Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ И МЕТОДИКА БОРЬБЫ С РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ СЛОВЕНИЯ'

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ И МЕТОДИКА БОРЬБЫ С РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ СЛОВЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Национальное меньшинство / права человека / мононациональность / расовая дискриминация / миграция / кризис беженцев. / National minority / human rights / mono-nationality / racial discrimination / migration / refugee crisis.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чипеев П.А.

в статье рассматривается правовое положение национальных меньшинств в Республике Словения. Проблемы и способы обеспечения прав национальных меньшинств в условиях мононационального общества страны. Анализируются прецеденты действий государства в случае возникновения нарушений прав национальных меньшинств, а также обеспечение их прав в условиях кризисов. Рассматриваются методы правоохранительных органов Республики Словения по восстановлению и предотвращению нарушенных прав, связанных с расовой дискриминацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL STATUS OF NATIONAL MINORITIES AND METHODS OF COMBATING RACIAL DISCRIMINATION IN THE REPUBLIC OF SLOVENIA

The article examines the legal status of national minorities in the Republic of Slovenia. Problems and ways of ensuring the rights of national minorities in a mono-national society of the country. The precedents of the state's actions in the event of violations of the rights of national minorities, as well as ensuring their rights in times of crisis, are analyzed. The methods of law enforcement agencies of the Republic of Slovenia for the restoration and prevention of violated rights related to racial discrimination are considered.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ И МЕТОДИКА БОРЬБЫ С РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ СЛОВЕНИЯ»

4. 5.Руанда: первый приговор за геноцид // Энциклопедия Холокоста. - URL: https://encvclopediaAislmTOi.org/content/m^^ обращения: 10.10.2023).

5. б.Крис Майна Питер. Международный уголовный трибунал по Руанде: призвать убийц к ответу. - URL: https://iiitemational-review.icrc.org/sites/default/files/reviews-pdf/2020-11 /277.pdf. 1-8 c.

6. Смирнов A.A. Проповедники ненависти. Роль массмедиа в разжигании геноцида в Руанде // Свободная мысль. 2019. №1 (1673). URL: https: // cyberleniiika.ni/article/iVpropovedniki-nenavisti-rol-massmedia-v-razzhigaiiii-genotsida-v-ruande (дата обращения: 12.11.2023).

7. 8.Constitution of the Republic of Rwanda // Wipo. - URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/498150(дата обращения: 07.10.2023).

8. How does Rwanda's genocide ideology law regulate speech online? // Global Voices. Advox. -URL:https://advox.globalvoices.org/2020/07/20Aiow-does-r\vandas-genocide-ideology-law-regulate-speech-onliiie/ (дата обращения:02.12.2023).

9. 10.Статус ратификации Республики Руанда // Организация Объединенных Наций. Договорные органы. - URL: https:/Abinternet.ohchr.org/ lavouts/15/TreatvBodvExternal/Treatv.asp\?CountrvID=145&Lang=RU (дата обращения: 07.10.2023).

10. 11.Global Handbook on Hate Speech Laws // the future of free speech. - URL: https://futurefreespeech.com/global-handbook-on-hate-speech-laws/#post-1391 - Toc56591796 (дата обращения: 05.10.2023).

11. 12.Rwanda: Analysis of the Penal Code // Article 19. -URL: https: //www, articlel 9. org/resources/rwanda-analy sis-of-penal-code/Гдата обращения: 08.10.2023).

12. База данных договорных органов // Объединенные Нации. Права человека. Договорные Органы. - URL: https://tbinternet.ohchr.org/ lavouts/15/treats'bodvextemal/LBSearch.aspx?Lang=m&TreatvID=6&CountrvID=145&Do cLypeID=29 (дата обращения: 01.12.2023).

13. Hate Speech: Rwanda Must Not Fall Back Into the Pre-Genocide Trap // The Elephant. -URL:https://www.ttieelephant.mfo/op-eds/2023/06/23Aiate-speech-n^

Ьар/(дата обращения: 12.10.2023).

14. Чернядьева А.С. Защита культурных ценностей во время вооруженных конфликтов. Некоторые аспекты // Океанский менеджмент. 2021. № 4 (13). С. 21-24.

Для цитирования: Чипеев П.А. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ И МЕТОДИКА БОРЬБЫ С РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ СЛОВЕНИЯ / Науч. рук. д.ю.н, доцент Н.А. Чернядьева, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Крымского филиала ФГЪОУВО «РГУП» // Океанский менеджмент. - 2024. - № 1С(23). - С.48-51.

Чипеев П.А.,

студент 3 курса бакалавриата Крымского филиала ФГБОУВО «РГ№1»

Научный руководитель: Чернядьева НА., профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Крымского филиала ФГБОУВО «РГ№1», д.ю.н., доцент

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ И МЕТОДИКА БОРЬБЫ С РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ СЛОВЕНИЯ

Аннотация: в статье рассматривается правовое положение национальных меньшинств в Республике Словения. Проблемы и способы обеспечения прав национальных меньшинств в условиях мононационального общества страны. Анализируются прецеденты действий государства в случае возникновения нарушений прав национальных меньшинств, а также обеспечение их прав в условиях кризисов. Рассматриваются методы правоохранительных органов Республики Словения по восстановлению и предотвращению нарушенных прав, связанных с расовой дискриминацией.

Ключевые слова: Национальное меньшинство, права человека, мононациональность, расовая дискриминация, миграция, кризис беженцев.

THE LEGAL STATUS OF NATIONAL MINORITIES AND METHODS OF COMBATING RACIAL DISCRIMINATION IN THE REPUBLIC OF SLOVENIA

Abstract: The article examines the legal status of national minorities in the Republic of Slovenia. Problems and ways of ensuring the rights of national minorities in a mono-national society of the country. The precedents of the state's actions in the event of violations of the rights of national minorities, as well as ensuring their rights in times of crisis, are analyzed. The methods of law enforcement agencies of the Republic of Slovenia for the restoration and prevention of violated rights related to racial discrimination are considered.

Keywords: National minority, human rights, mono-nationality, racial discrimination, migration, refugee crisis.

Вопрос о национальной дискриминации для словенцев имеет особую значимость. Этот народ на протяжении почти всей истории существования находился в роли зависимого национального

меньшинства, территориально принадлежал Римской, Франкской, Габсбургской, Австрийской империям, Третьему Рейху, Словенский народ, как нация, начинает формироваться с 18 в., а самоиндифицировать себя как народ, лишь к середине 19 в. [1, с. 291].

После проведения референдума по вопросу о самостоятельности Республики Словения, по результатам которого 1 289 369 избирателей проголосовали «за», 25 июня 1991 года была провозглашена независимость Республики Словении [2, с. 427]. Так в Европе образовалось новое государство, площадью в 20,3 тысячи квадратных километров с населением в два миллиона человек [3], состоящим на 87% из Словенцев [4], что дает право считать данное государство мононациональным.

Осознавая это, законодатели Словении, в целях предотвращения какой-либо дискриминации, внесли в Конституцию положения, которые придали официальный юридический статус национальных меньшинств венграм, итальянцам и рома, которые составляют 13 процентов населения. Им были предоставлены права на выражение национальной самобытности, на сохранение языка и культуры, на использование своего языка и письменности. Им гарантируются исторически приобретенные особые права, представляемые в традиционных местах расселения этих общин, по территориальному принципу и независимо от количества их членов [5]. На основе этих конституционных положений был издан закон об общине рома в Республике Словения, была принята Национальная программа мер в интересах народности рома, которая учитывает реальные потребности этого национального меньшинства, в том числе в сферах обеспечения жильем, образования, занятости и здравоохранения.

Дабы не допустить нарушений этих прав Уголовный закон Словении предусматривает наказание за нарушение принципа равного обращения, поощрение нетерпимости и распространение идей расового превосходства. Правительство страны поддерживает деятельность организаций и обществ, объединяющих представителей национальных и этнических групп из бывшей Югославии [6]. Образовательные учреждения на всей территории Словении принимают участие во многих проектах по налаживанию межкультурного диалога [7].

С 2016 года в Словении действует закон о защите от дискриминации, который обеспечивает адекватную защиту от расизма и расовой дискриминации во всех сферах повседневной жизни [8].

Также Республика Словения участвует в соглашениях о сотрудничестве в области культур, включающими положения о финансировании образования и мер по сохранению языка и культуры так называемых "новых" меньшинств" с такими странами как Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, Албания [9].

Так как Республика Словения, является членом Европейского Союза, она исполняет, все директивы и рекомендации, осуществляет работу в соответствии с Кодексом поведения ЕС по противодействию разжиганию ненависти в Интернете [10]. Главными мерами, принимаемыми Правительством Республики Словения являются профилактическими, они направлены на повышении осведомленности в области прав человека, так как считается, что именно они являются ключевым инструментом эффективной защиты прав человека. Так, например, Обучение в области прав человека, включая подробную информацию о Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, было включено в программу подготовки словенских вооруженных сил, полиции и судебных органов [6].

Но все это не отменяет того факта, что, страна столкнулась с национальными проблемами. Так, например, по оценкам неправительственной организации Amnesty International, в Словении проживает 11 тысяч рома, большинство из которых проживают в изолированных поселениях или трущобах, в которых есть проблемы с организацией водной инфраструктуры. Половина детей и молодежи рома не получают образования, наблюдается высокий уровень подростковой беременности [11].

Данная проблема, была предметом рассмотрения в Европейском суде по правам человека, где заявители посчитали что их дискриминируют по национальному признаку, ссылаясь на отсутствие доступа к основным коммунальным услугам, в частности к питьевой воде. В ответ на заявление Республика Словения, доказала, что обеспечило заявителей всем, что требовалось и гарантировало им прожиточный минимум. Также было выяснено, что данные лица, имея возможность и средства для переезда в населенные пункты с надлежащими условиями жизни, но вместо этого условия, остались в этих «дискриминационных условиях» добровольно [12].

Также в Республике Словения, в последние годы, замечено значительное увеличение числа случаев разжигания ненависти. Но в связи со сложной законодательной процедурой установления виновности по данным преступлениям, число обвинительных заключений, вынесенных прокурорами, является сравнительно низким. В целях разрешения этой ситуации Генеральный прокурор Словении в 2020 году распорядился, чтобы прокурорские досье по уголовным преступлениям, в которых был выявлен мотив разжигания ненависти, помечались специальной маркировкой на титульной странице, что поспособствовало облегчению выявления случаев преступлений на почве ненависти и поспособствовало систематизации данных о случаях проявления ненависти в отношении различных меньшинств. Также Генеральная прокуратура Словении считает, что акцент по борьбе с дискриминацией должен быть сделан на повышении осведомленности, просвещении и других мероприятиях, включая просвещение в области прав человека и связанные с этим мероприятия в сотрудничестве с гражданским обществом [13].

Стоит отметить события, происходящие с 2015 года. Республика Словения стала свидетелем увеличения числа ходатайств о предоставлении убежища и транзита беженцев и нелегальных мигрантов, главным образом из Азии, Ближнего Востока и Северной Африки. Большинство из них в настоящее время находятся в Боснии и Герцеговине и пытаются пересечь границу различными путями, сталкиваясь с различными рисками и препятствиями, часто приводящими к их собственной смерти [14]. Так называемый «Кризис беженцев» стал крайне острым для Республики Словении. Именно эта страна стала конечной остановкой и воротами в Западную Европу для беженцев, идущих по Балканскому маршрут)'. Данное обстоятельство вынудило Правительство Словении сменить свою миграционную стратегию на обязательное принятие квот на беженцев.

Несмотря на то, что ислам в Словении является второй по величине религией в стране [15], огромные потоки беженцев, вызвали панику и расистские высказывания в отношении беженцев, со стороны Словенцев, которые маскировалась под патриотизмом и беспокойством за будущее страны [16]. В Словении признали, что именно интернет стал площадкой для распространения этих негативных волнений. Во время этих событий правоохранительные органы, не обладая достаточным опытом в области обращения с разжигающими ненависть высказываниями и работая на основе принципа максимальной терпимости к проявлению свободы слова плохо среагировали на происходящее [17]. Несмотря на это в стране работали, неправительственные организации и добровольцы, создавшие «Антирасистский фронт без границ», который сыграл важную роль в помощи беженцам вдоль маршрута Западных Балкан [18].

В целом ООН считает действия Правительства Республики Словения по борьбе с расизмом и нетерпимостью, а также по созданию органа по борьбе с дискриминацией [19], на основании того, что Словения добросовестно исполняет две приоритетные рекомендации Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью [20], а также о создании органа по борьбе с дискриминацией [21].

Несмотря на всю сложность с мигрантами, религиозной и национальной своеобразностью. Республика Словения, является примером страны, в которой мононациональность, является особенностью, а не проблемой. Словенский народ проявляет максимальную терпимость по отношению к национальным меньшинствам внутри страны, а органы государственной власти создают оптимальные условия необходимые для обеспечения прав человека.

Приспштейный библиографический список:

1. Старикова Н.Н. Этнические проблемы современной Словении и их воплощение в литературе // Н.Н. Старикова / Славянский альманах. 2014. № 2013 С. 291

2. Кирилина Л. А., Пилько Н. С., ЧуркинаИ. В. История Словении// Л.А. Кирилина / СПб.: Алетейя, 2011. С.427

3. Большая Российская энциклопедия 2004-2017. Словения общие сведения [Электронный ресурс] URL: https://old.bigenc.rii/geographv/text/5603789

4. Waybackmachine. Popis 2002 [Электронный ресурс] URL: https://web.archive.Org/web/20070312040627/littp://www.stat.si/popis2002/si/reziiltati/rezultati red.asp?ter=SLO&st=9

5. Constitution of the Republic of Slovenia from 23 December 1991. [Электронный ресурс] URL: https://www.us-rs.si/media/constitution.pdf

6. Council of Europe. Slovenia: progress in anti-discrimination legislation, but impunity gap in hate speech cases must be bridged, says Council of Europe anti-racism commission [Электронный ресурс] URL: https://search.coe.int/directorate of communications/Pages/result details.aspx?0biectld=090000168094ca0d

7. Initial Periodical Report presented to the Secretary General of the Council of Europe in accordance with Article 15 of the Charter. Slovenia [Электронный ресурс] URL: https://nn.coe.mt/CoERMPublicConmionSearchServices/DisplavDCTMContent?documentId=09000016806d8160

8. European Commission: The EU Code of conduct on countering illegal hate speech online. [Электронный ресурс] URL: https://www.coe. int/eiVweb/cvberviolence/-/europeaii-conmiission-the-eu-code-of-conduct-on-counteriiig-illegal-hate-speech-online

9. Committee on the Elimination of Racial Discrimination considers report of Slovenia [Электронный ресурс] URL: https://www.ohchr.org/eiVpress-releases/2010/08/conmiittee-elinm^

10. Slovenia. Amnesty International Submission to the UN Universal Periodic Review, October-November 2014 [Электронный ресурс] URL: https://www.vamh-rs.si/fileadmin/user upload/PRAVNE PODLAGE/Mednarodne konvenciie -

OZN/Mednarodni pakt о ekonomskih socialnih in kulturnili pravicah/2 - Prispevek NGO - Amnesty -2014.pdf

11. Case of HUDOROVIC and Others v. Slovenia - Article 44 § 2 of the Convention from 10 March 2020 [Электронный ресурс] URL: https://hudoc.echr.coe.mt/fe#i0/o22itemid0/o22:r%22001-201646%221}

12. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Восьмой-одиннадцатый периодические доклады государств-участников, подлежащие представлению в 2013 году. Словения [Электронный ресурс] URL: https://www.refworld.org.iTi/pdfid/565305244.pdf

13. ECRI Conclusions on the implementation of the recommendations in respect of Slovenia 7 December 2021 [Электронный ресурс] URL: https://nn.coe.mt/ecri-conchisions-on-fte-implemenMion-of-tlie-reconm'iendations-iii-respe/1680a59af2

14. European Commission. European network of legal experts in gender equality and non-discrimination [Электронный ресурс] URL: https://w,ww.migpolgroup.com/\\p-contentAiploads/2022/12/2022-SI-ND-Countn,-report final-for-web.pdf

15. Britannica. Religion of Slovenia. [Электронный ресурс] URL: https://www.britannica.com/place/Slovenia/Religion

16. Anti-Immigration Hate Speech in Slovenia/ [Электронный ресурс] URL: https://www.academia.edn/23405483/Anti Immigration Hate Speech in Slovenia

17. Refugee movement. Sentilj [Электронный ресурс] URL: https://www.oplatz.net/tag/sentili/

18. Institute for Contemporary Social and Political Studies. Razor-Wired. Reflections on Migrant Movements through Slovenia in 2015 дискриминации [Электронный ресурс] URL: file:///C:/Users/New/Downloads/Razor wired Bajt.pdf

19. Совет Европы. Украина, Черногория и Словения: новые доклады о расизме и дискриминации [Электронный ресурс] URL: https://www.coe.int/ni/web/portal/-/new-reports-on-racism-and-discriniination-m-ukiame-montenegro-and-slovenia

20. Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью. Общеполитическая рекомендация ЕКРН № 15: О борьбе с языком ненависти. [Электронный ресурс] URL: https://nn.coe.mt/ecri-general-pohcy-recommendation-110-15-on-combating-hate-speech-russ/l 6808Ь5Ь07

21. Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью. Общеполитическая рекомендация ЕКРН № 2: Ключевые темы. [Электронный ресурс] URL: https://nii.coe.int/-2-/16808b7674

Для цитирования: Аблаева М.Р. СОБЛЮДЕНИЕ ПАЛЕСТИНОЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЯЗЫКА НЕНАВИСТИ / Науч. рук. к.ю.н, доцент Л.В. Пастухова, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Крымского филиала ФЕБОУВО «РГУП» // Океанский менеджмент. - 2024. - № 1С(23). - С.51-54.

Аблаева М.Р.,

студентка 3 курса Крымского филиала ФГБОУВО «РГУП»

Научный руководитель: Пастухова Л.В., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Крымского филиала ФГБОУВО «РГУП», к.ю.н., доцент,

СОБЛЮДЕНИЕ ПАЛЕСТИНОЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЯЗЫКА НЕНАВИСТИ

Аннотация: В данной научной статье анализируется вопрос соблюдения Палестиной своих обязательств по противодействию языку ненависти согласно международному праву. Исследуются меры, принимаемые государством в борьбе с враждебной риторшсой, а также изучается ситуация на внутригосударственном уровне. Особое внимание уделяется использованию социальных сетей в целях распространения ненависти в отношении палестинцев.

Ключевые слова: «язык ненависти», государство Палестина, социальные сети, подстрекательство, дискриминация.

PALESTINE'S COMPLIANCE WITH OBLIGATIONS TO COUNTERACT HATE SPEECH

Abstract: This academic article analyses the issue of Palestine's compliance with its obligations under international law to counter hate speech. It examines the measures taken by the state to combat hostile rhetoric and also examines the situation at the domestic level. Particular attention is paid to the use of social media to spread hatred against Palestinians.

Key words: hate speech, State of Palestine, social media, incitement, discrimination.

Одной глобальных проблем, с которыми сталкивается человечество, является массовое распространение языка ненависти в мире. Важным представляется ее изучение в контексте обязательств, которые государства берут на себя, в частности Палестина. Особенностью указанного государства является его нахождение в центре многолетнего конфликта и стремление к реальному суверенитету.

Проявление нетерпимости в адрес определенных социальных групп усложняет переговорной процесс с Израилем. Ситуация усугубляется и тем, что язык ненависти приобретает новые формы выражения и получает массовое распространение через онлайн-платформы.

Поэтому в настоящее время важную роль играют меры, которые принимаются правительством Палестины по предотвращению распространения враждебных высказываний, поскольку эффективные средства укрепляют внутреннюю стабильность и формируют основы для построения доверия со стороны мирового сообщества.

Трудности в борьбе с ненавистнической риторикой возникают еще на начальном этапе. На данный момент отсутствует единое международное определение термина "язык ненависти".

С. Бенеш, выделяет две основные сложности, связанные с указанной правовой неопределенностью. Во-первых, при анализе различных высказываний и их влияния возникает вопрос: какие именно последствия, вызванные враждебной риторикой, должны быть наказуемы. Во-вторых, существует расплывчатость круга субъектов, которые могут быть признаны пострадавшими в результате

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.