ГРАЖДАНСКОЕ, СЕМЕЙНОЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
УДК 347:340.11
DOI: 10.17072/2619-0648-2020-2-31-42
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Статья выполнена при финансовой поддержке
Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-011-00792 а) А. В. Барков
доктор юридических наук, профессор, профессор департамента правового регулирования экономической деятельности
Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации;
профессор кафедры гражданского права
Военный университет
Министерства обороны Российской Федерации
125993 (ГСП-3), Россия, г. Москва, Ленинградский проспект, 49
E-mail: barkov_a_v@mail.ru Я. С. Гришина
доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданского права
Российский государственный университет правосудия;
© Барков А. В., Гришина Я. С., 2020
профессор кафедры гражданского права
Саратовская государственная юридическая академия 117418, Россия, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, 69
E-mail: grishinel@inbox.ru
Аннотация: актуальность исследования обусловлена углублением социально-экологического кризиса, требующего поиска новаторских подходов к развитию социально-экономической сферы, одним из которых является формирование правовой модели социально-экологического предпринимательства, основанной на положительном зарубежном правотворческом и правоприменительном опыте. Делается вывод, что российская модель социального предпринимательства не отвечает зарубежным тенденциям совместного развития социального и экологического предпринимательства и нуждается в корректировке. Обосновываются рекомендации по совершенствованию законодательства.
Ключевые слова: социально-экологическое предпринимательство; государственная поддержка; социальный заказ
LEGAL SUPPORT OF STATE SUPPORT OF ENVIRONMENTALLY-ORIENTED SOCIAL ENTERPRISES IN FOREIGN COUNTRIES
The research was conducted with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research (project No. 18-011-00792 а)
A. V. Barkov
Financial University,
Military University, Ministry of Defense of the Russian Federation 49, Leningradsky prospect, Moscow, Russia, 125993 (GSP-3)
E-mail: barkov_a_v@mail.ru
Ya. S. Grishina
Russian State University of Justice Saratov State Law Academy
69, Novocheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117418 E-mail: grishinel@inbox.ru
Abstract: the relevance of the study is due to the deepening socio-ecological crisis, requiring the search for innovative approaches to the development of the socio-economic sphere, one of which is the formation of a legal model of socio-environmental entrepreneurship based on positive foreign lawmaking and law enforcement experience. It is concluded that the Russian socio-entrepreneurial model of social entrepreneurship does not meet foreign trends in the joint development of social and environmental entrepreneurship and needs to be adjusted. Substantiates recommendations for improving legislation. Keywords: social and environmental entrepreneurship; governmental support; social order
Как представляется, в настоящее время, учитывая общую идеологическую основу экологического и социального предпринимательства, есть все основания полагать, что экологическое предпринимательство является частью более обширного общественно-правового явления - социального предпринимательства1. В соответствии с данным концептуальным подходом целью социально-экологической предпринимательской деятельности является не извлечение прибыли, а положительное социальное и экологическое воздействие на общество и окружающую среду, где прибыль рассматривается в качестве средства реализации миссии социально-экологического предприятия, направленного на решение социальных и экологических проблем. На наш взгляд, данный подход в наибольшей степени будет способствовать достижению цели, заключающейся в формировании правовой модели развития российского социально-экологического предпринимательства.
Конструируя российскую модель социального предпринимательства с учетом исследования зарубежного опыта его государственного управления, Я. С. Гришина приходит к выводу, что важнейшими элементами данной конструкции являются две группы публично-правовых форм: а) государственная поддержка социальных предприятий и б) гарантии качества, безопасности и доступности продукции, производимой социальными предприятиями2. В связи с этим исследование вопросов правового обеспечения государственной поддержки эколого-ориентированных социальных предприятий в зарубежных странах может представлять интерес и для формирования правовой модели российского социально-экологического предпринимательства, что обусловливает актуальность настоящей статьи.
1 Барков А. В., Гришина Я. С. Методологические основы конструирования российской модели правового обеспечения экологического предпринимательства // Гражданское право. 2018. № 4. С. 3-7.
2 Гришина Я. С. Концептуальная модель правового обеспечения российского социального предпринимательства: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2016. С. 231.
Государственное управление развитием экологического предпринимательства посредством поддержки эколого-ориентированных социальных предприятий характерно в первую очередь для европейских стран. Концептуальной основой данного подхода является стратегическая антикризисная программа «Европа 2020» (далее - «Стратегия-2020»), гарантирующая финансовую поддержку социальным предприятиям стран ЕС, осуществляющим развитие социального и экологического предпринимательства в соответствии с рекомендациями, данными 26 октября 2011 г. Европейской комиссией в программном документе «Инициатива социального бизнеса»3('^оша1 Business Initiative" - SBI (сокр., англ.)) (далее - «Инициатива»). Стратегия, принятая в ответ на глобальный финансовый кризис 2009 г., была нацелена на поиск оптимальных инновационных моделей решения социальных проблем, в которых должна прослеживаться связь краткосрочных целей с долгосрочными приоритетами, направленными на улучшения в социальной, экологической и экономической сферах.
Основная идея «Стратегии-2020» заключалась в отказе от политики патернализма (безвозмездного финансирования социальных программ) и переходе к стимулированию социально-предпринимательской активности, развитию рынка социальных инвестиций. В «Инициативе» отмечалось, что доступ к финансированию в рамках «Стратегии-2020» будет облегчен для тех социальных предприятий, миссия которых состоит в том, чтобы оказывать значительное социальное и экологическое воздействие путем: а) содействия социально-трудовой интеграции социально уязвимых слоев населения, улучшения качества социальной сферы и сферы здравоохранения, способствуя тем самым инклюзивному росту; б) внедрения эффективных способов сокращения выбросов и отходов, использования природных ресурсов и энергии, что благоприятствует устойчивому развитию. При этом под социальным понимается такое предприятие, основная цель которого состоит в социальном и экологическом воздействии, учитывающем интересы общества и широкого круга заинтересованных сторон, а не в получении прибыли для акционеров, использующих не менее половины прибыли для решения социальных и экологических проблем.4
3 Communication from the commission to the european parliament, the council, the european economic and social committee and the committee of the region's entrepreneurship 2020. Action-plan. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2012:0795:FIN:en:PDF (дата обращения: 27.04.2019).
4 Social Business Initiative - guide. URL: https://www.eubusiness.com/topics/social/social-business (дата обращения: 06.07.2019).
Еврокомиссией предлагалось 11 приоритетных мер поддержки, нацеленных на решение трех основных проблемных вопросов. Помимо улучшения режима доступа к финансированию социальных предприятий, включая развитие микрокредитования, «Инициатива» предусматривала меры по содействию повышению узнаваемости социального предприятия и совершенствованию европейской социально-предпринимательской нормативно-правовой базы.5 В свете решения третьего проблемного вопроса было рекомендовано провести реформу государственных закупок социально-медицинских услуг, упростив процедуру доступа к ним социальных предприятий, что следовало воспринимать как меру поддержки данных предприятий. Кроме того, в целях унификации законодательства о социальных предприятиях рекомендован модельный Устав европейского социального кооператива, разработанный на основе итальянского законодательства о социальных кооперативах.
Итальянский опыт государственной поддержки эколого-ориенти-рованных социальных предприятий представляет в целях настоящего исследования особый интерес и в первую очередь - в части определения критериев предоставления поддержки, поскольку они ввиду рекомендаций Европейской комиссии являются универсальными для большинства стран ЕС. Столь высокое значение итальянского социально-предпринимательского законодательства и его влияние на развитие социального и экологического предпринимательства европейских стран обусловлено тем, что Италия признается первой в мире страной, легализовавшей социальное предприятие в форме социального кооператива и добившейся в результате этого заметных успехов в борьбе с безработицей и бедностью. В последующем успешный итальянский социально-предпринимательский опыт решения социальных и экологических проблем был обобщен Европейской сетью исследования социального предпринимательства (EMES European Research Network) и стал основой научно-практических рекомендаций странам ЕС в вопросах легализации и поддержки социальных предприятий.
В соответствии с законом Италии от 8 ноября 1991 г. № 381 «О социальных кооперативах»6 государственная поддержка гарантировалась кооперативам типов «А» - «социально-трудовой интеграции» и «В» - «обще-
5 URL: https://ec.europa.eu/growth/sectors/social-economy/enterprises_is (дата обращения: 08.07.2019).
6 См.: Disciplina delle cooperative sociali. 8.11.1991. № 381 // Итальянский портал законодательства "NORMATTIVA". URL: http://www.normattiva.it/atto/caricaDettaglioAtto?atto.data Pubblica-zione Gazzetta=1991-12-03&atto.codiceRedazionale=091G0410¤tPage=1 (дата обращения: 07.07.2019).
ственной пользы», соответствующим установленным в законе требованиям7. В последующем в законодательстве Италии понятие «социальный кооператив» стало применяться в значении статуса, предоставляющего право на государственную поддержку социально и эколого-ориентированным коммерческим и некоммерческим юридическим лицам вне зависимости от организационной формы8. В настоящее время с 2017 г. термин «социальный кооператив» официально заменен легальным тождественным понятием «социальное пред-
9
приятие» .
Социальным кооперативом типа «А» признавалась организация, нацеленная на трудоустройство социально уязвимых слоев населения, т. е. на социально-трудовую интеграцию лиц, перечень категорий которых фиксировался законом. Определялся минимально допустимый размер заработной платы, призванный обеспечить достойный уровень жизни этих граждан, численность которых должна была составлять не менее 30 % от числа участников кооператива. Эта социально-предпринимательская модель в документе «Инициатива социального бизнеса» в соответствии с рекомендациями ООН10 признается инклюзивной, поскольку она нацелена на борьбу с бедностью.
Социальный кооператив типа «В» - «общественной пользы» имеет такое название, поскольку нацелен на осуществление предпринимательской деятельности, способствующей решению конкретных социальных проблем в интересах всего общества. Данные кооперативы специализируются на оказании общественно полезных услуг в первую очередь в приоритетных отраслях социальной сферы (социальное обслуживание, здравоохранение, образование). Однако для получения государственной поддержки социальный кооператив обязан более половины прибыли направлять на решение социально значимых задач, имея этому документальное подтверждение, и привлекать к этой общественно полезной деятельности волонтеров.
Нацеленность политики стран Евросоюза на курс устойчивого развития внесла некоторые коррективы в представления об общественной пользе, не только сделав акцент на обеспечении гармоничного сочетания социальных и
7 Калитченко Д. В. Правовое положение субъектов социального предпринимательства в Российской Федерации и зарубежных странах: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2019. С. 84.
8 См.: Delegaal Governoconcernente la disciplina dell'impresa sociale. 13.06.2005. № 118.
9 Revisionedella disciplina in materia di impresa sociale, a normadell'articolo 2, comma 2, lettera c) dellalegge 6 giugno 2016. n. 106. GUn.167 del 19-7-2017. URL: https://www.mise.gov.it/in-dex.php/it/incentivi/impresa/imprese-sociali. (дата обращения: 07.07.2019).
10 Доклад ООН «Преимущества для всех: стратегии ведения бизнеса с привлечением бедного населения (Creating Valueforall: Strategiesfor Doing Businesswiththe Poor). URL: https://pandia. ru/text/78/256/61328.php (дата обращения: 07.07.2019).
экономических результатов в деятельности социального предпринимателя, но и добавив экологические приоритеты в стратегическом развитии общества. В связи с этим Закон Италии от 13 июня 2005 г. № 118 «О делегировании Правительству полномочий по регулированию вопросов социального предпринимательства»11 скорректировал понятие «общественная польза», расширив перечень видов общественно полезной деятельности за счет включения в круг приоритетных отраслей такие сферы, как экологическая безопасность, рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды. С этого момента правовая модель социального кооператива типа «В» приобрела черты бизнес-модели «устойчивого развития», дав импульс развитию экологического предпринимательства в Италии.
Вместе с тем одной из новелл итальянского законодательства стала возможность регистрации социальных кооперативов «А + В» - смешанного типа, органически сочетающих признаки инклюзивной модели «социально-трудовой интеграции» и модели «устойчивого развития» - «общественной пользы». Достоинство этой эколого-ориентированной модели социально-предпринимательской деятельности заключается в возможности включения в качестве работников, потребителей, производителей на всех этапах цепочки создания добавленной стоимости не только бедных, но и всего общества в целом в качестве выгодоприобретателя, благодаря чему обеспечивается эко-лого-устойчивое развитие для всех сторон процесса.
К сожалению, российский законотворческий подход к легализации социального предпринимательства в России, в общих чертах соответствующий итальянскому законодательному подходу, не учитывает этого важнейшего эколого-ориентированного дополнительного элемента социально-предпринимательской модели. Федеральный закон № 245-ФЗ от 26 июля 2019 г. «О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие»» (далее - Закон о социальном предпринимательстве)12 в отличие от европейской социально-предпринимательской модели, построенной на творческом развитии итальянского законодательства, поощряющем экологическое предпринимательство, не предусматривает поддержку социальных предприятий, осуществляющих природоохранную предпринимательскую деятельность. Все четыре критерия социального предприятия, сформулированные, как отмечают российские эксперты, с учетом зависимости «от места благополучателя (целевой
11 См.: Delegaal GovernoconcernenteladisciplinadeИ'impresasociale. 13.06.2005. № 118.
12 Российская газета. 2019. 31 июля.
социальной группы) в цепочке создания стоимости»13 (ст. 24.1, п. 1.1, 1.2, 1.3, 1.4.), имеют ярко выраженную «инклюзивную направленность» на искоренение бедности14.
Борьба с бедностью является одной из важнейших проблем в России. По информации Росстата в 2018 г. число россиян, официально находящихся за чертой бедности (с доходами ниже прожиточного минимума), составляло 20,8 млн человек.15 «Майский указ» предписывает сократить количество бедных к 2024 г. в два раза. Однако некоторые эксперты высказывают сомнение в столь высокой результативности национальных проектов16. В связи с этим инклюзивная направленность Закона о социальном предпринимательстве, обеспеченном бюджетным финансированием и предусмотренном приоритетными национальными проектами, объяснима, но вряд ли обоснована. Отсутствие в критериях, соответствующих социальному предприятию «общественной пользы» (ст. 24.1, пп. 1.3, 1.4.), эколого-ориентированных видов социально-предпринимательской деятельности делает российскую модель однобокой, несостоятельной с точки зрения развития экологического предпринимательства. В то же время во всех известных зарубежных социально-предпринимательских моделях (европейской, американской, британской и южнокорейской)17 этот аспект учитывается.
Государственная поддержка эколого-ориентированных социальных предприятий осуществляется также посредством их привлечения к программам государственно-частного партнерства18. Одной из правовых форм подобной поддержки данных предприятий является стимулирование их участия в закупках товаров работ и услуг для государственных нужд. Наибольший интерес в этом вопросе представляет опыт Великобритании, принявшей с учетом рекомендаций «Инициативы», «Стратегии-2020» 8 марта 2012 г.
13 Московская А. А. Зачем нужен закон о социальном предпринимательстве? // Мир социального предпринимательства. 2019. № 10. С. 6.
14 Доклад ООН «Преимущества для всех: стратегии ведения бизнеса с привлечением бедного населения».
15 Росстат подсчитал число бедных россиян на I квартал 2018 года. URL: http://www.rosbalt. ru/russia/2018/07/27/1720488.html (дата обращения: 04.08.2019).
16 Бедность в России: десятки миллионов за чертой // URL: https://www.gazeta.ru/business/ 2018/05/09/11745109. shtml?updated (дата обращения: 04.08.2019).
17 Барков А. В., Гришина Я. С. Методологические основы конструирования российской модели правового обеспечения экологического предпринимательства // Гражданское право. 2018. № 4. С. 3-7.
18 Барков А. В., Серова О. А. Государственно-частное партнерство на рынке социальных услуг в свете развития социального предпринимательства проблемы гармонизации правового регулирования // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2016. Вып. 33. C. 268280. DOI: 10.17072/1995-4190-2016- 33-268-280.
Закон «О социальных ценностях»,19 нацеленный на встраивание британских социальных предприятий в систему государственного заказа. При этом под социальной ценностью понимаются блага, которые могут быть созданы в качестве дополнения к выгодам непосредственно от самих закупаемых услуг и в первую очередь для соответствующей территории. В связи с этим глава 3 Закона требует от органов государственной власти еще на предтендерной стадии проведения закупок оценить, каким образом закупаемые услуги могли бы улучшить социальное, экологическое и экономическое положение соответствующей территории и как процедура закупки гарантирует такое улучшение.
Достоинство такого подхода заключается в том, что он позволяет до начала процесса закупки не только выявить наиболее оптимальное с точки зрения бюджетных затрат предложение, но и учесть степень эффективности его социально-экологического воздействия, что позволяет получить дополнительные социальные ценности за те же средства20. Закон «О социальных ценностях» предоставляет дополнительные преимущества и эколого-ориентиро-ванным социальным предпринимателям, уставная деятельность которых неразрывно связна с созданием социальных ценностей. Учет госорганами такой деятельности обеспечивает этим социальным предпринимателям конкурентные преимущества в борьбе за заказ. Закон обязывает отдавать предпочтение в выборе поставщика организациям, производящим социально полезные, экологически безопасные и экологически чистые товары, не оказывающие разрушительное влияние на окружающую среду территории, что стимулирует развитие экологического предпринимательства.
Одним из ориентиров в выборе поставщика по государственному заказу, гарантирующих высокую степень эффективности социально-экологического воздействия, является организационно-правовая форма юридического лица «компания общественных интересов» (Community Interest Company - CIC), специально предназначенная для осуществления социального предпринимательства21. CIC появилась в законодательстве Соединенного Королевства в 2005 г. в рамках государственной стратегии развития социального предпринимательства в качестве дополнения к существующим органи-
19 Public Services (Social Value) Act 2012. URL: http://www.legislation.gov.Uk/ukpga/2012/3/pdfs/ ukpga_20120003_en.pdf (дата обращения: 10.07.2019).
20 Международная практика господдержки и регулирования в сфере социального предпринимательства. Закон о социальной ценности. The Public Services (Social Value) Act. URL: https://ep.org.ru/wp-content/uploads/2015/02/Social_Value_Act_2014.pdf (дата обращения: 10.07.2019).
21 Кицай Ю. А. Правовое обеспечение конкурентоспособности негосударственных организаций в социальной сфере. М.: Библио-Глобус, 2016. С. 27.
зационно-правовым формам коммерческих юридических лиц, установленных законом «О компаниях: аудит, исследования и общественные предприятия. 2004 год»22.
Уставная миссия компании общественных интересов должна быть нацелена на решение социальных и экологических проблем. В отличие от социального кооператива (получившего название итальянской социально-предпринимательской модели, носящей инклюзивный характер), правовое положение которого основано на идее государственной поддержки работодателей, способствующей социально-трудовой интеграции социально уязвимых граждан и реинвестирующей часть прибыли в решение социальных проблем, в британской социально-предпринимательской модели акцент сделан на развитии деятельности, нацеленной на общественное благо (общественные интересы). Это в большей степени приближает британскую модель к бизнес-модели «устойчивого развития».
Гарантированное достижение цели социальной миссии общественных интересов обеспечивается необходимостью реинвестирования не менее 2/3 прибыли в соответствии с этой миссией и использования активов компании только на решение социальных и экологических проблем, что строго контролируется государством23. В связи с этим результативность социально-экологического воздействия С1С, участвующего в конкурсе по государственному заказу, не подвергается сомнению со стороны госорганов. Помимо этого, С1С также служит ориентиром для социальных инвесторов, получающих налоговую льготу при инвестировании социальных предприятий24, и для потребителя, подтверждая, что доход компании гарантированно реинвестируется в решение социальных и экологических проблем.
Как верно отмечается в научной литературе, в условиях углубления социально-экологического кризиса современная реальность требует выработки новаторских подходов к развитию социально-экономической сферы, «поиска новых типов коммуникации между государством, обществом и бизнесом»25, одним из которых является формирование правовой модели социально-экологического предпринимательства. Несомненно, совершенствование рос-
22 См.: Companies (Audit, Investigationsand Community Enterprise) Act 2004 // Официальный сайт Правительства Великобритании по законодательным актам. URL: http://www.legislation.gov. uk/ukpga/2004/27/contents(дата обращения: 10.06.2019).
23 Калиниченко Д. В. Указ. соч. С. 108-116.
24 Tax relief for investors using venture capital schemes // URL: https://www.gov.uk/guidance/ven-ture-capital-schemes-tax-relief-for-investors (дата обращения: 10.06.2019).
25 Серова О. А., Кицай Ю. А. Разгосударствление социальной сферы и проблемы реализации концепции предпринимательского университета в России // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. Вып. 38. C. 400-416. DOI: 10.17072/1995-4190-2017-38-400-416.
сийской модели должно основываться на положительном зарубежном правотворческом и правоприменительном опыте.
Выводы
1. В целом исследование зарубежного опыта государственного управления развитием экологического предпринимательства в различных направлениях позволяет выявить закономерность, состоящую в том, что оптимальность государственного регулирования отношений с участием эколого-ориентированных социальных предприятий зависит от эффективности оценки степени их социально-экологической полезности, т. е. от социального и экологического воздействия. Наиболее эффективным публично-правовым средством развития экологического предпринимательства в странах ЕС является государственная прямая и косвенная поддержка. Эта поддержка в различных формах зависит от бюджетных возможностей, а оптимальным критерием оценки социально-экологической полезности социальных предприятий как условия государственной поддержки признается законодательно закрепленная обязанность реинвестирования не менее половины прибыли в решение социальных и экологических проблем, связанных с миссией экологического предпринимателя.
2. Доказано, что российская социально-предпринимательская модель, зафиксированная в Федеральном законе № 245-ФЗ от 26 июля 2019 г. (Законе о социальном предпринимательстве), не отвечает зарубежным тенденциям совместного развития социального и экологического предпринимательства и нуждается в корректировке: а) нацеленности на решение не только социальных, но и экологических проблем посредством внесения изменений в подпункт 7 пункта 1 статьи 1 и пункт 4 статьи 24.1 Закона о социальном предпринимательстве, способствующих сближению российской модели «инклюзивной направленности» с зарубежными моделями «устойчивого развития», дающими импульс развитию экологического предпринимательства; б) критериев социального предприятия в части расширения перечней общественно полезных видов деятельности (п. 3 и п. 4 ст. 24.1 Закона о социальном предпринимательстве) за счет включения природоохранных видов деятельности.
Библиографический список
Барков А. В., Гришина Я. С. Методологические основы конструирования российской модели правового обеспечения экологического предпринимательства // Гражданское право. 2018. № 4.
Барков А. В., Серова О. А. Государственно-частное партнерство на рынке социальных услуг в свете развития социального предпринимательства про- 41 -
блемы гармонизации правового регулирования // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2016. Вып. 33. DOI: 10.17072/1995-4190-201633-268-280.
Гришина Я. С. Концептуальная модель правового обеспечения российского социального предпринимательства: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2016.
Калиниченко Д. В. Правовое положение субъектов социального предпринимательства в Российской Федерации и зарубежных странах: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2019.
Кицай Ю. А. Правовое обеспечение конкурентоспособности негосударственных организаций в социальной сфере. М.: Библио-Глобус, 2016.
Московская А. А. Зачем нужен закон о социальном предпринимательстве? // Мир социального предпринимательства. 2019. № 10.
Серова О. А., КицайЮ. А. Разгосударствление социальной сферы и проблемы реализации концепции предпринимательского университета в России // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. Вып. 38. DOI: 10.17072/1995-4190-2017-38-400-416.
Информация для цитирования
^ Барков А. В., Гришина Я. С. Правовое обеспечение государственной
^ поддержки эколого-ориентированных социальных предприятий в за-
.¡^ рубежных странах // Ex jure. 2020. № 2. C. 31-42. DOI: 10.17072/
^ 2619-0648-2020-2-31-42.
И Barkov A. V., Grishina Ya. S. Legal Support of State Support of Environmentally-Oriented Social Enterprises in Foreign Countries. Ex jure. 2020. № 2. Рр. 31-42. (In Russ.). DOI: 10.17072/2619-0648-2020-2-31-42.