В. В. Кушнарёв
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ЛОГИСТИЗАЦИИ
СИСТЕМЫ ГОСЗАКУПОК
Аннотация
В статье представлены логистика государственных закупок и организационно-экономический механизм системы госзакупок, функуиональные особенности механизма госзакупок, организация и управление потоковыми процессами в системе госзакупок, новый закон о госзакупках и информационная поддержка закупок для государственных нужд.
Ключевые слова
Организационно-экономический механизм, логистика государственных закупок, логистический центр, информационная поддержка госзакупок, логистический менеджмент потоковых процессов, государственный контракт.
V. V. Kuschnaryov
ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF LOGISTIC OF PUBLIC PROCUREMENTS
Annotation
In the article public procurement and logistics organizational-economic mechanism of the of public procurements, funkuional features of public procurement, organization and management of streaming processes in the system of public procurements, new and information support of procurement for public are given.
Keywords
Oganizational-economic mechanism of government procurement, logistics, logistics center, informational support of public procurement, logistic management flow processes, state contract.
Организационно-экономический механизм системы закупок для государственных нужд — составная часть хозяйственного механизма страны. Рационализация этого механизма предполагает применение конкретных мер по преобразованию методов и подходов к организации госзакупок в системную потоковую форму, включающую ряд подсистем и элементов, объединенных по целевой направленности на снижение совокупных затрат и эффективное использование бюджетных средств.
Термин «механизм» греческого происхождения. Изначально его применение связывали с искусством построения машин, агрегатов, приборов. В та-
ком понимании механизм обеспечивает процесс, в котором движение одного или нескольких ведущих тел преобразует в требуемом направлении движение остальных тел. Как правило, в механизме есть одно входное звено, получающее движение от двигателя, и одно выходное звено, соединенное с рабочим органом машины.
В хозяйственной практике механизм — это совокупность организационных структур и конкретных форм хозяйственной деятельности, методов управления, нормативно-правовых регламентов, с помощью которых в обществе применяют экономические законы исходя из сложившейся ситуации.
Соотношение между структурными элементами механизма исследуют с помощью методов формализации и экономико-математического моделирования.
Организационно-экономический механизм системы госзакупок определим как совокупность организационных, экономических правовых инструментов, способов и форм регулирования хозяйственных отношений и процессов в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд; с его помощью реализуется удовлетворение государственных потребностей в необходимых товарах, работах, услугах, достигается целевое и эффективное использование бюджетных средств.
Организационно-экономический механизм системы госзакупок включает совокупность специфических методов и принципов планирования, нормирования, мониторинга и контроля за использованием бюджетных средств; регулируется государством как законодательным, так и рыночным путем с использованием экономических рычагов: системой формирования цен, льгот и др.
Эффективное функционирование столь сложного механизма, обеспечение его целостности и сохранения основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях обусловливает необходимость поиска адекватных форм управления контрактной практикой. Среди таких форм управления выделим логистический менеджмент и его инструментарий.
Организация, управление и координация потоковых процессов в системе госзакупок побуждает к применению инструментария логистики, созданию логистической системы государственных закупок. Координирующий и интегрирующий потенциал логистической системы способен обеспечить успешную реализацию социально-экономических задач развития региона, повысить эффективность использования
бюджетных средств, направляемых на закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд.
Сложившаяся в российской системе госзакупок ситуация объективно требует создания принципиально новой системы управления закупочной деятельностью, основанной на логистических принципах товародвижения. Стратегия формирования организационно-экономического механизма системы госзакупок должна быть основана на поэтапной реализации следующих мероприятий: прогнозирование объемов закупок товаров, работ и услуг; осуществление нормирования в области госзакупок; формирование государственными заказчиками планов материально-технического обеспечения; размещение заказов на поставку товаров, работ, услуг; информационную поддержку государственных контрактов; нормативное и методологическое обеспечение госзакупок как единого технологического цикла; создании единых классификаторов, библиотеки типовых контрактов и баз данных; поддержании единых правил, норм и регламентов закупок; обеспечение публичности и доступности информации при подготовке и выполнении контрактов; укреплении партнерства бизнеса и государства на принципах защиты интересов страны.
Особенности логистизации организационно-экономического механизма системы госзакупок выражаются в том, что его структурные элементы представляют собой синтез объекта и субъекта управления. Устойчивость и упорядоченность связей между ними обеспечивается на основе сопряжения экономических интересов участников системы госзакупок.
Функциональная обособленность элементов системы порождает конфликты и проявляется в наличии у каждого из них локальных целей и интересов. Достижение глобальной цели, эффективный запуск механизма системы
госзакупок требует адекватного уровня координации и интеграции ее участников. Поэтому для принятия управленческих решений целесообразно применить так называемый информационный кортеж входных, выходных параметров потоков и использовать векторное множество, характеризующее состояние структурных элементов организационно-экономического механизма.
На основе анализа параметров «вход-выход» реализация целей организационно-экономического механизма осуществляется за счет мониторинга отклонения ее значений от заданных параметров.
Нивелирование конфликтов между структурными элементами системы обеспечивает высший орган логистического менеджмента. Это может быть логистический центр, осуществляющий в режиме онлайн координацию параметров векторов связи для множества управленческих решений и для каждого структурного элемента системы. Возможно использование и различных вариантов координации параметров секторов связи подсистем: прогнозирование взаимодействия подсистем и элементов, входящих в систему, и выработка для них предписаний, инструкций; балансировка взаимодействия структурных элементов системы и нивелирование расхождений между фактическими и целевыми взаимодействиями участников системы.
В этом случае логистический центр может влиять на структурные элементы системы за счет воздействия и корректировки их локальных целей на основе декомпозиции глобальной целевой установки системы.
Налицо кибернетический подход к управлению организационно-экономическим механизмом системы госзакупок. Синтез управляющих алгоритмов и моделей принятия решений здесь построен на сопряжении и соподчинении элементов-звеньев системы.
Отметим и выраженную информационно-аналитическую направленность работы данного центра. Сбор, обработка и анализ информации о внутрисистемных и внешних потоковых процессах, анализ и обмен информацией между участниками системы, создание и ведение компьютерных баз данных, а также их мониторинг, — все это требует мощной информационной поддержки системы госзакупок.
Порядок работы такой информационной системы прописан в новом Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который вступил в действие 1 января 2014 г. [1].
При поддержке единой информационной системы новый закон осуществляет функцию гражданского и промежуточного контроля (система обратной связи) за процессом госзакупок, который должен быть нацелен на результат, а не на абстрактную экономию средств.
По определению данного закона, под единой информационной системой в сфере госзакупок понимается совокупность информации, необходимой для проведения торгов, содержащаяся в базах данных; информационные технологии и технические средства, обеспечивающие формирование, обработку и хранение информации, а также ее представление на официальном сайте в сети Интернет.
Единая информационная система представляет собой внутреннюю структуру российской системы закупок для государственных нужд. Ее функция состоит в информационном обеспечении торгов. Назначение информации в системе госзакупок состоит в снятии неопределенности и обеспечении устойчивости функционирования всех элементов организационно-экономического механизма системы госзакупок через поддержание его устойчивости.
Итак, система государственных закупок способна функционировать результативно только при надлежащем информационном обеспечении. От полноты и достоверности информации зависит не только время, затрачиваемое на торги, но и оправданность, полезность заключенных контрактов.
Соблюдение принципов, заложенных в систему госзакупок, нуждается в точно подобранной и проверенной на достоверность информации. Так, несоблюдение принципа прозрачности и доступности информации может привести к потере нужного поставщика. Такое может произойти и при нарушении принципа равного и справедливого отношения ко всем участникам конкурсных торгов.
Достоверная информация о предстоящих конкурсных торгах вносит определенность и в сопутствующие им действия, а также в операции, которые реализуются после завершения торгов.
Единая информационная система госзакупок поддерживает два этапа их проведения: этап подготовки конкурсных торгов и сам процесс их проведения.
На подготовительном этапе востребована информация о состоянии государственных запасов, чтобы определить объем предложения и не допустить избыточные закупки. Требуются данные результатов анализа о рыночной конъюнктуре, чтобы избежать завышения цен на приобретаемые товары, работы, услуги. Необходима информация и о величине полной стоимости покупки, с учетом издержек послепродажного сервисного обслуживания. Важны также и сведения о платежеспособности участников конкурса. Информационная поддержка обеспечивает ранжирование будущих поставщиков по их платежеспособности, профессионализму, состоянию производственной базы, которую
они представляют, по качеству выпускаемой на их предприятиях продукции и оказываемых ими услуг.
Нацеленность нового закона на устранение потерь и нерационального использования бюджетных средств предопределила необходимость повышения роли единой информационной системы.
В закупочной деятельности государства предполагается переход от ориентации на цену покупки к ориентации на совокупную стоимость. Востребована информационная система учета расходов не только на закупку, но и на совокупную стоимость эксплуатации товаров. В центре внимания управления организационно-экономическим механизмом логистизации системы госзакупок становится не низкая закупочная стоимость, а качество, потребительная стоимость товара.
Реализация организационно-экономического механизма логистиза-ции системы госзакупок позволит оптимизировать совокупные затраты на проведение закупок, более эффективно использовать бюджетные средства и тем самым содействовать повышению эффективности социально-экономического развития региона и страны в целом.
Библиографический список
1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : Федеральный закон Российской Федерации № 44-ФЗ от 05.04.2013.
Bibliographie list
1. About contract system in the field of procurement of goods, works and services for state and municipal needs : Federal Law of Russian Fédération № 44-FL from 05.04.2013.