Закон и право. 2022. № 4. С. 15-17.
Law and legislation. 2022;(4):15-17.
ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ
Научная статья
УДК 342; 343 NIION: 1997-0063-4/22-182
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-4-15-17 MOSURED: 77/27-001-2022-4-382
Характеристика преступлений коррупционной направленности в сфере образования
Дина Викторовна Алонцева, Ольга Анатольевна Лаврищева1
1 2 Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина, Елец, Россия
1 dina.alontseva@mail.ru
2 lavrischeva-olga@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена характеристике деяний в образовательной среде, подпадающих под квалификацию преступлений коррупционного характера. Проведен анализ судебной практики по уголовным делам коррупционного характера в системе образования.
Ключевые слова: коррупция, образование, квалификация действий.
Для цитирования: Алонцева Д.В., Лаврищева O.A. Характеристика преступлений коррупционной направленности в сфере образования // Закон и право. 2022. № 4. С. 15—17. https://doi.org/10.24412/ 2073-3313-2022-4-15-17.
THEORETICAL AND HISTORICAL LEGAL SCIENCES
Original article
Characteristics of corruption-related crimes in the field of education
Dina V. Alontseva1, Olga A. Lavrischeva2
1 2 Bunin Yelets State University, Yelets, Russia
1 dina.alontseva@mail.ru
2 lavrischeva-olga@mail.ru
Abstract. The article is devoted to the characterization of acts in the educational environment that fall under the qualification of corruption crimes. The analysis of judicial practice in criminal cases of a corrupt nature in the education system is carried out.
Keywords: corruption, education, qualification of actions.
For citation: Alontseva D.V., Lavrishcheva O.A. Characteristics of corruption-related crimes in the field of education // Law and legislation. 2022;(4):15—17. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-4-15-17.
I ■ авая характеристику преступлениям кор-I I рупционной направленности в сфере об-У ура'ованггя, следует сказать следующее: Практика Верховного Суда Российской Федерации в обобщенном формате содержит статистические данные по отдельным категориям преступлений, в том числе и по коррупционным. Показать объективный характер коррупционных преступлений в образовательной среде и количество лиц, привлеченных к ответственности, сложно.
© Алонцева Д.В., Лаврищева О.А. М., 2022. ЗАКОН И ПРАВО • 04-2022
Разрешить проблемные аспекты при уголовно-правовой квалификации действий коррупционной направленности помогает постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 (ред. от 24.12.2019) «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях», которое детализирует моменты при квалификации противоправных действий и является основой в деятельности органов следствия и суда, так как позволяет давать им правильную квалификацию преступным действиям данной направленности.
Судебная практика по делам о коррупционных правонарушениях в образовательной среде свидетельствует о следующем: квалификация преступлений, совершаемых в сфере образовательных правоотношений, различна [3].
Наиболее часто преступные действия квалифицируются согласно статьям 285, 286, 290, 291.2, 292 УК РФ; тонкая грань определения конкретного действия зависит от компетентности лица, осуществляющего оперативно-следственные действия, и от наличия доказательственной базы.
Противоправные деяния, которые мы условно назовем «коррупционные», встречаются на всех уровнях системы образования (общее, профессиональное, дополнительное). Термин «коррупционные» условно мы применяем для характеристики противоправных действий в сфере образовательных правоотношений, обращая внимание на законодательный пробел относительно легального определения «коррупционное преступление в сфере образовательных правоотношений».
Итак, постараемся разобраться, что же такое «коррупционное преступление» в сфере образования, используя материалы правоприменительной практики. Субъектом таких преступлений являются лица, не только осуществляющие образовательную деятельность, но и лица, осуществляющие организационно -распорядительные, административно-хозяйственные функции.
Объективная сторона данного вида преступления состоит, в частности, в завышении стимулирующих выплат, в выплате компенсаций за неиспользованный отпуск без фактической выдачи денежных средств, оказании платных услуг гражданам в помещениях, принадлежащих на праве безвозмездного пользования, внесение должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений, занимая должность преподавателя, и др.
Трудности при определении предмета преступления обусловливают трудности при квалификации состава преступления под конкретную статью Особенной части УК РФ. В частности, согласно ч. 1. ст. 285 УК РФ «злоупотребление должностными полномочиями, т.е. использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан» [2].
Согласно уголовному делу № 1-601/2017 п. 1 ст. 285 УК РФ инкриминирован лицу, постоян-
но выполняющему административно-хозяйственные функции в государственном образовательном учреждении, т.е. должностному лицу [4]. Противоправность заключалась в действиях умышленного характера, а именно: в необоснованном завышении стимулирующих выплат, в выплате компенсаций за неиспользованный отпуск без фактической выдачи денежных средств, в подготовке заявки в Управление федерального казначейства на получение денежных средств для выдачи в качестве компенсационных выплат за неиспользованный отпуск и др.
Указанные действия имели документарное подтверждение и явились доказательственной базой при назначении уголовного наказания.
Как показывает анализ судебной практики, ст. 285 УК РФ применяется наиболее часто в отношении лиц, осуществляющих организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.
Профессорско-преподавательский состав также относится к числу должностных лиц, поскольку в соответствии с трудовым договором и должностными инструкциями осуществляет организационно-распорядительные функции.
Анализ судебной практики позволяет прийти к выводу, что наибольшее распространение в образовательной сфере получило такое преступление, как служебный подлог.
Согласно ч. 1 ст. 292 УК РФ под служебным подлогом понимается «внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание» [2].
Например, согласно уголовному делу № 1-597/ 2017 [5] преподаватель, наделенный обязанностями по осуществлению контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе, а также наделенный на период промежуточной аттестации, в силу своего служебного положения, организационно -распорядительными функциями по приему зачетов и экзаменов по преподаваемым учебным дисциплинам, заполнению официальных документов — зачетных книжек, зачетных и экзаменационных ведомостей, удостоверяющих факты сдачи зачетов и экзаменов, имеющих юридическое значение, т.е. являющийся должностным лицом, находясь при исполнении своих должностных обязанностей, действуя из иной личной заинтересованности, совершил служебный подлог, т.е. внес заведомо ложные сведения в официальные документы.
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2022
Обратим внимание на виды наказаний, назначенных лицам, привлекаемым к ответственности за противоправные действия коррупционной направленности. В большинстве случаев за совершение преступления были назначены наказания, не связанные с лишением свободы, в частности, штраф, обязательные работы, исправительные работы, лишение права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью). При назначении наказания суд учитывал обстоятельства, смягчающие вину. В частности, при назначении наказания суд в соответствии с ч. 3 ст. 60 УК РФ учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность подсудимого.
Как правило, обвиняемые не имели судимости, совершенные умышленные преступления относились к категории средней тяжести. Исключительные обстоятельства, существенно уменьшающие степень общественной опасности преступления, не установлены. Смягчающими наказание обстоятельствами суд признавал полное признание вины, раскаяние в содеянном, явку с повинной, принятие мер к возмещению причиненного ущерба. Обстоятельств, отягчающих наказание, не установлено.
Таким образом, приведенные примеры уголовных дел показывают единичные случаи привлечения к уголовной ответственности лиц, участвующих в образовательной системе. Обобщенность судебной практики и неконсолидирован-ность законодательства создают проблемы как в процессе оперативно-розыскных мероприятий, так и в процессе правоприменения.
Список источников
1. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-Ф3 (в ред. от
26.05.2021 № 155-ФЗ) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82959/
2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/
3. Информация взята из интернет-ресурса «Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт)»: Сайт // http://sudact.ru/ (Дата обращения: 02.08.2021)
4. Информация взята из интернет-ресурса «sud-praktika.ru»: Сайт // https://sud-praktika.ru/ precedent/468725.html (Дата обращения: 02.08.2021)
5. Информация взята из интернет-ресурса «sud-praktika.ru»: сайт // https://sud-praktika.ru/ precedent/545543. html (Дата обращения: 02.08.2021)
References
1. Federal Law № 273-FZ dated 25.12.2008 «On Combating Corruption» (as amended. dated 26.05.2021 № 155-FZ) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82959/
2. The Criminal Code of the Russian Federation № 63-FZ of 13.06.1996 (as amended on 01.07.2021) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_82959/
3. The information is taken from the Internet resource «Judicial and regulatory acts of the Russian Federation (SudAkt)»: website // URL: http:// sudact.ru / (Accessed: 02.08.2021)
4. The information is taken from an Internet resource «sud-praktika.ru»: website // URL: https:// sud-praktika.ru/precedent/468725.html (Accessed: 02.08.2021)
5. The information is taken from an Internet resource «sud-praktika.ru»: website // URL: https:// sud-praktika.ru/precedent/545543.html (Accessed: 02.08.2021)
Информация об авторах
Алонцева Д.В. — доктор юридических наук, профессор Лаврищева О.А. — кандидат юридических наук, доцент
Information about the authors
Alontseva D.V. — doctor of law, professor Lavrischeva O.A. — candidate of law, associate professor
Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 18.02.2022; одобрена после рецензирования 08.03.2022; принята к публикации 14.03.2022.
The article was submitted 18.02.2022; approved after reviewing 08.03.2022; accepted for publication 14.03.2022.
LAW & LEGISLATION • 04-2022