Научная статья на тему 'Роль и проблемы малого бизнеса в обеспечении экономического и устойчивого развития региона (на примере Волгоградской области)'

Роль и проблемы малого бизнеса в обеспечении экономического и устойчивого развития региона (на примере Волгоградской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
339
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / УСТОЙЧИВАЯ / БЕЗОПАСНАЯ ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / МОНИТОРИНГ / ЧИСЛЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / САМООРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чуднова Виктория Владимировна

В статье автор приводит и обосновывает преимущества развития малого бизнеса для формирования устойчивой, безопасной экономики региона. Проводится мониторинг принятых законотворческих проектов, которые существенно повлияли на снижение численности субъектов малого бизнеса и спад предпринимательской активности. Рассматривается направление реального прагматичного сектора малого бизнеса, в котором региональная власть должна помочь само организоваться малым субъектам для обеспечения доходной экономически безопасной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чуднова Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и проблемы малого бизнеса в обеспечении экономического и устойчивого развития региона (на примере Волгоградской области)»

Роль и проблемы малого бизнеса в обеспечении экономического и устойчивого развития региона (на примере Волгоградской области) The role and problems of small business in the economic and sustainable development of a region (by the example of the Volgograd region)

Чуднова Виктория Владимировна, аспирант Кисловодского института экономики и права

Victoria V. Chudnova Graduate Kislovodskogo Institute of economy and law

Аннотация. В статье автор приводит и обосновывает преимущества развития малого бизнеса для формирования устойчивой, безопасной экономики региона. Проводится мониторинг принятых законотворческих проектов, которые существенно повлияли на снижение численности субъектов малого бизнеса и спад предпринимательской активности. Рассматривается направление реального прагматичного сектора малого бизнеса, в котором региональная власть должна помочь само организоваться малым субъектам для обеспечения доходной экономически безопасной деятельности.

Annotation. In the article, the author leads and provide the benefits of small business development for the formation of a stable, secure the economy of the region. Monitoring of the legislative projects that significantly affected the decrease in the number of small businesses and the decline in business activity. Real pragmatic direction is considered the small business sector, in which regional authorities should help organize itself to small entities to ensure the safe, economically profitable activities.

Ключевые слова: малый бизнес; устойчивая; безопасная экономика региона; мониторинг; численность субъектов малого бизнеса; предпринимательская активность; самоорганизация.

Keywords: small business; stable; secure the economy of the region; monitoring; the number of small businesses; entrepreneurial activity; self-organization.

Существенная роль малого бизнеса в развитии региональной экономи-

ки проявляется в аспектах исторического, правового и экономического информационного обеспечения.

История показывает, что формирование высокоразвитых стран проходило с существенным экономическим ростом доли малого бизнеса, который является основой экономики.

В странах Европейского союза, Северной Америки, Японии уровень занятых в малом бизнесе составляет около 50-60% экономически активного населения от общего числа 1.

Также целесообразно отметить, что в структуре малого бизнеса экономически развитых и сильных стран около 40% составляют инновационные предприятия.

Однако в России в различных секторах экономики доля малых инновационных предприятий колеблется, по данным Росстата, от 1,5% (в сфере производства и распределения электроэнергии) до 10% (в химическом производстве)2.

На уровне федерального законодательства Российской Федерации в последнее время, а именно с 1997 по 2013 год были приняты многочисленные попытки сформировать благоприятные экономические условия для роста малого бизнеса, мотивации частных инициатив граждан, для побуждения к самоорганизации действенности фактов предпринимательской жизни.

В настоящее время, принятые законотворческие проекты оказались безуспешными или существенно повлияли на снижение численности субъектов малого бизнеса, а также спад предпринимательской активности. Исследование автора позволяет выделить благоприятные факторы для формирования экономических условий действенности малого бизнеса:

1) возможность выкупа муниципальной собственности, находящейся во временном возмездном пользовании (аренде) субъектов малого бизнеса, что позволило увеличить рост числа собственников, обеспечи-

1 Шохнех А.В. Теория и методология учета, контроля хозяйствующих субъектов малого бизнеса: Монография / А.В. Шохнех. - Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2008. - 336 с. - С 25

2 Развитие малого и среднего бизнеса в России [электронный ресурс] http://www.nisse.ru/business/article/article_1763.html 2

вающих солидарный уход в долевом владении за объектами бывшего муниципального хозяйства, которые, преимущественно, находились в аварийном состоянии, требовали значительных средств на капитальный ремонт.

2) пролонгирована возможность применения упрощенной системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход - простата учета, отчетности;

3) предоставление государственных гарантий кредитным организациям за субъекты малого бизнеса по долгосрочным кредитам банка в размере до 50% от суммы займа;

4) свободный и прозрачный доступ к электронным торгам, электронным котировочным заявкам по государственным заказам;

5) скоростное развитие и предоставление в пользование государственных информационных ресурсов законодательной, исполнительной и судебной власти, а именно: электронный доступ к решениям ВАС РФ; электронный доступ и возможность формирования и отправления отчетности в налоговый орган, ФСС, ПФ РФ; наличие полной информационной базы Федеральной службы государственной статистки; информация о проектах законодательных норм и методик Министерства Финансов РФ, Федеральной Таможенной Службы и так далее... Однако также были приняты законопроекты, которые содействовали

потери доверия к власти, снижению предпринимательской активности, закрытию и прекращению деятельности субъектов малого бизнеса. Среди такого нормотворчества можно выделить наиболее губительные законодательные акты:

1) увеличение фиксированных отчислений в Пенсионный фонд и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 5 лет в более чем в 9 раз, то есть с 3 864, 0 руб. (платеж 2008г) до 35 664,66 руб. (платеж 2013 года), так только в Волгоградской области

с начала до середины 2013 года ликвидировали свою деятельность около 10 тысяч индивидуальных предпринимателей, которые в последствии оформились на биржу труда с правом получения ежемесячного пособия на безработицу в размере 5 000 рублей. Следовательно, по самым скромным подсчетам стагнация и ликвидация индивидуальных предпринимателей Волгоградской области принесла бюджету ущерб в виде недополученных доходов и социальных выплат в сумме 1 012 082 500 рублей: (потери для государства составили: 1) прямые: 5000 руб. х 12 месяцев = 60 000 руб. - на одного предпринимателя; 60 000 руб. х 10 000 человек = 600 000 000 руб. - по Волгоградской области; 2) косвенные: потерянный доход для Пенсионного фонда и Федерального фонда обязательного медицинского страхования, то есть по фиксированному платежу 2012 года - 17 208,25 рублей х 10 000 человек = 172 082 500 рублей; 3) возможные минимальные налоговые за год 2 000 рублей х 12 месяцев х 10 000 человек = 240 000 000 рублей);

2) возможность выкупа муниципальной собственности, находящейся в пользовании субъектов малого бизнеса с 2009г по 1 апреля 2011г -обременялась необходимостью оплаты Налога на добавленную стоимость (НДС), прибавляемого к сумме оценки приобретаемого муниципального имущества, увеличивая и без налога завышенную сумму стоимости недвижимости;

3) отток капитала из государственных резервных фондов в 2008 -2009 гг на выкуп ценных бумаг США, значительно повлиял на рост кризисных проявлений, которые усилились в экономике России после консервации существенного количества строительных объектов, что проявилось к остановке развития и других взаимозависимых сфер и отраслей экономики: общепит, торговля, многие сферы услуг; (необходимо отметить, что существенная часть резервного

фонда РФ в сумме 100 млрд. долларов в 2008 году были вложены в ценные бумаги США, которые, эмитированы с целью покрытия бюджетного дефицита от имени правительства или местных органов власти, гарантированные правительством США); если данная сумма была бы размещена для малого бизнеса по ставке центрального банка РФ - 8%, то доход государства за 2008 - 2009 гг составила бы - 100 млрд. долл. х 8% х 33 рубля = 264 млрд. рублей; учитывая, что проценты к оплате - это расход предпринимателя от его дохода, то также вложенные денежные средства позволили сформировать рабочие места, которые включают оплату труда, НДФЛ и социальные отчисления; а также управленческие расходы, прочие и налоговые расходы, то можно утверждать, что предпочтение вложений части резервного фонда России в экономику США, а не в развитие благоприятных условий сферы малого бизнеса в общем виде принесло потери за 2008 - 2009 гг в части ВВП (внутреннего валового продукта) - 792 млрд. рублей. Также учитывая финансовое состояние США, а это 13 триллионов долларов внешнего долга, сомнительным является возможность продажи ценных бумаг США, то есть предъявления их к оплате в размере 100 млрд. долларов;

4) неоднозначное суждение нормативно-правовых актов и позиций арбитражных судов о комиссиях банка, которые тоталитарно взы-мались и взимаются, как за выдачу, так и за досрочное погашение выдаваемых кредитов банками, приводя к незаконному обогащению и приросту капитала по уже значительно завышенным ставкам кредита для малого бизнеса, а именно 14 -25 %%.

Делая промежуточный вывод можно отметить, что принятые решения на уровне государства фокусировались на действенность конкретных тактических задач, не учитывая общие цели стратегии, которая определяется реальной необходимостью экономического подъема и развития малого бизне-

са, служащего основой, фундаментом строительства высокоразвитой социально-экономической системы Российской Федерации.

На уровне общения региональной власти и малого бизнеса необходимо формирование четкой стратегии подъема и развития малого бизнеса на перспективу до 2025 года, с прорисованной четкой логикой и взаимосвязями поставленной цели, задач и механизмом реализации конкретных мер.

Целесообразность развития малого бизнеса определяется результатами системного анализа потенциальных возможностей экономического развития в различных отраслях региона, а именно кластерного анализа, который позволил выявить точечные механизмы его поддержки, для рациональной диверсификации экономики.

Также малый бизнес позволит уравновесить в России интеграцию, развивающейся в мировом сообществе виртуальной экономики.

В настоящее время современный период виртуальной экономики характеризуется: отсутствием твердых реальных эквивалентов в финансовой платежной системе (золото, серебро и т.д.); превышением бумажных денежных знаков над реальным обеспечением национального и мирового экономических балансов; высокой зависимостью от природных энергоресурсов и так далее...

Данная тенденция определяется растущими потребностями мирового сообщества, подтверждая идеи великого ученого и мыслителя Иммануила Канта, который утверждал, что дайте человеку всё, чего он желает, и в тот

..3

же момент он почувствует, что это всё - не есть всё .

Как противовес виртуальной экономики, начинает развиваться эконо-физика - новая наука, начало которой прослеживаются в работах Бенуа Мандельброт, который еще в 1965 году обнаружил, что колебания цен финансовых рядов совершенно одинакова на малых и больших масштабах времени. Это свойство Мандельброт назвал самоподобием, а обладающие им объекты — фракталами. Также французский математик Луи Башелье в нача-

3 Кант Иммануил. Критика чистого разума. - Симферополь: «Реноме», 1998. - 528 с. С10.

ле 20 века применил аналогию броуновского движения в «Теории спекуляций», что в 1970—1990-е годы позволило создать теорию хаотических динамических систем — уравнений, описывающих сложную динамику, неот-

4

личимую от хаотических процессов .

Эконофизика предполагает сочетание в экономике, как твердых эквивалентов, так и виртуальных, что позволит сделать ее более устойчивой во времени для субъектов и объектов процесса.

Именно в этот период особенно актуально развитие реального сектора - прагматичного сектора - сектора малого бизнеса.

Малый бизнес осуществляет факты хозяйственной жизни на экнофи-зических законах в силу прагматичности и реальности своей самоорганизации, которая диктуется народной мудростью: «делай то, что умеешь, с тем, что у тебя есть и в том месте, где находишься».

Развитие малого бизнеса позволит формировать средний класс, который в любой национальной экономике выступает гарантом стабильности, эффективного и динамического развития на микро-, мезо- и макроуровне5.

В условиях мирового кризиса малый бизнес прагматично использует реальные средства, а также не нуждается в крупных стартовых инвестициях виртуальной экономики. Основные преимущества развития малого бизнеса для формирования устойчивой, безопасной экономики региона, а также их характеристика представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Преимущества развития малого бизнеса для формирования устойчивой, безопасной экономики региона

N Направления соци- Характеристика социально-

ально- экономического преимущества разви-

экономического пре- тия малого бизнеса для формирования

имущества развития устойчивой, безопасной экономики

малого бизнеса в ре- региона

гионе

4 Ивар Федоуз. Эконофизика есть! Новая наука о человеке. Частный корреспондент. http://www.chaskor.ru/artide/ekonofizika_ekonomicheskaya_fizika_8072

5 Шохнех А.В. Теория и методология учета, контроля хозяйствующих субъектов малого бизнеса [Текст] / А.В. Шохнех. - М.: Маркетинг, 2008. - 336 с. С. 7-97

1 Увеличение численности собственников Формирование среднего класса, который является основным гарантом политической стабильности демократического общества

2 Рост доли экономически активного населения Увеличение доходов граждан и сглаживание диспропорции в благосостоянии различных социальных группах населения

3 Формирование наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей Самоорганизация, самореализация, повышение уровня теоретических и практических знаний

4 Формирование новых рабочих мест Организация деятельности с минимальными капитальными вложениями, развитие сферы обслуживания

5 Быстрое трудоустройство активного населения, высвобождаемого в различных сферах экономики Высокая потребность в трудовых ресурсах, легкая обучаемость не сложным операциям в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности малым бизнесом

6 Трудоустройство социально незащищенных слоев населения Востребованность в рабочих ресурсах, согласных работать с неполной занятостью, а также с невысоким уровнем дохода ( инвалиды, молодежь, женщины)

7 Подготовка кадров Переквалификация работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают новую профессию на месте работы

8 Разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств - инноваций Высокая конкурентная борьба определяет необходимость рисковать, осуществлять новые проекты

9 Сопротивление монопольному движению Формирование конкурентной среды

10 Активизация накопленных материальных, финансовых и природных ресурсов Организаторы малого бизнеса готовы мобилизовать свои небольшие сбережения, так как не склонны прибегать к услугам банковской системы, но готовы вкладывать материальные средства в собственное предпринимательство

11 Формирование связи между различными секторами экономики Развитие услуг в виде обслуживающих мелких производств - аутсорсинг

В соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» структура малого и среднего предпринимательства определяется по европейскому критерию в зависимости от численности наемных работников занятых в бизнесе и годового объема выручки (без налога на добавленную стоимость) за год (таблица 2).

Таблица 2 - Структура сектора малого и среднего бизнеса в России6

Категория бизнеса Тип бизнеса Число работающих в бизнесе Годовой объем выручки (без НДС)

Субъекты малого предпринимательства Микро До 15 чел. До 60 млн. руб.

Малый От 16 до 100 чел. До 400 млн. руб.

Субъекты среднего предпринимательства Средний бизнес От 101 до 250 чел. До 1 000 млн. руб.

На основании законодательного регулирования предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Целесообразность применения экономического прагматизма в сфере малого бизнеса определяется высокими рисками, угрожающими жизненному циклу, который может быть значительно короче крупного бизнеса.

6 Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».[электронный ресурс]. ИСС КонсультантПлюс

Прагматический подход власти в формировании социально-экономических условий для построения эффективно действующего сектора малого бизнеса - определяется с позиции слабого защищенности от экономических рецессий в период высокой цикличности экономики.

Региональное управление законодательной, исполнительной и судебной власти, желающей обеспечить гарантии стабильности и экономического процветания сферы малого бизнеса должна учитывать следующие аспекты:

1) малый бизнес проигрывают крупным компаниям в получении инвестиционных кредитов под низкие процентные ставки;

2) наличие трудностей при осуществлении внешнеэкономической деятельности малого бизнеса (экспортные, импортные и валютные операции);

3) временные и финансовые обременения в получении результатов от маркетинговых исследований (изучение спроса, конкурентов, политических предпочтений, проведение рекламных актов);

4) отсутствие высоких доходов;

5) недостаток в квалифицированной рабочей силе;

6) высокая чувствительность к изменениям экономической среды: рост инфляции определяет рост уровня издержек, который значительно опережает уровень доходов, влияя на рост риска банкротства (несостоятельности);

7) потеря доверия к экономической целесообразности частной инициативы граждан, в противовес возможности выживать за счет социальных пособий: по безработице; возмещения низкого прожиточного уровня и т.д.

Глобальную проблему для малого бизнеса представляет отсутствие экономического образования, следовательно, возможности предвидения результатов фактов хозяйственной жизни. Лишь часть из них осуществляет опе-

ративное планирование и еще меньше — стратегическое . Одна из причин такого положения заключается в низком уровне самоорганизации малых предприятий для защиты собственных интересов.

Исследование автора показывает, что необходимо обеспечить сбалансированное течение фактов хозяйственной жизни, законными методами использования экономических ресурсов средствами учета, анализа и внутреннего контроля для предотвращения угроз и стабильного функционирования малого бизнеса8.

В построении реального прагматичного сектора малого бизнеса власть должна помочь само организовываться для обеспечения региональной экономической безопасности деятельности.

Система обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий экономического, правового, организационного характера, а именно: формирование системы мер по прогнозированию рисков; предупреждение и ослабление внутренних и внешних угроз жизненно важных циклов сферы бизнеса; обеспечение защищенности персонала и активов9.

В этой связи результаты исследования теории и практики показывают,

что:

Региональная экономическая безопасность сектора малого бизнеса определяет процесс применения, социальных, экономических и правовых условий, которые должны обеспечивать устойчивое осуществление фактов хозяйственной жизни в долгосрочной перспективе эффективными методами.

Обеспечение экономической безопасности малого бизнеса в регионе направлено на снижение риска угрозы потери достоверности, эффективности и законности использования производственных ресурсов.

Также система обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта должна определяться параметрическими характеристиками,

7 Шохнех А.В. Теория и методология учета, контроля хозяйствующих субъектов малого бизнеса [Текст] / А.В. Шохнех. - М.: Маркетинг, 2008. - 336 с. С. 9

8 Шохнех А.В. Стратегические подходы к организации обеспечения безубыточной и непрерывной в долгосрочной перспективе деятельности хозяйствующих субъектов малого бизнеса // Аудит и финансовый анализ: Журнал. - № 6. - М., 2012. - С. 321 - 325

9 Макарова Н.Н., Шохнех А.В. Турбулентный подход к системе обеспечения экономической безопасности экономических субъектов // Аудит и финансовый анализ: Журнал. - № 6. - М., 2012. - С. 397 - 400

такими как: технологии; производственные возможности; кадровые; ресурсные; финансовые обеспеченности; перспективы положения на рынке; функциональные особенности10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В сложившихся условиях основными направлениями защиты предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса являются применение и внедрение направлений обеспечения региональной экономической безопасности, которые позволят динамично развиваться малому бизнесу. Данные направления включают ряд положений.

1. Развитие региональной консалтинговой системы финансового, налогового, управленческого, таможенного, инвестиционного, юридического консультирования.

2. Развитие системы правовых подразделений по защите предпринимательской деятельности сферы малого бизнеса в органах региональной государственной власти.

3. Создание учебных региональных подразделений в университетах региона, а именно в Волгоградском филиале РАНХи ГС при Президенте РФ России по подготовке, переподготовке и повышению квалификации предпринимателей и персонала в области защиты и самоорганизации малого бизнеса.

4. Формирование региональной информационной базы о практических достижениях развития доходной и непрерывной деятельности малого бизнеса.

5. Региональный мониторинг достижений стратегического обеспечения региональной экономической безопасности малого бизнеса в Волгоградской области.

Исследование автора определяет значительную роль малого бизнеса в обеспечении экономического и устойчивого развития региона, которая положительно возрастет после решения выявленных проблем.

10 Макарова Н.Н., Шохнех А.В. Турбулентный подход к системе обеспечения экономической безопасности экономических субъектов // Аудит и финансовый анализ: Журнал. - № 6. - М., 2012. - С. 397 - 400

Литература

1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [электронный ресурс]. ИСС КонсультантПлюс

2. I. Ansoff. Strategic management / I. Ansoff. - London: Macmillan, 1979. -142 p.

3. Глинская О.С., Голубятникова О.Н., Шохнех А.В. Методика внутреннего контроля управления затратами и формирования отчетности в системе управленческого учета // Аудит и финансовый анализ: Журнал. - № 5. - М., 2010. - С. 202 - 206, С.205

4. Ивар Федоуз. Эконофизика есть! Новая наука о человеке. Частный корреспондент. http://www.chaskor.ru/ article/ekonofizika_ekonomicheskaya_fizika

5. Кант Иммануил. Критика чистого разума. - Симфирополь: «Реноме», 1998. - 528 с.

6. Макарова Н.Н., Шохнех А.В. Турбулентный подход к системе обеспечения экономической безопасности экономических субъектов // Аудит и финансовый анализ: Журнал. - № 6. - М., 2012. - С. 397 - 400

7. Развитие малого и среднего бизнеса в России [электронный ресурс] http://www.nisse.ru/business/article/article_1763.html

8. Шохнех А.В. Стратегические подходы к организации обеспечения безубыточной и непрерывной в долгосрочной перспективе деятельности хозяйствующих субъектов малого бизнеса // Аудит и финансовый анализ: Журнал. - № 6. - М., 2012. - С. 321 - 325

9. Шохнех А.В. Теория и методология учета, контроля хозяйствующих субъектов малого бизнеса / А.В. Шохнех. - М.: Маркетинг, 2008. - 336 с.

Literature

1. Federal law from 24.07.2007 N 209-FZ «On the development of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation» [electronic resource]. ISS ConsultantPlus

2. I. Ansoff. Strategic management / I. Ansoff. - London: Macmillan, 1979. -142 p.

3. О. Glinskaya, O Golubatnikova, А. Shokhnekh. Internal control Method of cost management and reporting in the management accounting system//audit and financial analysis: log. - № 5. - M., 2010. - P. 202-206, p. 205

4. Ivars Fedouz. Econophysics is! The new science of man. Private correspondent. http://www.chaskor.ru/ article/ekonofizika_ekonomicheskaya_fizika

5. Kant, Immanuel. Critique of pure reason. -Simfiropol': "Reputation", 1998. -528 р.

6. N. Makarova, A. Shokhnekh Turbulent approach to the system of maintenance of economic safety of economic entities/Mudit and financial analysis: log. - № 6.

13

- M., 2012. - P. 397 - 400

7. The development of small and medium-sized businesses in Russia [electronic resource] http://www.nisse.ru/business/article/article 1763.html

8. A Shokhnekh. Strategic approaches to achieve break-even and sustained over the long term the activity of managing subjects of small business//Audit and financial analysis: log. - № 6. - M., 2012. - P. 321 - 325

9. A.Shokhnekh. Theory and methodology of accounting, control subjects of small business/ A. Shokhnekh. -M.: marketing, 2008. -336 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.