Научная статья на тему 'К вопросу о совершенствовании ведомственной системы оценки оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции на административном участке, в том числе определения параметрических показателей формирования общественного мнения о его работе с населением'

К вопросу о совершенствовании ведомственной системы оценки оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции на административном участке, в том числе определения параметрических показателей формирования общественного мнения о его работе с населением Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
93
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
участковый уполномоченный полиции / критерии оценки / общественное мнение / оперативная обстановка / оперативно-служебная деятельность / district police commissioner / assessment criteria / public opinion / operational environment / operational and service activities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Александрович Вихляев

Автором затронуты актуальные вопросы формирования критериальных показателей оценки реализации участковыми уполномоченными полиции возложенных на них задач на административном участке, даны рекомендации по совершенствованию системы контроля и формирования параметрических показателей оперативно-служебной деятельности подразделений участковых уполномоченных полиции в соответствии с требованиями ведомственных нормативных правовых актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Александр Александрович Вихляев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of improving the departmental system for assessing the operational and service activities of the district police officer at the administrative site, including the determination of parametric indicators of the formation of public opinion about his work with the population

In this article, the author touches upon topical issues of the formation of criterion indicators for assessing the implementation of the tasks assigned to them by the district police commissioners at the administrative section, recommendations are given for improving the monitoring system and the formation of parametric indicators of the operational activities of divisions of district police commissioners in accordance with the requirements of departmental regulatory legal acts.

Текст научной работы на тему «К вопросу о совершенствовании ведомственной системы оценки оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции на административном участке, в том числе определения параметрических показателей формирования общественного мнения о его работе с населением»

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

^ LAW SCIENCES ^

Научная статья

УДК 311.213+ 352/354-1

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2021-3-13-17

NIION: 2007-0083-3/21-031

MOSURED: 77/27-005-2021-03-230

К вопросу о совершенствовании ведомственной системы оценки оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции

на административном участке, в том числе определения параметрических показателей формирования общественного мнения о его работе с населением

Александр Александрович Вихляев

Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия, vih.alexander2011@mail.ru

Аннотация. Автором затронуты актуальные вопросы формирования критериальных показателей оценки реализации участковыми уполномоченными полиции возложенных на них задач на административном участке, даны рекомендации по совершенствованию системы контроля и формирования параметрических показателей оперативно-служебной деятельности подразделений участковых уполномоченных полиции в соответствии с требованиями ведомственных нормативных правовых актов.

Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, критерии оценки, общественное мнение, оперативная обстановка, оперативно-служебная деятельность

Для цитирования: Вихляев А. А. К вопросу о совершенствовании ведомственной системы оценки оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции на административном участке, в том числе определения параметрических показателей формирования общественного мнения о его работе с населением. Криминологический журнал. 2021 ;(3): 13—17. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2021-3-13-17.

Original article

On the issue of improving the departmental system for assessing the operational and service activities of the district police officer at the administrative site, including the determination of parametric indicators of the formation of public opinion about his work with the population

Alexander A. Vikhlyaev

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia, vih.alexander2011 @mail.ru

Abstract. In this article, the author touches upon topical issues of the formation of criterion indicators for assessing the implementation of the tasks assigned to them by the district police commissioners at the administrative section, recommendations are given for improving the monitoring system and the formation of parametric indicators of the operational activities of divisions of district police commissioners in accordance with the requirements of departmental regulatory legal acts.

Keywords: district police commissioner, assessment criteria, public opinion, operational environment, operational and service activities For citation: Vikhlyaev A. A. On the issue of improving the departmental system for assessing the operational and service activities of the district police officer at the administrative site, including the determination of parametric indicators of the formation of public opinion about his work with the population. Criminological Journal. 2021;(3):13-17. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2021-3-13-17.

© Вихляев А. А., 2021

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 7 февраля 2021 г. № 3 «О полиции», полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

При этом, в ч. 2 статьи указано, что полиция обязана незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Реализация приоритетов и предназначения полиции невозможна без осуществления основных направлений ее деятельности каждым из функциональных подразделений.

Подразделения участковых уполномоченных полиции являются наиболее близкими к населению, поскольку участковый осуществляет непосредственное взаимодействие с гражданами, а успех его оперативно-служебной деятельности зависит от установления доверительных отношений с людьми, правильного и своевременного осуществлением индивидуальной и

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

общей профилактики на административном участке, в том числе и среди лиц, нуждающихся в повышенном профилактическом внимании (прежде всего, лиц, состоящих у участкового уполномоченного полиции на профилактическом учете).

Надлежащее взаимодействие с населением позволяет участковому не только быть ближе к нему, но и осуществлять непосредственное предупреждение совершения различных категорий правонарушений (прежде всего, семейно-бытовых).

Значительную часть преступлений, выявляемых в жилом секторе, продолжают составлять общественно-опасные деяния, посягающие на жизнь, здоровье, общественную нравственность и социальное благополучие граждан.

Количество указанных противоправных деяний хоть формально и сокращается, однако, не смотря на меры, принимаемые органами исполнительной власти в сфере профилактики правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, продолжает оставаться крайне высоким.

По данным официальной статистики [1], только показатель смертности от преступлений в семейно-быто-вой сфере за последнее десятилетие составляет более 300 человек ежегодно. При этом, по официальным данным только в 2019 г. от преступлений в семейно-бытовой сфере погибло 472 мужчины и 243 женщины; общее число убийств в этой сфере составило 715, или 13 % среди всех предварительно расследованных убийств (их число составило 5461). Показатели 2020 г. также не утешительны, и уровень преступлений в семейно-бытовой сфере и жилом секторе продолжает оставаться крайне высоким: ежегодно, практически каждое третье преступление в жилом секторе (30,7 %) совершается лицами, находящимися в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Другим негативным фактором, оказывающим существенное влияние на выявление и своевременное предотвращение преступлений и правонарушений в бытовой сфере, является их относительная латентность. Жертвы бытового насилия не всегда обращаются за помощью в полицию, а если и обращаются, то зачастую отказываются от ранее поданных заявлений. Непосредственная работа с данной категорией заявителей также является одной из отличительных особенностей превентивной деятельности участкового уполномоченного полиции.

При этом, реализовать своевременную превенцию правонарушений в жилом секторе, осуществить надле-

жащую профилактику противоправного и виктимного поведения, способствующего совершению правонарушений, невозможно без поддержки населения и установления доверительных отношений с гражданами.

В настоящее время участковый уполномоченный полиции также может применять широкий спектр методов и средств административно-правового воздействия к лицам, представляющим для него профилактический интерес: от мер государственного принуждения, реализуемых органами внутренних дел, и официального предостережения, до мер убеждения, вытекающих из правового информирования и профилактических бесед с интересующим участкового уполномоченного кругом лиц.

Подобный функционал в деятельности участкового уполномоченного полиции позволяет ему в полной мере реализовывать оперативно-служебную деятельность в соответствии с основными принципами деятельности полиции.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О полиции», полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.

При этом, в соответствии с ч. 6 указанной статьи, общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Наиболее важными из критериев оценки деятельности полиции выступают: уверенность населения в защите личных и имущественных интересов от противоправных действий, эффективность деятельности органов внутренних дел по защите населения от преступных посягательств и уровень доверия к полиции в связи с обеспечением личной и имущественной безопасности граждан.

МВД России ежегодно осуществляет мониторинг по указанным базовым параметрам — это позволяет оценить характер мнения населения Российской Федерации о деятельности полиции.

Указанные показатели, по сути, закладываются в критериальные показатели оценки деятельности участкового уполномоченного полиции на административном участке.

Оценка оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции представляет собой анализ количественных и качественных показателей его профессиональных компетенций в соответствии с критериями, изложенными в Приложении № 2 к Приказу

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности».

Контроль за деятельностью участкового уполномоченного полиции осуществляется начальником территориального органа внутренних дел, его заместителем — начальником полиции или заместителем начальника полиции (по охране общественного порядка). Ежеквартально контроль за оперативно-служебной деятельностью участкового уполномоченного полиции осуществляет начальник подразделения участковых уполномоченных полиции.

В рамках контрольных мероприятий изучаются и анализируются следующие показатели:

1. Фактическое состояние основных показателей по направлениям деятельности участкового уполномоченного полиции, включая:

• оперативную обстановку на административном участке и принимаемые меры по ее нормализации;

• общественное мнение о качестве работы участкового с населением, путем поведения опроса, записи в книге отзывов и предложений граждан;

• работу с поступающими обращениями граждан, в том числе наличие обоснованных повторных жалоб и качество принятых по ним решений;

• состояние законности, учетно-регистрационной, исполнительской служебной дисциплины;

• организацию взаимодействия с сотрудниками структурных подразделений территориального органа МВД России на районном уровне, а также общественными объединениями и гражданами, участвующими в охране общественного порядка на административном участке.

2. Обстоятельства, объективно затрудняющие выполнение служебных обязанностей.

3. Полнота и регулярность пополнения Сервиса обеспечения охраны общественного порядка.

4. Знание оперативной обстановки на территории, обслуживаемой территориальным органом, и административном участке.

5. Соответствие участкового пункта полиции требованиям, предъявляемым ведомственными нормативными правовыми актами.

Следует отметить, что проблематика выработки критериев оценки деятельности территориальных органов внутренних дел, в целом, и участкового уполномоченного полиции, в частности, связана не только с определением таких показателей, которые способны полно и всесторонне отразить содержание учитываемой деятель-

ности, но и с разработкой соответствующей методологии, позволяющей вскрыть объективную сущность оцениваемой деятельности.

В конечном итоге показатели деятельности участкового уполномоченного полиции связаны не столько с состоянием оперативной обстановки на обслуживаемом административном участке, сколько с тем, насколько активно и эффективно участковый принимает меры к ее нормализации.

Отсюда возникают естественные вопросы к определению критериальности оценки деятельности участкового уполномоченного полиции по разрешению стоящих перед ним задач: необходимо ли оценивать его деятельность по совокупности критериев; каковы минимальные и максимальные пределы оценки и их соотношение друг с другом и критериальными показателями других субъектов оценки; каково материальное выражение качественных критериев оценки.

Отдельного внимания заслуживает качественная оценка выполнения профессиональных должностных обязанностей участковым уполномоченным полиции. Ее условно можно разделить на два основных направления:

1) внутренняя оценка деятельности руководством территориального органа внутренних дел, ведомственный контроль;

2) внешняя оценка деятельности — собственно общественное мнение, сложившееся к работе участкового уполномоченного полиции.

Внутренняя (ведомственная) оценка деятельности участкового уполномоченного полиции складывается из оценки его исполнительности, соблюдения учетно-ре-гистрационной дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка, подготовленности к исполнению служебных задач. Ее анализ, проведенный компетентными должностными лицами, может быть полным и объективным и основываться на достигнутых участковым уполномоченным полиции результатах.

Информация, представляющая собой критериальную оценку показателей деятельности участкового уполномоченного полиции с позиции общественного мнения, может быть получена социологическим, математико-ста-тистическим путем и с помощью контент-анализа.

При контент-анализе могут учитываться периодические публикации о деятельности участкового уполномоченного полиции в средствах массовой информации, социальных сетях или на официальных интернет-ресурсах и информационно-справочных порталах государственных органов.

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

При социологическом и математико-статистиче-ском подходе необходимо проведение социологического опроса населения, проживающего непосредственно на обслуживаемом участковым уполномоченным полиции административном участке.

Здесь возникает главная проблема указанного подхода: отсутствие надлежащего закрепления круга вопросов и количественно-качественных критериев, необходимых для анализа опрашиваемыми субъектами; неопределенность социальной выборки и категориально-сти субъектов опроса; отсутствие методологии исследования и оценки общественного мнения.

Также проблематику несет и тот фактор, что не все жители административного участка, и, в особенности лица, представляющие оперативный или профилактический интерес, испытывают пиетет перед участковым уполномоченным полиции.

Кроме того, нет официальных пояснений, подлежит ли оценке мнение об участковом уполномоченном полиции лиц, проходивших участниками производства по делам об административных правонарушениях или материалам проверки, находившимся на исполнении участкового уполномоченного полиции, по которым было принято процессуальное решение не в пользу указанных лиц, если указанные материалы не были прекращены, пересмотрены или отменены в установленном законом порядке.

Указанные лица, преследуя свои личные цели и мотивы, могут негативно отзываться о деятельности участкового уполномоченного полиции, в том числе и вносить негативные отзывы в служебной документации на участковом пункте полиции или в территориальном органе внутренних дел.

По сути на общественное мнение граждан об участковом уполномоченном полиции оказывают как субъективные параметры, так и влияние внешней среды, и прежде всего, общепринятые мнения, суждения слухи, сплетни и даже заблуждения. При этом, большинство, зачастую, формирует определенный базовый шаблон восприятия, отождествляя отдельное должностное лицо органов внутренних дел по каким-либо определенным, устоявшимся шаблонам, характерным в данном обществе или отдельных группах лиц.

Так, негативное отношение нескольких лиц и домо-хозяйств в жилом секторе к участковому уполномоченному полиции, который, в рамках осуществления ад-министративно-юрисдикционных полномочий, привлек отдельных их представителей к юридической ответ-

ственности за совершение правонарушений, может вызвать цепную реакцию подобного поведения и отношения к участковому у других лиц, проживающих по соседству, при том, что они непосредственно с ним даже не соприкасались. Указанное поведение может носить как ведомый характер (одни люди воспринимают «на веру» мнения других людей), так и быть завуалированным (т. е. лицо соглашается и транслирует мнение третьих лиц только для того, чтобы не выйти из установившихся между ними общественных связей, выделяя это мнение в качестве приоритетного, не смотря на несогласие с ним и внутренние убеждения, подвергающие его сомнению).

Согласно концепции «спирали молчания», предложенной немецким социологом Элизабет Ноэль-Ной-ман, человек с меньшей вероятностью выскажет свое мнение на ту или иную тему, если чувствует, что находится в меньшинстве, так как боится порицания или изоляции [2].

Так, общественное мнение при оценке деятельности участкового уполномоченного полиции выступает одновременно самым важным, но, в тоже время, и сложным критерием оценки оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции.

При этом, общественное мнение как качественный критерий оценки деятельности участкового уполномоченного полиции не может рассматриваться в отдельности от количественных показателей выполнения им оперативно-служебных задач на административном участке.

Исходя из проведенного анализа, в целях надлежащего и объективного подхода к оценке деятельности участкового уполномоченного полиции при выполнении стоящих перед ним задач, необходимо:

1) проработать научно-социологический подход к качественно-ориентированной оценке, основанной на мнении населения о деятельности участкового уполномоченного полиции, с формулированием четких пределов и критериальных моделей анализа;

2) в отсутствие методологии и научной базы качественной аналитики профессиональной деятельности участкового уполномоченного полиции, придерживаться количественных критериев, основанных на принципах соразмерности и объективности;

3) исключить субъективный подход при анализе деятельности участкового уполномоченного полиции, основываясь на объективной оценке основных показателей его деятельности в соответствии с поставлен-

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

ными перед участковым уполномоченным полиции задачами;

4) определить базовые показатели формирования объективной оценки оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции в категории «общественное мнение», с учетом наиболее распространенных представлений населения о деятельности территориального органа МВД России в целом, а также подразделения участковых уполномоченных полиции, в частности.

Параметры должны учитывать анализ оперативной обстановки, особенности и результаты индивидуальной профилактической работы, осуществляемой участковым уполномоченным полиции на административном участке, характер его административно-юрисдикцион-ной деятельности и результативность по категориям «оперативная обстановка», «нагрузка» и «административная и уголовная практика».

Библиографический список

1. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации // URL://https://genproc.gov.ru/

2. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания: Пер. с нем. / Общ. ред. и пре-дисл. Н. С. Мансурова. М.: Прогресс-Академия, Весь Мир, 1996.

3. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ.

4. Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности».

5. Вихляев А. А. Деятельность участкового уполномоченного полиции по предупреждению и пресечению мелких хищений на административном участке // Актуальные проблемы административного права и процесса. 2020. № 1. С. 8-10.

6. Клементьева В. С., Воронина Н. А. Право на доступ к интернету — платформа для реализации конституционных прав и свобод человека в сети Интернет // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 8. С. 51-53.

Bibliographic list

1. The official website of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation // URL://https: //genproc.gov.ru/

2. Noel-Neumann E. Public opinion. Opening a spiral of silence: Per. with him. / Common ed. and foreword. N. S. Mansurova. M.: Progress-Academy, Ves Mir, 1996.

3. Federal Law «On the Police» dated February 7, 2011 No. 3-FZ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of March 29, 2019 No. 205 «On the performance of service by the district police officer in the served administrative area and the organization of this activity».

5. Vikhlyaev A. A. Activities of the district police officer to prevent and suppress petty theft in the administrative area // Actual problems of administrative law and process. 2020. No. 1. P. 8-10.

6. Klementyeva V. S., Voronina N. A. The right to access the Internet — a platform for the implementation of constitutional human rights and freedoms on the Internet // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 8. P. 51-53.

Информация об авторе

А. А. Вихляев — преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя.

Information about the author A. A. Vikhlyaev — Educator of Administrative Activity of Internal Affairs Agencies Chair from Moscow University of Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 10.08.2021; одобрена после рецензирования 10.09.2021; принята к публикации 15.09.2021.

The article was submitted 10.08.2021; approved after reviewing 10.09.2021; accepted for publication 15.09.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.