Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЛИЦ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОДЕЙСТВИЕ НА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ОСНОВЕ ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)'

ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЛИЦ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОДЕЙСТВИЕ НА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ОСНОВЕ ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
309
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОН "ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" / КОМПЛЕКС МЕР / ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА / МЕХАНИЗМ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ / УГРОЗА / РЕАЛЬНАЯ УГРОЗА / ВЕРОЯТНАЯ УГРОЗА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петлицкий С.В.

Статья посвящена исследованию института правовой защиты лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В статье освещаются нормы нового Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности». На основании этого делается вывод о комплексности и многообразии мер, входящих в институт правовой защиты лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе. Исходя из анализа законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации, а также Конвенции Организации Объединенных Наций «Против транснациональной организованной преступности» высказывается мнение о рассмотрении в качестве оснований, для принятия соответствующих мер реагирования на преступные посягательства, вероятную угрозу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Петлицкий С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЛИЦ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОДЕЙСТВИЕ НА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ОСНОВЕ ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)»

УДК 343. 985

С.В. Петлицкий

ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЛИЦ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОДЕЙСТВИЕ НА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ОСНОВЕ ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)

Статья посвящена исследованию института правовой защиты лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В статье освещаются нормы нового Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности». На основании этого делается вывод о комплексности и многообразии мер, входящих в институт правовой защиты лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе. Исходя из анализа законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации, а также Конвенции Организации Объединенных Наций «Против транснациональной организованной преступности» высказывается мнение о рассмотрении в качестве оснований, для принятия соответствующих мер реагирования на преступные посягательства, вероятную угрозу.

Ключевые слова: Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», комплекс мер, правовая защита, механизм правовой защиты, угроза, реальная угроза, вероятная угроза.

Оперативно-розыскная деятельность, как одна из основных форм борьбы с преступностью, является эффективным государственно-правовым средством предупреждения, выявления, раскрытия, пресечения совершаемых в обществе преступлений, а также выявления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Зачастую преступники с целью совершения множества тяжких и особо тяжких преступлений объединяются в организованные группы или преступные организации. Успех борьбы с преступлениями, совершаемыми данными преступными элементами, должен обеспечиваться комплексным использованием как процессуальных средств, которые остаются основными и составляют содержание уголовного процесса, так и материалов оперативно-розыскной деятельности, полученных, проверенных, оцененных и предоставленных в орган, уголовного преследования, в соответствии с установленным законодательством порядке. Иначе говоря, с помощью негласного проведения оперативно-розыскных мероприятий, у органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, имеется возможность проникать в преступную среду, получать информацию о лицах, совершающих преступления, их связях и планах, отслеживать и в определенной мере контролировать их деятельность, собирать необходимые источники доказательств, документировать преступные действия участников организованных групп, а также добывать иные сведения, которые могли бы послужить источником доказательств в уголовном процессе. Однако, тщательно организовывая и маскируя свою преступную деятельность, преступники создают неблагоприятные, затрудняющие условия для оперативных подразделений. В связи с этим, на наш взгляд, возникает весьма обоснованный вывод о том, что для успешного раскрытия преступлений органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, нуждаются в лицах, которые с одной стороны пользуются доверием у преступников и обладают ценной информацией о них, а с другой стороны согласны оказывать оперативным подразделениям помощь на конфиденциальной основе. Именно поэтому оперативные подразделения в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности, согласно ст. 51 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 г. № 307-З «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон «Об ОРД», имеют право привлекать граждан к содействию на конфиденциальной основе, а также к подготовке проведения оперативно-розыскных мероприятий и (или) участию в них [1] (далее - конфиденты). Исходя из специфической деятельности лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, можно сделать вывод о том, что данная категория граждан, по мотиву мести, может

© Петлицкий С.В., 2016.

Научный руководитель: Тукало Алексей Николаевич - кандидат юридических наук, доцент, подполковник милиции, начальник кафедры оперативно-розыскной деятельности учреждения образования, Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Республика Беларусь.

подвергаться большему противоправному воздействию со стороны преступного мира, нежели иные участники оперативно-розыскной деятельности и уголовного процесса. Исходя из вышесказанного, возникает вполне обоснованная необходимость правовой защиты лиц, оказывающих конфиденциальную помощь по изобличению преступников, для того чтобы последние, чувствуя себя защищенными, могли успешно оказывать содействие оперативным подразделениям по решению задач оперативно-розыскной деятельности. Вместе с тем, в оперативно-розыскном законодательстве не определено содержание правовой защиты конфидентов. Анализ юридической литературы показывает, что большинство исследователей под правовой защитой конфидентов понимает освобождение последних от уголовной ответственности, в связи с выполнением ими специальных заданий и вынужденно совершающих преступления. На наш взгляд, данная позиция является ошибочной, так как правовая защита лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, служит не только инструментарием, позволяющим предотвратить необоснованное привлечение к юридической ответственности лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на конфиденциальной основе, но и защитить жизнь, здоровье, имущество последних, а также близких родственников от противоправных посягательств совершаемых преступными элементами. Также, правовая защита конфидентов служит гарантом выполнения обязанностей органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. За счет этого реализуются права граждан, согласившихся сотрудничать на конфиденциальной основе. Иными словами данный вид защиты следует рассматривать как комплекс мер, а не узкую направленность. В подтверждение нашей позиции следует привести мнение правоведов, которые выделяют следующие меры правовой защиты: 1) гарантия выполнения государством обязательств; 2) гарантия государственной защиты, связанной с правомерным выполнением лицами, оказывающими содействие на конфиденциальной основе, общественного долга или возложенных на них обязанностей; 3) обязанность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье, имущество конфидентов, а равно их близких, принимать необходимых меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных лиц и привлечение их к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь; 4) обязанность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по применению мер безопасности в целях обеспечения безопасности конфидентов, и их близких [2].

На сегодняшний день Закон «Об ОРД» является основополагающим нормативным правовым актом, который гарантирует правовую защиту конфидентам. Анализируя нормы оперативно-розыскного законодательства, на наш взгляд, можно выделить ряд правовых норм, которые в своей совокупности с иными нормами, выступают в качестве мер правовой защиты:

1) статья 8. Конспирация при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

«Оперативно-розыскная деятельность осуществляется с сохранением в тайне сведений: о гражданах, оказывающих или оказывавших содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность» [1].

2) Статья 10. Права и обязанности граждан в связи с осуществлением оперативно-розыскной деятельности.

«Граждане, оказывающие или оказывавшие содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, имеют право: на обеспечение своей безопасности и безопасности их близких, а также сохранности их имущества от преступных посягательств, связанных с оказанием ими содействия на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; на сохранение в тайне сведений об оказании ими содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; на использование средств негласного получения (фиксации) информации для исполнения своих обязанностей при оказании содействия на конфиденциальной основе» [1].

3) Статья 14. Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

«Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при выполнении задач оперативно-розыскной деятельности обязаны: соблюдать конспирацию при осуществлении оперативно-розыскной деятельности; обеспечивать безопасность граждан, оказывающих или оказывавших содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и их близких, а также их имущества от преступных посягательств; сохранять в тайне сведения об оказании гражданами содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а также сведения о гражданах, оказывающих или оказывавших содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность» [1].

4) Статья 48. Защита сведений об оперативно-розыскной деятельности.

«Защита сведений об организации и осуществлении оперативно-розыскной деятельности, сведений о гражданах, оказывающих или оказывавших содействие на конфиденциальной основе органам, осу-

ществляющим оперативно-розыскную деятельность, осуществляется в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Указание в материалах оперативно-розыскной деятельности, персональных данных гражданина, оказывающего или оказывавшего содействие на конфиденциальной основе органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, допускается только с его согласия в письменной форме по решению органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Предание гласности сведений о гражданах, оказывающих или оказывавших содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускается только с их согласия в письменной форме в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами» [1].

5) Статья 50. Предоставление, представление материалов оперативно-розыскной деятельности.

«Материалы оперативно-розыскной деятельности могут не предоставляться, если их использование создает угрозу сохранению в тайне сведений о гражданах, оказывающих или оказывавших содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность» [1].

6) Статья 55. Меры по обеспечению безопасности.

«Меры по обеспечению безопасности применяются в отношении граждан, оказывающих или оказывавших содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их близких» [1].

Таким образом, анализ вышеперечисленных правовых норм Закона «Об ОРД» позволяет нам сделать вывод о том, что данные нормы создают надежный механизм правовой защиты лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе. Данный механизм предоставляет конфидентам ряд прав, направленных на защиту их от расшифровки, а также гарантирует последним конфиденциальность сотрудничества с правоохранительными органами. В случаях осуществления противоправного посягательства на жизнь, здоровье, имущество граждан, оказывающих или оказывавших содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их близким гарантируется применение мер по обеспечению безопасности. На наш взгляд, вышеуказанные правовые нормы создают определенные благоприятные условия, которые, в свою очередь, являются неотъемлемым эффективным элементом организации сотрудничества оперативных подразделений с лицами, оказывающими содействие на конфиденциальной основе. В этой связи нам импонирует мнение ученых-правоведов, которые под правовой защитой подразумевают обеспечение прав и законных интересов лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, создание благоприятных условий для эффективного их участия в решении задач оперативно-розыскной деятельности [3, с. 231]. В целом стоит отметить, что принятие в Республике Беларусь новой редакции Закона «Об ОРД» положительно отразилось на правовой защите лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, так как права и гарантии последних были существенно расширены.

Однако, основополагающими нормами, регулирующих вопросы, связанные с обеспечением правовой защиты конфидентов, являются ст. 52, 53 Закона «Об ОРД». Так, абз. 2 ст. 52 Закона «Об ОРД» гласит, что гражданам, оказывающим или оказывавшим содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, гарантируется правовая и социальная защита, обеспечение безопасности, в том числе применение мер по обеспечению безопасности [1].

Согласно ст. 53 Закона «Об ОРД» правовая защита граждан, оказывающих или оказывавших содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а также граждан, привлеченных органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, к подготовке проведения оперативно-розыскных мероприятий и (или) участию в них, осуществляется в соответствии с настоящим Законом.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при возникновении реальной угрозы преступного посягательства на жизнь, здоровье, имущество граждан, указанных в части первой настоящей статьи, в связи с оказанием ими содействия на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а также в связи с привлечением их к подготовке проведения оперативно-розыскных мероприятий и (или) участию в них принимают меры по его предотвращению или пресечению в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства [1].

Наряду с Законом «Об ОРД» интересным представляется рассмотреть и законодательство Российской Федерации. Так, вопросы правовой защиты конфидентов находят свое отражении в ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Федеральный закон «Об ОРД»). Согласно абз. 3 ст. 18 Федерального закона «Об ОРД» при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятель-

ность, а равно членов их семей и близких эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации [4].

Анализ вышеприведенных правовых норм Закона «Об ОРД» и Федерального закона «Об ОРД», позволяет нам придти к выводу о практически полной их схожести. На наш взгляд, данные нормы, нуждаются в доработке, так как буквальное толкование абз. 2 ст. 53 Закона «Об ОРД» и абз. 3 ст. 18 Федерального закона «Об ОРД» позволяет нам констатировать, что обязанность по осуществлению правовой защиты лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, перед органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, возникает только при наличии реальной угрозы совершения противоправных действий в отношении конфидента. Иными словами, орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, при наличии реальной угрозы преступного посягательства на жизнь, здоровье, имущество конфидента обязан принимать меры по предотвращению или пресечению данного посягательства, а во всех других случаях закон не обязывает принимать каких-либо мер.

В свою очередь под угрозой может пониматься высказывание лица, совершить противоправные намерения в отношении конфидента. При этом способы выражения угрозы могут быть различны: устно, письменно, при помощи жестов, посредством электронных сообщений, демонстрацией оружия или предметов, пригодных для использования в качестве оружия, демонстрацией их поражающих или разрушающих свойств и так далее. Угроза может быть высказана непосредственно лицу, оказывающего содействие на конфиденциальной основе, так и доведена до его сведения через посредника или иных лиц, например, близких родственников. Кроме того конфидент должен воспринимать высказываемую угрозу как реально осуществимую, то есть имелись основания опасаться ее осуществления. Обоснованность опасения может быть обусловлена интенсивностью выражения угрозы, местом, обстановкой, временем высказывания угрозы, характеристикой физических данных и моральных качеств преступника и рядом других обстоятельств. Вместе с тем, практике известны случаи, когда в отношении лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, выступая свидетелями в уголовном процессе, без предварительных угроз совершались насильственные преступления из мести за дачу изобличающих показаний. И в момент совершения преступления конфидент не находился в статусе «защищаемого», так как в материалах оперативно-розыскной деятельности не имелось сведений о реальной угрозе совершения в отношении последних противоправных действий. В данном случае можно вести речь о «вероятной» угрозе в качестве одного из оснований осуществления правовой защиты лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, и применения к последним мер по обеспечению безопасности, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Данная позиция активно рассматривается в ученых кругах, а также находит свое отражение и в международных нормативных правовых актах. Так, в ст. 24 Конвенции Организации Объединенных Наций «Против транснациональной организованной преступности» от 15.11.2000 № 55/25 (ратифицированной Республикой Беларусь от 3 мая 2003 г., Российской Федерацией от 26 апреля 2004 г.) предусматривается, что каждое государство-участник принимает, в пределах своих возможностей, надлежащие меры, направленные на обеспечение эффективной защиты от вероятной мести или запугивания в отношении участвующих в уголовном производстве свидетелей, которые дают показания в связи с преступлениями, и, в надлежащих случаях, в отношении их родственников и других близких им лиц [5].

Таким образом, в целях надлежащего обеспечения правовой защиты лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, предлагается предусмотреть в ст. 53 Закона «Об ОРД» и в ст. 18 Федерального закона «Об ОРД» в качестве оснований вероятную угрозу преступного посягательства на жизнь, здоровье, имущество конфидентов и их близких родственников. На наш взгляд, меры реагирования на данный вид угрозы следует выбирать исходя из складывающейся оперативно-розыскной ситуации, категории преступлений, совершаемых лицами, представляющих оперативный интерес, а также исходя из решаемых конфидентами задач оперативно-розыскной деятельности. Также стоит отметить, что унификация законодательства Союзных государств, положительно отразится на сотрудничестве и взаимодействии оперативных подразделений Республики Беларусь и Российской Федерации по решению задач оперативно-розыскной деятельности, что, несомненно, положительным образом скажется на эффективности борьбы с преступностью.

Библиографический список

1. Законодательство стран СНГ. Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 307-3 «Об оперативно-розыскной деятельности». URL: http://base.spinfoim.ra/show_doc.fwx?rgn=77612#A000000083 (дата обращения: 20.07.2016).

2. Оперативно-розыскная деятельность (в вопросах и ответах) / И. И. Бранчель, О.В. Благаренко, А.В. Солтанович. Минск: КонсультантПлюс. 2016. 345 с.

3. Оперативно-розыскная деятельность: учебник / К.К. Горяинов, В.С. Овчинский, Г.К. Синилов. Изд. 2-е. М.: ИНФРА-М. 2004. 848 с.

4. Законодательство стран СНГ. Федеральный закон Российской Федерации от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». URL: http://base.spmform.ru/show_doc.fwx?rgn=1574 (дата обращения 20.07.2016).

5. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности. URL: http://www.un.org/ru/documents/ded_conv/conventions/orgcrime.shtml (дата обращения 20.07.2016).

ПЕТЛИЦКИЙ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ - курсант факультета милиции учреждения образования, Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Республика Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.