К ВОПРОСУ О КОРРУПЦИОННЫХ РИСКАХ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПКАХ
П.А. Паулов, канд. юрид. наук, доцент Н.О. Прокудина, студент
Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11281
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме возникновения коррупционных рисков в системе государственных и муниципальных закупок. Анализируется мировой опыт по борьбе с коррупцией в данной сфере, а также нормативно правовая база России в сфере закупок. Раскрывается понятие коррупционных рисков в сфере закупок. Предлагаются пути устранения рисков.
Ключевые слова: коррупционные риски, государственные закупки, методы борьбы с коррупцией, государственные нужны, контрактная система.
В настоящее время реализация различных социально-инфраструктурных проектов зависит от целевого использования бюджетных средств. Отметим, что приоритетами современной госполитики являются такие направления, как обеспечивающие социально-экономические гарантии благополучия граждан, здравоохранения а также национальную безопасность.
Национальная система государственных и муниципальных закупок проживает процесс реформирования и модернизации. Но, к сожалению, независимо от создания контрактной системы, которая была разработана с целью предотвращения возникновения коррупционных рисков, их число к нулю не сводиться. Для того, чтобы определить проблемы возникновения коррупционных рисков в системе государственных и муниципальных закупках необходимо разобраться, что же понимается под коррупционными рисками и какие виды рисков могут быть в данной системе.
В научной литературе под коррупционными рисками понимается возможность совершения определенные действий, либо бездействия, должностных лиц направленных на злоупотребление служебным положением, получением выгоды в виде денег, а также обстоятельства, способствующие бесконтрольному получению выгоды при выполнении своих должностных обязанностей [1, с. 4].
Выделяют следующие виды коррупционных рисков:
- подкуп лиц принимающих решение о закупке товаров
- предоставление информации содержащую тайну третьим лицам, за денежное вознаграждение. А именно клиентская база, определенные условия по договорам,
- использование ресурсов для своей личной выгоды
Данные виды рисков являются наиболее распространенными в системе государственных и муниципальных закупок. Отметим, что коррупционные риски могут возникать на всех этапах осуществления государственных и муниципальных закупок. Например, риски могут возникать уже на этапе формирования документации, а именно отсутствие в документации надлежащей инструкции по заполнению заявления с нарушением ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Еще одним весомым нарушением является отсутствие достаточных данных для формирования заявки технических характеристик товаров, работ услуг, что делает затруднительным составить заявку для поставщика.
Для того, чтобы понять, насколько серьезной является данная проблема обратимся к результатам проверки сделанной аудиторами Счетной палаты. Так они вы-
явили нарушения в системе государственных закупок на общую сумму 230 млрд. рублей, при этом было проверено лишь около 8% заказчиков. Результаты данных проверок указывают на то, что в данной сфере закупок растет большое количество коррупционных преступлений с каждым годом.
Как показывает практика, особенно часто выявляются факты хищения денежных средств и заключения контрактов по завышенным ценам путем применения различных схем, включая сговоры участников и использование фирмоднодневок. Значительным остается количество нарушений, связанных с завышением стоимости и объемов выполненных работ. С целью ухода от проведения конкурсных процедур применяется искусственное дробление заказов на стадии исполнения контрактов, нарушаются сроки выполнения работ либо существенно изменяются условия заключенных контрактов.
В научной литературе возникает большое количество споров по поводу того, как предотвратить возникновение коррупции при осуществлении государственных и муниципальных закупок. Так некоторые авторы полагают, что для того, чтобы избежать риски необходимо четко определить способ осуществления государственных закупок. При неправильном выборе способа осуществления закупок могут возникать следующие риски:
1) необоснованное усложнение (упрощение) процедур определения поставщика;
2) неприемлемые (в том числе дискриминационные) критерии допуска и отбора поставщика (в любой системе закупок), отсутствие необходимых критериев допуска и отбора поставщика при закупке экспертных и репутационных объектов;
3) неадекватный выбор способа размещения заказа по срокам, цене, объему, особенностям объекта закупки, конкурентоспособности и специфики рынка поставщиков;
4) коррупционные риски особенностей процедур (конкурса, аукциона, электронного аукциона, котировки, размещения на
бирже, у единственного поставщика) [2, с. 5].
На наш взгляд, для того, чтобы избежать возникновение таких рисков, необходимо четко определять поставщика. чтоб вся информация о поставке и ее агентах была в открытом доступе.
Как уже говорилось ранее, возникновение коррупционных рисков может наблюдаться на всех этапах формирования государственных и муниципальных заказов. Например, причиной значительной экономии, полученной на торгах, в первую очередь является то, что неверно просчитан бюджет заказа, он завышен, и чем больше он завышен, тем больше коррупционные риски.
Порезанова Е.В. выделяет три виды ущерба, который наносится государству во время формирования государственного заказа [3, с. 4]:
1. Финансовые потери- это завышение цен закупаемой продукции по сравнению с текущим рыночным уровнем,а также включение в условия государственных контрактов предоплаты вместо отсрочки платежа и т.п.
2. Политические потери - данный вид ущерба сказывается ан расшатывание экономической и финансовой системы страны, нарушение принципов свободной конкуренции и другое .
3. Качественные потери - заключение сделок с нарушением требуемых технических условий, таких как поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг ненадлежащего качества.
Для того, чтобы предотвратить появление корупции в системе государственных и муниипальных закупок, обратимся к международной практике. Отметим, что в международной практике появился еще один вид коррупционных рисков, а именно «авто коррупция». Данный вид коррупции заключается в том, что чиновник начинает умышленно помогать интересующей его компании или использует фиктивную фирму для сокрытия личных интересов [4, с. 4].
На международном уровне выделяют следующие меры по локализации коррупции в сфере государственных закупок: ад-
министративные, нормативные и социальные.
Рассмотрим каждый вид поробнее. Так, административные меры применяются к чиновникам, которые злоупотребляют своим положением. Они включают временный или постояннй запрет к допуску коррумпированных лиц к государственным контрактам. В отношении государственных чиновников административные меры предусматривают также периодическую смену чиновников для предотвращения устойчивости коррупционных отношений.
Нормативные меры по борьбе с коррупцией вводятся законодательством, а именно создается нормативно-праввовая база , которая включается в себя санкции за взятки [5, с. 7].
На наш взгляд, необходимо отметить, что в РФ сформирована достаточно большая нормативно-правовая база, которая направлена на предотвращение коррупционных рисков в системе государственных и муниципальных закупок. Так, недобросовестных поставщиков вносят в черный список или исключают из участия в государственных закупках. Данный метод активно используется за рубежом, но также стоит отметить, что в РФ также ведется опредеенный реестр ФАС.
Предлагается ввести список так называемых «белых поставщиков» для того, чтобы предотвратить коррупционные риски. За рубежом данный список ведется, но в РФ до сих пор, стоит вопрос о его создании.
В целом анализ мирового опыта по локализации коррупции в системе госзакупок показывает, что для РФ в настоящее время, прежде всего, необходимо усиление авторитета официальных институтов в системе госзакупок, повышение уровня доверия к ним [5, с. 3].
На наш взгляд необходимо отметить, что в Федеральном законе №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрены такие методы борьбы с коррупцией, которые направлены на не обоснования начальной цены контракта, общественное обсуждение крупных и дорогостоящих контрактов, повышение профессиональной квалификации заказчиков, усиление ответственности чиновниковф. Анализ мирового опыта локализации коррупции в сфере бюджетных закупок свидетельствует о необходимости разработки системы комплексных методов как по тестированию сложно поддающихся наблюдению коррупционных действий, так и
способов им противодействия.
Библиографический список
1. ГуцелюкЕ.Ф. Определение признаков наличия коррупционных рисков в извещении и документации о закупках для государственных и муниципальных нужд // СевероКавказский юридический вестник. - 2016. - №2. - С. 122-128.
2. Дулина Н.В. Коррупционные риски на этапе формирования конкурсной документации в системе государственных закупок // В сборнике: Социально-экономическое развитие России и регионов в цифрах статистики. - 2017. - С. 226-229.
3. Порезанова Е.В. Противодействия коррупционных рисков в система государственных закупок в России // Противодействие коррупции: государственная политика и гражданское общество. - 2015. - Т. 15. Вып. 4. - С. 165-167.
4. Мельникова З.В., Саватеева К.А. Система контроля противодействия коррупции в сфере государственных закупок в РФ // Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 261-264.
5. Абзалов К.В.Вотинова Е.И., Шляхтина А.Е. Проблемы контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных // Сборник статей конференции «Международный молодежный симпозиум по управлению, экономике и финансам». Казань, 05-06 декабря 2017 г. - 590 с.
6. Белокрылова О.С. Методы снижения рисков коррупции в системе государственных и муниципальных закупках // Экономика государственных закупок. - 2015. - Т. 6. №4. -С. 140-146.
7. Паулов П.А., Борякин Д.В., Ревина С.Н., Лунин С.В. Противодействие коррупции в сфере государственного и муниципального управления // Учебно-методическое пособие по программе курсов повышения квалификации. - Самара, 2018.
TO THE QUESTION OF CORRUPTION RISKS IN STATE AND MUNICIPAL
PROCUREMENT
P.A. Paulov, candidate of legal sciences, associate professor N.O. Prokudina, student Samara state university of economics (Russia, Samara)
Abstract. This article is devoted to the problem of corruption risks in the system of state and municipal procurement. The world experience in the fight against corruption in this area is analyzed
Keywords: corruption risks, public procurement, methods of fighting corruption, state needs, contract system.