Научная статья на тему 'Международно-правовое значение Дурбанского процесса'

Международно-правовое значение Дурбанского процесса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
535
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ДУРБАНСКИЙ ПРОЦЕСС / ДУРБАНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / РАСОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ / КСЕНОФОБИЯ / НЕТЕРПИМОСТЬ / DURBAN’S PROCESS / HUMAN RIGHTS / DURBAN DECLARATION / RACIAL DISCRIMINATION / XENOPHOBIA / INTOLERANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аду Яо Никэз

В статье рассматривается международно-правовое значение Дурбанского процесса против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. Статья анализирует затрагиваемые данной Декларацией правовые проблемы, которые уже регулируются другими международными конвенциями. Настоящее исследование выявляет некоторые вопросы, которые не должны были войти в Дурбанскую декларацию в силу ряда причин. Рассматривается также процесс реализации данного документа в современном контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International legal meaning of the Durban’s process against racism, racial discrimination, xenophobia and related intolerance

The article deals with the meaning of the Durban process against racism, racial discrimination, xenophobia and related intolerance. The article analyzes different questions concerning by the Durban declaration already regulating by other international Conventions and those issues that need to be regulated out of this Declaration. The article deals also with the new international mechanism to implement that Declaration.

Текст научной работы на тему «Международно-правовое значение Дурбанского процесса»

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДУРБАНСКОГО ПРОЦЕССА

Аду Яо Никэз

Кафедра международного права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматривается международно-правовое значение Дурбанского процесса против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. Статья анализирует затрагиваемые данной Декларацией правовые проблемы, которые уже регулируются другими международными конвенциями. Настоящее исследование выявляет некоторые вопросы, которые не должны были войти в Дурбанскую декларацию в силу ряда причин. Рассматривается также процесс реализации данного документа в современном контексте.

Ключевые слова: права человека, Дурбанский процесс, Дурбанская декларация, расовая дискриминация, ксенофобия, нетерпимость.

Защита прав человека является одной из задач международного сообщества для поддержания международного мира и безопасности. Очевидно, что всякое грубое и массовое нарушение прав человека, где бы оно ни происходило, прямо или косвенно наносит ущерб человеческому достоинству, всему обществу и угрожает международному миру и безопасности.

В этой связи следует указать, что в Уставе ООН закреплено, что «поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам» является одной из целей деятельности ООН (п. 3 ст. 1 Устава ООН). Для достижения указанной цели Устава ООН предпринимаются различные шаги, в том числе учреждаются специальные органы и комиссии, проводятся крупные международные конференции (Тегеранская конференция по правам человека 1968 г., Венская всемирная конференция по правам человека 1993 г.), принимаются международные документы специального и общего характера (конвенции, декларации, резолюции) и т.д. В этом контексте с 31 августа по 7 сентября 2001 г. состоялась и Дурбанская конференция против расизма, расовой дискриминации и связанной с ними нетерпимости, по завершении которой была принята Дурбанская декларация против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости (далее — Дурбанская декларация), а также соответствующая Программа действия. В международно-правовой литературе принято оба этих документа совместно именовать ДДПД.

В рамках настоящей статьи преследуется цель выявить соотношение ДДПД с другими, уже существующими международными документами в области защиты прав человека, проанализировать перспективы решения указанных про-

блем, а также имплементации этой Декларации и Программы действия в национальных законодательствах.

ДДПД состоит из преамбулы и 122 параграфов, в нем раскрываются следующие вопросы: источники, причины, формы и современные проявления расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости; меры по предупреждению, просвещению и защите, направленные на искоренение расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости на национальном, региональном и международном уровнях; стратегии достижения полного и эффективного равенства, включая международное сотрудничество и укрепление механизмов ООН и других международных механизмов по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости.

Проблема расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости является актуальной на протяжении многих столетий. Она является причиной множества межэтнических, национальных войн и корнями уходит в историю человечества, а в некоторых случаях может даже привести к трагедии международного характера.

Обычно жертвы расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости относятся к таким самым уязвимым группам населения, как коренные народы, иммигранты, группы меньшинств или отдельные категории лиц по цвету кожи, полу, социальному положению и т.д. Значение данной проблематики привлекло внимание многих ученых в последние годы, таких как А.Х. Абашидзе [1], В.А. Карташкин [4], А.М. Солнцев [6], Е.С. Алисиевич [2] и др.

В качестве примера проявления расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости можно привести холокост евреев во время Второй мировой войны, геноцид в Руанде [5. С. 17-30], враждебную войну между хорватами, албанцами, сербами [3] и др. Все вышеперечисленное основано на расовой и этнической ненависти между людьми. По этой причине можно утверждать, что проблема расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости охватывает широкий спектр правовых аспектов, решение которых требует международного сотрудничества.

Дурбанская декларация не дает определения расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. Данный подход представляется верным, потому что предметом Дурбанской декларации являются комплексные социальные явления, которые взаимозависимы и взаимосвязаны, поскольку понятия расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, очевидно, имеют разные значения, но пересекаются в своем проявлении.

Дурбанская декларация, несмотря на отсутствие определений основных понятий, тем не менее дает объяснение того, кто может стать жертвой расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, и указывает на признаки данного комплексного социального явления, по которым можно иметь общее представление.

Согласно цели Дурбанской декларации, жертвами расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости являются отдельные лица или группы лиц, на которых распространяется или распространялось их пагубное воздействие, которые подвергаются или подвергались этому воздействию либо которые служат или служили его объектами (параграф 1 ДДПД).

Расизм, расовая дискриминация, ксенофобия и связанная с ними нетерпимость проявляются по признакам расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, а также по другим, связанным с этими признаками, причинам, таким как пол, язык, религия, политические или иные убеждения, социальное происхождение, имущественное, сословное или иное положение (параграф 2 ДДПД).

Исходя из этих признаков и понятия жертв расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости можно представить себе всю сложность и весь спектр вопросов, охваченных Дурбанской декларацией, что, безусловно, подвергает сомнению определенность ее объекта регулирования. Он включает в себя в основном положения многих уже существующих международных договоров, регулирующих конкретные положения в области прав человека: Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г., Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказание за него от 30 ноября 1973 г., Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г., Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18 декабря 2000 г., Международный пакт о гражданских и политических правах и Международных пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. и многие другие конвенции универсального и регионального характера.

Все перечисленные международные правовые акты запрещают расовую, половую, языковую, религиозную, политическую дискриминации или дискриминацию, основанную на иных убеждениях, на социальном происхождении, на имущественном, сословном или ином положении.

В качестве примера можно привести следующее положение: согласно ст. 1 Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. «расовая дискриминация» означает или «различие, или исключение, или предпочтение, основанное на признаках расы, цветы кожи, родового национального или этнического происхождения, имеющее целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной или любых других областях общественной жизни». Аналогичные положения также находят отражение в других конвенциях.

Согласно Дурбанской декларации жертвами расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости себя могут считать отдельные лица или группы лиц, на которых распространяется или распространялось

их пагубное воздействие, которые подвергаются или подвергались этому воздействию либо которые служат или служили его объектами (параграф 1 ДДПД). Данное означает, что жертвой расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости может или могут стать любое лицо или группа лиц независимо от социального происхождения, пола, языка, религии и др.

Жертва расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости по существующей правовой системе защиты уже имеет право на обращение с индивидуальной жалобой в различные договорные органы по правам человека, если она не может добиться справедливости внутри страны для восстановления нарушенных прав.

Жертвы расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости подпадают одновременно под защиту нескольких конвенций и соответствующих договорных органов по правам человека. Например, жертвы расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости имеют право обращаться в Комитет по ликвидации расовой дискриминации; жертвы расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости по признаку пола — в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин и т.п.

Следует отметить ввиду вышеуказанного, что содержание Дурбанской декларации ничем не отличается от уже существующих конвенционных норм по правам человека в области запрета расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. Однако важными достижениями ДДПД является попытка выявить причины расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, и в то же время можно с уверенностью утверждать, что ДДПД стала толчком новых международных механизмов в борьбе с указанными явлениями.

Дурбанская декларация рассматривает некоторые причины расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. Несмотря на то, что эти причины не являются исчерпывающими, однако некоторые из них заслуживают особого внимания. В общем, Дурбанская декларация рассматривает причины исторического, гуманитарного экономического, социального, культурного и иного характера.

Экономический характер расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости заключается в отставании развивающихся стран, крайней нищете, в которой вынуждены жить сотни тысяч людей (параграфы 16-17 ДДПД). Данное объясняется тем, что из-за нищеты многие люди не могут полностью пользоваться своими правами и даже в некоторых случаях подвергаются насилию, например, когда речь идет о трудовых мигрантах.

Уходя корнями в прошлое, колонизация, особенно в развивающихся странах, а также режим апартеида и работорговля способствовали распространению расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости (параграфы 13-15 ДДПД).

Гуманитарная причина расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости объясняется тем, что вследствие вооруженных конфликтов и стихийных бедствий многие люди покидают свои обычные места обитания. Именно эти люди обычно являются жертвами расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости (параграф 16 ДДПД).

Социальный и культурный факторы расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости основываются на маргинализации некоторых групп людей, таких как молодежь, лица с ограниченными возможностями, индивиды того или иного социального происхождения (параграфы 17-18 ДДПД) и др. Эти группы людей вследствие расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости полностью не могут воспользоваться правами человека как полноценные члены общества.

Следует отметить, что, указывая причины расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, Дурбанская декларация затрагивает острые вопросы, которые разделяют далеко не все государства — члены ООН, особенно когда речь идет о признании последствий колониализма, работорговли и выплаты компенсаций за них (параграф 100 ДДПД). Европейские государства, которые в свое время были колониальными державами, опасаются того, что Дурбанский процесс станет толчком к последующим требованиям возмещения ущерба за совершенные в прошлом некоторые пагубные действия колониальных стран, а также поводом к отрицанию такой трагедии мировой истории, как холокост. Так, следует отметить, что неоднократно с трибуны ООН президент Ирана Махмуд Ахмадинежад отрицал холокост и обвинял Израиль и европейские государства в том, что холокост — это лишь аргумент для оправдания оккупации Палестины.

Важным достижением Дурбанской декларации является призыв к глобальному решению проблем расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. Дурбанская декларация устанавливает ответственность государства в пределах своей юрисдикции для борьбы с расизмом, расовой дискриминацией, ксенофобией и связанной с ними нетерпимостью.

Важную роль в борьбе с расизмом, расовой дискриминацией, ксенофобией и связанной с ними нетерпимостью должны играть также неправительственные и международные организации.

Государства должны адаптировать свои национальные законодательства в соответствии с международными нормами в области борьбы с расизмом, расовой дискриминацией, ксенофобией и связанной с ними нетерпимостью, поощрять, защищать и выполнять эти обязательства. Государства должны при этом учитывать меры политического, социального, культурного разнообразия людей, обеспечивать всем на равной основе доступ к правосудию (параграф 107 ДДПД).

Государства должны распространять меры против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости посредством информационных и образовательных программ.

Дурбанская декларация призывает государства, еще не ратифицировавшие существующие международные нормы в области борьбы с расизмом, расовой дискриминацией, ксенофобией и связанной с ними нетерпимостью, предпринимать шаги для их ратификации. Дурбанская декларация также предусматривает меры финансового, гуманитарного, экологического и иного характера.

ДДПД ознаменовала собой новый подход в борьбе с расизмом, расовой дискриминацией, ксенофобией и связанной с ними нетерпимостью. Она призвала Комиссию ООН по правам человека (с 2006 г. — Совет ООН по правам человека) (далее — Комиссия) создать механизмы решения проблемы расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимостью. Поэтому Комиссия приняла ряд резолюций, способствовавших созданию Межправительственной рабочей группы [9], Рабочей группы по эффективному осуществлению ДДПД [7] и Рабочей группы экспертов по проблеме лиц африканского происхождения [10]. Они призваны изучать, выявлять причины расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, современные формы проявления, а также давать рекомендации для их искоренения.

Например, Рабочая группа экспертов по проблеме лиц африканского происхождения с момента своего создания по настоящее время уже посетила некоторые государства по приглашению правительств соответствующих стран: России, Эквадора, США и др. Эксперты призваны выявлять положения лиц африканского происхождения в странах проживания относительно проблем расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости и давать рекомендации соответствующим правительствам.

С 20 по 24 апреля 2009 г. в Женеве была проведена конференция по обзору Дурбанского процесса под лозунгом «Вместе против расизма: достоинство и справедливость для всех» [13]. По мнению специального докладчика по современным формам расизма [12] и по результатам Конференции было отмечено, что, несмотря на усилия международного сообщества в борьбе с расизмом, расовой дискриминацией, ксенофобией и связанной с ними нетерпимостью ситуация в мире далека от совершенства, поэтому разные государства должны выполнить свои обещания в этой области [11] .

В этом контексте борьбы с расизмом, расовой дискриминацией, ксенофобией и связанной с ними нетерпимостью 18 декабря 2009 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН 2011 г. был объявлен годом лиц африканского происхождения [8].

Таким образом можно отметить, что ДДПД действительно стала импульсом к борьбе с расизмом, расовой дискриминацией, ксенофобией и связанной с ними нетерпимостью.

Проблема расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости представляет собой комплексное социальное явление. Это не

позволяет Дурбанской декларации дать всеобъемлющее определение понятий расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. Она включает в себя многие вопросы, которые уже регулируются другими международными документами, охватывающими проблемы инвалидов, расизма, дискриминации, коренных народов, экологии, беженцев и др. В этом смысле призыв Дурбанской декларации государствам, еще не ратифицировавшим действующие международные конвенции по правам человека, особенно в области дискриминации, является правильным направлением.

Однако следует также отметить, что реализация Дурбанской декларации осложняется тем, что она носит лишь декларативный характер по сравнению с международными договорами, регулирующими схожие вопросы прав инвалидов, расизма, дискриминации, коренных народов, экологии, беженцев и др. В результате подобных переплетений она дублирует вышесказанные конвенции [4. C. 125]. На этом же основании шанс для ее принятия в виде конвенции по завершении Дубанской Конференции против расизма фактически отсутствовал.

Действительно, меры по регулированию, пресечению и предупреждению расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости имеют большое значение в области прав человека. Однако они не являются исчерпывающими, учитывая современную форму проявления расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости.

Дурбанская Декларация затрагивает серьезные исторические вопросы человечества, такие как колонизация, рабство, холокост, признание отрицательных последствий колониализма и рабства и выплату компенсаций и др. Однако данные вопросы, по нашему мнению, должны решаться отдельно от контекста Дурбанской декларации между заинтересованными сторонами путем переговоров. Вместе с тем Дурбанская декларация остается международным документом, содержащим важные положения международного права прав человека в борьбе с расизмом, расовой дискриминацией, ксенофобией и связанной с ними нетерпимостью.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Абашидзе А.Х. Организация Объединенных Наций и защита прав коренных народов.

— М.: РУДН, 2010.

[2] Алисиевич Е.С. Категория уязвимости в современном международном праве // Молдавский журнал международного права и международных отношений. — 2012. — № 4. — С. 5-13.

[3] Иванов И. Югославия проводит геноцид косовских албанцев // GAZETA.RU. — 1999.

— 29 марта.

[4] Карташкин В.А. Права человека: международная защита в условиях глобализации. — М., 2009.

[5] Потемки Ю.В. Беженцы в Африке. — М., 2004.

[6] Солнцев А.М. Апатриды и неграждане в свете современного международного права // Современное право. — 2012. — № 10. — С. 101-104.

[7] Resolution 56/266 of 27 March 2002 establishing Group o Independent Eminent Experts adopted by General Assembly pursuant to the recommendation of Commission oh Human Rights.

[8] Resolution 64/169 adopted by the General Assembly [on the report of the Third Committee (A/64/439/Add.2 (Part II)) on International Year for People of African Descent.

[9] Resolution 2002/68 of the Commission on Human Rights establishing The Intergovernmental Working Group on the effective implementation of the Durban Declaration and Programme of Action approved by the Economic and Social Council in its decision 2002/270 of 25 July 2002.

[10] Resolution 2002/68 of 25 April 2002 of the Commission on Human Rights establishing the Working Group of Experts on People of African Descent.

[11] Outcome document of the Durban Review Conference. URL: http://www.un.org/en/durbanreview2009/pdf/Durban_Review_outcome_document_En.pdf.

[12] Speech by Mr. GithuMuigai, Special Rapporteur on contemporary forms of racism, racial discrimination, xenophobia and related intolerance at the occasion of the High-Level Panel to celebrate the International Day on the Elimination of Racial Discrimination. URL: http://www.un.org/durbanreview2009/stmt19-03-09.shtml.

[13] United against racism: Dignity and Justice for all. URL: http://www.un.org/durbanreview2009.

INTERNATIONAL LEGAL MEANING OF THE DURBAN'S PROCESS AGAINST RACISM, RACIAL DISCRIMINATION, XENOPHOBIA AND RELATED INTOLERANCE

Adou Yao Nicaise

The Department of International Law Peoples' Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198

The article deals with the meaning of the Durban process against racism, racial discrimination, xenophobia and related intolerance. The article analyzes different questions concerning by the Durban declaration already regulating by other international Conventions and those issues that need to be regulated out of this Declaration. The article deals also with the new international mechanism to implement that Declaration.

Key words: human rights, Durban's Process, Durban Declaration, racial discrimination, xenophobia, intolerance.

REFERENCES

[1] Abashidze A.Kh. Organizatsiya Ob'edinennykh Natsiy i zaschita prav korennykh narodov. — M.: RUDN, 2010.

[2] Alisievich E.S. Kategoriya uyazvimosti v sovremennom mezhdunarodnom prave // Moldavskiy zhurnal mezhdunarodnogo prava i mezhdunarodnykh otnosheniy. — 2012. — № 4. — S. 5-13.

[3] Ivanov I. Ugoslaviya provodit genotsid kosovskikh albantsev // GAZETA.RU. — 1999. — 29 March.

[4] Kartashkin V.A. Prava cheloveka: mezhdunarodnaya zaschita v usloviyakh globalizatsii. — M., 2009.

[5] Potemki U.V. Bezhentsy v Afrike. — M., 2004.

[6] Solntsev A.M. Apatridy i negrazhdane v svete sovremennogo mezhdunarodnogo prava // Sovre-mennoe pravo. — 2012. — № 10. — S. 101-104.

[7] Resolution 56/266 of 27 March 2002 establishing Group o Independent Eminent Experts adopted by General Assembly pursuant to the recommendation of Commission oh Human Rights.

[8] Resolution 64/169 adopted by the General Assembly [on the report of the Third Committee (A/64/439/Add.2 (Part II)) on International Year for People of African Descent.

[9] Resolution 2002/68 of the Commission on Human Rights establishing The Intergovernmental Working Group on the effective implementation of the Durban Declaration and Programme of Action approved by the Economic and Social Council in its decision 2002/270 of 25 July 2002.

[10] Resolution 2002/68 of 25 April 2002 of the Commission on Human Rights establishing the Working Group of Experts on People of African Descent.

[11] Outcome document of the Durban Review Conference. URL: http://www.un.org/en/ durbanreview2009/pdf/Durban_Review_outcome_document_En.pdf.

[12] Speech by Mr. GithuMuigai, Special Rapporteur on contemporary forms of racism, racial discrimination, xenophobia and related intolerance at the occasion of the High-Level Panel to celebrate the International Day on the Elimination of Racial Discrimination. URL: http://www.un.org/durbanreview2009/stmt19-03-09.shtml.

[13] United against racism: Dignity and Justice for all. URL: http://www.un.org/durbanreview2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.