Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как фактор развития малого бизнеса в регионах России в посткризисный период'

Государственно-частное партнерство как фактор развития малого бизнеса в регионах России в посткризисный период Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
898
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / РЕГИОН / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / SMALL BUSINESSES / REGION / STATE SUPPORT OF SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубатых Ольга Николаевна, Колесниченко Елена Александровна

Статья посвящена исследованию перспектив применения механизмов государственночастного партнерства для развития малого бизнеса в регионах России. Рассматриваются инструменты институционального, финансового и инфраструктурного характера государственного регулирования и поддержки предпринимательства в рамках государственночастного партнерства. Дается характеристика основных направлений государственной поддержки малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE-PRIVATE PARTNERSHIP AS THE FACTOR OF DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESSES IN REGIONS OF RUSSIA DURING THE POSTCRISIS PERIOD

Article is devoted to research of prospects of mechanisms application of state-private partnership for small business development in regions of Russia. Tools of institutional, financial and infrastructural character of state regulation and support of business within the limits of state-private partnership are considered. The characteristic of the basic directions of the state support of small businesses is given

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как фактор развития малого бизнеса в регионах России в посткризисный период»

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНАХ РОССИИ

В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

О. Н. ЗУБАТЫХ, Е. А. КОЛЕСНИЧЕНКО

Статья посвящена исследованию перспектив применения механизмов государственночастного партнерства для развития малого бизнеса в регионах России. Рассматриваются инструменты институционального, финансового и инфраструктурного характера государственного регулирования и поддержки предпринимательства в рамках государственночастного партнерства. Дается характеристика основных направлений государственной поддержки малого бизнеса.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, малый бизнес, регион, государственная поддержка малого предпринимательства.

В условиях острого дефицита бюджетных средств, необходимых региональным органам власти для осуществления в достаточном объеме возложенных на них функций, происходит осмысление необходимости активного участия бизнеса в решении стратегических задач. На региональные бюджеты приходится основная нагрузка при реализации социально-значимых проектов. Для успешной реализации таких проектов должен быть выработан четкий механизм интеграции государственных и предпринимательских финансовых и иных ресурсов.

Масштабы развития малого бизнеса на современном этапе недостаточны для всестороннего оздоровления экономик регионов, что свидетельствует о необходимости активной поддержки малого бизнеса со стороны государственных структур [6].

Становление малого бизнеса в России началось со второй половины 1980-х гг. через арендные отношения, индивидуальную трудовую деятельность и кооперативы. За это время малый бизнес в своем развитии прошел несколько этапов.

На первом этапе (1985-1992 гг.) он развивался, как правило, в виде кооперативов, главной сферой деятельности которых были торговля (мелкооптовая и розничная) и услуги. Кроме того, возникало большое число кооперативов при крупных государственных предприятиях и в сфере науки. С этого времени начались также приватизация и акционирование в государственном секторе промышленности и разукрупнение государственных заводов.

Второй этап (1992-1994 гг.) характеризуется количественным ростом частных предпринимателей, являющихся полными собственниками своего дела на основе малой приватизации сферы торговли и услуг. Появился и новый вид деятельности - «челночный бизнес», получивший широкое распространение по всей стране.

Современный, третий этап развития малого бизнеса начался с 1995 г. Он характеризуется относительным замедлением, по сравнению со вторым этапом, темпов роста количества субъектов малого предпринимательства.

Государственная политика поддержки малого предпринимательства является самостоятельным системным направлением социально-экономической политики государства. Она строится на принципе создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства, особенно на тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект.

Почти во всех регионах разработаны собственные программы развития малого бизнеса, более чем в половине из них созданы специальные органы и фонды его поддержки.

Наиболее крупный регион России - Москва на начало 2004 г. занимала первое место в числе регионов по развитию малого бизнеса (190,9 тыс. предприятий). Далее следуют Санкт-Петербург (89,9 тыс.), области Московская (37,4 тыс.), Самарская (30,8 тыс.), Ростовская (24,2 тыс.), Свердловская (22,8 тыс.), Краснодарский край (29,6 тыс.) [5].

Однако, по сравнению с развитыми странами, по основным показателям развития малого предпринимательства большинство регионов находится на крайне низком уровне (табл. 1) [1].

Таблица 1

Основные показатели развития малого предпринимательства в России, США и Европе

Полномочия центра и регионов в отношении малого предпринимательства определены Законом о малом бизнесе 1995 г., в соответствии с которым государственная поддержка осуществляется в основном на региональном уровне. Остальные компетенции между Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами и муниципальной властью четко не разграничены (п. 2 ст. 7, п. 1 ст. 17) [4].

Региональные программы поддержки малого предпринимательства согласно действующему законодательству охватывают следующие позиции:

- формирование соответствующей инфраструктуры;

- установление налоговых льгот и ежегодное выделение из регионального бюджета средств на поддержку малого предпринимательства;

- передача на льготных условиях субъектам малого бизнеса недостроенных и пустующих объектов, а также нерентабельных предприятий; предоставление малому предпринимательству права первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости и т. д.

Интересный опыт государственной поддержки малого бизнеса накоплен в Челябинской области, где, в отличие от всей России, наблюдается устойчивый рост числа предприятий этой сферы. Ежегодно здесь проводятся областные съезды предпринимателей сферы малого бизнеса, создана мощная информационная база, и малые предприятия обеспечиваются бесплатной информацией по интересующим их вопросам. Для работников малого бизнеса систематически проводятся семинары и курсы. В целях преодоления административных барьеров ведутся специальные книги учета, куда заносится информация о том, кто, когда и кого проверял. Хорошо работающим предприятиям предоставляются

кредиты банка, а если бизнес-проект такого предприятия представляется перспективным, сулит новые рабочие места, то 50 % банковской ставки администрация области оплачивает безвозмездно. В результате этих и других мер по поддержке малого бизнеса в Челябинской области, где много крупных металлургических предприятий, 10 % доходов бюджета приносит именно деятельность малого бизнеса [5].

Важнейшими инструментами государственного регулирования и поддержки предпринимательства в рамках государственно-частного партнерства являются инструменты институционального, финансового и инфраструктурного характера.

Институциональное направление регулирования предпринимательских отношений включает в себя создание соответствующих государственных организаций, на которые законодательно возложены функции проведения государственной политики поддержки и регулирования, а также функции контроля над соблюдением данных мер. Основными задачами этих структур являются представление интересов предпринимательства в государственных органах; мониторинг потребностей предпринимательства; осуществление мер государственной поддержки предпринимателей.

По данным В. А. Рубе, проблемами малого бизнеса в России сегодня занимаются 10 различных учреждений, в том числе Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (74 региональных фонда), Фонд содействия предприятиям малых форм в научно-технической сфере (58 региональных отделений), Российская ассоциация развития малого предпринимательства (58 региональных отделений) и др. [7].

В России складывается парадоксальная ситуация, когда происходит постоянный рост количества разнообразных структур поддержки малого предпринимательства, формируются все новые общественные движения - союзы, ассоциации, объединения и даже создается новая предпринимательская партия, а бюджетная поддержка малого предпринимательства постоянно сокращается.

В 2005 г. на государственную поддержку малого бизнеса в России было направлено 15 млрд руб., а за тот же период на эти цели в США было израсходовано 3,5 млрд долл., в Японии - 3,7 млрд долл., в Германии - 4,7 млрд долл., во Франции -2,2 млрд долл. [2].

В этих условиях возрастает актуальность малобюджетных форм поддержки малых предпри-

Россия (на 1 июля 2004 г.) США и Европа

951 тыс. предприятий 22 млн предприятий (США)

6,6 предприятий на 1 тыс. чел. населения 30-40 предприятий на 1 тыс. чел. населения

11-13 % ВВП 50-60 % ВВП

17-19 % трудоспособного населения 50-75 % трудоспособного населения

ятий, их самоорганизации, развития общественных организаций и объединений. Достаточно прочное и заметное место среди негосударственных структур поддержки малого предпринимательства занимает Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП РФ), созданная в 1991 г. как общественное объединение предприятий и предпринимателей, представляющее интересы всех отраслей экономики, в том числе и малого предпринимательства.

Важнейшим и наиболее экономически обоснованным методом финансирования предпринимательства является кредитование, осуществляемое как непосредственно банками, так и специализированными организациями финансового характера - фондами финансовой поддержки предпринимательства. Классические банковские кредиты зачастую для большинства предпринимательских структур остаются недоступными из-за неадекватных условий кредитования, а также высоких процентных ставок. На сегодняшний день те же причины характерны и для кредитования посредством услуг фондов финансовой поддержки предпринимательства, в то время как они призваны обеспечивать льготные условия кредитования по сравнению с коммерческими банками. Предоставляемая фондами поддержки помощь представителям бизнеса минимальна, ее получают единичные предпринимательские структуры [8].

Те предприниматели, которые собираются открыть свое дело, вряд ли могут рассчитывать на помощь банка. Как правило, кредит дают тем, кто уже зарекомендовал себя на рынке, умело ведет бизнес и имеет хорошую кредитную историю. Сами банки отмечают, что наиболее существенным фактором, влияющим на решение о выдаче кредита, является финансовое состояние предприятия. Наиболее охотно банки кредитуют сферу торговли. На ее долю приходится почти 60 % их совокупного портфеля. Малые предприятия промышленности получают лишь 10 % от общего объема кредитов, предприятия в сфере услуг - 8,7 %, строительства - 5 %, науки - 1,5 %, жилищного строительства - 0,7 %, другие, в том числе и сельское хозяйство - 16,2 % [3].

Минимальная сумма кредита, на которое может рассчитывать малое предприятие, колеблется от 30 до 600 тыс. руб. и зависит не только от платежеспособности заемщика, но и от возможностей банка [3].

В кредитах, получаемых малыми предприятиями, значительный удельный вес имеют кредиты банков в суммах от 41 до 60 тыс. руб. Около

половины всех выданных кредитов (46 %) колеблются от 40 до 100 тыс. руб. [3].

Одна из проблем - сроки получения кредита. Большинство банков достаточно долго изучают возможности претендентов. Время, проходящее с момента подачи заявки до выдачи кредита малому предприятию, колеблется от 1-3 дней (31,9 % кредитов) до месяца (48,6 %). Примерно 18 % кредитов оформляется в срок от 4 до 25 дней. В среднем время прохождения заявки на выдачу кредита составляет 6 дней [3].

Для обеспечения доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам может быть использована система трехуровневой финансовой поддержки.

На верхнем уровне системы будут действовать коммерческие банки и другие крупные инвесторы, осуществляющие непосредственное кредитование масштабных инвестиционных проектов, в том числе проектов ГЧП, и социально значимых программ.

На среднем уровне будут функционировать фонд поддержки предпринимательства, лизинговые компании, охватывающие своими услугами территорию области.

На нижнем уровне финансовые услуги будут предлагаться организациями, ориентированными на работу с определенными группами предпринимателей по отраслевому или территориальному признаку. Это муниципальные фонды поддержки малого бизнеса, кредитные кооперативы, бизнес-инкубаторы.

Преимущества системы трехуровневой финансовой поддержки малого бизнеса заключаются в том, что все категории его субъектов получат доступ к финансированию, а инвесторы реализуют все востребованные виды финансовой поддержки.

Инфраструктурное направление государственного регулирования предпринимательства включает в себя создание и развитие специализированных негосударственных организаций, оказывающих поддержку субъектам предпринимательства. Практически инфраструктура создает каналы, по которым государственная поддержка доводится до ее получателя. Одновременно через элементы инфраструктуры реализуются отдельные рыночные услуги. Кроме того, через объекты инфраструктуры налаживаются деловые контакты и кооперация, что способствует самоорганизации малого предпринимательства (табл. 2).

Данное направление государственного регулирования предпринимательства существует и в

российской экономике, но не настолько масштабно, как хотелось бы, только ряд субъектов Российской Федерации на сегодняшний день серьезно озадачились созданием подобных структур.

В регионах России созданы и функционируют более 80 региональных фондов поддержки малого предпринимательства, 90 торгово-промышленных палат, почти 60 агентств поддержки малого пред-

принимательства, более 30 бизнес-центров и центров поддержки малого предпринимательства, 40 технопарков, более 50 бизнес-инкубаторов, 60 лизинговых компаний, более 100 ассоциаций и союзов предпринимателей, 13 палат ремесел, почти 100 учебно-деловых центров, центры правовой и экономической безопасности, экологический центр [3].

Таблица 2

Элементы инфраструктуры и институциональной среды малого предпринимательства

Секторы рынка малого предпринимательства Элементы инфраструктуры и институциональной среды

Капитал Фонды поддержки предпринимательства, банки, инвестиционные фонды и финансовые компании, страхование, гарантии, заказы, подряды, контракты, кредитные союзы (кооперативы)

Недвижимость Собственность, лизинговые компании, бизнес-инкубаторы, фонды нежилых помещений

Информация, консалтинг Информационные центры, территориальные агентства развития и поддержки предпринимательства, конкурсы, выставки, бизнес-центры

Технологии Технопарки, технологические центры, проектныве центры, внедренческие и инжиниринговые центры

Образовательные услуги Центры подготовки кадров, биржи труда, центры занятости, учебно-деловые центры, социально-деловые центры, бизнес-инкубаторы, палаты

Одним из базовых элементов инфраструктуры практически во всех регионах являются фонды поддержки малого предпринимательства, которые оказывают финансовую помощь эффективным проектам малых предприятий (как правило, в виде льготных кредитов). Кроме того, именно за счет средств этих фондов происходит частичное финансирование до насыщения инфраструктуры регионов или муниципальных образований отдельными элементами.

Значительный набор услуг - информационных, консалтинговых, рекламных, маркетинговых и других оказывают агентства развития предпринимательства. Как правило, региональные агентства тесно взаимодействуют с местными администрациями и служат своего рода проводниками региональной политики поддержки предпринимательства.

Программа мер по поддержке малого предпринимательства должна предусматривать привлечение малых предприятий к выполнению муниципального заказа. Необходимо более активно привлекать малый бизнес в эту сферу, установить обязательную квоту для малого предпринимательства в муниципальных заказах.

На данном этапе развития российского общества ярко выражена необходимость проведения параллельных коренных изменений государст-

венной политики в отношении предпринимательской деятельности с формированием общей благоприятной социальной среды. Меры реализации государственно-частного партнерства должны охватывать все субъекты предпринимательской деятельности, носить логически сформированный, комплексный характер.

В рамках внедрения мер государственночастного партнерства государственное регулирование в обязательном порядке ограничит административные препятствия на пути формирования и развития предпринимательской деятельности. Степень вмешательства государства непосредственно в процесс осуществления деятельности будет сведена к минимуму.

Исходя из вышеперечисленного, основные инструменты поддержки малого бизнеса в рамках государственно-частного партнерства могут быть представлены в виде схемы (рис. 1).

Таким образом, малый бизнес в регионе -это база для развития предпринимательской активности и один из решающих факторов инновационного развития. Поддержка малого бизнеса включает инфраструктурное, институциональное и финансовое направления. По мнению специалистов, инструменты ГЧП помогут малому бизнесу преодолеть негативные последствия кризиса.

Инструменты поддержки малого бизнеса в рамках ГЧП

Правовое обеспечение и защита малого предпринимательства Финансово-кредитная поддержка Информационнометодическая поддержка Налоговая поддержка Антимонопольная политика

1. Совершенствование ФЗ «О концессионных соглашениях» 1. Государственные целевые кредитные программы 1. Консультационные услуги 1. Льготная система налогообложения 1. Гибкая таможенная политика

2. Совершенствование законодательства о государственных закупках. 2. Предоставление льгот и субсидий 2. Информационнометодическое сопровождение малого бизнеса 2. Система ускоренной амортизации основных средств. 2. Обеспечение справедливых условий подрядных отношений

3. Совершенствование законодательства о малых предприятиях 3. Формирование ресурсов финансово-кредитных организаций 3. Финансирование консультационных центров, бизнес-инкубаторов и участие в их работе 3. Упрощение процедуры регистрации малых предприятий. 3. Контроль за равноправностью отношений крупных и малых предприятий

4. Разработка федерального законодательства о ГЧП 4. Формирование системы банковских услуг, нацеленных на малый бизнес 4. Разработка учебных материалов и обучающих курсов для малого бизнеса 4. Налоговые каникулы для предприятий отдельных отраслей 4. Предотвращение банкротств мелких предприятий

5. Разработка законов о статусе и льготах для малого бизнеса 5. Формирование трехуровневой системы финансовой поддержки малого бизнеса 5. Помощь в разработке инновационных технологий, упрощение процедуры выдачи лицензий 5. Налоговые льготы для предприятий ОЭЗ 5. Совершенствование действующего антимонопольного законодательства

Рис. 1. Инструменты поддержки малого бизнеса в рамках государственно-частного партнерства

Литература

1. Борисов С. Малое предпринимательство: в какой поддержке оно нуждается? // Человек и труд. 2005. № 1. С. 65-70.

2. Бутова Т. В., Ерхов М. В. Бизнес как объект воздействия государственной власти // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2008. № 2. С. 35-44.

3. Грушевская Г. П. Государственная поддержка развития малого бизнеса // Экономика и управление. 2006. № 4. С. 88-91.

4. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ. URL: http:// www.zaki.ru

5. Предпринимательство / под ред. Г. Б. Поляка, В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара. М., 2007.

6. Радюкова Я. Ю., Левченко Е. Ю. Перспективы развития кредитного сектора и сферы малого бизнеса в российской экономике // Региональная инвестиционная политика: от эксперимента - к практике: Мат-лы V экономического форума Центрального федерального округа. Тамбов, 2004

7. Рубе В. А. Институциональные аспекты организации малого бизнеса в развитых странах и в России. М., 2004.

8. Якунина И. Н., Назарова Т. Ю. Об особенностях управления на предприятиях малого бизнеса в условиях современной России (на примере семейного предпринимательства) // Социально-экономические

явления и процессы. Тамбов, 2007. № 2.

* * *

STATE-PRIVATE PARTNERSHIP AS THE FACTOR OF DEVELOPMENT OF SMALL

BUSINESSES IN REGIONS OF RUSSIA DURING THE POSTCRISIS PERIOD

O. N. Zubatykh, Ye. A. Kolesnichenko

Article is devoted to research of prospects of mechanisms application of state-private partnership for small business development in regions of Russia. Tools of institutional, financial and infrastructural character of state regulation and support of business within the limits of state-private partnership are considered. The characteristic of the basic directions of the state support of small businesses is given.

Key words: state-private partnership, small businesses, region, state support of small business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.