Научная статья на тему 'Антикоррупционное просвещение как средство противодействия коррупции в Российской Федерации'

Антикоррупционное просвещение как средство противодействия коррупции в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
848
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION ACTIVITIES / ANTI-CORRUPTION LEGISLATION / ANTI-CORRUPTION EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михайлова Елена Владимировна

Антикоррупционое просвещение выступает одним из основынх средств провилактики коррупции, используемых в современном российском обществе. В статье рассматриваются нормативно-правовая основа организации и осуществления антикоррупционного просвещения, субъекты, уполномоченные законом на реализацию данной функции. Определяются основыне формы, виды и методы этой деятельности. Отмечаются результаты антикоррупционного просвещения в российской федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Михайлова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CORRUPTION EDUCATION AS A MEANS OF COUNTERING CORRUPTION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Anti-corruption education is one of the main means of prevention of corruption used in modern Russian society. The article deals with the legal framework for organizing and implementing anti-corruption education, as well as subjects authorized by law to implement this function. The basic forms, types and methods of this activity are defined. The results of anti-corruption education in the Russian Federation are noted.

Текст научной работы на тему «Антикоррупционное просвещение как средство противодействия коррупции в Российской Федерации»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 343.9 ББК 67.51

DOI 10.24411/2687-0185-2020-10029

© Е.В. Михайлова, 2020

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право.

АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Елена Владимировна Михайлова,

преподаватель кафедры криминологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук E-mail: kis-01@mail.ru

Аннтотация. Антикоррупционое просвещение выступает одним из основынх средств провилактики коррупции, используемых в современном российском обществе. В статье рассматриваются нормативно-правовая основа организации и осуществления антикоррупционного просвещения, субъекты, уполномоченные законом на реализацию данной функции. Определяются основыне формы, виды и методы этой деятельности. Отмечаются результаты антикоррупционного просвещения в российской федерации.

Ключевые слова: коррупция; антикоррупционная деятельность; антикоррупционное законодательство; антикоррупционное просвещение.

ANTI-CORRUPTION EDUCATION AS A MEANS OF COUNTERING CORRUPTION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Elena Vladimirovna Mikhailova,

teacher of the Department of criminology Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot, candidate of legal Sciences E-mail: kis-01@mail.ru

Abstract. Anti-corruption education is one of the main means of prevention of corruption used in modern Russian society. The article deals with the legal framework for organizing and implementing anti-corruption education, as well as subjects authorized by law to implement this function. The basic forms, types and methods of this activity are defined. The results of anti-corruption education in the Russian Federation are noted.

Keywords: corruption; anti-corruption activities; anti-corruption legislation; anti-corruption education.

Citation-индеке в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Михайлова Е.В. Антикоррупционное просвещение как средство противодействия коррупции в Российской Федерации. Криминологический журнал. 2020;(2):45-8.

Постановка проблемы. Тема коррупции продолжает оставаться одной из самых значимых проблем для нашего общества. В подтверждение этого факта можно сослаться на результаты исследования «Барометр мировой коррупции» (Global Corruption Barometer), проводимого международной неправительственной организацией Transparency International. По результатам интервью 1500 человек было установлено, что коррупция воспринимается нашими соотечественниками как третья по важности проблема, которую должно решать государство (39% опрошенных), после экономики (61%) и со-

стояния здравоохранения (56%). При этом коррупция «обогнала» и такие проблемы, как образование, безработица (по 26%) и даже преступность в целом (23%) [1]. Однако, несомтря на то, что большинство граждан осуждают коррупцию и ратуют за борьбу с ней, но порой сами охотно дают мелкие взятки для решения бытовых и личных вопросов.

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросы повышения качества противодействия коррупции в современном российском обществе находятся в центре внимания специалистов различных отраслей знания и представителей органов

государственной власти. Им посвящено значительное количество научных, учебных, методических и публицистических работ, отражающих те или иные аспекты исследуемой пробемы [2].

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Безусловно, борьба с коррупцией заключается не только в применении правовых мер, направленных на преследование за совершение коррупционных правонарушений, но и в превентивной работе по повышению уровня правосознания граждан, популяризацию антикоррупционных стандартов поведения, образования и воспитания, на формирование антикоррупционного поведения и нетерпимости к коррупционному поведению (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции») [3].

Одним из важнейших средств повышения правосознания каждого гражданина, правосознания личности и повышения правовой культуры населения в целом является правовое просвещение, выступающее не только заботой государства и деятельностью государственных институтов, но и совместной обязанность государства и общества.

Цель статьи. Изучение результативности политики, направленной на использование различных способов и форм антикоррупционного просвещения в Российской Федерации.

Изложение основного материала. С целью изменения правосознания граждан распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 г. № 2884-р утвержден Комплексный план просветительских мероприятия, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям, в том числе на повышение антикоррупционного просвещения, на

2019 — 2020 г.г. [4]

Комплексный план является частью Национального плана противодействия коррупции на 2018 —

2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 378 [5] и предусматривает широкий перечень мероприятий, направленных на повышение уровня правосознания граждан как антикоррупционной категории, в том числе:

• введение или совершенствование образовательных программ по антикоррупционному воспитанию и просвещению на всех уровнях образования для различных категорий

обучающихся;

• проведение мероприятий по информированию представителей бизнес-сообщества о необходимости принятия мер, направленных на предупреждение коррупции, а также о требованиях международных антикоррупционных стандартов, законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и антикоррупционного законодательства иностранных государств;

• проведение в образовательных организациях просветительских и воспитательных мероприятий, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям;

• опубликование на официальных сайтах государственных органов и общественных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» просветительских материалов, направленных на борьбу с проявлениями коррупции, а также популяризация соответствующих разделов указанных сайтов;

• создание и распространение социальной рекламы, теле- и радиопередач по антикоррупционному просвещению; создание и распространение социальной рекламы, теле- и радиопередач по антикоррупционному просвещению;

• проведение ежегодного Всероссийского дня правовой помощи детям (в том числе различных мероприятий, направленных на антикоррупционное просвещение детей) и другие.

Очевидно, что мероприятия по просвещению граждан необходимо тщательно прорабатывать, понимая, что для представителей различных поколений, профессий, социальных статусов нужно использовать разные способы доведения инормации и ее содержание.

Программы по антикоррупционному просвещению необходимо реализовывать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным проводить антикоррупционную политику в Российской Федерации путем принятия конкретных управленческих решений. Речь идет о министерствах образования и науки, юстиции, труда, а также министерствах внутренних дел, здравоохранения,

46

Криминологический журнал

№ 2/2020

жилищно-коммунального хозяйства, в сферах деятельности которых, по мнению населения, наиболее высокий уровень коррумпированности.

На базе каждого федерального органа исполнительной власти должны быть подразделения или должностные лица, отвечающие за профилактику коррупционных правонарушений, которые могут использовать следующие формы просветительской деятельности: размещение информационных материалов в СМИ, изготовление социальной рекламы (видеоролики, баннеры, билборды, светодиодные экраны и др.), организация лекций и обучающих семинаров, издание печатной продукции по вопросам повышения уровня правосознания граждан (буклеты, брошюры, правовые памятки).

Помимо широко распространенных способов антикоррупционного просвещения следует применять высокотехнологичные и креативные методы, например, компьютерные игры, видеоролики в социальных сетях, видеоблоги, видеопособия, содержание которых ориентирует граждан на законопослушное некоррупционное поведение.

Следует отметить, что обозначенный выше Комплексный план просветительских мероприятий, стал продолжением проводимой государством политики по активизации антикоррупционного просвещения граждан и имеет определенные результаты. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения индекс борьбы с коррупцией в 2018 году вышел из области отрицательных значений, за два года прибавив 29 пунктов: с 12 пунктов в 2016 году до 17 пунктов в 2018 году. Действия властей по борьбе с коррупцией становятся для россиян все более заметными и о позитивных результатах работы в этом направлении сегодня говорят 55% граждан, тогда как об ухудшении ситуации — только 13% [6].

Результат социологического опроса об оценке эффективности применяемых антикоррупционных мер, направленных на предупреждение и профилактику коррупционных проявлений, проводимый в 2019 году Генеральной прокуратурой Российской Федерации показал, что большинство респондентов (86,8 %) одобряет государствунную политику по ужесточению мер в отношении коррупционеров, при этом 86 % из них считают, что необходимо усиление мер.

Более половины опрошенных (53%) предпочтут сообщить о факте коррупции, а не решать вопрос за

счет коррупционного поведения. Наибольшее число респондетов (30%) укзали, что обязательно проинформируют о коррупционных действиях правоохранительных органов, но только анонимно, 18% обязательно об этом проинформируют, 16% ничего не будут делать, так как опасаются преследования, 13% — не знают, что делать и куда обращаться.

Подавляющее число респондентов (83%) готово откзаться от дарения и (или) получения подарков в целях борьбы с коррупцией.

Основными источниками информации о противодействии коррупции в России названы СМИ, Интернет и социальные сети: 72 % опрошнных ответили, что чаще всего о коррупции в России и о борьбе с ней узнают из телепрограмм, 34% — на новостных сайтах в интернете, 21% — из социальных стетей и форумов, 19 % — от друзей, коллег, знакомых [7].

Выводы из данного исследования и перспективы. С учетом полученных результатов представляется целесообразным продолжить реализацию мероприятий в сфере правового антикоррупционного просвещения, направленных на формирование законопослушного поведения граждан и нулевой терпимости к коррупции.

Литература

1. «Барометр мировой коррупции 2016 — россияне боятся сообщать о коррупции» [Электронный ресурс] // Автономная некоммерческая организация «Центр антикорруп-цинных исследований и иницатив «Транс-перенси Интернешнл-Р», 2020

2. URL: https://transparency.org.ru/research/ barometr-mirovoy-korruptsii/ (дата обращения 23.06.2020)

3. Кабанов П.А. Антикоррупционное просвещение как средство противодействия коррупции: понятие и содержание // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 42-51; Землин А.И. О новациях и деформациях антикоррупционного просвещения и воспитания в современной России // Противодействие терроризму. Проблемы XXI в. COUNTER-TERRORISM. 2014. № 2. С. 47-53 и др.

4. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №

273-Ф3 «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // ООО «НПП «Гарант-Сервис», 2020.

5. URL: https://base.garant.ru/12164203/ (дата обращения 23.06.2020)

6. 4. Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2018 г. № 2884-р «Об утверждении комплексного плана просветительских мероприятий, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям, в том числе на повышение эффективности антикоррупционного просвещения, на 2019 — 2020 гг.» [Электронный ресурс] // ООО «НПП «Гарант-Сервис», 2020.

7. URL: https://base.garant.ru/72141506// (дата обращения 23.06.2020)

8. 5. Указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы» [Электронный ресурс] // ООО «НПП «Гарант-Сервис», 2020.

9. URL: https://base.garant.ru/71877694// (дата обращения 23.06.2020)

10. 6. Коррупция в России: мониторинг [Электронный ресурс] // © 2020 ВЦИОМ

11. URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=9139 (дата обращения 23.06.2020)

12. 7. Результаты проведения социологического опроса об оценке эффективности применяемых антикоррупционных мер [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации © 2020, МВД России

13. URL : https://мвд.рф. /anticorr/opros-anticorr (дата обращения 23.06.2020)

References

1. "Global Corruption Barometer 2016 -Russians are afraid to report corruption" [Electronic resource] // Autonomous nonprofit organization "Center for Anti-Corruption Research and Initiatives" Transparency International-R ", 2020

2. URL: https://transparency.org.ru/research/

barometr-mirovoy-korruptsii/ (date accessed 06/23/2020)

3. P.A. Kabanov Anti-corruption education as a means of combating corruption: concept and content // Actual problems of economics and law. 2014. No. 4 (32). S. 42-51; A.I. Zemlin About innovations and deformations of anticorruption education and upbringing in modern Russia // Counteraction to terrorism. Problems of the XXI century. COUNTER-TERRORISM. 2014. No. 2. P. 47-53 and others.

4. Federal Law of December 25, 2008 No. 273-FZ "On Combating Corruption" (with amendments and additions) [Electronic resource] // NPP Garant-Service LLC, 2020.

5. URL: https://base.garant.ru/12164203/ (date of treatment 06/23/2020)

6. 4. Order of the Government of the Russian Federation of December 21, 2018 No. 2884-r "On the approval of a comprehensive plan of educational activities aimed at creating an atmosphere of intolerance in society towards manifestations of corruption, including increasing the effectiveness of anti-corruption education, for 2019 - 2020." [Electronic resource] // NPP Garant-Service LLC, 2020.

7. URL: https://base.garant.ru/72141506// (date of access 06/23/2020)

8. 5. Decree of the President of the Russian Federation of June 29, 2018 No. 378 "On the National Anti-Corruption Plan for 2018 - 2020" [Electronic resource] // NPP Garant-Service LLC, 2020.

9. URL: https://base.garant.ru/71877694// (date of treatment 06/23/2020)

10. 6. Corruption in Russia: monitoring [Electronic resource] // © 2020 VTsIOM

11. URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=9139 (date of treatment 06/23/2020)

12. 7. Results of a sociological survey on assessing the effectiveness of anti-corruption measures used [Electronic resource] // Official website of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation © 2020, Ministry of Internal Affairs of Russia

13. URL: https: //mv.d.rf. / anticorr / opros-anticorr (date of treatment 06/23/2020)

48

Криминологический журнал

№ 2 / 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.