УДК 336.61, ББК 65.926 © В.А. Мельничук, А.М. Самарин
В.А. Мельничук, А.М. Самарин АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПРИМЕРЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
В статье рассмотрены основные положения законодательного регулирования организации государственных закупок в таких странах, как США, Германия, Казахстан и другие. Цель исследования заключается в рассмотрении опыта организации систем государственных закупок различных стран. Основным методом исследования выступает анализ исторического становления законодательной системы в области государственных закупок зарубежных стран. Также приведены примеры исторической системы организации публичных торгов в зарубежных странах. Освещены основные поправки в нормативно-правовых актах Российской Федерации. Отражены основные положения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Рассмотрена система электронных торгов и работа сайта о государственных закупках и коммерческих тендеров в других странах, в частности Германии, США и Казахстане. Освещены методы организации государственных закупок в различных странах. Объектом исследования являются системы организации государственных закупок и коммерческих тендеров в странах. Авторами проведен теоретический анализ эффективности систем организации государственных закупок и коммерческих тендеров в различных странах. Определено, в каких случаях заключается контракт, предусматривающий закупку товара, работы или услуги, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока службы, ремонт, утилизацию поставленного товара, а также созданного в результате выполнения работы объекта. Проанализированы и рассмотрены основные возможные проблемы и недостатки систем организации государственных закупок и коммерческих тендеров в различных странах. Изучены способы размещения государственного заказа по закрытому конкурсу и внеконкурсному отбору в других странах.
Ключевые слова: закупки, система, контракт, организация, государство, государственные и муниципальные нужды, законодательство, товары.
Для целей обеспечения государственных нужд во многих зарубежных странах используются технологии управления единым циклом планирования, размещения и исполнения государственных контрактов.
Характерными особенностями национальных контрактных систем является широкое применение методик планирования обеспечения государственных нужд, мониторинга цен, библиотек типовых контрактов, механизмов контроля исполнения контрактов, процедур оценки результатов исполнения государственных контрактов, специализированных информационных ресурсов управления
контрактными системами. В целом ряде стран существуют специально уполномоченные органы власти, составляющие организационное ядро национальных контрактных систем. [1, 3]
В начале 90-х годов XX века практика проведения торгов в европейских странах включала в себя четыре основные стадии, сопровождавшиеся составлением и подписанием соответствующих документов. На первой стадии заказчик уведомлял претендентов на исполнение заказа о своем намерении вступить в сделку. При этом составлялся документ, именуемый в разных странах как «предложение указать свою цену», «тендерная спецификация», «тендерная документация». На следующей стадии претенденты направляли заказчику свои предложения, именуемые как «тендер» или «оферта». Третья стадия наступала при
определении победителя торгов, и сопровождалась составлением отдельного протокола, как правило, ведущего к дальнейшим переговорам между заказчиком и оферентом. На последней стадии в случае успешных переговоров подписывался контракт. Необходимо отметить, что данные стадии проведения конкурса характерны и для российского законодательства, однако в России, при проведении конкурсов на заключение договора протокол о результатах конкурса имеет силу договора, а не ведет к дальнейшим переговорам между заказчиком и оферентом.
В Германии, как и во многих других европейских странах, не существует единых правил информирования о конкурсах на проведение работ или осуществление закупок. По этой причине не существует единого информационного ресурса, на котором публиковалась бы информация обо всех объявляемых конкурсах. Объявления о конкурсах в каждой отрасли публикуются на государственных порталах, согласно своим предписаниям. Многие федеральные земли не имеют централизованных порталов и с различной периодичностью публикуют списки предлагаемых тендеров в региональных печатных изданиях или распространяют через местные отделения отраслевых промышленных союзов. При этом следует иметь в виду, что многие конкурсы проводятся только для предприятий ЕС. Такой подход мотивируется стремлением избежать лишних трудностей (например, необходимости
сертификации товаров и услуг в соответствии с европейскими стандартами).
Для каждого госучреждения ежегодно составляются и утверждаются бюджетные задания, которые входят составными частями в федеральный бюджет. В конце каждого бюджетного года проверяется исполнение бюджетных заданий и подтверждается правомерность расходования бюджетных средств. Проверка исполнения бюджетов проводится столь же детально, как и их составление.
В настоящее время налоговые поступления распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами земель и местными бюджетами. Федеральные земли и местные органы власти получают в свое распоряжение более половины налоговых поступлений.
Основными принципами бюджетного управления являются принципы экономного расходования средств и сбалансированности бюджета. Соблюдение этих правил ежегодно проверяется счетными палатами федерации и регионов. Парламент ставится в известность о результатах проверок. Затем парламент утверждает исполнение федерального бюджета.
Исходя из требования экономного расходования бюджетных средств, госучреждения обязаны выбирать экономически выгодные рыночные предложения и отдавать им предпочтение. Это означает, что государство, как и любой другой потребитель, проводит сравнение цен. Для этого госучреждения используют такой инструмент, как открытые (публичные) торги на поставку товаров (услуг) для государственных нужд. Данная форма обеспечивает максимальную степень открытости и гарантирует соблюдение принципа разумного расходования бюджетных средств.
Система контроля включает в себя две инстанции:
1) апелляционную - в форме независимого учреждения;
2) судебную - в форме судебного органа.
Возможность оспаривать решение о
размещении госзаказа в суде стала в Германии успешным нововведением. Постановления, выносимые обеими инстанциями, публикуются и служат дальнейшему развитию права в сфере госзакупок. Поскольку законом для этих инстанций установлен ускоренный порядок рассмотрения жалоб на действия заказчика, обжалование не приводит к задержке инвестирования средств.
В Германии давно и успешно действует общественная организация экспертов и ученых «Форум госзаказа», в рамках которой происходит обмен мнениями, формируется отношение к новым явлениям в сфере госзакупок внутри страны и за рубежом. Точка зрения специалистов и ученых, сформулированная в рабочих органах форума, регулярно доводится до сведения правительства.
Кроме того, форум ежегодно присуждает премию за лучшую научную работу в сфере государственных закупок (Public Procurement Award).
В Германии нередки случаи, когда заказчики путем «творческого» толкования отдельных положений законодательства о госзакупках пытаются уйти из его сферы действия, а значит, и от дополнительных обязательств. Некоторые
потенциальные подрядчики не брезгуют использовать приемы недобросовестной конкуренции вплоть до попыток подкупа представителей заказчика.
Закрытому конкурсу или внеконкурсному размещению госзаказа по возможности должно предшествовать публичное приглашение к участию в конкурсе (так называемый закрытый конкурс с предварительным отбором участников), чтобы выявить более широкий круг возможных исполнителей.
В конкурсах на выполнение госзаказа могут принимать участие также иностранные фирмы, если они по законам ЕС вправе выполнять данные работы. Запрещается оказывать предпочтение отечественным участникам.
Публикация перечня условий участия в конкурсе должна содержать максимально подробное описание и точные сроки выполняемых работ. Информация: о конкурсе обычно публикуется в федеральном правительственном вестнике («Bundesanzeiger»). Эти публикации, как правило, дублируются в общенациональных газетах и журналах. Начиная с определенного объема госзаказа обязательным условием становится публикация в странах - членах ЕС.
За рубежом наибольший опыт информационного обеспечения госзакупок накоплен в Соединенных Штатах Америки. Первый закон по регулированию федеральной системы
государственных закупок был принят в США в 1792 г.: согласно ему полномочия в области закупок на государственные нужды были даны министерствам финансов и обороны.
В целом система закупок на национальные нужды в США нецентрализованная, однако закупки непосредственно на государственные нужды очень напоминают систему Госснаба, существовавшую в советские времена.
В настоящее время проведение закупок для нужд федеральных органов власти в США является прерогативой Genneral Services Administration -Управления общих услуг (УОУ). На основе заявок министерств и ведомств УОУ организует крупнооптовые закупки, используя конкурсные процедуры, в первую очередь тендеры. Товары хранятся на складах УОУ и перепродаются заказчикам по оптовой цене с удержанием небольшого процента, служащего для обеспечения жизнедеятельности УОУ.
Закупки на нужды национальной обороны осуществляет министерство обороны (Department of Defense) США. Специализированные закупки проводятся также некоторыми другими ведомствами, такими, как Агентство по исследованию и развитию в области энергетики (Energy Research and Development Agency), Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (National Aeronautics and Space Administration, NASA) и т.п.
Мониторинг федеральных закупок возложен на Управление федеральной закупочной политики (Office of Federal Procurement Policy), а межминистерская координация в области закупочной политики осуществляется Советом по регулированию федеральных закупок (Federal Acquisition Regulatory Council).
Законодательную основу системы
государственных закупок в США составляют Правила закупок для федеральных нужд (Federal Acquisition Regulations, FAR) и Правила закупок для нужд обороны - дополнение (Defense Federal Acquisition Regulations-Supplement, DFARS). Эти документы регламентируют всю систему федеральных закупок и отличаются весьма детальной проработкой принципов и процедур.
Все законы, относящиеся к данной сфере, можно разделить на две категории. Первая -общефедеральное законодательство. Оно
регламентирует организацию процесса госзакупок и устанавливает юридические нормы, которые касаются конкретных видов закупок, отнесенных к компетенции соответствующих органов
исполнительной власти на федеральном уровне. Вторая - специальное законодательство, отвечающее за процедуры и формы контрактов, а также информационное обеспечение процессов закупок и анализа их результатов.
Управление системой государственных закупок США опирается на три основных принципа, проистекающих из американского подхода к функциям и задачам государства:
- достижение справедливости, то есть обеспечение условий для равноправного участия подрядчиков в конкуренции за государственные заказы;
- соблюдение честности и борьба с коррупцией при государственных закупках;
- экономия и эффективность, то есть обеспечение закупок товаров и услуг требуемого качества по максимально низким ценам с минимальными затратами на проведение закупок.
Система государственных закупок США включает около 100 федеральных ведомств, представляющих государственный, хозяйственный и научно-технический комплексы. Они ежегодно размещают заказы на товары и услуги непосредственно через центральный федеральный орган управления, собственные ведомственные
центры и 12 региональных центров федерального правительства, которые находятся в крупнейших городах страны.
Законодательство США также регламентирует деятельность органов, ответственных за формирование и использование информационных ресурсов по государственным закупкам. В частности, законодательно определены полномочия и функции органов, ответственных за поддержание информационного ресурса - сбор, обработку и распространение данных по закупкам, обеспечение и управление функционированием информационной базы системы данных закупок для федеральных нужд и Федерального регистра контрактов. Центр данных по федеральным закупкам регулярно издает руководство по представлению этих данных, где содержится:
- полный перечень отчитывающихся, а также неотчитывающихся ведомств;
- необходимые инструкции для узлов сбора данных в каждом ведомстве;
- разъяснения (какие данные требуются и как часто их надо представлять).
Опыт США был использован и при создании единой системы закупок Европейского союза. В странах Евросоюза создана единая система наднационального законодательства. Ее основными целями являются:
- оптимизация закупок для государственных нужд при минимизации расходов;
- обеспечение равных условий конкуренции при заключении контракта, в том числе обеспечение равноправной конкуренции на национальных рынках и в целом на рынке ЕС;
- соблюдение требования публичности;
- содействие осуществлению честного и открытого бизнеса;
- помощь малым и средним предприятиям в получении правительственных заказов.
Основные информационные ресурсы, обеспечивающие процесс закупок и содержащие сведения о заключенных контрактах стран - членов Европейского Союза, включают все сведения, которые касаются предложений о закупках и должны быть обязательно опубликованы в «Официальном журнале ЕС». Бумажная версия этого издания была упразднена в 1998 г.; теперь официальной является электронная база данных «Ежедневный электронный тендер» (Tender Electronics Daily, TED). База данных TED выпускается на компакт-дисках и доступна через Интернет. Она ежедневно пополняется 500-750 новыми объявлениями и также содержит некоторые сведения о заключенных контрактах. Более полные данные о контрактах и поставщиках представлены в национальных информационных системах стран, входящих в Евросоюз; кроме того, существует более 200 информационных центров, оказывающих
справочные и консультационные услуги участникам госзакупок [2].
В странах ЕС есть две доминирующие модели организации закупочной деятельности:
распределенная (децентрализованная) и
централизованная.
При распределенной модели каждое подразделение компании (департаменты,
министерства и т.д.) проводит необходимые для удовлетворения своих нужд закупки самостоятельно. С этой целью в его структуре создаются специализированные закупочные отделы или иные аналогичные по функциям единицы.
Централизованная модель предусматривает создание своеобразного закупочного центра, куда стекаются заявки на закупки от подразделений. В случае максимального уровня централизации формируется специальное ведомство, отвечающее за все госзакупки, или соответствующий закупочный департамент для крупной компании.
Плюсы и минусы обеих схем: распределенная модель весьма гибкая, но более затратная. В свою очередь централизованная модель, обеспечивающая низкие цены за счет крупно оптовых закупок, менее мобильна и не всегда учитывает все нюансы в заявках на приобретение необходимых товаров и услуг. Обе описанные модели давно используются во всем цивилизованном мире. Так, в Великобритании они являются прерогативой Государственного казначейства (Her Majesty's Treasury).
В ЕС наиболее эффективным оказывается комбинирование моделей, когда, например, общее руководство закупочной деятельностью (разработка нормативно-правовой базы, планирование, контроль и координация) осуществляет министерство финансов или экономики, в частности путем формирования бюджета, а конкретные закупки проводятся специализированными закупочными структурами (отделами). Именно такую структуру имеет система государственных закупок в Великобритании, где помимо главного координирующего ведомства - Казначейства -действуют специализированные отраслевые закупочные службы, такие как National Health Service Supplies (служба закупок для системы национального здравоохранения).
Тендеры лежат в основе государственных закупок в подавляющем большинстве развитых стран. Правила закупок, главным методом которых являются конкурсные процедуры, ООН и ВТО рекомендуют для всех своих членов. Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) даже предложила типовой закон о закупках товаров (работ) и услуг, являющийся образцом и возможным базисом для законодательства по госзакупкам. Требования по закупкам к странам - членам Всемирной торговой организации зафиксированы в многостороннем соглашении о государственных
закупках в рамках ВТО. Закупочная деятельность стран Европейского сообщества регламентируется соответствующими директивами ЕС. [5]
Республика Казахстан - один из важнейших экономических и политических партнеров Российской Федерации. Российские поставщики, обладающие определенными квалификационными требованиями, могут принимать участие в казахстанских закупках, и наоборот - участие на российском рынке поставщиков из Казахстана закреплено законодательно.
В отличие от российского законодательства, законом РК установлен более широкий список ограничений, связанный с участием в государственных закупках.
Потенциальный поставщик и аффилированное лицо потенциального поставщика не имеют права участвовать в одном конкурсе (лоте). Заказчик, в интересах которого осуществляются государственные закупки, не имеет права участвовать в таких закупках в качестве потенциального поставщика. В случае, если потенциальный поставщик нарушит вышеуказанные требования, то будет включен в реестр недобросовестных участников
государственных закупок.
Потенциальный поставщик должен
соответствовать специальному квалификационному требованию в части обладания материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору о государственных закупках. Также он должен подтверждать свою квалификацию
соответствующими документами. Квалификационные требования о платежеспособности подтверждаются посредством предоставления обеспечения исполнения договора в виде банковской гарантии в размере, равном 100% от суммы проводимых государственных закупок.
Правоспособность потенциального
поставщика, осуществляющего виды деятельности, подлежащие лицензированию, подтверждается посредством государственной информационной системы в соответствии с законодательством РК об информатизации. Также установлены
квалификационные требования и на физических и юридических лиц, которые могут быть привлечены в качестве субподрядчиков по выполнению работ либо соисполнителей по оказанию услуг, являющихся предметом проводимых государственных закупок.
В Казахстане произошел ряд изменений в организации процедур тендеров.
Во-первых, в соответствии с
межправительственным соглашением о
государственных (муниципальных) закупках, заключенным в рамках Таможенного союза, с 1 января 2014 года на территории Республики Казахстан введен в действие «национальный режим». Национальный режим предусматривает, что каждое
государство обеспечивает поставщикам всех стран, входящих в Таможенный союз, режим не менее благоприятный, чем поставщикам своего государства.
Это привело к тому, что казахстанские компании при участии в государственных закупках теряют многие преимущества, действовавшие ранее, например, 10% скидка для местных товаропроизводителей и 5% скидка для строительных компаний и поставщиков услуг. Также существенно снизилась роль сертификатов происхождения товара формы СТ-^.
Во-вторых, межправительственное соглашение о государственных закупках также предусматривает право страны-участницы Таможенного союза на выведение из системы государственных закупок государственных предприятий (РГП, РГКП, КГКП и т.д.) и организаций с государственным участием (АО, ТОО).
Наконец, с начала 2013 года начался процесс перехода закупок ФНБ «Самрук-Казына» на электронный формат. По адресу в Интернете: http://tender.sk.kz имеется возможность принять участие в закупках способом запроса ценовых предложений и открытого тендера.
В течение нескольких последних лет правительство Казахстана активно проводит реформы в области совершенствования системы государственных закупок, что открывает значительные перспективы для страны в части соответствия международным стандартам и нормам ЕС, в особенности, по электронным закупкам. Проект ЕС «Улучшение конкурентоспособности и системы государственных закупок в Казахстане» направлен на поддержку данных усилий, что в долгосрочной перспективе также окажет содействие росту промышленной конкурентоспособности и
экономического развития.
Проект работает при Министерстве Финансов РК в тесном сотрудничестве с уполномоченным органом сферы государственных закупок. Проект финансируется Европейским Союзом в объеме 1.2 млн. евро и реализуется компанией ИКЕИКОР 8рА.
С 1 июля 2012 года вступили в силу изменения Закона о государственных закупках в Республике Казахстан. Теперь сумма по тендерной гарантии должна быть равна сумме предоставляемого аванса.
Крупнейший портал всех тендеров и закупок Казахстана www.zakupki.kz включает в себя:
•S электронные государственные закупки;
•S тендеры национальных компаний;
•S закупки товарной биржи;
•S частные коммерческие закупки;
•S закупки победителей строительных тендеров и др.
Также при участии в закупках предлагается выдача Свидетельства отечественного поставщика работ и услуг сроком действия на 1 год. В случае участия компании на тендере Свидетельство отечественного поставщика работ и услуг дает уменьшение цены конкурсной заявки отечественного поставщика работ и услуг на 5% (условно). Оформление такого Свидетельства осуществляется в течение одного рабочего дня.
Данный портал помогает профессионально подготовить документы для участия в тендерах и электронных государственных закупках. Для этого работают 30 экспертов по государственным закупкам, которые ежемесячно готовят более 50 электронных конкурсов для клиентов портала. Данный портал предлагает:
> анализ конкурсной документации и изучение проектно-сметной документации;
> расчет максимальной условной скидки;
> подготовка и включение в пакет уникальных документов, которые дают преимущества перед конкурентами;
> подготовка технической части конкурсной документации;
> защита интересов в суде, в случае неправомерного отклонения и т.д.
Клиентами портала уже являются такие компании, как ENRC, Anaco, Buzachi Operating LTD, Казахмыс, Майкубем-Вест, Фонд Недвижимости Самрук-Казына, ФИК Алел и другие.
Сегодня система государственных закупок в России далека от идеала. Таким образом, Российская Федерация может улучшить современную систему организации и проведения государственных закупок, переняв опыт различных зарубежных стран, адаптировав свою систему [4].
Библиографический список
1. Патласов, О.Ю., Самарин, А.М. Алгоритмы проведения тендеров и модель отбора участников [Текст] / О.Ю. Патласов, А.М. Самарин // Омский научный вестник. - 2013. - №5 (122). - С. 46-52.
2. Патласов, О.Ю., Самарин, А.М. Нейросетевое моделирование оценки финансового состояния участников коммерческих тендеров и госзакупок [Текст] / О. Ю. Патласов, А. М. Самарин // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. - 2014. - №4 (38). - С. 135-144.
3. Родионов, М.Г., Самарин, А.М. Применение нейросетевых технологий для разработки кластерной структуры территориально-административных образований [Текст] / М. Г. Родионов, А. М. Самарин // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. - 2015. - №2 (42). - С. 150-158.
4. Самарин, А.М. Международное законодательное регулирование государственных закупок [Текст] / Результаты научных исследований научно-педагогических работников Сибирского института бизнеса и информационных технологий: сб. науч. Тр. / НОУ ВПО СИБИТ. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2015. - С. 94-111.
5. Самарин, А.М. Регрессионные модели отбора участников тендерных процедур [Текст] / Социально-экономические и правовые системы: современное видение: материалы междунар. науч. -практ. конф. (Омск, 5 марта 2014 г.) / Под ред. Б. И. Нефедова, В. А. Ковалева, М. Г. Родионова. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2014. -С. 144-150.
References
1. Patlasov O. YU., Samarin А. M. Algoritmy provedeniya tenderov i model' otbora uchastnikov [Omskij nauchnyj vestnik]. - 2013. - №5 (122). - pp. 46-52.
2. Patlasov O. YU., Samarin А. M. Nejrosetevoe modelirovanie otsenki finansovogo sostoyaniya uchastnikov kommercheskikh tenderov i goszakupok [Vestnik Sibirskoj gosudarstvennoj avtomobil'no-dorozhnoj akademii]. - 2014. - №4 (38). - pp. 135-144.
3. Rodionov M. G., Samarin А. M. Primenenie nejrosetevykh tekhnologij dlya razrabotki klasternoj struktury territorial'no-administrativnykh obrazovanij [Vestnik Sibirskoj gosudarstvennoj avtomobil'no-dorozhnoj akademii]. -2015. - №2 (42). - pp. 150-158.
4. Samarin А. M. Mezhdunarodnoe zakonodatel'noe regulirovanie gosudarstvennykh zakupok [Rezul'taty nauchnykh issledovanij nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov Sibirskogo instituta biznesa i informatsionnykh tekhnologij: sb. nauch. Tr] NOU VPO SIBIT. - Omsk: Izd-vo OmGTU, 2015. - pp. 94-111.
5. Samarin А. M. Regressionnye modeli otbora uchastnikov tendernykh protsedur [Sotsial'no-ehkonomicheskie i pravovye sistemy: sovremennoe videnie: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Omsk, 5 marta 2014 g.) / Pod red. B. I. Nefedova, V. А. Kovaleva, M. G. Rodionova]. - Omsk: Izd-vo OmGTU, 2014. - pp. 144-150.
ALTERNATIVE EXAMPLES OF ORGANIZING SYSTEMS OF GOVERNMENT PROCUREMENT
Viktor A. Melnychuk,
Assistant Professor, Siberian Institute of Business and Information Technologies
Alexey M. Samarin, Senior Lecture, Siberian Institute of Business and Information Technologies
Abstract. The article describes the main provisions of legal regulation of state procurement in countries such as USA, Germany, Kazakhstan and others. The purpose of the study is to review the experience of the organization of procurement systems of different countries. The main method of research is the analysis of the historical development of the legal system in public procurement in foreign countries. It also provides examples of the historical system of organization of public tenders in foreign countries. Highlights the key amendments in regulatory legal acts of the Russian Federation. Reflects the main provisions of the Federal law "On contract system in procurement of goods, works, services for state and municipal needs". Considered the electronic trading system and the work site on public procurement and commercial tenders in other countries, in particular Germany, USA and Kazakhstan. Lit methods of organization of public procurement in different countries. The object of research is the system of state procurement and commercial tenders in the countries. The authors conducted a theoretical analysis of the effectiveness of the system of state procurement and commercial tenders in various countries. Defined, in what cases a contract is for the procurement of goods, works or services, subsequent maintenance, operation during the service life, repair and disposal of the goods delivered as well as created as a result of execution of the object. Analyzed and considered the main possible problems and shortcomings of system of state procurement and commercial tenders in various countries. Studied ways of placing of the state order for the closed competition and out of competition selection in other countries.
Key words: procurement system, contract, organization, state, public and municipal needs, legislation, commodities.
Сведения об авторе:
Мельничук Виктор Александрович - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики НОУ ВПО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (644116, Российская Федерация, г. Омск, ул. 24 Северная д. 196, корп. 1), e-mail: [email protected];
Самарин Алексей Михайлович - старший преподаватель кафедры экономики НОУ ВПО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (644116, Российская Федерация, г. Омск, ул. 24 Северная д. 196, корп. 1), e-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 15.11.2017 г.