Правовое поле регионального управления экономического развития и
интеграции малого бизнеса
Чуднова Виктория Владимировна, аспирант Кисловодского института экономики и права
Аннотация. В статье рассматриваются роль, виды и формы экономической поддержки малого бизнеса органами государственной власти. Также представлена региональная нормативно-правовая карта формирования экономических условий развития и интеграции малого бизнеса (рабочий документ региональной оценки), даны качественные параметры.
Ключевые слова: малый бизнес; правовое поле; региональное управление; экономическое развитие; интеграция малого бизнеса; оценка; параметры; экономическая безопасность
The legal framework for regional economic development and integration of
small business
Victoria Chudnova Graduate Kislovodskogo Institute of economy and law
Annotation. This article discusses the role types and forms of economic support to small businesses by public authorities. Also provides regional regulatory map of economic conditions for the development and integration of small business (working document of the regional assessment), given the quality of the evaluation on regional regulatory map.
Keywords: small business; the legal field; regional administration; economic development; integration of small business; score; parameters; economic security
Основа любого государства формировалась на потребности быть защищенным от чужого вторжения в процессы жизнедеятельности: одного человека; домашнего хозяйства; кооперативного и коллективного сообщества, гражданского общества.
Следовательно, гражданское общество должно обеспечить ресурсами созданное государство, которое не сможет существовать и выполнять свои функции без финансовой поддержки общества или государственного предпринимательского дохода.
Гражданское общество возложило сегодня на государство такие необходимые глобальные функции как: охрана (внешняя и внутренняя); здравоохранение; образование; социальная защита; имущественная защита и так далее.
В настоящее время любое государство должно осуществлять существенное количество функций по потребностям общества - видов охраны от угроз, то есть обеспечение безопасности, а именно: 1) национальная военная внешняя безопасность; 2) национальная военная внутренняя безопасность; 3) национальная политическая безопасность; 4) национальная безопасность ресурсов суверенной территории государства; 5) национальная инфраструктурная безопасность (дороги, газ, вода, тепло, электричество, информационнокоммуникационная связь); 6) национальная экономическая безопасность; 7) национальная социальная безопасность; 8) национальная экологическая безопасность окружающей среды; 9) национальная научно-технологическая безопасность; 10) национальная инновационная безопасность; 11) национальная интеллектуальная безопасность; 12) национальная информационная безопасность; 13) национальная частная безопасность физических лиц (физическая; социальная; правовая; экономическая; психологическая, интеллектуальная).
Весомую часть обязательных расходов государства составляет оплата труда государственных работников и служащих, которые должны обеспечить прямую цель функционирования - охрану жизнедеятельности гражданского общества его учредившего.
Следовательно, гражданскому обществу необходимо установить виды и формы ресурсов (источников), которые должны обеспечить удовлетворение потребностей и экономической безопасности населения.
Основным государственным (бюджетным) доходом являются налоги, таможенные платежи, сборы, пошлины - это безвозмездные платежи физических и юридических лиц, которые направляются на оплату труда государственных работников и служащих, обеспечивающих функции государства.
Гражданское общество, определило конкретные направления и функции государства Российского в фундаментальном законе - Конституция Российской Федерации, провозгласив: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации... , утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие..., стремясь обеспечить благополучие и процветание России..., сознавая себя частью мирового сообщества...»1.
Каждое гражданское общество богато настолько, насколько богат отдельный ее гражданин - a priori2. Следовательно, богатство государства выражается в частном духовном, моральном, материальном богатстве гражданина, как индивидуальности этого государства.
Любое государство славится достижениями своих граждан, чьи имена запечатлелись в веках любых направлений самовыражения жизнедеятельности.
Именно такое самовыражение обеспечивает стартовая площадка -возможность заниматься малым бизнесом. Сфера предпринимательства малого бизнеса позволит установить уровень реальной самоорганизации и потенциала гражданина своего государства.
Такое право предоставляет Конституция РФ, определившая в 34 статье, что: «1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. 2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию»3.
1 Конституция Российской Федерации. (принята всенародным голосованием 12.12Л993).[электронный ресурс] ИСС Консультант Плюс
2 знание, полученное до опыта и независимо от него, т.е. знание, заранее известное
3 Конституция Российской Федерации. (принята всенародным голосованием 12.12.1993).[электронный ресурс] ИСС Консультант Плюс
Область обеспечения экономической безопасности предпринимательской сферы малого бизнеса формируется на основе законодательства, устанавливающего права граждан России, которые могут:
• иметь имущество на праве собственности;
• наследовать и завещать имущество;
• заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью;
• создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами;
• совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах;
• избирать место жительства;
• иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности;
4
• иметь иные имущественные и личные неимущественные права .
Предпринимательство - это специфическая сфера деятельности гражданина, в которой ограничения прав и свобод отличаются и способами, и степенью, и целями5.
Именно поэтому существенна роль регионального регулирования экономической активности малого бизнеса на федеральном, региональном и местном уровне управления.
Так в статье 5 Конституции РФ определяется структура государства, которая: 1) состоит из республик, краев, областей, городов федерального
значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации; 2) имеет свою конституцию (республика (государство)) или свой устав (край, область, город федерального значения, авто-
4 Гражданский кодекс РФ: часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ [электронная версия]. ИСС Консультант Плюс.
5 Шохнех А.В. Учет, анализ и внутренний контроль как элементы системы экономической безопасности предпринимательской сферы малого бизнеса // Аудит и финансовый анализ: Журнал. - № 6. - М., 2008. - С. 263 - 275
номная область, автономный округ) и законодательство. Федеративное устройство основано на целостности, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов6.
В настоящее время действующий Федеральный закон 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определяет многогранный спектр поддержки хозяйствующих субъектов малого бизнеса органами государственной власти и местного са-
7
моуправления .
Основными принципами поддержки субъектов малого бизнеса являются:
1) заявительный порядок обращения субъектов малого предпринимательства за оказанием поддержки; 2) доступность инфраструктуры поддержки для всех субъектов малого предпринимательства; 3) равный доступ субъектов к предусмотренным федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого бизнеса; 4) содействие поддержки в соблюдении требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-Ф3 «О защите конкуренции»; 5) прозрачность процедур оказания поддержки.
В правовое поле инфраструктуры поддержки попадают виды, формы, условия, порядок поддержки. Инфраструктура поддержки включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную, образовательную, инновационную поддержку субъектов малого предпринимательства (Таблица 1).
6 Конституция Российской Федерации. (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (редакция от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)[электронный ресурс] ИСС Консультант Плюс
7 Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [электронный ресурс]. ИСС Консультант Плюс
Таблица 1 - Виды и формы экономической поддержки малого бизнеса органами государственной власти8
Вид поддержки Форма поддержки
Финансовая поддержка Предоставление субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого предпринимательства.
Имущественная поддержка Передача во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на: 1) возмездной основе; 2) безвозмездной основе; 3) льготных условиях. Имущество должно использоваться по целевому назначению. Запрещаются продажа, переуступка, передача в залог и внесение в уставный капитал.
Информационна я поддержка 1) создание федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационнотелекоммуникационных сетей; 2) обеспечение их функционирования.
Консультационн ая поддержка 1) создание организаций, оказывающих консультационные услуги; 2) компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных на оплату консультационных услуг.
Для экономико-политического процесса определяется значительная связь бизнеса и власти характерная для России. В настоящее время Администрация Волгоградской области ведет активную работу в исследовании направлений развития и интеграции малого бизнеса, основываясь на соответствующей нормативно-правовой базе, а именно:
1) Конституция РФ, принятая на всенародном голосовании 25 декабря 1993года;
2) Гражданский Кодекс РФ (части 1-4), Административный Кодекс РФ, отраслевые кодексы РФ;
3) Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
8 Овсийчук М.Ф., Шохнех А.В. Бухгалтерский учет и контроль деятельности малого бизнеса.-М.: Кнорус, 2009.- 286 с.
4) Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
5) Закон Волгоградской области от 4 июля 2008 г. № 1720-ОД «О развитии малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области»;
6) Постановление Правительства Волгоградской области от 20 мая 2013 г. № 243-п «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области» на 2013-2017 годы»;
7) Постановление Администрации Волгоградской области от 13 июля 2009 г. № 246-п «О субсидировании субъектов малого и среднего предпринимательства» и так далее...
К полномочиям регионального управления экономического развития малого бизнеса относится создание условий, в том числе: 1) организация и применение региональных программ развития субъектов малого бизнеса с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; 2) формирование и применение показателей фактов хозяйственной жизни развития и интеграции малого бизнеса;
3) анализ эффективности применения региональных мер по управлению развития и интеграции малого бизнеса в субъектах федерации; 4) формирование и применение видов и форм субсидиарной поддержки малого бизнеса в регионах; 5) содействие деятельности общественных организаций и их структурных подразделений, выражающих интересы малого бизнеса; 6) формирование координационных советов, состоящих из региональных органов власти (законодательной, исполнительной, судебной), авторитетных и иных представителей малого бизнеса, представителей научных сообществ; 7) формирование регионального охранного механизма малого бизнеса, позволяющего применять общенаучные и паллиативные принципы устранения угрозы малому бизнесу.
В региональном управлении экономического развития и интеграции малого бизнеса необходимо учитывать, что предпринимательская деятельность относится к специфическому виду социального поведения, которое реализуется в системе рыночной неопределенности и риска, то есть в возможной вероятности потери ресурсов или в получении большего по объему дохода, чем намечалось до осуществления фактов хозяйственной жизни9.
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусматривает механизм охраны бизнеса от произвола человеческого фактора власти.10. Однако В Волгоградской области нарушаются нормы, установленные Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ, а именно в части:
1) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
2) ограничение по частоте проведения плановых проверок - с 1 мая 2009 г. запрещено проверять юридические лица и индивидуальных предпринимателей чаще, чем один раз в три года;
3) представление доступного плана проверок, который должен размещаться на сайте контролирующих органов для публичного ознакомления;
4) подготовительный момент к внешней проверке, который предполагает предупреждение субъектов бизнеса не менее чем за три рабочих дня до начала контрольного мероприятия.
Исследования автора позволили сформировать региональную нормативно-правовую карту формирования экономических условий развития и интеграции малого бизнеса (рабочий документ региональной оценки) (таблица
2).
9 Шохнех А.В. Учет, анализ и внутренний контроль как элементы системы экономической безопасности предпринимательской сферы малого бизнеса // Аудит и финансовый анализ: Журнал. - № 6. - М., 2008. - С. 263 - 275
10 Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [электронный ресурс] ИСС Консультант Плюс
Таблица 2 - Региональная нормативно-правовая карта формирования экономических условий развития и интеграции малого бизнеса (рабочий до-
кумент региональной оценки)
Нормативно-правовая информационная база регионального управления Возможные условия регионального стимулирования развития и интеграции малого бизнеса Практическое наличие в Волгоградской области (оценка в баллах)
0-1 2-4 5-7 8-10
1) Конституция РФ, принятая на всенародном голосовании 25 декабря 1993года; 2) Г ражданский Кодекс РФ (части 1 -4), Административный Кодекс РФ, отраслевые кодексы РФ; 3) Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; 4) Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; 5) Закон Волгоградской области от 4 июля 2008 г. № 1720-0Д «О развитии малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области»; 6) Постановление Правительства Волгоградской области от 20 мая 2013 г. № 243-п «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области» на 2013-2017 годы»; 7) Постановление Администрации Волгоградской области от 13 июля 2009 г. № 246-п «О субсидировании субъектов малого и среднего предпринимательства» 1) организация и применение региональных программ развития субъектов малого бизнеса с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и прочих особенностей 5
2) формирование и применение показателей фактов хозяйственной жизни развития и интеграции малого бизнеса 5
3) анализ эффективности применения региональных мер по управлению развития и интеграции малого бизнеса в субъектах федерации 5
4) формирование и применение видов и форм субсидиарной поддержки малого бизнеса в регионах 5
5) содействие деятельности общественных организаций, региональных подразделений, выражающих интересы малого бизнеса 4
6) формирование координационных советов, состоящих из региональных органов власти (законодательной, исполнительной, судебной), авторитетных и иных представителей малого бизнеса, представителей научных сообществ 1
7) формирование регионального охранного механизма малого бизнеса, позволяющего применять общенаучные и паллиативные принципы устранения угроз предпринимательской активности 0
Итого по разделам 1 4 20
Всего (из возможных 70 баллов) 25
0-1 - балла - отсутствия какого-либо содействия и управление развития и интеграции малого бизнеса
2-4 балла - низки уровень применения параметров, формализация регионального управления развития и интеграции малого бизнеса
5-7 баллов - средний уровень применения параметров регионального управления развития и интеграции малого бизнеса
8-10 баллов - существенный уровень применения параметров регионального управления развития и интеграции малого бизнеса____________________________________________________
Источник: составлено автором
Из возможных 70 баллов в Волгоградской области региональное управление развития и интеграции малого бизнеса оценено в 25 баллов, что составляет 35,7% (25 / 70 х 100% = 35,7%) - уровень ниже среднего - неудовлетворительный уровень. Параметры оценки по региональной нормативноправовой карте формирования экономических условий развития и интеграции малого бизнеса представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Параметры оценки по региональной нормативно-правовой карте формирования экономических условий развития и интеграции малого бизнеса
Количественная оценка в % Уровень развития и интеграции малого бизнеса Качественная характеристика Характеристика региональных мер
85-100%% Уровень I степени Высокий уровень соблюдения нормативноправовой базы стратегического развития и интеграции малого бизнеса Региональный, отраслевой, муниципальный, районный, индивидуальный мониторинг фактов хозяйственной жизни субъектов малого бизнеса для анализа и оценки успехов развития и интеграции - в целях поддержания достигнутого уровня I степени
75-84%% Уровень II степени Достаточный уровень соблюдения нормативно-правовой базы стратегического развития и интеграции малого бизнеса Региональный, муниципальный, районный, отраслевой, индивидуальный мониторинг достижений субъектов малого бизнеса, региональных регламентов для анализа и оценки уровня функциональной координации в региональном управлении развития и интеграции - в целях роста до уровня I степени
60-74%% Уровень III степени У довлетворительный уровень соблюдения нормативно-правовой базы стратегического развития и интеграции малого бизнеса Региональный, муниципальный, районный, отраслевой, индивидуальный мониторинг: 1) состояния субъектов малого бизнеса; 2) регламентов и действий региональной власти (законодательной, исполнительной, судебной); 3) для формирования информационно базы анализа и оценки отклонений от стратегии регионального управления развития и интеграции - в целях роста к более высокому уровню
30-59%% Уровень IV степени Неудовлетворительный уровень соблюдения нормативно-правовой базы стратегического развития и интеграции малого бизнеса
29% и ниже Уровень V степени Отрицательный уровень - данный уровень соответствует регионам, где малый бизнес сторнирует, сокращает предпринимательскую деятельность значительными темпами Выявление и исследование регионального механизма на уровне власти субъекта федерации влияющего на стагнацию, сокращение предпринимательской деятельности малого бизнеса, подавление местного этноса активности. Мониторинг причин страха к предпринимательству.
Источник: составлено автором
Совершенно очевидно, что нормативно-правовое регулирование определяет все правила экономической жизнедеятельности, в том числе и сферу предпринимательства. Однако федеральный, региональный, местный уровни государственной власти не применяют в нормативном регулировании качественные индикаторы, характеризующие, как предпринимательскую активность, так и активность власти субъекта федерации, а именно Волгоградской области развития и интеграции малого бизнеса. Такие качественные индикаторы могут точечно и быстро определить уровень экономических рисков возможных угроз.
Исследования автора показывают, что качественными индикаторами региональной бизнес среды малого бизнеса могут выступать следующие дефиниции, характеризующие экономические условие и поведение предпринимателей малого бизнеса: 1) «региональный предпринимательский страх»; 2) «региональная предпринимательская инертность»; 3) «региональное предпринимательское бездействие»; 4) «региональная предпринимательская активность»; 5) «региональная предпринимательская устойчивость малого бизнеса».
Следовательно, качественными индикаторами органов региональной власти могут быть дефиниции, которые определяют уровень формирования региональных условий активности малого бизнеса: 1) «региональное содействие предпринимательству»; 2) «региональные охранные механизмы малого бизнеса»; 3) «региональная конференция малого бизнеса»; 4) «региональная стагнация малого бизнеса»; 5) «региональное предпринимательское ограничение малого бизнеса»; 6) «региональный уровень доступа к финансовым, производственным ресурсам»; 7) «региональный инновационный уровень малого бизнеса».
Литература
1. Конституция Российской Федерации. (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [электронный ресурс] ИСС Консультант Плюс
2. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [электронный ресурс] . ИСС Консультант Плюс
3. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [электронный ресурс] ИСС Консультант Плюс
4. Овсийчук М.Ф., Шохнех А.В. Бухгалтерский учет и контроль деятельности малого бизнеса: учебное пособие / М. Ф. Овсийчук, А. В. Шохнех ; под общ. редакцией. М. Ф. Овсийчук. Москва: Кнорус, 2009.- 286 с.
5. Шохнех А.В. Учет, анализ и внутренний контроль как элементы системы экономической безопасности предпринимательской сферы малого бизнеса // Аудит и финансовый анализ: Журнал. - № 6. - М., 2008. - С. 263 -275
Literature
1. The Constitution Of The Russian Federation. (adopted by popular vote 12.12.1993) [electronic resource] ISS Consultant Plus
2. The Federal law from 24.07.2007 N 209-FZ "on the development of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation" [electronic resource]. ISS Consultant Plus
3. Federal law dated Dec. 26, no. 294-FZ "on protection of rights of legal persons and individual entrepreneurs at carrying out of State control (supervision) and municipal control" [electronic resource] ISS Consultant Plus
4. Ovsijchuk M.,Shokhnekh A., Accounting and monitoring of small business : tutorial / М. Ovsijchuk, А. Shokhnekh; under Gen. edited by. M. Ovsijchuk. Moscow: Knorus, 2009.-286 p.
5. Shokhnekh A. Accounting, analysis and internal control as elements of a system of economic security small business/entrepreneurship/audit and financial analysis: the magazine. - № 6. -M., 2008. -P. 263-275