УДК 159.9:61
Medveditskova L.V. ANALYSIS OF THE CAUSES OF OFFICIAL CRIME AMONG THE LAW ENFORCEMENT OFFICERS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES. The article considers a problem of an official crime committed by law enforcement officers, the main groups of the reasons for a crime, and classification of crime factors.
Key words: law enforcement officer, crime, Russian internal Affairs bodies, malfeasances, causes and conditions of committing crimes.
Л.В. Медведицкова, канд. юр. наук, доц. каф уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
АНАЛИЗ ПРИЧИН ДОЛЖНОСТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ СРЕДИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
В статье рассматривается проблема должностной преступности сотрудников правоохранительных органов, рассматриваются основные группы её причин, и приводится классификация факторов преступности.
Ключевые слова: сотрудник правоохранительных органов, преступление, Российские правоохранительные органы, должностная преступность, причины и условия совершения преступлений.
Сегодняшняя преступность приобретает все более организованный и профессиональный характер, многоцелевую и крупномасштабную ориентацию. В занятие преступной деятельностью вовлекаются все новые и новые слои населения, представители различных сфер деятельности. В полной мере это коснулось и лиц, занимающихся предупреждением преступности. Как отмечает А.И. Долгова: «Криминализируется общество -криминализируются и его структуры, рассчитанные на борьбу с преступностью» [1, с. 133].
Полиция, адвокатура, суды и прочая часть общества живут и действуют в рамках той же системы общественных отношений, испытывают на себе влияние тех же кризисных или конфликтных ситуаций, которые возникают в экономических отношениях, социальной сфере, политике, т.е. во всем, что составляет суть противоречивого развития общества.
Выполнение надлежащим образом своих профессиональных обязанностей лицами, занимающими государственные должности в Российской Федерации, выступает важнейшим средством, с помощью которого реализуется функция обеспечения законности и правопорядка в обществе [2].
Однако количество должностных преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, растет с каждым годом. Должностные преступления стали серьёзнейшей проблемой для современного общества. Современная криминогенная обстановка осуществления должностных полномочий представляет реальную угрозу социально-экономическому развитию государства, его политической стабильности, которая, в свою очередь, является неотъемлемой составной частью национальной безопасности.
На долю сотрудников органов внутренних дел приходится наибольшее количество преступлений по сравнению с сотрудниками других правоохранительных структур и составляет около 95% всех преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов страны.
Немалую роль в создании и развитии ситуаций нарушения сотрудниками требований закона играет негативное общественное мнение о правоохранительных органах. Частично это объясняется недостатками самой правоохранительной системы и личными качествами отдельных сотрудников, многочисленными фактами злоупотреблений, ставших предметом общественного внимания. При встрече с сотрудниками правоохранительных органов граждане испытывают, прежде всего, настороженность и недоверие [3]. В общественном сознании правоохранительные органы - это крепкая силовая и организованная бюрократичная структура, которая одновременно отягчена корыстолюбием, волокитой, закрыта и черства в отношении рядовых граждан. Сами сотрудники ОВД также отмечают отчужденное и негативное отношение к ним со стороны граждан, находящихся вне-сферы их служебной деятельности.
Трансформация ценностно-трудовых ориентаций молодежи также привела к падению престижности государственной и воинской службы, повышению степени отчуждения между полицией и гражданами. Подобной трансформации способствует
то обстоятельство, что полученное образование сегодня вовсе не служит гарантом подъема по социальной лестнице и не обеспечивает перехода в вышележащий социальный слой, являясь лишь условием для занятия определенного положения. Такие ценности, как вознаграждение за труд, признание, престиж, компетенция и ответственность наполняются новым содержанием. Поэтому предпочтение отдается профессиям, предполагающим быстрый успех и обогащение - бизнесу, менеджменту, прикладной экономике, юриспруденции, выдвинувшимся на передний план в силу экономической трансформации [4].
Сама служба в органах внутренних дел имеет свою специфику и особенности. В частности, существует реальная опасность нежелательных изменений мировоззрении личности, в системе ее нравственных ценностей, психическом и физическом состоянии. Причинами профессиональной деформации являются экстремальные, сопряженные с риском для жизни ситуации, постоянные стрессы, дискомфортные условия работы, неустроенный быт, особые права и полномочия, которые представляются сотруднику для выполнения его служебных обязанностей.
Обращаясь к причинам совершения преступлений сотрудниками органами внутренних дел, можно отметить, что многие авторы обоснованно выделяют экономические, социальные и общественно-психологические детерминанты в числе наиболее весомых, имеющих непосредственную причинную связь с преступностью.
Экономические факторы. Говоря о криминогенных факторах экономического рода, в качестве доминирующих выделяют, прежде всего, кризисные явления в сфере экономических отношений. Ухудшение материального обеспечения органов внутренних дел привело к резкому увеличению числа фактов взяточничества, коррупции, вымогательства, краж, служебного подлога.
Социальные факторы. В нашем обществе, как и в любом другом, по-прежнему сохраняется конкуренция индивидов за расширение или сохранение доступа к материальным, культурным и социальным благам, за обеспечение приемлемого уровня жизни, за достижение престижа и признания, за пользование льготами и привилегиями. В силу процесса перераспределения экономического влияния изменяется характер и содержание отношений между группами и социальными институтами, что приводит к новым формам социального расслоения.
Социально-экономические факторы. К числу основных социально-экономических факторов относятся следующие: низкая заработная плата представителей органов государственной власти и местного самоуправления; необеспеченность государственных и муниципальных служащих жильем и другими социальными благами, то есть их материальная, финансовая и иная социальная незащищенность со стороны государства; нарушение гарантий правовой и социальной защиты сотрудников органов и другие.
Социально-психологические. Основными социально-психологическими факторами, оказывающими непосредственное влияние на текучесть кадров в органах внутренних дел, являются: состояние служебной дисциплины, морально-психологический климат в коллективах, профессионально-психологическая при-
годность и мотивационная готовность молодых сотрудников к службе в органах внутренних дел, недостаточный уровень адаптации молодых сотрудников к условиям служебной деятельности. В период адаптации к условиям служебной деятельности наибольшие трудности молодые сотрудники испытывают вследствие материальных затруднений, новизны условий службы, незнакомого коллектива, недостаточного уровня профессиональной подготовленности. Среди субъективных причин молодые сотрудники отмечали плохое знание своих должностных обязанностей [5].
Следующая большая группа факторов, порождающих преступления среди сотрудников правоохранительных органов, это-причины организационно-управленческого характера. Сюда относятся, прежде всего, проблемы кадров: сменяемость руководителей, низкий уровень профориентационной организации работы, недостатки в организации профессионально-психологического отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел, учебу в образовательных учреждениях МВД РФ. А так же: работа с кадрами, недостатки в системе учета и контроля за деятельностью сотрудников, просчеты в организации управления, руковод-
Библиографический список
стве, низкий уровень информированности сотрудников и т.д. В свою очередь текучесть и неукомплектованность штатов квалифицированными специалистами оказывают большое влияние на состояние преступности.
На престижность службы в органах внутренних дел немалое значение оказывают и присущие ей отрицательные факторы, среди которых ряд авторов указывает, прежде всего, на: значительные переработки во времени; неупорядоченность рабочего дня, невозможность планировать досуг; недифференциро-ванность оплаты за различные виды труда; неустойчивость должностного положения; большие нагрузки во время работы; характер самой работы; риск и опасность в процессе работы; необходимость оперативного принятия самостоятельных решений.
Необходимо отметить, что мы рассмотрели лишь самые общие вопросы, связанные с распространением преступности в сфере правоохранительной деятельности. Безусловно, требуют также дополнительного и более глубокого анализа и особенности детерминации преступности и преступлений в сфере борьбы с преступностью.
1. Долгова, А.И. Криминология: учебник. - М., 2009.
2. Смирнов, А.Ю. Корыстные должностные преступления, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел: автореф. дис. ... канд. юр. наук. - Томск, 2010.
3. Шакалов, И.И. Имидж российских органов внутренних дел в 2012 году: предварительные итоги реформы (по результатам комплексного изучения общественного мнения) // Вестник Адыгейского Государственного Университета: науч. журнал. - Майкоп. - 2012. -№ 3(105). - Сер. 2. Филология и Искусствоведение.
4. Тарасов, Н.В. Причины и условия совершения преступлений сотрудниками ОВД // Закон и право, 2002. - № 9.
5. Медведицкова, Л.В. Криминологическая характеристика и предупреждение насильственных преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов: монография. - М., 2010.
Bibliography
1. Dolgova, A.I. Kriminologiya: uchebnik. - M., 2009.
2. Smirnov, A.Yu. Korihstnihe dolzhnostnihe prestupleniya, sovershaemihe sotrudnikami organov vnutrennikh del: avtoref. dis. ... kand. yur. nauk. - Tomsk, 2010.
3. Shakalov, I.I. Imidzh rossiyjskikh organov vnutrennikh del v 2012 godu: predvariteljnihe itogi reformih (po rezuljtatam kompleksnogo izucheniya obthestvennogo mneniya) // Vestnik Adihgeyjskogo Gosudarstvennogo Universiteta: nauch. zhurnal. - Mayjkop. - 2012. - № 3(105). - Ser. 2. Filologiya i Iskusstvovedenie.
4. Tarasov, N.V. Prichinih i usloviya soversheniya prestupleniyj sotrudnikami OVD // Zakon i pravo, 2002. - № 9.
5. Medvedickova, L.V. Kriminologicheskaya kharakteristika i preduprezhdenie nasiljstvennihkh prestupleniyj, sovershaemihkh sotrudnikami pravookhraniteljnihkh organov: monografiya. - M., 2010.
Статья поступила в редакцию 13.05.14
УДК 339.543:342.924
Grechkina O.V., Rubanova N.A. ON THE LEGAL NATURE OF ADMINISTRATIVE COERCIVE MEASURES FOR VIOLATION OF LICENSING REQUIREMENTS IN EDUCATIONAL ACTIVITIES: POINT OF VIEW. This article assesses the legal nature of administrative coercive measures for violation of licensing requirements in educational activities. The algorithm of application of administrative punishment in the form of deprivation of a special right (cancellation of license) and a number of proposals on improvement of legislation are offered.
Key words: coercive measures, licensing of educational activity, license suspension, revocation of a license.
О.В. Гречкина, д-р юр. наук, проф. каф. правовых дисциплин Южно-Уральского гос. университета (филиал), г. Озерск, Е-mail: [email protected]; Н.А. Рубанова, ст. преп. каф. уголовно-правовых дисциплин Магнитогорского гос. технического университета, г. Магнитогорск, Е-mail: [email protected]
О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЗА НАРУШЕНИЕ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТОЧКА ЗРЕНИЯ
В статье дана оценка правовой природе мер административного принуждения за нарушение лицензионных требований в образовательной деятельности. Предлагается алгоритм применения административного наказания в виде лишения специального права (аннулирование лицензии) и выдвигается ряд предложений по совершенствованию законодательства.
Ключевые слова: меры принуждения, лицензирование образовательной деятельности, приостановление действия лицензии, аннулирование лицензии.
В процессе осуществления лицензионного контроля происходит оценка деятельности лицензиата с точки зрения ее законности и целесообразности. Для органов исполнительной власти принципиально, чтобы использование карающих средств служило достижению целей предупреждения противоправного де-
яния. Следовательно, если образовательная деятельность осуществляется с нарушением (грубым нарушением) лицензионных требований и условий - это влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Законодательство об образовании [1] содержит положения, регла-