Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В СФЕРЕ ЛИКВИДАЦИИ РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ'

ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В СФЕРЕ ЛИКВИДАЦИИ РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Китай / КНР / расовая дискриминация / международное право / национальное законодательство / язык ненависти / China / People's Republic of China / racial discrimination / international law / national legislation / hate speech

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чернышева Я.И.

В статье рассматриваются аспекты национального законодательства и способы борьбы с расовой дискриминацией в Китае, а также его позиция по международно-правовым вопросам в сфере ликвидации расовой дискриминации. Анализируются в историческом фильтре законодательные положения борьбы с данной повесткой. Показано, что стратегия КНР предлагает систему по защите прав граждан и укреплению связи и совместной жизни коренного населения и этнических меньшинств. Освещаются основные нормативно-правовые акты Китая, регулирующие эту сферу деятельности. Поднимается вопрос международно-правового участия КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL POSITION OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA IN THE FIELD OF ELIMINATION OF RACIAL DISCRIMINATION

The article discusses aspects of national legislation and ways to combat racial discrimination in China and its position on international legal issues in the field of elimination of racial discrimination. The legislative provisions of the fight against this agenda are analyzed in the historical filter. It is shown that the strategy of the People's Republic of China offers a system to protect the rights of citizens and strengthen communication and joint life of the indigenous population and ethnic minorities. The main regulatory legal acts of China regulating this sphere of activity are highlighted. The issue of China's international legal participation is being raised.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В СФЕРЕ ЛИКВИДАЦИИ РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ»

12. Постановление Европейского суда по правам человека от 22.03.2012 «Дело "Константин Маркин (Konstantin Markin) против Российской Федерации» (жалоба № 30078/06) // Бюллетень Европейского суда по правам человека. - 2012. - № 6. - Р. 127- 143.

13. Дядюн К.В. Тендерный подход в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации: влияние на реализацию принципов равенства граждан перед законом, справедливости и гуманизма: дис. ... канд. юрид. наук. - Владивосток: ДВГУ, 2009. - 234 с.

14. Абашидзе А.Х Международная зашита прав человека: учебник. - Москва: РУДН, - 2017. - 466 с.

15. Резолюция (1993) Генеральной Ассамблеи ООН от 22 марта 1993 г. Doc. A/RES/47/146. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/rii/

16. Резолюция (2022) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 ноября 2022 г. Doc. A/HRC/RES/S-35/1 [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ni/

17. Иран отвергает, поддерживаемую Западом резолюцию о правах человека, как неоправданную. [Электронный ресурс] URL: https://www.iran.ru/news/politics/122647

18. Резолюция (2009) Генеральной Ассамблеи ООН от 7 декабря 2009 г. Doc. A/64/439/Add.2 (Part II). [Электронный ресурс] URL: : https://www.un.org/ru/

19. Чернядьева A.C. Роль Генеральной Ассамблеи ООН в охране нематериального культурного наследия // Океанский менеджмент. 2023. № 1 (19). С. 26-31.

20. Резолюция (2008) Генеральной Ассамблеи ООН от 7 марта 2008 г. Doc. A/RES/62/155. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/

21. Дурбанская Декларация. Doc. A/CONP. 189/12. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/

22. Доклад Конференции по обзору Дурбанского процесса Женева, 20-24 апреля 2009 года [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/conferences/racism/geneva2009

23. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Семьдесят седьмая сессия. Doc. CERD/C/SR.2016 Краткий отчет о 2016-м заседании от 4 августа 2010 года. [Электронный ресурс] URL: https: //www.un .org/га/

24. Ибятов Ф.М. Гражданское общество и Исламская революция в Иране [Электронный ресурс] URL: https://studylib.ru/doc/689125/grazhdanskoe-obsliliestvo-i-islamskaya-revolyuciya-v-irane

25. Усманов Н. Н. Система власти и исламское гражданское общество в современной теократии: На примере Исламской республики Иран дис. ... канд. полит, наук. - Казань, 2004. - 189 с.

Для цитирования: Чернышева Я.И. ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В СФЕРЕ ЛИКВИДАЦИИ РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ / Науч. рук. к.ю.н Р.В. Винникова, доцент кафедры прокурорского надзора и организации правоохранительной деятельности доцент кафедры прокурорского надзора и организации правоохранительной деятельности ФГБОУ ВО «ЧелГУ» // Океанский менеджмент. - 2024. - № 1С(23). - С.33-36.

Чернышева Я.И.,

студентка 4 курса бакалавриата ФГБОУ ВО «ЧелГУ»

Научный руководитель: Винникова Р.В., доцент кафедры прокурорского надзора и организации правоохранительной деятельности

ФГБОУ ВО «ЧелГУ'», к.ю.н.

ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В СФЕРЕ ЛИКВИДАЦИИ

РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ

Аннотация: В статье рассматриваются аспекты национального законодательства и способы борьбы с расовой дискриминацией в Китае, а также его позиция по международно-правовым вопросам в сфере ликвидации расовой дискриминации. Анализируются в историческом фильтре законодательные положения борьбы с данной повесткой. Показано, что стратегия КНР предлагает систему по защите прав граждан и укреплению связи и совместной жизни коренного населения и этнических меньшинств. Освещаются основные нормативно-правовые акты Китая, регулирующие эту сферу деятельности. Поднимается вопрос международно-правового участия КНР.

Ключевые слова: Китай, КНР, расовая дискриминация, международное право, национальное законодательство, язьж ненависти

LEGAL POSITION OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA IN THE FIELD OF ELIMINATION

OF RACIAL DISCRIMINATION

Abstract: The article discusses aspects of national legislation and ways to combat racial discrimination in China and its position on international legal issues in the field of elimination of racial discrimination. The legislative provisions of the fight against this agenda are analyzed in the historical filter. It is shown that the strategy of the People's Republic of China offers a system to protect the rights of citizens and strengthen communication and joint life of the indigenous population and ethnic minorities. The main regulatory legal acts of China regulating this sphere of activity are highlighted. The issue of China's international legal participation is being raised.

Keywords: China, People's Republic of China, racial discrimination, international law, national legislation, hate

speech

«Расовая дискриминация» означает любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение, или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни [1]. Данная проблема является общемировой, так как множественные войны, которые, как и во многих странах, породили в Китае расовую, религиозную и другие виды дискриминации. Дискриминацию невозможно объяснить предубеждениями отдельно взятых лиц, она носит институциональный характер, то есть является продуктом устойчивых общественных отношений [2].

Так, еще до вступления в ООН Китайская Народная Республика создала комиссию по делам

национальностей (ФФЛЕхй^ПИВШ Яетшп во^Ьё^о Оно]ш Мигал 8Ы\уй

\¥ё1уиап1пи) (1949 год), которая отвечает за отношения между китайским правительством и этническими меньшинствами в Китае. Она защищает законные права и интересы этнических меньшинств и поощряет развитие районов проживания данной категории граждан.

В 1945 году Китай как один из победителей во Второй мировой войне принял участие в учреждении ООН (Организации Объединённых Наций). Государство последовательно ратифицировав международные правовые акты. Приняв Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Китай обязался предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций для достижения скорейшей ликвидации расовой дискриминации во всем мире, во всех ее формах и проявлениях.

Принятая в 1982 году конституция Китайской Народной Республики вдохновлялась духом Всеобщей декларации прав человека, прямо устанавливая, что «государство уважает и гарантирует права человека». Хотя в законодательстве Китая в настоящее время еще не выработано единого определения понятия "дискриминации", в Конституции Китая, в Законе "О национальных автономных районах и в других законах прямо запрещается дискриминация по любому признаку, включая национальность, вероисповедание, пол, возраст и инвалидность.

С 1991 года КНР разрабатывает «Белые книги Китая по правам человека», объединяющие независимость китайской нации от колониального господства, права граждан и право на развитие с правом китайского народа на достаточное питание, одежду и жилье и запрет на дискриминацию по каким-либо основаниям, а также утверждается, что китайские власти, руководствуясь целями и принципами Устава ООН по защите прав человека, выступают против двойных стандартов некоторых стран в отношении прав человека в других странах, особенно в развивающихся, и сопротивляются навязыванию моделей одних стран другим.

С 2009 года Китай реализует план действий в области прав человека. В первом плане 2009-2010 годов было 3 направления:

1. эффективно защита гражданских и политических прав;

2. создание более прочной основы для демократии и верховенства закона;

3. широко проведение образования, исследования и распространение знаний в области прав человека.

Так как этот план был успешно реализован, данная программа осуществляется в настоящее время. Государственный план действий в области прав человека (2021-2025 гг.) включает в себя уже 8 направлений, которые более точечно разрабатываются в целях улучшения групп прав человека: такие как: «Введение», «Экономические, социальные и культурные права», «Гражданские и политические права», «Экологические права», «Защита прав и интересов специально выделенных групп», «Образование и исследования в области прав человека», «Участие в глобальном управлении правами человека», а также «Реализация, надзор и оценка».

На территории Китая проживают множество этнических меньшинств, которых государство обязано защищать и уравнивать в правах со всеми гражданами. Ежегодно Комиссия по гражданским делам, назначает на 5 лет более 200 городов и районов, и их подразделений и присваивая им статус «национальной демонстрационной зоны национального единства и прогресса». Данная политика проводится для того, чтобы выбранные города и районы прилагали настойчивые усилия и пристально следили за главной линией формирования сознания китайской национальной общины, направляли людей всех этнических групп к прочному установлению единства, чести, жизни и судьбы. Концепция единой общины вносит новый вклад в улучшение жизни граждан и помогает в ликвидации расовой дискриминации. Это подтверждается данными переписи населения, проведённая в 2020 годом, которая показывает, что по сравнению с 2010 годом коренное (ханьское) население увеличилось на 60 378 693 человека (4,93 процента), а этнические меньшинства - на 11 675 179 (10,26 процентов).

При всей этой успешной политике у многих стран появляются вопросы и обвинения Китая в дискриминации и ущемлении национальных меньшинств, проживающих на территории этой страны (ниже будут приведены некоторые популярные вопросы, а также ответы Китая).

Геноцид уйгуров. По данному обвинению Китай давно отвечает, что не существует на территории их страны трудовых лагерей для уйгуров, а «демографическая политика Китая уже давно

более благосклонно относится к этническим меньшинствам, включая уйгуров». При этом пресс-секретарь МИД КНР сказала, что «любой член международного сообщества, которому действительно небезразлична судьба Синьцзяна, может отправиться в Синьцзян и своими глазами увидеть, как там живут в гармонии этнические меньшинства, включая уйгуров, казахов. Все слухи обречены на провал» [3].

На этот счет также высказался профессор American Graduate School Антон Козлов. Профессор сказал, что США проводит антикитайскую компанию, обвиняя КНР в геноциде уйгуров, что с точки зрения международного права является очень серьезное и тяжелое обвинение. Его поддержал французский писатель и общественный обозреватель Максим Вивас, выступивший с докладом «Причины антикитайской кампании, связанной с положением уйгуров в Синьцзяне». Он работал в Синьцзян-Уйгурском Автономном округе Китая (СУАР) в 2001 и 2018 годах, написал книгу об этом регионе Китая. «Максим Вивас считает, что уйгуры в СУ АР не подвергаются репрессиям, если они не состоят в сепаратистских и радикальных исламистских организациях. Уйгурам не чинят препятствия в получении образования на родном языке, в ношении национальных костюмов и развитии национальной культуры. По мнению писателя, причиной антикитайской кампании являются не нарушения прав человека в СУ АР, а американо-китайское соперничество и стремление Вашингтона дестабилизировать КНР» [4, с. 101].

Культурный геноцид монголов. С 1 сентября 2023 года монгольский язык в школах Китая запрещен. После протестов и петиций 31 августа, на следующий день «региональное бюро образования Внутренней Монголии попыталось в понедельник утром успокоить родителей, опубликовав заявление, в котором пообещало ограничить изменения только тремя предметами: языком и литературой, политикой и историей. По всем остальным предметам, заявило бюро, учебники, средства обучения и часы, отведенные на преподавание монгольского и корейского языков, других языков меньшинств в регионе, останутся неизменными» [5].

Антитибетские настроения. Тибетско-мусулъманское насилие. «Тибетский вопрос — это вопрос контроля над территорией, вопрос о том, кто ею управляет, кто там живет и, кто решает, что должно там происходить» [6]. КНР проводит политику «этнического единства» и «социализма с китайскими особенностями». Центральное правительство КНР на Третьем форуме ЦК КПК в 1994 году определило в отношении Тибета двуединую задачу — развитие экономики и поддержание стабильности. Причем развитие определялось как ключ к достижению стабильности и единства нации. К началу проведения реформ Тибетский автономный район являлся самым отсталым в стране: «28 % населения жило в бедности и было лишено даже достаточного для поддержания существования количества пищи и одежды, 320 тысяч семей, для того чтобы выжить, были полностью зависимы от экстренной правительственной помощи» [7]. «Большое внимание государство уделяет созданию лояльных религиозных структур и привлечению в госорганы лояльных священнослужителей. Тибетский автономный район и каждый из семи его уездных городов имеют свою собственную буддийскую ассоциацию. Так, согласно китайским источникам, правительство приложило огромные усилия для восстановления буддизма в Тибете, религия в настоящее время процветает в Тибете, а тибетцы обладают полной религиозной свободой» [8]. Следует также отметить речь в Тибете Ван Яна 19 августа 2021 «Общая культурная идентичность лежит в основе этнического единства. Китайская культура всегда была связующим звеном, способствующим формированию чувства единства и принадлежности между представителями всех этнических групп в Тибете. Необходимо продолжать прилагать всесторонние усилия для обучения стандартному устному и письменному китайскому языку. Мы должны развивать и распространять китайские культурные символы и образы китайской нации среди всех этнических групп и таким образом создавать источник вдохновения для всей китайской нации» [9].

Официальная политика Китая в области прав человека подвергается критике со стороны западных стран. Запад продвигает свою универсальную систему прав человека, которая не во всех аспектах понятна Востоку. Китайские власти утверждают, что западная модель прав человека не может быть общепринятой, поскольку разные страны и регионы имеют различное культурное и цивилизационное развитие. Сегодняшняя концепция прав человека в Китае основана в первую очередь на традициях конфуцианства и марксизма. «Согласно Р. Уэтерли, интерпретация индивидуальных ролей и прав человека в китайском обществе уходит корнями в принципы Конфуция, которые все еще актуальны в современном Китае» [10,11]. Ключевая идея Конфуция состоит в том, что у каждого человека есть четко определенные обязанности. Прежде всего, это самосовершенствование и законопослушание, умение довольствоваться малым и приоритет общего блага. В конфуцианстве коллективные / групповые права преобладают над индивидуальными правами, то есть каждый человек имеет обязательства перед группой. Таким образом, в конфуцианстве нет индивидуальных прав [12].

Таким образом, основные черты китайской концепции прав человека можно резюмировать следующим образом:

— Приоритет коллективных прав над индивидуальными правами: с древности и до наших дней права человека в основном определяются как коллективные права, а не права человека. Термин «человек» относится не к отдельным людям, а к специфической «сущности» человеческих существ. Это

означает, что права человека не могут быть заявлены в знак протеста против существующего положения вещей.

— Приоритет гражданских прав над правами человека: гражданские права должны признаваться властями, а не заявляться сами по себе или от своего имени; более того, «права» существуют только как нечто данное государством.

— Приоритет социальных и экономических прав над другими видами прав, так как первые способствуют устойчивому развитию Китая и развивающихся стран.

— «Мир и развитие: права на мир и развитие рассматриваются не только как наиболее важные универсальные права, но и как свобода от структурных, институциональных и других форм давления и принуждения.

— Принципы невмешательства и суверенитета: права человека определяются как часть внутренней политики в рамках юрисдикции национальных правительств» [13].

Приспштейный библиографический список:

1. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Нью-Йорк, 7 марта 1966 г.). [Электронный ресурс] URL: https://www.un.0rg/m/d0cun1e11ts/decl conv/conventions/raceconv.shtml Дата обращения: 09.11.2023 г.

2. IS. Piiicus F. From individual to structural discrimination II Pincus F., Ehrlich, H. (Eds) Race and Ethnic Conflict. Contending Views on Prejudice, Discrimination anfEthnoviolence. - Westview Press, 1994. - P. S2-S7.

3. https://www.chinanews.com.cn/gn/2020/09-02/9280949.shtml

4. Рущин Д. А. Религиозный фактор в международной политике: возможности диалога, права человека и инструмент давления. Международная онлайн-конференция, Москва, 13 мая 2021 года // Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2021. №2'2021. С. 100-102.

5. https://www.nvtimes.conV2020/08/31/world/asia/chiiia-protest-mongolian-laiiguage-schools.htinl

6. Goldstein, M.G. (1997) The Snow Lion and the Dragon: China, Tibet, and the Dalai Lama. Berkeley: University of California Press.

7. Smith, W. (1996) Tibetan Nation. A History of Tibetan Nationalism and Sino-Tibetan Relations. HarperCollins Publishers India.568 p.

8. Гарри И. «Тибетский вопрос» и тибетский буддизм в Китае: реформы и конфликты // Журнал: Государство, религия, церковь в Россини за рубежом. 2016. №4(34). С. 148-173.

9. https://www.epochtimes.ni/nmenie/vzglad-na-chine/genotsid-tibettsev-v-kitae-predui^rezhdeme-dlya-vseh-nas-l 18631/

10. Weatherley R. Hie Discourse of Human Rights in China: Historical and Ideological Perspectives. New York: St. Martin's Press; 1999.

11. Старицына Е.И. К вопросу о европейской системе защиты прав человека: современное состояние и критика // Океанский менеджмент. 2023. № 3(21). С.7-11. - 1 раз

12. Peerenboom R. Confucian Harmony and Freedom of Thought in Confucianism and Human Rights. New York: Columbia University Press; 1998.

13. Федонова, А. С. Китайская концепция прав человека и её международное продвижение// Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 383-387. — URL: https://nioluch.ni/archive/414/91272/(дата обращения: 17.11.2023).

Для цитирования: Празднов В.В. ПРОБЛЕМА БОРЬБЫ С РАСИЗМОМ В США. НАЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ / Науч. рук. д.ю.н., доцент H.A. Чернядьева, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Крымского филиала ФГБОУВО «РГУП» // Океанский менеджмент. - 2024. - № 1С(23). - С.36-40.

Празднов В.В.,

магистрант второго года обучения Крымского филиала ФГБОУВО «РПП»

Научный руководитель: Чернядьева Н. А., профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Крымского филиала ФГБОУВО «РГЪП», д.ю.н., доцент

ПРОБЛЕМА БОРЬБЫ С РАСИЗМОМ В США. НАЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Аннотация: Статья посвящена причинам и проблемам проявления расизма и ксенофобии в современном обществе, а также способов их преодоления на примере ста. В статье рассматриваются национально-правовые и международно-правовые аспекты противоборства социального неравенства, связанного с расизмом и ксенофобии. Непосредственные методы и способы правового воздействия на предотвращение и пресечения преступлений по расовой признаку в сфере как внутригосударственных, так и международных отраслей права.

Ключевые слова: расизм, ненависть по расовому признаку, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, международное право, поправки к конституции США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.