Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАНЦЕВ В РОССИИ'

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАНЦЕВ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
121
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Миграционные процессы / иностранцев / государства / иностранцы / судебная практика / иностранных граждан / территории / Российской Федерации.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мамедова Ламия Авазали Кызы, Доронина Ольга Николаевна

Миграционные процессы неотъемлемая часть развития любого государства, оказывающая воздействие на самые различные аспекты его жизни. Они объединяют в себе социальные, экономические, культурные и политические факторы, и не существует области государственного управления, которая бы не затрагивалась ими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАНЦЕВ В РОССИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-6-59-62 МАМЕДОВА Ламия Авазали кызы,

NIION: 2018-0076-6/23-405 3 курс, факультет «Юриспруденция»

MOSURED: 77/27-023-2023-6-405 Российская академия народного хозяйства и

государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва, e-mail: [email protected]

Научный руководитель: ДОРОНИНА Ольга Николаевна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры правового обеспечения государственной и муниципальной службы Факультета управления персоналом и государственной службы ИГСУ,

е-mail: [email protected]

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАНЦЕВ В РОССИИ

Аннотация. Миграционные процессы - неотъемлемая часть развития любого государства, оказывающая воздействие на самые различные аспекты его жизни. Они объединяют в себе социальные, экономические, культурные и политические факторы, и не существует области государственного управления, которая бы не затрагивалась ими.

Ключевые слова: Миграционные процессы, иностранцев, государства, иностранцы, судебная практика, иностранных граждан, территории, Российской Федерации.

MAMMADOVA Lamia Avazali kyzy,

3rd year, Faculty of Law Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russia, Moscow

Supervisor: DORONINA Olga Nikolaevna,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Legal Support of State and Municipal Service of the Faculty of Personnel Management and Public Service of IGSU

LEGAL STATUS OF FOREIGNERS IN RUSSIA

Annotation. Migration processes are an integral part of the development of any state, affecting various aspects of its life. They combine social, economic, cultural and political factors, and there is no area of public administration that would not be affected by them.

Key words: Migration processes, foreigners, states, foreigners, judicial practice, foreign citizens, territories, Russian Federation.

Можно трактовать понятие «иностранные граждане» в широком и узком понимании. При широком определении речь идет о всех иностранцах, включая лиц без гражданства, а узкое определение ограничивается только иностранными гражданами [2]. Раз уж мы имеем дело с правовым положением иностранцев, тут нам нужны эксперты, специализирующиеся в этой области. Л.Н. Галенская, например, считает, что иностранный гражданин - это человек, который не обладает гражданством этой или любой другой страны [3]. Гражданство в современной России имеет широкий контекст. Его политическая сущность состоит в том, что оно

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

является одним из главных признаков государства; от наличия гражданства зависит объем правосубъектности прежде всего политической, поскольку неграждане владеют меньшим объемом прав, свобод и обязанностей (пример - постсоветская Прибалтика) [4]. М.М. Богуславский и С.С. Гридин недвусмысленно заявляют о том, что категория «иностранцы» касается не только людей, имеющих иностранное гражданство, но также лиц без гражданства. Тем не менее, в данном исследовании мы будем оперировать только узким определением термина «иностранец», что позволит более точно определить его сущность. Согласно п.1, ст.2 Федерального закона от

25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иностранным гражданином считается человек без гражданства Российской Федерации, но имеющий убедительные доказательства гражданства или подданства иного государства [1]. Порядок регулирования общественных отношений с иностранными гражданами определяется специальным правовым режимом, который включает в себя набор прав, свобод и обязанностей, гарантий и принципов. Все это направлено на создание благоприятных условий для удовлетворения интересов иностранных граждан и достижения социального порядка. Е.В. Осиночкина считает, что данное определение является способом предоставления возможностей иностранным гражданам для жизнедеятельности, особенно учитывая третий пункт статьи 62 Конституции Российской Федерации.

Наши взгляды свидетельствуют о необходимости классифицировать юридические нормы для иностранных граждан на основе продолжительности их нахождения в Российской Федерации. Это определяется фактором временного пребывания на территории Российской Федерации, что поможет нам определить их правовой режим наравне с гражданами Российской Федерации за исключением определенных случаев, указанных в федеральных законах или международных соглашениях.

На территории Российской Федерации множество иностранных граждан - как временных, так и тех, кто уже проживает временно на территории страны. Есть и те, кто остается в России постоянно. Согласно Федеральному закону № 115-ФЗ, «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», период временного пребывания иностранного гражданина включает прибытие в Россию с визой или без нее, получение миграционной карты, но отсутствие вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Юридически значимая классификация правовых режимов иностранных граждан зависит от степени связи их с государством, где они в данный момент находятся, и имеет огромное значение. Такая классификация включает в себя три типа режимов: национальный правовой режим, специальный правовой режим и правовой режим наибольшего благоприятствования. В национальном правовом режиме статус иностранных граждан соотносится с правовым статусом граждан того государства, где они находятся. Этот тип имеет практическую значимость, поскольку иностранные граждане имеют те же обязанности и права, что и жители данной страны. Взаимодействие с иностранными гражданами включает в себя

специальный режим, который определяет порядок взаимодействия. Данный режим содержит не только права, но и обязанности, применяемые к иностранцам. Его целью является не только установление ограничений, но и предоставление льгот, которые государство может предоставить. Один из примеров - это свобода выезда за границу, безусловно, когда имеется доступ к государственной тайне. В целом, специальный режим является возможностью для иностранных граждан, но также сопряжен с множеством ограничений и обязательств.

Для Российской Федерации не определены классификации правовых статусов иностранных граждан на ее территории. Это вызывает необходимость предоставления прав на равных условиях с гражданами других стран. Несмотря на то, что описанные выше категории являются распространенными и признанными, существует потребность в более глубоком осмыслении проблемы. В результате анализа стало очевидно, что правовые режимы, которым подвергаются иностранные граждане, нуждаются в более детальном изучении [5].

Существующие законы Российской Федерации обязательно должны включать определение термина «иностранный гражданин» с ясной интерпретацией. Согласно данному определению, иностранный гражданин - это лицо, не являющееся гражданином России, которое может подтвердить свое иностранное гражданство (или подданство). Правовой статус иностранных граждан заключает в себе особый способ регулирования юридических отношений, связанных с их правами. Он построен на определенном сочетании гарантий, принципов и правовых средств, направленным на обеспечение благоприятных условий и учет интересов этих субъектов права в создании эффективной социальной структуры.

Россия давно стала популярным местом для туристов со всего мира, предлагая им множество новых возможностей [6]. Но для комфортного пребывания гостей несколько важных моментов нужно учитывать. Некоторые вопросы, связанные с законодательством иностранцев в России, имеют множество точек зрения и не полностью разрешены правовыми актами. Система миграционной политики направлена на управление миграционным процессом и включает в себя механизмы государственного контроля и стимулирования. В рамках конституционного строя она устанавливает объективные цели и направления развития общественных отношений в области миграции. Она включает в себя нормы миграционного законодательства и реализуется субъектами миграционного процесса. Основной упор в политике делается на переселение, перемещение, размещение,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

обустройство и интеграцию мигрантов в государстве или его регионах. В процессах миграции существуют контрольные и стимулирующие факторы [7].

Формирование миграционной политики в национальном законодательстве требует обеспечения правового оформления, в котором государство будет выполнять свои международные обязательства в рамках последней концепции миграционной политики. Основную роль в процессах миграции играют различные факторы, такие как политические проблемы, экономический кризис, голод, стихийные бедствия, конфликты и другие проблемы. Если тенденция ухудшения этих факторов не изменится, то массовые перемещения людей будут продолжаться, и поэтому необходима правовая регуляция таких процессов миграции.

Достижение устойчивого развития в XXI веке является значимой целью мирового сообщества, для привлечения мигрантов важным инструментом для достижения этой цели [8].

В России за период с 2012 по 2017 годы, миграция оказала огромное влияние на социально-экономическую среду и стала источником дополнительных трудовых ресурсов, компенсируя естественную убыль населения, при этом миграционная активность не снизилась и в период с 2018 по 2022 гг, несмотря на пандемию коронави-руса в 2020-2021 гг.

Одной из главных задач российской демографической политики, по Концепции государственной миграционной политики, является привлечение мигрантов в соответствии социально-экономическим и демографическим потребностями, а также их социальной адаптации и интеграции1 . За последние годы политическая обстановка в России вызвала увеличение интереса иностранных граждан и лиц без гражданства к получению временного убежища и статуса беженца, а затем к гражданству. Однако, общественное мнение считает, что определенные правила миграционного законодательства представляют собой барьеры для свободы передвижения, которая гарантирована статьей 27 Конституции Российской Федерации.

Конституционный суд РФ изучал вопросы, связанные с основаниями и процедурой получения российского гражданства, особых статусов, прав мигрантов, а также социально-экономических гарантий [9]. Судебная практика отображает препятствия в правах и свободах иностранных граждан и лиц без гражданства, которые оценили представители при проверке конституционности

трех законов Российской Федерации: «О гражданстве Российской Федерации»2 , «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 3. Конституционный суд выражает свои правовые позиции, защищая публичные интересы и права мигрантов и следуя принципам миграционной политики.

Вывод по первой главе. Выяснено, что порядок регулирования общественных отношений с иностранными гражданами определяется специальным правовым режимом, который включает в себя набор прав, свобод и обязанностей, гарантий и принципов. В национальном правовом режиме статус иностранных граждан соотносится с правовым статусом граждан того государства, где они находятся. Этот тип имеет практическую значимость, поскольку иностранные граждане имеют те же обязанности и права, что и жители данной страны. Правовой статус иностранных граждан заключает в себе особый способ регулирования юридических отношений, связанных с их правами. Он построен на определенном сочетании гарантий, принципов и правовых средств, направленным на обеспечение благоприятных условий и учет интересов этих субъектов права в создании эффективной социальной структуры. Для страны также важно обеспечить устойчивый экономический рост, который может быть достигнут благодаря увеличению миграции и поддержке иностранных специалистов. Российские компании, инновации и технологии нуждаются во взаимодействии иностранных граждан, легко адаптирующихся к рыночным условиям. Важно отметить, что, проводя судебную защиту иностранных граждан, Россия повышает свой экономический и правовой статус в мире, что может привести к дополнительным инвестициям и вниманию со стороны других стран.

Порядок регулирования общественных отношений с иностранными гражданами определяется специальным правовым режимом, который включает в себя набор прав, свобод и обязанностей, гарантий и принципов. В национальном правовом режиме статус иностранных граждан соотносится с правовым статусом граждан того государства, где они находятся. Этот тип имеет практическую значимость, поскольку иностранные граждане имеют те же обязанности и права, что и жители

1 Указ Президента РФ от 31.10.2018 N 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019- 2025 годы».

2 Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О гражданстве Российской Федерации".

3 Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 27.01.2023) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

данной страны. Правовой статус иностранных граждан заключает в себе особый способ регулирования юридических отношений, связанных с их правами. Он построен на определенном сочетании гарантий, принципов и правовых средств, направленным на обеспечение благоприятных условий и учет интересов этих субъектов права в создании эффективной социальной структуры.

Список литературы:

[1] Рогожина С.Г., Щербинина Н.С., Лаза-ренко Т.В. Понятие и правовой статус миграции // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2021. - № 6. - С. 115- 119.

[2] Болгова В.В., Новопавловская Е.Е. Правомерные цели и принципы миграционной политики в практике конституционного суда Российской Федерации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2018. - Т. 1, № 2. - С. 58- 65.

[3] Ястребова А.Ю. Международно-правовые механизмы регулирования миграции: доктри-нальные подходы и опыт Российской Федерации: дисс. ... д-ра юрид. наук: 12.00.10 / Алла Юрьевна Ястребова; Диплом. акад. Мин. иностр. дел РФ. -М., 2017. - 580 с.

[4] Гандалоев Р.Б. Институт гражданства в Российской Федерации: политико-правовой анализ: диссертация ... кандидата политических наук: 23.00.02 / Гандалоев Руслан Баширович [Место защиты: Институт государственной службы и управления персоналом]. - Москва, 2014.- 206 с.

[5] Керамова С.Н. Проблемы правового регулирования административно-правового статуса беженцев в Российской Федерации // Государственная служба и кадры. - 2019. - № 4. - С. 222224.

[6] Петрова А.И. Условия реализации иностранными гражданами некоторых основных социальных прав как субъективных прав // Теоретическая и прикладная юриспруденция. - 2019. -№ 1. - С. 58-68.

[7] Ястребова А.Ю. Международно-правовые механизмы регулирования миграции: доктри-нальные подходы и опыт Российской Федерации: дисс. ... д-ра юрид. наук: 12.00.10 / Алла Юрьевна Ястребова; Диплом. акад. Мин. иностр. дел РФ. -М., 2017. - 580 с

[8] Павельева Э.А., Пайтян Р.Х. Недостатки универсальных механизмов правовой защиты беженцев в свете современных вызовов // Сибирский юридический вестник. - 2018. - № 3 (82). - С. 113-118.

[9] Болгова В.В., Новопавловская Е.Е. Правомерные цели и принципы миграционной политики в практике конституционного суда Российской Федерации II Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2018. - Т. 1, № 2. - С. 58- 65

Spisok literatury:

[1] Rogozhina S.G., SHCHerbinina N.S., Laza-renko T.V. Ponyatie i pravovoj status migracii II Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obsh-chestvennye nauki. - 2021. - № 6. - S. 115- 119.

[2] Bolgova V.V., Novopavlovskaya E.E. Pra-vomernye celi i principy migracionnoj politiki v prak-tike konstitucionnogo suda Rossijskoj Federacii II Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva.

- 2018. - T. 1, № 2. - S. 58- 65.

[3] YAstrebova A.YU. Mezhdunarodno-pravo-vye mekhanizmy regulirovaniya migracii: doktri-nal'nye podhody i opyt Rossijskoj Federacii: diss. ... d-ra yurid. nauk: 12.00.10 I Alla YUr'evna YAstre-bova; Diplom. akad. Min. inostr. del RF. - M., 2017.

- 580 s.

[4] Gandaloev R.B. Institut grazhdanstva v Rossijskoj Federacii: politiko-pravovoj analiz: dissert-aciya ... kandidata politicheskih nauk: 23.00.02 I Gandaloev Ruslan Bashirovich [Mesto zashchity: Institut gosudarstvennoj sluzhby i upravleniya personalom].

- Moskva, 2014.- 206 s.

[5] Keramova S.N. Problemy pravovogo reg-ulirovaniya administrativno-pravovogo statusa bez-hencev v Rossijskoj Federacii II Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. - 2019. - № 4. - S. 222-224.

[6] Petrova A.I. Usloviya realizacii inostrannymi grazhdanami nekotoryh osnovnyh social'nyh prav kak sub"ektivnyh prav II Teoreticheskaya i priklad-naya yurisprudenciya. - 2019. - № 1. - S. 58-68.

[7] YAstrebova A.YU. Mezhdunarodno-pravo-vye mekhanizmy regulirovaniya migracii: doktri-nal'nye podhody i opyt Rossijskoj Federacii: diss. ... d-ra yurid. nauk: 12.00.10 I Alla YUr'evna YAstrebova; Diplom. akad. Min. inostr. del RF. - M., 2017.

- 580 s

[8] Pavel'eva E.A., Pajtyan R.H. Nedostatki uni-versal'nyh mekhanizmov pravovoj zashchity bez-hencev v svete sovremennyh vyzovov II Sibirskij yuridicheskij vestnik. - 2018. - № 3 (82). - S. 113118.

[9] Bolgova V.V., Novopavlovskaya E.E. Pra-vomernye celi i principy migracionnoj politiki v prak-tike konstitucionnogo suda Rossijskoj Federacii II Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva.

- 2018. - T. 1, № 2. - S. 58- 65

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.