Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА БОРЬБЫ С РАСИЗМОМ В США. НАЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

ПРОБЛЕМА БОРЬБЫ С РАСИЗМОМ В США. НАЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
79
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
расизм / ненависть по расовому признаку / Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации / Комитет по ликвидации расовой дискриминации / международное право / поправки к конституции США. / racism / racial hatred / International Convention on the Elimination of All Forms of Racial Discrimination / Committee on the Elimination of Racial Discrimination / international law / amendments to the US Constitution.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Празднов В.В.

Статья посвящена причинам и проблемам проявления расизма и ксенофобии в современном обществе, а также способов их преодоления на примере сша. В статье рассматриваются национально-правовые и международно-правовые аспекты противоборства социального неравенства, связанного с расизмом и ксенофобии. Непосредственные методы и способы правового воздействия на предотвращение и пресечения преступлений по расовой признаку в сфере как внутригосударственных, так и международных отраслей права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF COMBATING RACISM IN THE UNITED STATES. NATIONAL LEGAL AND INTERNATIONAL LEGAL ASPECT

The article is devoted to the causes and problems of the emergence of racism and xenophobia in modern society, as well as ways to overcome racism using the example of the United States. The article examines the national legal and international legal aspects of the fight against social inequality associated with racism and xenophobia. Direct methods and means of legal influence on the prevention and suppression of crimes based on race in the sphere of both domestic and international branches of law.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА БОРЬБЫ С РАСИЗМОМ В США. НАЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

означает, что права человека не могут быть заявлены в знак протеста против существующего положения вещей.

— Приоритет гражданских прав над правами человека: гражданские права должны признаваться властями, а не заявляться сами по себе или от своего имени; более того, «права» существуют только как нечто данное государством.

— Приоритет социальных и экономических прав над другими видами прав, так как первые способствуют устойчивому развитию Китая и развивающихся стран.

— «Мир и развитие: права на мир и развитие рассматриваются не только как наиболее важные универсальные права, но и как свобода от структурных, институциональных и других форм давления и принуждения.

— Принципы невмешательства и суверенитета: права человека определяются как часть внутренней политики в рамках юрисдикции национальных правительств» [13].

Приспштейный библиографический список:

1. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Нью-Йорк, 7 марта 1966 г.). [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/raceconv.shtml Дата обращения: 09.11.2023 г.

2. IS. Piiicus F. From individual to structural discrimination II Pincus F., Ehrlich, H. (Eds) Race and Ethnic Conflict. Contending Views on Prejudice, Discrimination anfEthnoviolence. - Westview Press, 1994. - P. S2-S7.

3. https://www.chinanews.com.cn/gn/2020/09-02/9280949.shtml

4. Рущин Д. А. Религиозный фактор в международной политике: возможности диалога, права человека и инструмент давления. Международная онлайн-конференция, Москва, 13 мая 2021 года // Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2021. №2'2021. С. 100-102.

5. https://www.nvtimes.conV2020/08/31/world/asia/chiiia-protest-mongolian-laiiguage-schools.htinl

6. Goldstein, M.G. (1997) The Snow Tion and the Dragon: China, Tibet, and the Dalai Lama. Berkeley: University of California Press.

7. Smith, W. (1996) Tibetan Nation. A History of Tibetan Nationalism and Sino-Tibetan Relations. HarperCollins Publishers India.568 p.

8. Гарри И. «Тибетский вопрос» и тибетский буддизм в Китае: реформы и конфликты // Журнал: Государство, религия, церковь в Россини за рубежом. 2016. №4(34). С. 148-173.

9. https://www.epochtimes.ni/nmenie/vzglad-na-chine/genotsid-tibettsev-v-kitae-predui^rezhdeme-dlya-vseh-nas-l 18631/

10. Weatherley R. The Discourse of Human Rights in China: Historical and Ideological Perspectives. New York: St. Martin's Press; 1999.

11. Старицына Е.И. К вопросу о европейской системе защиты прав человека: современное состояние и критика // Океанский менеджмент. 2023. № 3(21). С.7-11. - 1 раз

12. Peerenboom R. Confucian Harmony and Freedom of Thought in Confucianism and Human Rights. New York: Columbia University Press; 1998.

13. Федонова, А. С. Китайская концепция прав человека и её международное продвижение// Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 383-387. — URL: https://moluch.rn/archive/414/91272/ (дата обращения: 17.11.2023).

Для цитирования: Празднов В.В. ПРОБЛЕМА БОРЬБЫ С РАСИЗМОМ В США. НАЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ / Науч. рук. д.ю.н., доцент H.A. Чернядьева, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Крымского филиала ФГБОУВО «РГУП» // Океанский менеджмент. - 2024. - № 1С(23). - С.36-40.

Празднов В.В.,

магистрант второго года обучения Крымского филиала ФГБОУВО «РГУШ»

Научный руководитель: Чернядьева Н. А., профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Крымского филиала ФГБОУВО «РГЬП», д.ю.н., доцент

ПРОБЛЕМА БОРЬБЫ С РАСИЗМОМ В США. НАЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Аннотация: Статья посвящена причинам и проблемам проявления расизма и ксенофобии в современном обществе, а также способов их преодоления на примере сша. В статье рассматриваются национально-правовые и международно-правовые аспекты противоборства социального неравенства, связанного с расизмом и ксенофобии. Непосредственные методы и способы правового воздействия на предотвращение и пресечения преступлений по расовой признаку в сфере как внутригосударственных, так и международных отраслей права.

Ключевые слова: расизм, ненависть по расовому признаку, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, международное право, поправки к конституции США.

THE PROBLEM OF COMBATING RACISM IN THE UNITED STATES. NATIONAL LEGAL AND

INTERNATIONAL LEGAL ASPECT

Abstract: The article is devoted to the causes and problems of the emergence of racism and xenophobia in modern society, as well as ways to overcome racism using the example of the United States. The article examines the national legal and international legal aspects of the fight against social inequality associated with racism and xenophobia. Direct methods and means of legal influence on the prevention and suppression of crimes based on race in the sphere of both domestic and international branches of law.

Key words: racism, racial hatred, International Convention on the Elimination of All Forms of Racial Discrimination, Committee on the Elimination of Racial Discrimination, international law, amendments to the US Constitution.

На сегодняшний день, проблемы преступных деяний, связанные с расизмом и ксенофобией в США, является безусловно одной из самой яркой темой как в рамках внутренних национальных проблем Америки, так и на международно-политической платформе.

Между народное право запрещает все преступления, совершаемые на почве расовой дискриминации, а также разжигание ненависти по расовому признаку.

Мировым сообществом определено: «что всем государствам следует запретить и заклеймить любую пропаганду и любые организации, вдохновляемые идеями или теориями, основанными на превосходстве одной расы или группы лиц определенного цвета кожи или этнического происхояедения, или ставящие перед собой цель оправдания или поощрения расовой ненависти и расовой дискриминации в любой форме, поскольку они противоречат идеалам всего человеческого общества, включая мирное сосуществование» [1, с. 1].

Исторически причина преступлений в США на основе расизма и ксенофобии имеет глубокие исторические корни в современном американском обществе и напрямую связанна с событиями американской истории.

Причины можно найти еще в шестнадцатом - девятнадцатом веках. До XVI в. Рабство еще не имело четко выраженной дискриминации по цвету кожи, рабство в колониальной Америке представляло собой эксплуатацию как чернокожих африканских, так и белокожих рабов, среди которых были и индейцы.

В семнадцатом веке случалось, что некоторым рабам вскоре после отработки срока стали позволялось обретать свободу и земельный надел. Некоторые бывшие рабы, будучи совсем недавно жертвами эксплуатации, стали соседями бывших эксплуататоров [2, с. 125-130]. В 1676 году случилось восстание против губернатора Вирджинии. Целью восстания было требование - отменить эксплуатацию рабов. Восстание возглавлялось н. Бэконом, вскоре ставшим символом восстания против эксплуатации. [3, с. 144]. После восстания н. Бэкона, только чернокожие африканские рабы стали использоваться в качестве рабов. Белокожие рабы получали право на частную собственность и гарантии, позволявшие селиться на специально отведенные земельные наделы и проживать отдельными общинами и районами вдали от граждан США.

Указанные события стали началом длительного периода «чёрного рабства». На юге Америки чернокожие рабы стали использоваться для тяжелого труда, а также сельскохозяйственных работ, в том числе в производстве тростникового сахара, табака и хлопка. На севере рабство было менее распространенно, рабы использовалось в основном в виде домашних услуг. Условия содержания чернокожих рабов южной и северной части США значительно отличались друг от друга. Так, например, на севере физические наказания практически не применялись [2, с. 128].

В 1808 году конгресс США ввел мораторий на привоз новых рабов из Африки. Однако фактически данная практика применялась еще как минимум полвека.

В 1844 году госсекретарь США Кэлхун, публично высказывался о коренных отличиях чернокожих от европейцев. [1, с. 5] в то время переселенцы и завезенные рабы все также не являлись гражданами и обладали ограниченными правами. Только в 1865 году а. Линкольном, была внесена 13-я поправка к конституции США, которые отменяли рабовладения [3, с. 141]. Запрет рабовладения не решил проблемы неприязни к чернокожим. Долгое время в американском обществе существовало общественное разделение «чернокожие/белые». В 1870-х годах на юго-востоке США были приняты ряд законов Дж. Кроу, более известные как «законы сегрегации», которые запрещали чернокожим американцам посещать общественные места и транспорт вместе с белокожими американцами [1].

Нельзя не напомнить и о решении Фергюсона (1896), которое провозглашало, что все расы были равны, но они должны были иметь отдельные общественные объекты, как школы, общественный транспорт и рестораны. В этот период преступления над недавно эксплуатируемыми рабами наказывались несправедливо и несоразмерно, не так как преступления совершенные над белокожими гражданами США [4, с. 21-42]. Законодатель США, в свою очередь предпринимал меры по преодолению расизма. Он не ограничился только лишь 13-й поправкой. 14-ая поправка к конституции соединенных штатов предоставила гражданство всем лицам. Также стоит отметить и 15-ую поправку, которая защищала право голоса для всех граждан невзирая на цвет кожи. [5, с. 120]

Вторая половина девятнадцатого века, как в США, так и во всей Европе известна тенденциям и популярным идеям социал-дарвинизма и евгеники. [3, с. 142] в американском обществе начали набирать особую популярность идеи о неспособности одних рас и наций к культурному развитию, а также идеи национального превосходства. [3, с. 146] агрессивные позиции по отношению к чернокожим оформляются в виде псевдонаучных трудов и публикаций в газетах.

Особую популярность стала набирать дискриминационная литература. Ряд американских писателей и публицистов, таких как Дж. Прист, писали псевдоисторические работы, омрачавшие образ чернокожих и индейцев. Среди работ Дж. Приста приобрела популярность книга «американские древности и открытия запада», которая дискредитировала индейцев, а также книга «рабство: как это связано с неграми».

Как известно, идеи, витавшие в обществе двадцатого века, не ограничивались ущемлению лишь индейцев и чернокожих, «под удар» стали попадать и евреи, цыгане, поляки и некоторые другие [6, с. 6].

Только лишь в двадцатом веке появился существенный прогресс в вопросе преодоления расизма в США. В 1960-е годы, как результат движения борьбы за гражданские права были приняты политические и социально-экономические реформы по обеспечению стабилизации национальных внутригосударственных отношений [7, с. 68-72].

В двадцать первом веке проблема дискриминации национальных меньшинств хоть и существенно снизилась, но имела ряд значимых негативных событий. Так, например на 2005 год в США было выявлено более чем 500 ультраправых групп расистской и неофашистской направленности [8].

На сегодняшний день расизм признан главной внутренней американской проблемой. Как отмечал бывший президент США, «расизм проявляется всесторонне, систематически и постоянно». Сорок четвертый президент соединенных штатов Америки б. Обама заявлял: «для миллионов американцев трагическое, мучительное и раздражающее «нормально» — это то, что к ним относятся по-другому из-за их расы» [9, с. 213].

События 25 мая 2020 года, когда в ходе задержания афроамериканца Джорджа Флойда на улицах Миннеаполиса, полицейским Д. Шовином, когда тот прижал коленом шею Флойда, вскоре чего «задержанный» скончался, вызвало огромный резонанс как и в американском обществе, так и за его пределами. Указанные события повлекли акции недовольства, а также протесты против насилия над представителями национальных меньшинств. Известно, что протесты прошли более чем в четырехстах городах во всех пятидесяти штатов Америки.

Некоторые из протестов связанные со смертью Джорджа Флойда нашли свое отражение и вне территории США, привели к дискуссиям на международно-правовом уровне.

Весной 2020 года верховный комиссар ООН по правам человека М. Бачелет, сделала два значимых заявлений. Бачелет отметила, что протесты, связанные со смертью Джорджа Флойда, главным образом выявили не только масштабы преступлений на почве ненависти и расизма, но и продемонстрировали негативное отношению к чернокожим американцам в сфере здравоохранения, образования и трудоспособности в американском обществе. М. Бачелет отметила, что лица подвергающиеся дискриминации должны и далее публично заявлять о притеснениях, если правительство США намерено покончить с расизмом и дискриминацией своих граждан [10].

Можно предположить, что в американском обществе стала применяться политика «толерантности и допущения». Данная политика была задумана, в частности, в виде воспитания и предотвращения к формированию ошибочных суждений и предвзятых взглядов на человеческие отличия, путем предоставления достоверных исторических фактов [6, с. 6]. Но, увы, «наступая на те же грабли», данная политика может использоваться в том числе и в негативном ключе. Нередко политика, связанная с очернением представителей иных национальностей, «навешивается» в виде ответственности в периоды экономического кризиса, и крупных внутригосударственных событий.

Ежегодный отчет бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) о преступлениях на почве ненависти в ОБСЕ продемонстрировал, что расистские нападения могут принимать самые разные формы, будучи направленными против людей из различных групп по всему региону [11]. Эксперты выделяют общие черты для таких типов преступлений, к которым относят нападения правонарушителей на мигрантов и представителей этнических меньшинств, а также нанесение ущерба бизнесу и собственности, принадлежащим/связанным с устоявшимися этническими сообществами. В результате таких преступлений зачастую страдают не только представитель иных национальностей, но и иные граждане.

Стоит отметить, что расистские и ксенофобские преступления на почве ненависти являются одними из самых негативных явлений не только в США. Идеи о собственничестве и превосходстве представителей одной расы по отношению к другим, имеют общие тенденции.

На сегодняшний день, к сожалению, в международном сообществе по-прежнему прослеживается недопонимание в вопросе противоборства расизма и ксенофобии. Необходимо также отметить тот факт, что сама концепция и оформление понятие и научное определение расизма в научном обществе появилось только лишь в 1910 году в «оксфордском словаре английского языка» [12, с. 517].

Известно, что понятие расизма продолжительное время не имело терминологических и концептуальных границ, понятие определения часто было подвержено изменению трактовок и

смысловой нагрузке, смысл часто подменялся такими понятиями как шовинизм, дискриминация или ксенофобия. Понятие расизма до принятия специальных международных правовых актов нередко трактовалось в угоду политических и идеологических интересов определённых групп и сообществ, являющимся первопричинами популяризации идей превосходства одной расы над другой.

По толковому словарю Ожегова, расизм - является реакционной теорией и политикой, утверждающая превосходство одной расы над другой [13, с. 464]. В более узком понятии расизм обычно воспринимается как, предубеждение либо же враждебность по отношению к расе, цвету кожи, языку, национальности, национальному или этническому происхождению человека. При этом объектом расизма может стать любая этническая группа, наиболее уязвимыми группами дискриминации зачастую являются этнические группы представителей малочисленных национальностей.

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации была принята генеральной ассамблеей ООН 21 декабря 1965 г. И была подписана от имени США еще 28 сентября 1966 г. Однако ратификация конвенции в США произошла только лишь 24 сентября 1994 года. В современном международном сообществе именно эта дата считается датой начала сотрудничества США в мировом сообществе по вопросу ликвидации всех форм расовой дискриминации. После ратификации США стали тесно сотрудничать с международными организациями по вопросам противоборства расизму и ксенофобии.

Семнадцатого июня 2020 года на сорок третьей сессии совета по правам человека ООН были проведены экстренные дебаты по расизму. [14] совет ООН по правам человека, ранее никогда не проводил экстренных дебатов по указанной повестке. Данное заседание было посвящено проблемам прав человека в соединенных штатах Америки. Девятого ноября по результату третьего цикла универсального периодического обзора в совете по правам человека ООН США подверглись критике со стороны делегатов международного сообщества за расовую дискриминацию.

Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации указал, что расизм в США вызывает серьезную тревогу [14]. Комитет отметил, что «белые националисты», неонацисты, а также подобные объединения открыто используют расистские лозунги и призывы с целью разжигания общественных конфликтов и проведения политики превосходства белой расы, для провокации разжигания расовой дискриминации и ненависти. [14]

Таким образом, соединенные штаты Америки, имеют большие проблемы по борьбе с расизмом, пути и преодоления которых остаются до конца нерешенными. Преступления на почве расизма и ксенофобии в американском обществе существовали и существуют. Проблема негативных отношений в обществе, властью Америки не игнорируется. Известно, что уже предприняты некие меры по предотвращению расизма и ксенофобии среди подрастающего поколения, об успешности таких мер, возможно узнать только наблюдая за дальнейшими событиями США.

Прнспштейный библиографический список:

1. U.S. Census Bureau. Income and Poverty in the United States: 2018. September 2019. Washington, 2019, стр. 5.

2. Поподько В. А. Расовые представления и насилие на американском Юге в первой половине XX в. // Вестник Брянского государственного университета. - 2018. - № 4. - 210 с.

3. Прокопенков Г. Ю. «Старый Юг» в исторической памяти американцев ( 1870-е 1910-е гг.): дис. ... канд. ист. наук. -М.,2017. -255 с. (2

4. Согрин В. В. Гражданская война и Реконструкция в США. Современное прочтение // Новая и новейшая история. - 2010.-№ 1. - 581 с.

5. Н. Lee, Jr. Calhoun and Popular Rule: The Political Theory of the Disquisition and Discourse. Columbia: University of Missouri Press, 2001 171 p.

6. SmelserN., Wilson W., and Mitchell F. (editors). America Becoming. Racial Trends and Their Consequences: Volume I. Washington, 2001, стр. 9.

7. Hie works of Henry Clay, comprising Iiis life, correspondence and speeches / edited by C. Colton. - New York: Henry Clay Publishing Company, 1904. - 687 p.

8. McWliorter J. Racist Is a Tough Little Word. The definition has grown and shifted over time. "The: Atlantic", July 24, 2019. URL: http://www.theatlantic.coni >.racisni-concept-change.

9. Klotter J. C. Henry Clay: The Man Who Would Be President. '"-N.Y.: Oxford University Press, 2018. - 536 p.

10. UN News /Bachelet: Any other verdict in the Floyd case would be a 'mockery of justice. URL: https://news.un. org/ru/story/2021 /04/1401312

11. OSCE. ODIHR. Hate Crime Reporting. URL: https://liatecrime.osce.org/ru/rasistskie-i-ksenofobskie-prest

12. Словарь оксфордского английского языка. Oxford Primary Dictionary : более 30 000 слов / P. Аллен. — M.: Астрель: ACT, 2008. - Ш 568 с.

13. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - Москва : Азбуковник, 2000. - 940 с.

14. UN News. On June 17, the UN Human Rights Council will discuss the problem of racism. URL: https://news.un.Org/ru/story/2020/06/l 380132

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.