Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ УЧАСТКОВЫМ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПОЛИЦИИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, УКЛОНЯЮЩИХСЯ ОТ УПЛАТЫ ШТРАФА'

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ УЧАСТКОВЫМ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПОЛИЦИИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, УКЛОНЯЮЩИХСЯ ОТ УПЛАТЫ ШТРАФА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
187
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАСТКОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПОЛИЦИИ / НЕУПЛАТА ШТРАФА / ОФИЦИАЛЬНОЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ / МЕРЫ ПРИНУЖДЕНИЯ / DISTRICT POLICE СOMMISSIONER / FAILURE TO PAY A FINE / OFFICIAL WARNING / ADMINISTRATIVE ARREST / ENFORCEMENT MEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семенова Анастасия Алексеевна

В статье рассмотрены самые актуальные проблемы, с которыми сталкивается участковый уполномоченный полиции при осуществлении производства по делам о разных административных правонарушениях, связанныхс привлечением к админ. ответственности лиц за неуплату административного штрафа, и способы решения, а также роль участкового уполномоченного полиции в осуществлении превентивных мер, направленных на их недопущение. В соответствии с рассмотренной проблематикой предложены критериальные показатели оценки различной деятельности участкового уполномоченного полиции в указанном направлении административно-юрисдикционной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Семенова Анастасия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME PROBLEMS COCERNED WITH ENFORCEMENT BY DISTRICT POLICE COMMISSIONER ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY OF FINE EVADING PEOPLE

The article deals with the most pressing problems that a district police commissioner may face when conducting proceedings on administrative offenses related to enforcement of administrative responsibility for non-payment of an administrative fine, and ways out of them, as well as the role of the district police commissioner in implementing preventive measures. In accordance with the considered problems, the criteria for evaluating the activities of the district police commissioner in the specified direction of administrative and jurisdictional activities are proposed.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ УЧАСТКОВЫМ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПОЛИЦИИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, УКЛОНЯЮЩИХСЯ ОТ УПЛАТЫ ШТРАФА»

УДК 342.9

DOI 10.34076/2658-512X-2020-4-132-141

Семенова Анастасия Алексеевна

Курсант Факультета подготовки сотрудников полиции подразделений

по охране общественного порядка Московского университет МВД России имени В. Я. Кикотя

Anastasia A. Semenova Moscow University of the MIA of Russia named after V. Y. Kikotia

Police Public Order Training Faculty, Cadet

Научный руководитель: Вихляев Александр Александрович

Преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя

Academic supervisor: Alexander A. Vikhliaev Lecturer, the Internal Affairs Administration Department Moscow University of the MIA of Russia named after V. Y. Kikotia

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ УЧАСТКОВЫМ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПОЛИЦИИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ,

УКЛОНЯЮЩИХСЯ ОТ УПЛАТЫ ШТРАФА ON SOME PROBLEMS COCERNED WITH ENFORCEMENT BY DISTRICT POLICE COMMISSIONER ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY OF FINE EVADING PEOPLE

Аннотация: В статье рассмотрены самые актуальные проблемы, с которыми сталкивается участковый уполномоченный полиции при осуществлении производства по делам о разных административных правонарушениях, связанных

с привлечением к админ. ответственности лиц за неуплату административного штрафа, и способы решения, а также роль участкового уполномоченного полиции в осуществлении превентивных мер, направленных на их недопущение. В соответствии с рассмотренной проблематикой предложены критериальные показатели оценки различной деятельности участкового уполномоченного полиции в указанном направлении административно-юрисдикционной деятельности.

Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, неуплата штрафа, официальное предостережение, административный арест, меры принуждения.

Abstract: The article deals with the most pressing problems that a district police commissioner may face when conducting proceedings on administrative offenses related to enforcement of administrative responsibility for non-payment of an administrative fine, and ways out of them, as well as the role of the district police commissioner in implementing preventive measures. In accordance with the considered problems, the criteria for evaluating the activities of the district police commissioner in the specified direction of administrative and jurisdictional activities are proposed.

Keywords: district police ^mmissioner, failure to pay a fine, official warning, administrative arrest, enforcement measures.

Штраф, выступая в качестве одного из видов наказания, предусмотренного за совершение различных административных правонарушений, может одновременно выполнять сразу несколько функций, к числу которых относят: превентивную, карательную и компенсационную.

Основной целью превентивной функции является предупреждение административных правонарушений в будущем. Карательная функция, в свою очередь, подразумевает применение в отношении правонарушителя наказания в виде денежного взыскания. В процессе реализации компенсационной функции обеспечивается восстановление ранее нарушенных противоправными действиями прав и законных интересов потерпевших лиц. Применение института административной ответственности в качестве меры государственно-правового принуждения,

применяемой за совершение правонарушений, имеет своей целью предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, способствует также укреплению прав и свобод личности, законности и правопорядка, демократичности решения административных дел.

Институт административной ответственности крайне сложен, а его фактическое применение всегда вызывает дискуссии со стороны доктрины административного права [1, с. 252]. Проблематика неуплаты административных штрафов как никогда актуальна для России в современных реалиях.

По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в 2019 году судами общей юрисдикции и мировыми судьями было рассмотрено 1 847 168 дел об административных правонарушениях в отношении лиц, допустивших невыплату административных штрафов, по которым к административной ответственности привлечено 105 366 юридических лиц, 1 586 264 физических лиц, 2 755 лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью. Наложено взысканий в виде штрафов в двойном размере на общую сумму 52 410 191 067 рублей, из которых взыскано на сумму 3 896 253 689 рублей.1

Как можно заметить из данных статистики, только 7,4 % из назначенных административных наказаний в виде штрафов были своевременно взысканы в доход государства. Штраф является одним из самых распространенных видов наказания, которое может использоваться только в качестве основного. Его суть отражает превентивный настрой органов исполнительной власти, направленный на стабилизацию государственной политики в области административного производства [2, с. 192]. При этом ярко-предупредительный настрой государственной власти сопровождается, по нашему мнению, достаточно мягкими условиями по реализации данной инициативы.

Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), правонарушителю дается 60 суток с момента

1 Данные судебной статистики // Официальный сайт Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79. (дата обращения: 16.06.2020 г.)

вступления постановления органа исполнительной власти, любого должностного лица или суда по делу об административном правонарушении на своевременную оплату назначенного ему административного штрафа.

При этом выходные или праздничные дни, выпадающие на последний день срока уплаты административного штрафа не включены в указанный срок, тем самым увеличивая время, отведенное лицу, совершившему административно-правовой деликт, на его оплату.

Полагаем, что, находясь в подобных условиях, правонарушитель вполне способен изыскать денежные средства на погашение назначенного ему наказания, осознать противоправный характер своих действий и понять законность и обоснованность вынесенной в отношении него меры государственного принуждения.

Таким образом, наказание в данной ситуации выступает не только категоричным и императивным компонентом, но и своеобразным регулятивным методом воздействия, убеждением правонарушителя не совершать административно-правовой деликт в будущем.

Однако не все лица, подвергнутые наказанию в виде штрафа, объективно относятся к назначенным им штрафным санкциям. Анализ судебных решений, вынесенных по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, показывает, что значительный процент лиц, подвергнутых наказанию, недобросовестно относятся к обязанности уплатить ранее наложенный на них штраф.

Некоторые из правонарушителей изменяют места проживания, сообщают должностным лицам органов внутренних дел заведомо ложные или недостоверные сведения о себе в мометн возбуждения в отношении них дел об административных правонарушениях.

Это приводит к возвратам дел об административных правонарушениях из судов инициаторам [3, с. 159]. По данным за 2018 год в органы исполнительной власти судами было возвращено 125 216 дел об административных правонарушениях для устранения выявленных недостатков. В 2019 году этот показатель составлял

уже 139 032 дела.2 В указанных обстоятельствах значительную роль по устранению выявленных проблем играют участковые уполномоченные полиции.

Своевременность осуществления профилактического обхода, контакт и доверительные отношения с населением, которое проживает на административном участке, дают возможность участковому уполномоченному полиции своевременно выявлять лиц, уклоняющихся от уплаты штрафов, а при невозможности прямого контакта с последними, устанавливать их настоящее место жительства или сведения, имеющие существенное значение для рассмотрения дел об административных правонарушениях [4, с. 121].

Деятельность участкового уполномоченного полиции по установлению лиц, не оплативших в установленный законом срок ранее назначенные им меры наказания в виде административных штрафов, можно условно разделить на несколько направлений:

1. Работа по установлению лиц, ранее подвергнутых наказанию в виде административного штрафа из числа лиц, проживающих на закрепленном за ним административном участке, как им самим, так и иными должностными лицами органа внутренних дел;

2. Осуществление розыска правонарушителей совместно со службой судебных приставов-исполнителей в рамках проведения оперативно-профилактических мероприятий по типу «Должник»;

3. Исполнение решений и поручений судов по установлению места нахождения лиц, ранее подвергнутых административной ответственности за неуплату административного штрафа иными органами исполнительной власти (например, подразделениями ГИБДД, Роспотребнадзором).

Законодатель достаточно серьезно подошел к вопросу неуплаты административного штрафа правонарушителем в установленный законом срок.

2 Данные судебной статистики // Официальный сайт Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79. (дата обращения: 16.06.2020 г.).

За совершение указанного правонарушения предусмотрена достаточно строгая административная ответственность: от административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей и обязательных работ на срок до пятидесяти часов вплоть до административного ареста на срок до 15 суток3. При этом уплата штрафа в двукратном размере не снимает с правонарушителя обязанности по уплате первоначального штрафа, назначенного в качестве наказания.

Низкий уровень доходов населения, а также асоциальный характер поведения ряда правонарушителей заставляют усомниться в целесообразности применения к ним указанной меры наказания, так как в случае назначения судом штрафа в двойном размере его ждет участь первичного наказания.

На основании изложенного, предлагаем при привлечении к административной ответственности указанных лиц участковому уполномоченному полиции, который имеет правомочия по возбуждении дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, исходить из степени общественной опасности ранее совершенных ими административно-правовых деликтов, характеристики последних по месту жительства, их имущественного положения.

Сбор подобных сведений при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях позволит участковому уполномоченному полиции донести до суда необходимую информацию, которая может способствовать назначению правонарушителям наказания, соразмерного их проступку (включая применение в исключительных случаях такого вида наказания, как арест).

Немаловажную роль в этом может оказать объявление участковым уполномоченным полиции правонарушителю своевременного официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения. Таким образом, при первоначальном привлечении лиц к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа при

3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета, 2001.

наличии точной информации негативного характера о правонарушителях участковому уполномоченному полиции целесообразно не пренебрегать указанной формой профилактического воздействия.

Кроме того, необходимо отметить, что наличие в ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ такой санкции, как административный арест, дает участковому уполномоченному полиции право применения мер государственного принуждения и обеспечения по делам об административных правонарушениях к виновному лицу, включая его доставление и последующее административное задержание. Однако в то же время широкий спектр мер административного наказания по указанной статье говорит о том, что применять указанные меры участковому уполномоченному полиции стоит с максимальной осторожностью.

Отдельно следует остановиться на важности взаимодействия между участковым уполномоченным полиции и сотрудниками органов внутренних дел, обеспечивающими контроль в сфере исполнения административного законодательства.

В силу существования значительного количества лиц, привлекаемых к административной ответственности на территории обслуживания территориального органа внутренних дел, зачастую инспекторы по контролю за исполнением административного законодательства не могут справиться с объемом статистических данных и сообщают сведения о лицах, допустивших просрочки по уплате административных штрафов, либо не вовремя, либо не уточнив у правонарушителей истинных причин неуплаты (пребывание в больнице, рабочей командировке более 2 месяцев и прочее). Предоставление информации участковому уполномоченному полиции о наличии в действиях указанных лиц признаков составов административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, подобным образом существенно увеличивает нагрузку дополнительными обязанностями, связанными с поисками указанных лиц и материальным подтверждением определенных фактов. Однако в данном случае, полагаем, что следует рекомендовать и самому участковому уполномоченному полиции вести весь статистический учет лиц, ранее подвергнутых им к административной ответственности в виде штрафа,

предусмотренной ст. 23.3 КоАП РФ, или проживающих на территории обслуживания в целях своевременного выявления фактов их неуплаты.

Для того чтобы указанная деятельность участкового уполномоченного полиции могла оцениваться с использованием различных критериев, необходимо ввести по данному направлению еще дополнительную категорию списочного учета. Указанный перечень лиц в силу его особой значимости с превентивной точки зрения предлагаем участковому уполномоченному полиции корректировать ежеквартально. Соответствующие дополнения предлагаем внести в категории списочного учета, перечень которых изложен в п. 37 Инструкции к приказу МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой службы»4, дополнив его п. 37.4 следующего содержания: «лица, проживающие на административном участке, подвергнутые административной ответственности в виде административного штрафа, допустившие его неуплату или склонные к подобному поведению».

Таким образом, участковый уполномоченный полиции будет способен в полном объеме отслеживать исполнение административного законодательства лицами, ранее привлекавшимися к ответственности за совершение правонарушений и склонных к уклонениям от уплаты назначенных им штрафов. Ведение соответствующего списочного учета участковым уполномоченным полиции полагаем рассматривать в качестве одного из направлений его деятельности и оценивать соразмерно с остальными критериальными показателями.

Указанный превентивный государственно-властный вид оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции позволит своевременно и объективно реализовать институт административной ответственности в указанном сегменте и существенно повысить уровень правовой грамотности и правосознания населения, проживающего на административном участке.

4 О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом админ. участке и организации этой службы: Инструкция к приказу МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328491/ (дата обращения: 16.06.2020 г.).

Библиографический список

1. Калинина С. В. Роль административного принуждения в защите права граждан на обращение // Актуальные вопросы применения норм административного права («Кореневские чтения»). Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. 2018. С. 250-254.

2. Малахова Н. В. Цели, задачи и принципы исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях // Теория и практика общественного развития в свете современного научного знания. Сборник материалов II международной научной конференции. 2018. С. 190-193.

3. Малахова Н. В. Особенности исполнения постановления о наложении административного штрафа // Вестник экономической безопасности. 2018. № 1. С.157-159.

4. Вихляев А. А. Действия участкового уполномоченного полиции при выявлении фактов незаконного осуществления иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации // Общественная безопасность в системе стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Сборник научных трудов по итогам XIII Всероссийской конференции «Правопорядок в России: проблемы совершенствования». 2019. С. 117-123.

Bibliography

1. S. V. Kalinina, The Role of Administrative Coercion in Protecting the Right of Citizens to Appeal, Topical Issues Administrative Law norms Application ("the Korenev Readings"). Collection of scholar papers of the II International Scholar and Practical Conference, 2018, at 250-254.

2. N. V. Malakhova, Goals, Tasks and Principles of Enforcement of Decisions on Administrative Offenses Cases, Theory and Practice of Social Development in the

Light of Modern Scholar Knowledge, Collection of Papers of the II International Acholar Conference, 2018, at 190-193.

3. N. V. Malakhova, Features of Enforcement of the Administrative Fine Resolutions

1 Bulletin of Economic Security (2018), at 157-159.

4. A. A. Vikhlyaev, Actions of the Local Police Commissioner in Identifying the Facts

of Illegal Implementation by a Foreign citizen or a Stateless Person of Labor Activity in the Russian Federation, Public Security in the System of Strategic National priorities of the Russian Federation. Collection of Scholar Papers of the XIII All-Russian Conference "Law and Order in Russia: Problems of Improvement", 2019, at 117-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.