Научная статья на тему 'Правовое положение отдельных видов средств массовой информации как предмета сделок купли-продажи'

Правовое положение отдельных видов средств массовой информации как предмета сделок купли-продажи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
114
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданское законодательство / исключительные права / средства массовой информации / цифровые права / информационный ресурс / Интернет / цифровые технологии / информационные платформы / civil legislation / exclusive rights / mass media / digital rights / information resource / Internet / digital technologies / information platforms

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Екатерина Олеговна Ананьева, Павел Валентинович Ивлиев

В данной статье авторами раскрываются гражданско-правовые вопросы, связанные с оформлением сделок купли-продажи средств массовой информации на примере сайтов. Рассматриваются особенности заключения подобных договоров в связи с законодательными нововведениями, которые касаются приобретения исключительных прав на масс медиа. Анализируются проблемы, с которыми сталкиваются участники сделки купли-продажи масс медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal status of certain types of mass media as a subject of purchase and sale transactions

In this article, the authors reveal civil law issues related to the registration of transactions for the purchase and sale of mass media on the example of websites. The features of concluding such contracts in connection with legislative innovations related to the acquisition of exclusive rights to mass media are considered. The problems faced by the participants of the mass media purchase and sale transaction are analyzed.

Текст научной работы на тему «Правовое положение отдельных видов средств массовой информации как предмета сделок купли-продажи»

Закон и право. 2021. № 12. С. 68-70. Law and legislation. 2021;(12):68-70.

ЧАСТНОПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ

Научная статья

УДК 347 NIION: 1997-0063-12/21-014

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-12-68-70 MOSURED: 77/27-001-2021-12-214

Правовое положение отдельных видов средств массовой информации как предмета сделок купли-продажи

Екатерина Олеговна Ананьева1, Павел Валентинович Ивлиев2

1 2 Институт Академии ФСИН России, Рязанская область, Рязань, Россия

1 a.e.o.77@yandex.ru

2 ivliev_pv@mail.ru

Аннотация. В данной статье авторами раскрываются гражданско-правовые вопросы, связанные с оформлением сделок купли-продажи средств массовой информации на примере сайтов. Рассматриваются особенности заключения подобных договоров в связи с законодательными нововведениями, которые касаются приобретения исключительных прав на масс медиа. Анализируются проблемы, с которыми сталкиваются участники сделки купли-продажи масс медиа.

Ключевые слова: гражданское законодательство, исключительные права, средства массовой информации, цифровые права, информационный ресурс, Интернет, цифровые технологии, информационные платформы.

Для цитирования: Ананьева Е.О., Ивлиев П.В. Правовое положение отдельных видов средств массовой информации как предмета сделок купли-продажи // Закон и право. 2021. № 12. С. 68—70. М1р8:// doi.org/10.24412/2073-3313-2021-12-68-70.

PRIVATE LAW (CIVIL) SCIENCES

Original article

The legal status of certain types of mass media as a subject of purchase and sale transactions

Ekaterina O. Anan'eva1, Pavel V. Ivliev2

1 2 Institute of the Academy of FSIN of Russia, Ryazan region, Ryazan, Russia

1 a.e.o.77@yandex.ru

2 ivliev_pv@mail.ru

Abstract. In this article, the authors reveal civil law issues related to the registration of transactions for the purchase and sale of mass media on the example of websites. The features of concluding such contracts in connection with legislative innovations related to the acquisition of exclusive rights to mass media are considered. The problems faced by the participants of the mass media purchase and sale transaction are analyzed.

Keywords: civil legislation, exclusive rights, mass media, digital rights, information resource, Internet, digital technologies, information platforms.

For citation: Anan'eva E.O., Ivliev P.V. The legal status of certain types of mass media as a subject of purchase and sale transactions // Law and legislation. 2021;(12): 68—70. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/ 2073-3313-2021-12-68-70.

Гредства массовой информации во все вре мена оказывали и продолжают оказывать "^^«^большое влияние на сознание индивида, мотивируя его или, наоборот, демотивируя со© Ананьева Е.О., Ивлиев П.В. М., 2021.

вершать те или иные действия. Во времена Светского Союза, например, источников масс медиа можно было подсчитать по пальцам, и при этом все они находились в государственной собственности, и ни у кого не возникало и не могло возникнуть желания приобрести СМИ в соб-

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2021

ственность. В современной России ситуация совсем иная.

Иметь в собственности свое СМИ — заветная мечта достаточно большого количества граждан, и благо то, что видов масс медиа сейчас очень много: это и разные паблики в социальных сетях, и радиостанции, и, конечно же, телевизионные каналы и многое другое.

Средства массовой информации покупают в основном для того, чтобы оказывать управленческое воздействие на массы, а также зарабатывать посредством информационного ресурса. При этом необходимо понимать, что покупателем СМИ, по сути, может стать любое лицо или компания. Однако непонимание трудностей и препятствий, связанных с ведением столь особенного бизнеса, может закончиться банкротством предпринимателя.

Какие же особенности купли-продажи средств массовой информации могут встретиться на пути желающих вести подобный бизнес.

Необходимо дать четкое определение того, что понимается под масс медиа.

Итак, Закон РФ «О средствах массовой информации» (далее — Закон о СМИ) устанавливает, что под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) [1].

Статья 8 Закона о СМИ прямо указывает на то, что сайт в сети Интернет может быть зарегистрирован как сетевое издание, в противном случае данный сайт не будет являться СМИ. Речь идет о том, что сайты — это детище последних десятилетий, и в принципе каждый желающий может обзавестись таким видом масс медиа и использовать его в своих законных целях.

С 1 октября 2019 г. в российском гражданском законодательстве появился новый термин «цифровые права» [2]. Под цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия, осуществление которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам.

Необходимо отметить, что цифровые технологии объективно входят в нашу жизнь и становятся абсолютно неотъемлемыми и привычными атрибутами [3].

Действующее же законодательство сильно отстает от информационно цифровой среды, на которой все больше и больше зиждется отечественная экономика. Онлайн торговля, информационные платформы с разного рода контентом и другие развивающиеся цифровые технологии и неразрывно связанные с ними экономические процессы не имели законодательного регулирования на должном уровне.

Таким образом, внесение изменений в законодательство продиктовано духом времени и является более чем востребованным и объективным.

Рассмотрим основные тонкости и нюансы купли-продажи СМИ на примере сайтов.

Данная тема является актуальной, так как все больше и больше предпринимателей создают сайты, на которых имеют место разного рода платформы с содержанием всевозможного цифрового контента. Владельцы сайтов имеют исключительные права продажи данного контента заинтересованным пользователям и осуществляют это посредством информационных технологий. В случае если владелец сайта примет решение о про -дажи своего ресурса, то исключительные права на распространение контента перейдут к правопреемнику данного сайта после выполнения последним обязанности выплатить в установленный договором срок вознаграждения.

В дальнейшем новоиспеченный правообладатель имеет полное право осуществлять распоряжение цифровыми правами (в данном случае продавать или иным образом предоставлять контент пользователям), только в информационной среде без обращения к третьем лицам.

Дело в том, что купля-продажа средств массовой информации с целью дальнейшей монетизации не является золотым Граалем для покупателя такого ресурса, в отличие, например, от приобретения квартиры, доход от аренды которой может примерно прогнозироваться.

Покупка масс медиа является трудно прогнозируемой прибылью с точки зрения финансовых перспектив. Предварительная экономическая аналитика может сулить хорошие прибыли, но дело в том, что доходы будут зависеть от трех основных элементов.

Первым таким элементов является бренд компании. И это наиболее устойчивый в финансовом плане сегмент, так как практика показывает, что резкое снижение цены за короткий промежуток времени едва ли произойдет.

Что же касается второго элемента, то здесь речь идет о самом персонале средства массовой информации. И даже если мы говорим о сайте,

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2021

то необходимо осуществлять техническую поддержу, обновлять контент, всем этим на практике должны заниматься высоко квалифицированные специалисты.

А если рассмотреть региональные телевизионные каналы, не говоря о федеральных подобных медиа, ресурс сотрудников вообще получает главенствующую значимость.

Данный сегмент, безусловно, не является константой, так как сразу после продажи информационного ресурса нет никаких гарантий того, что персонал компании останется трудиться при новых владельцах.

Третьим элементом является техническая база. Сама по себе техника особого значения не имеет, так как именно персонал выжимает из нее все необходимое для качественного функционирования средства массовой информации. В связи с этим не имеет смысла рассматривать техническую базу в отрыве от остальных элементов.

Основные трудности при покупке СМИ могут возникнуть именно тогда, когда договоренности между сторонами уже есть и договор купли / продажи прошел государственную регистрацию в уполномоченном на то специализированном государственном органе. А после этого оказывается, что новые владельцы, объективно оценив возможности своего нового приобретения, приходят к неутешительным для себя выводам. Это может привести к тому, что новые владельцы откажутся исполнять свои обязательства по выплате вознаграждения, что неизбежно приведет к судебному разбирательству данного дела.

Такое положение дел создает дополнительную нагрузку на правоохранительную систему, что, безусловно, тормозит развитие гражданского оборота и создает препятствия для экономического рывка страны в целом, так как цифро-

вая экономика — это то будущее, к которому мы неизбежно идем.

Решение этой проблемы мы видим в предоставлении потенциальному покупателю возможности проведения независимого аудита финансовой составляющей средства массовой информации, а также осуществления замены персонала техническими устройствами.

Список источников

1. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 01.07.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2021) // http:// www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_1511/

2. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» от 18.03.2019 № 34-Ф3 // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_1511/

3. Ивлиев П.В, Ананьева Е. О. Средства массовой информации как четвертая ветвь власти // Закон и право. 2021. № 1. С. 50—52.

References

1. The Law of the Russian Federation «On Mass Media» dated 27.12.1991 № 2124-1 (ed. dated 01.07.2021, with amendments and additions, intro. effective from 01.08.2021) // http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_1511/

2. Federal Law «On Amendments to Parts One, Two and Article 1124 of Part Three of the Civil Code of the Russian Federation» dated 18.03.2019 № 34-FZ // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_ 1511/

3. Ivliev P.V., Ananyeva E.O. Mass media as the fourth branch of government / / Law and legislation. 2021. № 1. Pp. 50—52.

Информация об авторах

Ананьева Е.О. — кандидат юридических наук Ивлиев П.В. — кандидат юридических наук

Information about the authors

Anan'eva E.O. — candidate of law Ivliev P.V. — candidate of law

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 18.08.2021; одобрена после рецензирования 20.09.2021; принята к публикации 30.09.2021.

The article was submitted 18.08.2021; approved after reviewing 20.09.2021; accepted for publication 30.09.2021.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.