Элементы функциональной системы регионального стратегического мониторинга взаимодействия региональной власти и малого бизнеса
Elements of a functional system of regional strategic monitoring of the interaction between regional authorities and small businesses
Мельниченко Денис Владимирович, аспирант;
Кисловодский институт экономики и права,
Россия, г. Кисловодск Denis Melnichenko, PhD student Kislovodsk Institute of Economics and law
Russia, Kislovodsk
Аннотация. В статье представлены элементы функциональной системы регионального стратегического мониторинга взаимодействия региональной власти и малого бизнеса; дана характеристика функциональных элементов системы регионального мониторинга
Ключевые слова: концепция; региональный стратегический мониторинг; малый бизнес; регион; мониторинг; стратегия; самоорганизация
Annotation. The article presents elements of a functional system of regional strategic monitoring of the interaction between regional authorities and small businesses; the characteristic of the functional elements of the regional monitoring system
Keywords: concept; regional strategic monitoring; small business; region; monitoring; the strategy; self-organization
В условиях мирового кризиса для развития малого бизнеса особенно актуален региональный мониторинг. Жесткая конкуренция и инфляционные процессы, в настоящее время, влияют на спад объемов производства и ухудшение социально-экономических условий. Региональное управление экономического развития малого бизнеса балансируется точечными решениями, которые формируются на базе информации регионального стратегического мониторинга, позволяющего выстроить систему координации и обратной связи, направленную на реактивную перестройку при изменениях внешних и внутренних условий.
Построение функциональных элементов системы регионального стратегического мониторинга направлено на обеспечение связи между мотивацией развития региона и стратегической целью развития субъекта малого бизнеса. Открытость и логика взаимодействия региона и малого бизнеса направлены на: 1) обеспечение достоверной и полной информацией субъектов регионального мониторинга в короткие сроки; 2) защиту региональных активов; 3) предотвращение мошенничества, коррупции; 4) выявление и исправление отклонений от цели. Функциональные элементы системы регионального мониторинга включают: 1) подсистему координации и обратной связи действий субъектов, которая строится на принципах различных интересов; 2) подсистему фокус-угрозы ошибок (таблица 1).
Следовательно, координация и обратная связь регионального управления развития малого бизнеса, достижение цели уже принятых решений; скоростная реакции на изменения внешней и внутренней среды, своевременная корректировка методов реализации региональных решений - это и есть цель подсистемы регионального мониторинга.
Таблица 7 - Элементы функциональной системы регионального стратегического мониторинга взаимодействия региональной власти и малого бизнеса
Подсистема Характеристика подсистемы регионального стратегического Информаци-
мониторинга мониторинга онное обес-
печение
Подсистема координации и обратной связи взаимодействия региональной власти и малого бизнеса
Система регионального стратегического мониторинга, включает подсистему координации и обратной связи взаимодействия региональной власти и малого бизнеса, которая основывается на принципах координации действий региональной власти и малого бизнеса. Разделяет статусы власти и бизнеса, полномочий хозяйствования, координацию прав и обязанностей региональной власти и малого бизнеса. Координация правовых регламентов - нормы права принимает один слой населения - региональная власть, а исполняет - другое население - малый бизнес. Цель подсистемы регионального стратегического мониторинга заключается в координации и обратной связи генезиса идей в региональном управлении и малом бизнесе, оценке достижении цели уже принятого регионального решения власти и малого бизнеса, скоростной координации на изменения внешнего и внутреннего окружения; своевременной корректировки алгоритмов принятых программ стратегического развития
Законодательное; маркетинговое; финансовое; производственное; юридическое; договорное государственно-частное партнерство; аналитическое
Подсистема фокус-угрозы ошибок взаимодействия региональной власти и малого бизнеса
Система регионального стратегического мониторинга включает подсистему фокус-угрозы ошибок, в которой формируется отчетливое изображение областей внешнего и внутреннего окружения региона и малого бизнеса, наиболее подверженных мошенническим и коррумпированным воздействиям. Возможные несанкционированные воздействия включают следующие области: нормативное региональное регулирование (внешнее и локальное); региональные долговые обязательства; договорные требования государственно-частного партнерства; региональную политику (финансовую, налоговую, управленческую); региональная отчетность (финансовая, налоговая, управленческая); доходы и расходы региона и малого бизнеса; производственные процессы региона и малого бизнеса; показатели финансового положения региона и малого бизнеса в частности; результаты деятельности региона и малого бизнеса; денежные потоки региона и малого бизнеса в частности; заработную плату в среднем в регионе и малом бизнесе в частности; доступ к информационным ресурсам
Учетное (финансовое, налоговое, управленческое) обеспечение; аналитическое обеспечение; финансовое обеспечение; юридическое обеспечение; договорное обеспечение
Источник: составлено автором
Формирование качественных регламентов функциональной системы регионального стратегического мониторинга подсистемы координации и обратной связи действий региональной власти и субъектов малого бизнеса с учетом международного и национального законодательства определяет построение эффективного стратегического и оперативного управления. Система регионального мониторинга является основой эффективного и действенного стратегического, оперативного управления, точечной философией региональной власти развития малого бизнеса, которая позволит выявить: степень готовности и возможности рисковать в региональной активности пред-
принимательства; уровень и причины стремления избегать возможных рисков; уровень прогнозирования доходов и расходов, вероятность получения прибыли или убытка в регионе; уровень формирования гибкой структуры регионального управления; уровень исполнения региональных регламентов, стратегических программ; уровень системы регионального управления, направленной на согласованную и обратную связь регионального управления и роста предпринимательской активности.
Эволюция мониторинга в России проявляется в появлении и применении его новых организационных классов, видов, групп, форм и признаков, которые обуславливались особенностями функционирования хозяйствующих субъектов, формой собственности, отраслевой специфики, сферой деятельности. Так, обеспечение сбалансированного течения фактов хозяйственной жизни в регионе законными методами использования экономических ресурсов возможно средствами учета, анализа и внутреннего контроля для предотвращения угроз и стабильного функционирования малого бизнеса1.
Риск неумелого регионального управления также велик, как и человеческий фактор коррумпированности. Неумелое региональное управление не только не отвечает интересам регионального развития, но также противоречит этим интересам, и в конечном итоге приводит к стагнации региона, сокращению бизнеса, банкротству малого бизнеса в результате монополистической конкуренции крупных предприятий. Формирование функциональной системы регионального мониторинга предполагает устранение угроз рисков мошенничества и коррупции.
Общие финансовые потери в мире, связанные с мошенничеством и коррупцией трудно квантифицировать. При этом кризис только способствует росту мошеннических и коррумпированных операций2.
Исследования авторов показывают, что в региональном управлении преднамеренному и непреднамеренному искажению подвержены все области
1 Зимакова Л.А. Основные подходы к формированию системы стратегического управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2011. N 33. С. 36 - 40
2 Колюшенко Н.Ф. Мошенничество с применением документарных инструментов // Международные банковские операции. 2009. N 4. С. 89 - 97
финансово-хозяйственной деятельности, как региона, так и малого бизнеса в частности. Следовательно, функциональная система регионального мониторинга также может формироваться как система, выявляющая, координирующая и устраняющая искажения от мошеннических действий.
В функциональной системе регионального мониторинга под искажением понимается разница между фактической суммой, классификацией, представлением или раскрытием финансовой отчетности и суммой, классификацией, представлением или раскрытием того, что требуется для отчета в соответствии с действующей системой финансовой отчетности3.
Функциональная система регионального мониторинга, как надстройка, фокусирующая угрозы искажений формируется на этапе выявления областей внешнего и внутреннего окружения региона, которые наиболее подвержены мошенническим, коррумпированным воздействиям, а именно: региональное правовое внешнее и локальное регулирование; региональные долговые обязательства; договорные требования государственно-частного партнерства; региональная политика (финансовая, налоговая, управленческая); региональная отчетность (финансовая, налоговая, управленческая); региональные бюджетные доходы и расходы; производственные процессы малого бизнеса; показатели финансового положения малого бизнеса; результаты деятельности малого бизнеса; денежные потоки малого бизнеса; уровень заработной платы в малом бизнесе; информационное обеспечение малого бизнеса.
Исследование автора показывает, что для изучения искажений в функциональной системе регионального мониторинга особенно актуальным является использование термина «фокус-угроза ошибок». Фокусирование - это сосредоточение внимания на отдельном виде деятельности - анализ по видам
4
деятельности .
3 Суглобов А.Е., Пименов Д.М. Оценка искажений, выявленных в ходе аудита. Международный стандарт аудита 450 // Международный бухгалтерский учет. 2011. N 46. С. 42 - 50
4 Зимакова Л.А. Основные подходы к формированию системы стратегического управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2011. N 33. С. 36 - 40
В толковом словаре Ожегова термин «фокус» имеет несколько значений, каждое из которых в своем толковании совершенно определенно подходит к процессу выявления, идентификации, анализу, а затем последующему устранению угроз искажений, как преднамеренных, так и непреднамеренных фактов хозяйственной жизни субъекта экономики. Фокус: 1) точка пересечения преломленных или отраженных лучей, падающих на оптическую систему параллельным пучком; 2) точка, в которой объектив создает отчетливое изображение предмета; 3) быть в фокусе - попасть в центр внимания; не попасть в фокус; 4) очаг воспалительного процесса; 5) средоточие, центр5.
Следовательно, фокус-угроза ошибок взаимодействия региональной власти и малого бизнеса - это концентрация внимания и действий на возможные преднамеренные, непреднамеренные вмешательства в региональное взаимодействие власти и бизнеса, выявление их среды, состава, разработка методов противостояния и устранения. Исследование авторов показывает, что структурная логика системы регионального мониторинга должна формироваться с позиции синтеза подсистем: 1) координации и обратной связи взаимодействия региональной власти и малого бизнеса; 2) фокус-угрозы ошибок взаимодействия региональной власти и малого бизнеса.
Функциональная система регионального мониторинга может формироваться на классических компонентах общего контроля, а так же подходах к выявлению источников информации об искажениях, недобросовестных действиях (мошенничестве), коррумпированных действиях.
Исследования автора показывают, что система регионального мониторинга по аналогии теории стандартов аудиторской деятельности строится на пяти функциональных элементах: 1) область регионального мониторинга; 2) процесс оценки рисков регионального мониторинга; 3) входящая информационная система регионального мониторинга; 4) процедурные действия регионального мониторинга; 5) оценка средств регионального мониторинга.
5 Толковый словарь Ожегова. 2009 - 2012 // [электронный ресурс] http://www.ozhegov.su
Характеристика функциональных элементов системы регионального мониторинга представлена в таблице 8.
Таблица 8 - Характеристика функциональных элементов системы ре-
гионального мониторинга6
Функциональные элементы Характеристика функциональных элементов системы регионального мониторинга
Область регионального мониторинга Область регионального мониторинга включает позицию, осведомленность и действия представителей региональной власти, собственников и руководства малого бизнеса относительно системы регионального мониторинга, а также понимание значения такой системы для деятельности лица. Среда регионального мониторинга лица оказывает влияние на сознательность представителей региональной власти, малого бизнеса в отношении мониторинга. Являясь основой для эффективной системы взаимодействия, региональный мониторинг обеспечивает сдерживающий фактор от возможных мошеннических и коррупционных действий, а также поддержание законодательного, дисциплинарного порядка (человеческий фактор)
Процесс оценки рисков регионально-го мониторинга Оценка рисков регионального мониторинга представляет собой процесс выявления и, по возможности, устранения угроз эффективным условиям взаимодействия региональной власти и малого бизнеса, а также вероятностных последствий. Для целей экономического развития малого бизнеса в регионе целесообразно в процессе оценки рисков установить механизм действий, индикативные значения, определяющие вероятность и уровень угрозы, а также антирисковые управленческие решения на уровне региональной власти и малого бизнеса
Входящая информационная система регионального мониторинга Формирование и применение региональных информационных систем сбора доказательств регионального мониторинга на базе: технических средств; программных обеспечений; кадров; соответствующих программных процедур; входящих данных. Информационное обеспечение применяет методы и способы, выполняющие следующие процедуры: 1) идентификация и регистрация правомерных действий региональной власти и малого бизнеса; 2) своевременность и достаточность фиксации взаимодействий региональной власти и малого бизнеса для классификации процедур, формирующих эффективные условия; 3) анализ и оценка ресурсов региона (активов, обязательств, капитала) отраженных в отчетности региона и малого бизнеса в надлежащем суммовом выражении; 4) выбор временного поля - предварительного, текущего, последующего, прогнозного, в котором реализуется механизм взаимодействия региональной власти и малого бизнеса; 5) конкретизация необходимой информации
Процедурные действия регионального мониторинга Процедурные действия включают политику и действия, которые помогают удостовериться, что эффективное взаимодействие региональной власти и малого бизнеса осуществляется. Процедурные действия имеют различные цели и применяются на различных организационных и функциональных уровнях. Процедурные действия, сгруппированы по следующим категориям методов: 1) проверка выполнения механизма регионального взаимодействия власти и малого
6 Правило стандарт № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка риска существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности», утвержденное Постановлением Правительства РФ № 696. 23.09.2002 (ред. от 22.12.2011). ИСС КонсультантПлюс.
бизнеса предполагает: обзорные проверки и анализ фактических показателей в сравнении с прогнозными показателями; обзорные проверки и анализ фактических показателей в сравнении с показателями за предыдущие периоды; соотнесение между собой различных данных (управленческих и финансовых), анализ их соответствия, выводы об обнаруженных расхождениях и предпринимаемые в этих случаях корректирующие действия; сопоставление внутренних данных со сведениями, полученными из внешних источников информации; 2) синтез и анализ входящей информации предполагает применение общей политики и процедур; 3) проверка наличия и состояния региона и малого бизнеса направлена на обеспечение сохранности региональных ресурсов; 4) ротация представителей власти и разделение обязанностей, то есть, наделение сотрудников полномочиями санкционирования действий от имени региональной власти
Оценка средств регионально-го мониторинга Представляет собой процесс оценки эффективного регионального мониторинга во времени. Включает текущую оценку организации и применение средств регионального мониторинга, а также осуществление необходимых корректирующих мероприятий вследствие изменения условий деятельности. Мониторинг осуществляется с целью обеспечения непрерывной эффективной работы средств контроля. Мониторинг средств контроля осуществляется путем проведения непрерывных мероприятий, отдельных проверок текущего взаимодействия региональной власти и малого бизнеса. Информация регионального мониторинга может позволить в текущем времени подвергнуть сомнению и предотвратить мошеннические и коррумпированные действия, которые значительно отличаются от планов, смет регионального государственно-частного партнерства
Источник: составлено автором по аналогии теории стандартов аудита
Информационное обеспечение регионального мониторинга формируется на данных учетной, аналитической, маркетинговой, юридической информации фактов хозяйственной жизни.
Региональный мониторинг взаимодействия региональной власти и малого бизнеса в подсистеме координации и обратной связи, может быть эффективным в случае получения и использования достоверной и своевременной информации о состоянии региональной управляемой системы.
В подсистеме фокус-угрозы ошибок представляется возможность выявить отклонения от принятых и утвержденных нормативных законоположений, правил, процедур, а также оценить причины отклонений, конкретизировать по уровню мошенничества и коррумпированности региональной власти, малого бизнеса, деятельность которых предполагает процедуры регионального мониторинга.
Формирование функциональной системы регионального мониторинга определяет разработку, утверждение, применение, а также последующую
корректировку региональных регламентов, в которых должны быть определены:
1) основные направления политики;
2) основные функции регионального управления в сфере регулирования развитием малого бизнеса;
3) вспомогательные функции содействия развития малого бизнеса в регионе;
4) логическая структура механизма взаимодействия региональной власти и малого бизнеса;
5) региональные организационные структуры, выполняемые функции, определение порядка работы (права, обязанности, сроки, меры поощрения и наказания);
6) главные центры ответственности и центры формирования результатов регионального взаимодействия власти и малого бизнеса;
7) методика регионального мониторинга в соответствии с организационной структурой по направлениям деятельности малого бизнеса.
Делая выводы необходимо отметить, что функциональная система регионального стратегического мониторинга позволит региону: 1) противостоять процессам спада объемов производства и продаж в регионе; 2) выстроить функциональную подсистему координации и обратной связи, направленную на скорость перестройки к изменениям внешнего и внутреннего окружения региона; 3) создать функциональную подсистему фокус-угрозы ошибок, позволяющую выявлять возможные преднамеренные, непреднамеренные вмешательства, устанавливать их природу, разрабатывать методы противостояния и устранения мошенничества, коррупции.
Литература
1. Зимакова Л.А. Основные подходы к формированию системы стратегического управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2011. N 33. С. 36 - 40
2. Колюшенко Н.Ф. Мошенничество с применением документарных инструментов // Международные банковские операции. 2009. N 4. С. 89 - 97
3. Суглобов А.Е., Пименов Д.М. Оценка искажений, выявленных в ходе аудита. Международный стандарт аудита 450 // Международный бухгалтерский учет. 2011. N 46. С. 42 - 50
4. Толковый словарь Ожегова. 2009 - 2012 // [электронный ресурс] http ://www.ozhegov. su
5. Правило стандарт № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка риска существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности», утвержденное Постановлением Правительства РФ № 696. 23.09.2002 (ред. от 22.12.2011). ИСС Консультант Плюс
Literature
1. L. Zimakova Main approaches to formation of strategic management accounting system//international accounting. 2011 N 33. Р. 36-40
2. M. Kolushenko . Fraud using documentary instruments//international banking transactions. 2009. N 4. P. 89-97
3. Suglobov, D. Pimenov. Score misstatements identified during the audit. International standard on auditing 450//international accounting. 2011 N 46. P. 4250
4. Collegiate Dictionary. 2009-2012//[electronic resource] http ://www.ozhegov. su
5. Rule standard N 8 "Understanding of the audited, the environment in which it operates, and the assessment of the risks of material misstatement of the audited financial statements (accounts)", approved by the Government of the Russian Federation № 696. 23.09.2002 (amended on Thursday). ISS Consultant Plus