Научная статья на тему 'Деятельность букера Вашингтона по защите гражданских прав афроамериканцев (конец XIX - начало XX века)'

Деятельность букера Вашингтона по защите гражданских прав афроамериканцев (конец XIX - начало XX века) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
237
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ США / АФРОАМЕРИКАНЦЫ / ИДЕОЛОГИЯ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ / МЕЖРАСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА / «ДЕДУШКИНЫ СТАТЬИ» / БУКЕР ВАШИНГТОН / ТЕОДОР РУЗВЕЛЬТ / THE US HISTORY / AFRICAN-AMERICANS / THE IDEOLOGY OF ACCOMMODATION / INTERRACIAL RELATIONS / CIVIL RIGHTS / GRANDFATHER CLAUSE / BOOKER T. WASHINGTON / THEODORE ROOSEVELT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Воробьев Дмитрий Николаевич

Статья посвящается анализу деятельности афроамериканского лидера рубежа XIX-XX вв. Букера Вашингтона (1856-1915 гг.), направленной на защиту гражданских и политических прав чернокожего населения США. Будучи широко известной публичной персоной, Б. Вашингтон продвигал разработанную им политику приспособления на основе межрасового компромисса. Его суть заключалась во временном отказе афроамериканцев от политического и социального равноправия на территории южных штатов, в угоду достижению материального прогресса. Публично заявляя о необходимости приспособления к сложившимся на Юге общественным порядкам, Б. Вашингтон тайно стремился ослабить политические позиции расистов при поддержке федеральных властей и тем самым защитить избирательные права негритянского населения. Однако власти Юга расценили политику приспособления Б. Вашингтона как фактическое признание поражения афроамериканцев в борьбе за равноправие, приступив к повсеместному лишению чернокожего населения избирательных прав при молчаливом согласии федеральных властей. Не сумев остановить дальнейшее распространение расистского законодательства на Юге, Б. Вашингтон продолжил официально придерживаться политики приспособления, что привело к росту недовольства его деятельностью в «цветном» сообществе и усилению позиций негритянского протестного движения, выступавшего за активное противодействие расизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AFRICAN-AMERICAN CIVIL RIGHTS PROTECTION ACTIVITY OF BOOKER T. WASHINGTON (THE LATE XIX - EARLY XX CENTURIES)

The article is devoted to the analysis of the activities of the AfricanAmerican leader of the XIX-XX centuries Booker T. Washington (1856-1915) aimed to protect the civil and political rights of the Black American population. A well-known public person, B. T. Washington promoted his accommodation policy based on the interracial compromise. Its goal was the temporary renunciation by the African-Americans of the political and social equality in the Southern states in order to achieve the material progress. Publicly declaring the need to adapt to the prevailing social order in the South, B. T. Washington secretly sought to weaken the racists’ political positions with the support of the federal government and thereby protect the suffrage of the Black population. However, the Southern authorities regarded B. T. Washington’s accommodation policy as a de facto recognition of the defeat of the African Americans in the struggle for equality proceeding to a widespread deprivation of Black people’s voting rights with a tacit consent of the federal government. Unable to stop the further spread of racist legislation in the South, B. T. Washington continued to officially adhere to the accommodation policy that led towards growing discontent of his activity in the Black community and strengthening of the African-American Protest Movement positions.

Текст научной работы на тему «Деятельность букера Вашингтона по защите гражданских прав афроамериканцев (конец XIX - начало XX века)»

УДК (94+73)(08)

Деятельность Букера Вашингтона по защите гражданских прав афроамериканцев (конец XIX - начало XX века)

Д. Н. Воробьев

Воробьев Дмитрий Николаевич, кандидат исторических наук, научный сотрудник центра социально-политических исследований Институт США и Канады РАН, Москва, worobjowdmitrij@gmail.com

Статья посвящается анализу деятельности афроамериканского лидера рубежа XIX-XX вв. Букера Вашингтона (1856-1915 гг.), направленной на защиту гражданских и политических прав чернокожего населения США. Будучи широко известной публичной персоной, Б. Вашингтон продвигал разработанную им политику приспособления на основе межрасового компромисса. Его суть заключалась во временном отказе афроамериканцев от политического и социального равноправия на территории южных штатов, в угоду достижению материального прогресса. Публично заявляя о необходимости приспособления к сложившимся на Юге общественным порядкам, Б. Вашингтон тайно стремился ослабить политические позиции расистов при поддержке федеральных властей и тем самым защитить избирательные права негритянского населения. Однако власти Юга расценили политику приспособления Б. Вашингтона как фактическое признание поражения афроамериканцев в борьбе за равноправие, приступив к повсеместному лишению чернокожего населения избирательных прав при молчаливом согласии федеральных властей. Не сумев остановить дальнейшее распространение расистского законодательства на Юге, Б. Вашингтон продолжил официально придерживаться политики приспособления, что привело к росту недовольства его деятельностью в «цветном» сообществе и усилению позиций негритянского протестного движения, выступавшего за активное противодействие расизму.

Ключевые слова: история США, афроамериканцы, идеология приспособления, межрасовые отношения, гражданские права, «дедушкины статьи», Букер Вашингтон, Теодор Рузвельт.

Поступила в редакцию: 14.12.2019 / Принята: 20.02.2020 / Опубликована: 30.06.2020

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

African-American Civil Rights Protection Activity of Booker T. Washington (The Late XIX - Early XX Centuries)

D. N. Vorobyev

Dmitry N. Vorobyev, https://orcid.org/0000-0002-3585-620X, Institute for the U. S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences, 9 Masterovaya St., Moscow 111524, Russia, worobjowdmitrij@ gmail.com

The article is devoted to the analysis of the activities of the African-American leader of the XIX-XX centuries - Booker T. Washington (1856-1915) aimed to protect the civil and political rights of the Black

American population. A well-known public person, B. T. Washington promoted his accommodation policy based on the interracial compromise. Its goal was the temporary renunciation by the African-Americans of the political and social equality in the Southern states in order to achieve the material progress. Publicly declaring the need to adapt to the prevailing social order in the South, B. T. Washington secretly sought to weaken the racists' political positions with the support of the federal government and thereby protect the suffrage of the Black population. However, the Southern authorities regarded B. T. Washington's accommodation policy as a de facto recognition of the defeat of the African Americans in the struggle for equality proceeding to a widespread deprivation of Black people's voting rights with a tacit consent of the federal government. Unable to stop the further spread of racist legislation in the South, B. T. Washington continued to officially adhere to the accommodation policy that led towards growing discontent of his activity in the Black community and strengthening of the African-American Protest Movement positions. Keywords: the US history, African-Americans, the ideology of accommodation, interracial relations, civil rights, Grandfather clause, Booker T. Washington, Theodore Roosevelt.

Received: 14.12.2019 / Accepted: 20.02.2020 / Published: 30.06.2020

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

DOI: https://doi.org/10.18500/1819-4907-2020-20-2-215-220

Фигура БукераТалиафера Вашингтона, являвшегося общепризнанным лидером негритянского населения США на рубеже XIX-XX вв., остается одной из самых противоречивых в американской истории. Рожденный рабом в 1856 г., Б. Вашингтон сумел построить блестящую карьеру не только благодаря невероятному трудолюбию, но и редкому умению находить общий язык с представителями обеих рас. Являясь одним из лучших выпускников популярного на Юге Хэмптонского технического училища для «цветных», покровителем которого был известный генерал северянин С. Ч. Армстронг, будущий негритянский лидер в 1881 г. был назначен директором педагогического училища для чернокожих студентов в небольшом городке Таскиги (штат Алабама). В образовательной программе учебного заведения особый упор делался на преподавании ремесел и агрономии, что должно было повысить востребованность квалифицированных «цветных» работников на рынке труда. Отлично владея ораторскими способностями, Б. Вашингтон, заявляя о чрезвычайной важности всестороннего развития чернокожего населения, сумел заручиться финансовой поддержкой наиболее влиятельных меценатов

страны, среди которых были Дж. Рокфеллер и Э. Карнеги, обратившие свое внимание на проблему негритянского образования. Уже к 1890 г. педагогическое училище Б. Вашингтона, прозванное институтом «Таскиги», превратилось в одно из самых престижных учебных заведений для афроамериканцев, успех которого способствовал значительной популяризации технического образования среди «цветного» населения1.

Став одним из самых видных представителей афроамериканского сообщества, Б. Вашингтон уделял особое внимание взаимоотношению с политическими элитами южных штатов. С окончанием периода Реконструкции Юга в 1877 г. демократы, вернувшие себе контроль над регионом, приступили к планомерному ограничению гражданских и политических прав чернокожего населения в регионе. Осознавая, что афроамериканцы, лишенные весомой поддержки федерального правительства, были не в состоянии отстоять свои права, гарантированные XIV и XV поправками к Конституции США, Б. Вашингтон разработал собственное видение решения негритянского вопроса на Юге. В своем знаменитом выступлении на международной выставке в Атланте в 1895 г., на которой присутствовали известные бизнесмены и политики, Б. Вашингтон предложил межрасовый компромисс: взамен на временное признание социального и политического неравноправия неграм предоставлялись возможности для трудоустройства и получения образования2. Таким образом, главным посылом идеологии приспособления Б. Вашингтона являлась задача улучшения материального положения чернокожего населения, что должно было в дальнейшем гарантировать афро-американцам гражданское и политическое равноправие. Поддержка идеологии приспособления со стороны федеральных властей и региональных элит Юга превратила Б. Вашингтона в общепризнанного лидера афроамериканского сообщества.

Степень реальной приверженности Б. Вашингтона разработанной им политики приспособления является одним из самых дискуссионных вопросов в историографии. В советской исторической науке закрепился сугубо отрицательный образ негритянского деятеля. Причиной тому стал акцент отечественных исследователей на официальном отказе Б. Вашингтона от активной борьбы за гражданские права афроамериканцев в пользу поиска экономической выгоды, то есть приспособления к существовавшей политической и социальной обстановке (работы А. П. Королевой3 и Э. Л. Нитобурга4). В американской историографии политика Б. Вашингтона долгое время также воспринималась в большей степени как пораженческая для негритянской общественности, так как основными источниками, связанными с деятельностью афроамериканского лидера, являлись его официальные речи и выступления, в которых он всегда придерживался заявленного межрасового компромисса5.

«Тайная жизнь» Б. Вашингтона, направленная на защиту гражданских и политических прав афроамериканцев, была впервые освещена исследователями О. Майером и Э. Радвиком, проделавшими колоссальную работу по изучению личной переписки негритянского деятеля6. В настоящее время ученые ведут споры относительно того, насколько секретная деятельность Б. Вашингтона, выходившая за рамки его общепринятого имиджа «приспособленца», имела положительное воздействие на афроамериканскую общественность, и в какой мере Вашингтон имел реальную возможность защитить гражданские и политические права чернокожего населения Юга (исследования Д. Джексона7 и Р. Норелла8).

В этой связи стоит задача расширить представления о практической деятельности Б. Вашингтона и уделить особое внимание его борьбе за гражданские права афроамериканцев, остающейся за рамками внимания отечественной науки. Изучение так называемой «тайной жизни» Б. Вашингтона, не предаваемой широкой огласке, позволяет существенно изменить представления о личности афроамериканского деятеля. Важно рассмотреть причины неудачи тактики Б. Вашингтона по защите гражданских и политических прав чернокожего населения.

Исследование выполнено на основе применения методов инвент-анализа и контент-анализа. Сравнение официальных речей, интервью и памфлетов Вашингтона с его личной перепиской позволяет сделать выводы относительно того, что публичный образ «мастера компромиссов» расходился с реальным представлением негритянского лидера о состоянии межрасовых отношений в стране.

Несмотря на то, что вопросы экономического прогресса чернокожего населения (в первую очередь развитие бизнеса, увеличение количества земельных собственников и квалифицированных рабочих кадров) занимали центральное место в программе Б. Вашингтона, он, претендуя на роль общепризнанного афроамериканского лидера, не мог не реагировать на такие важные для «цветного» сообщества проблемы, как сегрегация, линчевания и лишение негров гражданских и политических прав. Опасаясь настроить против себя «белый» Юг, он осторожно касался подобного рода вопросов, делая упор на поиске компромисса в сложном этнокультурном социуме. Более того, Б. Вашингтон никогда не заявлял открыто о том, что его главной задачей являлась полная интеграция негров в американское сообщество. В его понимании обеспечение гражданского равноправия, подтягивание негров до морального и культурного уровня белого населения должны были привести к постепенной ассимиляции чернокожего населения. Б. Вашингтон видел в этом решении единственную возможность избавить афроаме-риканцев от рабского наследия9.

По личному распоряжению Б. Вашингтона в институте «Таскиги» велся постоянный сбор ин-

формации о происходивших в стране линчеваниях с указанием причин содеянного. Он считал, что негры не должны давать малейшего повода для конфликтов, требуя не допускать роста преступности внутри афроамериканской общины. Вместе с тем негритянский лидер, осуждая проявления самосуда белой толпы, отмечал, что подобные инциденты наносили урон не только межрасовым отношениям Юга, но и репутации региона в глазах международной общественности. Так, в одном из интервью 1904 г. по поводу очередного линчевания, в ходе которого было сожжено двое чернокожих мужчин и женщина, а убийцы не были осуждены, негритянский лидер заявил, что подобный беспредел, к сожалению, стал нормой и что следовало примерно наказать преступников10.

Не мог Б. Вашингтон обходить вниманием и такую важную для чернокожей общественности проблему, как сегрегация мест общественного пользования, повсеместно вводимую на Юге в конце XIX в. Раздельные трамваи для белых и «цветных» жителей появились в штате Джорджия в 1891 г., а уже к началу XX в. разделение транспорта по расовому признаку стало типичным явлением для всего Юга. В 1905 г. в Джорджии неграм было запрещено посещение центральных парков, а в столице штата Атланте в 1908 г. были узаконены сегрегированные лифты11. Сегрегация транспорта вызывала особое негодование негритянской общественности, так как афроамерикан-цам всегда предоставлялись худшие места и вовсе запрещалось ездить на поездах первого класса. Белые южане, со своей стороны, воспринимали критику сложившейся системы сегрегации как попытку оспорить социальное неравенство двух рас.

Любопытно, но Б. Вашингтон не считал сегрегацию общественного транспорта серьезной проблемой в случае четкого соблюдения официально заявленного властями Юга принципа «раздельных, но равных условий». В письмах в крупную южную газету «Montgomery Advertiser» он с сожалением отмечал, что негры лишены права ездить в железнодорожных вагонах первого класса, требуя обеспечить их всеми возможными удобствами, пусть и отдельно от белых пассажи-ров12. Однако предложения афроамериканского деятеля не были приняты во внимание железнодорожными компаниями.

Несмотря на сложившуюся на Юге систему неравенства, Б. Вашингтон верил, что политические и гражданские права афроамериканцев придут со временем: «Через жертвенность, образование и христианский характер негр получит конституционные права, когда будет соответствовать американским стандартам морали и материального благополучия»13. Через тяжелую работу и постепенное самосовершенствование афроамериканцы, по его мнению, должны были преодолеть предубеждения белых и убедить их относиться к себе как к равным. В то же время ввиду своей склонности к элитизму Б. Вашингтон

поддерживал вводимые на Юге образовательные и имущественные цензы при голосовании для всех групп граждан вне зависимости от цвета кожи, считая, что подобные условия лишь стимулировали афроамериканцев к скорейшему достижению прогресса.

Большие надежды Б. Вашингтон связывал с усилением федеральной поддержки негритянского населения. У него сложились дружеские отношения с президентом Т. Рузвельтом, сделавшим его своим помощникам по межрасовым отношениям в стране. Понимая невозможность выделения большого числа федеральных постов для афроамериканцев, игравших все менее заметную политическую роль в стране, Вашингтон старался не допустить назначений представителей так называемой «лилейно-белой» фракции республиканцев, поддерживавших расистские меры против негров на Юге. При личной встрече с президентом он рекомендовал назначать на федеральные должности чернокожих бизнесменов и выпускников негритянских колледжей, а также белых южан, являвшихся противниками линчеваний и лишения афроамериканцев избирательных прав14.

В личной переписке, остававшейся вне поля зрения общественности, Б. Вашингтон позволял себе давать более определенные советы президенту касательно федеральных назначений. В результате активного лоббирования афроамери-канского лидера его близкий соратник Р. Террелл был назначен первым чернокожим судьей в округе Колумбия15. В портовом городе Чарльстон (штат Южная Каролина), несмотря на активное сопротивление южных демократов, на вакантное место главы таможни был назначен У. Крам, ставший единственным афроамериканцем, назначенным Т. Рузвельтом на федеральный пост вместо белого. Следуя советам Б. Вашингтона, президент в 1901 г. заменил председателя республиканской партии в Алабаме У. Вогана, известного своими расистскими взглядами, на более умеренного Дж. Томпсона16, а в Миссисипи назначил на должность федерального маршала демократа Э. Уил -сона17. В благодарность тот не только не уволил ни одного из своих «цветных» подчиненных, но и добился для них новых назначений, самым значимым из которых был пост контролера порта Виксбург18. Однако неоднократные попытки Б. Вашингтона разбавить монополию «лилейно-белых» в Луизиане и Техасе встретили их серьезное сопротивление, ввиду чего Т. Рузвельт не решился идти против мнения белых южан19. Таким образом, тайная борьба Вашингтона с белыми расистами в рядах южного анклава республиканской партии не увенчалась успехом. Вопреки громогласным заявлениям президента о том, что он « не собирается закрывать дверь надежды перед любым человеком, вне зависимости от состояния и цвета кожи»20, результаты его патернализма по отношению к негритянскому сообществу оказались спорными. В общей сумме Рузвельт сделал

на два федеральных назначения афроамериканцев меньше, чем предыдущий президент У. Маккинли. Руководство «партии Линкольна» видело в приспособленческой философии Вашингтона лишь долгожданную возможность официально снять с себя ношу ответственности за судьбу чернокожего населения.

Несмотря на компромиссную позицию Б. Вашингтона в вопросе межрасовых отношениях, в подсознании белого населения Юга постоянно присутствовал страх возвращения Реконструкции как эпохи «власти черных», вследствие чего все большую популярность набирали апологеты расового экстремизма. В интерпретации белых радикалов негры, рожденные после отмены рабства, неизбежно скатывались к первоначальному состоянию варварства вследствие низких стандартов морали. Расисты умело использовали главные тезисы Вашингтона о важности саморазвития чернокожего населения как доказательство отсталости «черной» расы, а его политика приспособления объявлялась логичным следствием поражения афроамериканцев в борьбе за равные права. По их инициативе в прессе, школах и церковных проповедях постоянно распускалось огромное количество слухов и небылиц, целью которых было доказать не только непреодолимую отсталость негров, но и представить их в качестве первостепенной угрозы спокойствию жизни белого Юга. В результате не прекращавшейся расистской агитации к власти на Юге не раз приходили весьма одиозные личности, такие как губернатор Миссисипи Д. Вардаман, прозванный «великим белым вождем». В 1904 г. он громогласно заявил: «Если будет необходимость, то мы устроим линчевание для всех негров в штате, для того чтобы установить белое господство»21. Влияние расистов на политику было особенно заметным в штатах «глубокого Юга», где был высокий процент чернокожего населения.

В результате произошел всплеск бытового расизма, приведший к новой волне негритянских линчеваний и погромов. Более того, под напором расистов на Юге были приняты так называемые «дедушкины статьи», лишавшие избирательных прав тех лиц, чьи предки не имели права голоса до начала Гражданской войны в 1861 г. Закон не только оставлял практически всех афроамери-канцев Юга, являвшихся потомками рабов, без права голоса, но и наносил сильнейший удар по идеологии приспособления, обещавшей достижение гражданского равноправия посредством экономического прогресса.

В 1898 г. на принятие «дедушкиных статей» решилось руководство штата Луизиана. Попытки Б. Вашингтона в личной переписке убедить местные власти не расширять список избирательных цензов не увенчались успехом22, в результате чего действия Луизианы стали примером для остальных южных штатов. В 1899 г. в легислатуре Джорджии началось обсуждение законопроекта

Хардвика, предлагавшего принять «дедушкины статьи». Б. Вашингтон был решительно настроен задействовать все возможности, чтобы его блокировать: «Если мы не победим, мы покажем им, что являемся трусами, готовыми распрощаться со своими правами»23, - писал он своему близкому соратнику Т. Форчуну. Общественность Атланты и представители округов с большим процентом чернокожего населения активно выступили против законопроекта, вследствие чего легислатура штата не решилась узаконить билль Хардвика.

В 1900 г. Б. Вашингтон инициировал судебное разбирательство в Луизиане о законности принятия «дедушкиных статей», убедив ряд известных филантропов, таких как Ф. Гаррисон, выделить на этот процесс средства24. Официально иск против штата подала негритянская общественная организация «Афроамериканский совет», но ход дела со стороны контролировал лично Б. Вашингтон25. Желая сохранить в тайне свое участие в судебном процессе, он поместил себя в списке спонсоров под кодовым названием «Х.У.2», а своих друзей из числа филантропов как «регХ.У.2.»26. Б. Вашингтон также приступил к апелляции против «дедушкиных статей» в его родном штате Алабама, призвав негритянское население к активному голосованию в тех штатах, где афроамериканцы еще обладали избирательными правами27.

Было бы неверно говорить, что Б. Вашингтон совсем не преуспел в защите гражданских прав негритянского населения. В 1904 г. его подручные юристы добились в Верховном суде США отмены приговора чернокожему мужчине, так как в жюри присяжных не было ни одного афроамериканца28. В результате рассмотрения «дела Алонсо Бэйли», которое негритянский лидер курировал, не афишируя свое участие, с 1908 по 1911 гг., Верховный суд признал пеонаж видом долгового рабства, а потому незаконным и антиконституционным29. Однако на деле пеонаж продолжал процветать на Юге, оставаясь формально вне закона.

Несмотря на частичные успехи, главную судебную битву Б. Вашингтон так и не выиграл, не сумев добиться отмены «дедушкиных статей» в Алабаме и Луизиане. К 1908 г. лишь 34 тыс. афроамериканцев в Алабаме пользовались избирательными правами, в то время как до принятия закона право голоса имели более 100 тыс. чернокожих мужчин, а в Луизиане число «цветных» избирателей сократилось менее чем за 10 лет в 26 раз (со 130 тыс. до 5 тыс. чел.)30. Между тем Б. Вашингтону и большинству преподавателей «Таскиги», за которых директор училища оплачивал избирательные налоги, власти штата Алабама не препятствовали в голосовании31.

Отказ Б. Вашингтона открыто выступать против расизма привел к тому, что среди афроа-мериканской общественности за ним постепенно закреплялся образ противника межрасового равенства. Позиционируя себя в качестве представителя всех негров в глазах белых американцев, он

оказался в крайне уязвимом положении. Опасаясь, что рост недовольства чернокожего населения своим положением приведет к ответным мерам со стороны белых южан, Б. Вашингтон считал, что его первостепенной задачей должно стать недопущение раскола среди афроамериканской общественности, вследствие чего он стремился не допускать любое недовольство политикой приспособления в негритянском сообществе. Однако именно неспособность Б. Вашингтона остановить наступление расистского законодательства на права чернокожего населения стала главной причиной стремительной популяризации в начале XX в. негритянского протестного движения, требовавшего ведения активной борьбы с расизмом.

Публичный образ «мастера компромиссов» не позволял Б. Вашингтону открыто заявлять о своей позиции по отношению к белому расизму. В своих многочисленных выступлениях и газетных статьях он заявлял лишь о необходимости бороться с практикой линчеваний, а также следования принципу «раздельного, но равного» доступа к местам общественного пользования. В свою очередь, тайно занимаясь лоббированием федеральных назначений, а также судебными тяжбами в борьбе с расистским законодательством, он, несмотря на ряд локальных успехов, потерпел неудачу в защите гражданских и политических прав чернокожего населения. Надежды афроамериканского деятеля на поддержку президента Т. Рузвельта оказались напрасными. За исключением ряда благородных жестов в сторону «цветной» общественности в вопросах нескольких важных назначений приближенных к Б. Вашингтону деятелей президент не был готов пойти на эскалацию конфликта с «белым» Югом в угоду неграм, чье политическое влияние в регионе было ничтожным. Принятие южными штатами «дедушкиных статей» и вовсе ставило под сомнение весь смысл философии Б. Вашингтона, так как достижение афроамериканцами гражданского равноправия через образование и материальное благополучие переставало быть осязаемым.

Политика приспособления давала трещины, что становилось ясным и для самого Б. Вашингтона. Однако, несмотря на то что общая картина распространения расизма принимала угрожающий характер, он, боясь потерять поддержку федерального центра, отказался открыто выступить против политики южных властей, подавляя протестные настроения в афроамериканском сообществе. Лишь накануне смерти в связи с распространением практики расовой сегрегации на департаменты правительства в столице страны Б. Вашингтон открыто заявил о неприятии существовавших на Юге межрасовых порядков, включая сегрегацию32. Его смерть в 1915 г., совпавшая с началом «великого переселения» афроамери-канцев в промышленные города Севера-Запада из сельских районов Юга, ознаменовала резкое ослабление влияния идеологии приспособления на негритянское сообщество.

Примечания

1 Harlan L. R. Booker T. Washington : The Making of a Black Leader, 1856-1901 : in 2 vols. New York : Oxford University Press, 1972. Vol. 1. P. 223.

2 Washington T. B. Up From Slavery. New York : Doubleday, Page & Company, 1901. P. 173.

3 Королева А. П. Расовые войны и расовые компромиссы. М. : Мысль, 1987. C. 81-96.

4 Нитобург Э. Л. Негры США (XVII - начало XX в.). М. : Наука, 1979.

5 Vann Woodward C. Origins of the New South, 1877-1913. Baton Rouge : Louisiana State University Press, 1951.

6 MeierA., RudwickE. M. Negro Thought inAmerica, 18801915 : Racial Ideologies in the Age of Booker T. Washington. Ann Arbor : The University of Michigan Press, 1964.

7 Jackson D. H. Booker T. Washington and the Struggle against White Supremacy : The Southern Educational Tours, 1908-1912. New York : Springer, 2008.

8 NorrellR. J. Up from History : The Life of Booker T. Washington. Cambridge : Belknap Press, 2011.

9 Washington T. B. Up From Slavery... P. 68.

10 Interview with Booker T. Washington // Recorder. 1904. March 17. P. 3.

11 Marable M. Black Leadership. New York : Columbia University Press, 1998. P. 37.

12 Interview with Booker T. Washington // Montgomery Advertiser. 1888. June 5. P. 1.

13 Washington B. T. My Larger Education. New York : Dou-bleday, Page & Company, 1911. P. 170.

14 Meier A., Rudwick E. M. Op. cit. P. 115.

15 Booker T. Washington to Philander C. Knox. 1901. October 24 // Booker T. Washington Papers : in 13 vols. Urbana : University of Illinois Press, 1977. Vol. 6 : 1901-02. P. 557.

16 Booker T. Washington to Roosevelt. 1902. November 4 // Booker T. Washington Papers. 1977. Vol. 6 : 1901-02. P. 592.

17 Wilson to Booker T. Washington. 1901, November 30 // Booker T. Washington Papers. 1977. Vol. 6 : 1901-02. P. 333.

18 Wilson to Booker T. Washington. 1902, October 6 // Booker T. Washington Papers. 1977. Vol. 6 : 1901-02. P. 557.

19 R. L. Smith to J. E. Scott. 1905, April 29 // Booker T. Washington Papers. 1979. Vol. 8 : 1904-06. P. 263.

20 Roosevelt to James Adger Smyth. 1902, November 26 // Letters of Theodore Roosevelt : in 8 vols. Cambridge : Harvard University Press, 1951. Vol. 3 : 1901-03. P. 383.

21 Danielson C. The Color of Politics : Racism in the American Political Arena Today. Santa Barbara : ABC-CLIO, 2013. P. 43.

22 Curry to Booker T. Washington. 1898, March 5 // Booker T. Washington Papers. 1975. Vol. 4 : 1895-98. P. 395.

23 Harlan L. R. Booker T. Washington : The Wizard of Tuskegee, 1901-1915 : in 2 vols. New York : Oxford University Press, 1983. Vol. 2. P. 170.

24 Booker T. Washington to Fortune. 1899. November 7 // Booker T. Washington Papers. 1976. Vol. 5 : 1899-1900. P. 260.

25 Garrison to Booker T. Washington. 1900. March 2 // Booker T. Washington Papers... 1976. Vol. 5 : 1899-1900. P. 456.

26 Booker T. Washington to Scott. 1900. March 11 // Booker T. Washington Papers. 1976. Vol. 5 : 1899-1900. P. 461.

27 Harlan L. R. Booker T. Washington : The Making of a Black Leader, 1856-1901 ; in 2 vols. New York : Oxford University Press, 1972. Vol. 1. P. 303.

28 Rogers v. Alabama, 192 U.S. 226 (1904) // Justia US Supreme Court. URL: https://supreme.justia.com/cases/ federal/us/192/226/ (дата обращения: 02.02.2017).

29 Bailey v. Alabama, 219 U.S. 219 (1911) // Justia US Supreme Court. URL: https://supreme.justia.com/cases/ federal/us/219/219/ (дата обращения 02.02.2017).

30 Marable M. Black Leadership. New York : Columbia University Press, 1998. P. 38.

31 John H. Washington to Booker T. Washington. 1910. February 2 // BookerT. Washington Papers. 1981. Vol. 10 : 1909-11. P. 271.

32 Washington B. T. Is the Negro Having a Fair Chance // Century. 1912. November. P. 53.

Образец для цитирования:

Воробьев Д. Н. Деятельность Букера Вашингтона по защите гражданских прав афроамериканцев (конец XIX - начало XX века) // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2020. Т. 20, вып. 2. С. 215-220. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-4907-2020-20-2-215-220

Cite this article as:

Vorobyev D. N. African-American Civil Rights Protection Activity of Booker T. Washington (The Late XIX - Early XX Centuries). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. History. International Relations, 2020, vol. 20, iss. 2, рр. 215-220 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/1819-4907-2020-20-2-215-220

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.