Частноправовые (цивилистические) науки
Государственная служба и кадры. 2022. № 2. С. 97 — 98. State service and personnel. 2022;(2):97 —98.
Научная статья
УДК 347 N11014: 2012-0061-02/22-085
https://doi.org/10.24412/2312-0444-2022-2-97-98. МОБШЕй: 77/27-008-2022-02-285
Правовая природа государственного контроля в сфере предпринимательской деятельности
Дина Викторовна Алонцева1, Ольга Анатольевна Лаврищева2
1 2 Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, Елец, Россия
1 dina.alontseva@mail.ru
2 lavrischeva-olga@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена анализу сущности государственного контроля в сфере предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: контроль, надзор, предпринимательская сфера, доктринальные подходы.
Для цитирования: Алонцева Д.В., Лаврищева O.A. Правовая природа государственного контроля в сфере предпринимательской деятельности // Государственная служба и кадры. 2022. № 2. С. 97—98. https://doi.org/10.24412/ 2312-0444-2022-2-97-98.
Original article
The legal nature of state control in the field of entrepreneurship
Dina V. Alontseva1, Olga A. Lavrischeva2
1 2 Bunin Yelets State University, Yelets, Russia
1 dina.alontseva@mail.ru
2 lavrischeva-olga@mail.ru
Abstract. The article is devoted to the analysis of the essence of state control in the sphere of entrepreneurial activity. Keywords: control, supervision, business sphere, doctrinal approaches.
For citation: Alontseva D.V., Lavrishcheva O.A. The legal nature of state control in the field of entrepreneurship // State service and personnel. 2022;(2):97—98. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2022-2-97-98.
Правовая основа государственного контроля в сфере предпринимательской деятельности была заложена Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ [2]. Анализ названия данного Закона свидетельствует о том, что законодатель пошел по пути соотношения понятий «контроль» и «надзор». Указав контроль в наименовании Закона, а в скобках — надзор, законодатель дает понять, что эти понятия тождественны.
В статье 2 данного нормативно-правового акта было регламентировано официальное определение понятия «государственный контроль (надзор)». Оно достаточно широкое и объемное, что позволяет детально раскрыть юридическую сущность данной правовой категории.
Во-первых, это деятельность уполномоченных органов государственной власти как федерального, так и регионального уровня.
Во-вторых, целью государственного контроля (надзора) является деятельность, направленная на
© Алонцева Д.В., Лаврищева О.А. М., 2022.
предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований субъектами предпринимательской деятельности.
В-третьих, существуют специальные средства для достижения указанной цели (организация и проведение проверок).
1 июля 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. №№ 248-ФЗ [1]. Данный нормативный акт в ст. 1. закрепил более точное толкование государственного контроля (надзора). И теперь мы видим, что в данном правовом акте, как и в самом тексте Закона, понятия «контроль» и «надзор» употребляются как синонимы и не разграничиваются. Взгляд законодателя по данному вопросу остается неизменным.
Необходимо подчеркнуть, что позиции о соотношении понятий «контроль» и «надзор» в сфере предпринимательской деятельности придерживаются многие отечественные исследователи. Например, И.В. Ершова, О.М. Олейник, В.Т. Батычко, А.В. Пчёлкин.
№ 2/2022
Государственная служба и кадры
Российской Федерации» — определяет анализируемые категории как синонимичные.
Нельзя не отметить противоположные взгляды отечественных ученых по рассматриваемому вопросу.
Так, Я.А. Гейвандов пишет следующее: «В отечественной юридической науке концепция соотношения контроля и надзора разработана довольно подробно. И контроль, и надзор в теории российского права и в правоприменительной практике имеют самостоятельное значение и собственное содержание» [4, с. 25].
Такого же мнения придерживается и Е.Ю. Грачёва, отмечая, что контрольные и надзорные органы обладают различными полномочиями относительно проверяемых лиц [5, с. 9].
Интересной точки зрения придерживается А.А. Спектор, который указывает на то, что контроль и надзор — это самостоятельные автономные явления действительности. В основу своей точки зрения он положил понимание о разном предмете контроля и надзора. Так, в первом случае контролируется определенная сфера хозяйственной жизни общества (с возможностью вмешаться в нее при необходимости), а во втором — действия направлены на обеспечение соблюдения законности соответствующими субъектами [6, с. 62—64].
Некоторые отечественные исследователи обосновывают позицию, что надзорные функции государства уже контрольные, а именно, являются его подвидом. В основу аргументации данной позиции можно привести мнение Д.Н. Бахраха, который считает, что «надзор — это ограниченный, суженный контроль» [3, с. 320].
Обобщение теоретических трактовок российских ученых и анализ действующего законодательства РФ позволяют выявить следующие основные позиции: во-первых, наблюдается тенденция отождествления и соотношения указанных понятий; при этом они рассматриваются в качестве общего и частного;
во-вторых, они являются относительно автономными понятиями, обладающими набором специфических для них признаков, через которые реализуются отдельные функции государственного управления. Это позволяет сформировать представление о самостоятельных способах обеспечения законности в предпринимательской сфере.
Мы придерживаемся последней концепции, которая в наибольшей степени соответствует правовой природе рассматриваемых явлений, поскольку базовый закон — Закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в
Информация об авторах Алонцева Д.В. — доктор юридических наук, профессор Лаврищева О.А. — кандидат юридических наук, доцент
Information about the authors
Alontseva D.V. — doctor of law, professor Lavrischeva O.A. — candidate of law, associate professor
Статья поступила в редакцию 31.04.2022; одобрена после рецензирования 08.05.2022; принята к публикации 14.05.2022. The article was submitted 31.04.2022; approved after reviewing 08.05.2022; accepted for publication 1 4.05.2022.
Список источников
1. Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 248-ФЗ // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW
2. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW
3. Бахрах Д.Н. Административное право. 3-е изд. М.: Эксмо, 2011. 622 с.
4. Гейвандов ЯА. Содержание и основные направления государственной надзорно-контрольной деятельности в банковской сфере // Юрист. 2000. № 6. С. 24—31.
5. Грачёв АА., Капочюс М.И. Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности // The Scientific Heritage. 2020. № 45-4 (45). С. 8—10.
6. Спектор АА. Виды контроля в сфере предпринимательства // Пробелы в рос. законодательстве. 2011. № 6. С. 62—64.
References
1. Federal Law «On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation» dated 31.07.2020 № 248-FZ // http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW
2. Federal Law «On the Protection of the Rights of Legal Entities and Individual Entrepreneurs in the Exercise of State Control (Supervision) and Municipal Control» dated 26.12.2008 № 294-FZ // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW
3. Bakhrah D.N. Administrative law. 3rd ed. Moscow: Eksmo, 2011. 622 p.
4. Geyvandov YaA The content and main directions of state supervisory and control activities in the banking sector // Lawyer. 2000. № 6. Pp. 24—31.
5. Grachev AA., Kapochus M.I. State control in the sphere of entrepreneurial activity // The Scientific Heritage. 2020. № 45-4 (45). Pp. 8—10.
6. Spector AA. Types of control in the sphere of entrepreneurship / / Gaps in the Russian Federation legislation. 2011. № 6. Pp. 62—64.
№ 2/2022