УДК: 351
ББК: 65.050
Колесниченко Е.А., Бурмистрова А.А., Петров Д.И., Савватеева О.В.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕНЕВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
Kolesnichenko E.A., Burmistrova A.A., Petrov D.I., Savvateeva O. V.
FEATURES OF SHADOW RELATIONS IN PUBLIC PROCUREMENT
Ключевые слова: государственные закупки, регулирование государственных закупок, теневые отношения, коррупционные отношения, коррупционные схемы.
Keywords: government procurement, regulation of government procurement, shadow relations, corruption relations, corruption schemes.
Аннотация: в данной статье авторами проанализированы причины и условия, способствующие возникновению коррупции в системе государственных закупок, исследованы коррупционные схемы и формы, используемые при размещении государственных заказов. Особое внимание уделено вопросам нормативного регулирования процесса осуществления государственных закупок. Авторами проведен анализ данных, представленных в Единой информационной системе, что позволило сделать вывод о том, что с каждым годом увеличиваются масштабы участия организаций в системе государственных закупок и увеличиваются масштабы заключаемых договоров. Поскольку система государственных закупок определена как наиболее подверженная возникновению коррупционных схем, авторами сделан вывод о необходимости минимизации теневых отношений в данной сфере. В практическом аспекте проведен анализ коррупционных преступлений в сфере государственных закупок на региональном уровне, выявлено, что развитию теневых отношений способствует институциональное несовершенство сложившейся системы государственных закупок, в том числе неполнота зафиксированных условий и организационных моментов, а также наличие коррупционных схем в виде сговора на торгах участников государственных закупок. Авторами предложены меры и рекомендации по предотвращению коррупционных проявлений в сфере государственных закупок. Предлагаются: введение предварительной квалификации поставщиков со стороны заказчика; усиление открытости закупок с неограниченным кругом участников; внедрение механизма сравнения результатов закупок аналогичной продукции разных заказчиков в разных регионах и на разных условиях; усиление общественного контроля. На региональном уровне особое внимание уделяется эффективности государственного контроля за исполнением организациями своих обязательств, а также проблематике обеспечения полноты предоставляемых данных. Практическая значимость представленных результатов исследования заключается в том, что полученные результаты и перечень разработанных предложений направлены на совершенствование правовых, организационных, методических и тактических основ деятельности органов власти по борьбе с коррупций в сфере государственных закупок.
Abstract: in this article, the authors analyzed the reasons and conditions contributing to corruption in the public procurement system, investigated corruption schemes and forms used in the placement of public orders. Special attention is paid to the regulatory issues of the public procurement process. The authors analysed the data presented in the Unified Information System, which led to the conclusion that every year the participation of organizations in the public procurement system is increasing and the scale of contracts concluded is increasing. Since the system of public procurement is defined as the most prone to the emergence of corruption schemes, the authors concluded that it is necessary to minimize shadow relations in this sphere. In practical terms, an analysis of corruption crimes in the field ofpublic procurement has been carried out at the regional level, and it has been revealed that the development of shadow relations is facilitated by institutional
imperfections in the established system of public procurement, including incomplete recorded conditions and organizational moments, as well as the existence of corruption schemes in the form of collusion at tenders of participants in public procurement. The authors propose measures and recommendations to prevent corruption manifestations in the field of public procurement. Proposed: introduction of pre-qualification of suppliers on the part of the customer; Increased openness of open procurement with an unlimited range of participants; Introduction of a mechanism to compare the results of purchases of similar products of different customers in different regions and under different conditions; strengthening public control. At the regional level, special attention is paid to the effectiveness of State monitoring of organizations 'compliance with their obligations, as well as to ensuring the completeness of the data provided. The practical significance of the presented results of the study is that the results obtained and the list of developed proposals are aimed at improving the legal, organizational, methodological and tactical foundations of the activities of the authorities to combat corruption in the field of public procurement.
Введение. Тема коррупции в наше время является достаточно актуальной. Она фигурирует во многих новостных лентах, а сюжеты в программах передач о задержании лиц, занимающих государственные должности за получение взятки, набирают популярность. Коррупцией охвачены практически все сферы государственного управления. Российские власти борются с коррупцией, но депутаты и члены Совета Федерации регулярно оказываются в центре скандалов и причина этого в совмещении в одних руках функций установления правил игры и контроля за их соблюдением. Поэтому реальные сдвиги в борьбе с этим злом ничтожны. Основными факторами широкого распространения коррупции в России на сегодняшний день считается неэффективность деятельности отдельных властных структур, неразвитость гражданского общества, неконкурентоспособность, сырьевая нацеленность и теневой вид экономики, несовершенство законодательства.
При самых различных формах проявления коррупции нельзя не обратить внимания на одно из ее опасных проявлений -массовый характер преступлений, совершаемых в сфере государственных закупок1. Коррупция - это не просто взяточничество. Коррупция - это любое получение выгоды лицом с использованием властных полномочий. Это может быть и та же взятка, и различные «подарки», и откаты, и получение конкурентного преимущества на рынке
1 Криминологические и уголовно-правовые меры борьбы с преступлениями коррупционной направленности, совершаемыми в сфере государственных закупок / дис.... канд. юрид. наук. - Москва, 2011. - 211 с.
за счет административного ресурса. В более широком смысле говорят2, что коррупция -это сращение криминала с властью, что тоже верно и довольно хорошо описывает сущность коррупции.
Закупки для государственных и муниципальных нужд - один из наиболее кор-рупционноемких секторов экономики в силу вовлечения в него значительных финансовых ресурсов и стремления участников закупочной деятельности обогатиться ими зачастую противоправным способом.
В настоящее время Федеральный закон № 44-ФЗ регламентирует процедуру и способы осуществления госзакупок (рисунок 1).
Методическая база исследования Изучением коррупции занимается целый ряд гуманитарных и социальных наук, таких как: история, политология, экономика, социология и многие другие. При выявлении особенностей проявления теневых отношений в сфере государственных закупок авторами были исследованы труды А.Н. Дегтярева, В.А Лоскутова, Э.В. Суворина, И.Л. Захарова, С.А. Денисова, Платона и других. Методологическую основу исследования составили системный и сравнительный подходы, а также применение методов статистического анализа, систематизации, аналогии и других.
2 Астафьев Л.В. К вопросу о понятии коррупции // Коррупция в России: состояние и проблемы: материалы научно-практической конференции. - М.: Московский институт МВД РФ, 1999. - 112 с.
3 Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons doc LAW 144624/
Рисунок 1 - Способы проведения государственных закупок в рамках Федерального
закона № 44-ФЗ
Информационная база исследования представлена нормативно-правовыми актами, федеральными законами РФ, административным кодексом, ведомственными программами и регламентами по противодействию коррупции, так же научными публикациями и монографическими изданиями современных российских авторов, таких как: Т.Г. Шешуков, А.А. Мальцев, Е.С. Вершинина, Н.Г. Медведева, Т.А. Гусев, Л.Г. Каранатова, Е.Б. Лапин, С.И. Черных, С.С. Шувалов и др.
Авторами проанализирована законодательная база системы государственных закупок и статистические данных, характеризующие результативностьь функционирования системы государственных закупок в России и в Тамбовской области. Результаты и обсуждения Анализ статистических данных показал, что система государственных закупок имеет тенденцию к развитию и увеличению в масштабах, что дает основание говорить об увеличении проявлений теневых отношений в данной сфере.
Как видно из рисунка 1 , размещение заказа может осуществляться двумя способами: путем проведения торгов (конкурентные) и без проведения торгов (неконкурентные закупки).
Согласно положениям ст. 4 закона № 44-ФЗ все госзаказы должны быть размещены в Единой информационной системе (ЕИС). Анализ статистических данных за I полугодие 2018 года с официального сайта ЕИС1 показывает, что самыми популярными на сегодняшний день способами закупок являются электронный аукцион, открытый конкурс и закупка у единственного поставщика (рисунок 2).
На рисунке 2 видно, что самый востребованный способ госзакупок в Тамбовской области - электронный аукцион, кото-
1 Информация и документы, размещаемые в ЕИС, в формате открытых данных. - Режим доступа: https ://zakupki. gov. ru/epz/opendata/search. html
Рисунок 2 - Распределение закупок по способам определения поставщика за I полугодие 2018 года
рый составляет 58,55% на сумму 1104770,3 млн. руб. Второе место занимает закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) 30,14% на сумму 568656,1 млн. руб. Третье место занимает открытый конкурс (6,44%) на сумму121550,0 млн. руб., далее иные способы (3,78%) на сумму 73060,1 млн. руб. и последнее запрос котировок (1,00%) на 14216,1 млн. руб.1
ство заключенных контрактов за I полугодие 2018 года (1275655) на общую сумму 1882252,6 млн. руб. Видно, что с каждым годом система электронных закупок набирает свои обороты, и работа на электронных площадках становится все более актуальной, поскольку ежегодно растет количество размещаемых конкурсов и аукционов.
На рисунке 3 можно увидеть количе-
0 NP 44-ФЗ (94-03)
ф-
5 473 246 5 403 435,6 б 318 962,5 1 882 252,6
мпн.рубпей млн.рублей мпн.рубпей мпн.рубпей
Общая сумма по 3327 270 Общая сумма по 3 454 331 Общая сумма по 3 533 576 Общая сумма по 1275 655
заключен ным контрактам за 2015 заключенным контрактам за 2016 заключенн ым контрактаыэа2017 з аключенн ым контрактам э а 2010 год год год год
©41 403 986,2 - общая сумма по 23 431413 заключенным контрактам, начиная с 01.01.2011т
мпн.рубпей
Рисунок 3 - Общая сумма заключенных контрактов за период с 2015 года
по I полугодие 2018 года
На рисунке 4 показана, какая доля и сумма заключенных контрактов приходится на уровни организаций заказчиков в I
полугодии 2018 г.
Рисунок 4 - Распределение цены заключенных контрактов по уровням организации заказчиков в I полугодии 2018 года
По данным рисунка 6 основная доля (45,28%) заключенных контрактов прихо-
Корниленко Ю.А. Коррупция в статистике современной России // Молодой ученый. 2017. №46. С. 203-205.
дится на уровень субъекта РФ, суммарная цена контрактов составляет 851483,86 млн. руб. Федеральный уровень составляет 30,36% доли заключенных контрактов на сумму 570939,26 млн. руб. Долю 24,36% составляет муниципальный уровень, суммарная цена контрактов составляет 458154,89 млн. руб. На муниципальном уровне из 85 субъектов РФ Тамбовская область занимает 47 место с суммарной ценой контрактов 8812 млн. руб., что составляет долю 0,72 % . 45,28% доли - уровень субъекта РФ с суммарной ценой контрактов в 851483,86 млн. руб.
С переходом на электронные формы работы растет спрос на электронные торги. Например, электронные аукционы на право получения госзаказа проходят на шести федеральных площадках: «Сбербанк-АСТ»
(sberbank-ast.ru), «РТС-тендер» (г!б-tender.ru), АО «ЕЭТП» (www.roseltorg.ru), «НЭП» (etp-micex.ru), АГЗ РТ (tender-rus.ru) и АО «РАД» (open-torg.ru). На рисунке 5 можно увидеть, на каких электронных тор-
контрактов на электронных площадках
На торговую площадку «Сбербанк-АСТ» приходится половина государственных закупок по 44-ФЗ (по количеству лотов). За I полугодие 2018 год на электронной площадке было размещено 7328 тыс. лотов на (43,05%). На электронной площадке РТС-тендер было размещено 4674 тыс. лотов, что составило 27,46%. По объемам размещен-
(участники) госзаказа должны пройти аккредитацию на каждой электронной площадке. Высокая прозрачность и открытость торгов обеспечивается за счет проведения электронных аукционов, где полностью исключается человеческий фактор. Электронные торги официально были признаны эффективным инструментом борьбы коррупцией согласно «Национальному плану противодействия коррупции» (утвержденного 31 июля 2008 года)1. На самом деле, электронные торги лишь служат информационным рычагом, который может привести в действие всю
1 Указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы». - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71877694/
остальную систему. Электронные торги дают информацию, которая позволяет выявить факт коррупции, и принять соответствующие меры2.
Самой большой проблемой считается сговор как между участниками торгов, так и между участниками и заказчиком. Цель электронной торговой площадки состоит не в том, чтобы исключить коррупционные мотивы, а в том, чтобы сделать прозрачным неправомерные действия организатора торгов и выявить факт сговора.
Результатом анализа нормативного обеспечения системы государственных закупок стало выявление причин и условий, способствующих проявлениям теневых отношений в данной системе на федеральном уровне.
Во-первых, это неполнота зафиксированных ФЗ №44 условий к ходу выполнения государственных закупок. В большей степени это относится к периоду формирования первоначальной (наибольшей) стоимости контракта. Непосредственно данный период считается основным при установлении цены и размера заказа, причем он способен спровоцировать за собой безрезультатное расходование бюджетных средств и неэкономное распределение государственных финансов. В процессе подготовки аукционной документации обстановка может поменяться, и государство имеет возможность увеличить изначальную стоимость договора уже после взятки и конечная стоимость может установиться значительно больше начальной. В этом случае, участник торгов имеет возможность приобрести выгоду на разнице между стоимостью предложения и первоначальной стоимостью контракта. На этом этапе законодательство регулирует только лишь способы установления первоначальной (максимальной) цены договора формальным списком возможных источников информации, который не считается закрытым3.
Во-вторых, неблагоприятный отбор поставщика из участников торгов. Феде-
2 Рядчиков В.А., Карелина М.Г., Прокопьева А.О., Мельникова А.В. Статистическая оценка преступности в России // Приложение математики в экономических и технических исследованиях. 2016. №1(6). С.197-202.
3 Воронцов С.А., Понеделков А.В., Буров А.В. Основы противодействия коррупции. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2016. - 256 с.
говых площадках заключены контракты в Тамбовской области.
Рисунок 5 - Количество заключенных
ных тендеров в 2018 году далее торговые площадки идут в следующем порядке:
- АО «ЕЭТП» - 3663 лотов (21,52%); -НЭП - 778 лотов (4,57);
- АГЗ РТ - 564 лотов (3,31);
- АО «РАД» - 17 лотов (0,10).
В соответствии с 44-ФЗ поставщики
ральная антимонопольная служба регулярно обнаруживает сговор на торгах участников государственных закупок, которые проходят по Федеральному закону № 44-ФЗ. Зачастую сам заказчик создает на торгах подходящие условия, в которых участники прекрасно знают друг друга и могут договориться.
Выводы и рекомендации. Согласно некоторым объяснительным теориям, уровень терпимости к коррупции во многом определяется культурой и назначение на чиновничьи позиции людей, выросших в странах, менее терпимых к коррупции, может само по себе снизить уровень коррупции в стране-реципиенте1.
Разнообразные исследования демонстрируют, что коррупция появляется непосредственно в тех областях, где государственные служащие осуществляют организационные, исполнительно-распорядительные, контрольно-надзорные, юрисдикцион-ные, а также разрешительные полномочия. Вот по какой причине на сегодняшний день следует усовершенствовать административно-правовой режим минимизации коррупционных рисков в профессиональной деятельности государственных служащих2.
В 2018 году произошли изменения в сфере нормативного регулирования госзакупок по Закону 44-ФЗ. Одни поправки можно условно назвать старыми - они давно предусмотрены в законе, но вступили в силу только сейчас, другие - это совершенно новые изменения, причем некоторые из них даже неожиданные. Штрафы по 44-ФЗ периодически меняются. Благодаря этому появились новые составы правонарушений, за которые до этого не была предусмотрена ответственность.
Профилактика, пресечение и раскрытие правонарушений и преступлений в сфере государственных закупок по-прежнему остается одним из важных вопросов, которые необходимо решать правительству. Важность этого вопроса бесспорна, от этого зависят не только
1 Киселев, И.А. Грязные деньги. Уголовная ответственность за отмывание преступных доходов и ее применение в борьбе с преступностью и коррупцией. - М.: Юриспруденция, 2017. - 152 а
2 Воронцов С.А., Понеделков А.В., Зырянов С.Г. Индикаторы коррупционной деятельности в системе
государственной власти и местного самоуправления РФ // Социум и власть. 2017. № 1(63). С. 30-37.
экономия бюджетных средств, но и решение таких стратегических задач, как развитие малого и среднего бизнеса, борьба с теневой экономикой и, наверное, самое главное - доверие граждан к государственным институтам. Следует отметить, что вопрос обеспечения прозрачности и справедливости при закупке необходимых для функционирования государства товаров, работ и услуг не является специфичным только для России, с аналогичными проблемами сталкивались и сталкиваются все экономики мира.
Наиболее внимание необходимо уделить вопросам минимизации коррупционных схем.
Первый путь - это введение предварительной квалификации поставщиков со стороны заказчика. Прежде чем провести закупку, организатор отбирает по ряду критериев компании, с которыми он в принципе готов работать. Если результаты такого отбора узнают поставщики, то они могут распределить контракты крупного заказчика между собой. Сегодня выигрывает один поставщик, завтра - другой, послезавтра - третий. Второй путь к сговору - это чрезмерно жесткие требования к участникам торгов. При объявлении закупочной процедуры заказчик устанавливает такие запросы, которым соответствуют только несколько компаний во всей стране. Такая ситуация особенно характерна для рынка сложного оборудования: конкуренты знают друг о друге и опять же могут легко договориться3.
Чтобы избежать таких ситуаций, надо проводить более открытые закупки с неограниченным кругом участников и не создавать условия для сговора поставщиков. В торги необходимо допускать всех желающих, но оценивать их предложения по жесткой системе критериев. В результате поставщики не будут знать, кто еще участвует в торгах, а значит, будут честно конкурировать за заказ, снижать цены и улучшать условия своего предложения. Система оценки по итогам торгов позволяет выбрать самое выгодное
4
предложение от надежного поставщика .
3 Коррупция в сфере государственных закупок. -Режим доступа: http://rusjurist.ru/goszakupki 1_ tendery/korrupciya_v_sfere_gosudarstvennyh_zakupok/
4 Бочарова А.Э. Коррупция в России // Молодой ученый. 2014. №21. С. 499-501.
Кроме того, полезно сравнивать результаты закупок аналогичной продукции разных заказчиков, в разных регионах и на разных условиях. Сильные колебания стоимости одной и той же позиции должны вызывать вопросы. Можно анализировать участие в закупках одних и тех же поставщиков. Если участники торгов распределили между собой заказы, то эту закономерность легко увидеть1.
Важно, чтобы в эффективности торгов был заинтересован не только заказчик, но и электронная торговая площадка, на которой эти закупки проходят. Если оператор ЭТП сам будет приглашать участников в актуальные процедуры, то любая «посторонняя» компания сразу сломает сговор традиционных поставщиков заказчика.
Профилактика коррупционных правонарушений должна быть усилена в сферах исполнения госзаказа, использования государственного имущества и расходования бюджетных средств2. Система госзакупок постоянно совершенствуется. Информационные технологии делают ее более прозрачной и открытой. Повышается уровень конкуренции среди участников, экономятся бюджетные средства. В регионах предстоит создать систему мониторинга закупок для обеспечения государственных нужд. Важнейшая задача мониторинга - прекратить превращение процедуры закупки в некую фикцию, которая в ряде случаев лишь вуалирует реальные отношения между заказчиками и поставщиками. Мониторинг позволит отслеживать и оценивать деятельность заказчиков на всех этапах закупочного процесса, что позволит выявлять и предупреждать возникновение коррупционных факторов в данной сфере.
Отдельное внимание уделяется усилению общественного контроля в сфере госзакупок. Комитет государственного заказа регионов намерен сотрудничать со всеми представителями гражданского общества, общественными объединениями, которые заинтересованы в наведении порядка в этой
Овчинников Д.В. Коррупция - это явление положительное или отрицательное // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10. С. 4.
2 Киселев, И.А. Грязные деньги. Уголовная
ответственность за отмывание преступных доходов и ее применение в борьбе с преступностью и коррупцией / И.А. Киселев. - М.: Юриспруденция, 2017. - 152 а
сфере. Общая задача - сделать так, чтобы коррупционные схемы закупок как можно быстрее ушли в прошлое, а алгоритмы закупок стали максимально прозрачными3.
Не менее важным является контроль над использованием государственного имущества. Запланировано проведение выездных комиссионных плановых проверок использования по назначению и сохранности имущества, являющегося государственной собственностью в регионах. Исполнительными органами государственной власти проводятся инвентаризации имущества, в том числе анализ эффективности его использования. Особое внимание уделяется вопросу эффективного использования бюджетных средств в рамках реализации федеральных и региональных программ.
В регионах выявлены случаи неполноты предоставляемых данных. Рассматриваются вопросы эффективности государственного контроля за исполнением подрядными организациями обязательств при строительстве и ремонте дорог; противодействия коррупции в сфере предпринимательства и здравоохранения. Если выявляются нарушения, то предпринимаются соответствующие меры.
Заключение. Одной из наиболее коррумпированных сфер российской экономики является система государственных и муниципальных закупок. Государственные закупки были введены именно для того, чтобы процесс приобретения товаров и услуг государственными органами и организациями был прозрачен и понятен, но избавиться от сговоров не удалось. К сожалению, практика показывает, что этот институт не всегда работает так, как планировалось.
Центральный федеральный округ занимает первое место по зарегистрированным преступлениям. В январе - марте 2018 г. на территории России зарегистрировано 483 415 преступлений, что на 11 792 меньше, чем за аналогичный период прошлого года (-2,4%). Общероссийские тенденции уменьшения зарегистрированных преступлений в значительной степени характерны для Вологодской области (-13,4%), Красно-
Егоров В.А., Макаров И.Н., Сигова М.В. Коррупция в обществе как угроза экономической безопасности // Успехи современной науки. 2016. Т.1. № 5. С. 87-92.
ярского края (-12,8%), Самарской (-11,6%), Иркутской (-11,4%), Воронежской (-9,2%), Московской (-7,3%), Кемеровской (-6,2%) областей.
В настоящее время электронные торги официально признаны эффективным инструментом борьбы коррупцией согласно «Национальному плану противодействия коррупции». На самом деле, электронные торги лишь служат информационным рычагом, который может привести в действие всю остальную систему. Электронные торги
дают информацию, которая позволяет выявить факт коррупции и принять соответствующие меры.
Важно, чтобы в эффективности торгов был заинтересован не только заказчик, но и электронная торговая площадка, на которой эти закупки проходят. Если оператор ЭТП сам будет приглашать участников в актуальные процедуры, то любая «посторонняя» компания сразу сломает сговор традиционных поставщиков заказчика.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Астафьев, Л.В. К вопросу о понятии коррупции // Коррупция в России: состояние и проблемы: материалы научно-практической конференции. - М.: Московский институт МВД РФ, 1999. - 112 с.
2. Бочарова, А.Э. Коррупция в России // Молодой ученый. - 2014. - №21. - С. 499-501.
3. Воронцов, С.А., Понеделков, А.В., Зырянов, С.Г. Индикаторы коррупционной деятельности в системе государственной власти и местного самоуправления РФ // Социум и власть. - 2017. - № 1(63). - С. 30-37.
4. Воронцов, С.А., Понеделков, А.В., Буров, А.В. Основы противодействия коррупции.
- Ростов н/Д.: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2016. - 256 с.
5. Егоров, В.А., Макаров, И.Н., Сигова, М.В. Коррупция в обществе как угроза экономической безопасности // Успехи современной науки. - 2016. - Т.1. № 5. - С. 87-92.
6. Информация и документы, размещаемые в ЕИС, в формате открытых данных. - Режим доступа: https://zakupki.gov.ru/epz/opendata/search.html
7. Киселев, И.А. Грязные деньги. Уголовная ответственность за отмывание преступных доходов и ее применение в борьбе с преступностью и коррупцией / И.А. Киселев. - М.: Юриспруденция, 2017. - 152 е.
8. Киселев, И.А. Грязные деньги. Уголовная ответственность за отмывание преступных доходов и ее применение в борьбе с преступностью и коррупцией. - М.: Юриспруденция, 2017. - 152 е.
9. Корниленко Ю.А. Коррупция в статистике современной России // Молодой ученый.
- 2017. - №46. - С. 203-205.
10. Коррупция в сфере государственных закупок. - Режим доступа: http://rusjurist.ru/goszakupki_i_tendery/korrupeiya_v_sfere_gosudarstvennyh_zakupok/
11. Криминологические и уголовно-правовые меры борьбы с преступлениями коррупционной направленности, совершаемыми в сфере государственных закупок / дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2011. - 211 с.
12. Овчинников, Д.В. Коррупция - это явление положительное или отрицательное // Гуманитарные научные исследования. - 2016. - № 10. - С. 4.
13. Рядчиков, В.А., Карелина, М.Г., Прокопьева, А.О., Мельникова, А.В. Статистическая оценка преступности в России // Приложение математики в экономических и технических исследованиях. - 2016. - №1(6). - С. 197-202.
14. Указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы». - Режим доступа: https://www.garant.ru/ produets/ipo/prime/doe/71877694/
15. Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/