Научная статья на тему 'Коррупция в сфере государственных закупок в области физической культуры и спорта в РФ: основные особенности и способы противодействия'

Коррупция в сфере государственных закупок в области физической культуры и спорта в РФ: основные особенности и способы противодействия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1007
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ / МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / КОРРУПЦИЯ В СПОРТЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цветков Дмитрий Сергеевич

Исследована проблема возникновения коррупционных взаимоотношений между чиновниками и предпринимателями как в сфере государственных закупок в Российской Федерации, так и в области физической культуры и спорта. Система государственных закупок в российской экономике одна из сфер, где коррупционные явления наносят ощутимый вред национальной безопасности страны и с трудом подлежат выявлению. Между тем, эффективность управления антикоррупционными действиями в этой системе будет содействовать снижению рисков транзакционных издержек и существенной экономии бюджетных средств. Таким образом, противодействие коррупции в сфере государственных закупок в различных сферах экономики, требует совершенствования действующих механизмов управления и формирования новых. Автором определена специфика проявления коррупционных механизмов в сфере государственных закупок в области спорта и предложены принципы противодействия коррупции в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corruption in public procurement in the field of physical culture and sports in Russia: main features and ways to counter

The problem of the emergence of corrupt relationships between the officials and entrepreneurs in the field of public procurement in the Russian Federation in general and in the field of physical culture and sports, in particular has been studied. Public procurement system in the Russian economy one of the areas where corruption phenomena cause significant harm to the national security of the country and are difficult to be identified. Meanwhile, the effectiveness of anti-corruption efforts in the management of this system will help the state reduce the risk of transaction costs and achieve significant budgetary savings. Thus, the fight against corruption in the public procurement in the various sectors of the economy requires the improvement of the existing control mechanisms and the formation of new ones. The author defined the specificity of manifestations of corruption mechanisms in the field of public procurement in the sphere of sports and anti-corruption principles proposed in this direction.

Текст научной работы на тему «Коррупция в сфере государственных закупок в области физической культуры и спорта в РФ: основные особенности и способы противодействия»

lishing house "Sportakademreklama", Moscow, pp. 107-110.

12. Charter of the All-Russian sports and sports public organization "Federation of Sports Orientation of Russia" of 11.10.2013, available at: http://rufso.ru/files/2014-02-06-06-14-52ustav.pdf.

13. The federal law of 04.12.2007 No. 329-FZ "About physical culture and sport in the Russian Federation", available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc; base=LAW; n=173465.

14. Filippov, S.S. and Voronin S.E. (2001), "the Analysis of use of legal information in management of the sports and sports organizations", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 44-47.

15. Chechenkov, C.B. (2001), "Tendencies of development of national sports federations", Olympic Movement and social processes: X Anniversary All-Russian scientific and practical conference, Soviet sport, Moscow, pp. 188-191.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.03.2015.

УДК 796:34

КОРРУПЦИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РФ: ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Дмитрий Сергеевич Цветков, заместитель директора по научно-исследовательской

работе, Институт туризма, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Исследована проблема возникновения коррупционных взаимоотношений между чиновниками и предпринимателями как в сфере государственных закупок в Российской Федерации, так и в области физической культуры и спорта. Система государственных закупок в российской экономике - одна из сфер, где коррупционные явления наносят ощутимый вред национальной безопасности страны и с трудом подлежат выявлению. Между тем, эффективность управления антикоррупционными действиями в этой системе будет содействовать снижению рисков транзакционных издержек и существенной экономии бюджетных средств. Таким образом, противодействие коррупции в сфере государственных закупок в различных сферах экономики, требует совершенствования действующих механизмов управления и формирования новых. Автором определена специфика проявления коррупционных механизмов в сфере государственных закупок в области спорта и предложены принципы противодействия коррупции в данном направлении.

Ключевые слова: коррупция в государственных закупках, механизмы противодействия коррупции в государственных закупках, антикоррупционная устойчивость, коррупция в спорте.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p173-176

CORRUPTION IN PUBLIC PROCUREMENT IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN RUSSIA: MAIN FEATURES AND WAYS TO COUNTER

Dmitry Sergeevich Tsvetkov, deputy director for research work, Institute of tourism, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The problem of the emergence of corrupt relationships between the officials and entrepreneurs in the field of public procurement in the Russian Federation in general and in the field of physical culture and sports, in particular has been studied. Public procurement system in the Russian economy - one of the areas where corruption phenomena cause significant harm to the national security of the country and are difficult to be identified. Meanwhile, the effectiveness of anti-corruption efforts in the management of this system will help the state reduce the risk of transaction costs and achieve significant budgetary savings. Thus, the fight against corruption in the public procurement in the various sectors of the economy requires the improvement of the existing control mechanisms and the formation of new ones. The author defined

the specificity of manifestations of corruption mechanisms in the field of public procurement in the sphere of sports and anti-corruption principles proposed in this direction.

Keywords: corruption in public procurement, anti-corruption mechanisms in the state procurement, anti-corruption stability, corruption in the sport.

Актуальность темы исследования диктуется тем обстоятельством, что система государственных закупок в области физической культуры и спорта нуждается в повышении антикоррупционной устойчивости, для этого необходимы новые эффективные механизмы и технологии управления, которые противостояли бы коррупционным процессам.

В России национальный план противодействия коррупции будет осуществлен только в том случае, если вся система антикоррупционных мер - экономических и социальных - будет основана на научных рекомендациях, выверенных практикой.

Система государственных закупок в российской экономике - одна из сфер, где коррупционные явления наносят ощутимый вред национальной безопасности страны и с трудом подлежат выявлению. Эффективность управления антикоррупционными действиями в этой системе поможет государству снизить риск транзакционных издержек и добиться существенной экономии бюджетных средств.

Как показывает зарубежный и отечественный опыт управления процессом противодействия коррупции, борьба с этой негативной и преступной практикой, угрожающей экономической безопасности страны в различных сферах экономики, требует совершенствования действующих механизмов управления и формирования новых.

Система управления в России построена по федеративному принципу, который заключается в выделении трех уровней управления - федеральный, уровень субъектов федерации и муниципальный. Задача государственных служащих на каждом из этих уровней - осуществлять направленную на удовлетворение интересов общества, государственную политику. Финансовыми источниками реализации государственной политики являются государственные бюджетные и внебюджетные средства, которые формируются, в первую очередь, за счет налоговых поступлений. Целевое эффективное и экономное расходование этих средств позволяет государству обеспечивать реализацию поставленных перед ним целей.

При этом значительная часть бюджетных и внебюджетных средств расходуется на закупки товаров, выполнение работ и оказание услуг для удовлетворения государственных нужд - государственный заказ. В связи с тем, что закупки в рамках государственного заказа осуществляются за счет средств налогоплательщиков, эффективность расходования этих средств и противодействие их расхищению является одной из важнейших задач, государственной финансовой политики.

К числу важнейших принципов противодействия коррупции в этой приоритетной социально- экономической сфере относятся:

- эффективность;

- экономичность;

- открытость и прозрачность;

- ответственность.

Кроме уточненных автором принципов, в международной практике существуют отдельные дополнительные формы, которыми руководствуются правительства при размещении государственных заказов:

- стимулирование национального производства и рынка занятости;

- обеспечение национальной безопасности, развития регионов, поддержки малого и среднего бизнеса, охраны окружающей среды [2].

Если рассматривать специфику проявления коррупционных механизмов в сфере государственных закупок в области спорта, то можно выделить следующие основные способы проведения тендеров по закупке товаров и услуг, при которых победителями оказываются заранее определенные и аффилированные организации:

1) Сознательное предъявление требований к участвующим в торгах компаниям, которые являются дискриминационными по отношению к другим участникам, за исключением аффилированной организации.

Чаще всего это связано с наличием значительного размера финансовых гарантий, уставного капитала организаций и отсутствием нарушений в обязательствах перед другими организациями. Причем, в соответствии с Федеральным Законом 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" данные требования являются легитимными, но дают возможность устранить из тендера многие компании, особенно относящиеся к «мелкому» и «среднему» бизнесу.

2) Использование нереальных сроков для проведения работ.

Зачастую, аффилированная компания, которая была заранее проинформирована о проведении закупки, уже выполнила за счет собственных средств часть работ или услуг (или даже сделала их в полном объеме), что дает ей несомненное конкурентное преимущество перед остальными участниками. Примером такой коррупционной схемы может служить ситуация в Министерстве здравоохранения и социального развития. В 2010 году был объявлен конкурс на выполнение работ «по созданию социальной сети медицинских работников и пациентов на основе портала главных внештатных специалистов» ведомства. Стоимость проекта была 55 млн. руб., а срок выполнения - 16 дней (http://vlasti.net/news/105830). Естественно, столь нереальный срок для создания социальной сети был установлен для победы в торгах компании, уже имеющей наработки в данной сфере. В результате проведенной Минздравом РФ проверки был уволен руководитель департамента информатизации ведомства.

3) Лоббирование интересов определенной компании при помощи завышения суммы банковской гарантии или залога денежных средств.

В данном случае используется следующий механизм: при участии в государственных закупках в соответствии со ст. 44 (Обеспечение заявок при проведении конкурсов и аукционов) и ст. 45 ФЗ-44 (Условия банковской гарантии. Реестр банковских гарантий), организациям, участвующим в торгах, необходимо либо «заморозить» собственные средства в размере определенного процента от суммы контракта, либо получить банковскую гарантию на эту же сумму, но уже с оплатой услуг самого банка. Значительная сумма залога денежных средств или банковской гарантии, таким образом, так же может выступать в качестве своеобразного «фильтра» ненужных компаний-участников закупки.

4) Устранение всех организаций, за исключением аффилированной, по формальному признаку.

В данном случае находятся формальные причины для отказа в участии в закупке (например, в оформлении конкурсной документации) и затем Заказчик заключает контракт с единственным исполнителем в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 и с п. 1 ч. 1 ст. 55 Закона 44-ФЗ. Примером такой формальной причины может служить орфографическая ошибка в документе, неправильно написанный ИНН исполнителя или заказчика, неверное написание полного наименования организации-заказчика и т.п.

5) Использование в коррупционных целях инструмента «запрос котировок».

В соответствии со ст. 42 «Запрос котировок» закона №44-ФЗ «О ФКС» «Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок, если цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей». Для этого организаторы торгов принимают заявки от потенциальных поставщиков или подрядчиков с желаемыми условиями контракта по цене — это и есть прием котировок [1]. Победителем является тот, кто предлагает наименьшую цену за товар или услугу.

В данном случае возможно создание следующей коррупционной схемы: осуществляется формальная процедура, с помощью которой организатор получает котировки от добросовестных компаний (http://izvestia.ru/news/315196). Далее при помощи определенных юридических манипуляций данное мероприятие признается несостоявшимся, а все котировки сообщаются аффилированной компании. После чего проводится еще один запрос котировок с теми же участниками, но добавляется та самая аффилированная компания, который предлагает более низкую цену, чем победитель прошлого, несостоявшегося запроса котировок.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на принятие закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», существует довольно широкое поле для коррупционной деятельности, как недобросовестных чиновников, так и предпринимателей, причем в сфере государственных закупок, в том числе и закупок в сфере спорта.

Следовательно, разработка механизмов противодействия данным правонарушениям является весьма актуальной и способна сохранить значительные бюджетные средства Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173623/. - Дата обращения 01.03.2015.

2. Бажин, И.И. Управленческие механизмы предотвращения коррупции в органах власти / И.И. Бажин // Государственная служба. - 2008. - № 4 (64). - С. 23-32.

3. Храмкин, А. А. Противодействие коррупции в госзакупках / А. А. Храмкин. - М. : ИД «Юриспруденция», 2011. - 152 с.

REFERENCES

1. Federal Law ofApril 5, 2013 № 44-FZ "On the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173623/.

2. Bazhin, I.I. (2008), "Management mechanisms to prevent corruption in government", Public service, No. 4 (64), pp. 23-32.

3. Hramkin, A.A. (20111), Anti-corruption in public procurement, Publishing House "Jurisprudence", Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.03.2015.

УДК 799.311

ТЕХНОЛОГИЯ СОПРЯЖЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ К РАВНОВЕСИЮ И ОБУЧЕНИЮ ПРИЕМУ «ИЗГОТОВКА» В СТРЕЛЬБЕ ИЗ МАЛОКАЛИБЕРНОЙ ВИНТОВКИ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ СТОЯ

Виталий Петрович Черкашин, доктор педагогических наук, профессор, Общероссийский союз общественных объединений «Олимпийский комитет России»,

г. Москва,

Александр Александрович Володин, соискатель, Педагогический институт физической культуры и спорта (ГБОУ ВО МГПУ), г. Москва

Аннотация

В эксперименте апробировалась технология сопряженного формирования способности к равновесию и обучения технике «изготовки» в стрельбе из малокалиберной винтовки из положения «стоя» в упражнении «стандарт» (МВ-5). Содержание предлагаемой технологии заключалось в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.