Научная статья на тему 'Перспективы легализации социального предпринимательства в России: анализ достоинств и недостатков предлагаемых подходов'

Перспективы легализации социального предпринимательства в России: анализ достоинств и недостатков предлагаемых подходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
827
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И КРИТЕРИЕВ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ПРАВОТВОРЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / КОМПАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / SOCIAL BUSINESS / LEGALIZATION OF DEFINITION AND CRITERIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барков Алексей Владимирович, Гришина Яна Сергеевна

Введение: научная проблема, решаемая в настоящем исследовании, заключается в необходимости легализации определения и критериев социального предпринима тельства, отсутствующих в российском законодательстве. Цель: разработка научно практических рекомендаций по легализации понятия «социальное предпри нимательство». Методы: эмпирические методы (сравнения, измерения, описания, интерпретации); теоретические методы (формальной и диалектической логики). Ре зультаты: аргументированы авторские позиции относительно трех, наиболее опти мальных, вариантов закрепления социального предпринимательства в российском законодательстве. Обоснованы научно практические рекомендации по легализации понятия «социальное предпринимательство» в Законе «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», в Законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», национальный стандарт на терминологию в области социального предпринимательства ГОСТ Р «Социаль ное предпринимательство. Термины и определения». Рассмотрены достоинства и недостатки существующих подходов к решению проблемы. Выводы: предложенные научно-практические рекомендации послужат основой для легализации социального предпринимательства в российском законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Барков Алексей Владимирович, Гришина Яна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROSPECTS OF SOCIAL BUSINESS LEGALIZATION IN RUSSIA: MERITS AND DEMERITS OF THE OFFERED APPROACHES ANALYSIS

Background: the scientific problem dealt with in given research is the need of social business legalization, determining the place of it in the system of law and criteria of social business which do not exist in the Russian legislation. Objective: the authors suppose to develop scientific practical recommendations concerning legalization of the concept “social business”. Methodology: in doing the research empirical methods (comparisons, measure ments, descriptions, interpretations); theoretical methods (formal and dialectic logic)were applied. Results: the authors’ positions concerning of the three the most optimum variants of social business fixed in the Russian legislation are reasoned. Scientific practical recommen dations of the legalization of the concept “social business” in the Law “On Basis of Citizens’ Social Service in the Russian Federation”, in the Law “On the Development of Small and Mid-sized Business in the Russian Federation”, the national standard for the terminology in the field of social business GOST P “Social Business. Terms and Definitions” are proved. Merits and demerits of the existing approaches to a solution of the problem are considered. Conclusions: it is hoped that the suggested scientific and practical recommendations will be demanded by the legislator and will form the basis for legalization of the social business in the Russian legislation.

Текст научной работы на тему «Перспективы легализации социального предпринимательства в России: анализ достоинств и недостатков предлагаемых подходов»

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС

УДК 346.1.

А.В. Барков, Я.С. Гришина

ПЕРСПЕКТИВЫ ЛЕГАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: АНАЛИЗ ДОСТОИНСТВ И НЕДОСТАТКОВ ПРЕДЛАГАЕМЫХ ПОДХОДОВ*

Введение: научная проблема, решаемая в настоящем исследовании, заключается в необходимости легализации определения и критериев социального предпринимательства, отсутствующих в российском законодательстве. Цель: разработка научно практических рекомендаций по легализации понятия «социальное предпринимательство». Методы: эмпирические методы (сравнения, измерения, описания, интерпретации); теоретические методы (формальной и диалектической логики). Результаты: аргументированы авторские позиции относительно трех, наиболее оптимальных, вариантов закрепления социального предпринимательства в российском законодательстве. Обоснованы научно практические рекомендации по легализации понятия «социальное предпринимательство» в Законе «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», в Законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», национальный стандарт на терминологию в области социального предпринимательства — ГОСТ Р «Социальное предпринимательство. Термины и определения». Рассмотрены достоинства и недостатки существующих подходов к решению проблемы. Выводы: предложенные научно-практические рекомендации послужат основой для легализации социального предпринимательства в российском законодательстве.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, легализация определения и критериев, зарубежный опыт, правотворческие подходы, компания общественных интересов, национальные стандарты.

© Барков Алексей Владимирович, 2018

Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского права (Саратовская государственная юридическая академия), профессор департамента правового регулирования экономической деятельности (Финансовый университет при Правительстве РФ); e-mail: barkov_a_v@mail.ru

© Гришина Яна Сергеевна, 2018

Доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданского права (Российский государственный университет правосудия); e-mail: grishinel@inbox.ru

© Barkov Alexey Vladimirovich, 2018

Doctor of law, professor, professor of Civil law department (Saratov State Law Academy), professor of Legal regulation of economic activity department (Financial University under the Government of the Russian Federation)

© Grishina Yana Sergeyevna, 2018

Doctor of law, associate professor, professor of Civil law department (Russian State University of Law)

* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Финуниверситета 2017 года.

A.V. Barkov, Ya.S. Grishina

THE PROSPECTS OF SOCIAL BUSINESS LEGALIZATION IN RUSSIA: MERITS AND DEMERITS OF THE OFFERED APPROACHES ANALYSIS

Background: the scientific problem dealt with in given research is the need of social business legalization, determining the place of it in the system of law and criteria of social business which do not exist in the Russian legislation. Objective: the authors suppose to develop scientific practical recommendations concerning legalization of the concept "social business". Methodology: in doing the research empirical methods (comparisons, measurements, descriptions, interpretations); theoretical methods (formal and dialectic logic)were applied. Results: the authors' positions concerning of the three the most optimum variants of social business fixed in the Russian legislation are reasoned. Scientific practical recommendations of the legalization of the concept "social business" in the Law "On Basis of Citizens' Social Service in the Russian Federation", in the Law "On the Development of Small and Mid-sized Business in the Russian Federation", the national standard for the terminology in the field of social business - GOST P "Social Business. Terms and Definitions" are proved. Merits and demerits of the existing approaches to a solution of the problem are considered. Conclusions: it is hoped that the suggested scientific and practical recommendations will be demanded by the legislator and will form the basis for legalization of the social business in the Russian legislation.

Key-words: social business, legalization of definition and criteria.

В перечне поручений Президента РФ по итогам встречи с представителями

3 социально ориентированных некоммерческих организаций в Петрозаводске,

¿- прошедшей 26 июля 2017 г., В.В. Путин в очередной раз подтвердил актуаль-

~ ность закрепления, отсутствующего в российском законодательстве понятия

ё! «социальное предпринимательство»1. Легализация определения и критериев

| социального предпринимательства как объекта государственной поддержки

| возможна различными способами. Ввиду отсутствия политической воли на

£ принятие отдельного специального закона о социальном предпринимательстве,

0

| что было бы наиболее оптимальным решением проблемы [1], представляются

| обоснованными следующие рекомендации.

2 В первую очередь полагаем возможным в качестве одного из вариантов за-

| фиксировать определение социального предпринимательства в Законе об основах

| социального обслуживания2. Члены Совета Федерации В.В. Рязанский, А.А. Бо-

| рисов, а также депутат Государственной Думы И.Н. Игошин в декабре 2013 г.

2 пытались легализовать определение «социальный предприниматель» путем

§ внесения поправки в законопроект об основах социального обслуживания. Для

£ этого, по их мнению, п. 4 ст. 3 законопроекта следовало изложить в следующей

<3 редакции: «4) исполнители социальных услуг — осуществляющие деятельность

1 по социальному обслуживанию бюджетная организация, подведомственная орт гану государственной власти в области социального обслуживания (организация

социального обслуживания), или коммерческая организация, индивидуальный

1 Перечень поручений президента РФ // Официальный сайт «Президент РФ». URL: http:// kremlin.ru/acts/assignments/orders/55419 (дата обращения: 01.11.2017).

2 См.: Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Собр. законодательства

124 Рос. Федерации. 2013. № 52, ч. I, ст. 7007.

предприниматель и социально ориентированная некоммерческая организация, основным (предусмотренным уставом) видом деятельности которых является осуществление социального обслуживания (социальный предприниматель)»3. Поправка была отклонена.

Логика реформаторов заключалась в необходимости разделения потенциально различных объектов поддержки, государственных (организаций социального обслуживания) и негосударственных субъектов рынка социальных услуг (индивидуальных предпринимателей и социально ориентированных некоммерческих и коммерческих организаций), которые в силу приобретения статуса поставщика (исполнителя) социальных услуг вправе претендовать на статус «социальный предприниматель» и соответствующую поддержку. Достоинство предлагаемой редакции определения заключалась также в том, что в нем учитывались интересы не только субъектов малого и среднего бизнеса, как в законопроекте «О внесении изменений в Федеральный закон „О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"»4, но и некоммерческого сектора. Вместе с тем недостатком предложенного понятия была достаточно узкая его трактовка, исключающая такой важный элемент социального предпринимательства, как возможность социально-трудовой интеграции нуждающихся в социальном обслуживании в целях мобилизации внутреннего ресурса личности для выхода из трудной жизненной ситуации, а также отсутствие отражения специфики социально-предпринимательских ценностных ориентиров.

Для того чтобы разобраться в столь непростом вопросе, следует обратиться к зарубежному опыту легализации социального предпринимательства. На наш взгляд, заслуживает особого внимания южнокорейское законодательство, некоторые элементы которого в наибольшей степени могут быть адаптированы к российской действительности. Экономический прорыв известный в экономических кругах, как «корейское чудо», поставивший Южную Корею в двадцатку самых развитых стран мира [2, с. 63-89], в немалой степени был обеспечен успехами социально-предпринимательского сектора экономики5.

В ст. 2 национального Закона о развитии социального предпринимательства6, принятом в январе 2007 г. на основе изучения европейского и американского опыта [3, с. 97-113], под социальными предпринимателями (социальными предприятиями) понимаются организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью по производству и продаже товаров и услуг, преследующие социально значимые цели повышения качества жизни граждан путем оказания социальных услуг незащищенным слоям населения, при условии прохождения

3 См.: Таблица поправок, рекомендуемых Комитетом Государственной Думы по труду, со- 2 циальной политике и делам ветеранов к отклонению. Приложение 2 к проекту Федерального 82 закона № 249303-6 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» °° // Официальный сайт Государственной Думы Р.Ф. URL: http:// asozd2.duma.gov.ru/main. nsf/%28SpravkaNew%29? OpenAgent&RN=249303-6&02 (дата обращения: 07.07.2017).

4 См.: Там же.

5 См.: Виктор Калинин: Россия исторически ориентирована на социальное предпринимательство // Портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство». URL: (http://www.nb-forum. ru/interesting/experts/kaliniun-rossia-orientirovana-na-sp.html (дата обращения: 16.07.2017).

6 SOCIAL ENTERPRISE PROMOTION ACT. Act No. 8217, Jan. 3, 2007 // URL: http://qps.ru/ BSlGE (дата обращения: 15.07.2017). 125

данными организациями легально предусмотренной процедуры сертификации7.* С учетом вышеизложенных соображений адаптации данного определения к российскому законодательству можно сформулировать определение социального предпринимательства в ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (в ред. от 21 июля 2014 г.) в следующей редакции (табл. 1):

Таблица 1

Редакция статьи нормативно-правового акта

Действующая редакция ст. 3 Закона об основах социального обслуживания Предложенная редакция ст. 3. Закона об основах социального обслуживания

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 7) социальное предпринимательство —предпринимательская деятельность негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей по оказанию социальных услуг и (или) деятельность по трудоустройству лиц, нуждающихся в социальном обслуживании, в которых цель качественного удовлетворения потребностей получателя социальных услуг преобладает над извлечением прибыли

Легализация понятия «социальное предпринимательство» должна повлечь корректировку системы социального обслуживания, которая укрепляется с появлением нового элемента — социального предпринимателя, что следует зафиксировать в новой редакции ст. 5 Закона об основах социального обслуживания (табл. 2):

Таблица 2

Редакция статьи нормативно-правового акта

Действующая редакция ст. 5 «Система социального обслуживания» Закона об основах социального обслуживания

Предложенная редакция ст. 5 «Система социального обслуживания» Закона об основах социального обслуживания

Система социального обслуживания включает в себя:

Система социального обслуживания включает в себя: 7) социальных предпринимателей, субъектов социального предпринимательства — негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по оказанию социальных услуг и (или) деятельность по трудоустройству лиц, нуждающихся в социальном обслуживании, в которых цель качественного удовлетворения потребностей получателя социальных услуг преобладает над извлечением прибыли.

7 См.: Гладких Н, Вайнер В., Большакова Д. Опыт поддержки и развития социального предпринимательства в Южной Корее. URL: http://media.rspp.ru/document/1/f/3/f3ec4871ec6a01d efec3483dd76fd416.pdf (дата обращения: 12.07.2017).

Данные изменения повлекут за собой и расширение полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания, которые следует отразить, внеся изменения в пп. 20, 21, ст. 8 Закона об основах социального обслуживания (табл. 3).

Таблица 3

Редакция статьи нормативно-правового акта

Действующая редакция пп. 20, 21, ст. 8. «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания» Закона об основах социального обслуживания Предложенная редакция пп. 20, 21, ст. 8. «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания» Закона об основах социального обслуживания

20) организация поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; 21) разработка и реализация мероприятий по формированию и развитию рынка социальных услуг, в том числе по развитию негосударственных организаций социального обслуживания; 20) организация поддержки социальных предпринимателей, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; 21) разработка и реализация мероприятий по формированию и развитию рынка социальных услуг, в том числе по развитию социального предпринимательства и негосударственных организаций социального обслуживания;

Более четкие критерии для «социальных предпринимателей» в южнокорейском законодательстве предусматриваются Постановлением о реализации Закона о развитии социального предпринимательства, утвержденном Указом Президента Южной Кореи, конкретизирующим наиболее существенные понятия в данной сфере, и полномочия специально созданных структур для поддержки социального явления. Статус «социальный предприниматель» присваивается при нацеленности организации на решение социальных проблем в трех случаях:

1) основной целью деятельности организации является предоставление социальных услуг, а доля незащищенных лиц среди всех граждан, которым оказаны услуги, составляет не менее 50%;

2) основная цель деятельности организации состоит в трудоустройстве незащищенных лиц, а доля незащищенных трудоустроенных граждан среди работников предприятия составляет не менее 50%;

3) основная цель деятельности организации заключается в одновременном трудоустройстве незащищенных лиц и предоставлении им социальных услуг. При этом доля трудоустроенных незащищенных лиц среди всех работников предприятия и доля незащищенных граждан среди всех категорий лиц, которым оказаны услуги, должны составлять не менее 30%.

В данном подходе прослеживается получившая развитие в южнокорейском законодательстве правовая конструкция итальянского социального предприятия (социального кооператива), что не случайно, т.к. Италия является государством-пионером, впервые поддержавшим социальное предпринимательство [4, с. 60-74]. Термин итальянского происхождения «социальное предприятие» (итал. impresa sociale), введенный в 1990 г. журналом с одноименным названием «Impresa Sociale»8, сегодня активно используется для характеристики

8 Social Enterprise, Social Innovation and Social Entrepreneurship in Italy: A National Report // URL: http://www.fp7-efeseiis.eu/national-report-italy/ (дата обращения: 10.07.2017). 127

социальной экономики европейских государств [5, с. 111-120]. Итальянским законом 381/1991 о социальных кооперативах предусматривались три группы социальных предприятий: «А» (социального обслуживания); «В» (социально-трудовой интеграции) и смешанные (А+В)9, поэтому итальянское влияние несложно проследить в эволюции южнокорейского законодательства о социальном предпринимательстве.

В ст. 2 Постановления о реализации Закона о развитии социального предпринимательства уточняются категории граждан, имеющих право на приобретение статуса «незащищенные лица». Отметим, что в общих чертах статусы «незащищенных лиц» по южнокорейскому законодательству и «граждан, нуждающихся в социальном обслуживании», приобретаемые россиянами в соответствии со ст. 15 Закона об основах социального обслуживания, совпадают. В ст. 3 южнокорейского Постановления так же, как в ст. 3 российского Закона, дается определение «социальная услуга», которая трактуется шире, чем в России. В южнокорейском законодательстве к социальным услугам относятся не только действия в сфере социального обслуживания по помощи гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности, расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, но и деятельность по уходу за детьми, помощи в домашнем хозяйстве, а также, услуги в сфере искусства, спорта и туризма, охраны окружающей среды.

Вместе с тем в Южной Корее Министерство труда в случае, если предпринимательская деятельность организации обладает высокой социальной полезностью, но не отвечает легальным критериям «деятельности по оказанию социальных услуг», вправе присвоить статус «социального предпринимателя» и в индивидуальном порядке после рассмотрения данного вопроса Комитетом по поддержке социального предпринимательства11! Для России этот опыт может быть особенно полезным в условиях отсутствия критериев оценки действий по оказанию пересекающихся с социальными услугами, социально ориентированных11, общественно полезных12, социально значимых и приоритетных услуг13.

Заслуживают также внимания, зафиксированные в ст. 8 Закона о развитии социального предпринимательства сертификационные требования, без соответствия которым невозможно получить статус социального предпринимателя, предоставляющий право на ощутимую государственную помощь: налоговые льготы, преференции, привилегии, дотации, субсидии, гарантированное участие в социальных заказах и т.д., предусмотренную Программой поддержки социального предпринимательства1^ Представляется, что при разработке процедуры сертификации использовался американский опыт развития социального предпринимательства. В США социальное предпринимательство может осуществляться в различных организационно-правовых формах, особенности

° 9 См.: Текст Закона381/1991. URL: https://it.wikisource.org/wiki/L._8_novembre_1991,_n._381_-_

§ Disciplina_delle_cooperative_sociali (дата обращения: 16.07.2017). ^ 10 См.: Гладких Н., Вайнер В., Большакова Д. Указ. раб.

1 11 См.: О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 января 1996 г. №7-ФЗ

i (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 июля 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3, ст. 145.

12 Законопроект об НКО — исполнителе общественно полезных услуг рассмотрели в Общественной палате России на «нулевом чтении» (пресс-служба Общественной палаты). URL: www. oprf.ru (дата обращения: 18.07.2017).

13 См.: Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 5 сентября 2015 г. № 1738-р. Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://qps.ru/uEohb (дата обращения: 16.07.2017).

14 См.: Краткий обзор: опыт поддержки и развития социального предпринимательства в Рспу-128 блике Корея // Банк социальных идей. URL: http://qps.ru/FtPNy (дата обращения: 15.07.2017).

которых зафиксированы в законодательстве отдельных штатов. Однако при этом наиболее престижной является единая федеральная сертификация на соответствие требованиям к ведению социально полезной деятельности. В результате успешного прохождения сертификации социальному предприятию присваивается федеральный статус «B corporation» (корпорация для общественной пользы)15. Высокий рейтинг «B corporation» обеспечивает возможность доступа к более значительным частным и государственным инвестициям.

В Южной Корее сертификационные требования относятся к следующим условиям: а) регистрации в установленной гражданским законодательством организационно-правовой форме юридического лица: корпорации или ассоциации; б) наличию нанимаемого и оплачиваемого персонала; в) нацеленности основной уставной деятельности организации на решение социальных проблем; г) участию в управлении организации представителей потребителей социальных услуг, работников, общественности и местного самоуправления; д) обязательному реинвестированию не менее 2/3 прибыли на социальные цели16.

В научной литературе уже критиковался подход, взятый за основу в приказах Министерства экономического развития и поддержанный в проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"»17, согласно которому перечисленные в ст. 26 виды деятельности относятся, по мнению его разработчиков, к социальному предпринимательству, а осуществляющие эту деятельность предприниматели вправе рассчитывать на поддержку [1, с. 353-354]. Нужны более конкретные критерии. Требование об обязательном реинвестировании прибыли, под которым специалисты понимают «повторное, дополнительное вложение собственного ... капитала в экономику в форме наращивания ранее вложенных инвестиций за счет полученных от них доходов, прибыли» [1, с. 895], по мнению экспертов, является наиболее действенным и эффективным [1, с. 353]. Вложение узаконенной части прибыли в решение социальных проблем, имеющих в различных регионах свою специфику, освободит законодателя от необходимости перечисления социально значимых видов деятельности, перечень которых может занять несколько страниц. В связи с этим представляется целесообразным воспользоваться зарубежным правоприменительным опытом конкретизации требований к социальным предпринимателям, оформив его в виде отдельной новой статьи Закона об основах социального обслуживания. С этой целью, с учетом достоинств и недостатков различных российских законопроектов по данному вопросу, предлагаем дополнить гл. 1. «Общие положения» ст. 5.1 «Условия поддержки субъектов социального предпринимательства»:

«Статья 5.1. Условия поддержки субъектов социального предпринимательства

1. Поддержка субъектов социального предпринимательства — негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по оказанию социальных услуг и (или) деятельность по трудоу-

15 См.: Опыт развития социального предпринимательства в США. URL: http://www.slideshare. net/Vovainer/ss-36115255 (дата обращения: 15.07.2017).

16 См.: Краткий обзор: опыт поддержки и развития социального предпринимательства в Республике Корея.

17 Законопроект внесен депутатами Государственной Думы P.M. Марданшиным, М.Б. Те-рентьевым, И.Н. Игошиным, членом Совета Федерации А.А. Борисовым. См.: Официальный сайт Государственной Думы Р.Ф. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew% 29?0penAgent&RN=624513-6&02 (дата обращения: 07.07.2017). 129

стройству лиц, нуждающихся в социальном обслуживании, в которых цель качественного удовлетворения потребностей получателя социальных услуг преобладает над извлечением прибыли, может быть оказана при выполнении одного из следующих условий:

1) если предоставление социальных услуг является основным видом деятельности субъекта социального предпринимательства, а доля граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, среди всех лиц, которым оказаны услуги, составляет не менее 50%;

2) обеспечивается занятость граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, а их среднесписочная численность среди всех работников составляет не менее 50% и доля в фонде оплаты труда — не менее 25%;

3) если предоставление социальных услуг является основным видом деятельности субъекта социального предпринимательства, а доля граждан, нуждающихся в социальном обслуживании среди всех лиц, которым оказаны услуги, составляет не менее 30%, при этом одновременно обеспечивается занятость граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, а их среднесписочная численность среди всех работников составляет не менее 30%.

2. Поддержка субъектов социального предпринимательства — негосударственных коммерческих организаций может быть оказана при выполнении дополнительного условия — распределении не более 35% прибыли от деятельности организации.

3. В случае, если деятельность негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, индивидуальных предпри-

м нимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по оказанию й социальных услуг и (или) деятельность по трудоустройству лиц, нуждающихся ° в социальном обслуживании, в которых цель качественного удовлетворения ^ потребностей получателя социальных услуг преобладает над извлечением ? прибыли, обладает высокой социальной полезностью, но частично не отвечает | условиям пп. 1 и 2 настоящей статьи Министерство экономического развития | вправе присвоить статус социального предпринимателя в индивидуальном по->| рядке по предложению регионального уполномоченного органа по поддержке

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 социального предпринимательства.

| 5. Полномочия органа по поддержке и развитию социального предпринима-

2 тельства устанавливаются субъектом РФ и включают следующие мероприятия: ° 1) разработка положений о приобретении и утрате статуса субъекта социаль-I ного предпринимательства, об отчетности субъекта социального предприни-I мательства, процедуре повторного приобретения статуса субъекта социального

предпринимательства, по которому уполномоченным органом было принято решение о неподтверждении статуса субъекта социального предпринимательства; § 2) ведение реестра субъектов социального предпринимательства;

| 3) развитие международного сотрудничества в целях распространения лучших

I практик социального предпринимательства;

й 4) контроль и надзор за деятельностью социальных предпринимателей;

ш 5)защита от злоупотреблений со стороны проверяющих органов;

6) иные полномочия, способствующие поддержке социального предпринимательства.

6. Оказание поддержки субъектам социального предпринимательства, отвечающим условиям пп. 1, 2 и 3 настоящей статьи, органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться следующим 130 образом:

1) создание центров инноваций социальной сферы и иных организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов социального предпринимательства в области социального обслуживания, и обеспечения их деятельности;

2) финансовая, имущественная, консультационная, информационная поддержка, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации социальных предпринимателей и их работников;

3) реализация иных мероприятий по поддержке субъектов социального предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом в целях развития негосударственных организаций социального обслуживания и социального предпринимательства».

Впервые легализация требования распределении не более 35% прибыли между акционерами (участниками), не имевшего аналогов ни в одной из стран мира, была осуществлена в Великобритании Законом о компаниях 2004 г.18 Законом вводилась новая организационно-правовая форма компании общественных интересов (сommunity interest company, сокращенно CIC), непосредственно предназначавшаяся для осуществления социального предпринимательства, т.е. деятельности не столько нацеленную на получение прибыли, сколько для общественной пользы. Успехи социально-предпринимательского сектора в Великобритании, ядром которого является социальное обслуживание, обеспечивающего трудоустройство 775 тыс. работников, что составляет 8,4% от британского рынка занятости, а товарооборот более 15 тыс. британских социальных предприятий превышает 22 млрд евро, выглядят внушительнее, по сравнению с другими странами, чему в немалой степени способствовало появление новаторской конструкции юридического лица19.

Компании общественных интересов (СГС) обладают и имиджевыми преимуществами. Британский потребитель, оплачивая социальную услугу, знает, что 2/3 прибыли организации будет реинвестирована на социальные или благотворительные цели. При условии одинакового качества с государственными социальными услугами, услуги, оказываемые компанией общественных интересов, будут более конкурентоспособны. Государство, оптимизируя межсекторное взаимодействие на рынке социальных услуг, оказывая поддержку данным социальным организациям, уверено в ее эффективности.

Ограничение прибыли коммерческих организаций в целях ее реинвестирования в социальную сферу в соответствии с идеологией социального предпринимательства обеспечивает на рынке социальных услуг приоритет социального эффекта над экономическим. Если для социально ориентированного предпринимательства решение социальных проблем — право, то для социально-предпринимательской компании — уже обязанность. Выбор третьего сектора, ни в одной стране без соответствующей поддержки не способного конкурировать с государством и бизнесом, в пользу организационно-правовой формы компании общественных интересов предоставляет привлекательную возможность некоммерческим организациям распределения трети прибыли, что немало способствует повышению их рыночной конкурентоспособности. Данный опыт в условиях формирования модели социального предпринимательства также может быть полезен по совершенствованию законодательства о социальном обслуживании.

18 См.: Закон о компаниях 2004 г. (Аудит, расследования и компании общественного интереса) (Companies (Audit, Investigations and Community Enterprise) Act 2004). URL: http://www. legislation.gov.uk/ukpga/2004/27/contents (дата обращения: 16.07.2017).

19 См.: Антонова А. Великобритания: новый Закон о компаниях. Основные новеллы, практика применения // GSL. URL: http://qps.ru/daFmU (дата обращения: 18.07.2017). 131

Техническим решением фиксации в российском законодательстве социально ориентированного хозяйственного общества, не требующем корректировки Гражданского кодекса РФ, может стать внесение изменений в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», допускающее к участию в гражданском обороте разновидность организационно-правовой формы общества с ограниченной ответственностью. Примеров такого появления гибридных хозяйственных обществ в мировой практике достаточно. Это низкодоходные корпорации с ограниченной ответственностью (англ. Low-Profit Limited Liability Company — L3C), впервые легализованные в законодательстве США в Штате Вермонт в 2008 г. в дополнение к общему закону об обществах с ограниченной ответственностью (Limited Liability Company — LLC).

Это и легализация в Германии в марте 2013 г. некоммерческого общества с ограниченной ответственностью (НООО) [7, с. 74-76]. Германское законодательство отнесло данное хозяйственное общество к некоммерческим юридическим лицам (на что указывает маленькая буква «g» перед обозначением ООО (gGmbH), допускается также использование полной формы «gemeinn tzige GmbH» — некоммерческое ООО). Деятельность gemeinn tzige GmbH регулируется Законом об обществах с ограниченной ответственностью и соответствующими положениями Торгового кодекса.

В Канаде в июле 2013 г. дополнением к Закону о коммерческих корпорациях также легализована организационно-правовая форма Community Contribution Company — С3 (компания, действующая в интересах общества). Канадская компания С3 так же, как и ее британский аналог CIC, при демократическом стиле управления и жестком государственном контроле ограничивает выплату дивидендов инвесторам (не более 1/3) и применяет блокировку активов для сохранения имущества социального предприятия20. § С целью законодательного закрепления одного из видов общества с огра-

? ниченной ответственностью предлагаем дополнить гл. 1. «Общие положения» § Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограничен-^ ной ответственностью» (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 сентября 2017 г.)21 ст. 2.1 ^ «Социально ориентированное общество с ограниченной ответственностью»: I «Статья 2.1. Социально ориентированное общество с ограниченной ответ-

га ственностью

| 1. Общество с ограниченной ответственностью в целях участия в социально-

I предпринимательской деятельности, то есть деятельности по оказанию со-

1 циальных услуг и (или) деятельности по трудоустройству лиц, нуждающихся

2 в социальном обслуживании, в которых цель качественного удовлетворения

0 потребностей получателя социальных услуг преобладает над извлечением

1 прибыли, может быть создано в виде социально ориентированного общества с I ограниченной ответственностью.

? 2. Полное фирменное наименование социально ориентированного общества

i на русском языке должно содержать полное наименование социально ориенти-I рованного общества и слова «с ограниченной ответственностью». Сокращенное | фирменное наименование социально ориентированного общества на русском <з языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и I слова «с ограниченной ответственностью» или аббревиатуру СО ООО. m 3. Устав социально ориентированного общества, утвержденный учредителями

(участниками) общества, помимо сведений, содержащихся в п. 2 ст. 12 настоящего Закона, должен содержать перечень социально ориентированных видов деятельности, которые будут осуществляться обществом.

20 См.: Канадский закон // Портал «Новый бизнес. Социальное предпринимательство. URL: http://www.nb-forum.ru/news/zakon-canada.html (дата обращения: 15.07.2017).

21 См.: Российская газета. 1998. 17 февр.

4. Распределение прибыли общества между участниками общества осуществляется по правилам, установленным ст. 28 настоящего Закона, но не более 35% от части прибыли общества, предназначенной для распределения между его участниками.»

Появление в законодательстве по аналогии с компаниями общественных интересов гибридных организаций, занимающих промежуточное положение между традиционными коммерческими и некоммерческими организациями, корпоративными и унитарными, будет способствовать в условиях продуманной государственной и частной поддержки формированию ядра социально предпринимательского «четвертого сектора», обеспечивающего развитие конкуренции на рынке социальных услуг. Несомненно, что введение в российское правовое поле социально ориентированного общества с ограниченной ответственностью по аналогии с консервативным британским законодательством, где в течение последних 150 лет компания общественных интересов стала единственным исключением, облегчит сертификацию негосударственных организаций социального обслуживания и в целом благоприятно скажется и на качестве социальных услуг.

Второй вариант. В настоящее время, наиболее вероятно принятие законопроекта № 624513-6 «О внесении изменений в Федеральный закон „О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"», внесенного депутатами Государственной Думы P.M. Марданшиным, М.Б. Терентьевым, И.Н. Игошиным и членом Совета Федерации А.А. Борисовым. Перспективы законопроекта оцениваются Р.М. Марданшиным высоко, по его мнению, до конца года документ будет внесен в нижнюю палату парламента: «И скорее всего, мы успеем рассмотреть его в первом чтении в оставшееся до Нового года время»22. В настоящее время законопроект размещен для общественного обсуждения23. В журнале «ЭПОС», в рубрике «Общественная экспертиза законодательных инициатив», данный законопроект нами уже обсуждался [8, с. 67-69; 9, с. 70-76]. С учетом анализа зарубежной правоприменительной практики социального предпринимательства высказывались критические замечания.

Наиболее принципиальное замечание относится к необходимости закрепления нормы об обязательном реинвестировании части прибыли в решение социальных проблем, как это принято в Великобритании, Южной Корее, Канаде и ряде европейских стран. При таком подходе перечень социально полезных видов экономической деятельности субъектов социального предпринимательства, содержащийся в п. 1.2 ст. 26 Законопроекта становится не принципиальным. Обращено внимание на то, что некогда легальная дефиниция «трудная жизненная ситуация» в обновленном Законе о социальном обслуживании заменена на понятие «нуждающиеся в социальном обслуживании», что тоже следует учитывать.

С учетом замечаний полагаем возможным предложить оригинальное определение социального предпринимательств в проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"», в ст. 26 «Поддержка субъектов малого

22 См.: Закон о социальном предпринимательстве рассмотрят до конца года // Портал «Комфортная правовая среда». URL: http://www.komfortpravo.ru/articles/589 (дата обращения: 13.07.2017).

23 См.: Официальный сайт Комитета по экономической политике инновационному развитию и предпринимательству Государственной Думы Федерального собрания РФ. URL: http://asozd2. duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=1108475-6&02 (дата обращения: 13.07.2017). 133

и среднего предпринимательства в области социального предпринимательства» (табл. 4).

Таблица 4

Редакция статьи нормативного правового акта

Обсуждаемая редакция

1. В целях оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, с учетом ограничений, установленных пунктами 3 и 4 статьи 15 настоящего Федерального закона, под социальным предпринимательством понимается социально ориентированная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная на достижение общественно полезных целей, решение социальных проблем, в том числе оказание поддержки лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, и при осуществлении которой выполняется хотя бы одно из следующих условий:

1) обеспечивается занятость инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, выпускников детских домов, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и иных лиц, признаваемых находящимися в трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством Российской Федерации, при условии, что среднесписочная численность работников, относящихся к указанным категориям граждан, рассчитанная в соответствии с частью 6 статьи 4 настоящего Федерального закона, составляет не менее 50 процентов от числа всех работников субъекта малого или среднего предпринимательства, а их доля в фонде оплаты труда работников составляет не менее 25 процентов;

2) в качестве основного вида экономической деятельности осуществляются следующие виды деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), выручка от осуществления, которых без учета налога на добавленную стоимость составляет не менее 70 процентов:

а) содействие профессиональной ориентации и трудоустройству граждан, включая содействие самозанятости;

б) социальное обслуживание населения, физической культуры и массового спорта, образования, в том числе проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях, центрах детского и молодежного научно-технического творчества;

в) производство и (или) реализация медицинской техники, протезно ортопедических изделий, а также технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

г) обеспечение культурно-просветительской деятельности (музеи, театры, школы-студии, музыкальные и творческие мастерские, кружки, студии, просветительская деятельность, не являющаяся дополнительным образованием);

д) предоставление образовательных услуг группам граждан, имеющим ограниченный доступ к образовательным услугам;

е) содействие социальной адаптации и социальной реабилитации отдельных групп граждан (инвалидов, сирот, выпускников детских домов, пожилых людей, лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом);

Предлагаемая редакция

1. В целях оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, с учетом ограничений, установленных пунктами 3 и 4 статьи 15 настоящего Федерального закона, под социальным предпринимательством понимается социально ориентированная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная на достижение общественно полезных целей, решение социальных проблем, в том числе оказание поддержки лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации (интегрирующая социальный и экономический эффект) деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства (хозяйствующих субъектов), направленная на достижение общественно полезных целей, способствующих решению социальных проблем граждан, нуждающихся в оказании социальных услуг, и при осуществлении которой выполняется хотя бы одно из следующих условий:

1) обеспечивается занятость инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, выпускников детских домов, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и иных лиц, признаваемых нуждающимися в социальном обслуживании в соответствии с законодательством Российской Федерации, при условии, что среднесписочная численность работников, относящихся к указанным категориям граждан, рассчитанная в соответствии с частью 6 статьи 4 настоящего Федерального закона, составляет не менее 50 процентов от числа всех работников субъекта малого или среднего предпринимательства, а их доля в фонде оплаты труда работников составляет не менее 25 процентов;

2) в качестве основного вида экономической деятельности осуществляются следующие виды деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), выручка от осуществления, которых без учета налога на добавленную стоимость составляет не менее 70 процентов, а суммарный размер прибыли, подлежащей реинвестированию и (или) направлению на благотворительные цели, составляет не менее 65%:

а) содействие профессиональной ориентации и трудоустройству граждан, включая содействие самозанятости;

б) социальное обслуживание населения, физической культуры и массового спорта, образования, в том числе проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях, центрах детского и молодежного научно-технического творчества;

в) производство и (или) реализация медицинской техники, протезно- ортопедических изделий, а также технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

г) обеспечение культурно-просветительской деятельности (музеи, театры, школы-студии, музыкальные и творческие мастерские, кружки, студии, просветительская деятельность, не являющаяся дополнительным образованием);

д) предоставление образовательных услуг группам граждан, имеющим ограниченный доступ к образовательным услугам;

е) содействие социальной адаптации и социальной реабилитации отдельных групп граждан (инвалидов, сирот, выпускников детских домов, пожилых людей, лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом);

Третий вариант. Представляется уместным обратить внимание на то, что несение дополнений в любой из предлагаемых нормативно-правовых актов: о социальном обслуживании, о развитии малого и среднего предпринимательства, о некоммерческих организациях, будет страдать общим недостатком — ограниченностью сферы применения. В частности, самым большим недостатком обсуждаемого законопроекта о развитии малого и среднего предпринимательства, является то, что он не учитывает интересы субъектов некоммерческого сектора (в частности СОНКО), потенциально наиболее активных участников рынка социальных услуг. Для принятия отдельного специального закона «О социальном предпринимательстве»24 отсутствует политическая воля.

В этих условиях может быть востребован инструментарий технического регулирования, разработан национальный стандарт на терминологию в области социального предпринимательства — ГОСТ Р «Социальное предпринимательство. Термины и определения» как базовый документ, способный стать основой для последующего развития, дополнения и конкретизации законодательства в данной сфере. С учетом высказанных соображений предлагается следующая формулировка определения социального предпринимательства: это предпринимательская деятельность негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций, в т.ч. социально ориентированных некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей по оказанию утвержденных в законодательном порядке социальных, социально значимых и общественно-полезных услуг и (или) деятельность по трудоустройству лиц, нуждающихся в социальном обслуживании, в которых цель качественного удовлетворения потребностей получателя услуг преобладает над извлечением прибыли.

Следует надеяться, что предложенные научно-практические рекомендации будут востребованы законодателем и послужат основой для легализации социального предпринимательства в российском законодательстве.

Библиографический список

1. Гришина Я.С. Концептуальная модель правового обеспечения российского социального предпринимательства / под ред. Н.А. Баринова. М.: Юрлитинформ, 2016. 424 с.

2. Иванов Д.В. По следам «тигра»: анализ траекторий социальных изменений в Южной Корее // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. № 4. С. 63-89.

3. Кицай Ю.А. Социализация корпоративных организаций по российскому и зарубежному законодательству: общие закономерности, тенденции и перспективы развития. Краснодар: Издательский Дом «ХОРС», 2015. 120 с.

4. Гришина Я.С. Американский и европейский опыт социального предпринимательства: сравнительно-правовая характеристика // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 14, Право. 2013. № 2. С. 60-74.

5. Гришина Я.С. Сравнительно-правовое исследование социального предпринимательства в странах Америки и Европы // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. № 2. С. 111-120.

24 Официальный сайт Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Государственной Думы Федерального собрания РФ. URL: http://www. komitet2-7.km.duma.gov.ru/ (дата обращения: 13.07.2017). 135

6. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003. 895 с.

7. Барков А.В. Европейские тенденции социализации экономики и права в развитии германского и российского законодательства о юридических лицах// Юстиция. 2015. № 2. С. 74-76.

8. Барков А.В. О социальной значимости и актуальности легализации дефиниции «социальное предпринимательство» в российском законодательстве// Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 2015. Т. 1. № 61. С. 67-69.

9. Гришина Я.С. О поддержке субъектов малого и среднего бизнеса в области социального предпринимательства: мнение эксперта о достоинствах и недостатках законопроекта // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 2015. Т. 1. № 61. С. 70-76.

References

1. Grishina Ya.S. Conceptual Model of Legal Support of the Russian Social Business: the monograph / under the editorship of the prof. N.A. Barinov. M.: Yurlitin-form, 2016. Page 424.

2. Ivanov D.V. In the Wake of «Tiger»: Analysis of Trajectories of Social Changes in South Korea //Magazine of sociology and social anthropology. 2012. No. 4. P. 63-89.

3. Kitsai Yu.A. Socialization of Corporate Organizations Under Russian and Foreign Legislation: general patterns, trends and development prospects. Monograph. Krasnodar. 2015. 120 p.

4. Grishina Ya.S. American and European Experience of Social Business: Comparative Legal Characteristics//Messenger of the St. Petersburg university: Series 14, Right. 2013. No. 2. P. 60-74.

5. Grishina Ya.S. Comparative and Legal Research of Social Business in the Countries of America and Europe//the Bulletin of the Perm university. Jurisprudence. 2012. No. 2. P. 111-120.

6. Borisov A.B. Big Economic Dictionary. M.: Book world, 2003. 895 p.

7. Barkov A.V. The European Tendencies of Socialization of Economy and the Right in the Development of the German and Russian Legislation on Legal entities// Justice. 2015. No. 2. P. 74-76.

8. Barkov A.V. About the Social Importance and Relevance of Legalization of a Definition «Social Business» in the Russian Legislation//Economy. Business. Environment. 2015. T. 1. No. 61. P. 67-69.

9. Grishina Ya.S. About the Support of Subjects of Small and Medium Sized Business in the Field of Social Business: opinion of the expert on bill merits and demerits // Economy. Business. Environment. 2015. T. 1. No. 61. P. 70-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.