УДК 343
Л.в. Медведицкова ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ
С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ
Аннотация. В статье приводится классификация основных предупредительных мер должностной преступности среди сотрудников органов внутренних дел. Ключевые слова: преступность, сотрудник правоохранительных органов, органы внутренних дел, система мер предупреждения.
Ludmila Medveditskova PREVENTIVE MEASURES AGAINST CRIME
IN LAW ENFORCEMENT AGENCIES
Annotation. The article provides a classification of the basic preventive measures of official crime among the officers of law enforcement agencies.
Keywords: crime, officer of law enforcement agency, internal affairs agencies system of preventive measures.
Сегодня преступность поразила все сферы жизнедеятельности общества, причем в настоящее время растет количество преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел. В этой связи стало особенно важно углубленное изучение преступности сотрудников правоохранительных органов, ее различных аспектов. Преступность среди работников ОВД является устойчивым негативным явлением системного характера, обусловленным факторами общесоциального порядка и спецификой правоохранительных органов как отдельного социального института.
Предупреждение преступности - это многоуровневая система мер, направленных на выявление, устранение, ограничение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности, отдельных видов преступлений и конкретных преступлений, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и поведение которых указывают на реальную возможность совершения ими преступлений в будущем. Деятельность по предупреждению преступности направлена на сокращение преступности как явления [7].
Система мер предупреждения преступности очень разнообразна, хотя по своей природе все многообразие мер воздействия можно свести к двум методам - стимулирования и ограничения. Например, ситуационное предупреждение преступности связано с ограничением возможностей для совершения правонарушений. При этом выделяются два вида мер: меры безопасности, затрудняющие совершение преступления, и меры, снижающие заинтересованность в совершении преступления.
Меры, затрудняющие совершение преступления, обеспечиваются укреплением и перемещением объекта преступного посягательства, изъятием средств совершения преступления.
Снижение заинтересованности в совершении преступления может идти двумя путями. Например, в отношении преступлений против собственности первый состоит в уменьшении ценности какого-либо похищенного имущества путем его маркировки. Второй путь - увеличение осознаваемой угрозы разоблачения - может быть обеспечен расширением различных форм наблюдения со стороны правоохранительных структур, частных охранных служб и населения [2].
По своему содержанию все меры предупреждения могут быть классифицированы следующим образом: экономические, финансовые, правовые, меры социально-психологического характера, организационно-управленческие и др.
© Медведицкова Л.В., 2014
Меры предупреждения экономического характера. Для решения данной проблемы требуется комплекс мер по укреплению институтов власти, выходу из духовно-идеологического кризиса, совершенствованию экономических отношений и повышению уровня материального благосостояния общества.
Меры предупреждения финансового характера. Исследования отечественных авторов при рассмотрении проблемы предупреждения правонарушений среди личного состава на одно из первых мест помещают повышение заработной платы и материально-технического обеспечения. Помимо предупреждения коррупционных действий и преступлений корыстной направленности данная мера призвана повысить социальный статус сотрудников в целом, что также может предотвратить часть преступлений, совершаемых по иным, некорыстным мотивам.
Меры предупреждения правового характера. Факторами совершения преступлений сотрудниками ОВД (наряду с социально-экономическими, духовно-нравственными и иными) являются коллизии и другие недостатки уголовного, уголовно-процессуального, административного и иного законодательства. Правовые факторы, возникающие из-за несовершенства российских законов, имеют большую значимость среди причин и условий преступности сотрудников ОВД, деятельность которых должна подробно регулироваться в нормативных правовых актах. При осуществлении своих функций полиция должна соблюдать личные права граждан и не совершать произвольных или противоправных действий.
Для того чтобы успешно преодолеть сложности в области правового регулирования предупреждения должностных преступлений в нашей стране, представляется необходимым в самое ближайшее время осуществить разработку, принятие и реализацию ряда основополагающих законодательных актов [5].
Меры предупреждения преступлений и иных правонарушений в системе ОВД социально-психологического характера. Социальные меры предупреждения преступности характеризуются как меры, направленные на искоренение причин преступности и склонности людей к правонарушениям.
Меры, предусматривающие адекватную самоидентификацию сотрудников ОВД как одной из групп общества, предполагают предупреждение таких негативных явлений, как профессиональная деформация, расизм и социальная изоляция, лежащие в основе многих правонарушений со стороны сотрудников ОВД. В этом направлении к числу первоочередных относятся вопросы устранения тендерной дискриминации при приеме на службу, разработки системы мониторинга и тренинга для женщин - работников ОВД, решение проблем взаимоотношений полов, защиты женщин от сексуальных домогательств [3].
Приведенные примеры формируют у населения имидж полиции как открытой гражданской организации, что повышает уровень доверия к действиям полиции, с одной стороны, и, с другой стороны - предупреждает профессиональную деформацию полицейских, укрепляет их чувство собственного достоинства, снижает уровень меркантильности и цинизма.
Меры предупреждения преступности и иных правонарушений в системе ОВД организационно-управленческого характера. Исследователи, занимавшиеся проблемой соблюдения законности в органах внутренних дел, среди превентивных мер организационно-управленческого характера указывают на приоритетное значение подбора, подготовки и расстановки кадров, усовершенствование воспитательной работы с персоналом. Далее по степени уменьшения значимости располагаются вопросы организации контроля за деятельностью руководителей и подчиненных, проведения постоянного мониторинга текущего состояния дисциплины, совершенствования стиля управления подразделениями и т.п. [6].
В связи с этим требуется решить следующие основные задачи: сформировать и закрепить профессиональное кадровое ядро сотрудников органов внутренних дел, повысить эффективность
системы подбора, расстановки и перемещения кадров, переработать нормативы кадрового обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации с учетом фактической нагрузки по каждому направлению служебной деятельности, скорректировать работу образовательных учреждений ОВД России в направлении повышения их профессионализации, качественно преобразовать воспитательную работу с личным составом, сформировать в системе МВД России условия, обеспечивающие высокую личную заинтересованность каждого сотрудника в добросовестном исполнении служебных обязанностей [4].
Инновации, осуществляемые кадровым аппаратом на стадии отбора кандидатов ОВД, предлагаемые различными исследователями, сводятся к следующему:
- улучшение психологического отбора кандидатов на службу, разработка профессиограмм и более подробных характеристик личности;
- усовершенствование методик определения профпригодности;
- введение проверки на полиграфе для повышения достоверности получаемых персональных данных относительно мотивов поступления на службу, фактов криминальной деятельности, связей с криминальными элементами, пристрастия к алкоголю и наркотикам;
- усовершенствование системы спецпроверок в отношении кандидата и его родственников;
- восстановление института поручительства опытных работников ОВД за конкретного кандидата при его поступлении на службу;
- возрождение практики комплектования ОВД кандидатами по направлениям общественных организаций, трудовых коллективов и коллективов микрорайонов.
При работе с личным составом крайне важно оценивать сотрудников полиции по ряду качественных характеристик. К таковым может относиться уровень культурного развития, эрудированность, широта мировоззрения, толерантность к различным точкам зрения, степень самообладания в экстремальных ситуациях, выдержанность в отношениях с окружающими, степень готовности к решению оперативно-служебных задач. Целесообразным может быть введение такой комплексной оценочной категории, как «профессиональная надежность» или «антикриминальная устойчивость» сотрудника полиции.
Индивидуальное предупреждение преступности понимается как часть предупредительной деятельности в отношении конкретного индивида, осуществляемое на стадии, предшествующей возникновению преступного умысла. В рамках рассматриваемого направления может осуществляться достаточно широкий спектр групповых и индивидуальных мероприятий: формирование положительного психологического климата в подразделении, установление отношений на основе здоровой конкуренции, конструктивной критики, открытого обсуждения внутренних проблем, критического отношения к допущенным ошибкам, выработка социально-положительной субкультуры, поддержание здоровых традиций и привычек, поддержание открытого и профессионального общения начальника с подчиненными, обучение сотрудников навыкам саморегуляции, выработки адекватной самооценки, умения планировать личностное развитие, проведение индивидуальной работы в виде консультаций и коррекционных бесед, организация групповых занятий в виде деловых игр, социально-психологического тренинга, аутотренинга, повышение уровня профессионально-психологической подготовки [1].
Следует отметить, что эффективность любых правовых средств достигается не столько их силами, сколько совершенствованием самих общественных отношений и в первую очередь через согласование интересов субъектов этих отношений. Существуют вполне осязаемые пределы действия права, которые очерчиваются общественно значимым поведением людей, занимающих определенные социальные позиции.
Решение проблем предупреждения преступности среди личного состава ОВД видится во внедрении ряда указанных выше мер по предупреждению правонарушений и разработке новых инновационных подходов к решению данной проблемы. Целесообразным в этой связи представляется выделение всего комплекса научно-прикладных вопросов, рассматривающих преступления работников правоохранительных органов, в самостоятельную отрасль отечественной криминологии, что позволит повысить потенциал превентивных мер, реализуемых государством с учетом имеющегося опыта, уровня национального правосознания и международных стандартов в области защиты прав и свобод человека.
Библиографический список
1. Алексеев А.И. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы: монография / А.И. Алексеев [и др.]. - М.: НОРМА, 2001. - 496 с.
2. Анисимов П.В. Теоретико-правовые и организационные основы правозащитной системы в Российской Федерации: монография / П.В. Анисимов, JI.B. Медведицкова. - Волгоград, 2007.
3. Бурлаков В.Н. Криминология / В.Н. Бурлаков [и др.]. - Спб.: СПБГУ, 2005.
4. Кириков A.B., Рыбаков Д.В. Понятие и значение правового обеспечения предупреждения преступлений // Право: Теория и Практика. - 2004. - С. 23-27.
5. Кондратьева С.Н. Меры предупреждения профессиональной преступности // Вестник Южно-Уральского Государственного Университета. - 2011. - Сер.: Право. - № 6(223).
6. Рясов Д.А. Преступность сотрудников органов внутренних дел / Д.А. Рясов. - М., 2009.
7. Тарасов Н.В. Методологические и методические аспекты криминологического изучения преступности в системе правоохранительных органов // Черные дыры в российском законодательстве. - 2002. - № 4. -С. 44-52.