Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ АФРОАМЕРИКАНЦЕВ В США (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX В.)'

ПРОБЛЕМА РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ АФРОАМЕРИКАНЦЕВ В США (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX В.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4926
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
РАСИЗМ / США / АФРОАМЕРИКАНЦЫ / КУ-КЛУКС-КЛАН / СЕГРЕГАЦИЯ / РАСОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ / ЛИНЧЕВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лашманова И. Е., Малоземов С. И.

В статье представлен анализ одной из самых сложных проблем в истории США, которые лишь на первый взгляд представляют собой относительно монолитную страну. Однако в ней скрыты конфессиональные, этнические и расовые противоречия. Для жизни американского социума исследуемого периода была характерна расовая сегрегация, разделившая общество по цвету кожи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF RACIAL DISCRIMINATION OF AFRICAN AMERICANS IN THE UNITED STATES (SECOND HALF OF THE XIX - FIRST HALF OF THE XX CENTURIES)

The article presents an analysis of one of the most complex problems in the history of the United States, which only at first glance is a relatively monolithic country. However, it hides confessional, ethnic and racial contradictions. The life of the American society of the studied period was characterized by racial segregation, which divided society by skin color.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ АФРОАМЕРИКАНЦЕВ В США (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX В.)»

ПРОБЛЕМА РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ АФРОАМЕРИКАНЦЕВ В США (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX -ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX В.)

Лашманова И. Е.*

студент

[email protected]

Малоземов С. И.

к.и.н., доцент [email protected]

*ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Саранск, Россия

Аннотация:

В статье представлен анализ одной из самых сложных проблем в истории США, которые лишь на первый взгляд представляют собой относительно монолитную страну. Однако в ней скрыты конфессиональные, этнические и расовые противоречия. Для жизни американского социума исследуемого периода была характерна расовая сегрегация, разделившая общество по цвету кожи.

Ключевые слова:

расизм, США, афроамериканцы, Ку-Клукс-Клан, сегрегация, расовая дискриминация, линчевание

УДК 323.11

ГО1: 10.24411/2658-6932-2020-10000

Для цитирования: Лашманова И. Е., Малоземов С. И. Проблема расовой дискриминации афроаме-риканцев в США (вторая половина XIX - первая половина XX в.) / И. Е. Лашманова, С. И. Малоземов // Контентус. - 2020. - № 9. - С. 34 - 42.

Считается, что Соединённые Штаты Америки - это государство иммигрантов; страна, богатая многообразием культур и различием этнических общностей, которые в совокупности и представляют собой всеми известную американскую самобытность. Однако США не раз сталкивались со многими расовыми, этническими, конфессиональными и социальными

проблемами, начиная с Гражданской войны 1861 - 1865 годов, которые не разрешены вплоть до сегодняшнего дня. Расизм традиционно является одной из наиболее обсуждаемых тем, когда речь идёт о каких-либо проблемах американского социума. При этом и в современном американском «плавильном котле» продолжают бурлить различные конфликты. В то же время степень конфликтности между различными социальными группами напрямую зависит от интенсивности этих контактов, сложившихся стереотипов поведения.

Институт рабства положил начало истории американского расизма. Это касается и проблемы эксплуатации коренных американцев. Однако отношение к порабощенным африканцам было более жестоким, к ним так называемые «белые господа» относились как к собственности. Отметим, что с введением института рабства первоначально предполагалось не только наличие равного статуса между африканскими и «небелыми» иммигрантами. Более того, обе категории иммигрантов выступали в качестве издольщиков наряду с белыми. Однако в дальнейшей эволюции рабства стала наблюдаться стигматизация статуса африканцев, что представляло собой фундамент для чёрного расизма, сохраняющегося до сих пор.

Итак, становление рабства в колониальной Америке не было связано исключительно с расовой принадлежностью. Европейские поселенцы использовали труд не только африканских рабов. Принудительный труд других европейцев также активно использовался, для чего заключался соответствующий договор. Согласно его условиям, такой европеец становился временной собственностью поселенца.

Наивно было африканским рабам в перспективе рассчитывать на приобретение не только свободы, но и участка земли. Если получение свободы бывшим рабам иногда встречалось, то появление землевладельцев из бывших рабов почти не фиксировалось.

Рабский труд афроамериканцев активно использовался в сельском хозяйстве. «Чёрное» рабство процветало в северо-восточных американских штатах. Даже его отмена цветному населению этих территорий кардинально не отразилась на социальном положении афроамериканцев. По-прежнему сохранилась практика использования их в качестве рабочей силы не только в сельском хозяйстве. Их обесцененный труд активно применялся на верфях, в доках. Они становились домашней прислугой. Лишь богатые американцы имели статус рабовладельцев. Белые бедняки, в свою очередь, негативно относились к рабству, ибо оно девальвировало их собственный труд.

Социальный раскол по цвету кожи стал нормой колониальной американской культуры. Около четверти семей южных штатов вплоть до начала

Гражданской войны 1861-1865 годов имело в своем доме рабов. По данным переписи 1790 года в США рабов насчитывалось около 700 тыс. человек [1, с. 66].

С начала XIX столетия в США появляются разнородные организации, которые актуализировали вопрос перемещения чернокожего населения за пределы страны, что могло его заинтересовать возможностью получения определенной степени свободы. При этом одни из них с одобрением относились к частичной колонизации, тогда как другие и вовсе ратовали за полное выселение чернокожего населения из страны. Так, Американское колонизационное общество (АКО) представляло собой организацию, которая в 20-е - 30-е годы декларировала, во-первых, идею бесконечного мирного проживания на территории США белой и черной рас, что изначально выглядело утопичным. Во-вторых, пропагандировалась идея необходимости возврата чернокожих американцев на Африканский континент, что предполагало достижение ими большей свободы и равенства. В частности, Генри Клей, будучи одним из основателей АКО, утверждал, что обретение свободными цветными истинной свободы и равноправия возможно посредством их переселения в Африку [10, р. 331; 6, р. 110-112]. В практической плоскости эта идея воплотилась в 1822 году, когда в Африке при непосредственном участии АКО была основана колония Либерия, которая в 1947 году уже стала государством репатриантов, вернувшихся на «историческую родину» потомков вывезенных в Северную Америку африканских рабов. Однако, по мнению историка Т. В. Алентьевой, эффективность такого разрешения проблемы рабства была крайне низкой [2, с. 89]. Это и не удивительно, ведь за период 1827-1830 годов в Либерию было отправлено не более 1,5 тыс. свободных чернокожих американцев. В дальнейшем, до Гражданской войны, страну покинуло порядка 15 тыс. негров [5, с.27].

Завершившаяся в 1865 году Гражданская война должна была знаменовать реализацию принципиально новых подходов к решению расового вопроса. Однако «президентская Реконструкция» 1865-1867 годов знаменовала отказ от политического курса, заявленного А. Линкольном. Новый президент Э. Джексон придерживался прорабовладельческой позиции, что отразилось в принятии «Прокламации об амнистии» конфедератов, наложении вето на «Закон о гражданских правах», реализации Югом «черных кодексов».

В это же время берет свое начало расистская организация Ку-Клукс-Клан, поддерживавшая идею сегрегации по отношению к неграм. Отстаивание принципа превосходства белой расы осуществлялось, главным образом, насильственными методами [11, р. 119 -122]. При этом объектами

террора являлись не только цветное население, но и члены юнионистских лиг, радикальные республиканцы, стоявшие на защите гражданских прав освобожденных рабов. Поэтому казням подвергалось не только чернокожие, но и белые.

В целом, 1865 год знаменовал переход американского социума в новое состояние разобщенности. Вслед за отменой рабства в 1865 году в американскую конституцию была принята 13-я поправка. Ее принятие означало официальное закрепление расовой сегрегации. Произошел раскол на «белых» и «цветных». Строгую сегрегацию можно было наблюдать в автобусах. Негритянское население было обязано в кинотеатрах находиться в отдельных, притом, неудобных помещениях. Кроме того, чернокожим запрещалось находиться в одном ресторане с белыми. Подобный запрет распространялся и на школы.

Пренебрежительное отношение к афроамериканскому населению прослеживалось и в других сферах жизни: чернокожие выполняли работу за более низкую заработную плату по сравнению с белыми, им приходилось жить в бедности, в изолированности. По этой причине в США стали возникать отдельные жилые районы с «обделёнными» бывшими рабами, которые впоследствии приобрели криминальный характер. В свою очередь белое население испытывало страх и отвращение к подобным местам и старалось держаться на расстоянии. На долю афроамериканцев приходились большие налоги на жильё и арендную плату. Предвзятое отношение прослеживалось и в приёме на работу: белые занимали высокооплачиваемые должности, а чернокожие, в свою очередь, принимались лишь на неквалифицированную работу [4, с. 174-175].

Подобные случаи провоцировали обострение социальной напряженности в американском обществе. Так, в 1887 году на юго-востоке США в штате Луизиана 10 тыс. рабочих сахарных плантаций организовали митинг, на котором они стали протестовать против существующих условий труда, вследствие чего было убито приблизительно 300 участников [3, с. 127].

В 1896 году согласно решению Верховного суда на территории всех Соединённых штатов Америки было узаконено право государственных субъектов на сегрегацию. Этому предшествовал наиболее массовый процесс линчевания, совершенный членами Ку-Клукс-Клана в 1892 году. Кроме того, на самом Юге страны существовали «Законы Джима Кроу», в соответствии с которыми цветное население ещё больше ограничивалось в правах. В штатах бытовало глубоко ошибочное мнение, что афроамери-канцы не могут жить наравне с белыми, поэтому национальные меньшинства должны были быть ущемлены в правах. Бывшие рабы в ответ на

агрессию стали отвечать агрессией, что способствовало возникновению обстановки напряжения и конфликтов в обществе. Все афроамериканцы столкнулись с широко распространенной дискриминацией; правда, на западе ситуация была менее критичной, чем на юге [8]. Тем не менее, расовые разногласия в обществе лишь обострились, что привело к постоянным протестам чернокожих на протяжении всего XIX века.

Белые повсеместно осуществляли правосудие над «цветными» без каких-либо прав на это. Например, в 1906 году в штате Теннеси группа белых ворвалась в камеру к задержанному негру и повесила его. Подобные самовольные приговоры не имели должных оправданий и зачастую под руку попадались негры, поступки и преступления которых не носили тяжкого характера(согласно статистике журналистки Иды Уэллс их доля составила 70 %) [9].

В 1909 году группой белых и чёрных американцев была образована организация «Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения», основанная для защиты прав афроамериканцев и ликвидации линчевания. В 1916 году в южном штате Техас чернокожий американец убил белую женщину, за что был осуждён и приговорён к повешению, однако после судебного процесса группа присутствующих на заседании свидетелей решила совершить самосуд. Они сожгли его на костре, предварительно избив мужчину и отрезав себе в качестве трофея пальцы убитого. Подобный беспредел со стороны белых творился и в других штатах, например, в 1917 году в г. Ист-Сет-Луисе штата Иллинойс они стали разрушать целые жилые районы чернокожих. В ходе этих действий было убито примерно 210 афроамериканцев и 11 белых. Годом позже в Джорджии толпа белых совершила кровавое правосудие над 8 неграми [3, с. 128]. Таким образом, расовые гонения со стороны белых отличались излишней жестокостью, целью которых было нанесение наибольшего урона афро-американцам.

В 1918 году президент Америки Вудро Вильсон обратился к Сенату с просьбой остановить насилие над черными. Однако общественное мнение оказалось сильнее воли главы государства, и беспорядки продолжились с новой силой. Правительству пришлось прибегнуть к помощи Национальной гвардии. Поводом к принятию этого решения стали события, произошедшие в Чикаго в 1919 году, когда чернокожий американец, находясь на озере, случайно заплыл на территорию белых, после чего он умер от травм, полученных от удара камнями. Полиция не защищала права афроамериканцев и никак им не содействовала, что вызывало справедливое возмущение у чёрных.

В южных штатах происходило ещё большее закрепощение чернокожих. Так, в 1924 году в штате Вирджиния был издан «Закон о расовой целостности», согласно которому «цветным» считался человек, который в своей крови имел 1/16 и более африканской или индейской примеси, а «белым» был человек, не имеющий в себе никакой другой крови. Теперь вирджинцы были обязаны документально указывать расовую принадлежность, а также им запрещалось вступать в брак с лицами иной расы [7].

Ксенофобия в американском обществе усиливалась. Увеличивался рост желающих вступить в Ку-Клукс-Клан. К 1925 году эта расистская организация достигла своего расцвета [3, с. 129]. Постепенно ее влияние распространилось на северо-восточные города, среди которых были Кливленд, Нью-Йорк и Чикаго. Стоит отметить, что количество клансменов варьировалось по географическому признаку, и преимущественно на Севере страны их число было больше чем на Юге. Причиной этому стала внутренняя миграция туда афроамериканцев с целью поиска лучшего уровня жизни и достойных рабочих мест.

Примечательно, что желание линчевать исходило не только от населения, но и от государственных должностных лиц: мэров, шерифов и судей. Для белых людей процесс линчевания носил развлекательный характер, многие на месте казни стояли с улыбками на лицах, взрослые приводили детей, которым заметно нравились проходящие мероприятия. Существуют также множество фотодокументов, подтверждающих этот факт [3, с. 129]. В начале XX века было модным и очень популярным делом отправлять друг другу открытки с фотографиями убитых чернокожих американцев на фоне ликующих белых. Правительство США стало запрещать выпуск подобной продукции, поэтому сувенирные предметы перешли в подпольное производство, просуществовав вплоть до 1930-х годов.

Таким образом, расовая нетерпимость в Соединенных штатах в период XIX - начала XX века достигла своего апогея. В это время усугубилась расовая дискриминация и сегрегация, белые открыто выражали своё превосходство над чёрными. Вместе с тем, расизм, изначально базирующийся на Юге, после миграции миллионов чернокожих американцев в богатые промышленные районы Севера после Первой мировой войны приобрёл общенациональный характер. Переселение афроамериканцев из южных штатов преимущественно в такие города, как Чикаго, Бостон и Нью-Йорк (Гарлем) ещё больше усугубило и без того напряженные социальные отношения. Процесс линчевания стал обычным ежедневным делом белых, темпы которого резко возросли в 1920-х годах. Неудивительно, что Альберт Эйнштейн в 1946 году назвал расизм «худшей болезнью Америки», от которой, к сожалению, она не вылечилась до сих пор.

Список использованных источников

1. Алексеев А. Экономика рабовладения. Прежде чем спорить, давайте считать / А. Алексеев // Коммерсант-Деньги. - 27. 08. 2020. - № 19. - С. 66-70.

2. Алентьева Т. В. Генри Клей - «великий умиротворитель» / Т. В. Алентьева // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2019. -№ 3(51). - С. 88-97.

3. Поподько В. А. Расовые представления и насилие на американском Юге в первой половине XX в. / В. А. Поподько // Вестник Брянского государственного университета. - 2018. - № 4. - С. 127-132.

4. Прокопенков Г. Ю. «Старый Юг» в исторической памяти американцев (1870-е -1910-е гг.): дис. ... канд. ист. наук. - М., 2017. - 255 с.

5. Согрин В. В. Гражданская война и Реконструкция в США. Современное прочтение / В. В. Согрин // Новая и новейшая история. - 2010. - № 1. - С. 21-42.

6. Klotter J. C. Henry Clay: The Man Who Would Be President / J. C. Klotter. - N.Y.: Oxford University Press, 2018. - 536 p.

7. Primary Resource Colored Persons and Indians Defined (1924) Encyclopedia Virginia // URL: https://www.encyclopediavirginia.org/Colored_Persons_and_Indians_Defined_1924 Дата обращения: 23.11.2020

8. Primary Resource Separation of Races (1926). Encyclopedia Virginia// URL: https://www.encyclopediavirginia.org/Separation_of_Races_1926 Дата обращения: 03.09.2020

9. The Red Record: Tabulated Statistics and Alleged Causes of Lynchingin the United States. By Ida B. Wells-Barnett, 1895 // URL: https://www.gutenberg.org/files/14977/14977-h/14977-h.htm Дата обращения: 23.11.2020

10. The works of Henry Clay, comprising his life, correspondence and speeches / edited by C. Colton. - New York: Henry Clay Publishing Company, 1904. - 687 р.

11. West J. L. The Reconstruction Ku Klux Klan in York County, South Carolina, 1865-1877 / J. L. West. - London: McFarland & Co., 2010. - 207 p.

THE PROBLEM OF RACIAL DISCRIMINATION OF AFRICAN AMERICANS IN THE UNITED STATES (SECOND HALF OF THE XIX -FIRST HALF OF THE XX CENTURIES)

Lashmanova I. E.**

student

[email protected]

Malozemov S. I.

Candidate of History, Associate Professor [email protected]

** National Research Mordovia State University, Saransk, Russia

Abstract:

The article presents an analysis of one of the most complex problems in the history of the United States, which only at first glance is a relatively monolithic country. However, it hides confessional, ethnic and racial contradictions. The life of the American society of the studied period was characterized by racial segregation, which divided society by skin color.

Keywords:

racism, the USA, African Americans, The Ku Klux Klan, segregation, racial discrimination, lynching.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.