Основные направления концепции и методики управления региональной экономической безопасностью развития и интеграции малого бизнеса
Main directions of the concept and methods of regional economic development and integration of small security
Чуднова Виктория Владимировна, аспирант Кисловодского института экономики и права
Victoria V. Chudnova Graduate Kislovodskogo Institute of economy and law
Аннотация. В статье автор выявляет виды существенных преимуществ развития малого бизнеса для формирования устойчивой, безопасной экономики региона, определяет концепцию и методику обеспечения региональной экономической безопасности стратегического развития и интеграции малого бизнеса.
Annotation. In the article, the author identifies the types of significant advantages of small business development for the formation of a stable, secure the economy of the region, defines the concept and methodology for ensuring security of the strategic regional economic development and integration of small business.
Ключевые слова: регион, малый бизнес, концепция, методика, стратегическое развитие; интеграция малого бизнеса; региональный мониторинг; региональный экспресс-анализ
Key words: region, small business, concept, methodology, strategic development; integration of small business; regional monitoring; regional express-analysis
Федеральная политика государства направлена на эффективное и результативное развитие, которое проявляется в формировании четких логических программ экономического роста и процветания национальной экономики через активизацию регионов России.
Устойчивое и безопасное региональное развитие невозможно без уча-
стия малого бизнеса. Стратегия подъема и развития малого бизнеса на перспективу до 2025 года должна приниматься в совместном творчестве региональной власти, малого бизнеса, научного сообщества в целях формирования общего плана и программ, направленных на осуществление поставленной цели, задач, принципов, механизма реализации конкретных мер.
В соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» структура малого и среднего предпринимательства определяется по европейскому критерию в зависимости: 1) от численности наемных работников занятых в бизнесе - до 100 человек; 2) годовой объем выручки (без налога на добавленную стоимость) - до 400 млн. руб.1.
Существенное значение имеет формирование и рост малого бизнеса, отмечает глава государства Российского Владимир Владимирович Путин: «Количество малых и средних предприятий у нас растет, хотя этот уровень еще далек от того, на котором он должен был бы находиться»2.
Особенно важным является формирование среднего класса - класса собственников и индивидуальностей, который в любой национальной экономике выступает гарантом стабильности, эффективного и динамического развития3. На региональном уровне необходимо учитывать, что, не нуждаясь в крупных стартовых инвестициях малый бизнес, прагматично использует собственные финансовые и материальные средства, а также определяет существенные преимущества для формирования устойчивой, безопасной экономики региона (рисунок 1).
1 Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [электронный ресурс]. ИСС КонсультантПлюс
2 Путин В.В.: Малый бизнес должен активнее участвовать в формировании ВВП [электронный ресурс]. 15.11.2012. «Российская газета» - www.rg.ru
3 Шохнех А.В. Теория и методология учета, контроля хозяйствующих субъектов малого бизнеса [Текст] / А.В. Шохнех. - М.: Маркетинг, 2008. - 336 с. С. 7-9 2
Формирование среднего класса, который является основным гарантом политической стабильности демократического общества
Увеличение доходов граждан и сглаживание диспропорции в благосостоянии различных социальных группах населения
Самоорганизация, самореализация, повышение уровня теоретических и
практических знаний
Организация деятельности с минимальными капитальными вложениями,
развитие сферы обслуживания
Высокая потребность в трудовых ресурсах, легкая обучаемость несложным операциям в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности
малого бизнеса
Востребованность в рабочих ресурсах, согласных работать с неполной занятостью, а также с невысоким уровнем дохода ( инвалиды, молодежь,
женщины)
Переквалификация работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают новую профессию на месте работы
Высокая конкурентная борьба определяет необходимость рисковать, осуществлять новые инновационные проекты
Формирование конкурентной среды
Мобилизацйя небольших сбережений предпринимателей, несклонных прибегать к услугам банковской системы, но готовых вкладывать финансовые и материальные ресурсы в собственное предпринимательство
Развитие услуг в виде обслуживающих мелких производств - аутсорсинг
Рисунок 1 - Виды существенных преимуществ развития малого бизнеса для формирования устойчивой, безопасной экономики региона
Формирование концепции и методики стратегического развития и интеграции малого бизнеса в регионе Волгоградской области определяется необходимостью обеспечить сбалансированное течение фактов хозяйственной жизни, законными методами применения экономических ресурсов средствами мониторинга, учета, анализа и внутреннего контроля для предотвращения уг-
роз и стабильного функционирования4.
В построении реального прагматичного сектора малого бизнеса власть должна помочь самоорганизовываться для обеспечения экономической безопасности их деятельности.
Исследования автора показывает, что концепцию и методику стратегического развития и интеграции малого бизнеса, а также обеспечения экономической безопасности нельзя формировать, не учитывая проявлений нестабильности, переходящей в турбулентность. Работа известного экономиста практика по развитию стратегии фирмы И. Ансоффа проводилась на концепции внешней турбулентности, где применялись только качественные эффекты5.
Разработанная И. Ансоффом модель внешней среды фирмы строилась по пятиуровневой шкале турбулентности, которая включала следующие ключевые качественные факторы: повторяющиеся; расширяющиеся; изменяющиеся; прерывающиеся; неожиданные.
Согласно данной концепции для каждого уровня турбулентности внешней среды может быть создана оптимальная модель рыночного поведения, которая определяется анализом частоты изменений окружающей среды и типов преобразований во внутренней среде хозяйствующего субъекта, является одним из главных условий ее стратегического успеха .
Именно поэтому в настоящее время активизировано исследование возможности обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов в условиях турбулентности.
Исследование автора показывают, что внешние условия неопределённости и риска обуславливают необходимость формирования концептуальных подходов стратегического развития и интеграции малого бизнеса с позиции
4 Шохнех А.В. Стратегические подходы к организации обеспечения безубыточной и непрерывной в долгосрочной перспективе деятельности хозяйствующих субъектов малого бизнеса // Аудит и финансовый анализ: Журнал. - № 6. - М., 2012. - С. 321 - 325
5 I. Ansoff. Stratégie management / I. Ansoff. - London: Macmillan, 1979. - 142 p.
6 Макарова Н.Н., Шохнех А.В. Турбулентный подход к системе обеспечения экономической безопасности экономических субъектов // Аудит и финансовый анализ: Журнал. - № 6. - М., 2012. - С. 397 - 400
обеспечения региональной экономической безопасности, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Концепция обеспечения региональной экономической безопасности стратегического развития и интеграции малого бизнеса
Составляющие концепции Характеристика составляющих концепции региональной экономической безопасности стратегического развития и интеграции малого бизнеса
Понятие региональной экономической безопасности стратегического развития и интеграции малого бизнеса Региональная экономическая безопасность стратегического развития и интеграции малого бизнеса - это синтез экономических и правовых условий, которые позволяют обеспечивать устойчивое осуществление фактов хозяйственной жизни в непрерывной, доходной, длительной перспективе законными, рациональными и эффективными методами
Содержание региональной экономической безопасности стратегического развития и интеграции малого бизнеса Организация условий, позволяющих выявлять, идентифицировать, устранять, принимать охранные меры, направленные на формирование состояние защищенности от возможных угроз процесса стратегического развития и интеграции малого бизнеса
Сущность региональной экономической безопасности стратегического развития и интеграции малого бизнеса Обеспечение региональной экономической безопасности стратегического развития и интеграции малого бизнеса сбалансированного осуществления фактов хозяйственной жизни эффективными и законными методами использования экономических ресурсов, на базе информационного ресурса мониторинга, учета, анализа и контроля
Цель и задачи ре гиональной экономической безопасности стратегического развития и интеграции малого бизнеса
Принципы региональной экономической безопасности стратегического развития и интеграции малого бизнеса 1. Прагматизм к внешним и внутренним условиям региона. 2. Бдительность к наступлению возможных угроз экономической безопасности стратегического развития и интеграции малого бизнеса. 3. Регламентация условий фактов предпринимательской жизни. 4. Соблюдение баланса ресурсов цикла предпринимательской сферы (мониторинг, учет, анализ, контроль). 5. Приоритет товарообмена участников стратегического развития и интеграции малого бизнеса. 6. Непрерывность мер воздействия экономической безопасности стратегического развития и интеграции малого бизнеса 7. Координация условий экономической безопасности стратегического развития и интеграции малого бизнеса региональной власти, субъектами малого бизнеса, научного сообщества 8. Обратная связь в предшествующем, текущем, последующем, прогнозном периоде времени процесса обеспечения экономической безопасности стратегического развития и интеграции малого бизнеса
Оценка надежности и эффективности региональной экономической безопасности стратегического развития и интеграции малого бизнеса 1. Определение структуры угроз экономической безопасности стратегического развития и интеграции малого бизнеса, разделение объективных, субъективных и турбулентных воздействий. 2. Оценка перечня мер для устранения угроз экономической безопасности стратегического развития и интеграции малого бизнеса. 3. Диагноз недостаточной эффективности мер обеспечения экономической безопасности стратегического развития и интеграции малого бизнеса. 4. Координация мер по устранению и предупреждению негативных воздействий на экономическую безопасность стратегического развития и интеграции малого бизнеса. 5. Качественная оценка результатов мер по устранению негативных воздействий и определение исполнителей, ответственных за реализацию предлагаемых мер. 6. Количественная оценка стоимости полученных результатов от устранения негативных воздействий.
Необходимость, выделения концептуальных подходов обеспечения экономической безопасности стратегического развития и интеграции малого бизнеса, определяется возможностью построения высокого уровня защиты
посредством синтеза социальных, правовых, экономических, технических инструментов, которые направлены на непрерывное, доходное осуществление фактов хозяйственной жизни; снижение риска угрозы растраты производственных ресурсов.
По мнению многих экономистов также необходимо учитывать турбулентное состояние, присущее любым экономическим системам, которые подвержены различным воздействиям, а именно выражающиеся в падении активности национальной экономики, и оказывающие влияние на динамику
7
развития входящих в нее социально-экономических систем .
Стратегическое управление региональной экономической безопасностью развития и интеграции малого бизнеса предлагается проводить по методике, позволяющей сформировать суждения об отсутствии существенных угроз достижения цели (рисунок 2).
Методика управления региональной экономической безопасностью стратегического развития и интеграции малого бизнеса структурируется по 5 блокам, которые включают: 1) формирование предварительного суждения о региональной экономической безопасности стратегического развития и интеграции малого бизнеса; 2) построение методики региональной экономической безопасности стратегического развития и интеграции малого бизнеса; 3) анализ регионального стратегического развития и интеграции малого бизнеса; 4) инструментарий уровня достижения регионального стратегического развития и интеграции малого бизнеса; 5) Формирование отчетов и механизма обратной связи по индикаторам регионального стратегического развития и интеграции малого бизнеса.
Также каждый блок методики структурируется по тематическим группам процедур, определяющих особенностей региональной экономической безопасностью развития и интеграции малого бизнеса.
7 Макарова Н.Н., Шохнех А.В. Турбулентный подход к системе обеспечения экономической безопасности экономических субъектов // Аудит и финансовый анализ: Журнал. - № 6. - М., 2012. - С. 397 - 400
Рисунок 2 - Методика управления региональной экономической безопасно-
стью стратегического развития и интеграции малого бизнеса
Первый блок методики «Формирование предварительного суждения о
региональной экономической безопасности стратегического развития и интеграции малого бизнеса» предполагает: 1) оценку суждений фокус-группы стратегического развития и интеграции малого бизнеса, которая должна выбрать и подтвердить целесообразный вариант к применению; 2) оценка качества и количества поступающей информационной базы стратегического управления, устанавливающая области возможных искажений информационного обеспечения, на базе которого принимаются региональные управленческие стратегические решения для достижения цели.
Второй блок методики «Построение методики региональной экономической безопасности стратегического развития и интеграции малого бизнеса» проводится с помощью следующих аналитических процедур: 1) процедуры формирования цели, задач, принципов, области регионального стратегического развития и интеграции малого бизнеса; 2) процедуры построения регионального инструментария стратегического развития и интеграции малого бизнеса; 3) процедуры построения мониторинга стратегического развития и интеграции малого бизнеса
Третий блок методики «Мониторинг регионального стратегического развития и интеграции малого бизнеса», включает: 1) мониторинг маркетинговой стратегии; 2) мониторинг стратегии производства и продаж; 3) мониторинг бюджетной стратегии; 4) мониторинг финансовых показателей.
Четвертый блок методики «Инструментарий анализа уровня достижения регионального стратегического развития и интеграции малого бизнеса» предполагает применение следующих направлений исследования: 1) экспресс-анализ региональной финансовой устойчивости и активности малого бизнеса; 2) экспресс-анализ региональной доступности и стратегии эффективности использования ресурсов малым бизнесом; 3) экспресс-анализ региональной инвестиционной привлекательности; 4) экспресс-анализ регио-
нальных сбалансированных показателей стратегического развития и интеграции малого бизнеса.
Пятый блок «Формирование отчетов и механизма обратной связи по индикаторам регионального стратегического развития и интеграции малого бизнеса» включает: 1) формирование отчета, раскрывающего конкретные отклонения и искажения, выявленные в региональном стратегическом развитии и интеграции малого бизнеса; 2) формирование механизма обратной связи по индикаторам регионального стратегического развития и интеграции малого бизнеса; 3) формирование координационных мер по устранению отклонений и искажений в региональном стратегическом развитии и интеграции малого бизнеса.
Применение, совершенствованных автором концептуальной основы и методики формирования региональной экономической безопасности стратегического развития и интеграции малого бизнеса позволит установить порядок и сформировать независимые суждения о целенаправленности, эффективности и потенциальных возможных достижениях роста и процветания Волгоградской области на фундаменте малого предпринимательства.
Литература
1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [электронный ресурс]. ИСС КонсультантПлюс
2. I. Ansoff. Stratégie management / I. Ansoff. - London: Macmillan, 1979. -142 p.
3. Макарова Н.Н., Шохнех А.В. Турбулентный подход к системе обеспечения экономической безопасности экономических субъектов // Аудит и финансовый анализ: Журнал. - № 6. - М., 2012. - С. 397 - 400
4. Путин В.В.: Малый бизнес должен активнее участвовать в формировании ВВП [электронный ресурс]. 15.11.2012. «Российская газета» - www.rg.ru
5. Развитие малого и среднего бизнеса в России [электронный ресурс] http://www.nisse.ru/business/article/article_1763.html
6. Шохнех А.В. Стратегические подходы к организации обеспечения без-
убыточной и непрерывной в долгосрочной перспективе деятельности хозяйствующих субъектов малого бизнеса // Аудит и финансовый анализ: Журнал.
- № 6. - М., 2012. - С. 321 - 325
7. Шохнех А.В. Теория и методология учета, контроля хозяйствующих субъектов малого бизнеса / А.В. Шохнех. - М.: Маркетинг, 2008. - 336 с.
Literature
1. Federal law from 24.07.2007 N 209-FZ «On the development of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation» [electronic resource]. ISS ConsultantPlus
2. I. Ansoff. Strategic management / I. Ansoff. - London: Macmillan, 1979. -142 p.
3. N. Makarova, A. Shokhnekh Turbulent approach to the system of maintenance of economic safety of economic entities//Audit and financial analysis: log. - № 6.
- М., 2012. - P. 397 - 400
4. V. Putin: Small businesses should be more involved in the formation of GDP
[electronic resource]. Dec 1st. "rossiyskaya Gazeta"-www.rg.ru
5. The development of small and medium-sized businesses in Russia [electronic resource] http://www.nisse.ru/business/article/article 1763.html
6. A Shokhnekh. Strategic approaches to achieve break-even and sustained over the long term the activity of managing subjects of small business//Audit and financial analysis: log. - № 6. - М., 2012. - P. 321 - 325
7. A.Shokhnekh. Theory and methodology of accounting, control subjects of small business/ A. Shokhnekh. -М.: marketing, 2008. -336 р.