Научная статья на тему 'СОБЛЮДЕНИЕ ПАЛЕСТИНОЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЯЗЫКА НЕНАВИСТИ'

СОБЛЮДЕНИЕ ПАЛЕСТИНОЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЯЗЫКА НЕНАВИСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
«язык ненависти» / государство Палестина / социальные сети / подстрекательство / дискриминация. / hate speech / State of Palestine / social media / incitement / discrimination.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аблаева М.Р.

В данной научной статье анализируется вопрос соблюдения Палестиной своих обязательств по противодействию языку ненависти согласно международному праву. Исследуются меры, принимаемые государством в борьбе с враждебной риторикой, а также изучается ситуация на внутригосударственном уровне. Особое внимание уделяется использованию социальных сетей в целях распространения ненависти в отношении палестинцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PALESTINE'S COMPLIANCE WITH OBLIGATIONS TO COUNTERACT HATE SPEECH

This academic article analyses the issue of Palestine's compliance with its obligations under international law to counter hate speech. It examines the measures taken by the state to combat hostile rhetoric and also examines the situation at the domestic level. Particular attention is paid to the use of social media to spread hatred against Palestinians.

Текст научной работы на тему «СОБЛЮДЕНИЕ ПАЛЕСТИНОЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЯЗЫКА НЕНАВИСТИ»

16. Anti-Immigration Hate Speech in Slovenia/ [Электронный ресурс] URL: https://www.academia.edn/23405483/Anti Immigration Hate Speech in Slovenia

17. Refugee movement. Sentilj [Электронный ресурс] URL: https://www.oplatz.net/tag/sentili/

18. Institute for Contemporary Social and Political Studies. Razor-Wired. Reflections on Migrant Movements through Slovenia in 2015 дискриминации [Электронный ресурс] URL: file:///C:/Users/New/Downloads/Razor wired Bajt.pdf

19. Совет Европы. Украина, Черногория и Словения: новые доклады о расизме и дискриминации [Электронный ресурс] URL: https://www.coe.int/ni/web/portal/-/new-reports-on-racism-and-discriniination-m-ukiame-montenegro-and-slovenia

20. Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью. Общеполитическая рекомендация ЕКРН № 15: О борьбе с языком ненависти. [Электронный ресурс] URL: https://nn.coe.mt/ecri-general-pohcy-recommendation-110-15-on-combating-hate-speech-russ/l 6808Ь5Ь07

21. Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью. Общеполитическая рекомендация ЕКРН № 2: Ключевые темы. [Электронный ресурс] URL: https://nii.coe.int/-2-/16808b7674

Для цитирования: Аблаева М.Р. СОБЛЮДЕНИЕ ПАЛЕСТИНОЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЯЗЫКА НЕНАВИСТИ / Науч. рук. к.ю.н, доцент Л.В. Пастухова, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Крымского филиала ФЕБОУВО «РЕУП» // Океанский менеджмент. - 2024. - № 1С(23). - С.51-54.

Аблаева М.Р.,

студентка 3 курса Крымского филиала ФГБОУВО «РГУП»

Научный руководитель: Пастухова Л.В., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Крымского филиала ФГБОУВО «РГУП», к.ю.н., доцент,

СОБЛЮДЕНИЕ ПАЛЕСТИНОЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЯЗЫКА НЕНАВИСТИ

Аннотация: В данной научной статье анализируется вопрос соблюдения Палестиной своих обязательств по противодействию языку ненависти согласно международному праву. Исследуются меры, принимаемые государством в борьбе с враждебной риторшсой, а также изучается ситуация на внутригосударственном уровне. Особое внимание уделяется использованию социальных сетей в целях распространения ненависти в отношении палестинцев.

Ключевые слова: «язык ненависти», государство Палестина, социальные сети, подстрекательство, дискриминация.

PALESTINE'S COMPLIANCE WITH OBLIGATIONS TO COUNTERACT HATE SPEECH

Abstract: This academic article analyses the issue of Palestine's compliance with its obligations under international law to counter hate speech. It examines the measures taken by the state to combat hostile rhetoric and also examines the situation at the domestic level. Particular attention is paid to the use of social media to spread hatred against Palestinians.

Key words: hate speech, State of Palestine, social media, incitement, discrimination.

Одной глобальных проблем, с которыми сталкивается человечество, является массовое распространение языка ненависти в мире. Важным представляется ее изучение в контексте обязательств, которые государства берут на себя, в частности Палестина. Особенностью указанного государства является его нахождение в центре многолетнего конфликта и стремление к реальному суверенитету.

Проявление нетерпимости в адрес определенных социальных групп усложняет переговорной процесс с Израилем. Ситуация усугубляется и тем, что язык ненависти приобретает новые формы выражения и получает массовое распространение через онлайн-платформы.

Поэтому в настоящее время важную роль играют меры, которые принимаются правительством Палестины по предотвращению распространения враждебных высказываний, поскольку эффективные средства укрепляют внутреннюю стабильность и формируют основы для построения доверия со стороны мирового сообщества.

Трудности в борьбе с ненавистнической риторикой возникают еще на начальном этапе. На данный момент отсутствует единое международное определение термина "язык ненависти".

С. Бенеш, выделяет две основные сложности, связанные с указанной правовой неопределенностью. Во-первых, при анализе различных высказываний и их влияния возникает вопрос: какие именно последствия, вызванные враждебной риторикой, должны быть наказуемы. Во-вторых, существует расплывчатость круга субъектов, которые могут быть признаны пострадавшими в результате

распространения языка ненависти, что может неправомерно использоваться в отношении социально незащищенных групп [5, с. 3].

В июне 2019 года в ответ на тенденцию роста проявлений языка ненависти в мире Генеральный секретарь ООН объявил о начале реализации Стратегии и плана действий Организации Объединенных Наций по борьбе с языком ненависти, где под ненавистнической риторикой понимается "любого рода коммуникация в устной, письменной или поведенческой форме, которая носит враждебный характер или использует уничижительные или дискриминационные формулировки в отношении какого-либо лица или группы лиц по признаку их религии, этнического происхождения, национальности, расы и других факторов идентичности" [4].

Язык вражды всегда связан с контекстом. Об этом подробно сказано в Рабатском плане действий [17]. Для определения ненавистнической риторики необходимо рассматривать разные компоненты, включая содержание выражения, письменный или устный тон, цели, а также возможные последствия [2].

Важность всех перечисленных элементов прослеживается в действиях Палестины при характеристике мер, предпринимаемых для борьбы с языком ненависти, и при соблюдении взятых на себя обязательств по указанному вопросу.

На данный момент в государстве сложилась весьма неоднозначная ситуация, поскольку еще с 1967 года не урегулирован конфликт с Израилем, который обострился в октябре текущего года.

Палестина признана не всеми государствами, с 2012 года она имеет статус государства-наблюдателя в ООН. Между тем, ею были ратифицированы: Между народны й пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, культурных и социальных правах, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации [1]. Нормы указанных актов были имплементированы национальным законодательством1.

Так в мае 2014 года президент Махмуд Аббас издал Указ о создании постоянного национального комитета по контролю за выполнением обязательств, принятых государством после его присоединения к международным институтам. Комитет возглавляется Министерством иностранных дел и по делам мигрантов, а Независимая комиссия по правам человека выступает в качестве наблюдателя.

Государство Палестина включило обязательства, вытекающие из его присоединения к международным договорам, в свою национальную политическую программу "Гражданин превыше всего" на 2017-2022 годы и в свои секторальные и межсекторальные стратегии, все из которых согласуются с Целями ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года [19].

Декларация независимости Палестины предусматривает равенство и не дискриминацию в соответствии с конституцией, гарантирующей верховенство закона. В том же духе статья 9 Основного закона гласит: «Палестинцы равны перед законом и судами без различия по признаку расы, пола, цвета кожи, религии, политических взглядов или инвалидности» [15]. Из этого следует, что запрет дискриминации является общим принципом высшей юридической силы.

Существующие законы содержат четкие положения, запрещающие распространение языка ненависти и дискриминацию.

Так в соответствии со ст. 8 Закона о печати и публикациях № 9 от 25.06.1995 г. каждый, кто работает в прессе, обязан в соответствии с этическими нормами воздерживаться от публикации материалов, способных разжечь насилие, нетерпимость или ненависть, а также от призывов к расизму и сектантству.

Статья 37 указанного акта запрещается публикация материалов, оскорбляющих национальное единство, подстрекающих к совершению преступлений, сеющих ненависть и рознь между членами общества. [14].

За нарушение статьи 37 компетентный орган, принимающий административное решение, имеет право вынести постановление об изъятии и конфискации всех экземпляров газеты, вышедшей в данный день. Кроме того, суд может вынести решение о приостановлении выпуска газеты на срок до трех месяцев в дополнение к любому другому наказанию.

В целях борьбы с враждебной риторикой был издан Указ Президента Палестины № 3 от 1998 г. «О провозглашении национального единства и предотвращении подстрекательства к нему». Согласно ст. 1 Указ запрещает акты подстрекательства к дискриминации, поощрения насилия, оскорбления различных религий и подстрекательства к насилию, наносящие ущерб отношениям с другими странами [6].

На Западном берегу реки Иордан применяется Уголовный кодекс Иордании. В соответствии со ст. 150 «любое письмо или речь, направленные на разжигание религиозных или расовых предрассудков или разжигание конфликта между элементами нации, или приводящие к таковым, наказываются лишением свободы на срок не менее шести месяцев и не более трех лет и штрафом в размере не более пятисот динаров». [16].

1 В 2021 году Комитетом по правам человека ООН был опубликован Доклад, представленный государством Палестина в соответствии со ст. 40 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года [9].

Поскольку глобальная сеть Интернет становится более доступной, для распространения языка ненависти стали активно использоваться социальные сети [3]. В силу данных обстоятельств были созданы Иерусалимский центр средств массовой информации и коммуникаций, независимая палестинская правозащитная организация Al-Haq и Арабский центр развития социальных сетей в рамках информационно-пропагандистской работы 7amleh.

Несмотря на принятые меры, враждебная риторика все же продолжает распространяться, особое место в этом процессе занимает Израиль. Как отмечается специальным докладчиком по положению в области прав человека на палестинских территориях «Израиль прибегает к насилию для продолжения своей оккупации, в результате чего палестинцы ежедневно сталкиваются с ежедневным преследованием и оскорблением, иногда без видимой на то причины». [18].

В октябре 2021 г. израильские власти усилили нападки на палестинское гражданское общество, неправомерно используя законодательство о борьбе с терроризмом. Были объявлены вне закона шесть известных организаций, их офисы были закрыты, а сотрудники преданы суду. Израильское руководство не представило доказательств, подтверждающих связь указанных организаций с Народным фронтом освобождения Палестины и отвлечение средств, несмотря на несколько запросов международного сообщества и заинтересованных групп [12, с. 12].

В этот же период независимые эксперты ООН осудили подобное решение министра обороны Израиля Бени Ганца, указав, что власти Израиля «преследуют правозащитников в продолжение своей политики углубления оккупации, нарушения международного права и прав человека» [20].

В 2022 году Египетская коалиция по правам человека и развитию (ЕКПЧ) опубликовала доклад «Язык ненависти и апартеид на оккупированных палестинских территориях», в котором указывается, что число израильских высказываний, разжигающих ненависть и подстрекательство в отношении палестинцев в социальных сетях за 2021 год увеличилось втрое по сравнению с 2020 годом [8].

Также в результате анализа арабским центром развития социальных сетей 7amleh в 2021 г. языка ненависти на онлайн платформах в палестинском контексте было установлено, что основным источником языка ненависти являлся Facebook: 85,7 % палестинцев были объектом языка ненависти в указанной социальной сети. 36,9 % респондентов считают оккупацию причиной наличия языка вражды на онлайн платформах [9, с. 5-6].

В экспертном анализе по праву 2022 г. было изучено ограничение свободы выражения мнений, вызванное практикой модерации контента, что привело к цензуре палестинских голосов в Интернете. В докладе «Должная экспертиза Meta в области прав человека в Израиле и Палестине в мае 2021 года» признается, что по сравнению с израильским ивритским контентом, палестинский арабский ошибочно удаляется и приостанавливается непропорционально высокими темпами». [10].

С момента нападения ХАМАС на Израиль ненавистнические высказывания зачастую звучали от первых лиц Израиля.

Израильский член Кнессета Ариэль Каллнер в социальной сети X 7 октября призвал к тому, чтобы вторая Накба состоялась в Газе, поскольку продолжается операция ХАМАС в израильских поселениях [11].

27 октября Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации заявил, что он «очень обеспокоен ростом ненависти и дегуманизации, направленных на палестинцев с 7 октября, особенно в Интернете и в социальных сетях, в том числе высокопоставленными чиновниками, в частности заявлением от 9 октября, сделанным министром обороны Израиля Иоавом Галлантом, в котором он назвал палестинцев «человеческими животными», что может привести к геноцидуальным действиям»

[7].

Данные примеры являются не единственным подтвержде нне м роста случае использования враждебной риторики со стороны руководства Израиля. Подобные высказывания способствуют усугублению военного конфликта и вызывают рост нетерпимости в отношении палестинцев.

Таким образом, можно сделать вывод, что государство Палестина находясь в сложной геополитической ситуации стремится создать гарантии прав своих граждан, в том числе предотвратить распространение языка ненависти внутри государства. В этих целях были ратифицированы основные международные акты, затрагивающие фундаментальные права человека и их защиту. Правительством были предприняты меры по имплементации норм международного права, были созданы специальные органы и процедуры, обеспечивающие противодействие распространению языка ненависти, но неэффективную защиту палестинцев от негативного воздействия извне. Беспрецедентная риторика ненависти со стороны Израиля (его официальных лиц) может быть квалифицирована как подстрекательство к геноциду, о чем неоднократно было отмечено специальными докладчиками ООН.

Пристатейный библиографический список:

1. База данных договорных органов ООН. URL: https://clck.ru/373jQE (дата обращения: 21.11.2023);

2. Чернядьева Н.А Анализ понятия «политическое насилие» в антитеррористических соглашениях ООН // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. № 1. С. 313 - 322.

3. Чернядьева Н.А Цифровые технологии и права человека: эпоха взаимозависимости или кризис международной системы защиты прав человека? // Правопорядок: теория, история, практика. 2023. № 2. С. 164-173

4. Стратегия и план действий Организации Объединенных Наций по борьбе с ненавистнической риторикой, 2019. URL: https://clck.ru/373ijk (дата обращения: 20.11.2023);

5. Addressing hate speech on social media: contemporary challenges, 2022. UNESCO, United Nations Office on Genocide Prevention and the Responsibility to Protect, p. 15. URL: https://clck.ru/373i94 (дата обращения: 20.11.2023);

6. Assessment of media development in Palestine: based on UNESCO's media development indicators, 2014. The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, 7, place de Fontenoy, 75352 Paris 07 SP, France and UNESCO Ramallah Office, p. 72. URL: https://clck.ru/374kB6 (дата обращения: 24.11.2023);

7. Committee on the Elimination of Racial Discrimination. Statement 5 (2023). Israel and the State of Palestine, 2023. URL: https://clck.ru/37DgLv (дата обращения: 27.11.2023);

8. Hate Speech and Apartheid in the Occupied Palestinian Territories, 2022. ECHRD. URL: https://clck.ru/375m5E (дата обращения: 24.11.2023);

9. Hate Speech on Social Media Platforms in the Palestinian Context and its Impact on their Digital Rights, 2021. 7amleh -The Arab Center for Social Media Advancement, p. 46. URL: https://clck.ru/375o2n (дата обращения: 25.11.2023);

10. Human Rights Due Diligence of Meta's Impacts in Israel and Palestine in May 2021 URL: https://clck.ru/36658Z;

11. Initial report submitted by the State of Palestine under article 40 of the Covenant, due in 2015, 2021. URL: https://clck.ru/373x2e (дата обращения 21.11.2023);

12. Israel's apartheid against Palestinians: cruel system of domination and crime against humanity, 2022. Amnesty International, p. 278;

13. Israel MK calls for a second Nakba in Gaza, 2023. URL: https://clck.ru/37DgWE (дата обращения: 27.11.2023);

14. Law No. 9 of 1995 on Printing and Publishing, Jun 25, 1995. URL: https://clck.ru/374jCW (дата обращения: 22.11.2023);

15. Palestine's Constitution of 2003 with Amendments through 2005, 2018. URL: https://clck.ru/3742Qz (дата обращения 22.11.2023);

16. Penal Code No. 16 of 1960 (as amended up to Law No. 8 of 2011), 2011. URL: https://clck.ru/374kFD (дата обращения 24.11.2023);

17. Rabat Plan of Action on the prohibition of advocacy of national, racial or religious hatred that constitutes incitement to discrimination, hostility or violence, 2012. United Nations High Commissioner for Human Rights and reports of the Office of the High Commissioner and the Secretary-General, p. 15. URL: https://clck.ru/373j3c (дата обращения: 20.11.2023);

18. Report of the Special Rapporteur on the situation of Human Rights in the Palestinian territories occupied since 1967, (A/HRC/49/87) 2022. URL: https://clck.ru/375nMP (дата обращения 24.11.2023);

19. Resolution adopted by the General Assembly on 25 September 2015, (A/70/1). Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development, 2015. URL: https://clck.ru/34hDsa (дата обращения 21.11.2023);

20. United Nations news Global view Human destinies, 2021. URL: https://clck.ru/3664BR (дата обращения: 24.11.2023).

Для цитирования: Кострова А.А.Р., Кострова Е.Р. К ВОПРОСУ О ВЫПОЛНЕНИИ АВСТРАЛИЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ЛИКВИДАЦИИ ВСЕХ ФОРМ РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ / Науч. рук. к.ю.н, доцент Л.В. Пастухова, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Крымского филиала ФЕБОУВО «РЕУП» // Океанский менеджмент. - 2024. - № 1С(23). - С.54-57.

Кострова А.А.Р., Кострова Е.Р.,

студентки 3 курса бакалавриата Крымского филиала ФГБОУВО «РГУП»

Научный руководитель: Пастухова JI.B., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Крымского филиала ФГБОУВО «РГУП», к.ю.н., доцент

К ВОПРОСУ О ВЫПОЛНЕНИИ АВСТРАЛИЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ЛИКВИДАЦИИ ВСЕХ

ФОРМ РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты борьбы со всеми проявлениями языка ненависти на территории Австралии, а также позиция данного государства по международно-правовым вопросам в области расовой дискриминации. Анализируются основные мероприятия федерального правительства, направленные на ликвидацию дискриминационных проявлений. Освещаются основные нормативно-правовые акты Австралии, регулирующие эту сферу деятельности. Показано, что Австралия ведёт активную политику в отношении коренного населения, а также решает широкий спектр проблем, касающихся коренных народов и жителей островов Торресова пролива, включая процесс примирения.

Ключевые слова: Австралия, расовая дискриминация, язык ненависти, национальное законодательство, равенство, международное право.

ON THE ISSUE OF AUSTRALIA'S COMPLIANCE WITHITS OBLIGATIONS TO ELIMINATE ALL

FORMS OF RACIAL DISCRIMINATION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.