфере является «внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм». Реализация этой цели должна осуществляться, в том числе, посредством развития правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права [2].
Как следует из методических рекомендаций, подготовленных научно-исследовательского отдела ФБУ НЦПИ при Министерстве юстиции Российской
Федерации и адресованных работникам отечественной системы образования, деятельность по правовому просвещению в области права должна включать совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению правовых знаний, формирующих правовую культуру человека, основы его правосознания.
Очень важно, чтобы эти разнообразные формы работы были взаимосвязанными и представляли собой единую систему, предусматривающую ознакомление обучающихся с основами теоретико-правовых знаний, правоприменительной практикой, ключевыми положениями современной юридической науки. Правопросветительская деятельность должна осуществляться при помощи специального инструментария, посредством которого будет возможно «донести правовые ценности до сознания каждого человека» таким образом, что указанные ценности позитивного характера могли стать личными убеждениями человека и выступать в роли основополагающих ориентиров его правового поведения [4].
C точки зрения Ю.В. Мазеиной, в содержание правового просвещение должны входить в качестве неотъемлемых компонентов правовая грамотность, правовое мышление и правовая умелость [8]. Формирование правовой грамотности студентов включает освоение ими базовых правовых терминов или основных категорий юриспруденции (право, норма права, нормативно-правовой акт, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность и т.д.), ознакомление с содержанием базовых нормативно-правовых актов Российской Федерации.
Правовое мышление и умелость базируются на правовых знаниях и компетентности и представляют собой умение индивида давать оценку поступкам и поведению людей с точки зрения норм права. Развитие правового мышления студенческой молодежи предполагает разбор на семинарских занятиях по правовым дисциплинам конкретных ситуаций, которые могут
возникать в реальной жизнедеятельности. В процессе анализа таких ситуаций студенты должны учиться проектировать приобретенные правовые знания на действительность, получив представления о правах и свободах и способах их защиты, что в дальнейшем может быть использовано в ситуациях, когда будут происходить нарушения прав и законных интересов личности.
На практике возможна такая ситуация, когда формально образованный гражданин, являющийся специалистом с высшим образованием, в силу крайней размытости и поверхностности его правовых знаний и правового мышления оказывается неспособным не только соблюдать предписания действующего законодательства, но и осуществлять эффективную защиту своих прав, исполнение юридических обязанностей.
Очевидно, что в настоящее время правовое просвещение должно быть направлено на реализацию комплексной цели, связанной с процессом складывания правовой культуры студенчества: правопросветительская работа должна включать в качестве неотъемлемых компонентов распространение правовой информации и формирование позитивного правосознания, предполагающего развитие навыков и устойчивой ориентации на правомерное поведение, что, в свою очередь, является необходимой предпосылкой для вовлечения молодых граждан во все сферы общественной и государственной жизни, которые регулируются нормами права.
В идеале правовое просвещение должно осуществляться таким образом, чтобы абсолютное большинство представителей студенческой молодежи были ориентированы на социально-активное поведение, основанное на глубоком осознании обоснованности, справедливости, целесообразности норм права, предполагающее активную деятельность лица по обеспечению правопорядка и пресечения правонарушений [9].
Образовательные учреждения и, в том числе, высшие учебные заведения играют в настоящее время ведущее место в осуществлении
правопросветительской деятельности.
Система организации высшего образования в России должна учитывать с пецифические процессы современного общества и максимально соответствовать потребностям его динамического развития. Высшие учебные заведения, как социально-культурный институт современного общества, отражают состояние и тенденции его развития, оказывают непосредственное влияние на него. Вместе с этим, трансформационные процессы в системе общественно-культурных отношений оказывают значительное влияние на систему высшего образования, вызывая необходимость формирования мобильности и объективного ответа на возникающие задачи нового исторического тренда [10].
В системе российского образования существует система правового обучения, включающая преподавание правовых дисциплин у студентов, обучающихся по неюридическим специальностям вузов. В то же время мероприятия, связанные с правовым просвещением, не исчерпываются учебными занятиями по основам права, поскольку существует большое количеств других форм воспитательной работы со студентами: различные правовые семинары, курсы, беседы на правовые темы, «круглые столы» с участием ведущих специалистов в области права, дискуссии по актуальным проблемам государства и права.
В советский период, к примеру, практиковалась такая форма правовоспитательной работы со студентами, как лекции специально приглашенных действующих сотрудников правоохранительных органов, рассказывающих о специфике работы данных органов, профилактике правонарушений и т.д. В специальных исследованиях констатируется тот факт, что в течение последних лет произошло значительное сокращение «удельного веса массовой правопросветительской работы» [8].
Активизация такой работы наблюдается обыкновенно в периоды проведения избирательных кампаний и других подобных мероприятий. В то же
время практикой уже давно выработаны и апробированы различные эффективные формы массовой правовой работы с различными социально-демографическими группами, к числу которых относится и молодежь. Реализация основополагающих целей правового просвещения студенческой молодежи предусматривает привлечение к преподавательской, воспитательной деятельности квалифицированных кадров с системными правовыми знаниями, высоким уровнем педагогической и правовой культуры.
Литература
1. Самыгин П.С. Правовая социализация учащейся молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества/ Автореф... дис. докт. соц. наук. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2008. - 53 с.
2. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04. 2011 № Пр-1168) //Российская газета. - 2011, 14 июля.
3. Sandra R. Klein. Legal Education in the United States and England: A Comparative Analysis, L.A., 1991.
4. Право знать право: методические рекомендации по организации правового просвещения участников образовательного процесса / авторы-сост. Э.И. Атагимова, Е.В. Горбачева. — М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2016. - 76 с.
5. Мазеина Ю.В. Анализ критериально-компонентного состава правового просвещения студентов вуза //Теория и практика общественного развития. -2013. - № 1. - С.178-180.
6. Жидяева Е.С., Самыгин П.С., Самыгин С.И. Особенности формирования правосознания учащейся молодежи в современном российском обществе //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 3. - Ч. 1. - С. 69-73.
7. Самыгин П.С., Попов М.Ю., Самыгин С.И. Отношение к праву как
критерий эффективности правовой социализации современной российской молодежи //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. -2016. - № 5. - С. 51-56.
8. Мазеина Ю.В. Правовое просвещение как педагогическая категория //Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2012. - № 5. - С. 315.
9. Актуальные проблемы теории государства и права: учебник /И.Г. Напалкова и др.; под редакцией д.ю.н., профессора И.Г. Напалковой - Ростов н/Д: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2018.
10. Афанасьева, И. И, Бойко О.Н. Система российского образования в условиях глобализации [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2017. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/itemlist/category/8-pedagogicheskie-nauki (доступ свободный). - Загл. с экрана.
EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE LAW SPHERE AS THE
FACTOR OF FORMATION OF LEGAL CULTURE OF MODERN
RUSSIAN STUDENTS
P.S. Samygin
Rostov State University of Economics (RINH), Rostov-on-Don
L. V. Samygina
Rostov State Medical University (RostGMU), Rostov-on-Don
Abstract. The article deals with the essence and main content of legal education in the context of the formation of the legal culture of students in modern Russia. The authors note that legal education of students should be taken into consideration as purposeful activities aimed at the dissemination of legal knowledge, notions of fundamental rights, freedoms and duties of citizens and the legitimate ways of their realization and protection, as well as systemic effects on the minds of students with the
goal of creating a sustainable positive legal values and perceptions, attitudes on lawful conduct, following the requirements of the law.
The purpose of the article is to disclose the legal education in the context of the formation of the legal culture of students in modern Russia.
Key words: legal education; legal awareness; legal culture; legal education; legal knowledge; legal socialization; student youth.
References
11. Samygin P. S. Legal socialization of students in the conditions of social uncertainty of the Russian society/ autoref... dis. Doc. soc. sciences'. - Rostov-on-don: SFU, 2008. - 53 p.
12. Bases of the state policy of the Russian Federation in the sphere of development of legal literacy and legal consciousness of citizens (UTV. Russian President 28.04. 2011 № PR-1168) / / Rossiyskaya Gazeta. - 2011, July 14.
13. Sandra R. Klein. Legal Education in the United States and England: a Comparative Analysis, L. A., 1991.
14. The right to know the right: guidelines for the organization of legal education of participants in the educational process / authors-comp. Utegenova E. I., E. V. Gorbachev. - Moscow: FBU NCPI at the Ministry ofjustice of Russia, 2016. - 76 p.
15. Mazeina, Y. V. Analysis of the criterion-component composition of the legal education of students of higher education institution //Theory and practice of social development. - 2013. - № 1. - P. 178-180.
16. Zhidyaeva E. S., Samygin p. S., Samygin S. I. Features of formation of legal consciousness of students in modern Russian society / / Humanities, socio-economic and social Sciences. - 2015. - № 3. - Part 1. - P. 69-73.
17. Samygin P. S., Popov, S. I. Samygin Attitude to law as a criterion of efficiency of legal socialization of modern Russian youth //Humanities, socio-economic and social Sciences. - 2016. - № 5. - P. 51-56.
18. Mazeina Yu. V. education as a pedagogical category /Journal of scientific
publications of postgraduates And doctoral students - 2012. - № 5. - P. 3-15.
19. Actual problems of theory of state and law: textbook /I. G. Napalkov, etc.; under the editorship of doctor of law.N., Professor I. G. Napalkova - Rostov n/D: Publishing and printing complex at Rostov state economic University (RINH), 2018.
20. Afanasyeva, I. I., Boyko O. N. The system of Russian education in the context of globalization [Electronic resource] // a-factor: research and development (Humanities). - 2017. - № 1. - Mode of access: http://www.a-factor.ru/archive/itemlist/category/8-pedagogicheskie-nauki (access is free). The title. from the screen.