МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
DOI: 10.17803/1994-1471.2023.156.11.164-173
А. А.Хасанов*
Проблема признания Палестины в контексте реализации палестинским народом права на самоопределение
Аннотация. В статье исследуется проблема признания Палестины в современном международном праве. Анализируются международные документы и резолюции Организации Объединенных Наций, принятые по вопросу о конфликте в Палестине. Автор на основании анализа международных документов делает вывод, что Палестина отвечает всем критериям государственности, но израильская оккупация препятствует созданию жизнеспособного палестинского государства. Несмотря на различные усилия, проводимые по достижению урегулирования палестинского вопроса, мирный процесс оказался в тупиковой ситуации. Этому способствует политика и практика оккупирующей державы закрепить фактическое положение оккупируемых территорий в нарушение своих правовых обязательств. На сегодняшний день Палестина признана более 138 государствами и Генеральная Ассамблея ООН резолюциями неоднократно подтверждала право на самоопределение. Необходимо активизировать усилия, предпринимаемые международным сообществом, чтобы положить конец этому непримиримому конфликту, представляющему угрозу международному миру и безопасности. Ключевые слова: признание Палестины; статус Иерусалима; право на самоопределение; конфликт в Палестине; признание новых государств; ближневосточный конфликт; принципы международного права; критерии государственности; оккупированные территории; частично признанные государства. Для цитирования: Хасанов А. А. Проблема признания Палестины в контексте реализации палестинским народом права на самоопределение // Актуальные проблемы российского права. — 2023. — T. 18. — № 11. — С. 164-173. — DOI: 10.17803/1994-1471.2023.156.11.164-173.
The Problem of Recognition of Palestine in the context of the Palestinian People's Realization
of the Right to Self-Determination
Anvar A. Khasanov, Postgraduate Student, the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation Bolshaya Cheremushkinskaya St., d. 34, Moscow, Russia, 117218 [email protected]
Abstract. The paper examines the problem of recognition of Palestine in modern international law. International documents and United Nations resolutions adopted on the issue of the conflict in Palestine are analyzed. The author,
© Хасанов А. А., 2023
* Хасанов Анвар Алишерович, соискатель Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Большая Черемушкинская ул., д. 34, г. Москва, Россия, 117218 [email protected]
based on an analysis of international documents, concludes that Palestine meets all the criteria for statehood, but the Israeli occupation prevents the creation of a viable Palestinian state. Despite various efforts being made to reach a solution to the Palestinian issue, the peace process has reached a deadlock. This is facilitated by the policy and practice of the occupying power to consolidate the de facto position of the occupied territories in violation of its legal obligations. To date, Palestine is recognized by more than 138 states and the UN General Assembly has repeatedly confirmed the right to self-determination through resolutions. The efforts of the international community must be intensified to put an end to this irreconcilable conflict, which poses a threat to international peace and security.
Keywords: recognition of Palestine; status of Jerusalem; right to self-determination; conflict in Palestine; recognition of new states; Middle East conflict; international law principles; criteria for statehood; occupied territories; partially recognized states.
Cite as: Khasanov AA. The Problem of Recognition of Palestine in the context of the Palestinian People's Realization of the Right to Self-Determination. Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2023;18(11):164-173. (In Russ.). DOI: 10.17803/1994-1471.2023.156.11.164-173
Конфликт в Палестине как в международном аспекте, так и с точки зрения прав человека рассматривается Организацией Объединенных Наций с 1947 г., практически с первых лет ее существования. С этого времени Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности были приняты десятки резолюций, большинство из которых остались невыполненными и по сей день. На протяжении многих десятилетий международное сообщество признает право палестинского народа на самоопределение и создание собственного независимого государства.
ООН в течение более полувека пыталась восстановить мир в этом регионе. Генеральная Ассамблея ООН ежегодно рассматривала вопросы, связанные с конфликтами в Палестине, включая вопрос об оккупированных палестинских территориях, беженцах, правовом статусе Иерусалима и т.д. В документах ООН отразилась вся история развития событий в этом регионе1.
Народ Палестины, наследник древней цивилизации, начал свою борьбу за независимость в начале двадцатого века. После распада Отто-
манской империи Лига Наций передала мандат на Палестину под управление Великобритании. Правительство Великобритании дало противоречивые обязательства относительно создания на территории Палестины «еврейского национального очага»2, в результате чего возник конфликт, который в дальнейшем рассматривался ООН3.
Изучив различные варианты, Генеральная Ассамблея ООН 29 ноября 1947 г. приняла резолюцию № 181 (II), предусматривавшую создание арабского и еврейского государства с международным статусом для Иерусалима. Предусмотренный этой резолюцией план раздела не принес мира, а насилие переросло в войну на Ближнем Востоке. Израиль провозгласил свою независимость и в результате последующих войн оккупировал большую часть Палестины, значительно превышающую территорию, которая была провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи о разделе4.
Палестинская проблема распространилась на соседние арабские государства и переросла в ближневосточный конфликт. Арабо-израильский конфликт акцентирует внимание между-
1 Блищенко В. И., Солнцева М. М. Региональные конфликты и международное право (вторая половина XX — начало XXI века) : учеб. пособие. М. : Городец, 2005. С. 202.
2 Мак-Магон А. Г. Переписка Мак-Магона — Хусейна 1915-1916 гг. и вопрос о Палестине : документы и материалы (Предисловие). М. : Роспэн, 2008. С. 5.
3 Истоки и история проблемы Палестины, 1917-1988 годы. Исследование ООН // URL: https://www.un.org/ unispal/ru/origins-and-evolution-of-the-palestine-problem/part-i-1917-1947/ (дата обращения: 15.03.2023).
4 A/RES/181 (II) от 29.11.1947. Будущее правительство Палестины // URL: https://documents-dds-ny.un.org/ doc/RES0LUTI0N/GEN/NR0/040/42/IMG/NR004042.pdf?0penElement (дата обращения: 15.03.2023).
народного сообщества как источник опасной напряженности, который представляет собой угрозу международному миру и безопасности. Конфликт на Ближнем Востоке необходимо рассматривать не как локальный, носящий сугубо региональный характер, а как проблему международного уровня. Как писал известный юрист-международник И. П. Блищенко, налицо ярко выраженный международно-правовой аспект5.
8 декабря 1970 г. Генеральная Ассамблея признала право палестинского народа на самоопределение и констатировала, что уважение этого неотъемлемого права является необходимым элементом для установления справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке6.
ООН неоднократно подтверждала права палестинского народа на самоопределение, независимость, освобождение от колониального и иностранного господства любыми имеющимися в его распоряжении средствами7, а также на возвращение к своим очагам и имуществу, откуда они были незаконно перемещены и изгнаны8.
Организация освобождения Палестины (далее — ООП) была наделена Генеральной Ассамблеей статусом наблюдателя для участия
в работе международных конференций, проводимых ООН9. Впоследствии этот статус стал действовать во всех органах ООН10. Позднее Генеральная Ассамблея признала провозглашение государства Палестина и подтвердила необходимость освобождения территорий, оккупированных с 1967 г. Палестине были предоставлены дополнительные права и привилегии относительно участия в работе Генеральной Ассамблеи и международных конференций11.
29 августа 1983 г. в Женеве была созвана международная конференция по вопросу о Палестине. На конференции были приняты руководящие принципы, которые предусматривали осуществление палестинским народом права на самоопределение и создание собственного независимого государства, уход Израиля с территорий, оккупированных с 1967 г., включая Иерусалим, прекращение создания поселений, признание недействительными всех законодательных и административных мер, которые направлены на изменение статуса Иерусалима, а также право всех государств региона на существование в безопасных и международно признанных границах12.
Блищенко И. П., Кудрявцев В. Д. Агрессия Израиля и международное право. М. : Международные отношения, 1970. С. 3.
Резолюция ГА A/RES/2672 (XXV) от 08.12.1970. Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/
NR0/352/01/IMG/NR035201.pdf?OpenElement (дата обращения: 15.03.2023).
Давыдков Р. М. Палестинская проблема : документы ООН, международных организаций и конференций. М., 1984. С. 181 ; Резолюция ГА: A/RES/2787 (XXVI) от 06.12.1971. Значение всеобщего осуществления права народов на самоопределение и скорейшего предоставления независимости колониальным странам и народам для эффективной гарантии и соблюдения прав человека // URL: https://documents-dds-ny.un.org/ d0c/RES0LUTI0N/GEN/NR0/331/11/IMG/NR033111.pdf?0penElement (дата обращения: 15.03.2023). Резолюция ГА: A/RES/3236 (XXIX) от 22 ноября 1974 г. Вопрос о Палестине // URL: https://documents-dds-ny. un.org/doc/RES0LUTI0N/GEN/NR0/741/56/IMG/NR074156.pdf?0penElement (дата обращения: 15.03.2023).
Резолюция ГА: A/RES/3237 (XXIX) от 22.11.1974. Статус наблюдателя для Организации освобождения
Палестины // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/RES0LUTI0N/GEN/NR0/741/57/IMG/NR074157. pdf?0penElement (дата обращения: 15.03.2023).
Вопрос о Палестине и Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк, 2008. С. 26. URL: https://www. un.org/unispal/ru/2017/08/29/questionofpalestineandun/ (дата обращения: 15.03.2023).
Резолюция СБ: A/RES/52/250 от 07.07.1998. Участие Палестины в работе ООН // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N98/773/13/PDF/N9877313.pdf?0penElement (дата обращения: 15.03.2023). A/38/497 от 12.10.1983. Письмо Председателя Комитета по осуществлению неотъемлемых прав палестинского народа от 10.12.1983 на имя Генерального секретаря // URL: https://documents-dds-ny.un.org/ doc/UND0C/GEN/GL0/214/58/PDF/GL021458.pdf?0penElement (дата обращения: 15.03.2023).
5
6
7
8
9
10
11
12
Министры иностранных дел девяти стран — членов Европейского экономического сообщества опубликовали в Венеции 13 июня 1980 г. заявление, согласно которому «палестинский народ должен получить возможность до конца осуществить свое право на самоопределение, напоминают, что Израиль должен прекратить оккупацию территорий удерживаемых им со времени конфликта 1967 г... Страны ЕЭС считают, что поселения, а также демографические и имущественные изменения незаконны с точки зрения международного права»13.
Совет министров Организации африканского единства 21-26 июня 1993 г. в Каире заявил «о своей полной поддержке палестинского народа и арабских стран, которые являются жертвами израильской агрессии», поддержал «законность борьбы палестинского народа под руководством ООП, единственного законного представителя, с целью возвращения своих оккупированных территорий и осуществления своих неотторжимых и неотъемлемых национальных прав»14.
Все эти решения на международном и региональном уровнях полностью поддерживают право палестинского народа на самоопределение.
На сегодняшний день международное сообщество выработало подход, согласно которому ближневосточное урегулирование должно основываться на осуществлении всех соответствующих резолюций, включая резолюции: № 242 от 22.11.1967, № 338 от 22.10.1973, № 1515 от 19.11.200315, и следующих основных принципах:
— «уход Израиля с оккупированной палестинской территории, включая Иерусалим;
— гарантирование мер обеспечения мира и безопасности всех государств региона, в пределах безопасных и международно признанных границ;
— решение проблемы палестинских беженцев в соответствии с резолюцией № 194 Генеральной Ассамблеи от 11.12.1948; ликвидация поселений на оккупированных с 1967 г. территориях;
— гарантирование свободы доступа к святым местам16;
— гарантирование осуществления неотъемлемых прав палестинского народа, прежде всего прав на самоопределение и создание собственного независимого государства»17.
Позиция России по палестино-израильскому конфликту сводится к следующему. Мирное урегулирование конфликта должно основываться на принципе сосуществования двух государств — Израиля и Палестины в международно признанных границах. Восточный Иерусалим рассматривается как столица будущего палестинского государства, а Западный Иерусалим — столица Государства Израиль. Израильская оккупация должна быть прекращена, нарушения прав человека, конфискация земель, снос палестинских строений, создание поселений нарушают нормы международного права. Признанными посредниками сопровождения палестино-израильского урегулирования являются России, США, ЕС и ООН.
Несмотря на различные попытки по урегулированию палестино-израильского конфликта,
13 A/35/299, S/14009 от 20.06.1980. Письмо постоянного представителя Италии при ООН от 16.06.1980 на имя Генерального секретаря // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/GL0/121/71/PDF/ GL012171.pdf?0penElement (дата обращения: 15.03.2023).
14 A/48/322 от 19.08.1993. Сотрудничество между ООН и ОАЕ // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/ UND0C/GEN/N93/458/72/IMG/N9345872.pdf?0penElement (дата обращения: 15.03.2023).
15 Резолюция СБ: S/RES/1884 (2009) от 27.08.2009. Положение на Ближнем Востоке // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N09/496/62/PDF/N0949662.pdf?0penElement (дата обращения: 15.03.2023).
16 Резолюция ГА: A/RES/47/64 от 22.03.1993. Вопрос о Палестине // URL: https://documents-dds-ny.un.org/ doc/UND0C/GEN/N93/168/07/IMG/N9316807.pdf?0penElement (дата обращения: 15.03.2023).
17 Резолюция ГА: A/RES/66/17 от 30.11.2011. Мирное урегулирование вопроса о Палестине // URL: https:// documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N11/459/86/PDF/N1145986.pdf?0penElement (дата обращения: 15.03.2023).
мирный процесс оказался в тупиковой ситуации. Этому способствуют политика и практика оккупирующего государства, закрепляющие фактическое положение оккупированных территорий в нарушение его правовых обязательств по плану «дорожная карта»18, резолюций ООН и принципов международного права.
23 сентября 2011 г. председатель Палестинской автономии Махмуд Аббас представил в ООН заявление Палестины о приеме в члены ООН и заявил, что Палестина является миролюбивым государством и принимает на себя обязательства, закрепленные в Уставе ООН19.
На заседаниях Комитета по приему новых членов рассматривались вопросы о соответствии конкретным критериям, установленным в ст. 4 Устава ООН.
В соответствии с Конвенцией Монтевидео о правах и обязанностях государств 1933 г., государство как субъект международного права должно иметь постоянное население, определенную территорию, правительство и способность вступать в отношения с другими государствами.
Относительно первых двух критериев было установлено, что Палестина соответствует им. Отсутствие четко закрепленных границ не является препятствием для создания государства. Поднимались вопросы по поводу контроля палестинской территории, поскольку движение ХАМАС де-факто является органом власти в секторе Газа. Правительство Палестины не может осуществлять полный контроль над своей территорией, поскольку подвергается оккупации. Но оккупация не означает передачу суверенитета иностранному государству.
Палестина также удовлетворяет критериям о наличии правительства и способности вступать в отношения с другими государствами. В соответствии с докладами Всемирного банка, Международного валютного фонда и Специального комитета по координации международной помощи палестинцам, правительственные функции Палестины являются достаточными для функционирования государства20.
Палестина является членом Движения неприсоединения, Организации исламского сотрудничества, Экономической и социальной комиссии для Западной Азии. 31 октября 2011 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО проголосовала за признание Палестины в качестве члена организации, что явилось важной вехой в усилиях палестинцев, направленных на международное признание. Более того, в 2015 г. Палестина стала участником Международного уголовного суда. В сентябре 2018 г. Палестина была избрана председателем «Группы 77» на 2019 г. В соответствии с этим правом Палестина полномочна делать заявления, вносить предложения и поправки.
Что касается критериев членства о выполнении обязательств, предусмотренных Уставом ООН, и желании эти обязательства выполнять, а также о том, что претендент должен быть «миролюбивым» государством, констатировалось, что Палестина соответствует этим критериям. Когда Израиль вступал в ООН, было дано обещание Израиля выполнять обязательства по Уставу ООН, что являлось достаточным основанием для его признания. Палестина является миролюбивой ввиду приверженности достижению справедливого урегулирования конфликта21.
18 S/RES/1515 от 19.11.2003. Положение на Ближнем Востоке, включая палестинский вопрос // URL: http:// www.un.org/russian/documen/scresol/res2003/res1515.htm (дата обращения: 15.03.2023).
19 A/66/371 S/2011/592 от 23.09.2011. Заявление Палестины о приеме в члены ООН // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N11/512/60/PDF/N1151260.pdf?0penElement (дата обращения: 15.03.2023).
20 A/67/364-S/2012/701. Доклад Генерального секретаря «Мирное урегулирование вопроса о Палестине» // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N12/507/26/pdf/N1250726.pdf?0penElement (дата обращения: 15.03.2023).
21 S/2011/705 от 11.11.2011. Доклад Комитета по приему новых членов, касающийся заявления Палестины о приеме в члены ООН // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N11/585/57/PDF/N1158557. pdf?0penElemen (дата обращения: 15.03.2023).
Анализируя основные признаки государственности, можно сделать вывод о наличии у Палестины всех атрибутов государства. Палестина сформировала правительство, парламент, палестинские силы безопасности, судебную систему, являющиеся фундаментом государства.
20 апреля 2014 г. Палестина направила Генеральному секретарю ООН документы о присоединении к ряду международных договоров. К ним относятся семь основных договоров по защите прав человека и один факультативный протокол (Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт о социальных и культурных правах, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенция о правах ребенка и Факультативный протокол о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, и др.). Всё это также свидетельствует о том, что Палестина реализует в своей международной деятельности всё больше прав, характерных для независимого государства.
26 ноября 2012 г. Генеральная Ассамблея постановила предоставить Палестине статус государства-наблюдателя при ООН.
Таким образом, более 138 государств признали Палестину, но на сегодняшний день не решена проблема окончательного урегулирования статуса Палестины в качестве независимого государства и не реализовано право палестинского народа на самоопределение.
Несмотря на то что международно-правовые документы о праве народов на самоопределение в явной и недвусмысленной форме не увязывали вопросы права на самоопределение какого-либо народа с его признанием в качестве независимого государства, тем не менее в отношении арабского народа Палестины Генеральная Ассамблея 26 ноября 2012 г. в резолюции 67/19 «Статус Палестины в Организации Объединенных Наций» подтвердила, ссылаясь на ранее принятые резолюции, право палестинского народа на самоопределение, включая его право на создание собственного независимого государства Палестина. В Декларации о предо-
ставлении независимости колониальным странам и народам ООН заявила, что подчинение народов иностранному игу и господству и их эксплуатация является отрицанием основных прав человека, противоречит Уставу ООН и препятствует развитию сотрудничества и установлению мира во всем мире.
Вместе с тем сохраняется состояние фактического признания Палестины со стороны ООН и отказа в признании более чем 50 государствами, среди которых многие важнейшие политические игроки на международной арене, такие как США, Великобритания, Канада, большинство стран Евросоюза, Япония. Сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, количество признавших Палестину государств достаточно для получения большинства голосов в Генеральной ассамблее ООН для приема в члены организации, с другой стороны, ряд постоянных членов Совета Безопасности, и прежде всего США, не признали Палестину в качестве государства как субъекта международного права. Это позволяет заключить, что на современном уровне развития международных отношений полное юридическое признание нового государства наступает с принятием ее в члены ООН. Отсюда следует, что Палестина сформировалась как независимое государство — полноправный субъект международного права. Однако незавершенность приема в полноправные члены ООН сохраняет актуальность расширения ее признания со стороны хотя бы постоянных членов Совета Безопасности. В целях укрепления международно-правового статуса Палестины следует использовать различные политические меры, направленные на изменение позиции правительств государств, отказывающих в предоставлении признания. Важным ресурсом является использование общественных неправительственных организаций для оказания влияния на общественное мнение.
Подобным примером является обращение Европейского Совета по международным отношениям к Европейскому парламенту ЕС в поддержку признания государства Палестины в конце 2014 г. Ведущие общественные деятели стран Европейского Союза выделили пять причин, по которым Европейскому пар-
ламенту следует голосовать в пользу признания палестинского государства. Хотя перечисленные основания не носят юридического характера, само их появление является свидетельством растущего понимания ненормальности сложившейся ситуации. Признание — это не только символический акт, поскольку оно дает ряд практических преимуществ, которые могут помочь остановить ухудшение ситуации в области безопасности. Были названы 5 причин, по которым Европейский парламент должен проголосовать за признание палестинского государства: 1) позиция ЕС по урегулированию конфликта основана на решении о сосуществовании двух государств — Израиля и Палестины; 2) ЕС вложило почти 2,5 млрд евро в поддержку создания палестинского государства; 3) признание Палестины может послужить стимулом для возобновления переговоров и повлечет за собой обязанность ЕС переформатировать свою политику в соответствии с принципами и нормами, отвергающими оккупацию; 4) признание Палестины направлено против оккупации, а не против Израиля, т.к. перспективы безопасности и существования Израиля зависят от существования рядом палестинского государства в международно признанных границах; 5) поддержка устремлений палестинцев в создании собственного независимого государства окажет сдерживающее влияние на конфликт и послужит подтверждением приверженности дипломатии. Признание является политической альтернативой вооруженному сопротивлению палестинцев22.
Для расширения признания независимости Палестины необходима долгосрочная стратегия, которая учитывает изменяющиеся политические, экономические, дипломатические условия. Это позволит Палестине адаптироваться к переменам и эффективно использовать возможности для получения признания. Общественная поддержка и создание единого фронта внутри страны и за ее пределами может помочь привлечь внимание мировой общественности к проблеме признания Палестины и обретения
независимости. Сотрудничество с международными организациями, обращение в международные органы, суды и трибуналы, создание рабочих групп для более тесного сотрудничества с иностранными государствами позволит защитить права палестинцев и укрепить позицию на международной арене. Политика Израиля, направленная на использование возникшего дипломатического кризиса в мирных переговорах и одновременное аннексирование палестинских территорий, ведет к отрицанию государственности Палестины. Такая динамика способствует росту нестабильности и дискриминации палестинцев, создавая при этом раздвоенность правовой системы на оккупированных палестинских территориях не в пользу последних. Палестинцам отказано в равных правах с гражданами Израиля, а также в защите международным гуманитарным правом. Де-юре Израиль ввел режим систематической дискриминации. В некоторых частях Западного берега реки Иордан палестинцы и евреи живут рядом друг с другом, но закон им предоставляет совершенно разные права. Действия Израиля подрывают попытки палестинцев реализовать свое право на самоопределение. В результате сохраняется систематическая практика расовой дискриминации на оккупированных территориях, которая может разрешаться только путем прекращения оккупации. Попытки изолировать сектор Газа от других оккупированных палестинских территорий препятствуют созданию жизнеспособного, территориально непрерывного палестинского государства, что создает необходимость реанимирования палестинских структур управления. Международное сообщество и главные игроки в палестинско-израильском конфликте должны сотрудничать, чтобы положить конец незаконно затянувшейся израильской оккупации и вернуть полный контроль над палестинскими территориями. Необходимо активизировать усилия по воспрепятствованию незаконному захвату земель и созданию системы расовой дискриминации, привлекая Израиль к ответственности в соответствии с международным правом. Неза-
22 Five Reasons to Recognise a Palestinian State // URL: https://ecfr.eu/article/commentary_five_reasons_to recognise_a_palestinian_state360/ (дата обращения: 15.03.2023).
конная поселенческая деятельность Израиля не должна признаваться иностранными государствами и международными организациями. Квартет международных посредников должен продолжать содействовать соблюдению Израилем своих обязательств, в том числе как оккупирующей державе, в соответствии с четвертой Женевской конвенцией и другими применимыми нормами международного права. Отсутствие осмысленного дипломатического процесса снижает перспективы реализации решения, предусматривающего создание двух государств, что может привести к усилению применения насилия с обеих сторон.
Международные организации и главные органы ООН, такие как Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, Совет ООН по правам человека и Международный Суд, неоднократно давали разъяснения относительно применимой к палестино-израильскому конфликту международно-правовой базы. Институты ЕС также объясняли применимость международного гуманитарного права и международного права прав человека к оккупированным палестинским территориям. Палестинцы пытались прибегнуть к международным механизмам привлечения к ответственности, таким как Международный уголовный суд, для защиты своих прав и обеспечения ответственности за незаконные действия Израиля. Однако правительства третьих стран игнорировали, а в некоторых случаях и активно блокировали такие процессы (например, США и Великобритания). Сдержанность международного сообщества и отсутствие механизма привлечения к ответственности Израиля срывает мирный процесс и создает условия для дальнейшей оккупации палестинских территорий. Дальнейшее игнорирование международных норм и неспособность международных организаций применить санкции в отношении Израиля при-
ведет к подрыву доверия к этим институтам и радикализации населения в регионе. Проблема признания Палестины также связана с разногласиями между двумя главными фракциями в Палестине — ФАТХ и ХАМАС. Некоторые страны не хотят признавать Палестину из-за всех политических разногласий между ними. Поэтому палестинскому движению необходима общая платформа для объединения и выражения своих интересов.
Сохраняющееся отсутствие каких-либо реальных перспектив прекращения оккупации влияет на стратегическое видение палестинцев, которое пока что по-прежнему сосредоточено на дипломатической поддержке. Однако вера в то, что дипломатическим путем Палестина не сможет стать независимой, может привести к росту общественной поддержки альтернативных стратегий деоккупации. Движение «Бойкот, отчуждение, санкции» (BDS) служит ярким примером этой тенденции23. В качестве альтернативы может возникнуть усиление общественной поддержки возвращения к вооруженному сопротивлению и преобладанию насилия в регионе.
Члены Совета Безопасности ООН в декабре 2016 г. поддержали резолюцию № 2334, в которой содержался призыв всех государств к тому, чтобы государства проводили различие в рамках своих соответствующих взаимоотношений между территорией Государства Израиль и территориями, оккупируемыми с 1967 г.24 В связи с этим все государства должны предпринимать дифференцированный подход в своих двухсторонних отношениях с Израилем, не признавая его поселенческую деятельность.
Как подтверждено в Консультативном заключении Международного Суда относительно правовых последствий строительства стены на оккупированной палестинской территории, среди нарушенных Израилем обязательств есть
23 Бойкот, отчуждение, санкции (BDS) — это палестинское движение за свободу, справедливость и равенство. В настоящее время BDS представляет собой активное глобальное движение, состоящее из союзов, академических ассоциаций и массовых движений по всему миру. URL: https://bdsmovement.net/.
24 Резолюция СБ S/RES/2334 (2016) // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N16/463/93/ PDF/N1646393.pdf?0penElement (дата обращения: 15.03.2023).
ряд обязательств erga omens25. Такие обязательства затрагивают все государства в силу своей правовой природы и значимости. В частности, они предполагают обязанность непризнания незаконного положения на оккупированных палестинских территориях, воздержание от оказания помощи или содействия и обеспечения того, чтобы любые возникшие препятствия в реализации палестинским народом права на самоопределение были устранены.
Несмотря на то что Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и в связи с этим может возложить на государства конкретные обязанности по соблюдению принятых мер, его постоянные члены вряд ли по политическим причинам допустят их принятие. Также маловероятно, что они введут санкции против Израиля, если его действия будут квалифицированы как угроза международному миру и безопасности. Однако Генеральная Ассамблея в соответствии со ст. 14 Устава ООН может рекомендовать «меры мирного улаживания» различных ситуаций.
Если Совет Безопасности в результате разногласий постоянных членов не может обеспечить свою главную функцию по поддержанию международного мира и безопасности, то Генеральная Ассамблея вправе сделать рекомендации членам ООН относительно принятия коллективных мер. Например, запросить консультативное заключение Международного Суда для дальнейшего разъяснения законности присут-
ствия Израиля на оккупированной палестинской территории и его юридических последствий для других государств, как это было сделано в заключении от 21.06.1971 в отношении присутствия Южной Африки в Намибии.
Таким образом, обеспечение исполнения Израилем своих обязательств в соответствии с международным правом и принятыми резолюциями ООН является первоочередной задачей мирового сообщества для прекращения оккупации Палестины. Отрицание Израилем права на создание палестинского государства является нарушением резолюции Генеральной Ассамблеи № 181, единственного международного документа, в котором закреплено право израильтян на создание своего государства. Соблюдение этой резолюции было условием вступления Израиля в члены ООН, которое было грубо нарушено с самого начала. Государство Палестина имеет все юридические основания требовать от Совета Безопасности ООН рассмотрения вопроса о немедленном прекращении оккупации и выполнения всех соответствующих резолюций по палестинскому вопросу. Однако Израиль неоднократно нарушает принятые резолюции ООН и общепризнанные принципы международного права, что создает необходимость введения механизма для привлечения его к ответственности. Создание независимого, территориально непрерывного палестинского государства со столицей в Иерусалиме является одним из необходимых элементов для обеспечения мира на Ближнем Востоке.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Блищенко В. И., Солнцева М. М. Региональные конфликты и международное право (вторая половина XX — начало XXI века) : учеб. пособие. — М. : Городец, 2005. — 496 с.
2. Блищенко И. П., Кудрявцев В. Д. Агрессия Израиля и международное право. — М. : Международные отношения, 1970. — 80 с.
3. Вопрос о Палестине и Организация Объединенных Наций. — Нью-Йорк, 2008. — 130 с. — URL: https:// www.un.org/unispal/ru/2017/08/29/questionofpalestineandun/ (дата обращения: 15.07.2023).
25 A/ES-10/273. Консультативное заключение Международного Суда относительно правовых последствий строительства стены на оккупированной палестинской территории // URL: https://www.icj-cij.org/sites/ default/files/advisory-opinions/advisory-opinions-2004-ru.pdf (дата обращения: 15.03.2023).
4. Давыдков Р. М. Палестинская проблема : документы ООН, международных организаций и конференций. — М., 1984. — 240 с.
5. Истоки и история проблемы Палестины, 1917-1988 годы. Исследование ООН // URL: https://www. un.org/unispal/ru/origins-and-evolution-of-the-palestine-problem/ (дата обращения: 30.07.2023).
6. Мак-Магон А. Г. Переписка Мак-Магона — Хусейна 1915-1916 гг. и вопрос о Палестине : документы и материалы (Предисловие). — М. : Роспэн, 2008.
7. Статус Иерусалима. ООН. — Нью-Йорк, 1997. — 49 с. — URL: https://www.un.org/unispal/ru/2017/08/25/ the-status-of-jerusalem/ (дата обращения: 15.03.2023).
Материал поступил в редакцию 27 августа 2023 г.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1. Blishchenko V. I., Solntseva M. M. Regionalnye konflikty i mezhdunarodnoe pravo (vtoraya polovina XX — nachalo XXI veka): ucheb. posobie. — M.: Gorodets, 2005. — 496 s.
2. Blishchenko I. P., Kudryavtsev V. D. Agressiya Izrailya i mezhdunarodnoe pravo. — M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 1970. — 80 s.
3. Vopros o Palestine i Organizatsiya Obedinennykh Natsiy. — Nyu-York, 2008. — 130 s. — URL: https://www. un.org/unispal/ru/2017/08/29/questionofpalestineandun/ (data obrashcheniya: 15.07.2023).
4. Davydkov R. M. Palestinskaya problema: dokumenty OON, mezhdunarodnykh organizatsiy i konferentsiy. — M., 1984. — 240 s.
5. Istoki i istoriya problemy Palestiny, 1917-1988 gody. Issledovanie OON // URL: https://www.un.org/unispal/ ru/origins-and-evolution-of-the-palestine-problem/ (data obrashcheniya: 30.07.2023).
6. Mak-Magon A. G. Perepiska Mak-Magona — Khuseyna 1915-1916 gg. i vopros o Palestine: dokumenty i materialy (Predislovie). — M.: Rospen, 2008.
7. Status lerusalima. OON. — Nyu-York, 1997. — 49 s. — URL: https://www.un.org/unispal/ru/2017/08/25/ the-status-of-jerusalem/ (data obrashcheniya: 15.03.2023).