СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ЭКОНОМИКА ^
Научная статья УДК 330.564.224
https://doi.org/10.24412/2687-0185-2021-3-102-104 NIION: 2007-0083-3/21-049 MOSURED: 77/27-005-2021-03-248
Актуальные проблемы антикоррупционной политики, направления противодействия
Валентина Владимировна Миргородская1, Мария Михайловна Милославская2
1 2 Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия
1 79875087255@yandex.ru
2 mmmson@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматривается коррупция как социально-экономическое явление на современном этапе развития государства. Произведен анализ коррумпированности экологической сферы жизнедеятельности в России, дестабилизирующей национальную безопасность страны, также исследован уровень коррупционных нарушений среди должностных лиц. В ходе анализа обозначены статистические сведения существующего уровня коррупции в Российской Федерации и меры антикоррупционной направленности, придерживаясь которых, государство будет способно конкурировать с мировыми державами. Предложенные меры борьбы с коррупционными проявлениями в России поспособствуют снижению рисков и формированию эффективной антикоррупционной политики. Ключевые слова: коррупция, антикоррупционные меры, экологические нарушения, ущерб от коррупции Для цитирования: Миргородская В. В., Милославская М. М. Актуальные проблемы антикоррупционной политики, направления противодействия. Криминологический журнал. 2021;(3):102-104. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2021-3-102-104.
Original article
Current problems of anti-corruption policy, areas of counteraction
Valentina V. Mirgorodskaya1, Maria M. Miloslavskaya2
1'2 Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia
1 79875087255@yandex.ru
2 mmmson@yandex.ru
Abstract. The article deals with corruption as a socio-economic phenomenon at the present stage of state development. The analysis of the corruption of the ecological sphere of life in Russia, which destabilizes the national security of the country, is made. Also, the level of corruption violations among officials was investigated. In the course of the analysis, statistical data on the existing level of corruption in the Russian Federation and anti-corruption measures are identified, adhering to which the state will be able to compete with world powers. The proposed measures to combat corruption in Russia will contribute to reducing risks and forming an effective anti-corruption policy. Keywords: corruption, anti-corruption measures, environmental violations, damage from corruption
For citation: Mirgorodskaya V. V., Miloslavskaya M. M. Current problems of anti-corruption policy, areas of counteraction. Criminological Journal. 2021;(3):102-104. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2021-3-102-104.
© Миргородская В. В., Милославская М. М., 2021
Для утверждения, что коррупция подрывает экономическое развитие, ослабляет демократические институты, нарушает общественный порядок и разрушает доверие общества к власти и государственным органам, при этом способствуя росту организованной преступности, терроризму и другим угроза безопасности человечества, на сегодня, уже не требуется проводить специальные исследования. Этот факт очевиден.
Масштабы этого негативного явления стали огромными и противостоять этому можно только, проводя мероприятия по всем направлениям жизнедеятельности государства. Общепризнанно, что коррупция в России стала одним из основных факторов, препятствующих нормальному развитию постиндустриального общества, поэтому данная проблема актуальна при существующем уровне экономической (коррупционной) преступности.
Коррупция на современном этапе рассматривается, как противоправное двухстороннее взаимодействие субъектов правоотношений, стремящихся извлечь ма-
териальную выгоду в пользу себя или третьих лиц. Эффективное противодействие исследуемому явлению становится возможным, только при наличии структурированной и всеобъемлющей нормативной-правовой базы, а также строгом соблюдении указанных предписаний и запретов [1].
В России антикоррупционное поведение регламентировано на различных уровнях. В их числе: международные правовые акты, федеральные законы, Национальная стратегия противодействия коррупции, указы Президента, постановления Правительства и иные нормативные акты на уровнях субъектов РФ.
По данным Генпрокуратуры в 2020 г. ущерб государству по возбужденным уголовным делам от коррупционных правонарушений составил 63 млрд руб.
На рис. 1 представлены регионы-лидеры по уровню коррупции в 2020 г.
По словам генерального прокурора России Виктора Балдина, в 2020 г. было вынесено более 8 тыс. обвини-
jjiiL.
-^pr-
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
ECONOMIC SCIENCES
тельных приговоров в отношении 9 тыс. человек за коррупционные преступления. Исходя из рис. 1, лидером по уровню коррупции является Москва и Республика Татарстан, где процент ущерба от коррупционных деяний от общего ущерба (63 млрд руб.) равен 33 и 23 % соответственно. Данные значения рассчитываются следующим образом: общий ущерб в 63 млрд руб. = 100 %, а 20,8 млрд руб. по г. Москве путем составления пропорции составляет 33 %.
Наименьший уровень коррупции зарегистрирован в Мурманской, Костромской и Магаданской областях. При этом, по данным МВД РФ коррупционные правонарушения в 2020 г. в большей степени были выявлены среди сотрудников правоохранительных и государственных органов.
Говоря о том, что современная коррупция влечет ущерб для каждой отдельной отросли, рассмотрим статистические сведения коррупционной направленности: в экологии и среди должностных лиц в целом по России.
Современное состояние окружающей среды, увеличение риска экологического кризиса, возможность истощения природных ресурсов оказывают влияние на отношения человека с природными ресурсами и средой.
В 2019-2020 г. наиболее распространенными коррупционными проявлениям в экологии относят (табл. 1).
По итогам 2019 г., правоохранительными органами выявлено более 50 тыс. случаев незаконной вырубки леса, ущерб при этом составил около 35 млрд руб. Как видно из табл. 1, в 2020 г. ситуация только ухудшилась — 51 900 случаев выявлено среди физических и юридических лиц. При этом в качестве мероприятий по снижению данных показателей в 2021 г. предпринято: перекрыто более 200 каналов контрабандного вывоза леса в Китай, Японию, Финляндию и страны СНГ. Показатели табл. 1 отражают косвенно уровень коррупции, существующий, как в государственных органах, так и в Министерстве природных ресурсов и экологии России.
Структура основных коррупционных появлений, выявленных за 2020 г. представлена на рис. 2.
Рис. 1. Ущерб от коррупции по некоторым регионам России в 2020 г. [3]
Данные рис. 2, позволяют сформулировать следующие выводы: чаще встречаемым коррупционным преступлением является «Получение взятки» — 3988 случаев и «Дача взятки» — 3174 случая, выявленных в 2020 г. Общая сумма ущерба в 2020 г. составила 63 млрд руб. по данным Генпрокуратуры РФ, что на 5 млрд руб. больше, чем в 2019 г. Однако, не только преступления имеют место при коррупционных проявлениях, но и нарушения, ответственность за которые устанавливается кодексом об административных правонарушениях. Так, в 2020 г., в правоохранительных органах выявлено 5408 правонарушений по статье «Мелкое взяточничество», что по своей природе является не менее опасным для экономического развития страны, так как
Рис. 2. Основные коррупционные деяния, совершаемые должностными лицами в 2020 г.
Табл. 1. Экологические нарушения, совершенные благодаря коррупционной составляющей в 2019-2020 гг.
Вид деяния Количество выявленных случаев (2019 г.) Количество выявленных случаев (2020 г.)
Незаконная добыча природных ресурсов 20 500 23 300
Вырубка лесов, осушение водоемов для дальнейшего построения частных объектов 50 563 51 900
№ 3 /2021
Criminological journal
103
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ ЭКОНОМИКА
сумма ущерба от коррупционных правонарушений равна 10 млрд руб., что составляет 1/6 часть ущерба по уголовно-наказуемым деяниям.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что существующие проблемы антикоррупционной политики требуют разработки направлений (путей) противодействия и снижения существующего уровня коррупции в стране. Для увеличения эффективности существующих мероприятий, мы предлагаем следующее.
1. Создать в системе государственных органов отдельный орган, занимающийся вопросами коррупции среди государственных и муниципальных служащих. Благодаря данному мероприятию должна (позволит) повысить уровень взаимодействия между институтом гражданского общества и властью на местах.
2. Введение публичных исправительных работ для граждан, осужденных за коррупционное преступление. Данное мероприятие может дать положительный эффект, поскольку исправительные работы сопряжены с открытым осуждением граждан.
3. Создать федеральный реестр должностных лиц, которые были осуждены за любой факт коррупционного поведения. Данный реестр будет находиться в открытом доступе в сети Интернет, ответственность за наполнение данного реестра информацией возложить на Прокуратуру Российской Федерации.
4. Совершенствование антикоррупционного статуса должностного лица, а именно возложение обязанности уведомлять о фактах коррупционного поведения, ставшего известным в ходе выполнения служебных обязанностей, а также привлечение к дисциплинарной и иной ответственности за невыполнения данной обязанности [4].
Говоря о проблеме коррупционной преступности, следует отметить, что уровень коррупции в России имеет тенденцию к снижению, но при этом необходимо осознавать, что само по себе явление коррупционной направ-
ленности является высоколатентным. Существенное влияние на состояние коррупции оказывает сопутствующий причинно-следственный комплекс: не совершенство экономических институтов и экономической политики, монополизация отдельных секторов экономики, излишний контроль государства, в лице государственных органов, над природными ресурсами, проблемность права, высокий уровень бюрократического аппарата, неэффективность судебной системы, а также пресловутое общественное мнение, формирующее снисходительное отношение к коррупции.
Библиографический список
1. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 // СПС «Консуль-тантПлюс».
2. Сулакшин С. С. Доктрина государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике в Российской Федерации (макет-проект). М., 2017.
3. Генеральная прокуратура Российской Федерации // URL://https://genproc.gov.ru/
4. Ход реализации МВД России мероприятий по противодействию коррупции // URL://https://мвд.рф/an-ticorr/realization
Bibliographic list
1. Federal Law «On Combating Corruption» dated December 25, 2008 No. 273-FZ // SPS «ConsultantPlus».
2. Sulakshin S. S. the Doctrine of the state policy of counteraction of corruption and the shadow economy in the Russian Federation (layout design). M., 2017.
3. The General Prosecutor of the Russian Federation // URL://https ://genproc.gov.EN/
4. The implementation of the MIA of Russia's measures to combat corruption // URL://https://MIA.RF/anticorr/rea-lization
Информация об авторах
В. В. Миргородская — слушатель 5-го курса Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя.
М. М. Милославская — доцент кафедры экономики и бухгалтерского учета Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, кандидат экономических наук.
Information about the authors
V. V. Mirgorodskaya — 5th-year Student of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot'.
M. M. Miloslavskaya — Associate Professor of the Department of Economics and Accounting of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Candidate of Economic Sciences.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 3.08.2021; одобрена после рецензирования 3.09.2021; принята к публикации 10.09.2021.
The article was submitted 3.08.2021; approved after reviewing 3.09.2021; accepted for publication 10.09.2021.