УДК33
Кушнарёв В.В.
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ГОСЗАКУПОК
Аннотация
В статье сформулированы предложения по проведению структурно-функциональных преобразований в региональной системе госзакупок, в том числе выявлены перспективы развития логистики госзакупок. Конкретизация структуры организационно-экономического механизма логистизации региональной системы госзакупок и его особенностей позволила на этой основе сделать теоретические обобщения относительно рационализации системы управления государственными закупками в регионе.
Ключевые слова
Государственные закупки, региональная логистическая система госзакупок, информационная поддержка госзакупок.
Kushnarev V. V.
STRUCTURAL AND FUNCTIONAL TRANSFORMATIONS IN REGIONAL
PUBLIC PROCUREMENT SYSTEM
Abstract
Article reveals proposals for structural and functional change in the regional system of public procurement, including procurement logistics development prospects. Specification of the organizational-economic mechanism structure of logistization regional public procurement system and its features made it possible on this basis to state theoretical generalizations concerning the rationalization of government procurement management system in the region.
Keywords
Public procurement, рublic procurement logistics system regional, informationsupport of public procurement.
Классический подход к определению роли и места государственных закупок в региональной системе хозяйствования основан на теории, согласно которой в экономике есть
определённый формат параметров, воздействие на которые со стороны государства не способно привести к их улучшению.
Принципиальное значение имеет взгляд на эту проблему в контексте логистического обеспечения государственных закупок в региональной экономике. В данном случае за отправную точку берётся теория логистики в сфере государственных закупок как одна из важнейших функциональных областей и внутренних подсистем.
Логистика исследует закономерности поточной формы организации экономической материи при обеспечении государственных потребностей в материально-технических ресурсах в нужное время, в требуемое место, в нужной форме и количестве, требуемого качества и по конкурентной цене. Её объектной областью является поток материальных ресурсов и услуг в системах хозяйствования разного уровня. В то же время, специфика адаптации логистического знания к организации государственной закупочной деятельности в регионе и конкретизация методов построения логистических систем в рамках реализации задач госзакупок - одна из наиболее сложных и недостаточно изученных проблем.
Исследование проблем организации и планирования государственных закупок в хозяйственной практике страны и, в частности, в региональной системе хозяйствования, позволяет заключить о целесообраз-
ности применения логистического инструментария для повышения эффективности данной практики.
Территориальная дислокация организации и планирования закупок для государственных нужд предопределяет необходимость поиска новых рациональных форм их осуществления. Логистика в сфере государственных закупок исследует закономерности поточной формы организации экономической материи при обеспечении государственных потребностей в материально-технических ресурсах в нужное время, в требуемое место, в нужной форме и количестве, требуемого качества и по конкурентной цене.
Государственное потребление материальных ресурсов и удовлетворение государственных нужд в работах и услугах - одна из форм участия государства в хозяйственной жизни страны.
Объёмы государственных закупок в 2013 году превысил 6 трлн рублей, что составляет около 18 процентов валового внутреннего продукта страны. Государственные закупки охватывают широкий спектр товаров, работ, услуг: от канцелярских товаров до элитных машин и сверхсложного оборудования. Процедура проведения этих закупок существенно отличаются от традиционной закупочной деятельности по источнику финансирования, раз-
мерам заказа (объёмам потребления), принципам осуществления. Часто закупки материальных ресурсов для государственных нужд осуществляются в рамках реализации Целевых комплексных программ и связаны с решением социально-политических, экологических проблем как федерального, так и регионального уровня.
Важным условием успешной реализации государственных программ социально-экономического развития региона является совершенствование системы управления сложно интегрированными и диверсифицированными объектами логистики государственных закупок.
В современных условиях хозяйствования практическая логистика становится инструментом согласования долгосрочных стратегий развития региона. К этому побуждает смена целевых установок, необходимость анализа вызовов времени и поиск решения наиболее важных проблем, назревающих в долгосрочной перспективе.
Среди ключевых проблем в действующей системе госзакупок нами выделены: недостатки в планировании обеспечения государственных нужд, в том числе неоправданное завышение цен; ненужные или избыточные закупки; льготные условия для «своих»; заказ ранее поставленных товаров; наруше-
ния в процедуре размещения заказа, а именно использование значительных объёмов бюджетных средств коммерческими участниками в формате электронных площадок; неоправданно широкие возможности закупок у единственного источника; работа с неквалифицированными поставщиками и др.; коррупция и мошенничество при исполнении государственного контракта, включая возможность невыполнения контракта при приёме; непрозрачность информации о результатах исполнения контракта; сговор для закрытия контракта в конце года.
Тенденции регионализации и межрегиональной интеграции,
наблюдаемые в экономике страны, побуждают исследователей к поиску новых форм конфигурации внутрирегиональных, межрегиональных, транзитных логистических потоков и усовершенствованию инструментария проектирования и конкурентного позиционирования логистических систем.
Анализ сложившихся в российской практике тенденций организации государственных закупок свидетельствует о том, что данный вид закупок из средства удовлетворения текущих государственных и муниципальных потребностей преобразовался в один из важнейших инструментов макроэкономического регулирования.
Российское государство - активный субъект рыночных отношений и участник масштабных, долгосрочных проектов в области строительства объектов инфраструктуры, нефтяных, газовых магистралей, в сфере реализации социальных, экологических, природоохранных, ресурсосберегающих и других программ.
В настоящее время политика России в сфере госзакупок находится под воздействием мировых интеграционных процессов и новых правоотношений, связанных с принятием Федерального закона № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Современный правовой базис госзакупок нацелен на снижение коррупции, обеспечение открытости, прозрачности, гласности, конкуренции и равных возможностей для всех участников закупок. В настоящее время предусмотрены механизмы повышения профессионализма, компетентности заказчика, развитие наукоёмких отраслей и стимулирование инноваций. Единство контрактной системы в сфере госзакупок обеспечивается соответствующей информационной поддержкой закупочного цикла, включая постоянный мониторинг, аудит и контроль.
Мониторинг госзакупок реализует такие функции, как выявление состояния критических или находящихся в изменении параметров, в отношении которых будут выработаны действия на будущее; установление отношения с внешней средой (логистическим окружением); обеспечение обратной связи в реализации предыдущих планов и программ; устанавление соответствия правилам и конкретным обязательствам.
Новый регламент работы официального сайта госзакупок создаёт возможность участникам закупок подавать заявки с помощью удобных и оперативных функциональных опций. Отметим, что расширение инструментов определения начальной/максимальной цены закупок сократило случаи завышения или занижения ее начальных/максимальных цен, повысило ответственность участников за результаты обеспечения государственных и муниципальных нужд. В конечном счёте все эти меры направлены на повышение эффективности осуществления закупок.
В новом законе 44-ФЗ значительное внимание уделяется регламентации всего цикла государственных закупок и необходимости соблюдения международных обязательств, в том числе выполнению межгосударственных целевых программ, участником которых является
Россия. В этой связи требуется конструктивная и заинтересованная политика российского государства, которая, с нашей точки зрения, может быть реализована в рамках проектирования макрологистических систем государственных закупок. Очевидно, что создание такого рода логистических систем предопределяет необходимость участия государства в формате новых институциональных форм и менеджмента всего цикла госзакупок.
Это обстоятельство, в свою очередь, предполагает следующее: оптимизацию и самого инструментария логистического менеджмента, в том числе применяемых информационно-компьютерных технологий; рационализацию методов администрирования экономических потоков, циркулирующих на всех этапах совершения закупок и их нормирования; разработку и внедрение научно-обоснованных качественных и количественных оценок результативности госзакупок, включая их мониторинг и контроль; создание комплекса инструментов по управлению потоковыми процессами.
Применение логистического инструментария создаёт предпосылки экономического, организационного, технического, технологического, информационного, финансового и сервисного единства потоковых процессов в сфере госзакупок.
По экспертным оценкам, современный общемировой объём госзакупок превысил 5,5 трлн долл. США, что к мировому ВВП составляет 18,9%. За последние 25 лет объёмы госзакупок в пятнадцати наиболее развитых странах увеличились более, чем на 4,4 трлн долл. США, или возросли в 4 раза. На долю США приходится 46,5% всех расхо-дов6.
В практике зарубежных стран логистический менеджмент госзакупок обеспечивает высокую оперативность и точность администрирования контрактов на закупки для государственных нужд. Управление информационными потоками позволяет национальным экономикам зарубежных стран реализовать принципы справедливости, равноправия, честности и борьбы с коррупцией при осуществлении госзакупок.
В зарубежной практике активно реализуются функции конкурсных закупок, которые ориентированы на поддержание стабильности общехозяйственной конъюнктуры и стимулирование деловой активности отдельных отраслей, сфер и регионов; на инициирование и внедрение инноваций. Проведённый нами анализ зарубежного опыта в сфере госзакупок, свидетельствует о том, что по-
Покровская В.В., Ускова Е.А. Современный зарубежный опыт развития государственных закупок / Российский внешнеэкономический вестник. - №3. - 2008. - С. 29-30.
ступательному развитию национальных систем государственных закупок способствует преодоление ведомственной разобщённости, непротиворечивость законодательства, надлежащая организация конкурсов, методологическая поддержка участников закупочной деятельности. Так, например, в США закупки на государственные нужды, хотя и носят нецентрализованный характер, однако по многим параметрам имеют сходство с некой макрологисти-ческой системы, включающей множество подсистем и элементов-звеньев, объединённых потоковыми процессами.
Изучение зарубежной практики показывает, что логистический инструментарий способен запустить оптимизационный механизм госзакупок, когда возникает необходимость оптимизации не отдельных (локальных) элементов закупочной деятельности, а логистической системы в целом. Исходя из этого, приоритеты развития региональной системы государственных закупок мы видим в рационализации планово-аналитической деятельности в рамках логистической системы.
С нашей точки зрения, для реализации «целей государственных закупок товаров, работ и услугпри выполнении мероприятий, предусмотренных государственными программами РФ, в том числе федеральными
целевыми программами и документами стратегического и программно-целевого планирования, программами субъектов федерации РФ, в том числе региональными и муници-
7
пальными целевыми программами », необходимо достижение согласованного, интегрального участия всех элементов логистической системы.
Создание региональной логистической системы госзакупок, как сложной социально-экономической структуры взаимосвязанных взаимозависимых подсистем и элементов, интегрированных экономическими потоками и объединённых для решения заявленных целевых установок (в нашем случае целей государственных закупок), создаст предпосылки для повышения эффективности не только закупочной практики, но и обеспечит возможность устойчивого функционирования региональной и федеральной экономики в целом.
В этой связи при построении региональной логистической системы госзакупок необходимо исходить из того, что наряду с кардинальными изменениями внешней среды функционирования и развития госзакупок должны адекватным образом пересматриваться и внутренние процес-
Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". -Статья 13.
сы, оптимизироваться структурно-функциональные связи элементов.
Внешняя среда логистической системы, как правило, соответствует традиционно выделяемым следующим подсистемам: экономическая среда; политическая среда; правовая среда; технологическая среда; социально-культурная среда; природно-климатическая среда; демографическая среда.
Качественные и количественные изменения внешней среды функционирования госзакупок закономерно требуют соответствующих изменений внутренней среды их организации и администрирования.
Конечной целью проектирования (РЛСГЗ) является устойчивость её функционирования и развития в условиях изменяющейся внешней среды. Однако реализация этой цели не означает пассивного исполнения закономерностей и тенденций развития внешней среды, а сопряжено с решением целого ряда задач. Прежде всего, это задачи, связанные с оптимизацией качественных и количественных параметров системы.
Отметим, что при построении логистической системы должны быть учтены региональные особенности госзакупочной деятельности.
Предлагаемая нами логистическая система госзакупок имеет ряд подсистем, которые условно можно разделить на функциональные, об-
служивающие и обеспечивающие подсистемы. Рациональное управление логистической системой предполагает так же выполнение ряда типовых элементов управленческого цикла, обеспечивающих логистическую координацию и регулирование рассогласований.
В основе логистической системы госзакупок лежит материальный поток - форма организации и движения материальных субстанций, логистических объектов, видоизменяющихся в зависимости от функциональных областей логистики. В логистике госзакупок - это материально-технические ресурсы, работы и услуги.
Планово-экономический блок региональной логистической системы объединяет функции связанные с конфигурацией схем товародвижения. Организация и управление материальным потоком в данном блоке логистической системы госзакупок носит регламентированный характер.
Применяются плановые методы осуществления контрактов. В этих целях разрабатывается план закупок и планы-графики их выполнения. Отметим, что когда речь идёт о планировании оборонного заказа, то в этом случае следует соблюдать требования Закона «О государственном
о
оборонном заказе» .
Обратим внимание на план-график отдельной закупки, поскольку в нём сосредоточены важные сведения о цели закупки, даётся обоснование её необходимости и ключевых решений в части: цены, стоимости всего жизненного цикла приобретаемого товара, работ, услуг и других существенных условий, включая риски и способы их нивелирования.
В рамках плана-графика отдельной закупки указываются сведения о возможности её оптимизации в сравнении с ранее проводимыми закупками, а также направления использования предмета закупки и сведения о потенциальных последующих контрактах и принятых в них обязательствах.
В настоящее время формирование плана-графика закупки и публичное раскрытие этой информации становится обязательным условием для размещения заказа. Аналитическая работа госзаказчика, применяемая в части плана-графика закупки включает анализ обоснованности декларированной потребности; мониторинг цен на однородную продукцию; оценку эффективности использования бюджетных средств в части закупок товаров, работ и услуг; оценку соответствия параметров контракта в формате его жиз-
8Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
ненного цикла на таких этапах: «контракт в плане-графике»; «контракт в торгах»; «заключённый контракт»; «исполненный контракт».
В результате такого рода аналитической деятельности можно предотвратить несоответствия плановых и фактических целей и задач плана-графика в разрезе каждой отдельной закупки.
К числу базовых составляющих логистической системы госзакупок отнесём расчётно-финансовую подсистему. Эта подсистема содействует реализации функции анализа финансовых потоков в их денежном выражении и одновременно позволяет оценивать эффективность протекающих в системе процессов. Особенность расчётно-финансовой подсистемы обусловлена тем, что заказчик устанавливает требования к обеспечению заявок на участие в аукционах и конкурсах. Внесение денежных средств или банковской гарантии - выбор участника закупки. В расчётно-финансовой подсистеме есть и регламент условий применения банковской гарантии при проведении госзакупок, а также порядок оформления реестра этих гарантий. Банковское сопровождение процедуры выполнения контракта отражается на счетах бака-гаранта. В данной подсистеме сосредоточена также информация о ценовых характеристиках контракта, включая метод её
обоснования (на основе анализа рыночной ситуации; нормативного метода; тарифного метода; проектно-сметного; затратного).
Сервисная подсистема региональной логистической системы госзакупок обусловлена направленностью движения услуг, сопровождающих материальный поток. Сервисная составляющая госзакупок объединяет услуги консалтингового, информационного и операционного характера, обслуживающих весь цикл закупок. При проектировании данной подсистемы целесообразно руководствоваться теоретическими основами сервисной логистики. Как экономическая категория, сервисный поток - совокупность элементов, характеризующихся совокупностью услуг и полезностей, которые они обеспечивают. Хотя сервисный поток носит вспомогательный характер по отношению к материальному потоку, его роль в логистической системе постоянно возрастает. Базовый набор сервисных потоков предопределяется спецификой логистической системы. В нашем случае эти особенности обусловлены направленностью, источниками возникновения, видами закупок, способами определения поставщиков, мониторингом, контролем и аудитом госзакупок.
Однако материальный, сервисный и финансовый потоки не могут
существовать в информационном вакууме. Этим предопределена роль информационного потока. Это поток сообщений, данных в бумажной, электронной и др. формах, обусловленный совокупностью материальных, сервисных и финансовых потоков и входящий в региональную логистическую систему госзакупок.
Информационная подсистема связана с систематическим использованием различного рода информации и информационных, телекоммуникационных технологий в практике госзакупок. Процесс обеспечения закупок для государственных нужд современными информационными технологиями прописан в статье 4 Закона ФЗ-44. Этот процесс инициирует совершенствование организационно-экономического механизма госзакупок на основе использования автоматизированного банка данных, коммуникативных сетей, предполагает совершенствование документооборота, форм и методов проведения госзакупок, создание методик нормирования ресурсопотребления и расчёта начальной/максимальной цены закупок.
Активное использование информационных ресурсов в сфере госзакупок обусловлено информатизацией общества в целом. Это глобальный, общецивилизационный процесс составной частью которого является и сфера госзакупок. При
этом свойство информационной подсистемы не сводится к сумме свойств составных элементов логистической системы. Совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов информации придает логистической системе госзакупок новые свойства, отсутствовавшие у отдельно взятых её составляющих.
Как правило, единение элементов в систему осуществляется в результате формирования согласованного взаимодействия в нечто новое, обладающее интегративным свойством, которым эти элементы до объединения не обладали. Функциональная целостность системы характеризует завершенность её внутреннего строения. Именно система выступает, как нечто целое относительно среды; при возмущающем ее воздействиипроявляются внутренние связи между элементами, и чем эти связи сильнее, тем устойчивее система к внешним возмущениям.
Совокупность взаимосвязанных структурных элементов образует систему только в том случае, когда отношения между элементами порождают новое особое свойство целостности, называемое системным, или интегративным свойством. Это означает, что информационные потоки в логистической системе играют критически важную роль: от поддержки процесса
закупок и координации работы участников контрактной системы, до реализации задач планирования, аудита, мониторинга, контроля и учёта.
Методология разработки информационной подсистемы региональной логистической системы госзакупок основывается, прежде всего, на формулировке требований к её составляющим. Главной проблемой является рациональность организации и эффективность функционирования её элементов. Программный продукт обеспечивает возможность комплексного контроля, анализа и планирования всего цикла госзакупок. Коммуникационные технологии создают условия работы виртуальной площадки для поиска поставщиков, исполнителей, подрядчиков и др.
Программный продукт представляет собой совокупность взаимосвязанных модулей, обеспечивающих управление процессом госзакупок, отношениями субъектов государственного контракта, расчётами. Кроме того, управление информационными потоками позволяет анализировать альтернативные варианты закупок, осуществлять ведение первичной документации, проводить согласование документооборота, поддерживать систему менеджмента качества, работать в диалоговом режиме, выполнять мониторинг, контроль и аудит поставок.
Уровневый подход к проектированию единой информационной системы госзакупок требует взаимосвязи федеральной и территориальной информационных подсистем и соблюдения единых подходов к информатизации. В настоящее время такого рода связь реализована не в полной мере.
Наилучшее решение данной проблемы мы связываем с организацией обмена информацией, построенной на существующих мировых стандартах и протоколах, согласованных документообороте и нормативно-правовой базе. Это может быть выполнено в условиях реализации интеграционного подхода при построении логистической системы госзакупок.
Единое информационное пространство представляет собой информационную инфраструктуру, включающую телекоммуникационную, программно-техническую, информационную и организационно-экономическую среду с соответствующими структурами и установленными между ними организационно-экономическими отношениями, закрепленными соответствующими нормативно-правовыми актами. Создание единого интегрированного пространства с использованием современных средств телекоммуникации и мощных средств интеллектуальной поддержки обеспе-
чит эффективность всего цикла госзакупок.
Нами выделены приоритеты создания информационной подсистемы: обеспечение совместимости и взаимодействия между информационными системами, созданными на федеральном и региональном уровнях, а так же и с международными информационными системами; формирование и развитие инфраструктуры информатизации госзакупок, обеспечивающей устойчивое управление логистическими организационными формами; предоставление современных телекоммуникационных и информационных участникам госзакупок; осуществление международного сотрудничества в сфере госзакупок, электронного обмена информацией; организация взаимодействия с отраслевой системой баз и банков данных в области информатизации закупок; формирование методологии, технологии и организации единого информационного пространства региона.
В рамках региональной логистической системы госзакупок представляется перспективным применение и форсайт-технологий. Теоретические основы логистического форсайтинга представлены в работе А.У. Альбекова и Т.В. Пархоменко [4].
Несмотря на то, что в трудах Т.А. Пархоменко рассмотрены в большей мере отраслевые особенно-
сти логистического форсайтинга (энергетический комплекс), отметим возможность их адаптации применительно в организации и управлению экономическими потоками в региональной логистической системе госзакупок.
Известно, что идея форсайта происходит от конвергенции тенденций современных разработок в области политического анализа, стратегического анализа и прогнозирования. Традиционно форсайт определяют, как систематический совместный процесс построения видения будущего, нацеленный на повышение качества, принимаемых в настоящий момент решений, и ускорение совместных действий. Важно адаптировать форсайт-технологии к логистическим процессам, учитывать, какэта технология выполняется применительно к потоковой концепции и на основе каких методик.
С нашей точки зрения, применение технологии форсайта в региональной логистической системе госзакупок позволит учитывать долгосрочные возможности и предвидеть последствия управленческих решений. В таком контексте можно говорить о внедрении инструментария логистического форсайта в практику госзакупок.
Логистический форсайт рассматривается нами, как инструмент согласования локальных долгосроч-
ных стратегий развития субъектов-участников системы в рамках реализации её глобальной цели. Для этого необходимо следующее: создание платформы (или интеграционной площадки) для выработки концепции развития и внедрения лучших практик в организацию госзакупок; выявление слабых и сильных сторон работы элементов-звеньев системы; разработка рекомендаций и соглашения по поддержке ключевых направлений рационализации практики госзакупок; обеспечение информационной поддержки логистики госзакупок; инициирование и практическое применение инновационных форсайт-проектов.
Методы логистического форсайта направлены на активное и целенаправленное использование знаний экспертов, участвующих в проектах. Обычно в практике форсайта применяют комбинацию различных методов и, прежде всего, методов системного анализа. Среди них успешно зарекомендовали себя такие, как: экспертные панели; метод Дельфи; SWOT- анализ; «дорожные карты»; деревья релевантности; анализ взаимного влияния и другие методики, которые вполне адаптивны к логистическому менеджменту госзакупок.
Итак, анализ российской практики закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд свиде-
тельствует о том, что существующая ныне система госзакупок не может развиваться как прежде. Новый Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» создал необходимый правовой базис для активного подключения логистического инструментария к оптимизации госзакупок и позволяет соответствующим образом трансформировать устаревшие институты.
В рамках региональной логистической системе госзакупок реализуются принципы координации и интеграции. Управленческие функции такого рода обеспечивают возможность формирования партнёрских отношений между участниками системы. Управленческие функции связаны с обоснованием целей и задач; выбором траектории товаропо-токов; определением тесноты связей между элементами-звеньями; утверждением норм взаимодействия участников системы; распределением ответственности и другими вопросами администрирования логистической системы. В этих целях создаются логистические центры.
Организационно-экономические отношения между участниками региональной системы государственных закупок продуктивно выстраивать на принципах логистики, в соответствии с которыми, развитие
госзакупок ориентировано на реализацию их инновационного потенциала, обеспечение запуска механизма поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, оптимизацию траектории движения экономических потоков, сокращение времени цикла закупок, рационализацию общих издержек товародвижения, что способствует повышению конкурентоспособности экономики.
Библиографический список
1. Покровская В.В., Ускова Е.А. Современный зарубежный опыт развития государственных закупок / Российский внешнеэкономический вестник. - № 3. - 2008 - С. 29-30.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». - Статья 13.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
4. Альбеков А.У., Пархоменко Т.В. Логистический форсайтинг регионального электроэнергетического комплекса: монография.- Ростов н/Д.: Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2014. -C. 80.
References:
1. Pokrovslaya V.V., Uskova E.A. Modern international experience of public pro-
curement / Russian Foreign Economic Herald. - № 3. - 2008. - P. 29-30.
2. Federal Law of the Russian Federation of April 5, 2013 N 44-FZ "On the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs." - Article 13.
3. Federal Law of the Russian Federation December 29, 2012 N 275-Federal Law "On the State Defense Order".
4. Albekov A.U., Parkhomenko T.V. Logistics foresighting of regional power complex: Monograph Rostov n / D: Publishing House, 2014. - RSUE (RINH). - P. 80.