Научная статья на тему 'Правовое обеспечение государственной поддержки эколого-ориентированных социальных предприятий в зарубежных странах'

Правовое обеспечение государственной поддержки эколого-ориентированных социальных предприятий в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ex jure
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / SOCIAL AND ENVIRONMENTAL ENTREPRENEURSHIP / GOVERNMENTAL SUPPORT / SOCIAL ORDER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барков А. В., Гришина Я. С.

Актуальность исследования обусловлена углублением социально-экологического кризиса, требующего поиска новаторских подходов к развитию социально-экономической сферы, одним из которых является формирование правовой модели социально-экологического предпринимательства, основанной на положительном зарубежном правотворческом и правоприменительном опыте. Делается вывод, что российская модель социального предпринимательства не отвечает зарубежным тенденциям совместного развития социального и экологического предпринимательства и нуждается в корректировке. Обосновываются рекомендации по совершенствованию законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Барков А. В., Гришина Я. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL SUPPORT OF STATE SUPPORT OF ENVIRONMENTALLY-ORIENTED SOCIAL ENTERPRISES IN FOREIGN COUNTRIES

The relevance of the study is due to the deepening socio-ecological crisis, requiring the search for innovative approaches to the development of the socio-economic sphere, one of which is the formation of a legal model of socio-environmental entrepreneurship based on positive foreign lawmaking and law enforcement experience. It is concluded that the Russian socio-entrepreneurial model of social entrepreneurship does not meet foreign trends in the joint development of social and environmental entrepreneurship and needs to be adjusted. Substantiates recommendations for improving legislation.

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение государственной поддержки эколого-ориентированных социальных предприятий в зарубежных странах»

ГРАЖДАНСКОЕ, СЕМЕЙНОЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО

УДК 347:340.11

DOI: 10.17072/2619-0648-2020-2-31-42

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Статья выполнена при финансовой поддержке

Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-011-00792 а) А. В. Барков

доктор юридических наук, профессор, профессор департамента правового регулирования экономической деятельности

Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации;

профессор кафедры гражданского права

Военный университет

Министерства обороны Российской Федерации

125993 (ГСП-3), Россия, г. Москва, Ленинградский проспект, 49

E-mail: barkov_a_v@mail.ru Я. С. Гришина

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданского права

Российский государственный университет правосудия;

© Барков А. В., Гришина Я. С., 2020

профессор кафедры гражданского права

Саратовская государственная юридическая академия 117418, Россия, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, 69

E-mail: grishinel@inbox.ru

Аннотация: актуальность исследования обусловлена углублением социально-экологического кризиса, требующего поиска новаторских подходов к развитию социально-экономической сферы, одним из которых является формирование правовой модели социально-экологического предпринимательства, основанной на положительном зарубежном правотворческом и правоприменительном опыте. Делается вывод, что российская модель социального предпринимательства не отвечает зарубежным тенденциям совместного развития социального и экологического предпринимательства и нуждается в корректировке. Обосновываются рекомендации по совершенствованию законодательства.

Ключевые слова: социально-экологическое предпринимательство; государственная поддержка; социальный заказ

LEGAL SUPPORT OF STATE SUPPORT OF ENVIRONMENTALLY-ORIENTED SOCIAL ENTERPRISES IN FOREIGN COUNTRIES

The research was conducted with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research (project No. 18-011-00792 а)

A. V. Barkov

Financial University,

Military University, Ministry of Defense of the Russian Federation 49, Leningradsky prospect, Moscow, Russia, 125993 (GSP-3)

E-mail: barkov_a_v@mail.ru

Ya. S. Grishina

Russian State University of Justice Saratov State Law Academy

69, Novocheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117418 E-mail: grishinel@inbox.ru

Abstract: the relevance of the study is due to the deepening socio-ecological crisis, requiring the search for innovative approaches to the development of the socio-economic sphere, one of which is the formation of a legal model of socio-environmental entrepreneurship based on positive foreign lawmaking and law enforcement experience. It is concluded that the Russian socio-entrepreneurial model of social entrepreneurship does not meet foreign trends in the joint development of social and environmental entrepreneurship and needs to be adjusted. Substantiates recommendations for improving legislation. Keywords: social and environmental entrepreneurship; governmental support; social order

Как представляется, в настоящее время, учитывая общую идеологическую основу экологического и социального предпринимательства, есть все основания полагать, что экологическое предпринимательство является частью более обширного общественно-правового явления - социального предпринимательства1. В соответствии с данным концептуальным подходом целью социально-экологической предпринимательской деятельности является не извлечение прибыли, а положительное социальное и экологическое воздействие на общество и окружающую среду, где прибыль рассматривается в качестве средства реализации миссии социально-экологического предприятия, направленного на решение социальных и экологических проблем. На наш взгляд, данный подход в наибольшей степени будет способствовать достижению цели, заключающейся в формировании правовой модели развития российского социально-экологического предпринимательства.

Конструируя российскую модель социального предпринимательства с учетом исследования зарубежного опыта его государственного управления, Я. С. Гришина приходит к выводу, что важнейшими элементами данной конструкции являются две группы публично-правовых форм: а) государственная поддержка социальных предприятий и б) гарантии качества, безопасности и доступности продукции, производимой социальными предприятиями2. В связи с этим исследование вопросов правового обеспечения государственной поддержки эколого-ориентированных социальных предприятий в зарубежных странах может представлять интерес и для формирования правовой модели российского социально-экологического предпринимательства, что обусловливает актуальность настоящей статьи.

1 Барков А. В., Гришина Я. С. Методологические основы конструирования российской модели правового обеспечения экологического предпринимательства // Гражданское право. 2018. № 4. С. 3-7.

2 Гришина Я. С. Концептуальная модель правового обеспечения российского социального предпринимательства: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2016. С. 231.

Государственное управление развитием экологического предпринимательства посредством поддержки эколого-ориентированных социальных предприятий характерно в первую очередь для европейских стран. Концептуальной основой данного подхода является стратегическая антикризисная программа «Европа 2020» (далее - «Стратегия-2020»), гарантирующая финансовую поддержку социальным предприятиям стран ЕС, осуществляющим развитие социального и экологического предпринимательства в соответствии с рекомендациями, данными 26 октября 2011 г. Европейской комиссией в программном документе «Инициатива социального бизнеса»3('^оша1 Business Initiative" - SBI (сокр., англ.)) (далее - «Инициатива»). Стратегия, принятая в ответ на глобальный финансовый кризис 2009 г., была нацелена на поиск оптимальных инновационных моделей решения социальных проблем, в которых должна прослеживаться связь краткосрочных целей с долгосрочными приоритетами, направленными на улучшения в социальной, экологической и экономической сферах.

Основная идея «Стратегии-2020» заключалась в отказе от политики патернализма (безвозмездного финансирования социальных программ) и переходе к стимулированию социально-предпринимательской активности, развитию рынка социальных инвестиций. В «Инициативе» отмечалось, что доступ к финансированию в рамках «Стратегии-2020» будет облегчен для тех социальных предприятий, миссия которых состоит в том, чтобы оказывать значительное социальное и экологическое воздействие путем: а) содействия социально-трудовой интеграции социально уязвимых слоев населения, улучшения качества социальной сферы и сферы здравоохранения, способствуя тем самым инклюзивному росту; б) внедрения эффективных способов сокращения выбросов и отходов, использования природных ресурсов и энергии, что благоприятствует устойчивому развитию. При этом под социальным понимается такое предприятие, основная цель которого состоит в социальном и экологическом воздействии, учитывающем интересы общества и широкого круга заинтересованных сторон, а не в получении прибыли для акционеров, использующих не менее половины прибыли для решения социальных и экологических проблем.4

3 Communication from the commission to the european parliament, the council, the european economic and social committee and the committee of the region's entrepreneurship 2020. Action-plan. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2012:0795:FIN:en:PDF (дата обращения: 27.04.2019).

4 Social Business Initiative - guide. URL: https://www.eubusiness.com/topics/social/social-business (дата обращения: 06.07.2019).

Еврокомиссией предлагалось 11 приоритетных мер поддержки, нацеленных на решение трех основных проблемных вопросов. Помимо улучшения режима доступа к финансированию социальных предприятий, включая развитие микрокредитования, «Инициатива» предусматривала меры по содействию повышению узнаваемости социального предприятия и совершенствованию европейской социально-предпринимательской нормативно-правовой базы.5 В свете решения третьего проблемного вопроса было рекомендовано провести реформу государственных закупок социально-медицинских услуг, упростив процедуру доступа к ним социальных предприятий, что следовало воспринимать как меру поддержки данных предприятий. Кроме того, в целях унификации законодательства о социальных предприятиях рекомендован модельный Устав европейского социального кооператива, разработанный на основе итальянского законодательства о социальных кооперативах.

Итальянский опыт государственной поддержки эколого-ориенти-рованных социальных предприятий представляет в целях настоящего исследования особый интерес и в первую очередь - в части определения критериев предоставления поддержки, поскольку они ввиду рекомендаций Европейской комиссии являются универсальными для большинства стран ЕС. Столь высокое значение итальянского социально-предпринимательского законодательства и его влияние на развитие социального и экологического предпринимательства европейских стран обусловлено тем, что Италия признается первой в мире страной, легализовавшей социальное предприятие в форме социального кооператива и добившейся в результате этого заметных успехов в борьбе с безработицей и бедностью. В последующем успешный итальянский социально-предпринимательский опыт решения социальных и экологических проблем был обобщен Европейской сетью исследования социального предпринимательства (EMES European Research Network) и стал основой научно-практических рекомендаций странам ЕС в вопросах легализации и поддержки социальных предприятий.

В соответствии с законом Италии от 8 ноября 1991 г. № 381 «О социальных кооперативах»6 государственная поддержка гарантировалась кооперативам типов «А» - «социально-трудовой интеграции» и «В» - «обще-

5 URL: https://ec.europa.eu/growth/sectors/social-economy/enterprises_is (дата обращения: 08.07.2019).

6 См.: Disciplina delle cooperative sociali. 8.11.1991. № 381 // Итальянский портал законодательства "NORMATTIVA". URL: http://www.normattiva.it/atto/caricaDettaglioAtto?atto.data Pubblica-zione Gazzetta=1991-12-03&atto.codiceRedazionale=091G0410&currentPage=1 (дата обращения: 07.07.2019).

ственной пользы», соответствующим установленным в законе требованиям7. В последующем в законодательстве Италии понятие «социальный кооператив» стало применяться в значении статуса, предоставляющего право на государственную поддержку социально и эколого-ориентированным коммерческим и некоммерческим юридическим лицам вне зависимости от организационной формы8. В настоящее время с 2017 г. термин «социальный кооператив» официально заменен легальным тождественным понятием «социальное пред-

9

приятие» .

Социальным кооперативом типа «А» признавалась организация, нацеленная на трудоустройство социально уязвимых слоев населения, т. е. на социально-трудовую интеграцию лиц, перечень категорий которых фиксировался законом. Определялся минимально допустимый размер заработной платы, призванный обеспечить достойный уровень жизни этих граждан, численность которых должна была составлять не менее 30 % от числа участников кооператива. Эта социально-предпринимательская модель в документе «Инициатива социального бизнеса» в соответствии с рекомендациями ООН10 признается инклюзивной, поскольку она нацелена на борьбу с бедностью.

Социальный кооператив типа «В» - «общественной пользы» имеет такое название, поскольку нацелен на осуществление предпринимательской деятельности, способствующей решению конкретных социальных проблем в интересах всего общества. Данные кооперативы специализируются на оказании общественно полезных услуг в первую очередь в приоритетных отраслях социальной сферы (социальное обслуживание, здравоохранение, образование). Однако для получения государственной поддержки социальный кооператив обязан более половины прибыли направлять на решение социально значимых задач, имея этому документальное подтверждение, и привлекать к этой общественно полезной деятельности волонтеров.

Нацеленность политики стран Евросоюза на курс устойчивого развития внесла некоторые коррективы в представления об общественной пользе, не только сделав акцент на обеспечении гармоничного сочетания социальных и

7 Калитченко Д. В. Правовое положение субъектов социального предпринимательства в Российской Федерации и зарубежных странах: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2019. С. 84.

8 См.: Delegaal Governoconcernente la disciplina dell'impresa sociale. 13.06.2005. № 118.

9 Revisionedella disciplina in materia di impresa sociale, a normadell'articolo 2, comma 2, lettera c) dellalegge 6 giugno 2016. n. 106. GUn.167 del 19-7-2017. URL: https://www.mise.gov.it/in-dex.php/it/incentivi/impresa/imprese-sociali. (дата обращения: 07.07.2019).

10 Доклад ООН «Преимущества для всех: стратегии ведения бизнеса с привлечением бедного населения (Creating Valueforall: Strategiesfor Doing Businesswiththe Poor). URL: https://pandia. ru/text/78/256/61328.php (дата обращения: 07.07.2019).

экономических результатов в деятельности социального предпринимателя, но и добавив экологические приоритеты в стратегическом развитии общества. В связи с этим Закон Италии от 13 июня 2005 г. № 118 «О делегировании Правительству полномочий по регулированию вопросов социального предпринимательства»11 скорректировал понятие «общественная польза», расширив перечень видов общественно полезной деятельности за счет включения в круг приоритетных отраслей такие сферы, как экологическая безопасность, рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды. С этого момента правовая модель социального кооператива типа «В» приобрела черты бизнес-модели «устойчивого развития», дав импульс развитию экологического предпринимательства в Италии.

Вместе с тем одной из новелл итальянского законодательства стала возможность регистрации социальных кооперативов «А + В» - смешанного типа, органически сочетающих признаки инклюзивной модели «социально-трудовой интеграции» и модели «устойчивого развития» - «общественной пользы». Достоинство этой эколого-ориентированной модели социально-предпринимательской деятельности заключается в возможности включения в качестве работников, потребителей, производителей на всех этапах цепочки создания добавленной стоимости не только бедных, но и всего общества в целом в качестве выгодоприобретателя, благодаря чему обеспечивается эко-лого-устойчивое развитие для всех сторон процесса.

К сожалению, российский законотворческий подход к легализации социального предпринимательства в России, в общих чертах соответствующий итальянскому законодательному подходу, не учитывает этого важнейшего эколого-ориентированного дополнительного элемента социально-предпринимательской модели. Федеральный закон № 245-ФЗ от 26 июля 2019 г. «О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие»» (далее - Закон о социальном предпринимательстве)12 в отличие от европейской социально-предпринимательской модели, построенной на творческом развитии итальянского законодательства, поощряющем экологическое предпринимательство, не предусматривает поддержку социальных предприятий, осуществляющих природоохранную предпринимательскую деятельность. Все четыре критерия социального предприятия, сформулированные, как отмечают российские эксперты, с учетом зависимости «от места благополучателя (целевой

11 См.: Delegaal GovernoconcernenteladisciplinadeИ'impresasociale. 13.06.2005. № 118.

12 Российская газета. 2019. 31 июля.

социальной группы) в цепочке создания стоимости»13 (ст. 24.1, п. 1.1, 1.2, 1.3, 1.4.), имеют ярко выраженную «инклюзивную направленность» на искоренение бедности14.

Борьба с бедностью является одной из важнейших проблем в России. По информации Росстата в 2018 г. число россиян, официально находящихся за чертой бедности (с доходами ниже прожиточного минимума), составляло 20,8 млн человек.15 «Майский указ» предписывает сократить количество бедных к 2024 г. в два раза. Однако некоторые эксперты высказывают сомнение в столь высокой результативности национальных проектов16. В связи с этим инклюзивная направленность Закона о социальном предпринимательстве, обеспеченном бюджетным финансированием и предусмотренном приоритетными национальными проектами, объяснима, но вряд ли обоснована. Отсутствие в критериях, соответствующих социальному предприятию «общественной пользы» (ст. 24.1, пп. 1.3, 1.4.), эколого-ориентированных видов социально-предпринимательской деятельности делает российскую модель однобокой, несостоятельной с точки зрения развития экологического предпринимательства. В то же время во всех известных зарубежных социально-предпринимательских моделях (европейской, американской, британской и южнокорейской)17 этот аспект учитывается.

Государственная поддержка эколого-ориентированных социальных предприятий осуществляется также посредством их привлечения к программам государственно-частного партнерства18. Одной из правовых форм подобной поддержки данных предприятий является стимулирование их участия в закупках товаров работ и услуг для государственных нужд. Наибольший интерес в этом вопросе представляет опыт Великобритании, принявшей с учетом рекомендаций «Инициативы», «Стратегии-2020» 8 марта 2012 г.

13 Московская А. А. Зачем нужен закон о социальном предпринимательстве? // Мир социального предпринимательства. 2019. № 10. С. 6.

14 Доклад ООН «Преимущества для всех: стратегии ведения бизнеса с привлечением бедного населения».

15 Росстат подсчитал число бедных россиян на I квартал 2018 года. URL: http://www.rosbalt. ru/russia/2018/07/27/1720488.html (дата обращения: 04.08.2019).

16 Бедность в России: десятки миллионов за чертой // URL: https://www.gazeta.ru/business/ 2018/05/09/11745109. shtml?updated (дата обращения: 04.08.2019).

17 Барков А. В., Гришина Я. С. Методологические основы конструирования российской модели правового обеспечения экологического предпринимательства // Гражданское право. 2018. № 4. С. 3-7.

18 Барков А. В., Серова О. А. Государственно-частное партнерство на рынке социальных услуг в свете развития социального предпринимательства проблемы гармонизации правового регулирования // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2016. Вып. 33. C. 268280. DOI: 10.17072/1995-4190-2016- 33-268-280.

Закон «О социальных ценностях»,19 нацеленный на встраивание британских социальных предприятий в систему государственного заказа. При этом под социальной ценностью понимаются блага, которые могут быть созданы в качестве дополнения к выгодам непосредственно от самих закупаемых услуг и в первую очередь для соответствующей территории. В связи с этим глава 3 Закона требует от органов государственной власти еще на предтендерной стадии проведения закупок оценить, каким образом закупаемые услуги могли бы улучшить социальное, экологическое и экономическое положение соответствующей территории и как процедура закупки гарантирует такое улучшение.

Достоинство такого подхода заключается в том, что он позволяет до начала процесса закупки не только выявить наиболее оптимальное с точки зрения бюджетных затрат предложение, но и учесть степень эффективности его социально-экологического воздействия, что позволяет получить дополнительные социальные ценности за те же средства20. Закон «О социальных ценностях» предоставляет дополнительные преимущества и эколого-ориентиро-ванным социальным предпринимателям, уставная деятельность которых неразрывно связна с созданием социальных ценностей. Учет госорганами такой деятельности обеспечивает этим социальным предпринимателям конкурентные преимущества в борьбе за заказ. Закон обязывает отдавать предпочтение в выборе поставщика организациям, производящим социально полезные, экологически безопасные и экологически чистые товары, не оказывающие разрушительное влияние на окружающую среду территории, что стимулирует развитие экологического предпринимательства.

Одним из ориентиров в выборе поставщика по государственному заказу, гарантирующих высокую степень эффективности социально-экологического воздействия, является организационно-правовая форма юридического лица «компания общественных интересов» (Community Interest Company - CIC), специально предназначенная для осуществления социального предпринимательства21. CIC появилась в законодательстве Соединенного Королевства в 2005 г. в рамках государственной стратегии развития социального предпринимательства в качестве дополнения к существующим органи-

19 Public Services (Social Value) Act 2012. URL: http://www.legislation.gov.Uk/ukpga/2012/3/pdfs/ ukpga_20120003_en.pdf (дата обращения: 10.07.2019).

20 Международная практика господдержки и регулирования в сфере социального предпринимательства. Закон о социальной ценности. The Public Services (Social Value) Act. URL: https://ep.org.ru/wp-content/uploads/2015/02/Social_Value_Act_2014.pdf (дата обращения: 10.07.2019).

21 Кицай Ю. А. Правовое обеспечение конкурентоспособности негосударственных организаций в социальной сфере. М.: Библио-Глобус, 2016. С. 27.

зационно-правовым формам коммерческих юридических лиц, установленных законом «О компаниях: аудит, исследования и общественные предприятия. 2004 год»22.

Уставная миссия компании общественных интересов должна быть нацелена на решение социальных и экологических проблем. В отличие от социального кооператива (получившего название итальянской социально-предпринимательской модели, носящей инклюзивный характер), правовое положение которого основано на идее государственной поддержки работодателей, способствующей социально-трудовой интеграции социально уязвимых граждан и реинвестирующей часть прибыли в решение социальных проблем, в британской социально-предпринимательской модели акцент сделан на развитии деятельности, нацеленной на общественное благо (общественные интересы). Это в большей степени приближает британскую модель к бизнес-модели «устойчивого развития».

Гарантированное достижение цели социальной миссии общественных интересов обеспечивается необходимостью реинвестирования не менее 2/3 прибыли в соответствии с этой миссией и использования активов компании только на решение социальных и экологических проблем, что строго контролируется государством23. В связи с этим результативность социально-экологического воздействия С1С, участвующего в конкурсе по государственному заказу, не подвергается сомнению со стороны госорганов. Помимо этого, С1С также служит ориентиром для социальных инвесторов, получающих налоговую льготу при инвестировании социальных предприятий24, и для потребителя, подтверждая, что доход компании гарантированно реинвестируется в решение социальных и экологических проблем.

Как верно отмечается в научной литературе, в условиях углубления социально-экологического кризиса современная реальность требует выработки новаторских подходов к развитию социально-экономической сферы, «поиска новых типов коммуникации между государством, обществом и бизнесом»25, одним из которых является формирование правовой модели социально-экологического предпринимательства. Несомненно, совершенствование рос-

22 См.: Companies (Audit, Investigationsand Community Enterprise) Act 2004 // Официальный сайт Правительства Великобритании по законодательным актам. URL: http://www.legislation.gov. uk/ukpga/2004/27/contents(дата обращения: 10.06.2019).

23 Калиниченко Д. В. Указ. соч. С. 108-116.

24 Tax relief for investors using venture capital schemes // URL: https://www.gov.uk/guidance/ven-ture-capital-schemes-tax-relief-for-investors (дата обращения: 10.06.2019).

25 Серова О. А., Кицай Ю. А. Разгосударствление социальной сферы и проблемы реализации концепции предпринимательского университета в России // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. Вып. 38. C. 400-416. DOI: 10.17072/1995-4190-2017-38-400-416.

сийской модели должно основываться на положительном зарубежном правотворческом и правоприменительном опыте.

Выводы

1. В целом исследование зарубежного опыта государственного управления развитием экологического предпринимательства в различных направлениях позволяет выявить закономерность, состоящую в том, что оптимальность государственного регулирования отношений с участием эколого-ориентированных социальных предприятий зависит от эффективности оценки степени их социально-экологической полезности, т. е. от социального и экологического воздействия. Наиболее эффективным публично-правовым средством развития экологического предпринимательства в странах ЕС является государственная прямая и косвенная поддержка. Эта поддержка в различных формах зависит от бюджетных возможностей, а оптимальным критерием оценки социально-экологической полезности социальных предприятий как условия государственной поддержки признается законодательно закрепленная обязанность реинвестирования не менее половины прибыли в решение социальных и экологических проблем, связанных с миссией экологического предпринимателя.

2. Доказано, что российская социально-предпринимательская модель, зафиксированная в Федеральном законе № 245-ФЗ от 26 июля 2019 г. (Законе о социальном предпринимательстве), не отвечает зарубежным тенденциям совместного развития социального и экологического предпринимательства и нуждается в корректировке: а) нацеленности на решение не только социальных, но и экологических проблем посредством внесения изменений в подпункт 7 пункта 1 статьи 1 и пункт 4 статьи 24.1 Закона о социальном предпринимательстве, способствующих сближению российской модели «инклюзивной направленности» с зарубежными моделями «устойчивого развития», дающими импульс развитию экологического предпринимательства; б) критериев социального предприятия в части расширения перечней общественно полезных видов деятельности (п. 3 и п. 4 ст. 24.1 Закона о социальном предпринимательстве) за счет включения природоохранных видов деятельности.

Библиографический список

Барков А. В., Гришина Я. С. Методологические основы конструирования российской модели правового обеспечения экологического предпринимательства // Гражданское право. 2018. № 4.

Барков А. В., Серова О. А. Государственно-частное партнерство на рынке социальных услуг в свете развития социального предпринимательства про- 41 -

блемы гармонизации правового регулирования // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2016. Вып. 33. DOI: 10.17072/1995-4190-201633-268-280.

Гришина Я. С. Концептуальная модель правового обеспечения российского социального предпринимательства: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2016.

Калиниченко Д. В. Правовое положение субъектов социального предпринимательства в Российской Федерации и зарубежных странах: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2019.

Кицай Ю. А. Правовое обеспечение конкурентоспособности негосударственных организаций в социальной сфере. М.: Библио-Глобус, 2016.

Московская А. А. Зачем нужен закон о социальном предпринимательстве? // Мир социального предпринимательства. 2019. № 10.

Серова О. А., КицайЮ. А. Разгосударствление социальной сферы и проблемы реализации концепции предпринимательского университета в России // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. Вып. 38. DOI: 10.17072/1995-4190-2017-38-400-416.

Информация для цитирования

^ Барков А. В., Гришина Я. С. Правовое обеспечение государственной

^ поддержки эколого-ориентированных социальных предприятий в за-

.¡^ рубежных странах // Ex jure. 2020. № 2. C. 31-42. DOI: 10.17072/

^ 2619-0648-2020-2-31-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И Barkov A. V., Grishina Ya. S. Legal Support of State Support of Environmentally-Oriented Social Enterprises in Foreign Countries. Ex jure. 2020. № 2. Рр. 31-42. (In Russ.). DOI: 10.17072/2619-0648-2020-2-31-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.