Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СМИ С ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СМИ С ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
369
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
информация / правоохранительные органы / органы внутренних дел / СМИ / массовая аудитория / телевидение / печать / information / law enforcement agencies / internal affairs agencies / mass media / mass audience / television / print

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павел Валентинович Ивлиев, Екатерина Олеговна Ананьева

В статье рассматриваются необходимость взаимодействия СМИ с органами внутренних дел, а также особое значение масс-медиа в превенции и борьбе с преступностью. Подробно анализируется нормативно-правовая база деятельности масс-медиа с ОВД и ключевые особенности их взаимодействия. Затрагиваются уровни предупредительного воздействия правоохранительных органов на преступность при помощи инструментария масс-медиа. В статье выделяются и конкретизируются наиболее эффективные направления, формы и методы использования органами внутренних дел возможностей СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Павел Валентинович Ивлиев, Екатерина Олеговна Ананьева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media interaction with the internal affairs

The article discusses the need for interaction between the media and the internal affairs bodies, as well as the special importance of mass media in the prevention and fight against crime. The article analyzes in detail the regulatory framework of the activities of mass media with the internal affairs department and the key features of their interaction. The levels of preventive impact of law enforcement agencies on crime with the help of mass media tools are discussed. The article highlights and concretizes the most effective directions, forms and methods of using the media opportunities by the internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СМИ С ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

УДК 347.4 ББК 404.213

DOI 10.24412/2073-3313-2021-8-75-77

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СМИ С ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Павел Валентинович ИВЛИЕВ, кандидат юридических наук, доцент Института Академии ФСИН России по кафедре гражданского права и процесса ivliev_pv@mail.ru

Екатерина Олеговна АНАНЬЕВА, кандидат юридических наук, доцент Института Академии ФСИН России по кафедре гражданского права и процесса

a.e.o.77@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

Аннотация. В статье рассматриваются необходимость взаимодействия СМИ с органами внутренних дел, а также особое значение масс-медиа в превенции и борьбе с преступностью. Подробно анализируется нормативно-правовая база деятельности масс-медиа с ОВД и ключевые особенности их взаимодействия. Затрагиваются уровни предупредительного воздействия правоохранительных органов на преступность при помощи инструментария масс-медиа. В статье выделяются и конкретизируются наиболее эффективные направления, формы и методы использования органами внутренних дел возможностей СМИ.

Ключевые слова: информация, правоохранительные органы, органы внутренних дел, СМИ, массовая аудитория, телевидение, печать.

Annotation. The article discusses the need for interaction between the media and the internal affairs bodies, as well as the special importance of mass media in the prevention and fight against crime. The article analyzes in detail the regulatory framework of the activities of mass media with the internal affairs department and the key features of their interaction. The levels of preventive impact of law enforcement agencies on crime with the help of mass media tools are discussed. The article highlights and concretizes the most effective directions, forms and methods of using the media opportunities by the internal affairs bodies.

Keywords: information, law enforcement agencies, internal affairs agencies, mass media, mass audience, television, print.

Говременное общество давно уже стало информационным, и это накладывает на «'•Него определенные ограничения. Однако даже имеющийся доступ населения к различной информации не является идеальным. Одной из основных причин стал процент необъективной информации, которая засоряет информационное поле и не способствует развитию общества и государства. В таких условиях важнейшая роль СМИ как поставщика сведений во многом переплетается с органами внутренних дел.

Нормативное правовое регулирование взаимодействия СМИ и ОВД включает формы и направления их взаимодействия, а также нормативную базу, состоящую из законов, регламентирующих полномочия ОВД и различные виды

и направления деятельности (например, превентивной) и имеющих непосредственное отношение к деятельности СМИ.

К первой группе относятся федеральные законы «О полиции», «Об оперативно-розыскной деятельности», а также кодексы. Эти акты имеют несколько функций прикладного превентивного характера, таких, как предупреждение правонарушений; дают строгие правовые рамки допустимого или обязательного поведения субъектов, являющихся потенциальными правонарушителями из числа граждан, должностных лиц, представителей определенных профессий, в том числе и непосредственно сотрудников ОВД, тем самым оказывая на них профилактическое воздействие; определяют ответственность за нару-

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2021

шение или невыполнение норм допустимого или обязательного поведения.

Вторая группа законов также обладает рядом конкретных функций: дают официальное понятие СМИ, их права, обязанности, ответственность; определяют совокупность прав, обязанностей и ответственности журналиста или рекламодателя; перечисляют конкретные запреты на распространение определенной информации, имеющей отношение к правоохранительной деятельности; определяют возможность и условия использования скрытой аудио-, видеозаписи, кино- и фотосъемки, технических средств; определяют ответственность СМИ и порядок возмещения вреда за нарушение норм допустимого или обязательного поведения.

Предупредительное воздействие ОВД на сферу правопорядка с использованием возможностей СМИ целесообразно рассматривать на двух уровнях.

Первый уровень — это общесоциальное воздействие, которое определяется направленностью усилий ОВД и журналистов на подготовку и выявление причин и условий совершения преступлений.

Второй уровень — специально криминологическое предупреждение правонарушений.

Речь идет о самом широком диапазоне проблематики, касающейся социальных вопросов, от общетеоретических материалов до рассмотрения конкретных случаев проявления преступных действий. Авторами материалов могут быть специалисты различных отраслей знаний, исследующие проблемы проявлений различных социальных недугов в политической, экономической, правовой, медицинской, социологической, криминологической сферах общества.

Цель общесоциального уровня информационного воздействия — оказывать позитивное предупредительное воздействие как на преступность, так и на криминальную ситуацию в целом через активизацию в этом процессе граждан и использование в связи с этим самого широкого круга экономических, социальных факторов.

Диапазон проблематики в этом случае также достаточно широк: от публикаций, освещающих факты расследования конкретных уголовных дел, до анализа преступных проявлений и правонарушений организованной преступности, преступлений в сфере экономики и т.д.

В отличие от первого уровня предупредительной деятельности с использованием СМИ специально криминологическое предупреждение более приближено к конкретике, индивидуализировано как по объекту воздействия, так и по субъекту, отвечающему за конкретное направление деятельности ОВД.

Отражая происходящие в обществе позитивные и негативные тенденции, СМИ могут ускорить некоторые актуальные процессы, обостряют осознание проблемы и дают возможность продвинуть общество к дискуссии о путях ее решения.

В рамках общесоциального и специально криминологического предупреждения правонарушений в процессе использования методов правовой пропаганды и правового информирования эффективны психолого-педагогические модели.

В числе основных моделей информирования следует назвать модель аморализма противоправного поведения. В этих случаях коммуникатор акцентирует внимание аудитории на морально-правовых проблемах преступности, социально психологической обреченности личности правонарушителя на физическую и нравственную деградацию, жизненную бесперспективность.

К числу эффективных мер по предупреждению преступности относят модель запугивания. В этих случаях особо обращается внимание аудитории на ответственность за совершение правонарушений, используются примеры из личной жизни преступников, перечисляются меры уголовного наказания за преступления.

В целях предотвращения правонарушений демонстрируются материалы уголовных дел, иллюстрирующие жестокость преступных сооб-

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2021

ществ, демонстрируются факты разоблачения и наказания преступников [2].

Для предупреждения правонарушений значительное внимание следует уделять просветительной модели информирования населения через СМИ. Важно акцентировать внимание аудитории на возможности человека исправить, изменить свое поведение, избежать попадания в криминальную среду. Следует также обсуждать приемы нравственно-правового становления личности.

Аудитория должна получать доступную позитивную информацию об учреждениях и организациях, оказывающих помощь в декриминализации граждан, желающих изменить свой образ жизни, среду обитания.

Проблемы, которые чаще всего обсуждаются по радио, телевидению и в печати, формируют у граждан чувства самоуважения, определения и выявления личных ценностей, способствуют выработке навыков принятия правильных решений, позволяющих справиться с ситуацией, ослабить тревогу, навыков решения проблем речевого и неречевого общения, а также нейтрализации социального давления и адекватную реакцию на него.

Разъясняя и пропагандируя результаты научных исследований, поддерживая политические меры государства в вопросах, связанных с предупреждением правонарушений, СМИ должны стимулировать общественную дискуссию по криминологическим проблемам, затрагивающим общественное благополучие и отдельные судьбы.

Правоохранительные органы достаточно часто в последнее время прибегают к возможностям электронных средств массовой информации. Ведь основное преимущество подобных платформ в сети Интернет заключается в возможности неоднократного их использования и повторного обращения к нужным материалам. Новизна, приоритетность, неординарность предоставления фактов всегда привлекает читателя и зрителя.

В свою очередь, предоставляемые информационные сведения ОВД для ее эффективной передачи зрителям изобилуют сенсационностью и статусом действующих лиц, например, дело экс-министра экономического развития Алексея Улюкаева.

И все же главной проблемой взаимодействия является больший интерес со стороны СМИ к проблемам и отрицательным моментам в работе правоохранительных органах, что не повышает статус последних в глазах населения.

Взаимодействие ОВД со СМИ представляет собой разветвленный комплекс общественных отношений, затрагивающих такие ценности, как безопасность, права и свободы граждан, а также полномочия, права, обязанности и ответственность субъектов, представляющих не только общественные объединения или организации, но и само государство.

Процесс взаимодействия предполагает совместную взаимовыгодную деятельность различных субъектов в пределах их полномочий, объединенных единой конечной целью или, как минимум, промежуточными задачами.

В связи с этим правовые механизмы регулирования этой совместной деятельности должны одновременно соответствовать нескольким втянутым во взаимодействие субъектам согласно их статусу, компетенциям, целям, методам, что и определяет в итоге практическую ценность такого взаимодействия для нормального функционирования общества и государства.

Библиографический список

1. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 30.12.2020) // URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_1511/ (Дата обращения: 05.05.2021)

2. Ананьева Е. О., Ивлиев П.В. К вопросу о взаимодействии органов прокуратуры и средств массовой информации // Закон и право. 2021. № 2. С. 55-57.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.