Научная статья на тему 'Сравнительный анализ норм, регламентирующих порядок применения мер по обеспечению безопасности к лицам, оказывающих содействие на конфиденциальной основе (по законодательству Республики Беларусь и зарубежных стран)'

Сравнительный анализ норм, регламентирующих порядок применения мер по обеспечению безопасности к лицам, оказывающих содействие на конфиденциальной основе (по законодательству Республики Беларусь и зарубежных стран) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
164
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФИДЕНТ / СВИДЕТЕЛЬ / WITNESS / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / CRIMINAL PROCEEDINGS / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЗАЩИТЫ СВИДЕТЕЛЕЙ / THE FEDERAL WITNESS PROTECTION PROGRAM / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / SOCIAL PROTECTION / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ОРГАНЫ / SPECIALIZED BODIES / CONFIDANT / OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петлицкий С.В.

Статья посвящена исследованию института мер по обеспечению безопасности лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, участвующих в уголовном процессе. В статье рассматриваются положительные стороны организации и порядка применения мер безопасности по законодательству Соединённых Штатов Америки, Великобритании, Федеративной Республики Германии, Италии, Российской Федерации и Республики Беларусь. Освещаются положения нового Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности», регулирующие порядок применения мер по обеспечению безопасности к конфидентам. На основе анализа законодательства зарубежных стран и мнений ученых-правоведов вносятся предложения о необходимости имплементации в отечественное законодательство отдельных положений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Петлицкий С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF REGULATIONS GOVERNING THE APPLICATION OF SECURITY MEASURES FOR PERSONS WHO PROVIDE ASSISTANCE ON THE CONFIDENTIAL BASIS (BY THE LEGISLATION OF BELARUS AND FOREIGN COUNTRIES)

The article investigates the institution of measures to ensure the safety of persons assisting authorities on a confidential basis, engaged in the operational-search activities, participating in criminal proceedings. The article deals with the positive aspects of the organization and the application of security measures for the United States legislation, the United Kingdom, the Federal Republic of Germany, Italy, the Russian Federation and the Republic of Belarus. Highlights the provisions of the new Law of the Republic of Belarus "On operative-investigative activities", governing the use of safety measures to the confidant. Based on the analysis of foreign countries and the views of legal scholars legislation makes proposals on the need to implementation in domestic legislation of certain provisions.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ норм, регламентирующих порядок применения мер по обеспечению безопасности к лицам, оказывающих содействие на конфиденциальной основе (по законодательству Республики Беларусь и зарубежных стран)»

УДК 343.985

С.В. Петлицкий

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НОРМ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ К ЛИЦАМ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОДЕЙСТВИЕ НА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ОСНОВЕ (ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН)

Статья посвящена исследованию института мер по обеспечению безопасности лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, участвующих в уголовном процессе. В статье рассматриваются положительные стороны организации и порядка применения мер безопасности по законодательству Соединённых Штатов Америки, Великобритании, Федеративной Республики Германии, Италии, Российской Федерации и Республики Беларусь. Освещаются положения нового Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности», регулирующие порядок применения мер по обеспечению безопасности к конфидентам. На основе анализа законодательства зарубежных стран и мнений ученых-правоведов вносятся предложения о необходимости имплементации в отечественное законодательство отдельных положений.

Ключевые слова: конфидент, свидетель, оперативно-розыскная деятельность, уголовный процесс, Федеральная программа защиты свидетелей, социальная защита, специализированные органы.

Процесс доказывания является одной из самых сложных стадий уголовного процесса. Одним из источников доказательств в уголовном процессе, согласно ст. 88 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - УПК), являются показания свидетеля. В соответствии со ст. 94 УПК показания свидетеля - это сведения, сообщённые свидетелем в устной или письменной форме на допросе, проведённом на предварительном следствии, дознании или в судебном заседании, а также при производстве иных следственных действий с его участием [1]. Как показывает практика, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, зачастую привлекают к участию в оперативно-розыскных мероприятиях граждан, оказывающих содействие на конфиденциальной основе (далее - конфиденты). В случае если материалы оперативно-розыскной деятельности, явились поводом для возбуждения уголовного дела, конфиденты, с их согласия, привлекаются к участию в уголовном процессе, выступая свидетелями по уголовному делу. Каких-либо исключений в УПК для процессуального статуса свидетелей из числа конфидентов нет. Поэтому допрос последних, осуществляется по общим правилам допроса свидетелей. Исходя из этого, если следователем, на стадии предварительного расследования, не будут применены меры по обеспечению безопасности в отношении конфидентов, то для последних могут наступить определённые негативные последствия. В связи с принятием нового Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 307-3 «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон «Об ОРД») в Республике Беларусь

© Петлицкий С.В., 2016. DOI: 10.15350/2221-7347.2016.10

Петлицкий Сергей Викторович - курсант факультета милиции учреждения образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь», Республика Беларусь.

Научный руководитель: Тукало Алексей Николаевич - кандидат юридических наук, доцент, подполковник милиции, начальник кафедры оперативно-розыскной деятельности учреждения образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь», Республика Беларусь.

правовая защита лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, была значительно усилена. Так, ранее правовая защита конфидентов регламентировалась ст. 20 Закона «Об ОРД» от 9 июля 1999 года. Согласно ч. 6 ст. 20 Закона «Об ОРД» в целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и их близких допускается применение мер безопасности в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь [2]. Исходя из содержания данной статьи, оставалось непонятным, какие меры по обеспечению безопасности могут быть применены в отношении конфидентов. Однако, в связи с появлением новой редакции Закона «Об ОРД» данная проблема была разрешена путем законодательного закрепления порядка применения мер по обеспечению безопасности к лицам, оказывающим содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Так, согласно ст. 55 Закона «Об ОРД» меры по обеспечению безопасности применяются в отношении граждан, оказывающих или оказывавших содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и их близких.

В соответствии со ст. 55, ст. 56 для обеспечения жизни, здоровья, сохранности имущества граждан, оказывающих или оказывавших содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их близких могут применяться следующие меры по обеспечению безопасности:

1) обеспечение конфиденциальности сведений; 2) личная охрана, охрана жилища и имущества; 3) выдача специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; 4) временное помещение в безопасное место; 5) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учёбы; 6) переселение на другое место жительства; 7) изменение данных документа, удостоверяющего личность, замена документов; 8) перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое [3].

Но, несмотря на это, существующие в отечественном законодательстве меры по обеспечению безопасности не в полной мере достаточны для эффективного обеспечения защиты конфидентов. Использование положительного опыта зарубежных стран в том или ином правовом явлении позволяет вычленить существующие проблемы в национальном законодательстве и определить пути их разрешения.

В ряде зарубежных стран имеются правовые нормы, обеспечивающие всестороннее регулирование вопросов обеспечения безопасности свидетелей, в том числе свидетелей из числа лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Также данные нормы определяют компетенцию органов, в ведении которых находится реализация мер по обеспечению безопасности.

На наш взгляд, интересным представляется изучение опыта правового регулирования мер по обеспечению безопасности существующих в Соединённых Штатах Америки (далее - США), Великобритании, Федеративной Республики Германии (далее - ФРГ), Италии и Российской Федерации (далее - РФ), в целях выявления и имплементации положительных аспектов правовой базы данных государств и совершенствования отечественного законодательства.

Так, например, в США в 1971 году впервые в мире была введена в действие специальная Федеральная программа защиты свидетелей (United States Federal Witness Protection Program) [4]. Изначально данная программа предназначалась только для борьбы с итальянской мафией, но позже, доказав свою эффективность, была распространена и на другие сферы полицейской деятельности, в частности на защиту конфидентов, подвергшихся противоправному посягательству из-за сотрудничества с правоохранительными органами. Следует отметить, что данная программа находится в компетенции Службы маршалов США. Данная организация имеет свою штаб-квартиру, региональные представительства и офис в полиции каждого города, где работает инспектор по вопросам защиты свидетелей. В 1982 году Конгресс США принял Закон «О защите жертв преступлений и свидетелей», в преамбуле которого отмечается, что нормальное функционирование системы уголовной юстиции невозможно без «кооперации» с жертвами и свидетелями преступлений [5, с. 8]. Основой системы правосудия США стала компенсация ущерба, причинённого в результате преступления, которая включает не только

прямые убытки от противоправных действий, но и понесённые расходы на консультации и медицинскую помощь, юридические услуги и так далее. К примеру, в настоящее время участники программы защиты свидетелей получают материальную помощь первые несколько лет - от 60 000 $ до 130 000 $ в год, в среднем на человека [5].

В.В. Агафонцев, анализируя Закон США «О защите жертв преступлений и свидетелей», отметил его социальную направленность, так как его нормы предусмотрели обязательную помощь потерпевшему и свидетелю в судебном разбирательстве, в том числе представление в случае необходимости транспортного средства для посещения суда, услуги по кратковременному присмотру за детьми, временному ведению домашнего хозяйства и другое

[5, с. 8].

Согласно положениям одного из основных правовых актов, регламентирующих государственную защиту свидетелей в США - «Акта об усилении безопасности свидетеля», принятого Конгрессом США 12 октября 1984 года, основная роль при организации и применении мер по обеспечению безопасности свидетелей отведена Министру юстиции [6]. Последний правомочен предусматривать смену места жительства и защиту свидетелей, представителей федерального правительства во время официальных процессов, касающихся организованной преступной деятельности или других серьёзных преступлений, если он допускает вероятность совершения насильственного преступления против конфидента, участвующего в уголовном процессе. Кроме того, он имеет право на выдачу защищаемому лицу законно оформленных новых документов, обеспечение его жильём, оказание помощи в перевозке домашней мебели и другой личной собственности на новое место жительства, а также на обеспечение защищаемого лица необходимым прожиточным минимумом. При этом последний обязан оказать помощь в поиске работы и обеспечить все виды других услуг для самостоятельного проживания [6].

Таким образом, можно отметить положительные стороны мер по обеспечению безопасности применяемых к конфидентам в США. В частности, заслуживает внимания социальная направленность данного процесса и централизованность применения данных мер по обеспечению безопасности. Иными словами, мы видим, что Федеральная программа по защите свидетелей предусматривает правовую и социальную защиту.

Отдельные положительные моменты использования мер по обеспечению безопасности можно также отметить и по законодательству Великобритании. В 1990 году правительством Великобритании была принята «Хартия жертв преступлений», в которой освещались вопросы обеспечения безопасности свидетелей. Данным правовым актом предусматривалась выплата денежной компенсации, а для реализации данной задачи было создано специальное ведомство, находящееся в прямом подчинении Министерства Юстиции [7].

Для получения компенсации необходимо соблюдение нескольких условий: 1) наличие насильственного преступления; 2) преступление должно иметь место в Англии, Шотландии или Уэльсе.

Ещё одним из условий являлся размер нанесённого ущерба. Он должен был быть достаточно серьёзным и затрагивать существенные права граждан, так как минимальная выплата жертвам преступного поведения составляла 1000 фунтов стерлингов [7]. Кроме того, в Хартии жертв преступлений детально было прописана сумма денежных средств, которые получал гражданин за каждое увечье, смерть и другие последствия. Подводя итог под анализом законодательства стран с англо-саксонской правовой системой, отметим, что данные страны отдают преимущественное право материальной стороне рассматриваемого вопроса. Кроме того, защита предоставляется не только конфиденту, участвующего в уголовном процессе, но и при необходимости близким родственникам, иному окружению. На наш взгляд, применение данных принципов в работе обеспечивает полную социальную и правовую защиту лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, участвующих свидетелями в уголовном процессе.

В ФРГ защита свидетелей длительное время не находила своего законодательного закрепления. Однако в 1989 году Министерство внутренних дел и Министерство юстиции ФРГ образовали совместную комиссию для решения проблем борьбы с организованной

преступностью. В ходе работы указанной комиссии были разработаны предложения по совершенствованию деятельности правоохранительных органов в сфере обеспечения безопасности свидетелей. Результатом данной деятельности стало принятие в 1990 г. «Общих указаний федеральным и земельным министрам юстиции и внутренних дел по охране свидетелей», а также в 1998 г. Закона «О регулировании вопросов обеспечения защиты свидетелей, которым угрожает опасность» [8, с. 79]. Данные нормативные правовые акты обеспечили создание специальных органов по охране свидетелей (координационные пункты охраны свидетелей), предусмотрев их цели, задачи и функции. Указанные подразделения были созданы при уголовной полиции земель и Федеральном управлении уголовной полиции. Координационные пункты самостоятельно определяли меры охраны свидетелей и координировали деятельность соответствующих подразделений полиции в указанной сфере. Данная практика охраны свидетелей позволяла исключить излишние контакты защищаемого лица с различными структурными подразделениями правоохранительных органов, тем самым обеспечивая их надлежащую безопасность, а также возможность беспрепятственного сотрудничества и содействия в раскрытии преступлений. Правовым основанием для принятия мер по обеспечению безопасности и охраны свидетелей в уголовном процессе ФРГ являлось совместное постановление - ходатайство следователя уголовной полиции и прокуратуры, которое направлялось в координационный пункт охраны свидетелей. В основу ходатайства закладывалась информация подразделения полиции, осуществляющего расследование дела, в которой устанавливалась степень опасности, угрожающей свидетелю. В.А. Казакова, анализируя законодательство ФРГ в области защиты свидетелей, выделила два типа применения мер по обеспечению безопасности свидетелей: 1) долговременная защита, обеспечиваемая всеми полицейскими методами, в том числе физическая охрана свидетеля в суде; 2) мероприятия, обеспечивающие недосягаемость свидетеля в ходе следствия и судебного разбирательства, сохранения в тайне его местонахождения (исключение любых контактов со страховыми фирмами, банками, другими организациями) [8, с. 79]. В обоих случаях защищаемым лицам оказывалась необходимая социальная помощь.

Если же рассматривать законодательство Италии, то там, в 1984 году была принята Программа по защите свидетелей, руководство которой было возложено на Министерство внутренних дел. 6 августа 1992 г. итальянский парламент одобрил Закон от 08 июня 1992 г. № 306 «О внесении срочных изменений в новый Уголовно-процессуальный кодекс и мерах по борьбе с мафиозной преступностью» [9, с. 15]. Законопроект был подготовлен министерствами юстиции и внутренних дел в связи со сложной на тот момент криминогенной обстановкой в стране. В организационном плане данный нормативный акт предусмотрел создание в Министерстве юстиции должности национального прокурора по борьбе с мафиозной преступностью, назначаемого на четыре года, а также поста его заместителя. В подчинении указанного прокурора были отданы специальные управления по защите свидетелей, сотрудники которого наделялись широким перечнем полномочий. Закон также регламентировал особые правила по отношению к членам мафиозных групп, согласившихся сотрудничать со следственными и правоохранительными органами. По мнению итальянских экспертов, помощь таких лиц являлась одним из ключевых моментов, позволяющих эффективно использовать весь комплекс мер, направленных на борьбу с данным видом преступности [9, с. 16]. Также, на наш взгляд, представлялось возможным в случае успешного привлечения лица, из числа мафиозных групп, к конфиденциальному сотрудничеству, использовать их в дальнейшем при проведение оперативно-розыскных мероприятий, а именно оперативного внедрения. Кроме того, по указанию прокурора в обязанность органа судебной полиции могло быть вменено обеспечение личной безопасности конфидента. В соответствии с указанным правовым актом присутствие непосредственно в зале судебного разбирательства лица, согласившегося оказывать содействие на конфиденциальной основе, было не обязательно. Он мог давать показания «на расстоянии» - с помощью технических средств. Также предусматривался более строгий режим работы с документами, относящихся к свидетелям из числа лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе. Закон обязывал Министерство юстиции совместно с Министерством внутренних дел издавать

специальный декрет, определяющий особые правила содержания сотрудничающих «мафиози» в местах заключения [9, с. 17]. Таким образом, указанные нормативные правовые акты в Италии обеспечили применение на практике следующую систему мер, направленную на защиту свидетелей, а именно: личную охрану органом судебной полиции; смену места жительства либо перевод из одного исправительного учреждения в другое; использования временных документов прикрытия; обеспечения новыми личными документами с изменением общих анкетных данных [9, с. 17-18].

Резюмируя анализ применения мер по обеспечению безопасности к конфидентам в Италии и ФРГ, в качестве положительного аспекта, на наш взгляд, нужно выделить наличие специально созданного государственного органа, который имеет прямое подчинение только Министрам юстиции и внутренних дел, а также созданного эффективного правового механизма защиты не только граждан, но и самих преступников, согласившихся сотрудничать с органами уголовного преследования.

Если же рассматривать законодательную базу Российской Федерации, то в данном случае защита лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, участвующих в уголовном процессе, регулируется рядом нормативных правовых актов. Так, в Федеральном законе РФ от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» указано на обеспечение защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества уполномоченными на то органами. С учётом конкретных обстоятельств к защищаемым лицам могут быть применены следующие меры по обеспечению безопасности: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учёбы; переселение на другое место жительства; замена документов, изменение внешности [10]. В Федеральном законе РФ от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» были определены виды мер по обеспечению безопасности, применяемых к участникам уголовного процесса. К ним относятся: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; переселение на другое место жительства; замена документов; изменение внешности; изменение места работы (службы) или учёбы; временное помещение в безопасное место; применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое [11].

Хотелось бы отметить, что в Российской Федерации перечень нормативных правовых актов, регулирующих защиту участников уголовного процесса, достаточно широк. Кроме указанных законодательных актов, имеется и ряд правительственных: Постановление Правительства РФ от 27 октября 2006 г. № 630 «Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [12]; Постановление Правительства РФ от 17 августа 2007 г. № 522 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека» [13]; Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 664 «Об утверждении Правил выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты» [14]; Постановление Правительства РФ от 14 июля 2015 г. № 705 «О порядке защиты сведений об осуществлении государственной защиты, предоставления таких сведений и осуществление мер безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице» [15]; Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2012 г. № 953 «Об утверждении Правил применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [16]. Однако, сам порядок

применения мер по обеспечению безопасности к лицам, оказывающих содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в Федеральном законе Российской Федерации от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Федеральный закон «Об ОРД»), к сожалению отсутствует [17]. На наш взгляд, наличие в Федеральном законе «Об ОРД» правового механизма, предусматривающего порядок применения мер безопасности к конфидентам, существенно усилит правовую защиту последних, а также в целом положительно отразиться на организации конфиденциального сотрудничества граждан с правоохранительными органами.

Таким образом, правовое регулирование мер по обеспечению безопасности в Российской Федерации разнообразно и представлено широким перечнем законодательных актов. Наличие такого множества нормативных правовых актов объясняется тем, что вопрос о предоставлении лицу государственной защиты, а также обеспечение безопасности его имущества, его близких родственников является достаточно серьёзным вопросом. В связи с чем государство предприняло попытку правового регулирования основных сфер в данном направлении. Однако, на наш взгляд, для рациональности вполне бы было уместным кодифицировать указанные нормативные правовые акты в единый документ. Кроме этого, в Российской Федерации назрела необходимость в принятии нового Федерального закона «Об ОРД», так как некоторые направления в оперативно-розыскной деятельности, на наш взгляд, нуждаются в более детальной регламентации. Стоит отметить, что нововведения, принятые в Республике Беларусь в новом Законе «Об ОРД», могут быть положительным образом отражены на разработке нового проекта Федерального закона «Об ОРД». Унификация законодательства Союзных государств, положительным образом отразится на взаимодействии органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Новая ступень развития оперативно-розыскного законодательства положительно скажется и на уровне эффективности противодействия преступности.

Подводя итог, следует отметить, что институт безопасности находит своё активное отражение в законодательстве зарубежных стран, как с англо-саксонской, так и романо-германской системой права. Из положительных сторон в организации применения мер по обеспечению безопасности можно выделить следующие: 1) страны с англо-саксонской правовой системой отдают преимущественное предпочтение материальной и социальной стороне вопроса безопасности конфидентов. При этом под защиту подпадают не только сами защищаемые лица, но и их близкие родственники, а также иное окружение; 2) отдельно созданные специализированные органы по организации защиты участников уголовного процесса, а также их прямое подчинение только правительственным органам в ФРГ и Италии, позволяет исключить наличие каких-либо излишних контактов с другими ведомствами, а также сводит к минимуму коррумпированность связей, тем самым обеспечивая надлежащую безопасность защищаемых лиц, позволяя последним в полной мере реализовывать предоставляемые им законные права и выполнять возложенные на них обязанности; 3) наличие различных нормативных правовых актов по обеспечению безопасности лиц, участвующих в оперативно-розыскной деятельности и уголовном процессе, в законодательстве Российской Федерации, обеспечивает детальную их регламентацию, позволяя исключить пробелы в законодательстве и нормативно урегулировать порядок и механизм их применения. Однако, на наш взгляд, кодификация данных нормативных актов была бы более рациональной и обеспечила бы единообразный подход к их толкованию и использованию в правоприменительной деятельности.

Таким образом, зарубежный опыт правовой регламентации и деятельности правоохранительных органов в указанной сфере интересен не только своей новизной для Республики Беларусь, но и конкретностью государственных программ в сфере обеспечения безопасности. На наш взгляд, вполне очевидна необходимость имплементации в национальное законодательство отдельных положений, в частности, заслуживает внимания социальная направленность защиты, а также наличие комплексной государственной программы по защите свидетелей и иных лиц.

Библиографический список

[1] Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь / Электронный банк данных правовой информации Республики Беларусь, информационно-поисковая система «ЭТАЛОН-ONLINE». URL: http://etalonHne.by/PrintTextaspx?regnum=HK9900295 (дата обращения 20.08.2016).

[2] Законодательство стран СНГ / Закон Республики Беларусь от 09 июля 1999 г. № 289-З «Об оперативно-розыскной деятельности». URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?Rgn=1992 (дата обращения 20.08.2016).

[3] Законодательство стран СНГ / Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 307-З «Об оперативно-розыскной деятельности». URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx? rgn=77612#A000000083 (дата обращения: 20.08.2016).

[4] United States Federal Witness Protection Program / Федеральная программа защиты свидетелей Соединенных Штатов Америки. URL: http://www.usmarshals.gov/witsec/ (дата обращения: 20.08.2016).

[5] Агафонцев В.В. Организационно-правовые проблемы создания государственной программы защиты участников уголовного процесса: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.09. М., 1999. 25 с.

[6] Епихин А. Ю. Законодательство зарубежных стран, обеспечивающее безопасность участников уголовного судопроизводства // ЛитМир. URL: http://www.litmir.me/br/?b=8421 (дата обращения: 20.08.2016).

[7] The Criminal Injuries Compensation Authority / Уголовные травмы и компенсация. URL: https://www.usmarshals.gov/witsec/ (дата доступа: 20.08.2016).

[8] Казакова В. А. Новый закон об обеспечении социальной и правовой защиты свидетелей в ФРГ // Государство и право. 2000. № 9. С. 79-91.

[9] Зайцев О.А. Теоретические и правовые основы государственной защиты участников уголовного судопроизводства в Российской Федерации: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.09. - М.: ВНИИ МВД России, 1999. - 22 с.

[10] Законодательство стран СНГ / Федеральный закон Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=1592 (дата обращения: 20.08.2016).

[11] Законодательство стран СНГ / Федеральный закон Российской Федерации от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=6754 (дата обращения: 20.08.2016).

[12] Законодательство стран СНГ / Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. № 630 «Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=14678 (дата обращения: 20.08.2016).

[13] Законодательство стран СНГ / Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2007 г. № 522 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека». URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=18157 (дата обращения: 20.08.2016).

[14] Законодательство стран СНГ / Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 664 «Об утверждении Правил выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты». URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=14676 (дата обращения: 20.08.2016).

[15] Законодательство стран СНГ / Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2015 г. № 705 «О порядке защиты сведений об осуществлении государственной защиты, предоставления таких сведений и осуществление мер безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице». URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=77693#B4ER0PDLRD (дата обращения: 20.08.2016).

[16] Законодательство стран СНГ / Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2012 г. № 953 «Об утверждении Правил применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=72865 (дата обращения: 20.08.2016).

[17] Законодательство стран СНГ / Федеральный закон Российской Федерации от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». URL:

http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=1574 (дата обращения: 20.08.2016).

kkk

UDC 343. 985

S.V. Petlitskiy

COMPARATIVE ANALYSIS OF REGULATIONS GOVERNING THE APPLICATION OF SECURITY MEASURES FOR PERSONS WHO PROVIDE ASSISTANCE ON THE CONFIDENTIAL BASIS (BY THE LEGISLATION OF BELARUS AND FOREIGN COUNTRIES)

The article investigates the institution of measures to ensure the safety ofpersons assisting authorities on a confidential basis, engaged in the operational-search activities, participating in criminal proceedings. The article deals with the positive aspects of the organization and the application of security measures for the United States legislation, the United Kingdom, the Federal Republic of Germany, Italy, the Russian Federation and the Republic of Belarus. Highlights the provisions of the new Law of the Republic of Belarus "On operative-investigative activities", governing the use of safety measures to the confidant. Based on the analysis offoreign countries and the views of legal scholars legislation makes proposals on the need to implementation in domestic legislation of certain provisions.

Keywords: confidant, the witness, the operational-search activity, the criminal proceedings, the Federal witness protection program, social protection, specialized bodies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.