УДК 33 ББК 65
Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
DOI 10.24412/2687-0185-2021-1-118-120 © Н.М. Бобошко, 2021
КОРРУПЦИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Наталья Михайловна Бобошко,
профессор кафедры экономической безопасности, финансов и экономического анализа,
доктор экономических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Основной целью Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» является обеспечение прозрачности закупочного процесса и противодействие коррупции. В данной статье рассматриваются основные коррупционные схемы, главные причины распространения коррупции при осуществлении госзаказа, а также основные виды ущерба государству и обществу.
Ключевые слова: экономическая безопасность, государственные закупки, государственный бюджет, коррупция.
CORRUPTION IN PUBLIC PROCUREMENT AS A THREAT TO THE ECONOMIC SECURITY OF THE STATE
Natalia M. Boboshko,
Professor of the Department of Economic Security, Finance and Economic Analysis, Doctor of Economic Sciences, Professor
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'
(117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Abstract. The main purpose of Federal Law No. 44-FZ «On the contract system in the procurement of goods, works, and services for State and Municipal needs» is to ensure transparency of the procurement process and to combat corruption. This article examines the main corruption schemes, the main reasons for the spread of corruption in the implementation of public procurement, as well as the main types of damage to the state and society.
Keywords: economic security, public procurement, state budget, corruption.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Бобошко Н.М. Коррупция в сфере государственных закупок как угроза экономической безопасности государства. Криминологический журнал. 2021 ;(1):118—120.
Государственные закупки — это один из самых необходимых инструментов промышленной и социальной политики государства. В связи с непрерывным расходованием огромных бюджетных средств необходимо уделять пристальное внимание процессу регулирования данной сферы. В производстве конкурентоспособных товаров, поддержке отечественных производителей, а также малого бизнеса, организаций, инвалидов и иных лиц, которые нуждаются в помощи со стороны государства — именно в этих сферах можно отметить стимулирующую роль государственного заказа.
На первый взгляд, ситуация в сфере государственных закупок складывается благоприятно: юридические лица и индивидуальные предприниматели производят продукцию и оказывают услуги для общества с намерением реализации продукта своей деятельности государству. Но, если проанализировать сферу государственных закупок на современном этапе развития экономики страны, можно наблюдать пробелы как в законодательном регулировании, так
и по части исполнения установленных норм, что порождает стремительный рост коррупции и снижение эффективности использования бюджетных средств.
В 2019 г. Счетной палатой РФ было выявлено 839 нарушений в сфере государственных закупок, что привело к общему ущербу со стороны государства на сумму 236,6 млрд руб. Этот показатель на 7,7% выше, чем результат предыдущего года [9].
Каждый год бюджет России теряет значительное количество средств из-за сильной коррумпированности сферы государственных закупок. Данные потери превышают затраты государства на 15-20% и приближают ситуацию к Азиатским странам, где коррумпированность сферы государственных закупок очень велика [7, с. 65-71].
Мониторинг системы государственных и корпоративных закупок показал, что с 2014 по 2019 гг. удельный вес закупок в среднем составил 31% ВВП. В 2019 г. общий объем контрактов в рамках закона № 44-ФЗ равнялся 31,6 млрд руб. или почти 29% ВВП. Все это подтверждает необходимость эффек-
-^рг-
тивного контроля тендерной деятельности на территории Российской Федерации в целях недопущения потерь бюджетных средств, которые используются злоумышленниками для личного обогащения.
Действующий в настоящее время Федеральный закон N° 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» является значительным шагом вперед в проведении торгов: расширился контроль, отменилась возможность «четвертого квартала», ввелись квалификационные требования, обоснование закупок, улучшился противодемпинговый механизм и т.п. [3]. Однако, даже такие меры не стали на пути развития преступных схем и мошеннических действий.
Коррупционные схемы, которые сопровождают преступления в сфере государственных закупок, в первую очередь, сильно подрывают авторитет государственной власти, а также усиливают недовольство населения и способствуют резкому отрицательному влиянию на социально-экономическое состояние страны. Это угрожает благоприятному развитию инвестиционного климата в стране, нарушает устойчивость национальной финансовой системы, наносит ущерб международной репутации государства в целом, способствуют увеличению теневого обращения объемов денежных средств.
Преступления в сфере государственных закупок являются еще и общественно опасными, поскольку ежегодные средства, которые выделяются на государственные закупки, составляют значительную часть бюджета государства. Например, в 2019 г. эта цифра составила около 30% [10].
Охраняются экономические отношения напрямую УК РФ [2]. Однако, следует отметить ряд статей, которые сформированы так, что они являются условием совершения экономических преступлений.
Наиболее популярной и менее наказуемой является ст. 327 УК РФ, т.е. подделка конкурсной документации. В соответствии с данной статьей уголовная ответственность наступает, когда лицо подделывает официальную документацию, предоставляющую права по сбыту или освобождению от ряда обязанностей.
Зачастую торги проходят в ограниченные сроки. Если у комиссии уполномоченной на проведение торгов возникают вопросы о подлинности документации, то для того, чтобы понять, является документ подделкой или оригиналом, требуется гораздо большее количество времени. По формальным обстоятельствам отказать заказчик не имеет права. Как показывает практика, по таким статья заказчики не подают за-
явления в уполномоченные органы и не возбуждают уголовные дела по соответствующей статье УК РФ.
Кроме того, злоумышленники могут прибегнуть к использованию поддельных документов, для того чтобы стать участником торгов, без намерения исполнить контракт.
Следующий наиболее совершаемый вид преступлений в государственных закупках — мошенничество, т.е. осуществление соответствующей деятельности под видом поставки товара и оказания услуг со стороны заказчика.
Самое распространенное преступление, совершаемое в сфере государственных закупок — это получение взятки. Схема, которая чаще всего встречается на практике, следующая: заказчик формирует техническое задание в документации о торгах так, что делает невозможным участие в торгах иных лиц, которые в силу своего производства имеют права предоставить конкурентоспособную продукцию. Данное происходит из-за сговора заказчика и заранее определенного участника, который сможет учувствовать в конкурсе, а остальные участники выбывают, поскольку не могут полностью и частично выполнить критерии государственного заказа. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, даже если понимают коррупционность действий со стороны заказчика и других участников, не всегда подают заявления в соответствующие органы для возбуждения уголовного дела.
В научных исследованиях, которые ориентированы на анализ проблем в сфере государственных закупок было выведена закономерность, согласно которой чем эффективнее контроль со стороны государства, тем эффективнее функционирует система государственных закупок. Это напрямую зависит от количества специалистов, от их должной квалификации, правовой культурой и материального обеспечения, занимающихся контролем и отслеживанием нарушений в процессе государственных закупок. Низкий уровень специалистов по всем вышеперечисленным параметрам несет за собой огромные убытки для государства.
Одни из самых перспективных направлений предупреждения преступлений коррупционной направленности в сфере государственных закупок является проведение проверок на полиграфе лиц, уполномоченных заниматься закупками товаров, работ и услуг, и участников конкурса. Показания, полученные на полиграфе, могут быть использованы как доказательная база по уголовным делам в судах.
Следует отметить, что такому деянию как «заключение заведомо невыгодного контракта для нужд
№ 1 / 2021 - Криминологический журнал - 119
государства» следует придать криминогенный характер. Подобные предложения поступали ранее, но так и остались нереализованными на практике. Также возможно расширить круг ответственных лиц за нарушения в сфере государственных закупок, а именно привлекать к ответственности не только чиновников, но и руководство компаний, работающих в данной сфере.
В документации о государственных закупках часто встречаются коррупциогенные факторы, т.е. положения, которые содержат непонятные, сложные, обременительные требования к участникам государственных закупок. Выявление таких факторов и их устранение из документации составляет важный метод предупреждения коррупции, в данной сфере. Одним из главных направлений в обеспечении противодействия коррупции в анализируемой сфере должна стать организация антикоррупционной экспертизы документации о закупке.
Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод о необходимости разработки методики проведения антикоррупционной экспертизы конкурсной документации, которая должна определять алгоритм и последовательность действий экспертов по выявлению в документации о закупке коррупциогенных факторов.
Таким образом, можно сделать закономерный вывод о том, что в современной российской действительности сформировалась единая эффективная система противодействия коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок. Но по-прежнему данная система не может в полной мере нормально функционировать, поскольку одновременно преступники совершенствуют свои навыки, и ущерб от данной преступной деятельности возрастает. Определенная сложность складывается в расследовании преступлений из-за масштабности схем и контрагентов в преступных организациях. Коррупция носит в себе не только материальный характер ущерба, она также приносит России дополнительные политические, экономические и культурные проблемы, из-за чего не может нормально развиваться современное российское общество в реальных условиях. Данные, полученные от потерь в результате коррупции в государственных закупках, могут помочь в построении более эффективной и современной системе противодействия данной преступной деятельности.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1992 г. // Российская газета. 1993, 25 дек.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 5 апреля 2021 г., с изм. от 8 апреля 2021 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
3. ФЗ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.
4. ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // Парламентская газета. 2008, 31 дек.
5. Бобошко В.И., Бобошко Н.М. Использование бухгалтерских документов и материалов инвентаризации как источников формирования доказательной базы // Аудиторские ведомости. 2019. № 4. С. 80-93.
6. Долбилов А.В. Влияние коррупционных преступлений на экономическую безопасность Российской Федерации // Миграционное право. 2017. № 3. С. 37-40.
7. Шунаев А.М. Опыт борьбы с коррупцией в Южной Корее и Сингапуре // Управленческое консультирование. 2018. № 3. С. 65-71.
8. Экономическая безопасность: Учебник / Под ред. В.Б. Мантусова, Н.Д. Эриашвили. М., 2018. С. 567.
9. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации // URL://https://ach.gov.ru/
10. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок // URL://http://www.zakupki.gov.ru/-epz/main/public/home .html
Bibliographic list
1. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii ot 12 dekabrya 1992 g. // Rossiyskaya gazeta. 1993, 25 dek.
2. Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 13 iyunya 1996 g. № 63-FZ (red. ot 5 aprelya 2021 g., s izm. ot 8 aprelya 2021 g.) // SZ RF. 1996. № 25. St. 2954.
3. FZ ot 5 aprelya 2013 g. № 44-FZ «O kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd» (s izm. i dop.) // SZ RF. 2013. № 14. St. 1652.
4. FZ ot 25 dekabrya 2008 g. № 273-FZ «O protivodeystvii korruptsii» // Parlamentskaya gazeta. 2008, 31 dek.
5. Boboshko V.I., Boboshko N.M. Ispol'zovaniye bukhgal-terskikh dokumentov i materialov inventarizatsii kak is-tochnikov formirovaniya dokazatel'noy bazy // Auditorskiye vedomosti. 2019. № 4. S. 80-93.
6. DolbilovA.V. Vliyaniye korruptsionnykh prestupleniy na ekonomicheskuyu bezopasnost' Rossiyskoy Federatsii // Mi-gratsionnoye pravo. 2017. № 3. S. 37-40.
7. Shunayev A.M. Opyt bor'by s korruptsiyey v Yuzhnoy Koreye i Singapure // Upravlencheskoye konsul'tirovaniye. 2018. № 3. S. 65-71.
8. Ekonomicheskaya bezopasnost': Uchebnik / Pod red. V.B. Mantusova, N.D. Eriashvili. M., 2018. S. 567.
9. Ofitsial'nyy sayt Schetnoy palaty Rossiyskoy Federatsii // URL://https://ach.gov.ru/
10. Ofitsial'nyy sayt Edinoy informatsionnoy sistemy v sfere zakupok // URL://http://www.zakupki.gov.ru/epz/main/-public/home.html