Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВЫПОЛНЕНИИ АВСТРАЛИЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ЛИКВИДАЦИИ ВСЕХ ФОРМ РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ'

К ВОПРОСУ О ВЫПОЛНЕНИИ АВСТРАЛИЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ЛИКВИДАЦИИ ВСЕХ ФОРМ РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
22
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Австралия / расовая дискриминация / язык ненависти / национальное законодательство / равенство / международное право. / Australia / racial discrimination / hate speech / national legislation / equality / international law.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кострова А.А.Р., Кострова Е.Р.

В статье рассматриваются аспекты борьбы со всеми проявлениями языка ненависти на территории Австралии, а также позиция данного государства по международно-правовым вопросам в области расовой дискриминации. Анализируются основные мероприятия федерального правительства, направленные на ликвидацию дискриминационных проявлений. Освещаются основные нормативно-правовые акты Австралии, регулирующие эту сферу деятельности. Показано, что Австралия ведёт активную политику в отношении коренного населения, а также решает широкий спектр проблем, касающихся коренных народов и жителей островов Торресова пролива, включая процесс примирения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF AUSTRALIA'S COMPLIANCE WITH ITS OBLIGATIONS TO ELIMINATE ALL FORMS OF RACIAL DISCRIMINATION

The article discusses aspects of combating all manifestations of hate speech in Australia, as well as the position of this country on international legal issues in the field of racial discrimination. The main measures of the federal Government aimed at eliminating discriminatory manifestations are analyzed. The main regulatory legal acts of Australia regulating this field of activity are highlighted. It is shown that Australia has an active policy towards the indigenous population, and also solves a wide range of problems concerning indigenous peoples and residents of the Torres Strait Islands, including the reconciliation process.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВЫПОЛНЕНИИ АВСТРАЛИЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ЛИКВИДАЦИИ ВСЕХ ФОРМ РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ»

4. Стратегия и план действий Организации Объединенных Наций по борьбе с ненавистнической риторикой, 2019. URL: https://clck.ru/373ijk (дата обращения: 20.11.2023);

5. Addressing hate speech on social media: contemporary challenges, 2022. UNESCO, United Nations Office on Genocide Prevention and the Responsibility to Protect, p. 15. URL: https://clck.ru/373i94 (дата обращения: 20.11.2023);

6. Assessment of media development in Palestine: based on UNESCO's media development indicators, 2014. The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, 7, place de Fontenoy, 75352 Paris 07 SP, France and UNESCO Ramallah Office, p. 72. URL: https://clck.ru/374kB6 (дата обращения: 24.11.2023);

7. Committee on the Elimination of Racial Discrimination. Statement 5 (2023). Israel and the State of Palestine, 2023. URL: https://clck.ru/37DgLv (дата обращения: 27.11.2023);

8. Hate Speech and Apartheid in the Occupied Palestinian Territories, 2022. ECHRD. URL: https://clck.ru/375m5E (дата обращения: 24.11.2023);

9. Hate Speech on Social Media Platforms in the Palestinian Context and its Impact on their Digital Rights, 2021. 7amleh -The Arab Center for Social Media Advancement, p. 46. URL: https://clck.ru/375o2n (дата обращения: 25.11.2023);

10. Human Rights Due Diligence of Meta's Impacts in Israel and Palestine in May 2021 URL: https://clck.ru/36658Z;

11. Initial report submitted by the State of Palestine under article 40 of the Covenant, due in 2015, 2021. URL: https://clck.ru/373x2e (дата обращения 21.11.2023);

12. Israel's apartheid against Palestinians: cruel system of domination and crime against humanity, 2022. Amnesty International, p. 278;

13. Israel MK calls for a second Nakba in Gaza, 2023. URL: https://clck.ru/37DgWE (дата обращения: 27.11.2023);

14. Law No. 9 of 1995 on Printing and Publishing, Jun 25, 1995. URL: https://clck.ru/374jCW (дата обращения: 22.11.2023);

15. Palestine's Constitution of 2003 with Amendments through 2005, 2018. URL: https://clck.ru/3742Qz (дата обращения 22.11.2023);

16. Penal Code No. 16 of 1960 (as amended up to Law No. 8 of 2011), 2011. URL: https://clck.ru/374kFD (дата обращения 24.11.2023);

17. Rabat Plan of Action on the prohibition of advocacy of national, racial or religious hatred that constitutes incitement to discrimination, hostility or violence, 2012. United Nations High Commissioner for Human Rights and reports of the Office of the High Commissioner and the Secretary-General, p. 15. URL: https://clck.ru/373j3c (дата обращения: 20.11.2023);

18. Report of the Special Rapporteur on the situation of Human Rights in the Palestinian territories occupied since 1967, (A/HRC/49/87) 2022. URL: https://clck.ru/375nMP (дата обращения 24.11.2023);

19. Resolution adopted by the General Assembly on 25 September 2015, (A/70/1). Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development, 2015. URL: https://clck.ru/34hDsa (дата обращения 21.11.2023);

20. United Nations news Global view Human destinies, 2021. URL: https://clck.ru/3664BR (дата обращения: 24.11.2023).

Для цитирования: Кострова А.А.Р., Кострова Е.Р. К ВОПРОСУ О ВЫПОЛНЕНИИ АВСТРАЛИЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ЛИКВИДАЦИИ ВСЕХ ФОРМ РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ / Науч. рук. к.ю.н, доцент Л.В. Пастухова, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Крымского филиала ФЕБОУВО «РЕУП» // Океанский менеджмент. - 2024. - № 1С(23). - С.54-57.

Кострова А.А.Р., Кострова Е.Р.,

студентки 3 курса бакалавриата Крымского филиала ФГБОУВО «РГУП»

Научный руководитель: Пастухова JI.B., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Крымского филиала ФГБОУВО «РГУП», к.ю.н., доцент

К ВОПРОСУ О ВЫПОЛНЕНИИ АВСТРАЛИЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ЛИКВИДАЦИИ ВСЕХ

ФОРМ РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты борьбы со всеми проявлениями языка ненависти на территории Австралии, а также позиция данного государства по международно-правовым вопросам в области расовой дискриминации. Анализируются основные мероприятия федерального правительства, направленные на ликвидацию дискриминационных проявлений. Освещаются основные нормативно-правовые акты Австралии, регулирующие эту сферу деятельности. Показано, что Австралия ведёт активную политику в отношении коренного населения, а также решает широкий спектр проблем, касающихся коренных народов и жителей островов Торресова пролива, включая процесс примирения.

Ключевые слова: Австралия, расовая дискриминация, язык ненависти, национальное законодательство, равенство, международное право.

ON THE ISSUE OF AUSTRALIA'S COMPLIANCE WITHITS OBLIGATIONS TO ELIMINATE ALL

FORMS OF RACIAL DISCRIMINATION

Annotation. The article discusses aspects of combating all manifestations of hate speech in Australia, as well as the position of this country on international legal issues in the field of racial discrimination. The main measures of the federal Government aimed at eliminating discriminatory manifestations are analyzed. The main regulatory legal acts of Australia regulating this field of activity are highlighted. It is shown that Australia has an active policy towards the indigenous population, and also solves a wide range of problems concerning indigenous peoples and residents of the Torres Strait Islands, including the reconciliation process.

Keywords: Australia, racial discrimination, hate speech, national legislation, equality, international law.

На современном этапе развития общества какое-либо проявление дискриминации является недопустимым. Дискриминация — ограничение прав и свобод человека или различное обращение с людьми или социальными группами на основании какого-либо признака. Большинство государств борются с расизмом и запрещают любые убеждения о том, что человечество состоит из строго дифференцированных групп, называемых расами, этническими общностями и др., одни из которых врождённо превосходят другие. Однако, данная проблема до конца не решена, что показывает необходимость выработки новых решений.

В данном контексте Австралия интересна тем, что в отличие от многих других стран в этом государстве нет ни билля о правах, ни конституционных гарантий равенства. Антидискриминационное законодательство этого государства представляет собой ряд отдельно принятых прав. Например, законодательство Содружества, конкретно касающееся дискриминации по признаку расы, пола, инвалидности, а также установления человеческого права. Кроме того, Конституция не определяет большого количества конкретных прав. Таким образом, Конституция Австралии не определяет конституционных гарантий равенства. В связи с этим интерес представляет то, каким образом защищаются от проявлений разных форм дискриминации жители Австралии [7].

Надо сказать, что для Австралии вопрос расовой дискриминации неразрывно связан с правами коренных народов. Конечно необходимо сказать о колониальном прошлом Австралии. Это, пожалуй, самый яркий и одновременно жестокий пример дискриминации в отношении коренного населения, жертвами которой стали тысячи людей. Европейская колонизация Австралии сопровождалась сопротивлением коренного населения, что привело к их массовому истреблению. Так, в 1928 году в Конистоне на Северной территории были вырезаны аборигены трёх племён. Оценка числа погибших варьируется от 31 до 110 человек. Между 1869 и 1969 годами проводилась государственная политика насильственного изъятия детей австралийских аборигенов из семей. Этот период вошел в историю под названием «Украденные поколения». Масштаб этого явления точно неизвестен. Многие историки называют эти события геноцидом коренного населения, которые способствовали снижению количества аборигенов Австралии. Кроме того, численность коренного населения, которая составляла от 750 ООО до 1 ООО ООО человек в начале заселения европейцами Австралии резко снизилась за 150 лет после начала заселения в основном из-за инфекционных заболеваний, принесённых колонистами. Только в 2008 году премьер-министр Австралии лейборист Кевин Радд публично извинился за эти антиправовые действия [8]. С тех пор положение коренного населения Австралии несколько улучшилось. Однако Австралия ещё только на пути к преодолению колониального наследия системной дискриминации и неравенства, которые подрывают способность коренных народов реализовывать свои права на развитие и самоопределение. Коренные жители Австралии до сих пор не до конца имеют права, чтобы принимать полноценное участие в принятии решений, связанных с их политическим, экономическим, социальным и культурным развитием.

В связи с этим правительством часто проводятся референдумы, однако, как показывает практика только 8 из 44 референдумов, проведённых с начала образования государства в 1901 году, привели к каким-либо изменениям [9]. Совсем недавно 14 октября 2023 года был проведён один из таких референдумов, в котором предлагалось изменить Конституцию, чтобы признать коренные народы Австралии путём создания «Голоса» аборигенов и жителей островов Торресова пролива. Планировалось, что «Голос» станет закреплённым в Конституции постоянно действующим консультационным органом в федеральном парламенте государства. В его компетенцию войдут советы и консультации по вопросам, касающихся аборигенов для депутатов парламента. Никаких решений «Голос» принимать не сможет, структура не будет обладать правом вето или какими-либо финансовыми полномочиями, её рекомендации не будут обязательными для парламента. Однако более 60 % австралийцев проголосовали против предложенного закона [10].

Существуют различные точки зрения на причины произошедшего. Однако это означает, что в Австралии нет единого мнения относительно прав коренных народов. «Осуществление права коренных народов на институты, возглавляемые коренными народами, не должно быть представлено как цена или неоправданная привилегия, а, скорее, как вопрос фундаментальных прав человека и справедливости за исторические несправедливости», - заявили эксперты [11].

За последние годы каждый пятый житель Австралии стал объектом расовой дискриминации. Почти половина всех жителей Австралии, принадлежащих к разным культурным и языковым группам, в какой-то момент своей жизни сталкивались с расизмом [5].

Если говорить о более конкретных проявлениях дискриминации в отношении определённой этнической группы, то можно привести пример про китайцев в Австралии. Как сообщает газета Global

Times есть признаки того, что китайцы в Австралии сегодня могут столкнуться с большим количеством проблем, включая расовую дискриминацию. Это следует из доклада австралийского аналитического центра Института Лоуи, который показал, что китайцы в Австралии страдают от растущей дискриминации, причем почти каждый пятый респондент говорит, что в прошлом году ему угрожали или он подвергался физическому нападению. Иллюстрируя приведённый пример проявления дискриминации в отношении китайцев, можно упомянуть о видео, которое было распространено в социальных сетях, на котором местный подросток бросил расовые оскорбления персоналу кафе в Канберре и плюнул на стол после того, как китайский владелец бизнеса попытался отговорить его от курения внутри. Подросток ушел и вернулся, достал мобильный телефон, чтобы снять видео, и велел сотрудникам убираться из Австралии. Хотя впоследствии подросток извинился через текстовое сообщение, этот инцидент привел местных китайцев в отчаяние. Владелец кофейни сказал, что подобные инциденты не являются чем-то необычным для них [6].

В связи с этим, представитель китайского посольства в Австралии, пожелавший остаться неназванным, предупредил китайцев в Австралии и тех, кто хочет жить или инвестировать в страну, быть бдительными в связи дискриминацией, злонамеренными обвинениями и угрозам их безопасности в этом государстве.

Стоит отметить, что после прибытия британских поселенцев в 1788 году коренные народы Австралии были лишены права на полное гражданство новой нации по признаку расы, и были введены ограничительные иммиграционные законы, отдававшие предпочтение белым европейским иммигрантам в Австралии. Дискриминационные законы против коренных народов и многоэтнической иммиграции были отменены в первые десятилетия послевоенного периода [1].

Чтобы понять, что изменилось с того времени в Австралии в области борьбы с дискриминацией важно проследить, что было предпринято с правовой точки зрения со стороны государственной власти. Особый акцент нами будет сделан на том, как антидискриминационное законодательство работает в отношении коренных народов Австралии.

В первую очередь необходимо сказать о подписании Австралией Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 13 октября 1966 года и ратификации её 30 сентября 1975 [2].

Были проведены основные мероприятия федерального правительства, направленные на борьбу с любыми проявлениями дискриминации. Так, в 1975 году был принят Закон о борьбе с расовой дискриминацией (ЗРД). Данный закон запрещает все формы расовой дискриминации на всей территории Австралии, будь то на уровне федерации, штатов или территорий. Хотя необходимость в принятии штатами и территориями какого-либо отдельного законодательства для обеспечения соблюдения Австралией положений Конвенцией отсутствует, в большинстве штатов и территорий также были приняты соответствующие законодательные акты, в силу которых граждане могут представлять свои жалобы согласно либо федеральному законодательству, либо законодательству соответствующего штата или территории [3]. Статья 9 этого Закона гласит: «Любое действие какого-либо лица, подразумевающее различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, которое имеет целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах любых прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни, является противозаконным» [1].

Очень важный шаг на пути к обеспечению интересов аборигенов и жителей островов Торессова пролива был сделан в 1989 году. Была учреждена Комиссия по делам аборигенов и жителей островов Торресова пролива (КАОТП). Данный орган является основным учреждением Австралийского Союза, занимающимся проблемами коренного населения и жителей островов Торресова пролива. Это один из ведущих консультативных органов, ответственный за осуществление широкого спектра программ федерации в интересах коренных австралийцев [1]. Комиссия по делам аборигенов и жителей островов Торресова пролива представляет собой уникальную, децентрализованную организацию, выполняющую представительные, директивные и административные функции. Через представительный механизм КАОТП аборигены и жители островов Торресова пролива имеют возможность участвовать в процессах управления. Избранные представители могут как на региональном, так и на национальном уровнях принимать решения по программам и политике, касающимся их общин.

Также необходимо упомянуть, что на региональном уровне действуют региональные советы, которые созданы по результатам выборов представителей коренного населения Австралии. Они включают разработку регионального плана улучшения социальных, экономических и культурных условий жизни местных общин аборигенов и жителей островов Торресова пролива и решение вопросов о расходовании бюджетных средств в соответствующих регионах [1].

Говоря об участии Организации Объединённых Наций в решении проблем коренных народов всего мира, необходимо сказать, что в сентябре 2007 года после более чем 20-летних переговоров правительств и коренных народов со всего мира, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Декларацию Организации Объединенных Наций о правах коренных народов. Декларация имеет важное значение, поскольку в ее разработке участвовали коренные народы, включая аборигенов и жителей островов Торресова пролива. В то время, когда Организация Объединенных Наций принимала

Декларацию, Австралия была одной из четырех стран, проголосовавших против, однако 3 апреля 2009 года правительство Австралии изменило свою позицию и официально поддержало Декларацию [12, с. 2].

Однако на современном этапе развития Австралия может сделать больше для улучшения положения коренных народов. Специальный докладчик по вопросу о положении в области прав человека и основных свобод коренных народов Джеймс Анайя отметил, что власти Австралии принимают решительные усилия по улучшению положения этой категории населения. Однако сегодня неравенство между коренным и некоренным населением государства все еще сохраняется, особенно в плане доступа к здравоохранению и образованию [4]. «Первые народы страдают от более высоких показателей заболеваемости и более низкой продолжительности жизни, чем некоренные народы, из-за отсутствия доступа к медицинским услугам, адекватному жилью и питательной пище», — заявили эксперты. Они отметили, что плохие возможности образования и трудоустройства приводят к бедности и социальным проблемам. Сообщается, что дети коренных народов в 26 раз чаще попадают в тюрьму, чем дети некоренного происхождения, и что женщины из числа коренного населения сталкиваются с более высоким уровнем бездомности и тендерного насилия [11]. Вдобавок, как сообщается в ежегодном отчете национального высшего органа по делам детей и семей коренных народов дети коренных народов в 10,5 раз чаще оказываются под присмотром вне дома, чем дети некоренного населения, что, конечно, сказывается на их физическом и ментальном здоровье. Согласно отчету, по состоянию на июнь 2022 года на уходе вне дома находилось 22 328 детей из числа коренных народов - это самый высокий показатель за всю историю наблюдений и на 85 детей больше, чем в предыдущем году. Авторы отчета призвали правительства штатов и федеральные правительства принять срочные меры «иначе они рискуют нанести дальнейший вред поколениям детей аборигенов и жителей островов Торресова пролива» [13].

Правительство выступает с целым рядом инициатив, направленных на исправление этой ситуации и улучшение социально-экономических условий жизни коренных народов. Но некоторые из этих «стараний» вызывают озабоченность, поскольку не учитывают традиции этих категорий населения и действующие в этой сфере местные программы. «Я хотел бы подчеркнуть, что меры, предпринимаемые правительством для решения трудностей, с которыми сталкиваются коренные народы и вопросов, связанных с безопасностью детей и женщин, не только оправданы, но и необходимы в соответствии с международными обязательствами Австралии в области защиты прав человека», — заявил эксперт ООН. Однако он добавил, что такие меры должны осуществляются с учетом права коренных народов на самоопределение и не должны приводить к расовой дискриминации и унижению человеческого достоинства [4].

Таким образом, ещё многие проблемы требуют решения. По нашему мнению, важно проводить стратегически важную правозащитную деятельность в борьбе с дискриминационным законодательством, а также выступать против расистских наклонностей. Кроме того, продвигать и создавать новые партнерства для осуществления положительных изменений, а также отстаивать интересы тех, чьи интересы не были учтены в ходе осуществления и мониторинга целей в области устойчивого развития. Необходимо поддерживать усилия по борьбе с дискриминацией на местных уровнях, призывая молодежь, в том числе в школах, выступать против дискриминации.

Приспштейный библиографический список:

1. Доклады, представленные государствами-участниками [Электронный ресурс] // Официальный сайт Управления Верховного комиссара ООН по правам человека. - URL: file:///C:/Users/user/Downloads/G9946305%20( 1 ).pdf (дата обращения: 11.10.2023).

2. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. -URL: https://clck.in/365m9H (дата обращения: 11.10.2023).

3. Глобальный справочник по законам о разжигании ненависти [Электронный ресурс] // Официальный сайт Hie Future Of Free Speech. - URL: https://clck.ru/365nm5 (дата обращения: 12.10.2023).

4. Австралия может сделать больше [Электронный ресурс] // Новости ООН Глобальный взгляд Человеческие судьбы. - URL: https://news.iin.Org/ru/stoiY/2009/08/l 150081 (дата обращения: 14.10.2023).

5. Каждый пятый житель Австралии сталкивался с расистскими оскорблениями [Электронный ресурс] // All together now. - URL: http://surl.li/olyqp (дата обращения: 15.10.2023).

6. Расовая дискриминация китайцев в Австралии набирает обороты - Global Times [Электронный ресурс] // Информационное агентство Красная весна. - URL: https://rossapriniavera.ru/news/d80aa089 (дата обращения: 15.10.2023).

7. Источники антидискриминационного законодательства [Электронный ресурс] // Parliament of Australia. - URL: http://surl.li/olzav (дата обращения: 15.10.2023).

8. Briscoe Gordon, Smith Len. The Aboriginal Population Revisited: 70 000 years to the present (англ.). - Canberra, Australia: Aboriginal History Inc. 2002. - P. 12.

9. В Австралии начался референдум о конституционном признании коренных народов [Электронный ресурс] // Официальный сайт ТАСС. - URL: https://clck.ru/37JLgz (дата обращения: 16.10.2023).

10. Monday briefing: How Australia voted down a historic plan to boost Indigenous rights [Электронный ресурс] // Официальный сайт The Guardian. - URL: https://clck.iii/37INWJ (дата обращения: 16.10.2023).

11. Австралия: эксперты ООН призывают поддержать голосование коренных народов «Голос» [Электронный ресурс] // Официальный сайт United Nations. - URL: https://clck.ru/37JNba (дата обращения: 16.10.2023).

12. The Community Guide to the UN Declaration on the Rights of Indigenous Peoples // Australian Human Rights Commission. - 2010 - 8 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.