Научная статья на тему 'Концепция регионального стратегического мониторинга уровня самоорганизации малого бизнеса'

Концепция регионального стратегического мониторинга уровня самоорганизации малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / РЕГИОН / МОНИТОРИНГ / СТРАТЕГИЯ / САМООРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельниченко Денис Владимирович

В статье представляется авторская трактовка «региональный стратегический мониторинг уровня самоорганизации малого бизнеса»; дано сравнение понятийных дефиниций «стратегическое управление» и «оперативное управление» для цели формирования концепции, представлена авторская концепция регионального стратегического мониторинга уровня самоорганизации малого бизнеса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мельниченко Денис Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция регионального стратегического мониторинга уровня самоорганизации малого бизнеса»

Концепция регионального стратегического мониторинга уровня

самоорганизации малого бизнеса The concept of regional strategic monitoring level of self-organization

for small business

Мельниченко Денис Владимирович, аспирант;

Кисловодский институт экономики и права,

Россия, г. Кисловодск Denis Melnichenko, PhD student Kislovodsk Institute of Economics and law

Russia, Kislovodsk

Аннотация. В статье представляется авторская трактовка «региональный стратегический мониторинг уровня самоорганизации малого бизнеса»; дано сравнение понятийных дефиниций «стратегическое управление» и «оперативное управление» для цели формирования концепции, представлена авторская концепция регионального стратегического мониторинга уровня самоорганизации малого бизнеса

Ключевые слова: концепция; региональный стратегический мониторинг; малый бизнес; регион; мониторинг; стратегия; самоорганизация

Annotation. The article is the author's interpretation of the "regional strategic monitoring level of small business; comparison of conceptual definitions of strategic management and operational control "for the purpose of forming the concept, provided the author's concept of regional strategic monitoring level of self-organization for small business

Keywords: concept; regional strategic monitoring; small business; region; monitoring; the strategy; self-organization

Концепция регионального стратегического мониторинга уровня самоорганизации малого бизнеса должна формироваться на сущности дефиниций «регион», «мониторинг», «стратегия», «самоорганизация», «малый бизнес». Синтез понятийных определений, смысловой аппарат позволит сформиро-

вать инструмент организации информационно-методического обеспечения для регионального стратегического управления.

Проведение декомпозиции целостной экономики страны на регионы, определяется сложностью мирового рынка, быстрой динамикой ускоряющихся экономических процессов, этническими особенностями развития территориальных образований.

Понятие «национальная экономика» введено Густавом Шмоллером (1838—1917). Он определил «генетический подход» к исследованию экономики страны, облик которой формируют следующие факторы: социально-исторические; национально-психологические; этнические; антропологические. Шмоллер впервые обратил внимание на «экономическую психологию», определив, что в экономической политике не может быть единых правил и решений для всех стран и времен.

Также социолог Макс Вебер (1864—1920) поддержал школу Шмоллера и исследовал воздействие религии на жизнедеятельность народов и стран, что нашло отражение в известных трудах: «Протестантская этика и дух капитализма»; «Экономическая этика мировых религий»1.

В свою очередь, научные исследования провел русский религиозный философ Сергей Николаевич Булгаков (1871—1944), который в основу своего учения о путях национального ведения хозяйства заложил предпочтения: соборности; общности - личной свободе; отказ от корыстолюбия и предпринимательского отношения к природе; отчуждение от матери-земли.

Немецкий социолог и философ Вернер Зомбарт (1863—1941) предложил типизацию экономических систем и периодизацию экономической истории, определив исходным - «жизнь духа», то есть, национальный образ мыслей и активность интеллектуальных компонентов хозяйственной ориентации. Также он ввел понятие «психология предпринимательства», которая включает личностные особенности: динамизм характера; желание рисковать; свободу идей; способность начать деятельность после провала, то есть «с нуля». В.

1 Региональная экономика и управление: учебный материал / [электронный ресурс] http://gendocs.ru/v22056

Зомбарт разделил активность предпринимателей на «завоевателей», «организаторов» и «торговцев».

Исследования автора показывают, что выделение национальной экономики предполагает действенность следующих сфер: сфера производства, сфера распределения, сфера перераспределения, сфера обмена и сфера потребления2.

Однако для России - многонационального государства, включающей девять часовых зон (до 2011 - было 11 часовых поясов), особенно актуально научное применение регионального управления, местного самоуправления.

Региональное разделение национальной экономики позволяет: учитывать местные ресурсы, специфику методики и инструментарий управления; определять экономическое состояние регионов; эффективно организовывать управление и принимать решения региональными органами власти.

Научный подход к региональной экономике России можно выделить с 1920 года, который знаменуется составлением плана электрификации по графикам 10-15 летнего периода в региональном разрезе восьми экономических районов. Также свое продолжение региональное экономическое развитие прошло в период ускоренной индустриализации СССР, в годы «великого подъема» (1928-1940) .

Этот период строился на научной мысли экономической географии, такими учеными как: И.Г. Александров; В.Ф. Васютин; Н. А. Ковалевский; Н.Н. Колосовский; С.Г. Струмилин; Я.Г. и др.

Вторым научным подходом развития региональной экономики в России стал период формирования научного центра территориальной организации производительных сил (1950-1990гг) - «Совет по изучению производительных сил» (СОПС). На этом этапе проводилось руководство крупных научно-теоретических, методологических исследований, разработка

2 Региональная экономика / Под ред. Т.Г. Морозовой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. С. 38.

3 Видяпин В.И.,Степанов М.В. Региональная экономика. — 2007. -529с.[электронный ресурс] http://www. smartcat.ru /RegionEconomic/RegionalnayaEkonomika. shtml

генеральных схем развития и размещения производительных сил СССР, определялись региональные и отраслевые схемы. Необходимо отметить вклад ученых: Н.Н. Некрасова; А.И. Ведищева; А.Е. Пробста; С.В. Славина; Р.И. Шнипера и др. Экономико-математические методы в региональной экономике начали применять А.Г. Аганбегян, А.Г. Гранберг, М.М. Албегов, В.С. Немчинов и др.4.

В 1985 году начинается перестройка России, которая знаменуется принятием Конституции России всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Этот период можно определить как новы этап развития региональной экономики. Так, статья 5, п.1 Конституции РФ определяет, что «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации»5.

Конституция отражает федеративное устройство России - деление на федеральное, региональное и местное зонирование.

Для формирования научной модели «региональная экономика» существенное определение имеют нормы статьи 5 Конституции РФ: «Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти ... власти субъектов, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации»6.

На международном уровне формируется современная концепция дефиниции «региональная экономика». В декабре 1996 г. в г. Базеле на Ассамблее Регионов Европы принимают Декларацию по регионализму примерно 300 европейских регионов. В Декларации сформулированы ключевые

4 Видяпин В.И.,Степанов М.В. Региональная экономика. — 2007. -529с.[электронный ресурс] http://www. smartcat.ru /RegionEconomic/RegionalnayaEkonomika. shtml

5 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

6 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

принципы развития международных связей регионов . В свою очередь, исследования автора показывают, что дефиниция «регион» в региональной экономике России приравнивается к категории «субъект России».

В настоящее время, необходимость стратегического управления диктуется следующими неотъемлемыми факторами внешнего и внутреннего окружения региона, бизнес-среды. Проявляются новые запросы в окружении: появление современных желаний и изменение позиции потребителя; возрастание ресурсной конкуренции; развитие информационно-коммуникационных технологий, позволяющих с высокой скоростью распространить и получить информацию; легкая доступность современных технологий; изменение роли человеческих ресурсов.

Региональный стратегический мониторинг предполагает сбор и анализ информации о возможностях, потенциале, фактических достижениях стратегического управления в регионе.

Дефиниция «стратегическое управление» была введена в научный и деловой оборот в конце 60-х начале 70-х годов. Это было необходимо для установки границ между текущим управлением на уровне производства и высшим управлением.

Такие исследователи, как Шендел и Хаттен, Пирс и Робинсон представили основные постулаты стратегического управления в своих работах. Понятие «стратегическое управление» сводилось к переходу от оперативного управления к стратегическому для акцентирования внимания на скоростные изменения внешних условий бизнес среды, а также своевременной перестройки.

Основоположником школы стратегического управления в России является О.С. Виханский, определяющей стратегическое управление как интеллектуальный продукт высшего руководства, основанный на теории, знание

7 Насыров И.Р. Правовые аспекты международного сотрудничества регионов// Журнал российского права, 2006, N 2.[электронный ресурс]. ИСС КонсультантПлюс

которой позволяет более эффективно осуществлять управление организаци-ей8.

Однако, конструктивные определения дефиниции «стратегическое управление» были предложены авторитетными разработчиками теории стратегического управления. Так Шендел и Хаттен рассматривали стратегическое управление как «процесс определения и (установления) связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям». Хиггенс утверждает, что «стратегическое управление - это процесс осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением», Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации»9.

Сегментами стратегии являются миссия, видение, ценности и конкурентные преимущества. Миссия (mission) - это выражение философии организации и смысла ее существования, которая формируется высшим руководством, отвечающим за ее реализацию, ориентирована на перспективу. Видение (vision) - конкретизирует миссию; представляет собой краткое описание этапов выполнения миссии. Ценности и конкурентные преимущества дополняют и уточняют миссию и видение, определяют общий стиль работы, факторы развития выбранного направления10.

Для уточнения сущности стратегического управления в целях формирования концепции регионального стратегического мониторинга автором

8 Виханский О.С. Оценка и контроль выполнения стратегии / Гардарики, 2002. - 296 с. http://www.inventech.ru/lib/strateg/

9 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2006. — 670 с.

10 Зенкина И.В. Основы формирования системы показателей экономического субъекта в русле современных концепций стратегического управления // Экономический анализ: теория и практика. 2009. N 27. С. 34 - 39.

осуществлен сравнительный анализ дефиниций «оперативное управление» и «стратегическое управление» (таблица 1).

Таблица 1- Сравнительный анализ дефиниций «стратегическое управление» и «оперативное управление» для цели формирования концепции регионального стратегического мониторинга

Качественные показатели дефиниции

Стратегическое управление

Оперативное управление

Миссия, предназначение

Сбалансированное доходное хозяйствование субъекта в долгосрочной перспективе на основе динамичной реакции к внешнему окружению

Производство товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации

Объект концентрации

Предвидение изменений внешней среды в настоящей и будущей фазе времени, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении субъекта управления_

Наблюдение за внутренней средой субъекта, поиск путей более эффективного использования ресурсов

Учет фактора времени_

Установка деятельности в долгосрочной перспективе_

Установка на краткосрочную и среднесрочную перспективу

Основа построения системы управления

Функции и организационные структуры, процедуры, техника и технология

Метод управления персоналом

Взгляд на трудовые ресурсы как на основу организации, ее главную ценность и источник благополучия_

Взгляд на трудовые ресурсы как на исполнителей отдельных работ и функций_

Параметры эффективности управления

Своевременность, точность и скорость реакции на новый спрос меняющихся потребностей окружения

Доходность и рациональность использования производственных ресурсов_

Источник: составлено автором на основе изучения теории и практики стратегического управления, мнение автора

Исследования автора показывают, что развитие субъекта в долгосрочной перспективе во многом определяется качеством и достоверностью информационного обеспечения стратегического управления.

В настоящее время основой регионального эффективного управления является стратегическое мышление. Развитие стратегического мышления в региональном управлении, оценка уровня достижения стратегических целей, задач, планов, установок позволит определить региональный стратегический мониторинг.

Региональный стратегический мониторинг реализует стремление государства понять состояние страны с позиции: положений хозяйствующих

7

структур; ресурсного обеспечения; эффективного использования региональных активов.

Как форма особого контроля региональный стратегический мониторинг представляет собой не обсуждение целесообразности принятых правительством решений, а специальную методику, которая позволяет оценить ресурсную обеспеченность и реализуемость заявленных планов11.

В теории принятия управленческих решений определяющим фактором является надлежащее и достаточное информационно-методического обеспечение. Такой фактор необходимо формировать в процессе регионального стратегического мониторинга - новой формы государственного контроля, которая позволит оценить: региональный человеческий потенциал как основу стратегии; уровень активности производственной деятельности в регионе; соответствие производимой продукции в регионе запросам потребителей; региональную гибкость реакции и проведение быстрых изменений, отвечающих динамике внешнего и внутреннего окружения; региональные конкурентные преимущества; потенциал и возможности региона вести социально-экономическую деятельность в долгосрочной перспективе; перспективы достижения поставленных стратегических целей и задач.

Раскрывая дефиницию «малый бизнес» необходимо отметить, что федеральная политика государства направлена на эффективное социально-экономическое хозяйствование, которое проявляется в формировании логических программ экономического роста и процветания национальной экономики через активизацию регионов России.

Сбалансированное и безопасное региональное развитие невозможно без участия малого бизнеса. Формируемые и осваиваемые государственные программы, предполагающие стратегию подъема и развития малого бизнеса на перспективу до 2025 года должны координироваться в совместном творчестве с региональной властью, малым бизнесом, научным сообществом в

11 Кабашкин В.А., Мышов В.А. Совершенствование управления механизмами контроля и аудита на современном посткризисном этапе развития экономики//Международный бухгалтерский учет. 2011^ 4.С. 35-44

целях формирования общего плана и программ, позволяющих достигать подцели, решать задачи, применяя принципы, механизмы, конкретные меры.

В рыночной экономике России действуют три формы бизнеса, организуемые в зависимости от размера: крупный, средний, мелкий. На основании Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», структура малого и среднего предпринимательства определяется по следующим показателям: 1) численность наемных работников занятых в бизнесе - до 100 человек; 2) годовой объем выручки (без НДС) - до 400 млн. руб.

В странах Европейского союза, Северной Америки, Японии уровень

занятых в малом бизнесе составляет около 50-60% экономически активного

12

населения от общего числа . Однако в России проходит сокращение малого бизнеса и по численности, и по вкладу ВРП, и по инновационной составляющей.

Развитие региона, основанное на процессах воспроизводства должно строится на экономической эффективности малого бизнеса, который не нуждается в крупных начальных инвестициях, а прагматично использует собственные ресурсы, формируя «подушку безопасности региона» экономики региона.

Следовательно, формирование концепции и методики регионального стратегического мониторинга особенно актуально для информационно-методического обеспечения развития и интеграции малого бизнеса в регионе Волгоградской области.

В построении реального прагматичного сектора малого бизнеса власть должна помочь самоорганизоваться и стимулировать сбалансированное течение фактов хозяйственной жизни, законным использованием экономических ресурсов, средствами мониторинга, учета, анализа и внутреннего кон-

12 Шохнех А.В. Теория и методология учета, контроля хозяйствующих субъектов малого бизнеса: Монография / А.В. Шохнех. - Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2008. - 336 с. -

С 25

троля для предотвращения угроз стабильному функционированию13.

Отсутствие охранного регионального механизма защиты малого бизнеса влияет на низкую самоорганизацию малого бизнеса. Следовательно, основные положения концепции регионального стратегического мониторинга уровня самоорганизации малого бизнеса направлены на: формирование логично выстроенного информационно-методического обеспечения о социально-экономическом состоянии и положении малого бизнеса в регионе; выявление потенциала возможностей развития малого бизнеса в регионе;

1) выявление ресурсных резервов региона для использования малым бизнесом;

2) применение механизма использования региональных ресурсов в режиме экономии;

3) формирование информации о международном опыте развития малого бизнеса в странах с подобными погодно-климатическими условиями, географическим положением и рельефом региона России;

4) формирование стратегических и тактических целей социально-экономического развития малого бизнеса в регионах;

5) своевременный контроль целевого использования бюджетных средств на развитие малого бизнеса и конкретных правительственных программ регионов РФ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6) постановку механизма прозрачности и непредвзятости электронных конкурсов и аукционов федеральных, региональных и местных правительственных программ субъекта РФ для малого бизнеса;

7) формирование конкурентной способности малого бизнеса региона на международных рынках.

Территориальный подход формирования концепции регионального стратегического мониторинга уровня самоорганизации малого бизнеса представлен в таблице 2.

13 Шохнех А.В. Стратегические подходы к организации обеспечения безубыточной и непрерывной в долгосрочной перспективе деятельности хозяйствующих субъектов малого бизнеса // Аудит и финансовый анализ: Журнал. - № 6. - М., 2012. - С. 321 - 325

Таблица 2 - Территориальный подход формирования концепции регионального стратегического мониторинга уровня самоорганизации малого бизнеса

Положение концепции Характеристика положения концепции регионального стратегического мониторинга уровня самоорганизации малого бизнеса

Понятие регионального стратегического мониторинга уровня самоорганизации малого бизнеса Система непрерывного сбора, регистрации, обработки, группировки, анализа, синтеза внутренних и внешних данных о состоянии, положении и уровне самоорганизации малого бизнеса, его стратегической предпринимательской активности в регионе для формирования информационно-методического обеспечения в целях принятия координирующих региональных управленческих решений, направленных на социально-экономический рост и развитие населения субъекта России

Сущность регионального стратегического мониторинга уровня самоорганизации Организация научно-обоснованного, надлежащего и достаточного информационно-методического обеспечения результатов мониторинга для формирования и применения координирующего охранного механизма самоорганизации малого бизнеса, который направлен на социально-экономический рост и развитие населения региона

Цель и задачи стратегического мониторинга уровня самоорганизации малого бизнеса Цель. Формирование механизма исследования стратегии и уровня самоорганизации малого бизнеса в регионе России для организации достоверного информационно-методического обеспечения о действительном положении, достижениях и тенденциях развития стратегического роста малого бизнеса. Задачи: 1) выявление функциональной взаимосвязи малого бизнеса и региональной власти: законодательным нормам, Правительственным программам федерального, регионального, местного уровня, стандартам, обязательствам; 2) формирование региональной аналитической и синтетической информации о состоянии и самоорганизации малого бизнеса; 3) построение обратной связи результатов мониторинга: в управлении субъектом РФ по центрам ответственности; малого бизнеса и региональной власти; 4) выявление и координация отклонений от региональных стратегических целей и задач развития малого бизнеса; 5) разработка и контроль региональных показателей развития и самоорганизации малого бизнеса; 6) формирование критических показателей состояния малого бизнеса в регионе; 7) разработка инструментальных средств регионального стратегического мониторинга уровня самоорганизации малого бизнеса; 8) формирование и применение регионального охранного механизма самоорганизации малого бизнеса в регионе

Концептуальные целевые показатели и индикаторы регионального стратегического мониторинга 1) Формирование логично выстроенного информационно-методического обеспечения о социально-экономическом состоянии и положении малого бизнеса в регионе; 2) выявление потенциала возможностей развития малого бизнеса в регионе; 2) выявление ресурсных резервов региона для использования малым бизнесом; 3) применение механизма использования региональных ресурсов в режиме экономии; 4) формирование информации о международном опыте развития малого бизнеса в странах с подобными погодно-климатическими условиями, географическим положением и рельефом региона России; 5) формирование стратегических и тактических целей социально-экономического развития малого бизнеса в регионах; 6) своевременный контроль целевого использования бюджетных средств на развитие малого бизнеса и конкретных правительственных программ регионов РФ; 7) постановка механизма про-

зрачности и непредвзятости электронных конкурсов и аукционов федеральных, региональных и местных правительственных программ субъекта РФ для малого бизнеса; 8) формирование конкурентной способности малого бизнеса региона на международных рынках

Система регионального мониторинга Организация системы регионального мониторинга: 1) субъект регионального стратегического мониторинга (региональная власть, субъекты малого бизнеса); 2) объект (деятельность регионального управления развития малого бизнеса; стратегия малого бизнеса) и предмет (механизмы управления регионального развития малого бизнеса; стратегические цели, задачи, механизм самоорганизации и т.д.) регионального мониторинга; 3) инструментальные средства регионального стратегического мониторинга; 4) система показателей регионального стратегического мониторинга самоорганизации малого бизнеса; 5) построение индикативных параметров регионального стратегического мониторинга уровня самоорганизации малого бизнеса; 6) область исследования регионального стратегического мониторинга уровня самоорганизации малого бизнеса; 7) установка временного поля регионального стратегического мониторинга уровня самоорганизации малого бизнеса

Постулаты регионального стратегического мониторинга 1) Согласованность и полномочие применяемых показателей регионального стратегического мониторинга уровня самоорганизации малого бизнеса, связь с локальными стратегическими целями и задачами региональных центров ответственности; 2) анализ и синтез слабых и сильных сторон стратегии и уровня самоорганизации малого бизнеса; 3) достоверность информационно-методического обеспечения для принятия региональных управленческих решений социально-экономического развития и роста населения субъекта РФ; 4) постановка независимости в процессе регионального стратегического мониторинга

Принципы регионального мониторинга 1) Системность - формирование элементов взаимодействия в мониторинге; 2) контроль действий - надзор и инспектирование процессов, явлений, событий, решений; 3) уместность - выявление области исследования и согласованные временные периоды; 4) публичность - стимуляция устранения выявленных искаже-ний14; 5) независимость - свобода от каких либо влияний на искажение результатов; 6) непрерывность - постоянный надзор показаний о явлении и процессе в предварительном, текущем, последующем временных фазах; 7) принцип механизма обратной связи - согласование и координация действий по результатам мониторинга; 8) логическая последовательность процедур -своевременное применение разработанных инструментальных средств регионального стратегического мониторинга

Источник: составлено автором на основании изучения теории и практики регионального мониторинга, а также Правительственных программ развития экономики России и регионов, мнение автора

Территориальный подход формирования концепции регионального

стратегического мониторинга уровня самоорганизации малого бизнеса позволит сформировать общее теоретическое представление о взаимодействии региональной власти и малого бизнеса, а также определить подходы направ-

14 Электронный ресурс правозащитной организации http://www.mhg.ru/work/13DFFBB

лений функциональных и технологических особенностей четким набором методик и действий. В конечном итоге стимулирование стратегичности и самоорганизации малого бизнеса направлено на социально-экономический рост и высокую самодостаточность населения региона России.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

2. Видяпин В.И.,Степанов М.В. Региональная экономика. — 2007. -529с.[электронный ресурс] http://www. smartcat.ru /RegionEconomic/RegionalnayaEkonomika.shtml

3. Виханский О.С. Оценка и контроль выполнения стратегии / Гардарики, 2002. - 296 с. http://www.inventech.ru/lib/strateg/

4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2006. — 670 с.

5. Зенкина И.В. Основы формирования системы показателей экономического субъекта в русле современных концепций стратегического управления // Экономический анализ: теория и практика. 2009. N 27. С. 34 - 39.

6. Кабашкин В.А., Мышов В.А. Совершенствование управления механизмами контроля и аудита на современном посткризисном этапе развития экономики//Международный бухгалтерский учет. 2011.N 4.С. 35-44

7. Насыров И.Р. Правовые аспекты международного сотрудничества регионов// Журнал российского права, 2006, N 2.[электронный ресурс]. ИСС КонсультантПлюс

8. Региональная экономика и управление: учебный материал / [электронный ресурс] http://gendocs.ru/v22056

9. Региональная экономика / Под ред. Т.Г. Морозовой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. .[электронный ресурс]. ИСС КонсультантПлюс.

10. Шохнех А.В. Теория и методология учета, контроля хозяйствующих субъектов малого бизнеса: Монография / А.В. Шохнех. -Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2008. - 336 с. - С 25

11. Шохнех А.В. Стратегические подходы к организации обеспечения безубыточной и непрерывной в долгосрочной перспективе деятельности хозяйствующих субъектов малого бизнеса // Аудит и финансовый анализ: Журнал. - № 6. - М., 2012. - С. 321 - 325

12. Электронный ресурс правозащитной организации http://www.mhg.ru/work/13DFFBB

Literature

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993)

2. V.Vidjapin, M.Stepanov Regional economy. — 2007. -529p.[electronic resource] http://www. smartcat.ru

3. O.Vihanckij. Evaluation and monitoring of implementation strate-gies/Gardariki, 2002. -296 p. http://www.inventech.ru/lib/strateg/

4. O.Vihanskij, A.Naumov Management: tutorial/O.s. Vihanskij, A.i. Nau-mov. -4 ed., revised. and extras. -M.: Ekonomist", 2006. -670p

5. I. Zenkin, Bases of formation of the system of indicators of an economic subject, in line with modern concepts of strategic management//economic analysis: theory and practice. 2009. (N) 27. S. 34-39.

6. V. Kabashkin, V.Myshov Improved management controls and audit at the modern stage of development of the post-crisis economy//international accounting. 2011. N 4, p. 35-44

7. I. Nasyrov Legal aspects of international cooperation of regions/Journal of Russian law, 2006, no. 2.[electronic resource]. ISS Consultant Plus

8. Regional Economics and management: training material/[electronic resource] http://gendocs.ru/v22056

9. The regional economy. T. Morozova. — M.: banking and stock exchange, unity, 1995. [electronic resource]. ISS Consultant Plus

10. A Shokhnekh. Strategic approaches to achieve break-even and sustained over the long term the activity of managing subjects of small business//Audit and financial analysis: log. - № 6. - M., 2012. - P. 321 - 325

11. A.Shokhnekh. Theory and methodology of accounting, control subjects of small business/ A. Shokhnekh. -M.: marketing, 2008. -336 p.

12. Electronic resource of the human rights organization http://www.mhg.ru/work/13DFFBB

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.