Научная статья на тему 'Порядок применения мер по обеспечению безопасности к лицам, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, участвующих в уголовном процессе по законодательству зарубежных стран'

Порядок применения мер по обеспечению безопасности к лицам, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, участвующих в уголовном процессе по законодательству зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
91
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВИДЕТЕЛЬ / WITNESS / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЗАЩИТЫ СВИДЕТЕЛЕЙ / FEDERAL WITNESS PROTECTION PROGRAM / СЛУЖБА МАРШАЛОВ / MARSHALS SERVICE / КООРДИНАЦИОННЫЕ ПУНКТЫ ЗАЩИТЫ СВИДЕТЕЛЕЙ / FOCAL POINTS WITNESS PROTECTION / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / SOCIAL PROTECTION / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ОРГАНЫ / SPECIALIZED BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петлицкий С.В.

Статья посвящена исследованию института мер по обеспечению безопасности. Рассматриваются положительные стороны в организации применения мер по обеспечению безопасности по законодательству Соединенных Штатов Америки, Германии, Италии. На основе анализа законодательства зарубежных стран и мнения ученых-правоведов вносятся предложения о необходимости имплементации в отечественное законодательство отдельных положений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Петлицкий С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Order of application of the measures for safety to persons rendering assistance on the confidential basis, participating in criminal trial by the legislation of foreign countries

The article investigates the institute security measures. We consider the positive aspects of the organization of the measures to ensure the security of the United States of America law, Germany, Italy. On the basis of foreign law analysis and opinions of legal scholars to submit proposals on the need for implementation in domestic legislation of certain provisions

Текст научной работы на тему «Порядок применения мер по обеспечению безопасности к лицам, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, участвующих в уголовном процессе по законодательству зарубежных стран»

New university

Economics & Law 2016. № 8 (66)

ISSN 2221-7347

СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД

FRESH VIEW

УДК 343. 985

С.В. Петлицкий

ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ К ЛИЦАМ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОДЕЙСТВИЕ НА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ОСНОВЕ, УЧАСТВУЮЩИХ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Статья посвящена исследованию института мер по обеспечению безопасности. Рассматриваются положительные стороны в организации применения мер по обеспечению безопасности по законодательству Соединенных Штатов Америки, Германии, Италии. На основе анализа законодательства зарубежных стран и мнения ученых-правоведов вносятся предложения о необходимости имплементации в отечественное законодательство отдельных положений.

Ключевые слова: свидетель, Федеральная программа защиты свидетелей, служба маршалов, координационные пункты защиты свидетелей, социальная защита, специализированные органы.

Одним из главнейших источников доказательств в уголовном процессе являются показания свидетеля. Как показывает практика, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, зачастую привлекают к участию в оперативно-розыскных мероприятиях граждан, оказывающих содействие на конфиденциальной основе (далее - конфиденты). В случае, если материалы оперативно-розыскной деятельности, явились поводом для возбуждения уголовного дела, то конфиденты, с их согласия, привлекаются к участию в уголовном процессе. Каких-либо исключений в уголовно-процессуальном законодательстве для правового статуса свидетелей из числа лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, нет. Поэтому, допрос последних, осуществляется по общим правилам допроса свидетелей. Исходя из этого, если следователем, на стадии предварительного расследования, не будут применены меры по обеспечению безопасности, факт оказания гражданином конфиденциальной помощи правоохранительным органам, становится явным. Стоит отметить, что на сегодняшний день лица, оказывающие содействие на конфиденциальной основе, являясь свидетелями в уголовном процессе, в полной мере оказывают содействие не

© Петлицкий С.В., 2016. DOI: 10.15350/2221-7347.2016.8

Петлицкий Сергей Викторович - курсант факультета милиции учреждения образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь», Республика Беларусь.

Научный руководитель: Тукало Алексей Николаевич - кандидат юридических наук, доцент, подполковник милиции, начальник кафедры оперативно-розыскной деятельности учреждения образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь», Республика Беларусь.

Новый университет

Экономика и право 2016. № 8 (66)

ISSN 2221-7347

только оперативным подразделениям, но и правосудию в целом. Поэтому криминальное воздействие на конфидентов остается одной из наиболее острых проблем в современном мире. Существующие в отечественном законодательстве меры по обеспечению безопасности не в полной мере достаточны для эффективного обеспечения защиты последних. Использование положительного опыта зарубежных стран в том или ином правовом явлении позволяет вычленить существующие проблемы в национальном законодательстве и определить пути их разрешения.

В ряде зарубежных стран имеются правовые нормы, обеспечивающие всестороннее регулирование вопросов обеспечения безопасности свидетелей. Также данные нормы определяют компетенцию органов, в ведении которых находится реализация мер по обеспечению безопасности.

На наш взгляд, интересным представляется изучение опыта правового регулирования мер по обеспечению безопасности Соединенными Штатами Америки (далее - США), Германии (далее - ФРГ), Италией в целях выявления и имплементации положительных аспектов правовой базы данных государств и совершенствования отечественного законодательства.

Так, например, в США в 1971 году впервые в мире была введена в действие специальная Федеральная программа защиты свидетелей (United States Federal Witness Protection Program) [1]. Изначально данная программа предназначалась только для борьбы с итальянкой мафией, но позже, доказав свою эффективность, была распространена и на другие сферы полицейской деятельности, в частности на защиту конфидентов, подвергшихся противоправному посягательству из-за сотрудничества с правоохранительными органами. Следует отметить, что данная программа находится в компетенции Службы маршалов США. Данная организация имеет свою штаб-квартиру, региональные представительства и офис в полиции каждого города, где работает инспектор по вопросам защиты свидетелей. В 1982 году Конгресс США принял Закон «О защите жертв преступлений и свидетелей», в преамбуле которого отмечается, что нормальное функционирование системы уголовной юстиции невозможно без «кооперации» с жертвами и свидетелями преступлений [2, с. 8]. Основой системы правосудия США стала компенсация ущерба, причиненного в результате преступления, которая включает не только прямые убытки от противоправных действий, но и понесенные расходы на консультации и медицинскую помощь, юридические услуги и так далее. К примеру, в настоящее время участники программы защиты свидетелей получают материальную помощь первые несколько лет - от 60 000 $ до 130 000 $ в год, в среднем на человека [2].

В.В. Агафонцев, анализируя Закон США «О защите жертв преступлений и свидетелей», отметил его социальную направленность, так как его нормы предусмотрели обязательную помощь потерпевшему и свидетелю в судебном разбирательстве, в том числе представление в случае необходимости транспортного средства для посещения суда, услуги по кратковременному присмотру за детьми, временному ведению домашнего хозяйства и другое [2, с. 8].

Таким образом, можно отметить положительные стороны применения мер по обеспечению безопасности в отношении лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, в США. В частности, заслуживают внимания социальная направленность данного процесса и централизованность применения данных мер по обеспечению безопасности. Иными словами, мы видим, что Федеральная программа по защите свидетелей предусматривает правовую и социальную защиту.

В ФРГ защита свидетелей длительное время не находила своего законодательного закрепления. Однако в 1989 году Министерство внутренних дел и Министерство юстиции ФРГ образовали совместную комиссию для решения проблем борьбы с организованной преступностью. В ходе работы указанной комиссии были разработаны предложения по совершенствованию деятельности правоохранительных органов в сфере обеспечения безопасности свидетелей. Результатом данной деятельности стало принятие в 1990 г. «Общих указаний федеральным и земельным министрам юстиции и внутренних дел по охране свидетелей», а также в 1998 г. Закона «О регулировании вопросов обеспечения защиты свидетелей, которым угрожает опасность» [3, с. 79].

New university

Economics & Law 2016. № 8 (66)

ISSN 2221-7347

Данные нормативные правовые акты обеспечили создание специальных органов по охране свидетелей (координационные пункты охраны свидетелей), предусмотрев их цели, задачи и функции. Указанные подразделения были созданы при уголовной полиции земель и Федеральном управлении уголовной полиции. Координационные пункты самостоятельно определяли меры охраны свидетелей и координировали деятельность соответствующих подразделений полиции в указанной сфере. Данная практика охраны свидетелей позволяла исключить излишние контакты защищаемого лица с различными структурными подразделениями правоохранительных органов, тем самым обеспечивая их надлежащую безопасность, а также возможность беспрепятственного сотрудничества и содействия в раскрытии преступлений.

В. А. Казакова, анализируя законодательство ФРГ в области защиты свидетелей, выделила два типа применения мер по обеспечению безопасности свидетелей:

1. Долговременная защита, обеспечиваемая всеми полицейскими методами, в том числе физическая охрана свидетеля в суде;

2. Мероприятия, обеспечивающие недосягаемость свидетеля в ходе следствия и судебного разбирательства, сохранения в тайне его местонахождения (исключение любых контактов со страховыми фирмами, банками, другими организациями) [3, с. 79].

В обоих случаях защищаемым лицам оказывается необходимая социальная помощь.

Если же рассматривать законодательство Италии, то там в 1984 году была принята Программа по защите свидетелей, руководство которой было возложено на Министерство внутренних дел. 6 августа 1992 г. итальянский парламент одобрил закон № 306 от 08 июня 1992 г. «О внесении срочных изменений в новый уголовно-процессуальный кодекс и мерах по борьбе с мафиозной преступностью» [4, с. 15]. Законопроект был подготовлен министерствами юстиции и внутренних дел в связи со сложной на тот момент криминогенной обстановкой в стране. В организационном плане данный нормативный акт предусмотрел создание в Министерстве юстиции должности национального прокурора по борьбе с мафиозной преступностью, назначаемого на четыре года, а также поста его заместителя. В подчинении указанного прокурора были отданы специальные управления по защите свидетелей, сотрудники которого наделялись широким перечнем полномочий.

Закон также регламентировал особые правила по отношению к членам мафиозных групп, согласившихся сотрудничать со следственными и правоохранительными органами. По мнению итальянских экспертов, помощь таких лиц являлась одним из ключевых моментов, позволяющих эффективно использовать весь комплекс мер, направленных на борьбу с данным видом преступности [4, с. 16]. Также на наш взгляд представлялось возможным в случае успешного привлечения лица, из числа мафиозных групп, к конфиденциальному сотрудничеству, использовать их в дальнейшем при проведение оперативно-розыскных мероприятий, а именно оперативного внедрения. Это в свою очередь влекло повышение эффективности борьбы с преступностью и формирование надежного, проверенного конфиденциального аппарата правоохранительных органов.

Таким образом, законодательство Италии обеспечило применение на практике следующих мер, направленных на защиту свидетелей, а именно: личную охрану органом судебной полиции; смену места жительства либо перевод из одного исправительного учреждения в другое; использования временных документов прикрытия; обеспечения новыми личными документами с изменением общих анкетных данных [4, с. 17-18].

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что институт безопасности находит свое активное отражение в законодательстве зарубежных стран, как с англо-саксонской, так и рома-но-германской системой права. Из положительных сторон в организации применения мер по обеспечению безопасности можно выделить следующие:

1. страны с англо-саксонской правовой системой отдают преимущественное предпочтение материальной и социальной стороне вопроса безопасности лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам, при этом под защиту подпадают не только сами лица, но и их близкие родственники, а также иное окружение;

2. отдельно созданные специализированные органы по организации защиты участников уголовного процесса, а также их прямое подчинение только правительственным органам в Ита-

Новый университет

Экономика и право 2016. № 8 (66)

ISSN 2221-7347

лии, позволяет исключить наличие каких-либо излишних контактов с другими ведомствами, а также сводит к минимуму коррумпированность связей, тем самым обеспечивая надлежащую безопасность охраняемых лиц, позволяя последним в полной мере реализовывать предоставляемые им законные права и выполнять возложенные на них обязанности;

Таким образом, зарубежный опыт правовой регламентации и деятельности правоохранительных органов в указанной сфере интересен не только своей новизной для отечественного законодательства, но и конкретностью государственных программ в сфере обеспечения безопасности. На наш взгляд, вполне очевидна необходимость имплементации в национальное законодательство отдельных положений, в частности, заслуживает внимания социальная направленность защиты, а также специально создаваемые органы, обеспечивающие надлежащий механизм реализации мер по обеспечению безопасности.

Библиографический список

[1] U. S. Marshals Service. [Электронный ресурс]. URL: https: // www.usmarshals.gov/witsec/ (Дата обращения 28.06.2016).

[2] Агафонцев, В.В. Организационно-правовые проблемы создания государственной программы защиты участников уголовного процесса: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.09 / В.В. Агафонцев; Международная академия информатизации. - М., 1999.

[3] Казакова, В.А. Новый закон об обеспечении социальной и правовой защиты свидетелей в ФРГ // Государство и право. 2000. № 9. С. 79-91.

[4] Зайцев, О.А. Теоретические и правовые основы государственной защиты участников уголовного судопроизводства в Российской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.09 /

О.А. Зайцев; ВНИИ МВД России. - М., 1999.

***

UDC 343.985

S.V. Petlitskiy

ORDER OF APPLICATION OF THE MEASURES FOR SAFETY TO PERSONS RENDERING ASSISTANCE ON THE CONFIDENTIAL BASIS, PARTICIPATING IN CRIMINAL TRIAL BY THE LEGISLATION OF FOREIGN COUNTRIES

The article investigates the institute security measures. We consider the positive aspects of the organization of the measures to ensure the security of the United States of America law, Germany, Italy. On the basis offoreign law analysis and opinions of legal scholars to submit proposals on the need for implementation in domestic legislation of certain provisions.

Keywords: witness, federal witness protection program, the marshals service, focal points witness protection, social protection, specialized bodies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.