Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ПРОПАГАНДА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ'

ПРАВОВАЯ ПРОПАГАНДА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
198
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОПАГАНДА / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / КОРРУПЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вихляев Александр Александрович, Харламова Дарья Андреевна

Коррупция продолжает оставаться одной из наиболее актуальных проблем современного российского общества. В настоящей статье авторами поднимаются вопросы реализации такой меры профилактического воздействия как правовая пропаганда и применения ее методик для осуществления общей профилактики коррупционного поведения в условиях современных реалий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вихляев Александр Александрович, Харламова Дарья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PROPAGANDA AS A MEANS OF FORMING ANTI-CORRUPTION BEHAVIOR

Corruption continues to be one of the most urgent problems of modern Russian society. In this article, the authors raise the issues of implementing such a preventive measure as legal propaganda and the application of its methods for the implementation of general prevention of corrupt behavior in today's realities.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ПРОПАГАНДА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ»

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

Научная статья УДК 351.91+174.7

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-1-21-23 NIION: 2007-0083-1/22-077 MOSURED: 77/27-005-2022-01-276

Правовая пропаганда как средство формирования антикоррупционного поведения

Александр Александрович Вихляев1, Дарья Андреевна Харламова2

12 Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия

1 vih.alexander2011@mail.ru

2 kharlamova.dashulya@yandex.rn

Аннотация. Коррупция продолжает оставаться одной из наиболее актуальных проблем современного российского общества. В настоящей статье авторами поднимаются вопросы реализации такой меры профилактического воздействия как правовая пропаганда и применения ее методик для осуществления общей профилактики коррупционного поведения в условиях современных реалий.

Ключевые слова: пропаганда, антикоррупционное поведение, профилактика, меры противодействия, коррупция

Для цитирования: Вихляев А. А., Харламова Д. А. Правовая пропаганда как средство формирования антикоррупционного поведения // Криминологический журнал. 2022. № 1. С. 21-23. https://doi.org/-10.24412/2687-0185-2022-1-21-23.

Original article

Legal propaganda as a means of forming anti-corruption behavior

Alexander A. Vikhlyaev1, Daria A. Kharlamova2

1,2 Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot'

1 vih.alexander2011@mail.ru

2 kharlamova.dashulya@yandex.ru

Abstract. Corruption continues to be one of the most urgent problems of modern Russian society. In this article, the authors raise the issues of implementing such a preventive measure as legal propaganda and the application of its methods for the implementation of general prevention of corrupt behavior in today's realities.

Keywords: propaganda, anti-corruption behavior, prevention, countermeasures, corruption

For citation: Vikhlyaev A. A., Kharlamova D. A. Legal propaganda as a means of forming anti-corruption behavior. Criminological Journal. 2022;(1):21-23. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-1-21-23.

В настоящее время как никогда остро встает вопрос формирования антикоррупционного поведения. Вопросы профилактики и противодействия коррупции регулярно поднимаются в сфере государственного управления.

В основном, сфера противодействия коррупции охватывает локальный уровень и выстраивается из ряда общих профилактических мер и индивидуальной профилактики коррупционных проявлений.

На законодательном уровне вопросы профилактики коррупции охватываются Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии

© Вихляев А. А., Харламова Д. А., 2022

коррупции». Безусловно, одной из наиболее распространенных общих мер по профилактике коррупционного поведения является «формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению».

Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в Указе от 16 августа 2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2025 годы» обозначены основные задачи по повышению эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популя-

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

ризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания.

В общем смысле, под коррупцией понимается использование должностными лицами своих полномочий и прав, возможностей с целью личной выгоды, при этом противоречащей действующему законодательству и определенным моральным установкам. С целью реализации и эффективности формирования антикоррупционного поведения, на наш взгляд, должна проводиться своевременная и комплексная правовая пропаганда.

В переводе с латинского пропаганда («propaganda») означает «распространение», или, по-другому, сообщение аудитории об определенном объекте. Правовая пропаганда, в свою очередь, направлена на популяризацию и иллюстрацию правовых норм и практической деятельности их применения в обществе.

Целью правовой пропаганды, в данном аспекте, будет являться формирование отрицательного отношения к коррупции и закреплении ценностных ориентиров, с целью формирования антикоррупционного поведения, как должностных лиц, так и каждого гражданина в целом.

По нашему мнению, правовая пропаганда должна осуществляться по следующим направлениям:

1) реализация и распространение печатной продукции;

2) проведение лекций, семинаров, конференций и иных научно-представительских мероприятий по данной тематике;

3) регулярные выступления должностных лиц, отвечающих за правовую пропаганду антикоррупционного поведения в средствах массовой информации;

4) создание информационных стендов, тематических выставок, экспозиций, посвященных антикоррупционному поведению;

5) непосредственное информирование общественности и должностных лиц о недопустимости коррупционного поведения, его вреде для развития социально-экономических и политических отношений;

6) освещение негативных примеров коррупционного поведения с доведением до референтных групп неотвратимости наказания за совершенные правонарушения в коррупционной сфере.

Правовая пропаганда, выступая как средство формирования антикоррупционного поведения, должна также иметь систематический характер. При этом не-

обходимо учитывать и помнить принцип «больше — не значит лучше». Информирование общественности должно производиться постепенно, при этом не допускается его информационное перенасыщение, когда факты о коррупции становятся ежедневными новостями, при этом реализуют мнимую значимость «непобедимой силы».

Необходимо отметить, что фундаментом правовой пропаганды выступает метод убеждения. В рамках реализации правовой пропаганды формируется в большей степени пассивное правовое поведение, что влечет за собой необходимость следовать «правовым предписания», т. е. не переступать «грань запретного». Данное убеждение возможно только при высоком уровне правосознания и правовой культуры. В отличие от внушения, которое строится на вере в истинность каких-либо суждений или понятий, убеждение основывается на их сознательном восприятии.

При этом правовая пропаганда должна быть качественной. Под «качеством» этой деятельности понимается совокупность необходимых свойств, которые обуславливают их способность удовлетворять определенные потребности и запросы общества, а также возможность соответствовать своему прямому назначению и предъявляемым требованиям. Показатели качества обусловливают степень воздействия антикоррупционной деятельности на целевые группы.

Также, необходимыми факторами, влияющими на эффективность правовой пропаганды, как средства формирования антикоррупционного поведения, являются лаконичность ее содержания, уместность, достоверность, эмоциональность излагаемого с учетом социально-демографической ситуации, возрастного ценза и поведенческих характеристик целевой аудитории.

Эффективность правовой пропаганды определена тем, что она предусматривает возможность формирования антикоррупционного поведения в целом.

Одновременно с общими целями, она, безусловно, предусматривает и возможности применения для осуществления намеченных целей профилактики подходящих методов и способов повышения ее качества и эффективности.

Показатели эффективности деятельности правовой пропаганды, основным направлением которой является формирование определенных антикорруп-

22 Криминологический журнал № 1 / 2022

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

ционных стандартов поведения в обществе, напрямую связаны с ее субъективным восприятием, сопряженным с осмыслением и последующей трансформацией поведения.

Рассматривая правовую пропаганду, как средство формирования антикоррупционного поведения, необходимо отметить высокий уровень развития информационных ресурсов в настоящее время, что дает широкий спектр возможностей и перспектив для совершенствования и реализации данного аспекта.

Немаловажным сегментом в реализации правовой пропаганды является и использование информационно-телекоммуникационных сетей и медиа-возможностей.

Информационно-телекоммуникационная сеть Интернет уже давно перестала быть просто ресурсом обмена информацией или получения поверхностных сведений о различных социальных явлениях. Интернет в современном его виде выступает мощным средством доведения информации как для общей, так и целевых аудиторий. Использование информационно-телекоммуникационной сети Интернет в процессе правовой пропаганды антикоррупционного поведения однозначно положительно скажется на правовом воспитании общества, развитии в нем нетерпимости к любым проявлениям коррупции, поможет развить российское гражданское общества в диалоге с органами государственной власти и управления на местах.

Несмотря на общую тенденциозность высказанных мнений, полагаем, что развитие российского общества возможно лишь в условиях острой нетерпимости проявлений коррупции во всех ее видах, и правовая пропаганда, вне всяких сомнений, является главным и гуманным условием ее достижения на современном этапе развития.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции».

2. Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2025 годы».

3. Башлуева Н. Н., Клементьева В. С. Проблема становления личности в современном информационном пространстве // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 6. С. 361-365.

Bibliographic list

1. Federal Law No. 273-FZ of December 25, 2008 «On Combating Corruption».

2. Decree of the President of the Russian Federation No. 478 dated August 16, 2021 «On the National AntiCorruption Plan for 2021-2025».

3. Balueva N. N., Klementyeva V. S. The problem of personality formation in the modern information space // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. No. 6. Р. 361-365.

Информация об авторах А. А. Вихляев — преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя;

Д. А. Харламова — адъюнкт Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя.

Information about the authors A. A. Vikhlyaev — Lecturer of the Department of Administrative Activities of Internal Affairs Bodies of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot';

D. A. Kharlamova — Graduate Student of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot'.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 00.00.2022; одобрена после рецензирования 00.00.2022; принята к публикации 00.00.2022.

The article was submitted 00.00.2022; approved after reviewing 00.00.2022; accepted for publication 00.00.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.