Научная статья на тему 'Формирование исходящего информационно-методического обеспе-чения по результатам РСМУСМБ для управления развитием малого бизнеса органами региональной власти'

Формирование исходящего информационно-методического обеспе-чения по результатам РСМУСМБ для управления развитием малого бизнеса органами региональной власти Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / РЕГИОНАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельниченко Денис Владимирович

В статье автор приводит пять этапов выбора и последовательности применения процедур регионального стратегического мониторинга уровня самоорганизации малого бизнеса (РСМУСМБ): 1) определение области и цели применения процедур РСМУСМБ; 2) построение схемы выбора процедур РСМУСМБ; 3) процесс методики применения процедур РСМУСМБ; 4) анализ результатов применения процедур РСМУСМБ; 5) формирование информационно-методического обеспечения регионального управления развитием малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мельниченко Денис Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование исходящего информационно-методического обеспе-чения по результатам РСМУСМБ для управления развитием малого бизнеса органами региональной власти»

Формирование исходящего информационно-методического обеспечения по результатам РСМУСМБ для управления развитием малого бизнеса органами региональной власти

Мельниченко Денис Владимирович, аспирант;

Кисловодский институт экономики и права,

Россия, г. Кисловодск

The formation of the outgoing information and methodical support based on RSMUSMB small business development management bodies regional authorities

Denis Melnichenko, PhD student Kislovodsk Institute of Economics and law Russia, Kislovodsk

Аннотация: в статье автор приводит пять этапов выбора и последовательности применения процедур регионального стратегического мониторинга уровня самоорганизации малого бизнеса (РСМУСМБ): 1) определение области и цели применения процедур РСМУСМБ; 2) построение схемы выбора процедур РСМУСМБ; 3) процесс методики применения процедур РСМУСМБ; 4) анализ результатов применения процедур РСМУСМБ; 5) формирование информационно-методического обеспечения регионального управления развитием малого бизнеса.

Ключевые слова: формирование; информационно-методическое обеспечение; развитие; малый бизнес; региональная власть; региональные стратегические процедуры

Abstract: in this article the author gives the five stages of selection and sequence of the regional strategic monitoring level of self-organization for small business (RSMUSMB): 1) define the scope and purpose of the RSMUSMB; 2) build schema selection procedures RSMUSMB; 3) process technique of RSMUSMB; 4) analysis of the results of RSMUSMB; 5) formation of information and methodical support of the Regional Office of small business development

Key words: formation; informational and methodological support; development; small business; regional authorities; regional strategic procedure

Организация и осуществление регионального стратегического мониторинга уровня самоорганизации малого бизнеса (далее РСМУСМБ) предопределяет временные и финансовые расходы субъекта России. Так как сроки проведения регионального стратегического мониторинга уровня самоорганизации малого бизнеса ограничены, а финансовые потери региона необходимо свести к минимуму, то необходимо стремиться к выбору наиболее эффективных процедур мониторинга.

Процедуры регионального стратегического мониторинга уровня самоорганизации малого бизнеса являются инструментальным средством, позволяющим квалифицировано проводить исследования, устанавливать причины проблем и природу их образования (случайные, преднамеренные или действия непреодолимой силы). Система инструментальных средств включает перечень основных элементов, их содержание и специалистов, ответственных за их проведения для формирования информационно-методического обеспечения.

Исследования автора показывают, что в региональном стратегическом мониторинге уровня самоорганизации малого бизнеса инструментарием является: 1) методические приемы фактического исследования (сплошная и выборочная инвентаризация, осмотр, обследование, контрольные обмеры, контрольный запуск сырья, экспертиза и лабораторные анализы); 2) методические приемы подтверждающего исследования (сравнение и сопоставление, наблюдение, встречные проверки, обзор неопределенных обязательств, подтверждение, опрос, проверка механической прочности); 3) методические приемы аналитического исследования (простое сравнение, комплексный анализ с применением сложных статистических методов).

Выбор и применение соответствующих процедур регионального стратегического мониторинга уровня самоорганизации малого бизнеса даст воз-

можность повысить качество и сократить расходы времени на исследование объекта и предмета.

Применение региональных процедур к исследованию позволит установить соотношения и закономерности, основанные на сведениях о стратегии и самоорганизации малого бизнеса, а также коррелировать связи этих соотношений и закономерностей или причины возможных отклонений от нее1.

Региональные процедуры исследования стратегии и самоорганизации малого бизнеса могут проводиться как анализ и оценка полученной информации о финансовых и экономических показателях субъекта мониторинга. Применяемые процедуры в мониторинге подразумевают сопоставление остатков региональных активов, обязательств, капитала за различные периоды, плановых и фактических показателей отчетности, соотношений между различными данными отчетности и сопоставление их с данными предыдущих периодов.

Также бытует мнение, что процедуры - это действия, включающие: анализ отклонений фактических показателей отчетности и бюджета от плановых (сметных) показателей; сравнение показателей отчетного года с нормативными значениями, устанавливаемыми действующим законодательством или локальными нормативами; анализ динамики и структуры показателей отчетности за ряд лет, расчет и анализ некоторых относительных коэф-фициентов2.

Используя юридический принцип аналогии в региональном стратегическом мониторинге целесообразно применить понятие процедур анализа, которые законодательно установлены в Федеральном правиле стандарте аудиторской деятельности РФ № 20 «Аналитические процедуры», утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.04.2005 № 228. Данный регламент определяет понятие аналитических процедур, как анализ соотношений

1 Пономарева С.В. Разработка инструмента аудита хозяйственных операций с арендованным имуществом в сфере услуг для бизнеса // Международный бухгалтерский учет. 2011. N 33. С. 55 - 66

2 Гусарова Л.В. Методология внешнего аудита уставной и предпринимательской деятельности некоммерческих организаций // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2011. N 15. С. 43 - 53

3

и закономерностей, базирующийся на сведениях о субъекте, а также изучение данных соотношений и закономерностей. Данные процедуры включают в себя: а) рассмотрение финансовой и другой информации в сравнении: с сопоставимой информацией за предыдущие периоды; с ожидаемыми результатами деятельности (сметами или прогнозами, предположениями специалиста); с информацией аналогичных субъектов (отношения выручки от продаж к сумме дебиторской задолженности субъектов сопоставимого размера в той же отрасли экономики); б) рассмотрение взаимосвязей: между элементами информации, которые предположительно должны соответствовать прогнозируемому образцу, исходя из опыта специалиста; между финансовой и нефинансовой информацией (между расходами на оплату труда и численностью работников) 3.

По мнению автора, региональные процедуры регионального стратегического мониторинга самоорганизации малого бизнеса - это аналитические действия исследования наличия, направлений, силы связей, соотношений и закономерностей в различные временные фазы, которые применяются по данным входящего информационно-методического обеспечения субъекта мониторинга в целях сбора достоверных и надлежащих доказательств, подтверждений наличия стратегии и уровня самоорганизации.

Следовательно, процедуры регионального стратегического мониторинга включают следующие сегменты: метод простого сравнения, комплексный анализ; статистические исследования; анализ наличия, направлений и силы связей соотношений и закономерностей в различные временные фазы.

Предметом профессионального суждения в исследовании регионального стратегического мониторинга уровня самоорганизации малого бизнеса, является выбор способов и уровня применения процедур. Процедуры регионального стратегического мониторинга уровня самоорганизации малого бизнеса должны применяться:

3 Аналитические процедуры. Правило (стандарт) № 20. Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 N 228. «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 22.12.2011) [электронный ресурс]

1) при построении гипотезы возможного направления мониторинга;

2) в процессе формирования общего плана мониторинга;

3) при разработке программ к общему плану мониторинга;

4) в планировании уровня существенности;

5) в гипотетической оценке рисков;

6) при установке временных фаз мониторинга - предварительная, текущая, последующая, прогнозная;

7) при выборе видов и объема процедур;

8) в качестве процедур по существу финансового состояния малого бизнеса.

Процедуры регионального стратегического мониторинга выявляют наличие и качество стратегии, уровень самоорганизации малого бизнеса, определяет направления сбалансированного, устойчивого в долгосрочной перспективе хозяйствования с учетом влияния внешних экономических условий, уровень конкурентной борьбы.

Исследования автора позволяют выделить механизм, содержащий пять этапов выбора и последовательности применения процедур регионального стратегического мониторинга уровня самоорганизации малого бизнеса (РСМУСМБ): 1) определение области и цели применения процедур

РСМУСМБ; 2) построение схемы выбора процедур РСМУСМБ; 3) процесс методики применения процедур РСМУСМБ; 4) анализ результатов применение процедур РСМУСМБ;

5) формирование информационно-методического обеспечения регионального управления развитием малого бизнеса.

На первом этапе - определение области, цели, информационнометодического обеспечения применения процедур РСМУСМБ - необходимо четко сформулировать и понимать задание действий, в том числе оценить: человеческий потенциал как основу стратегии малого бизнеса; производственную составляющую с позиции запросов потребителей; гибкость реакции и

проведение перестройки в малом бизнесе в соответствии с динамикой изме-

5

нений внешних окружений; конкурентные возможности и преимущества; вариантность доходного хозяйствования в долгосрочной перспективе; стратегические возможности достижения поставленной цели; источники данных информационно-методического обеспечения (рисунок 1).

процедуры исследования человеческого потенциала - стратегии малого бизнеса

процедуры исследования производственной составляющей с позиции запросов потребителей

процедуры исследования гибкости реакции и проведение перестройки в малом бизнесе в соответствии с динамикой изменений внешних окружений

процедуры исследования конкурентных возможностей и преимуществ

процедуры исследования вариантности доходного хозяйствования в долгосрочной перспективе

процедуры исследования стратегической возможности достижения поставленной цели

процедуры исследования источников данных информационнометодического обеспечения

Рисунок 1 - Региональное определение области, цели, источников информационно-методического обеспечения применения процедур РСМУСМБ

Источник: составлено автором

По мнению автора, на втором этапе - Построение схемы выбора процедур РСМУСМБ - применяются следующие блоки:

1) процедуры РСМУСМБ стратегии развития малого бизнеса (процедуры оценки стратегии маркетинга; процедуры стратегии цикла производства; процедуры стратегии цикла продаж);

2) процедуры РСМУСМБ стратегии долгосрочной перспективы развития малого бизнеса (процедуры РСМУСМБ стратегии бюджетной политики; процедуры РСМУСМБ стратегии управления экономической устойчивостью; процедуры РСМУСМБ сбалансированной системы показателей) (рисунок 2).

Рисунок 2 - Региональный подход схемы выбора процедур РСМУСМБ

Источник: составлено автором

На третьем этапе - процесс методики применения процедур РСМУСМБ - определяют методы применения анализа, который выявляет наличие, направление и силу связей показателей в различные временные периоды, в том числе: сравнения; комплексного анализа; статистических исследований.

В диссертационном исследовании практически все показатели, характеризующие стратегию будут выражены нечисловыми данными, то есть не числом, а описательно (атрибутивно). Данные величины носят качественные признаки, так как мониторинг стратегии и самоорганизации малого бизнеса на уровне региональной оценки имеет природу нечисловой математики.

Данные показатели РСМУСМБ целесообразно разделить на группы, каждая из которых будет обладать частичными свойствами числовых данных. Выбор стратегии развития малого бизнеса из представленных сценариев

будет являться частным случаем такого признака, где выбирается подмножество из множества предложенных композиций.

В настоящее время нечисловая математика имеет широкое применение в исследовании показателей управления региона, деятельности бизнеса.

Показатели нечисловой природы характеризуют события и явления в теории и практике экономических исследований, в том числе: для стратегического менеджмента; в теории принятия решений; в управлении качеством

4

продукции; в технических науках, социологии, психологии и т.д. .

Роль нечисловой математики в исследовании хозяйствующих структур определяется возможностью формирования показателей по качественным признакам для принятия управленческих решений. В теории, нечисловую математику называют математикой нечисловых данных или математикой объектов нечисловой природы, которая является основой современной теории прикладной статистики. Следовательно, обобщением нечисловых данных, как и обобщением числовых данных (чисел, векторов, функций), являются элементы пространства произвольной природы5.

На четвертом этапе - анализ результатов применения процедур РСМУСМБ - необходимо: оценить надежность процедур РСМУСМБ; определить уровень доверия к результатам процедур РСМУСМБ; установить существенность рассматриваемых элементов стратегии и финансового состояния РСМУСМБ; определить уровень точности процедур РСМУСМБ; оценить риск применяемых процедур РСМУСМБ; исследовать отклонения от гипотезы результатов в РСМУСМБ, противоречащие другой информации, отличающиеся от предполагаемых величин (рисунок 3).

4 Шохнех А.В.Роль нечисловой математики в исследовании финансово-хозяйственной деятельности организации // Управление экономическими системами (электронный научный журнал). - 2012. - № 5 (41). - 0,5 п.л Ше://2012/1409-2012-06-15-П-08-33.Йт

5 Орлов А.И. Нечисловая статистика М.: МЗ-Пресс, 2004. - 345 с.[электронный ресурс] http://www.aup.ru/books/m162/

Рисунок 3 - Региональный анализ результатов применения процедур РСМУСМБ

Источник: составлено автором

При выявлении отклонений или противоречий от ожидаемых результатов, целесообразно исследовать расхождения и причины, декомпозированные по центрам ответственности в стратегическом управлении.

На пятом этапе - формирование исходящего информационнометодического обеспечения по результатам РСМУСМБ для власти регионального управления развития малого бизнеса - проследить процесс трансформации входящего информационно-методического обеспечения в исходящий информационный ресурс для регионального управления стратегическим развитием малого бизнеса (рисунок 4).

I. Входящее Субъекты регионального стратегического Ш.Исходящее

информационно- мониторинга уровня самоорганизации мало- информационно-

методическое го бизнеса методическое

обеспечение обеспечение

II.Трансформация входящего и получаемого ин-

формационно-методическое обеспечение для і

Управленческие цели регионального управления Функциональная

региональные

программы

*

Информация о внешней среде региона

Конституция РФ;

Гражданский Кодекс; Налоговый Кодекс; Стандарты; °н Правительствен-

« г

ные стратегические программы

Факты хозяйственной жизни малого бизнеса

0 Гипотетическая оценка о стратегии и самоорганизации малого бизнеса

Формирование Графика , плана и программ РСМУСМБ

и Анализ входящей информации

РСМУСМБ

0 Установка системы целевых показателей

РСМУСМБ

I] Формирование индикативных параметров

рСМусмб

Анализ

рисков

процедур

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РСМУСМБ

Л Формирование информации о результатах процедур РСМУСМБ для власти регионального управления развитием малого бизнеса

координации и обратной связи в

системе взаимодействия региональной власти управления и малого бизнеса

3 к 2 * « *

« Ч

^ и

« те

<г>

Вґ

<г>

о

■> К

Функциональная подсистема фокус-угрозы ошибок в системе взаимодействия региональной власти управления и малого бизнеса

« л ш

ю

о

те

« О 2ї

<г>

2

Рисунок 4 - Формирование исходящего информационно-методического обеспечения по результатам РСМУСМБ для управления развитием малого бизнеса органами региональной власти Источник: авторская разработка

Литература

1. Аналитические процедуры. Правило (стандарт) № 20. Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 N 228. «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 [электронный ресурс]. ИСС Консультант Плюс

2. Гусарова Л.В. Методология внешнего аудита уставной и предпринимательской деятельности некоммерческих организаций // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2011. N 15. С. 43 - 53

3. Орлов А.И. Нечисловая статистика М.: МЗ-Пресс, 2004. - 345 с. [электронный ресурс] http://www.aup.ru/books/m162/

4. Пономарева C.B. Разработка инструмента аудита хозяйственных операций с арендованным имуществом в сфере услуг для бизнеса // Международный бухгалтерский учет. 2011. N 33. C. 55 - 66

5. Шохнех А.В. Роль нечисловой математики в исследовании финансово-хозяйственной деятельности организации // Управление экономическими системами (электронный научный журнал). - 2012. - № 5 (41). - 0,5 п.л file://2012/1409-2012-06-15-11 -08-33.htm

Literature

1. Analytical procedures. Rule (standard) No. 20. Resolution of the Government of the Russian Federation from 16.04.2005 N 228. On the approval of the federal rules (standards) of audit activity regulation of the Government of the Russian Federation dated 23.09.2002 N 696 [electronic resource]. ISS Consultant Plus

2. L. Gusarova external audit Methodology authorized business and nonprofit organizations//accounting in budget and not-for-profit organizations. 2011 N 15. P. 43-53

3. A. Orlov Non-numerical statistics: MINISTRY of press, 2004. -345 p. [electronic resource] http://www.aup.ru/books/m162/

4. S. Ponomarev Audit tool Development operations with a leased property in services for businesses//international accounting. 2011 N 33. P. 55-66

5. A.Shokhnekh Role Non-numerical mathematics in the study of financial-economic activities of organizations//management of economic systems (electronic journal). is 2012. -No. 5 (41). -0.5 p l file://2012/1409-2012-06-15-11-08-33.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.