Научная статья на тему 'От корпоративной социальной ответственности к социальному предпринимательству: к вопросу о тенденциях развития корпоративного законодательства'

От корпоративной социальной ответственности к социальному предпринимательству: к вопросу о тенденциях развития корпоративного законодательства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
578
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
корпоративная социальная ответственность / социальное предпринимательство / корпоративное законодательство / corporate social responsibility / social business / corporate legislation

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кицай Юлиана Анатольевна

В настоящей статье исследуется эволюция тенденции развития корпоративного законодательства зарубежных стран, акцент которой смещается от корпоративной социальной ответственности социального предпринимательства. На основе изучения зарубежного опыта социального предпринимательства обосновываются научно-практические рекомендации по совершенствованию действующего законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кицай Юлиана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY TO SOCIAL BUSINESS: TO A QUESTION ABOUT TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF THE CORPORATE LEGISLATION

In the present article the author investigates evolution of a tendency of development of the corporate legislation of foreign countries which accent is displaced from corporate social responsibility of social business. On the basis of studying of foreign experience of social business scientific and practical recommendations about improvement of the current legislation locate.

Текст научной работы на тему «От корпоративной социальной ответственности к социальному предпринимательству: к вопросу о тенденциях развития корпоративного законодательства»

11.2. ОТ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ К СОЦИАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ: К

ВОПРОСУ О ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Кицай Юлиана Анатольевна, кандидат юридических наук, доцент, кафедра гражданского права и процесса

Место работы: Балтийский Федеральный университет им. Иммануила Канта. Юридический институт

juliana_kn666@mail.ru

Аннотация: В настоящей статье исследуется эволюция тенденции развития корпоративного законодательства зарубежных стран, акцент которой смещается от корпоративной социальной ответственности социального предпринимательства. На основе изучения зарубежного опыта социального предпринимательства обосновываются научно-практические рекомендации по совершенствованию действующего законодательства.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, социальное предпринимательство, корпоративное законодательство.

FROM CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY TO SOCIAL BUSINESS: TO A QUESTION ABOUT TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF THE CORPORATE LEGISLATION

Kitsay Yuliana A., PhD in Law, associate professor, Civil law department

Work place: Immanuel Kant Baltic Federal University. Institute of Law

juliana_kn666@mail.ru

Annotation: In the present article the author investigates evolution of a tendency of development of the corporate legislation of foreign countries which accent is displaced from corporate social responsibility of social business. On the basis of studying of foreign experience of social business scientific and practical recommendations about improvement of the current legislation locate.

Keywords: corporate social responsibility, social business, corporate legislation.

По всему миру последнее десятилетие наблюдается возрождение общемирового феномена под названием «социальная экономика». Подобной экономической деятельностью занимаются социальные предприятия, в большинстве своем социализированные корпоративные организации (кооперативы и объеди-

нения), нацеленные не на получение прибыли, а на предоставление социально значимых товаров и услуг [4, с. 74-79]. Основным принципом социальной экономики является положение о том, что интересы людей и общества должны быть выше интересов капитала [18, с. 6-7]. Непременным условием развития социально ориентированной экономики является процесс социализации экономики и предпринимательства, где в качестве одного из основных ее начал рассматривается принцип социальной ответственности бизнеса [17, с. 309-310], изучение которого в условиях реализации конституционного принципа социального государства представляет значительный научный интерес [6, с. 80-84].

Родиной формирования концепции социальной ответственности бизнеса, рассматриваемой в качестве одного из условий перехода к социально ориентированной экономике, принято считать США, где в настоящее время существуют три взгляда на сущность этого явления. Первый подход подразумевает единственную возможность ответственности бизнеса, заключающуюся в увеличении прибыли компании для своих акционеров и участников. Эта позиция была высказана Милтоном Фридманом: «Существует одна и только одна социальная ответственность бизнеса: использовать свои ресурсы и энергию в действиях, ведущих к увеличению прибыли, пока это осуществляется в пределах правил игры» [16].

Второй взгляд отражает теорию «корпоративного альтруизма», которая прямо противоположна теории Фридмана. Данная теория разработана Комитетом по экономическому развитию США, и общий смысл ее заключается в том, что «корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества американской жизни» [8, с. 11].

Третий взгляд основан на теории «разумного эгоизма» Enlightened self-interest), сущность которой заключается в том, что социальная ответственность бизнеса -это просто «хороший бизнес», сокращающий долгосрочные потери прибыли. Быть социально ответственным в бизнесе выгодно. Несмотря на то, что, расходуя деньги на социальные программы, корпорация сокращает свои прибыли, тем не менее, в долгосрочной перспективе формируется благоприятное социальное окружение и, следовательно, устойчивая прибыльность. Социально ответственное поведение корпорации в рамках «разумного эгоизма» обеспечивает реализацию ее основных социальных потребностей в выживании, безопасности и устойчивости [8, с. 11]. Очевидно, что только при третьем варианте социальной ответственности бизнеса, рассматриваемой в свете теории «разумного эгоизма», будет возможна реальная социализация предпринимательства.

В России сегодня пока практическая реализация концепции социальной ответственности бизнеса,

Кицай Ю. А.

ОТ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ К СОЦИАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ

особенно в третьем и во втором ее вариантах, развита недостаточно для того, чтобы обеспечить переход к высокому уровню социализации предпринимательства и впоследствии - к индустриальному обществу. В теории некоторые авторы ставят знак равенства между понятиями «социальная ответственность бизнеса» («корпоративная социальная ответственность») и «социализация предпринимательства», понимая под этим явлением обязательства корпорации по осуществлению добровольного вклада в развитие общества, включая социальную, экономическую и экологическую сферы, принятые сверх того, что требует закон и экономическая ситуация [13]. Вместе с тем в научной литературе в первую очередь акцент делается на дополнительные обязательства бизнеса в сфере социальной защиты трудового коллектива организации, а затем уже на удовлетворение потребностей гражданского общества.

Порой, говоря о социализации предпринимательства, имеют в виду социализацию бизнеса, т.е. бизнеса, устроенного «как общество» (business as society), функционирующего по модели сообщества (socially calibrated organizations)». При употреблении термина «социальный бизнес» (social business) имеется в виду социализированная внутренняя среда предприятия, развивающегося как общество [10]. Нет сомнений в том, что в условиях перехода от либеральной рыночной модели к социально ориентированной экономике должен меняться и характер управления в корпорации. Иерархическая структура, основанная на власти и подчинении, сменяется более демократичным управленческим поведением. Для социализированного бизнеса характерны в большей степени

- сетевая структура организации и управления;

- лидерство;

- отношения, построенные на доверии;

- свободный режим работы;

- стирание границ между корпорацией и потребителями услуг [10], что, несомненно, должно быть принято во внимание при совершенствовании корпоративного законодательства с учетом тенденции социализации.

Вместе с тем тенденцию социализации предпринимательства как разновидности экономической деятельности невозможно рассматривать без учета особенностей социализации экономики. В целях более глубокого изучения сущности данного явления, на наш взгляд, социализация может быть рассмотрена в двух аспектах: социализация как процесс и социализация как полученный результат [20, с. 206].

В первом аспекте постановки проблемы можно согласиться с тем, что социализация предпринимательства должна характеризоваться социальной ответственностью организации перед обществом, часть прибыли которой направляется на решение ключевых социальных проблем. Роль коммерческих организа-

ций, находящихся в процессе социализации, уже не может ограничиваться только созданием рабочих мест и уплатой налогов [12, с. 48], а включает принятие дополнительных добровольных обязательств перед обществом [19, с. 77]. При этом под процессом социализации предпринимательства может пониматься «переход от одномерной, определяемой исключительно критерием рыночной рациональности шкалы ценностей к многомерной шкале, учитывающей экономические, социальные и этические аспекты его деятельности» [14, с. 7].

Однако результатом социализации предпринимательства как процесса, при которой корпоративную социальную ответственность следует рассматривать лишь в качестве одного из первых шагов, должно стать создание модели социального предпринимательства, о чем сегодня порой умалчивают. В настоящее время в постиндустриальных странах, формирующих социальную экономику, в качестве инструментария рассматривается социальное предпринимательство, включающее в себя совокупность правовых форм и средств, обеспечивающих взаимодействие государства, бизнеса и гражданского общества и нацеленных на решение или сглаживание социальных проблем общества с использованием инновационных методов и технологий [9, с. 3-4]. Это явление гораздо шире социальной ответственности, хотя и рассматривается в качестве одного из элементов социального предпринимательства.

Экономическое содержание социального предпринимательства может быть уточнено путем выделения следующих характерных признаков:

а) социальное воздействие, т.е. целевая направленность на решение или смягчение социальных проблем; получение устойчивых, позитивных измеримых социальных результатов;

б) инновационность, заключающаяся в новых уникальных подходах, позволяющих усилить социальное воздействие;

в) самоокупаемость и финансовая устойчивость -способность решения социальных проблем за счет доходов социального предприятия;

г) масштабируемость и тиражируемость - возможность увеличения масштаба деятельности и распространения опыта социального предприятия не только на региональном, но и международном уровне в целях усиления социального воздействия;

д) предпринимательский подход в решении социальных проблем [15].

По мнению одного из пионеров социального предпринимательства директора американского Центра развития социального предпринимательства Университета Дюка Грегори Диза, «наше время созрело для того, чтобы решать социальные проблемы «предпринимательскими» средствами» [7, с. 4]. По мнению

исследователя, необходимость нового подхода обусловлена тем, что многие попытки государственных и некоммерческих благотворительных организаций не оправдали надежд и в настоящее время являются неэффективными, нерезультативными, а порой и безответственными. Социальное предпринимательство нужно, по его мнению, для того, чтобы придать новый импульс социально значимой деятельности XXI века. По его мнению, настало время для пересмотра границ прибыльной и неприбыльной деятельности, к чему обязывает определение социального предпринимательства, предполагающего объединение особенностей коммерческих и бесприбыльных некоммерческих организаций, то есть появление «гибридных» организаций. Отличительной чертой социального предпринимательства, как полагает Г. Диз, является размывание межсекторных границ [7, с 5].

Идея социального предпринимательства, являющегося основным элементом социальной экономики, в настоящее время достаточно популярна и в большинстве стран получает практическую реализацию. В 2006 г. в Великобритании при Кабинете министров был создан отдел, занимавшийся делами социального предпринимательства. В 2010 г. правительство Южной Кореи, обобщившее британский опыт, сформировало Агентство по продвижению социального предпринимательства. А в 2011 г. в США развитие социального предпринимательства шло под лозунгом формирования «четвертого сектора экономики», обеспечивающего взаимодействие государства, бизнеса и гражданского общества [9, с 4].

По всему миру основным содержанием политики поддержки социального предпринимательства является обеспечение деятельности социальных предприятий, составляющих материальный базис социальной экономики, проявляющейся в предоставлении субсидий, дотаций, налоговых льгот, гарантирования доступа к государственному социальному заказу. Основные принципы социальной экономики и социального предпринимательства закрепляются в законах ряда стран, среди которых выделяются: Испания (2011), Эквадор (2011), Греция (2011), Мексика (2012), Словения (2012), Португалия (2013) [5, с 67]. В настоящее время парламентами Франции, Чехии, Болгарии, Мальты и других стран обсуждаются проекты законов о социальной (солидарной)экономике, в реализации которых предполагаются антикризисные программы поддержки социальной экономики [3].

Как и весь мир, в 2008-2009 годах Европа столкнулась с глобальным социально-экономическим кризисом, в результате которого обострились социально-экономические проблемы, одной из которых является безработица. В качестве антикризисной меры в 2010 г. Евросоюзом принимается стратегическая программа «Европа-2020», определяющая экономическое развитие на ближайшие десять лет. В рамках реали-

зации стратегии «Европа-2020» Еврокомиссией в 2011 г. принимается инициатива «Социальный бизнес», направленная на поддержку социального предпринимательства [2]. При этом отмечалась важная роль сектора социальной экономики в европейском социальном развитии, включающей большое количество социальных предприятий, трудоустраивающих более 11 млн. граждан, что составляет 6% от общей занятости в Европейском Союзе.

Программой по развитию социального предпринимательства в качестве объектов поддержки Евросоюза рассматриваются социальные предприятия (независимо от того, относятся ли они к коммерческим или некоммерческим организациям), отвечающие следующим критериям:

- ставящие основной целью достижение социальных последствий, а не получение прибыли акционерами и участниками;

- работающие на рынке за счет производства социально значимых товаров и услуг с применением предпринимательских и инновационных методов;

- использующие прибыль преимущественно для достижения социальных целей;

- управляемые социальными предпринимателями, руководствующимися принципами ответственности и прозрачности, а также вовлечения работников, потребителей и всех сторон, которых затрагивает его деятельность.

Программа с 2012 г. предусматривает следующие меры по совершенствованию нормативно-правовой базы социального предпринимательства Евросоюза:

а) предложение по упрощению Устава Европейского кооперативного общества (речь идет о создании унифицированной организационно-правовой формы социального кооператива и типовой формы его Устава, рекомендуемой для законодательства стран Евросоюза);

б) дальнейшее повышение качества социально значимых товаров и услуг при заключении контрактов в контексте реформы государственных закупок, в первую очередь в отношении социальных и медицинских услуг;

в) упрощение применения правил государственной поддержки социальных предприятий, оказывающих социальные услуги.

Для финансового обеспечения программы поддержки социального предпринимательства из общей программы ЕС по инновациям, принятой 6 октября 2010 г., выделяются инвестиции объемом примерно в 90 миллионов евро [2].

С 31 января 2013 г. в Великобритании в рамках стратегии «Европа-2020» принимается закон «О социальных ценностях» [2] (Social Value Act - SVA), являющийся адекватным ответом на социально-экономический кризис. Достоинство закона в том, что вместо сокращения государственного финансирования социальных программ применяется новаторский подход к предоставлению социальных услуг, оценки среднесрочных результатов через призму социальных и экологических последствий. Под социальной ценностью в законе по-

Кицай Ю. А.

ОТ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ К СОЦИАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ

нимаются блага, которые могут быть созданы в дополнение к выгодам непосредственно от самих закупаемых услуг, в первую очередь для соответствующей территории. При этом в рамках исполнения закона должны учитываться только существенные факторы, соответствующие конкретным обстоятельствам.

Применение закона должно осуществляться на пред-тендерной стадии закупок услуг. Государственные уполномоченные обязаны провести консультации для определения того, что именно является существенным фактором, и при этом как можно точнее формулировать желаемые результаты и виды услуг, выставляемых на тендер. Следует оценить, каким образом закупаемые услуги способны улучшить экономическое, социальное и экологическое состояние соответствующей территории и как процедура закупки услуг гарантирует это улучшение. Необходимо еще до процесса закупок выявить не только менее затратные предложения, но и наиболее эффективные. Примечательно, что закон не применяется к закупкам товаров и работ, а используется при заключении социальных контрактов на государственные закупки услуг, по качеству соответствующих требованиям Евросоюза и по цене не ниже определенных объёмов финансирования. Область его применения - Англия и Уэльс.

По оценке сэра Стюарта Этерингтона, исполнительного директора Национального совета по делам общественных организаций: «Этот небольшой закон способен радикально изменить нашу систему государственных услуг. Он дает уполномоченным органам зеленый свет и возможность учитывать при принятии решений о государственных контрактах не только стоимостные, но и социальные факторы» [11].

Таким образом, закон «О социальных ценностях», принятый в Великобритании в рамках содействия инициативе Евросоюза «Социальный бизнес», рассматривается в качестве одного из возможных ответов государства на финансовые затруднения. Вместо сокращения финансирования демонстрируется открытость государственных структур для новых подходов к предоставлению социальных услуг и нового вИдения желаемых результатов: получения за те же средства дополнительных социальных благ; более упрощенное встраивание социальных предприятий в систему госзакупок, что делает британский опыт достаточно перспективным не только для Европы, но и для России.

Интерес к социальным предприятиям как основе социальной экономики обусловил закономерность социализации корпоративного законодательства, вследствие которой в нормативно-правовых актах ряда стран появляются специальные организационно-правовые формы юридических лиц, социально-предпринимательская деятельность которых нацелена в первую очередь на получение социальных, а не материальных ценностей. Среди них наибольший

интерес представляют такие социализированные корпоративные организации, как итальянский социальный кооператив (итал. Cooperativo Sociale), модель которого легализована практически во всей Европе; британская компания общественных интересов (англ. Community Interest Company - CIC), придавшая импульс социализации корпоративного законодательства Канады и Южной Кореи. Своеобразием отличаются германское некоммерческое общество с ограниченной ответственностью (нем. Gemeinnützige GmbH); американские низкодоходные общества с ограниченной ответственностью (англ. Low-Profit Limited Liability Company - L3C) и корпорации для общественной пользы (англ. Benefit corporation - B-Corp), социально-предпринимательские корпорации Казахстана, которые сегодня уже не могут относиться ни к коммерческим, ни к некоммерческим организациям и представляют собой гибридные социализированные корпоративные организации. Несмотря на различия правового положения данных видов социализированных организаций, общее, что объединяет их, - это демократический принцип принятия решения, обеспечивающий баланс прав собственников имущества, менеджеров, участников и работников, представителей местных сообществ, потребителей товаров и услуг, снижающий социальные конфликты внутри организации и в обществе в целом.

Таким образом, социализация экономики и предпринимательства приобретает характер тенденции, обусловливающей социализацию корпоративного законодательства стран, стоящих на пути к построению постиндустриального социально ориентированного общества, как инструмента преодоления отчужденности наемных работников от процесса труда и противодействия социально-экономическим кризисам. Список литературы:

1. Communication from the commission to the european parliament, the council, the european economic and social committee and the committee of the regions entrepreneurship 2020. Action plan // URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do ?uri=COM:2012:0795:FIN:en:PDF (дата обращения 29.12.2015).

2. Public Services (Social Value) Act 2012 // URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2012/3/enacted (дата обращения 16.07.2015)

3. Roger Spear. Social economy - laying the groundwork for innovative solutions to today's challenges. France, 10-11 December 2012// European Commission official site. URL: http://ec.europa.eu/social/BlobServlet?docId=10005&langId=en (дата обращения 11.07.2015)

4. Барков А.В. Европейские тенденции социализации экономики и права в развитии германского и российского законодательства о юридических лицах // Юстиция. 2015. № 2. С. 74-79.

5. Барков А.В. О социальной значимости и актуальности легализации дефиниции «Социальное предпринимательство» в российском законодательстве (Мнение эксперта) // Эконо-

мика. Предпринимательство. Окружающая среда. 2015. № 1. С. 67-69.

6. Барков А.В. Реализация конституционного принципа построения социального государства при совершенствовании российского гражданского законодательства // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 5. С. 80-84.

7. Баталина М., Московская А., Тарадина Л. Обзор опыта и концепции социального предпринимательства с учетом возможности его применения в современной России. М.: ВШУ, 2007. 84 с.

8. Глебова И.С. Социально ответственный бизнес в России и за рубежом: Учебное пособие. Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2008. 326 с.

9. Гришина Я.С. Механизм взаимодействия частных и публичных правовых средств обеспечения социально-имущественных потребностей в условиях моделирования юридической конструкции социального предпринимательства (под ред. проф. Н.А. Баринова). Саратов: изд-во «Слово», 2014. 476 с.

10. Задорин И. Социализация бизнеса в России: утопия или реальность. // Русский журнал. URL: http://www.russ.ru /pole/Socializaciya-biznesa-v-Rossii-utopiya-ili-real-nost (дата обращения 11.07.2015)

11. Законодательство в Великобритании // Портал Новый бизнес. Социальное предпринимательство. URL: http://www.nb-forum.ru/social/low_world/ (дата обращения 17.07.2015)

12. Комкова Г.Н. Правовые проблемы взаимодействия органов власти и предпринимательских структур в социальной сфере // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 4. С. 47-50.

13. Кострюкова Я.А. Социализация бизнеса и социальная ответственность современных корпоративных объединений // XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки». URL: http://www.nauchforum.ru/node/5426 (дата обращения 11.07.2015)

14. Любинин В. А. Социализация бизнеса: необходимость, состояние и перспективы развития : дисс. ... канд. экон. наук . Москва, 2010.

15. Мухин А.В. Эволюция понятия социального предпринимательства. Основные функции социального предпринимательства // Новые технологии. 2011. № 2. С. 103-106.

1ё6. Николаева И. П. Социальная ответственность бизнеса // Известия ВолгГТУ. 2012. № 13. Научная библиотека КиберЛе-нинка URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-otvetstvennost-biznesa (дата обращения: 16.07.2015).

17. Рощина И.В., Мальцев Д.Б. Уровни социально ориентированной экономики и процесс становления различных форм «новой экономики» // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 324 (июль). С. 309-310.

18. Рудык Э.Н. Социальная экономика в мировом и отечественном контексте // Труд и социальные отношения. 2009. № 2. C. 6-14.

19. Харитонова Е.В., Крыловская Е.М. Социализация предпринимательства как фактор роста национального богатства // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 5.

20. Чернов В.М. Конструктивный социализм (гл. XII) . М.: РОССПЭН, 1997. 647 с.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «От корпоративной социальной ответственности к социальному предпринимательству: к вопросу о тенденциях развития корпоративного законодательства» Кицай Ю. А. Научная статья Ю.А. Кицай посвящена тенденциям развития корпоративного законодательства - исследуется эволюция тенденции развития корпоративного законодательства зарубежных стран. Как справедливо отмечает автор, непременным условием развития социально ориентированной экономики является процесс социализации экономики и предпринимательства, где в качестве одного из основных ее начал рассматривается принцип социальной ответственности бизнеса, изучение которого в условиях реализации конституционного принципа социального государства представляет значительный научный интерес. Исходя из вышесказанного, актуальность данной статьи не вызывает сомнений.

Автором проведена серьезная работа по изучению теоретических основ данной темы. Заслугой автора необходимо признать глубокий анализ зарубежного законодательства.

Рецензируемая работа представляет собой серьезную и интересную научную статью. Все содержание статьи логически взаимосвязано. Особого внимания заслуживает вывод автора относительно того, что социализация может быть рассмотрена в двух аспектах: социализация как процесс и социализация как полученный результат. Обосновывается мнение автора относительно того, что социализация экономики и предпринимательства приобретает характер тенденции, обусловливающей социализацию корпоративного законодательства стран, стоящих на пути к построению постиндустриального социально ориентированного общества, как инструмента преодоления отчужденности наемных работников от процесса труда и противодействия социально-экономическим кризисам.

Научная статья Ю.А. Кицай «От корпоративной социальной ответственности к социальному предпринимательству: к вопросу о тенденциях развития корпоративного законодательства» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная научная статья может быть рекомендована к публикации.

Профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Московской академии экономики и права, Доктор юридических наук, профессор

А.В. Барков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.